Введение……………………………………………………………………...
1 Понятие туристского региона и теоретические основы его управления…………..……….……….……….……….……….…………….
1.1 Понятие туристского региона……….……….……….……….………..
1.2 Классификация туристских регионов……….……….……….………..
1.3 Управление туристским регионом……….……….……….……….…..
2 Минск как туристский регион и пути управления им………………….
2.1 Туристские возможности Минска как региона……….………….……
2.2 Исследование туристской инфраструктуры и технологии управления ею в Минске……….……….……….……….……….…………
3 Пути совершенствования управления туристским регионом «Минск»
Заключение……….……….……….……….……….……….……….………
Список использованных источников……….……….……….……….……
ТУРИЗМ, ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ, ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Объект исследования – туристский регион.
Предмет исследования – туристские возможности Минска как региона.
Цель работы: изучить особенности управления туристским регионом на основе анализа туристских возможностей Минска.
Методы исследования: анализ и синтез литературных источников и интернет источников, не включенное наблюдение, опрос экспертов.
Исследования и разработки: раскрыта сущность понятия «туристский регион», проанализирована классификация туристских регионов, а также предложены пусти совершенствования управления туристским регионом Минск».
Элементы научной новизны: разработанные рекомендации могут применяться для разработки направлений совершенствования развития туристского региона Минск, а также других регионов Беларуси.
Область возможного практического применения: разработка направлений развития туристского региона Минск.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день туризм является одной из самых высокодоходных отраслей мировой экономики. Темпы развития туризма в странах и регионах мира достигают 25-30%. Имеет место парадоксально быстрое изменение пространственной картины туризма и направленности туристских потоков.
Несмотря на достаточно хорошую теоретико-методологическую разработанность понятийно-терминологического аппарата туристики, имеется определенный круг понятий и терминов, недостаточно проработанных в отечественной и зарубежной науке. К одному из таких понятий относится и понятие "туристский регион".
Данному понятию была уготована роль центрального в одном из основных научных направлений - географии туризма. Более того, все статистические данные, отчеты и сведения о достопримечательных местах сводятся именно по туристским регионам. Следует заметить, что существует большое количество авторских позиций по вопросам определения и состава выделяемых туристских регионов.
В современных условиях туризм представляет особый, специфический вид деятельности, который реализуется в определенном туристском регионе. Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых как для организации отдыха, так и для организации учебного процесса или оздоровления [1].
При рассмотрении понятия «туристский регион» наиболее интересна позиция Кабушкина Н.И. [1], который рассматривает его с позиции наличия у туриста определенного мотива. Если в регионе предлагают туристские услуги и турист желает их получить, регион будет обладать широкой специализацией с наличием таких мест как промышленно-административные, образовательные и транспортные центры. Если турист посещает места с целью их исследования, то такой регион будет относиться к регионам узкой специализации, где основными местами посещения являются места развлечения и отдыха и места с туристскими достопримечательностями.
Для эффективного функционирования туристского региона необходимы туристские ресурсы, которые являются необходимым условием для его развития в целом и туристской деятельности на его территории в частности. В общем виде туристские ресурсы изучаются как часть антропогенной и природной среды, некие ее явления и объекты, которые востребованы человеком и составляют стимул, мотив для путешествия.
Цель курсового исследования – изучить особенности управления туристским регионом на основе анализа туристских возможностей Минска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие туристского региона;
изучить классификацию туристских регионов;
выделить особенности управления туристским регионом;
проанализировать туристские возможности Минска как региона;
исследовать туристскую инфраструктуру и технологии управления ею в Минске;
определить пути совершенствования управления туристским регионом «Минск».
Объект исследования – туристский регион. Предмет исследования – туристские возможности Минска как региона.
Значительный вклад в развитие учения о туристских регионах внесли видные отечественные исследователи, среди которых отметим деятельность А. Ю. Александровой, Д. В. Николаенко, А. В. Даринского, Ю. Д. Дмитревского, Н. С. Мироненко, А. М. Сазыкина, А. А. Романова, И. В. Зорина, Т. А.
В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы: анализ и синтез литературных источников и интернет источников, не включенное наблюдение, опрос экспертов.
Таким образом, по результатам курсового исследования можно сделать следующие выводы:
1. туристский регион - это местность, имеет какие-то памятники и приспособлены к ним туристские сооружения и услуги, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг. Таким образом, туристский регион объединяет цель поездки и туристский продукт как совокупность услуг.
2. В зависимости от мотива различаются туристские регионы широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса, пребывание в регионе узкой специализации запланировано заранее.
3. Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы – обеспечение конкурентоспособности на длительный срок. Взаимодействие хозяйствующих субъектов разных сфер деятельности (гостиниц, транспортных, торговых предприятий и т.п.), соответствующих рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона. Анализ состояния и развития регионального туризма обусловливает характерные предпосылки для целевого изучения туризма как сферы хозяйственной деятельности.
4. Минск – столица Республики Беларусь. В культурно-историческом наследии Минска значительное место принадлежит памятникам архитектуры и истории. В центре Минска образовано 5 охраняемых зон: Троицкое предместье, Раковское предместье, Верхний город, Новое место, охраняемые объекты довоенной застройки.
5. Сегодня городские власти рассматривают туризм в Минске как одно из наиболее перспективных направлений развития городской экономики. Сфера туризма является экологически чистой и способствует созданию большого количества рабочих мест, находится в тесном взаимодействии со многими другими сферами такими как: транспорт, общественное питание, гостиничный бизнес, сфера культуры, досуга и отдыха.
Для размещения туристов и гостей города свои услуги могут предложить 24 гостиницы (единовременная вместимость которых составляет 4176 человек).
На территории города расположено 2 туристические зоны: "Исторический центр города Минска" и "Лошицкий усадебно-парковый комплекс".
В городе разработано более 40 пешеходных, велосипедных и автобусных экскурсионных маршрутов с посещением объектов историко-культурного наследия, музеев, театров, выставочных галерей и других. Наиболее востребованными экскурсиями является обзорная экскурсия "Минск- столица Республики Беларусь", "Минск вечерний", "Минск древний и современный (Прошлое и настоящее города Минска)", "Храмы города Минска", "Минск спортивный".
В целом же каждый четвертый турист, прибывший в город, - гражданин России, 8,6% - Литвы, 7,2% - США, 6,4% - Германии.
6. Основными путями совершенствования управления туристским регионом Минск будут являться следующие направления развития:
– деловой, в т.ч. конгрессный туризма – проведение крупных международных конгрессов, конференций, симпозиумов на базе ведущих научных центров (Национальная академия наук, Парк высоких технологий, Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, др.), а также высокотехнологичных и наукоемких производств;
– выставочный – проведение крупных международных отраслевых и специализированных выставок и ярмарок (автомобилестроения, высокотехнологичного оборудования, мебели, дегустации и продажи сельскохозяйственной продукции, ландшафтного дизайна, напитков и другие);
– спортивный – проведение крупных международных спортивных соревнований по зрелищным видам спорта, привлекающим большое количество туристов (чемпионаты мира, национальные первенства по хоккею, футболу, теннису, боксу, гимнастике, автогонкам и другие);
– событийный – проведение ярких, привлекающих большое количество туристов фестивалей, карнавалов, смотров-конкурсов (музыкальных, театральных, кинофестивалей и других);
– культурно-познавательный туризм – посещение и осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, мест важных исторических событий, музеев.
– развлекательный туризм – получение туристами удовольствий (перечень широко используемых в практике туризма развлечений включает более 110 форм и видов). Увеличить число тематических парков развлечений и расширить перечень других объектов развлечений и проведения досуга;
– медицинский – основное и полноценное медицинское облуживание пациентов за пределами страны их постоянного проживания, возможность совместить высококвалифицированные медицинские услуги в специализированных медицинских центрах с отдыхом и досугом в туристических зонах и комплексах Минска и его ближайшего окружения;
– транзитный туризм – ознакомление с городом, его достопримечательностями, уровнем развития сферы сопутствующего обслуживания и получение информации о туристических возможностях Минска (комплексы транзитного туризма в аэропорту, на вокзале железнодорожной станции Минск-Пассажирский и автобусных вокзалах);
– экологический туризм – ознакомление с объектами, подлежащими особой и специальной охране, в том числе ареалов произрастания и обитания растений и животных, занесенных в Красную книгу Беларуси.
1 Василевский, В. Неиспользованный потенциал, или Почему зарубежные туристы рассматривают Беларусь как транзитную страну / В. Василевский // Государственный контроль. – 2012. - № 4. – С. 12-15.
2 Гайдукевич, Л. М. Белорусско-польское сотрудничество в сфере туризма: состояние и перспективы развития / Л. М. Гайдукевич // Материалы научной конференции, Вроцлав, Wschodnioznawstwo, Wroclaw, 2012. — С.35—43.
3 Локотко, А.И. Историко-культурные ландшафты Беларуси / А.И. Локотко. – Минск: Белорус. наука, 2006. – 470 с.
4 О создании туристских зон: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 мая 2005 г., № 573 [Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г. № 1689] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 1. – 5/24400.
5 О туризме: Закон Респ. Беларусь от 16 июня 2010 г. N 139-З // Нац. реестре правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. N 2/1691.
6 Об утверждении Конвенции об охране нематериального культурного наследия: Указ Президента Респ. Беларусь [№ 627 от 29.12.04] // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – Т.2. – С. 9.
7 Решетников, Д. Г. Инновации в туризме / Д.Г. Решетников // Конкурентоспособность туристкого комплекса Республики Беларусь / под ред. Е.Г. Кириенко, Д.Г. Решетникова, А.И. Тарасенка. — Минск:БГПУ, 2010. — Гл. 5.1. — С. 145– 148
8 Решетников, Д.Г. География туризма Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / Д.Г. Решетников. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2011. – 320 с.
9 Решетников, Д.Г. Международный туризм в системе внешней торговли Беларуси: учеб. пособие для студентов фак. междунар. отношений специализации Е 1-26 02 02 10 «Менеджмент в сфере международного туризма» / Д.Г. Решетников. – Минск: БГУ, 2004. – 195 с.
10 Решетников, Д.Г. Современные особенности развития въездного туризма в Республике Беларусь / Д.Г.Решетников // Новая экономика. –2010. – № 2. – С. 146-151.
11 Самусік, А.Ф. Помнікі гісторыі і культуры Беларусі: Вучэб. дапаможнік /А.Ф.Самусік: − Мінск.: БДЭУ, 2004. – 209с.
12 Сардаров, А.С Путетворение: история и культура белорусских дорог / А. С. Сардаров. - Минск: Беларуская навука, 2009. - 191 с.
13 Сороко, П. О. Туристский продукт Беларуси на российском рынке: состояние и перспективы / П. О. Сороко // Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы ХII Междунар. конф., посвящ. 92-летию образования БГУ, Минск, 30 окт. 2013 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. — С. 242—243.
14 Туристские регионы Беларуси / З. Я. Андриевская и др.. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2008. - 600 с.
15 Федорова, И.Л. Географические аспекты организации культурного туризма / И.Л. Федорова // Веснік Брэсцкага ун-та. Серыя 5. – 2011. - № 1. – С.117-124.
16 Чантурия, В.А. Архитектурные памятники Белоруссии. / В.А.Чантурия. Мн: Полымя, 1982 – 95 с.
17 Чантурыя У. А., Казакоў Ю. I. Архiтэктурныя помнiкi Нясвiжа: Гiст.-архiт. нарыс. - Мн.: Полымя, 1989
18 Шульга, Ч. Стало модно проводить свободное время на экскурсиях / Ч. Шульга // Туризм и отдых. – 2008. – 25 сентября. – С. 4.