Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований) 7
1.1. Определение понятия «языковая личность» в лингвистике,
лингводидактике и педагогике 7
1.2. Цветонаименования как объект лингвистических исследований 14
Глава 2. Методические основы развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований) 24
2.1. Проблема развития младшего школьника как языковой
личности (обзор методической литературы) 24
2.2. Экспериментально-методическая работа, направленная на
развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований) 30
Заключение 61
Библиографический список 65
Приложение
В сознании носителя языка картина мира формируется, оформляется с помощью единиц языка, закрепляется в языковом сознании индивида, то есть составной частью, компонентом, репрезентантом картины мира является языковая картина мира (И.Б. Игнатова, Ю.Н. Караулов, О.Л. Каменская, В.И. Постолова, Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, А.А. Уфимцева), одну из заметных частей которой составит цветовая, или лингвоцветовая картина мира.
В языковом сознании человека и человечества рождается и формируется то, что и может быть названо цветовой картиной мира. На наш взгляд, цветовая картина мира есть совокупность представлений человека о мире, отражающихся через призму цветовых ощущений, материализующихся посредством речи.
Колористическая лексика получила научное освещение в различных аспектах: в сопоставительных исследованиях (П.П. Антоненко, Л. Байрамова, А.П. Василевич, В.Г. Гак, Ш.К. Жаркынбекова, Т.Ю. Светличная, С.Г. Тер- Минасова и др.), в рамках исторического направления (Н.Б. Бахилина, Л.С. Грановская, Т.И. Вендина и др.), психолингвистическом (Р.М. Фрумки¬на, А.П. Василевич, А.И. Белов), лингвокультурологическом, этнокультурном (А.П. Василевич, О.В. Белова, Н.В. Серов и др.), когнитивном (Т.И. Вендина, Е.В. Рахилина, И.А. Стернин и др.).
В.Г. Кульпина определяет колоративы как достаточно чётко очерченную в языке группу прилагательных, обозначающих цвет. Внутри цветообо- значений автор выделяет две семантические группы: собственно колоративы (красный, коралловый, голубой и т.д.) и дополнительные характеристики цвета (светлый, тёмный, густой и др.) (Кульпина, 2002, 76).
Изучая родной язык, школьник познаёт объективно существующую действительность, которая в его сознании отражается с помощью единиц языка. В сознании обучающегося формируется объективная картина мира, национально и индивидуально обусловленная. Чем больше познаёт ребёнок родной язык, тем шире и разнообразнее картина мира в его сознании. Вследствие обучения в начальных классах продолжается формирование языкового сознания, в котором в единицах языка находит отражение картина мира.
Формирование языковой личности младшего школьника в процессе языкового и речевого развития (Т.Г. Рамзаева, Л.В. Савельева, Е.П. Суворова и др.), расширение восприятия ребенком многоцветного окружающего мира (А.П. Журавлев, Н.В. Серов, П.В. Царев), развитие эстетических потребностей обучающегося (см. ФГОС), осознание им цветовой лексики как словарного богатства языка углубляют внимание учащихся к семантике функционирующего слова в устной и письменной речи, повышая тем самым уровень владения языковой, лингвистической и коммуникативной компетенциями.
На уроках русского языка учитель формирует в языковом сознании младшего школьника цветонаименование, насыщая словарь и речь ребёнка цветонаименований разного состава и образования. На уроках русского языка в начальных классах, как подсказывает проведённое исследование и наши наблюдения, почти не уделяется внимания этому аспекту обучения языку. Результатом такого подхода является то, что школьники владеют очень ограниченным составом цветообозначений и, как правило, не используют в речи и в творческих работах способы образования колоративов, существующие в системе языка.
В связи с установленными выше фактами нами был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований)».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.
Изучение теоретической литературы по предмету исследования убедило нас в следующем.
В условиях коммуникативной деятельности (реальной или виртуальной) дискурсивная личность субъекта конкретизируется в его коммуникативной личности, ответственной за протекание коммуникации, активируя тем самым резервы языковой личности, необходимые для формирования / восприятия вербального сообщения (текста). Понятие дискурсивной личности, все активнее используемое в современной науке о языке, является комплексным когнитивно-коммуникативным феноменом, который требует подключения к анализу как лингвистических, так и экстралингвистических факторов: ментальных, психологических, социокультурных, этнокультурных и пр.
Учитель начальной школы, на наш взгляд, формируя в языковом со-знании ребенка цветовую картину мира, должен особое внимание уделять развитию у младших школьников умения не только эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире и в произведениях писателей и художников, но и называть этот цвет в речи с помощью развитой системы цветолексики, что, безусловно, будет способствовать обогащению детской речи. Количество цветообозначений (образованных разными знакомыми детям способами), называющих разнообразные оттенки цвета, должно быть достаточно большим, чтобы ученики легко могли передать все цветовое многообразие окружающего мира, чтобы картина мира, сформировавшаяся в сознании ребенка, была насыщена цветом. Особенно важно, чтобы этими языковыми возможностями цветообозначения владел и сам учитель, чтобы суметь вовремя ввести их в активный или пассивный словарь учащихся.
В ходе практической работы, мы проанализировали педагогический опыт, который позволил выявить, что использование данных средств формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на русском языке. Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителей на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности. Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.
Затем мы реализовали экспериментальную работу, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Нами выделены три основных критерия оценки сформированности языковой личности младших школьников (на материале цветонаименований): владение основными лингвистическими понятиями, необходимыми для введения новых цветонаименований и её активного усвоения - лингвистический критерий; владение определённым количеством цветонаименований, представленной всеми частями речи и репрезентирующей цветовую картину русского языка - языковой критерий; умение использовать цветонаименова-ния в языковом творчестве, при устном или письменном высказывании - коммуникативный критерий.
С учётом всех критериев мы выделили три уровня сформированности языковой личности у младшего школьника (на примере цветонаименований): высокий, средний и низкий.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности языковой личности в процессе изучения цветонаименований младших школьников по критериям, определёнными нами выше.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся были предложены несколько групп заданий, выполнение которых позволило определить, в какой степени учащиеся начальной школы владеют всеми видами языковой компетенции, необходимыми для активного усвоения цветонаименований.
Для реализации цели констатирующего эксперимента в соответствии с критериями учащимся предлагались следующие блоки заданий.
Констатирующий эксперимент, показал, что речь детей младшего школьного возраста бедна цветонаименованиями. Скудный количественный запас цветонаименований в словаре ребёнка вызывает затруднения при построении словосочетаний, текстов типа описания. Большинство учащихся, называя цвет, не имеют представления о его семантике и происхождении. Определяя бирюзовый цвет, ребёнок назвал берёзовый, в детском представлении эти слова являются синонимами. Данный этап позволил нам определить уровень подготовленности учащихся к формированию языковой личности в процессе изучения цветонаименований, который мы учли при реализации формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирующий этап предполагал подбор комплекса упражнений и заданий с привлечением текстов, насыщенных цветовой лексикой, способствующих развитию выразительной, красочной, образной, яркой речи учащихся с разным уровнем речевого развития, что нашло отражение в предложенной методической системе. В рамках данного этапа мы реализовали следующие виды работ: разработали специальную систему упражнений; подо-брали учебные тексты, насыщенные цветонаименованиями. Помимо этого, были подобраны: а) репродукции картин художников-пейзажистов; б) дополнительные дидактические материалы, извлечённые из работ учёных и методистов (Н.Б. Бахилина, А.П. Василевич, В.В. Колесов, С. Симонова и др.).
На наш взгляд, представленный материал, позволил наполнить детскую речь цветонаименованиями, сделать её яркой, выразительной, образной. Предложенный нами комплекс упражнений и заданий затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает общие возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; её мы считаем достаточно полной и эффективной.
Проверить эффективность проведенной работы, позволил третий этап экспериментальной работы - контрольный, где был определён уровень сформированности языковой личности у младших школьников при изучении цветонаименований.
Данные контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся на высоком уровне усвоили цветонаименования и получили достаточную основу, базу для формирования языковой личности на следующем этапе обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о его эффективности и правильности избранного пути формирования языковой личности младшего школьника.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития языковой личности на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия развития языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований).
Гипотеза исследования: развитие языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований) будет эффективным, если:
1. Систематически проводить работу по развитию языковой личности младшего школьника, наряду с традиционными приемами работы использовать проблемные и творческие задания.
2. Использовать различные виды заданий, направленные на классификацию цветонаименований.
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1 .Рассмотреть определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике.
2.Охарактеризовать цветонаименования как объект лингвистических исследований
3. Раскрыть проблему развития младшего школьника как языковой личности (обзор методической литературы).
4.Организовать и провести экспериментально-методическую работу, направленную на развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа № 33, г. Белгород. 4 класс: 30 человек.
Практическая значимость заключается в определении и апробации методических условий по развитию языковой личности младшего школьника на уроках русского языка (на материале цветонаименований).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, указана практическая значимость работы и краткое содержание.
В первой главе «Теоретические предпосылки развития младшего школь-ника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований)» раскрыто определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике; охарактеризовано цветонаименование как объект лингвистических исследований.
Во второй главе «Методические основы развития младшего школьника как языковой личности на уроках русского языка (на материале цветонаименований)» рассмотрена проблема развития младшего школьника как языковой личности (обзор методической литературы). Организована и проведена экспериментально-методическая работа, направленная на развитие языковой личности младшего школьника (на материале цветонаименований)
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В приложении представлены материалы практической работы, проведённой в начальной школе.
Объем выпускной квалификационной работы 71 страниц. Она содержит 8 таблиц и 1 рисунок.
Список использованной литературы содержит 61 источник.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.
Изучение теоретической литературы по предмету исследования убедило нас в следующем.
В условиях коммуникативной деятельности (реальной или виртуальной) дискурсивная личность субъекта конкретизируется в его коммуникативной личности, ответственной за протекание коммуникации, активируя тем самым резервы языковой личности, необходимые для формирования / восприятия вербального сообщения (текста). Понятие дискурсивной личности, все активнее используемое в современной науке о языке, является комплексным когнитивно-коммуникативным феноменом, который требует подключения к анализу как лингвистических, так и экстралингвистических факторов: ментальных, психологических, социокультурных, этнокультурных и пр.
Учитель начальной школы, на наш взгляд, формируя в языковом со-знании ребенка цветовую картину мира, должен особое внимание уделять развитию у младших школьников умения не только эмоционально воспринимать цвет в окружающем мире и в произведениях писателей и художников, но и называть этот цвет в речи с помощью развитой системы цветолексики, что, безусловно, будет способствовать обогащению детской речи. Количество цветообозначений (образованных разными знакомыми детям способами), называющих разнообразные оттенки цвета, должно быть достаточно большим, чтобы ученики легко могли передать все цветовое многообразие окружающего мира, чтобы картина мира, сформировавшаяся в сознании ребенка, была насыщена цветом. Особенно важно, чтобы этими языковыми возможностями цветообозначения владел и сам учитель, чтобы суметь вовремя ввести их в активный или пассивный словарь учащихся.
В ходе практической работы, мы проанализировали педагогический опыт, который позволил выявить, что использование данных средств формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на русском языке. Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителей на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности. Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.
Затем мы реализовали экспериментальную работу, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Нами выделены три основных критерия оценки сформированности языковой личности младших школьников (на материале цветонаименова¬ний): владение основными лингвистическими понятиями, необходимыми для введения новых цветонаименований и её активного усвоения - лингвистический критерий; владение определённым количеством цветонаименований, представленной всеми частями речи и репрезентирующей цветовую картину русского языка - языковой критерий; умение использовать цветонаименования в языковом творчестве, при устном или письменном высказывании - коммуникативный критерий.
С учётом всех критериев мы выделили три уровня сформированности языковой личности у младшего школьника (на примере цветонаименований): высокий, средний и низкий.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности языковой личности в процессе изучения цветонаименований младших школьников по критериям, определёнными нами выше.
На этапе констатирующего эксперимента учащимся были предложены несколько групп заданий, выполнение которых позволило определить, в какой степени учащиеся начальной школы владеют всеми видами языковой компетенции, необходимыми для активного усвоения цветонаименований.
Для реализации цели констатирующего эксперимента в соответствии с критериями учащимся предлагались следующие блоки заданий.
Констатирующий эксперимент, показал, что речь детей младшего школьного возраста бедна цветонаименованиями. Скудный количественный запас цветонаименований в словаре ребёнка вызывает затруднения при построении словосочетаний, текстов типа описания. Большинство учащихся, называя цвет, не имеют представления о его семантике и происхождении. Определяя бирюзовый цвет, ребёнок назвал берёзовый, в детском представлении эти слова являются синонимами. Данный этап позволил нам определить уровень подготовленности учащихся к формированию языковой личности в процессе изучения цветонаименований, который мы учли при реализации формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирующий этап предполагал подбор комплекса упражнений и заданий с привлечением текстов, насыщенных цветовой лексикой, способствующих развитию выразительной, красочной, образной, яркой речи учащихся с разным уровнем речевого развития, что нашло отражение в предложенной методической системе. В рамках данного этапа мы реализовали следующие виды работ: разработали специальную систему упражнений; подобрали учебные тексты, насыщенные цветонаименованиями. Помимо этого, были подобраны: а) репродукции картин художников-пейзажистов; б) дополнительные дидактические материалы, извлечённые из работ учёных и методистов (Н.Б. Бахилина, А.П. Василевич, В.В. Колесов, С. Симонова и др.).
На наш взгляд, представленный материал, позволил наполнить детскую речь цветонаименованиями, сделать её яркой, выразительной, образной. Предложенный нами комплекс упражнений и заданий затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает общие возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся; её мы считаем достаточно полной и эффективной.
Проверить эффективность проведенной работы, позволил третий этап экспериментальной работы - контрольный, где был определён уровень сформированности языковой личности у младших школьников при изучении цветонаименований.
Данные контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся на высоком уровне усвоили цветонаименования и получили достаточную основу, базу для формирования языковой личности на следующем этапе обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о его эффективности и правильности избранного пути формирования языковой личности младшего школьника.
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова. - М. : Знание, 2012. - 78 с.
2. Актуальные проблемы развития речи учащихся: сб. ст. науч.-исслед. институт школ / под ред. А. П. Еремеевой. - М. : Просвещение. 2010. - 150 с.
3. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Академия, 2015. - 412 с.
4. Архипова, Г. М. Формирование орфографических навыков / Г. М. Архипова // Начальная школа - 2010. - № 6. - С. 50-54.
5. Базылев В.Н. Язык. Сознание. Коммуникация/ В.Н. Базылев. - М.,
2008. - Вып. 6. - С. 95.
6. Байрамова Л. Социально-языковая номинация с цветолексемами /Л. Байрамова// Слово. Текст. Время. Новые средства языковой номинации в новой Европе. Материалы VII международной научной конференции / под. ред. М. Алексеенко, М. Кучинской. - Щецин, 2013. - 121 с.
7. Баранов А.Г. Семиотическая личность: кодовые переходы / А.Г. Баранов // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности: тезисы докладов XV Международн. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - Москва-Калуга, 2012. - С. 30-31.
8. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке/Н.Б. Бахилина. - М.:Просвещение, 2015. - 286
9. Бессараб, О. П. Деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников / О.П. Бессараб // Лингвистический ежегодник Сибири. - Вып. 1 / Под ред. Т. М. Григорьевой. — Красно-ярск, 2009. - С. 114-125.
10. Бобровская, Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 76-80.
11. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов/Г.И. Богин: Дис. ... д-ра филол. наук. - Л., 2014. - С. 29.
12. Богин И.Г. Современная лингводидактика/И.Г. Богин. - Калинин: Калин. гос.ун-т, 2010. - 121 с.
13. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов на/Д.: изд-во Ростовского педагогического университета, 2010. - 102 с.
14. Брагина А.А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний / А.А. Брагина// Лексикология и лексикография. - М.:Просвещение, 2012. - С. 73-104.
15. Бреслав, Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. Э. Бреслав. -СПб.: Б./К., 2010.- 212 с.
16. Бунеева, Е. В. К определению понятия «функционально грамотная языковая личность»/ Е. В. Бунеева // Наука и школьная практика. -2009.- № 7. - С. 1-6
17. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи/Л.А. Введенская. - М.:Просвещение, 2012. - 190 с.
18. Вежбицкая А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах/А. Вежбицкая. - М.:Просвещение, 2013. - 185 с.
19. Виноградов В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов // Избр. труды: о языке художественной прозы. - М.: Наука, 2012. - 122 с.
20. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове/В.В. Виноградов. - М.:Просвещение, 2010. - 121 с.
21. Выродова А. С. Колоративы в русской лингвокультуре / А. С. Выродова // Язык профессионального общения и лингвистические исследования. : сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара.- Белгород: ПОЛИТЕР- РА, 2010. - С. 48-55.
22. Дёмичева В.В. Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского языка: Про-грамма для общеобразовательных учебных заведений Белгородской области. Начальное общее образование / В.В. Дёмичева, О.И. Ерёменко, Т.В. Яковлева. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. - 73 с.
23. Дюпина Ю.В. Классификации цветообозначений в лингвистической
литературе /Ю.В. Дюпина, Т.В. Шакирова, Н.А. Чуманова// Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 220-221. - URL
https://moluch.ru/archive/48/6090/(дата обращения: 01.05.2018).
24. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников / Л.Я. Желтовская // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 57-61.
25.Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е. А. Земская. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта: Наука, 2009. - 328 с.
26. Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования /Е.В. Иванцова// Вестник Томск. гос. ун¬та. - № 4(12). - 2010. - С.24-32.
27. Иваровская В.И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах / В.И. Иваровская// Вестник СПбГУ: Сер. 2. - 2008. - С. 104-109.
28. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2014. - 211 с.
29. Караулов Ю.Н. «Четыре кита» современной лингвистики или о предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки - к ее истории) /Ю.Н. Караулов// Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической науке: сб. науч. трудов. - М., 2010. - С. 33-52.
30. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 2011. - 122 с.
31. Коновалова Е.Ю. Проблемы корреляции первичных и вторичных учебных текстов /Е.Ю. Коновалова// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 108-111.
32. Король, П.Ф. Творческие работы на уроках русского языка / П. Ф. Ко-роль // Начальная школа. - 2008. - №4. - С. 40-47.
33. Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) /Т.В. Кочеткова// Вопросы стилистики. - вып. 26. 2012. - С.14-24.
34. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М. : Наука, 2008. - С. 141-172.
35. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. - М:Просвещение, 2011. - 470 с.
36. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания / Валентина Григорьевна Кульпина: автореф. дис. ... д-ра филол. н. - М., 2002. -32 с.
37. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности/ А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2010. - 245 с.
38. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие /Ф.М.// Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. Вып. 9. - 2009. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.bsu.by/Cache/pdf/230533.pdf.
39. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.:Просвещение, 2014. - 122 с.
40. Львов, М.Р. Основы теории речи/ М.Р. Львов. - М. : Академия, 2009. - 247 с.
41. Любимова Н. И. Колоративная лексика в процессе обучения родному языку в начальных классах / Н.И. Любимова // Язык профессионального общения и лингвистические исследования : сб. ст. международ. науч.-практ. семинара. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009. - С. 145-152.
42. Любимова Н. И. Формирование цветовой картины мира в языковом со-знании младшего школьника / Н. И. Любимова // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 37-41.
43. Любимова Н. И. Цвет как элемент историко-культурного наследия./ Н. И. Любимова // Этнокультурное наследие Белгородчины: проблемы изучения, освоения и популяризации. Материалы областных этнографических чтений / Под ред. А. И. Дудка. - Белгород : ПОЛИТЕРРА,
2010. - С. 138-143.
44. Любимова Н. И. Цветовая палитра языковой картины мира носителя русского языка / Н.И. Любимова, И.А. Устименко // Мова i культура. - К. : Видавшчий Дiм Дмитра Бураго, 2009. - Вип. 11. - Т. III (103). - С. 119-126.
45. Любимова Н.И. Презентация цветовой картины мира в средствах массовой информации для детей / Н.И. Любимова // Русский язык в современном медиапространстве: Международная научно-практическая конференция (г. Белгород. БелГУ. 23-26 сентября 2009 г.) : Сборник научных трудов / отв. ред. д.ф.н. А. В. Полонский. - Белгород: ПОЛИ-ТЕРРА, 2009. - С. 100-105.
46. Любимова Н.И. Цветообозначения в языковой картине мира младшего школьника / Н.И. Любимова // Язык профессионального общения и лингвистические исследования: сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара. Отв. ред. Т.В. Самосенкова. - Белгород : ПОЛИТЕРА, 2010. - С. 175-181.
47. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках: универ-сальное и национальное/И.В. Макеенко: Дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2009. - 258 с.
48. Матюхина М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина. - М. : Просвещение, 2009. - 207 с.
49. Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: эксперим. психолог. исслед. / М.Я. Микулинская. - М. : Педагогика, 2009. - 144 с.
50. Милованова Л.А. Языковая личность: лингводидактические характеристики младших школьников/Л.А. Милованова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 3. - С. 119-124.
51. Носовец С.Г. Цветовая картина мира В. Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл рассказов «Весна в Фиальте»)/С.Г. Носовец: Дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2012. - 249 с.
52. Плотникова С.Н. Говорящий / пишущий как языковая, коммуникативная и дискурсивная личность /С.Н. Плотникова// Вестник Нижневартовского гос. гум. ун-та. - № 4. - 2011. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/govoryaschiy-pishuschiy-kak-
yazykovaya-kommunikativnaya-idiskursivnaya-lichnost.
53. Рублик Т.Г. Языковая личность младших школьников на уроках русского языка/Т.Г. Рублик// Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 12. - № 1. - С. 105-107.
54. Русский язык и культура речи: Краткий курс / Д. Голованова, Е.М. Михайлова. - М.: Просвещение, 2012. - 211 с.
55. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2011. - 211 с.
56. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 233 с.
57. Синельникова Л.Н. О научной легитимности понятия «дискурсивная личность» /Л.Н. Синельникова// Ученые записки Таврического нац. ун¬та им. В. И. Вернадского. т. 24(63). - № 2. ч. I. 2011. - С. 454-463.
58. Тойшибаева Г.К. Цветовая лексика (состав, семантические преобразования, функции) в художественном тексте на материале произведений Ф. М. Достоевского/Г.К. Тойшибаева. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.:Просвещение, 2009. - 119 с.
59. Урубкова Л.М. Понятие языковая личность и обучение языковой дея-тельности в начальной школе/Л.М. Урубкова// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 108-113.
60. Фрумкина Р.М. Психолингвистика/Р.М. Фрумкина. - М.:Просвещение,2011.- 320 с.
61. Шемякин Ф.Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его значение) /Ф.Н. Фрумкина// Мышление и речь. Известия АПН РСФСР. - М.:Просвещение, 2009. - Вып. 13. - С. 5-48.