Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенность эмоциональной привязанности детей дошкольного возраста к своим родителям

Работа №63412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6 - 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ...9
1.1. Теория привязанности Джона Боулби и Мэри Эйнсворт. Основные
понятия, термины 9 - 12
1.2. Типы привязанностей 13 - 16
1.3. Надежная привязанность и факторы её развития 17 - 19
1.4. Типы поведения родителей, ведущие к нарушению формирования
привязанности у детей. Стадии реакций ребенка на разлуку с матерью 20 - 25
1.5. Расстройства привязанности. Виды 26 - 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28 - 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ 30
2.1. Организация и методы исследования 30 - 32
2.2. Определение типов эмоциональной привязанности. Интерпретация
результатов исследования по методике Н. Каплан 33 - 36
2.3. Определение надежности привязанности детей по методике К. Керне. Интерпретация полученных результатов 37 - 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 - 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50 - 52
ПРИЛОЖЕНИЕ


Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.
О привязанности можно говорить уже с самого раннего возраста, когда появляется первая тревога при длительном отсутствии родителя рядом с ребенком (в возрасте 7 месяцев) и появлении рядом посторонних людей (ближе к 8 месяцам).
Актуальность проблемы мы можем заметить в нашем современном обществе. Нередко можно наблюдать за семьями, в которых матери, сильные и властные характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Нередко ему внушается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность общения с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность создает налет инфантильности, несамостоятельности, неуверенности в своих силах и возможностях, особенно в новых ситуациях общения, требующих принятия быстрых и связанных с риском решений.
К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительного отношения не проходят
бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью настроения и повышенной возбудимостью. Нередко такие родители согласны скорее давать детям различные успокаивающие лекарства, нежели перестраивать свое отношение друг к другу.
Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.
Вышеуказанные причины могут действовать на сознание ребенка в комплексе, провоцируя болезненную привязанность к матери. Эта привязанность не настолько безопасна, как может показаться на первый взгляд. Многие матери воспринимают болезненную реакцию ребенка на свое отсутствие всего лишь как помеху к осуществлению каких-то самостоятельных действий — к примеру, невозможность выйти из дома "без истерики", устроиться на работу и т.д. Безусловно, жизнь матери в данном случае осложняется, как осложняются и ее взаимоотношения с ребенком. Однако это только "одна сторона медали". Ведь ребенок в случае формирования болезненной зависимости и ее прогрессирования пострадает ничуть не меньше. Как правило, дети, на протяжении долгого времени растущие в постоянном страхе потери матери, и, как следствие, под ее постоянной опекой и в ее присутствии, вырастают несамостоятельными, не уверенными в себе. Нестабильность состояния психики в данном случае выступает спутником социальных сложностей, которые неминуемо ждут ребенка во взрослой жизни.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что данные знания и теории могут быть использованы педагогами/воспитателями или же самими родителями, дабы избежать нарушений в развитии ребенка, исключении вероятности его несамостоятельности, инфантильности и возникновении невротической привязанности, которая бы могла помешать ребенку в его дальнейшей жизнедеятельности.
Цель дипломной работы: исследовать особенности эмоциональной
привязанности детей дошкольного возраста к родителям.
Следовательно, чтобы достичь данную цель, я ставлю задачи:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Выбор подходящей методики, для исследования на практике.
3. Интерпретация полученных результатов.
4. Подведение итогов, анализ, вывод.
Объект исследования: эмоциональная привязанность личности.
Предметом исследования является особенности эмоциональной привязанности детей дошкольного возраста к родителям.
Гипотеза исследования: излишняя привязанность ребенка к родителям или к одному из них влечет за собой нарушения в формировании мировоззрения, сознания и психики ребенка, создавая в дальнейшем сложности в социальной среде, в которой пребывает и растет ребенок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими-либо принципами и условиями, чувством долга. Если в начале 3-го года жизни при высокой привязанности к матери еще возможны фразы типа: "Я сам люблю себя", т.е. любовь носит эгоцентрический, обращенный на себя характер, то уже в 2,5 года следует признание матери: "Я люблю тебя. Ярко проявляется осознанная потребность в нежности и ласке: "Не сердись, пожалей меня, поцелуй, почему ты грустная?". Ребенок чувствует любые отклонения в эмоциональном отношении матери: "Как это так, раньше меня любила, а теперь не любишь". Постепенно любовь к матери переходит и на отца, что особенно заметно у девочек. Есть даже пословица: "Дочь в отца - счастлива будет". Счастлива она будет в том случае, если любовь дочери отца взаимна. Это чувство создаст в дальнейшем более приемлемую модель эмоциональных отношений с представителями другого пола, включая отношения в супружестве. Подобную роль играет любовь сына и матери, если она не омрачена трениями и угрозами ее лишения.
Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным
ниже советам.
Что же можно посоветовать?
В первые месяцы жизни старайтесь не показывать при ребенке своего
тревожного состояния — оно непременно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению его спокойствия и чувства защищенности.
Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения.
Убедите отца или других членов семьи в том, что строгость и жестокость — это не одно и то же. Не заставляйте ребенка чувствовать себя беспомощным и искать зашиты.
В случае развода не разрывайте отношения маленького ребенка и отца. Даже если вы решились на полный и окончательный разрыв, пусть для ребенка он не станет внезапным. Приучите его к отсутствию отца постепенно.
Что же делать в том случае, если привязанность ребенка к матери все же принимает болезненную, навязчивую форму?
Прежде всего — не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить — он все равно этого не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты. Постоянное присутствие матери для него — насущная необходимость.
Не следует думать, что ваш ребенок "не нормальный", только потому, что все или большинство его сверстников совершенно спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей — это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.
Никогда не действуйте насильственными методами. Достаточно типичная ситуация, когда мать, отдирая от себя кричащего и обливающегося слезами
ребенка, захлопывает за собой дверь и облегченно вздыхает, оказавшись "по ту сторону баррикады". Возможно, она утешает себя мыслью о том, что ребенок все равно успокоится, отвлечется на руках у бабушки, няни или отца через какое-то время. Скорее всего, он действительно успокоится — дети в этом возрасте склонны к тому, чтобы жить непосредственными переживаниями. И все-таки, каждый такой уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.
"Внезапный уход" — также достаточно спорный метод. Заигравшийся ребенок, зная, что мать находится в соседней комнате или в кухне, не обнаружив ее там, впадает в панику. "Мама исчезла!" — думает он, не понимая, как это могло произойти, и пугаясь еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.
И все же, ситуация не настолько безысходна, как это может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если сами родители и другие члены семьи не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.
Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью — это чувство спокойствия и защищенности.
Только в этом случае он сам постепенно будет успокаиваться и начнет отпускать мать от себя, при этом совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие, пусть даже длительное. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе — все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор ребенка. Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса. Как правило, в многодетных семьях, а также в семьях с большим кругом общения дети намного реже проявляют болезненную привязанность к матери.
Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей, всячески поощряйте общение ребенка со сверстниками и с взрослыми. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.
Самостоятельность — одно из главных условий освобождения от "синдрома кенгуру". Ребенок, чувствующий собственные силы и собственные возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие матери.
В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например, в кухне. Пусть ребенок периодически прибегает к вам, уходит и снова возвращается (в тех случаях, когда ребенок, в буквальном смысле, не отпускает мать от себя ни на шаг).
После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимания, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. В том случае, если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он "отпустил вас на минутку", при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.
Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются — в этом случае вам придется некоторое время подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и продолжайте оставаться вне ее пределов несколько (не больше пяти) минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он "отпустил" вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали.
На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через семь-десять дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.
Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.
Когда время вашего отсутствия увеличится до пятнадцати-двадцати минут вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему (изредка) игрушку.
В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.
В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного.
Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери — это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.
Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Снять эмоциональную напряженность ожидания — это задача других членов семьи, без помощи которых матери едва ли удастся справиться с этой проблемой. Ребенок должен со временем понять, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.
Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.



1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно - образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.
2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М., 2003.
3. Акимова Е.В. Привязанность к матери и развитие эмпатии у детей дошкольного возраста. Дипломная работа. - М.: МГУ, 2005.
4. Бахтина Е.Н. Методика диагностики типа эмоциональной привязанности дошкольника к матери. Дипломная работа. - М.: МГУ, 1998.
5. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разным типом привязанности ребенка к матери. Дипломная работа. - М., МГУ. - 2003.
6. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби - М.: Гардарики, 2003. - 477с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби - М., 2006.
8. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К.Х.Бриш. - М.: Когнито - Центр, 2012. - 316 с.
9. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков. - Москва 2002.
10. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 2002. - № 2.
11. Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к
матери в теории Джона Боулби // Дж. Боулби. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003.
12. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Всероссийской научной конференции. Часть 1. - М., 2003.
13. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери в дошкольном и младшем школьном возрасте / Г.В.Бурменская // Психологическая диагностика. - 2005. - №4. - С.5 - 36.
14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.
15. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка.- СПб., 2006.
16. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка.- М., 1997.
18. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии.- 2000.-№5.
19. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическая связь.- СПб., 1989.
20. Мухамедрахимов Р.Ж. Метод изучения привязанности у младенцев и
детей раннего возраста // Практикум по возрастной психологии / Под ред.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2001. - С. 598-621. Методики диагностики привязанности ребенка к матери.
21. Петрова Е.Н. Особенности эмоциональной сферы детей, переживших длительный болевой синдром в раннем детстве. Дипломная работа. -
М.: МГУ, 2000.
22. Пупырева Е.В. Типы эмоциональной привязанности к матери у детей младшего школьного возраста. Дипломная работа. - М.: МГУ, 2003.
23. Ромицына Е. Е. Многомерная диагностика детской тревожности.- СПб., 2006.
24. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - № 3.
25. Томилова А.В. Развитие эмоциональной привязанности ребенка к близкому взрослому. Дипломная работа. - М.: МГУ, 2001.
26. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.
27. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающим. — М., 1993.
28. ХоментаускасГ. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.
29. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики: Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия». — М., 1997.
30. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
31. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ