РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований) 7
1.1. Определение понятия «языковая личность» в лингвистике,
лингводидактике и педагогике 7
1.2. Цветонаименования как объект лингвистических исследований 14
Глава 2. Методические основы развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований) 24
2.1. Проблема развития младшего школьника как языковой
личности (обзор методической литературы) 24
2.2. Экспериментально-методическая работа, направленная на
развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований) 30
Заключение 61
Библиографический список 65
Приложение
Глава 1. Теоретические предпосылки развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований) 7
1.1. Определение понятия «языковая личность» в лингвистике,
лингводидактике и педагогике 7
1.2. Цветонаименования как объект лингвистических исследований 14
Глава 2. Методические основы развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований) 24
2.1. Проблема развития младшего школьника как языковой
личности (обзор методической литературы) 24
2.2. Экспериментально-методическая работа, направленная на
развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований) 30
Заключение 61
Библиографический список 65
Приложение
В сознании носителя языка картина мира формируется, оформляется с помощью единиц языка, закрепляется в языковом сознании индивида, то есть составной частью, компонентом, репрезентантом картины мира является языковая картина мира (И.Б. Игнатова, Ю.Н. Караулов, О.Л. Каменская, В.И. Постолова, Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, А.А. Уфимцева), одну из заметных частей которой составит цветовая, или лингвоцветовая картина мира.
В языковом сознании человека и человечества рождается и формируется то, что и может быть названо цветовой картиной мира. На наш взгляд, цветовая картина мира есть совокупность представлений человека о мире, отражающихся через призму цветовых ощущений, материализующихся посредством речи.
Колористическая лексика получила научное освещение в различных аспектах: в сопоставительных исследованиях (П.П. Антоненко, Л. Байрамова, А.П. Василевич, В.Г. Гак, Ш.К. Жаркынбекова, Т.Ю. Светличная, С.Г. Тер- Минасова и др.), в рамках исторического направления (Н.Б. Бахилина, Л.С. Грановская, Т.И. Вендина и др.), психолингвистическом (Р.М. Фрумки¬на, А.П. Василевич, А.И. Белов), лингвокультурологическом, этнокультурном (А.П. Василевич, О.В. Белова, Н.В. Серов и др.), когнитивном (Т.И. Вендина, Е.В. Рахилина, И.А. Стернин и др.).
В.Г. Кульпина определяет колоративы как достаточно чётко очерченную в языке группу прилагательных, обозначающих цвет. Внутри цветообо- значений автор выделяет две семантические группы: собственно колоративы (красный, коралловый, голубой и т.д.) и дополнительные характеристики цвета (светлый, тёмный, густой и др.) (Кульпина, 2002, 76).
Изучая родной язык, школьник познаёт объективно существующую действительность, которая в его сознании отражается с помощью единиц языка. В сознании обучающегося формируется объективная картина мира, национально и индивидуально обусловленная. Чем больше познаёт ребёнок родной язык, тем шире и разнообразнее картина мира в его сознании. Вследствие обучения в начальных классах продолжается формирование языкового сознания, в котором в единицах языка находит отражение картина мира.
Формирование языковой личности младшего школьника в процессе языкового и речевого развития (Т.Г. Рамзаева, Л.В. Савельева, Е.П. Суворова и др.), расширение восприятия ребенком многоцветного окружающего мира (А.П. Журавлев, Н.В. Серов, П.В. Царев), развитие эстетических потребностей обучающегося (см. ФГОС), осознание им цветовой лексики как словарного богатства языка углубляют внимание учащихся к семантике функционирующего слова в устной и письменной речи, повышая тем самым уровень владения языковой, лингвистической и коммуникативной компетенциями.
На уроках русского языка учитель формирует в языковом сознании младшего школьника цветонаименование, насыщая словарь и речь ребёнка цветонаименований разного состава и образования. На уроках русского языка в начальных классах, как подсказывает проведённое исследование и наши наблюдения, почти не уделяется внимания этому аспекту обучения языку. Результатом такого подхода является то, что школьники владеют очень ограниченным составом цветообозначений и, как правило, не используют в речи и в творческих работах способы образования колоративов, существующие в системе языка.
В связи с установленными выше фактами нами был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований)».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.
Изучение теоретической литературы по предмету исследования убедило нас в следующем.
В условиях коммуникативной деятельности (реальной или виртуальной) дискурсивная личность субъекта конкретизируется в его коммуникативной личности, ответственной за протекание коммуникации, активируя тем самым резервы языковой личности, необходимые для формирования / восприятия вербального сообщения (текста). Понятие дискурсивной личности, все активнее используемое в современной науке о языке, является комплексным когнитивно-коммуникативным феноменом, который требует подключения к анализу как лингвистических, так и экстралингвистических факторов: ментальных, психологических, социокультурных, этнокультурных и пр.
Учитель начальной школы, на наш взгляд, формируя в языковом со-знании ребенка цветовую картину мира, должен особое внимание уделять развитию у младших школьников умения не только эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире и в произведениях писателей и художников, но и называть этот цвет в речи с помощью развитой системы цветолексики, что, безусловно, будет способствовать обогащению детской речи. Количество цветообозначений (образованных разными знакомыми детям способами), называющих разнообразные оттенки цвета, должно быть достаточно большим, чтобы ученики легко могли передать все цветовое многообразие окружающего мира, чтобы картина мира, сформировавшаяся в сознании ребенка, была насыщена цветом. Особенно важно, чтобы этими языковыми возможностями цветообозначения владел и сам учитель, чтобы суметь вовремя ввести их в активный или пассивный словарь учащихся.
В ходе практической работы, мы проанализировали педагогический опыт, который позволил выявить, что использование данных средств формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на русском языке. Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителей на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности. Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.
Затем мы реализовали экспериментальную работу, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Нами выделены три основных критерия оценки сформированности языковой личности младших школьников (на материале цветонаименований): владение основными лингвистическими понятиями, необходимыми для введения новых цветонаименований и её активного усвоения - лингвистический критерий; владение определённым количеством цветонаименований, представленной всеми частями речи и репрезентирующей цветовую картину русского языка - языковой критерий; умение использовать цветонаименова-ния в языковом творчестве, при устном или письменном высказывании - коммуникативный критерий.
С учётом всех критериев мы выделили три уровня сформированности языковой личности у младшего школьника (на примере цветонаименований): высокий, средний и низкий.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности языковой личности в процессе изучения цветонаименований младших школьников по критериям, определёнными нами выше.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся были предложены несколько групп заданий, выполнение которых позволило определить, в какой степени учащиеся начальной школы владеют всеми видами языковой компетенции, необходимыми для активного усвоения цветонаименований.
Для реализации цели констатирующего эксперимента в соответствии с критериями учащимся предлагались следующие блоки заданий.
Констатирующий эксперимент, показал, что речь детей младшего школьного возраста бедна цветонаименованиями. Скудный количественный запас цветонаименований в словаре ребёнка вызывает затруднения при построении словосочетаний, текстов типа описания. Большинство учащихся, называя цвет, не имеют представления о его семантике и происхождении. Определяя бирюзовый цвет, ребёнок назвал берёзовый, в детском представлении эти слова являются синонимами. Данный этап позволил нам определить уровень подготовленности учащихся к формированию языковой личности в процессе изучения цветонаименований, который мы учли при реализации формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирующий этап предполагал подбор комплекса упражнений и заданий с привлечением текстов, насыщенных цветовой лексикой, способствующих развитию выразительной, красочной, образной, яркой речи учащихся с разным уровнем речевого развития, что нашло отражение в предложенной методической системе. В рамках данного этапа мы реализовали следующие виды работ: разработали специальную систему упражнений; подо-брали учебные тексты, насыщенные цветонаименованиями. Помимо этого, были подобраны: а) репродукции картин художников-пейзажистов; б) дополнительные дидактические материалы, извлечённые из работ учёных и методистов (Н.Б. Бахилина, А.П. Василевич, В.В. Колесов, С. Симонова и др.).
На наш взгляд, представленный материал, позволил наполнить детскую речь цветонаименованиями, сделать её яркой, выразительной, образной. Предложенный нами комплекс упражнений и заданий затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает общие возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; её мы считаем достаточно полной и эффективной.
Проверить эффективность проведенной работы, позволил третий этап экспериментальной работы - контрольный, где был определён уровень сформированности языковой личности у младших школьников при изучении цветонаименований.
Данные контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся на высоком уровне усвоили цветонаименования и получили достаточную основу, базу для формирования языковой личности на следующем этапе обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о его эффективности и правильности избранного пути формирования языковой личности младшего школьника.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития языковой личности на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия развития языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований).
Гипотеза исследования: развитие языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований) будет эффективным, если:
1. Систематически проводить работу по развитию языковой личности младшего школьника, наряду с традиционными приемами работы использовать проблемные и творческие задания.
2. Использовать различные виды заданий, направленные на классификацию цветонаименований.
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1 .Рассмотреть определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике.
2.Охарактеризовать цветонаименования как объект лингвистических исследований
3. Раскрыть проблему развития младшего школьника как языковой личности (обзор методической литературы).
4.Организовать и провести экспериментально-методическую работу, направленную на развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа № 33, г. Белгород. 4 класс: 30 человек.
Практическая значимость заключается в определении и апробации методических условий по развитию языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, указана практическая значимость работы и краткое содержание.
В первой главе «Теоретические предпосылки развития младшего школь-ника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований)» раскрыто определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике; охарактеризовано цветонаименование как объект лингвистических исследований.
Во второй главе «Методические основы развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований)» рассмотрена проблема развития младшего школьника как языковой личности (обзор методической литературы). Организована и проведена экспериментально-методическая работа, направленная на развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований)
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В приложении представлены материалы практической работы, проведённой в начальной школе.
Объем выпускной квалификационной работы 71 страниц. Она содержит 8 таблиц и 1 рисунок.
Список использованной литературы содержит 61 источник.
В языковом сознании человека и человечества рождается и формируется то, что и может быть названо цветовой картиной мира. На наш взгляд, цветовая картина мира есть совокупность представлений человека о мире, отражающихся через призму цветовых ощущений, материализующихся посредством речи.
Колористическая лексика получила научное освещение в различных аспектах: в сопоставительных исследованиях (П.П. Антоненко, Л. Байрамова, А.П. Василевич, В.Г. Гак, Ш.К. Жаркынбекова, Т.Ю. Светличная, С.Г. Тер- Минасова и др.), в рамках исторического направления (Н.Б. Бахилина, Л.С. Грановская, Т.И. Вендина и др.), психолингвистическом (Р.М. Фрумки¬на, А.П. Василевич, А.И. Белов), лингвокультурологическом, этнокультурном (А.П. Василевич, О.В. Белова, Н.В. Серов и др.), когнитивном (Т.И. Вендина, Е.В. Рахилина, И.А. Стернин и др.).
В.Г. Кульпина определяет колоративы как достаточно чётко очерченную в языке группу прилагательных, обозначающих цвет. Внутри цветообо- значений автор выделяет две семантические группы: собственно колоративы (красный, коралловый, голубой и т.д.) и дополнительные характеристики цвета (светлый, тёмный, густой и др.) (Кульпина, 2002, 76).
Изучая родной язык, школьник познаёт объективно существующую действительность, которая в его сознании отражается с помощью единиц языка. В сознании обучающегося формируется объективная картина мира, национально и индивидуально обусловленная. Чем больше познаёт ребёнок родной язык, тем шире и разнообразнее картина мира в его сознании. Вследствие обучения в начальных классах продолжается формирование языкового сознания, в котором в единицах языка находит отражение картина мира.
Формирование языковой личности младшего школьника в процессе языкового и речевого развития (Т.Г. Рамзаева, Л.В. Савельева, Е.П. Суворова и др.), расширение восприятия ребенком многоцветного окружающего мира (А.П. Журавлев, Н.В. Серов, П.В. Царев), развитие эстетических потребностей обучающегося (см. ФГОС), осознание им цветовой лексики как словарного богатства языка углубляют внимание учащихся к семантике функционирующего слова в устной и письменной речи, повышая тем самым уровень владения языковой, лингвистической и коммуникативной компетенциями.
На уроках русского языка учитель формирует в языковом сознании младшего школьника цветонаименование, насыщая словарь и речь ребёнка цветонаименований разного состава и образования. На уроках русского языка в начальных классах, как подсказывает проведённое исследование и наши наблюдения, почти не уделяется внимания этому аспекту обучения языку. Результатом такого подхода является то, что школьники владеют очень ограниченным составом цветообозначений и, как правило, не используют в речи и в творческих работах способы образования колоративов, существующие в системе языка.
В связи с установленными выше фактами нами был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований)».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.
Изучение теоретической литературы по предмету исследования убедило нас в следующем.
В условиях коммуникативной деятельности (реальной или виртуальной) дискурсивная личность субъекта конкретизируется в его коммуникативной личности, ответственной за протекание коммуникации, активируя тем самым резервы языковой личности, необходимые для формирования / восприятия вербального сообщения (текста). Понятие дискурсивной личности, все активнее используемое в современной науке о языке, является комплексным когнитивно-коммуникативным феноменом, который требует подключения к анализу как лингвистических, так и экстралингвистических факторов: ментальных, психологических, социокультурных, этнокультурных и пр.
Учитель начальной школы, на наш взгляд, формируя в языковом со-знании ребенка цветовую картину мира, должен особое внимание уделять развитию у младших школьников умения не только эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире и в произведениях писателей и художников, но и называть этот цвет в речи с помощью развитой системы цветолексики, что, безусловно, будет способствовать обогащению детской речи. Количество цветообозначений (образованных разными знакомыми детям способами), называющих разнообразные оттенки цвета, должно быть достаточно большим, чтобы ученики легко могли передать все цветовое многообразие окружающего мира, чтобы картина мира, сформировавшаяся в сознании ребенка, была насыщена цветом. Особенно важно, чтобы этими языковыми возможностями цветообозначения владел и сам учитель, чтобы суметь вовремя ввести их в активный или пассивный словарь учащихся.
В ходе практической работы, мы проанализировали педагогический опыт, который позволил выявить, что использование данных средств формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на русском языке. Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителей на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности. Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.
Затем мы реализовали экспериментальную работу, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Нами выделены три основных критерия оценки сформированности языковой личности младших школьников (на материале цветонаименований): владение основными лингвистическими понятиями, необходимыми для введения новых цветонаименований и её активного усвоения - лингвистический критерий; владение определённым количеством цветонаименований, представленной всеми частями речи и репрезентирующей цветовую картину русского языка - языковой критерий; умение использовать цветонаименова-ния в языковом творчестве, при устном или письменном высказывании - коммуникативный критерий.
С учётом всех критериев мы выделили три уровня сформированности языковой личности у младшего школьника (на примере цветонаименований): высокий, средний и низкий.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности языковой личности в процессе изучения цветонаименований младших школьников по критериям, определёнными нами выше.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся были предложены несколько групп заданий, выполнение которых позволило определить, в какой степени учащиеся начальной школы владеют всеми видами языковой компетенции, необходимыми для активного усвоения цветонаименований.
Для реализации цели констатирующего эксперимента в соответствии с критериями учащимся предлагались следующие блоки заданий.
Констатирующий эксперимент, показал, что речь детей младшего школьного возраста бедна цветонаименованиями. Скудный количественный запас цветонаименований в словаре ребёнка вызывает затруднения при построении словосочетаний, текстов типа описания. Большинство учащихся, называя цвет, не имеют представления о его семантике и происхождении. Определяя бирюзовый цвет, ребёнок назвал берёзовый, в детском представлении эти слова являются синонимами. Данный этап позволил нам определить уровень подготовленности учащихся к формированию языковой личности в процессе изучения цветонаименований, который мы учли при реализации формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирующий этап предполагал подбор комплекса упражнений и заданий с привлечением текстов, насыщенных цветовой лексикой, способствующих развитию выразительной, красочной, образной, яркой речи учащихся с разным уровнем речевого развития, что нашло отражение в предложенной методической системе. В рамках данного этапа мы реализовали следующие виды работ: разработали специальную систему упражнений; подо-брали учебные тексты, насыщенные цветонаименованиями. Помимо этого, были подобраны: а) репродукции картин художников-пейзажистов; б) дополнительные дидактические материалы, извлечённые из работ учёных и методистов (Н.Б. Бахилина, А.П. Василевич, В.В. Колесов, С. Симонова и др.).
На наш взгляд, представленный материал, позволил наполнить детскую речь цветонаименованиями, сделать её яркой, выразительной, образной. Предложенный нами комплекс упражнений и заданий затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает общие возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; её мы считаем достаточно полной и эффективной.
Проверить эффективность проведенной работы, позволил третий этап экспериментальной работы - контрольный, где был определён уровень сформированности языковой личности у младших школьников при изучении цветонаименований.
Данные контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся на высоком уровне усвоили цветонаименования и получили достаточную основу, базу для формирования языковой личности на следующем этапе обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о его эффективности и правильности избранного пути формирования языковой личности младшего школьника.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития языковой личности на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия развития языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований).
Гипотеза исследования: развитие языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований) будет эффективным, если:
1. Систематически проводить работу по развитию языковой личности младшего школьника, наряду с традиционными приемами работы использовать проблемные и творческие задания.
2. Использовать различные виды заданий, направленные на классификацию цветонаименований.
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1 .Рассмотреть определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике.
2.Охарактеризовать цветонаименования как объект лингвистических исследований
3. Раскрыть проблему развития младшего школьника как языковой личности (обзор методической литературы).
4.Организовать и провести экспериментально-методическую работу, направленную на развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа № 33, г. Белгород. 4 класс: 30 человек.
Практическая значимость заключается в определении и апробации методических условий по развитию языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, указана практическая значимость работы и краткое содержание.
В первой главе «Теоретические предпосылки развития младшего школь-ника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований)» раскрыто определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике; охарактеризовано цветонаименование как объект лингвистических исследований.
Во второй главе «Методические основы развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований)» рассмотрена проблема развития младшего школьника как языковой личности (обзор методической литературы). Организована и проведена экспериментально-методическая работа, направленная на развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований)
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В приложении представлены материалы практической работы, проведённой в начальной школе.
Объем выпускной квалификационной работы 71 страниц. Она содержит 8 таблиц и 1 рисунок.
Список использованной литературы содержит 61 источник.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.
Изучение теоретической литературы по предмету исследования убедило нас в следующем.
В условиях коммуникативной деятельности (реальной или виртуальной) дискурсивная личность субъекта конкретизируется в его коммуникативной личности, ответственной за протекание коммуникации, активируя тем самым резервы языковой личности, необходимые для формирования / восприятия вербального сообщения (текста). Понятие дискурсивной личности, все активнее используемое в современной науке о языке, является комплексным когнитивно-коммуникативным феноменом, который требует подключения к анализу как лингвистических, так и экстралингвистических факторов: ментальных, психологических, социокультурных, этнокультурных и пр.
Учитель начальной школы, на наш взгляд, формируя в языковом со-знании ребенка цветовую картину мира, должен особое внимание уделять развитию у младших школьников умения не только эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире и в произведениях писателей и художников, но и называть этот цвет в речи с помощью развитой системы цветолексики, что, безусловно, будет способствовать обогащению детской речи. Количество цветообозначений (образованных разными знакомыми детям способами), называющих разнообразные оттенки цвета, должно быть достаточно большим, чтобы ученики легко могли передать все цветовое многообразие окружающего мира, чтобы картина мира, сформировавшаяся в сознании ребенка, была насыщена цветом. Особенно важно, чтобы этими языковыми возможностями цветообозначения владел и сам учитель, чтобы суметь вовремя ввести их в активный или пассивный словарь учащихся.
В ходе практической работы, мы проанализировали педагогический опыт, который позволил выявить, что использование данных средств формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на русском языке. Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителей на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности. Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.
Затем мы реализовали экспериментальную работу, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Нами выделены три основных критерия оценки сформированности языковой личности младших школьников (на материале цветонаименова¬ний): владение основными лингвистическими понятиями, необходимыми для введения новых цветонаименований и её активного усвоения - лингвистический критерий; владение определённым количеством цветонаименований, представленной всеми частями речи и репрезентирующей цветовую картину русского языка - языковой критерий; умение использовать цветонаименования в языковом творчестве, при устном или письменном высказывании - коммуникативный критерий.
С учётом всех критериев мы выделили три уровня сформированности языковой личности у младшего школьника (на примере цветонаименований): высокий, средний и низкий.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности языковой личности в процессе изучения цветонаименований младших школьников по критериям, определёнными нами выше.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся были предложены несколько групп заданий, выполнение которых позволило определить, в какой степени учащиеся начальной школы владеют всеми видами языковой компетенции, необходимыми для активного усвоения цветонаименований.
Для реализации цели констатирующего эксперимента в соответствии с критериями учащимся предлагались следующие блоки заданий.
Констатирующий эксперимент, показал, что речь детей младшего школьного возраста бедна цветонаименованиями. Скудный количественный запас цветонаименований в словаре ребёнка вызывает затруднения при построении словосочетаний, текстов типа описания. Большинство учащихся, называя цвет, не имеют представления о его семантике и происхождении. Определяя бирюзовый цвет, ребёнок назвал берёзовый, в детском представлении эти слова являются синонимами. Данный этап позволил нам определить уровень подготовленности учащихся к формированию языковой личности в процессе изучения цветонаименований, который мы учли при реализации формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирующий этап предполагал подбор комплекса упражнений и заданий с привлечением текстов, насыщенных цветовой лексикой, способствующих развитию выразительной, красочной, образной, яркой речи учащихся с разным уровнем речевого развития, что нашло отражение в предложенной методической системе. В рамках данного этапа мы реализовали следующие виды работ: разработали специальную систему упражнений; подобрали учебные тексты, насыщенные цветонаименованиями. Помимо этого, были подобраны: а) репродукции картин художников-пейзажистов; б) дополнительные дидактические материалы, извлечённые из работ учёных и методистов (Н.Б. Бахилина, А.П. Василевич, В.В. Колесов, С. Симонова и др.).
На наш взгляд, представленный материал, позволил наполнить детскую речь цветонаименованиями, сделать её яркой, выразительной, образной. Предложенный нами комплекс упражнений и заданий затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает общие возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; её мы считаем достаточно полной и эффективной.
Проверить эффективность проведенной работы, позволил третий этап экспериментальной работы - контрольный, где был определён уровень сформированности языковой личности у младших школьников при изучении цветонаименований.
Данные контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся на высоком уровне усвоили цветонаименования и получили достаточную основу, базу для формирования языковой личности на следующем этапе обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о его эффективности и правильности избранного пути формирования языковой личности младшего школьника.
Изучение теоретической литературы по предмету исследования убедило нас в следующем.
В условиях коммуникативной деятельности (реальной или виртуальной) дискурсивная личность субъекта конкретизируется в его коммуникативной личности, ответственной за протекание коммуникации, активируя тем самым резервы языковой личности, необходимые для формирования / восприятия вербального сообщения (текста). Понятие дискурсивной личности, все активнее используемое в современной науке о языке, является комплексным когнитивно-коммуникативным феноменом, который требует подключения к анализу как лингвистических, так и экстралингвистических факторов: ментальных, психологических, социокультурных, этнокультурных и пр.
Учитель начальной школы, на наш взгляд, формируя в языковом со-знании ребенка цветовую картину мира, должен особое внимание уделять развитию у младших школьников умения не только эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире и в произведениях писателей и художников, но и называть этот цвет в речи с помощью развитой системы цветолексики, что, безусловно, будет способствовать обогащению детской речи. Количество цветообозначений (образованных разными знакомыми детям способами), называющих разнообразные оттенки цвета, должно быть достаточно большим, чтобы ученики легко могли передать все цветовое многообразие окружающего мира, чтобы картина мира, сформировавшаяся в сознании ребенка, была насыщена цветом. Особенно важно, чтобы этими языковыми возможностями цветообозначения владел и сам учитель, чтобы суметь вовремя ввести их в активный или пассивный словарь учащихся.
В ходе практической работы, мы проанализировали педагогический опыт, который позволил выявить, что использование данных средств формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на русском языке. Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителей на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности. Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.
Затем мы реализовали экспериментальную работу, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Нами выделены три основных критерия оценки сформированности языковой личности младших школьников (на материале цветонаименова¬ний): владение основными лингвистическими понятиями, необходимыми для введения новых цветонаименований и её активного усвоения - лингвистический критерий; владение определённым количеством цветонаименований, представленной всеми частями речи и репрезентирующей цветовую картину русского языка - языковой критерий; умение использовать цветонаименования в языковом творчестве, при устном или письменном высказывании - коммуникативный критерий.
С учётом всех критериев мы выделили три уровня сформированности языковой личности у младшего школьника (на примере цветонаименований): высокий, средний и низкий.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности языковой личности в процессе изучения цветонаименований младших школьников по критериям, определёнными нами выше.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся были предложены несколько групп заданий, выполнение которых позволило определить, в какой степени учащиеся начальной школы владеют всеми видами языковой компетенции, необходимыми для активного усвоения цветонаименований.
Для реализации цели констатирующего эксперимента в соответствии с критериями учащимся предлагались следующие блоки заданий.
Констатирующий эксперимент, показал, что речь детей младшего школьного возраста бедна цветонаименованиями. Скудный количественный запас цветонаименований в словаре ребёнка вызывает затруднения при построении словосочетаний, текстов типа описания. Большинство учащихся, называя цвет, не имеют представления о его семантике и происхождении. Определяя бирюзовый цвет, ребёнок назвал берёзовый, в детском представлении эти слова являются синонимами. Данный этап позволил нам определить уровень подготовленности учащихся к формированию языковой личности в процессе изучения цветонаименований, который мы учли при реализации формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирующий этап предполагал подбор комплекса упражнений и заданий с привлечением текстов, насыщенных цветовой лексикой, способствующих развитию выразительной, красочной, образной, яркой речи учащихся с разным уровнем речевого развития, что нашло отражение в предложенной методической системе. В рамках данного этапа мы реализовали следующие виды работ: разработали специальную систему упражнений; подобрали учебные тексты, насыщенные цветонаименованиями. Помимо этого, были подобраны: а) репродукции картин художников-пейзажистов; б) дополнительные дидактические материалы, извлечённые из работ учёных и методистов (Н.Б. Бахилина, А.П. Василевич, В.В. Колесов, С. Симонова и др.).
На наш взгляд, представленный материал, позволил наполнить детскую речь цветонаименованиями, сделать её яркой, выразительной, образной. Предложенный нами комплекс упражнений и заданий затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает общие возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; её мы считаем достаточно полной и эффективной.
Проверить эффективность проведенной работы, позволил третий этап экспериментальной работы - контрольный, где был определён уровень сформированности языковой личности у младших школьников при изучении цветонаименований.
Данные контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся на высоком уровне усвоили цветонаименования и получили достаточную основу, базу для формирования языковой личности на следующем этапе обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о его эффективности и правильности избранного пути формирования языковой личности младшего школьника.
Подобные работы
- Обучение младших школьников лексике английского языка с опорой на кросс-культурный компонент в содержании анимационного фильма (Международный Колледж Искусств и Коммуникаций)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022



