Введение 3
Глава I. Понятие, сущность, содержание и этапы проектных технологий .8
§1. История возникновения проектной деятельности 8
§2. Содержательная основа проектных технологий 11
§3 Психолого-педагогические условия проектирования 21
§4 Этапы работы над проектом 24
Глава II. Проектные технологии при изучении Второй Мировой войны в
школе 27
§1.Условия реализации проектных технологий при изучении Второй
Мировой войны в школе 32
§2. Практическое применение метода проектов на уроках истории при
изучении Второй Мировой войны 40
Заключение 41
Список использованных источников и литературы
В современном мире человек умеющий решать проблемы, ставить перед собой задачи, умеющий правильно говорить отстаивать свою точку зрения является важным и сильным звеном общества. И именно школа должна готовить таких людей. Ученики должны не просто учиться и зубрить предметы, они должны быть втянуты в учебный процесс. Нужно чтобы учащиеся имели возможность формировать всесторонне развитую личность, проявлять свои творческие способности.
Сейчас школа всё пытается перейти на самообразование учеников. Когда учителя создают условия для самореализации учащихся. Это способствует формированию развития способностей применять полученные знания и навыки в различных видах деятельности, будь то конференция, олимпиада или проектная работа. Остановимся на последнем, так как данный вид деятельности имеет большую значимость и практическое применение в школе.
Современное содержание образование предполагает, что процесс обучения должны быть построен на личностной ориентации предполагающий развитие личностных способностей учеников. Креативность мышление и творческие способности учащихся должны принимать вид готовой образовательной продукции. И именно метод проектов помогает нам решить такие задачи.
Актуальность темы: На дворе 2017 год. Уже прошло 76 лет с начала Второй Мировой войны. Это событие было самым страшным и ужасающим в
истории XX века. Времени на изучение данной темы в школе отводится не более 3 часов. За данный период учащиеся не получат никаких особенных знаний, кроме как конкретных участников и даты начала войны. Но ведь есть и другие вопросы, которые требуют особого внимания, например:
-Почему Фашистская Германия, в середине XX века, после поражения в Первой Мировой войне, вновь обнажила свой меч против всего мира?
Какими средствами располагала «военная машина» Германии на начало Второй Мировой войны? И т.д.
Вопросов очень много, которые требуют тщательного разбора и исследования. В этих вопросах, нам помогут проектные технологии, укрепившиеся в школьной практике и среди преподавателей. Именно данный способ самореализации и исследовательской деятельности учащихся решает основную задачу школы, как разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности1.
Тем самым при изучении истории Второй Мировой войны проектные технологии стали неотъемлемой частью обучающего процесса. Учащиеся не только познают суть и проблему, поставленную перед ними учителем, они сами становятся многосторонней и развитой личностью, готовой к любым инновационным изменениям в обществе.
Характеристика источников и литературы.
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы научная литература, авторские статьи педагогов,
1 Москалева T.JI. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании //http://nsportal.ru [Электронный ресурс 31.12.2016]
проанализированы источники. При характеристике использованной литературы нами использовался проблемный принцип.
В статье Томиной Елены Федоровны1 мы знакомимся с историей появления проектного метода, зародившегося в США в начале XX века. Так же там описывают задачи, которые были поставлены в период 60-80 гг. XX века
Москалева T.JI2 поясняет основы проектного обучения, что лежит в понимании данной технологии так же описывает цели проектного обучения.
В работе Тюмакова О.Н нас знакомят с типологией проектов и практическим применением элементов проектной технологии. Автор высказывает
мнение, «что данная технология учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества3».
Большую часть информации была получена из учебного пособия Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся4. Данное пособие даёт полное представление о проектной деятельности в целом её историю и развитие, как и где зародился метод проектов. Был ли он распространён в России? На все эти вопросы нам и даёт ответы данное пособие.
1 Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: История и современность // Вестник ОГУ 2011. - №2. - С.360-366 [Электронный ресурс, дата скачивания 12.01.2017]
2 Москалева Т.Л. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный
метод в школьном образовании // http://nsportal.ru [Электронный ресурс 31.12.2016]
Тюмакова О.Н. Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания) // [Электронный ресурс, дата скачивания 2.02.2017] Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учеб. Пособие. - Омск., 2005. - С 90. [Электронный ресурс, дата скачивания 6.03.2017]
Так же в работе использовались курсовые работы Панова О.О1. В них описаны тактико-технические характеристики фашистской Германии и Советского союза, что помогло в написании и создании проекта.
И конечно в данной работе использованы последние статьи Звонаревой Т.Н Проектная технология2.
Объектом исследования выступает содержание современного исторического школьного образования при изучении Второй Мировой войны.
Предметом выпускной квалификационной работы - формирование исследовательских навыков учащихся в изучение истории Второй Мировой войны при помощи проектных технологий.
Методология исследования обусловлена целью и задачами выпускной
квалификационной работы, а также особенностями исследуемого материала. В качестве методов исследования были использованы общенаучные методы: теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы, благодаря которому мы смогли выяснить организацию проектной технологии в школе.
Рабочая гипотеза исследования. Для более подробного и тщательного изучения истории Второй Мировой войны стоит применять проектные технологии. Таким образом, учитель должен:
1. Создать условия для самореализации учеников, вовлечь их в исследовательскую деятельность
2. Курировать, наставлять и помогать им в достижении их цели
1 Курсовая работа «Вооружение Советского союза в годы Великой Отечественной войны» // Личный архив Панова 0.0
г Звонарева Т.Н Проектная технология // http://nsporta1.i-u / [Электронный ресурс дата скачивания 25.02.2017]
Целью данного исследования является применение проектных технологий при изучении Второй Мировой войны учащимися 9-11 классов в школе.
Исходя из выше поставленной цели, вытекают задачи, требующие решения:
1 рассмотреть сущность проектных технологий
2) Создать условия для реализации проектных технологий в изучении Второй Мировой войны в школе
3) Организация проектной деятельности на примере изучения оружия Второй Мировой войны.
Научная новизна исследования состоит в попытки создания условий, для формирования исследовательских навыков у учащихся посредством проектной деятельности в период изучения истории Второй Мировой войны в школе.
Практическая значимость исследования. Собранный и систематизированный фактический материал, сделанные на основе его анализа выводы могут найти применение для использования учителями при подготовке проектов для учащихся по истории Второй Мировой войны. Также данный
материал способствует организации изучения Всемирной истории и развития у учащихся кругозора знаний.
В заключение данной работы хочется отметить содержательную основу исследования и подвести итоги. При изучении данной была изучена история создания и практического применения метода проектов в школе, была рассмотрена содержательная основа проектных технологий, которая поможет учителю в дальнейшем при применении данного метода на практике. Были решены все поставленные задачи.
Условия, выдвигаемые данной работой, помогут в будущем всем, кто захочет применить методику проектов в школе. Ведь суть данного метода в личностном развитии учащихся, формирование навыков исследования, анализа и синтеза данных при изучении выбираемой темы. Так же стоит отметить и коммуникативную сторону метода, ведь в ходе процесса ученики развивают свои навыки общения, увеличивают словарный запас и развивают дикцию речи
По мнению автора, цель работы была полностью достигнута и реализована. Применение проектных технологий в школе является самым перспективным методом обучения для более качественного развития личностной основы ребенка. Конечно, стоит отметить работу учителя, который решиться взяться за такой метод, ведь без должной подготовки и энтузиазма, данный метод потеряет свою эффективность. Поэтому хочется ещё раз отметить роль учителя в данной технологии как важную составляющую деталь всего процесса.
Изучение история это как собирать мозаику, мы выстраиваем все события и все тонкости того времени по крупицам изучая их и исследуя. Любое историческое событие скрывает в себе множество тайн, которые хочется преподнести ученикам на уроках истории. И Вторая Мировая война не исключение. Применение проектной технологии в изучении этой темы
даёт возможность учащимся проявить свой потенциал, показать свои навыки, четко сформулировать свои интересы и совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать её, выделять главные компоненты и основную идею, что поможет им в дальнейшей учебной деятельности.
Москалева T.JI. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании // http://nsportal.ru [Электронный ресурс 13.12.2016]
Убонова М.Ю. Что такое проект? // http://nsportal.ru [Электронный ресурс, дата обращения 21.01.2017]
Звонарева Т.Н Проектная технология // http://nsportal.ru / [Электронный ресурс дата скачивания 25.02.2017]
Рабочая программа курса «История. Новейшее время» для 9 класса // [Электронный ресурс, дата скачивания 4.01.2017]
Курсовая работа «Вооружение Г ермании в годы Второй Мировой войны» // Личный архив Панова 0.0
Курсовая работа «Вооружение Советского союза в годы Великой Отечественной войны» // Личный архив Панова 0.0
Романов А., Оружие Победы (1-36) - Торпедные катера, //ООО Студия "КРЫЛЬЯ России" [Электронный ресурс, дата скачивания 29.09.2014г, 15:37]
II. Литература
2. 1 Березикова Т.С. Проектная деятельность на уроках истории // https://pedportal.net / [Электронный ресурс, дата обращения 1.03.2017]
2. 2 Демчук И.Е., Емельянова В.В. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности // http://5fan.ru / [Электронный ресурс, дата обращения
14.014.2017]
2. 3 Жукова И. Н. Использование метода проектов на уроках истории и обществознания // http://metodic-schoo 1 .ru // [Электронный ресурс, дата обращения 20.04.2017]
2.4 Загладин Н.В. учебник истории для 9 класса «Всеобщая история. Новейшая истории XX — начало XXI века»/ [Электронный ресурс, дата скачивания 30.11.2016]
2. 5 Звонарева Т.Н Проектная технология // http://nsportal.ru /
[Электронный ресурс дата скачивания 25.02.2017]
2.6 История возникновения проектной деятельности // http://works.doklad.rU/view/0iM61igBvm0/2.html [Электронный ресурс, дата обращения 15.01.2017]
2. 7 Калмыкова С. В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории // http:// festi у all september.ru / [Электронный ресурс, дата обращения
16.04.2017]
2. 8 Каптелина .О.П «Применение проектных технологий на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе» // https://infourok.ru [Электронный ресурс, дата обращения 13.03.2017]
2. 9 Колесникова С.А. Доклад «Проектная деятельность на уроках истории» // https://multiurok.ru / [Электронный ресурс, дата обращения 1.03.2017]
2. 10 Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учеб. Пособие. - Омск., 2005. - С 90. [Электронный ресурс, дата скачивания 6.03.2017]
11 Организация проектной деятельности в школе //
https://'karpovaludmila.jimdo.com / [Электронный ресурс, дата обращения
13.03.2017]
2. 12 Перова Т.А. Использование метода проектов на уроках истории // http://www.uchportal.ru / [Электронный ресурс, дата обращения 13.01.2017] 2. 13 Проектная деятельность на уроках истории // https://refdb.ru / [Электронный ресурс, дата обращения 13.04.2017]
2. 14 Проектная деятельность на уроках истории и обществознания// https://avratmusin.ru / [Электронный ресурс, дата обращения 15.06.2017]
2. 15 Проектная методика и её использование на уроках истории // https://infourok.ru // [Электронный ресурс, дата обращения 23.04.2017]
2. 16 Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: История и современность // Вестник ОГУ 2011. - №2. - С.360-366 [Электронный ресурс, дата скачивания 12.01.2017]
2. 17 Тюмакова О.Н. Проектные технологии на уроках истории и