ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность и составляющие концепций обращения с отходами 12
1.2 Принципы управления деятельностью по обращению с отходами в
муниципальном образовании 23
1.3 Инструменты нормативно-правового и экономического регулирования в
области обращения с отходами в России и за рубежом 34
1.4 Методика анализа управления системой обращения с отходами в
муниципальном образовании 43
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТРЁХГОРНОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
2.1 Анализ состава субъектов управления системой обращения с отходами в
Трёхгорном городском округе 49
2.2 Анализ документационного и методического обеспечения системы
обращения с отходами в Трёхгорном городском округе 52
2.3 Анализ показателей функционирования системы обращения с отходами в
Трёхгорном городском округе 58
2.4 Проблемы функционирования системы обращения с отходами в
Трёхгорном городском округе и необходимость её модернизации 61
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Методические подходы к совершенствованию системы управления отходами в муниципальном образовании 65
3.2 Развитие экономических методов управления утилизацией твердых
бытовых отходов, на основе их рыночной оценки 7 2
3.3 Организационно-экономические основы утилизации отходов и
использование вторичных ресурсов 84
3.4 Оценка организационной, экономической, социальной и экологической эффективности мероприятий по совершенствованию управления обращением
с отходами 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106
Отходы характеризуются как следствие процесса производства и природопользования, который создает материальную базу для воспроизводства и интеллектуального, а также духовного развития всего человечества в течение длительного времени на базе ограниченности природных ресурсов и сохранении окружающей среды.
Для удовлетворения потребностей, людьми ежегодно извлекается более 30 млрд тонн полезных ископаемых, а также перемещается от 100 до 150 млрд т земных недр. При последующей их переработке значительная часть ископаемых, к сожалению не входит ни в конечные товары, ни в продукты, образуя при этом отходы. Возникают проблемы их захоронения, складирования и, в конечном счете, защиты окружающей среды. После, готовые изделия вырабатывают предназначенный им ресурс либо снимаются с хранения с окончанием их сроков пользования, т.е. превращаются в отходы.
Можно заметить, что в своей материально-технической деятельности человечество не производит практически ничего, кроме отходов - текущих и будущих. Ими заканчивается жизненный цикл любых материальных объектов, включая все живое.
Отходы считаются самой серьезной экологической проблемой. Загрязнение окружающей среды, как промышленными отходами, так и простым бытовым мусором или ТБО увеличивается значительнее быстрее населения планеты.
Отличительной особенностью нашей страны можно обозначить то, что она обладает наибольшей территорией, и значительная часть которой еще слабо заселена и практически не затронута хозяйственной деятельностью. Наряду с этим экологическая ситуация в стране долгие годы остается не самой благополучной.
Неоправданно высокие выбросы в окружающую среду, накопление отходов, нерациональное природопользование и т. д. Происходит процесс расширения особо неблагоприятных экологических зон, дальнейшее экономическое развитие которых без надлежащих мер по охране окружающей среды может способствовать лишь образованию зон экологического бедствия. Именно поэтому исследование взаимосвязи современных технологий производства и переработки отходов является актуальным на сегодняшний день.
Еще одной важной проблемой обращения с отходами можно обозначить недостаточную изученность как экономических методов регулирования, так и отсутствие единой продуманной системы организации переработки и утилизации производственных и бытовых отходов. Управление обращением с отходами осуществляется на муниципальном уровне, но значимость данной проблемы имеет более высокий уровень: региональный, национальный, международный; все зависит от характера и масштабов образования отходов. Именно поэтому для решения данной проблемы, должна быть разработана четкая организационно - экономическая система управления обращением отходами в условиях современной рыночной экономики.
Проблема управления обращением с отходами с каждым годом становится всё острее, поэтому её формирование с использованием современных концепций и подходов является глобальной задачей. Недостаточная изученность, и степень разработанности данной темы с одной стороны, и ее высокая научно-практическая значимость с другой - обусловили выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования является деятельность муниципальных образований (МО) в области управления обращением с отходами.
Предметом исследования - концепции, подходы и инструментарий управления обращением с отходами в региональных и муниципальных системах.
Целью данной работы является обоснование методов формирования организационно-экономической системы управления обращением с отходами в муниципальном образовании.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и составляющие концепций обращения с отходами в МО.
2. Изучить принципы муниципального управления деятельностью по обращению с отходами.
3. Обобщить передовые практики обращения с отходами.
4. Оценить состояние системы управления обращения с отходами в Трёхгорном городском округе.
5. Разработать методику по формированию организационно-экономической системы управления переработкой и утилизацией отходов в МО.
6. Дать оценку организационной, экономической и экологической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию управления обращением с отходами.
Научная новизна работы заключается в разработке методики формирования организационно - экономической системы управления обращением с отходами в МО.
Наиболее существенные результаты работы, полученные автором в ходе исследования следующие:
- уточнено экономическое содержание понятия «отходы». Отходы являются привнесенным фактором деятельности производств и домохозяйств, негативно влияющим на условия жизни людей. В условиях рыночной экономики, издержки по утилизации и переработке отходов должны быть интернализованы. Интернализация - это трансформация внешних эффектов во внутренние. Интернализация внешних издержек означает трансформирование принципа «платит жертва» в принцип «платит загрязнитель». Эта проблема до конца не решена даже в странах с развитой рыночной экономикой.
- сформулированы принципы и определены критерии оценки малоотходного и безотходного производств;
- дана оценка системы управления обращением с отходами в ЗАТО Трехгорный, свидетельствующая о том, что в региональной системе имеют место ряд факторов, влияющих как положительно так и отрицательно на процессы обращения с отходами;
- разработаны методические подходы по формированию организационно-экономической системы управления обращением с отходами в МО;
- уточнена методика определения экономической эффективности мероприятий в сфере обращения с отходами.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать ее выводы и предложения в процессе разработки региональных и муниципальных программ для обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами, возможностью рационально организовать управление обращением с отходами на муниципальном уровне, а также возможностью развития предпринимательства в сфере обращения с отходами. В работе проведены расчеты, которые позволяют определить меры стимулирования государством предприятий по переработке и утилизации отходов. Предлагаемые мероприятия могут быть использованы муниципальными органами власти при реализации программ социально-экономического развития.
В зависимости от уровня производства и социально-экономического развития страны меняются объем, структура и состав отходов меняются. Основными тенденциями этой области считаются:
- объем отходов, с течением времени, возрастает в абсолютных величинах на душу населения;
- состав отходов становится более сложным, появляются все новые более экологически опасные компоненты;
- разрабатываются новые технологии в сфере переработки отходов;
- экономика и управление обращения с отходами усложняются с течением времени;
- принимаются законы и нормативно-правовые акты, которые ужесточают правила обращения с отходами;
- возрастает цена утилизации единицы отходов что привлекает частный бизнес;
- сбор и переработка отходов требуют крупных капиталовложений.
Из всех существующих направлений обращения с отходами самым экологически безопасным и наиболее предпочтительным считается их переработка (утилизация), особенно, если речь идет о создании малоотходных и безотходных технологий. В малоотходных производствах негативное воздействие на окружающую среду не превышает уровней, допускаемых санитарными органами, однако часть сырья и материалов все равно переходит в отходы и отправляется на захоронение, а при, так называемом, безотходном производстве не должно происходить выбросов в окружающую среду в принципе, и необходимо максимальное и комплексное использование сырья, а так же достигается минимум отходов всех видов (теоретически).
На сегодняшний день, в большинстве развитых стран мира было принято решение о необходимости усиления государственного регулирования в области обращения с отходами и о том, что ответственность за управление отходами должна быть сконцентрирована на самом высоком, национальном уровне. Все более масштабные обороты за рубежом набирает практика государственного нормирования уровня сбора и переработки наиболее распространенных видов отходов. Обычно, эта задача решается в рамках гос. программ с выделением существенных экономических ресурсов на данные цели.
Широкое распространение в зарубежных странах получили методы экономического стимулирования сбора и переработки отходов за счет целевого субсидирования, предоставления льготного налогообложения и кредитования, уменьшение транспортных тарифов, использования залогововозвратных и иных механизмов. Значительное внимание в развитых странах уделяется внедрению системы ответственности производителей продукции за сбор и переработку своей продукции и ее упаковки после их использования.
В России значительное внимание в планируется уделять расширению заготовительной сети и повышению качества сбора отходов. Вторичные материально-сырьевые ресурсы присутствуют практически во всех отраслях промышленности. И, что самое важное, средний коэффициент использования отходов как вторичного сырья можно оценить лишь в одну треть, что в 2 — 2,5 раза ниже, чем в других, более развитых странах. Столь низкое вовлечение отходов в хозяйственный оборот характеризуется, зачастую, высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке, а также неразвитостью производственной инфраструктуры, что в конечном итоге понижает рентабельность переработки отходов или вовсе, делает ее убыточной.
Поэтому, с целью эффективного управления обращения с отходами необходимо, в первую очередь, разработать стратегию обращения с ними, которая учитывала бы всю комплексную составляющую данного процесса и специфические особенности, и местные условия каждого региона. Ключевыми направлениями в этой области должны стать:
- уменьшение количества образования отходов;
- максимально возможное снижение содержания опасных веществ в отходах и ущерба, который они причиняют;
- максимально вторичное использование ресурсов, рециклинг и компостирование компонентов отходов;
- экологически чистая утилизация (захоронение) оставшейся части отходов.
Отсюда следует, что для стимулирования в нашей стране процесс сбора и переработки отходов необходимо создание более благоприятных условий, поэтому целесообразно принять следующие меры:
1. Разработать законодательное положение, которое стало бы объектом государственного регулирования хозяйственной деятельности в области обращения с отходами, наделив при этом какое-либо из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в данной области.
2. Ввести систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, возложив данную ответственность на собственников - производителей отходов, физ. лиц, как собственников, органы местного самоуправления как на субъекты, которые организуют сбор, вывоз и захоронение отходов.
3. Создать нормативно-правовые условия с целью наиболее эффективного использования природоохранных механизмов и инструментов гос. регулирования, в особенности разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов, платежей за размещение отходов, лицензирования, государственной экологической экспертизы.
4. Создать особые нормативно-правовые условия для применения традиционных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами, такие как налоговые льготы, снижение норм амортизации и арендной платы, государственные заказы.
5. Создать, на основании накопленного опыта, новую целевую программу национального уровня, в рамках которой были бы сосредоточены имеющиеся ресурсы и последовательно разработать решение накопившихся проблем в данной области.
Перечисленные выше меры должны поспособствовать формированию особой организационно-производственной инфраструктуры, которая стала бы способна к саморегуляции. Устойчивость данной системы должна обеспечиваться за счет покрытия убытков от организации сбора и переработки «нерентабельных» отходов и потребления с помощью, имеющихся и, рассмотренных выше, механизмов гос. регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности.
Стратегия в управлении обращением с отходами заключается, прежде всего, в соблюдении следующих принципов:
- планирование деятельности в сфере обращения с отходами до момента их образования, готовность к изменению объемов уже образующихся отходов;
- планирование деятельности в данной сфере на среднюю и долгосрочную перспективы, а не только управление текущими отходами;
- закрепление законодательно основных правил обращения с отходами, а также перспективных целей соответствующей деятельности;
- получение оперативной и прогнозируемой информации о характеристиках процесса обращения с отходами на всех его стадиях;
- применение индивидуального подхода к обращению с различными видами отходов (согласно СанПиН): строительным, медицинским и т. д.;
- внедрение современных технологий, модернизация производственного процесса на всех этапах обращения с отходами;
- привлечение различных источников финансирования мероприятий по обращению с отходами, обеспечивая, при этом, максимальную отдачу от вложенных средств;
- принятие решений, опираясь на мнения всех участников процесса обращения с отходами;
- планирование деятельности по кадровому обеспечению процесса обращения с отходами, подразумевая повышение квалификации сотрудников, подготовку молодых специалистов и т. д.;
- формирование системы экономических и регулирующих инструментов, позволяющих обеспечить соответствие стратегическим целям обращения с отходами всех участников данного процесса.
1. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Порядок обращения с отходами производства и потребления в городе
Челябинске: Приложение к решению Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/3.
3. Генеральная схема санитарной очистки территории города Владимира: принятая Советом народных депутатов города Владимира Решением N 248 от 24.10.2012 г.
4. Белоусов Л.Л. Экономические методы управления утилизацией твердых бытовых отходов/ Л.Л. Белоусов, С.А. Панков // Вестник Московского университета, 2004.
5. Бобров А.Л. Экономическое развитие России и рациональное природопользование / А.Л. Бобров, К.В. Папенов // Вестник Московского университета. - 2014.
6. Боравская Т.В. Использование и охрана природных ресурсов в России/ Т.В. Боравская // Истина - 2005.
7. Боравская Г. В. Необходимость гармонизации российскою законодательства в сфере менеджмента отходов с нормами международного права / Г.В. Боравская // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России» - 2005.
8. Бородин А.И. Эколого-экономическое управление предприятием в эффективной экономике / А.И. Бородин // Вестник Московского университета,
2007.
9. Бычкова Е.А. Механизм планирования, организации и регулирования рынка прав на экологический ущерб в регионе / Е.А. Бычкова, М.Н. Дмитриев // Менеджмент в Росси и за рубежом, 2004.
10. Гусейнова Г.Д. Система управления отходами: как улучшить экологию? / Г.Д. Гусейнова // Вестни КазНИТУ, 2012.
11. Дехтярь А.П. Оптимизация проблемы муниципальных отходов и рациональные пути ее решения / А.П. Дехтярь, А.Н. Конева, Н.П. Горох - Харьков, 2009.
12. Доброе Г.М. Прогнозирование науки и техники / Г.М. Доброе - М., 1977.
13. Завлин П.Н. Оценка эффективности инноваций / П.Н. Завлин, А.В. Васильев - СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 1998.
14. Карабасов Ю.С. Экология и управление: термины и определения / Ю.С. Карабасов, В.М. Чижикова, М.Б. Плущевский - М.: МИСИС, 2001.
15. Лившиц А.Б. Роль консалтинговых компаний в развитии рынка твердых отходов Московского региона / А.Б. Лившиц // Чистый город, 1998.
16. Океания А.Е. Экономические проблемы ресурсосбережения / А.Е. Океания - Киев: наукова думка, 1999.
17. Плущевский М.Б. Модели стратегического управления ресурсосбережением на основе концепции устойчивого развития / М.Б. Плущевский, А.А. Фаюстов // Промышленная политика в Российской Федерации,
2004.
18. Фаюстов А.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени. Управление утилизацией промышленных отходов с целью повышения эффективности ресурсосбережения / А.А. Фаюстов - М.: ГУУ, 2003.
19. Фаюстов A.A. Методы формирования предпочтений при выборе приоритетных направлений утилизации сложных технических систем / А.А. Фаюстов // Промышленная политика в Российской Федерации, 2004.
20. Ферару Г.С. Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента / Г.С. Ферару // Менеджмент в России и за рубежом, 2007.
21. Хейне Илона. Определение термина «отходы» в праве Европейского Союза / Илона Хейне - Экологическое право, 2004.
22. Черп О.М. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. /
О.М. Черп, В.Н. Виниченко - М., 1996.
23. Росстат. Промышленное производство в России / Росстат // Статистический сборник - Москва, 2016.
24. Стандартизация в России 1925-2000 / Под ред. Г.П.Воронина. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2000.
25. Айбукс. Электронно-библиотечная система - Режим доступа: http://ibooks.ru
26. Отходы производства и потребления: управление на уровне субъекта. Альтернативная региональная система управления отходами. Режим доступа - https://knowledge.allbest.ru/
27. ПНД Ф 16.3.55-08 Количественный химический анализ почв и отходов. Методика определения морфологического состава твердых отходов производства и потребления гравиметрическим методом. Режим доступа - www.standartgost.ru
28. Энциклопедический словарь. Режим доступа - www.dict.t-mm.ru/