ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи 6
1.2 Обзор методик по развитию связной монологической речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
Выводы по первой главе 20
Глава II. Экспериментальное исследование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Организация исследования связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 22
2.2 Анализ результатов исследования связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 24
Выводы по второй главе 34
Г лава III. Коррекционная работа по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
3.1 Методы и приемы по развитию связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 35
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной
монологической речи у детей с общим недоразвитием
речи 40
Выводы по третьей главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи 6
1.2 Обзор методик по развитию связной монологической речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
Выводы по первой главе 20
Глава II. Экспериментальное исследование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Организация исследования связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 22
2.2 Анализ результатов исследования связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 24
Выводы по второй главе 34
Г лава III. Коррекционная работа по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
3.1 Методы и приемы по развитию связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 35
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной
монологической речи у детей с общим недоразвитием
речи 40
Выводы по третьей главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы
Актуальность исследования состоит в том, что развитие связной монологической речи у детей с ОНР III уровня приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
В настоящее время одной из актуальных тем логопедии является проблема развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня, о чем свидетельствуют труды Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.А. Мироновой, и др. [28].
В ряде научно-методических трудов по логопедии [26] указывается важность развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, приводятся различные виды и приемы работы. Однако вопросы методики исследования, подбор различных дидактических игр по развитию связной речи, разработка специальных занятий по обучению составлению рассказов, пересказыванию, с учетом специальных задач коррекционной работы, еще недостаточно освещены в литературе. Мало разработаны такие вопросы, как использование занятий по формированию связной речи для развития у детей навыков планирования развернутых высказываний, усвоения грамматических основ родного языка, вопросы дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и др.
Цель исследования - сформировать связную монологическую речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Объект исследования — особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования — у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются такие нарушения связной монологической речи как, нарушение последовательности и логичности высказывания, не умение составлять рассказы по серии картин и по сюжетной картине, затруднения при пересказывании сказок и рассказов. И только специальная работа по развитию данных навыков поможет более эффективно повысить развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР III уровня.
2. Обобщить методики обучения связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Охарактеризовать особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Проверить эффективность проведенной коррекционной работы по развитию связной монологической речи
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Математический анализ полученных данных.
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [19] об уровнях развития речи, идеи Л.С. Волковой [3,4] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [5] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [8,9,10] о развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, концепции Т.Б. Филичевой [28] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория Т.А. Воробьевой [6] о методике составления рассказов по серии сюжетных картин, концепции А.Г. Зикеева [14] о специфике построения
предложений у детей.
Практическая значимость исследования: подготовлены конспекты занятий для развития связной монологической речи дошкольников старшего возраста. Результаты проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями и психологами.
В настоящее время одной из актуальных тем логопедии является проблема развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня, о чем свидетельствуют труды Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.А. Мироновой, и др. [28].
В ряде научно-методических трудов по логопедии [26] указывается важность развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, приводятся различные виды и приемы работы. Однако вопросы методики исследования, подбор различных дидактических игр по развитию связной речи, разработка специальных занятий по обучению составлению рассказов, пересказыванию, с учетом специальных задач коррекционной работы, еще недостаточно освещены в литературе. Мало разработаны такие вопросы, как использование занятий по формированию связной речи для развития у детей навыков планирования развернутых высказываний, усвоения грамматических основ родного языка, вопросы дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и др.
Цель исследования - сформировать связную монологическую речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Объект исследования — особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования — у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются такие нарушения связной монологической речи как, нарушение последовательности и логичности высказывания, не умение составлять рассказы по серии картин и по сюжетной картине, затруднения при пересказывании сказок и рассказов. И только специальная работа по развитию данных навыков поможет более эффективно повысить развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР III уровня.
2. Обобщить методики обучения связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Охарактеризовать особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Проверить эффективность проведенной коррекционной работы по развитию связной монологической речи
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Математический анализ полученных данных.
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [19] об уровнях развития речи, идеи Л.С. Волковой [3,4] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [5] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [8,9,10] о развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, концепции Т.Б. Филичевой [28] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория Т.А. Воробьевой [6] о методике составления рассказов по серии сюжетных картин, концепции А.Г. Зикеева [14] о специфике построения
предложений у детей.
Практическая значимость исследования: подготовлены конспекты занятий для развития связной монологической речи дошкольников старшего возраста. Результаты проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями и психологами.
Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию;
систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога, т.е. своеобразное развитие связной речи.
Специальное исследование связной речи дошкольников показало, что дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают трудности в монологической речи. Практически все дошкольники не умеют составлять рассказ по серии сюжетных картин, у них отмечаются ошибки при выявлении причинно-следственных отношений, ошибки в лексикограмматическом оформлении высказывания. Дошкольники с ОНР III составляют короткие, нераспространенные предложения. Мы пришли к выводу, что связная монологическая речь у этих детей не сформирована.
Развитие связной речи детей - одна из главных педагогических задач. Поэтому обучить дошкольников правильно составлять логичный рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, из личного опыта, пересказывать - это основные направление в развитии связной речи с дошкольниками пятилетнего возраста.
На основании констатирующего эксперимента мы раскрыли содержание и методику развития связной монологической речи у детей
старшей группы. Используя предложенные приемы, мы обучали дошкольников составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов. Мы проводили специально организованные занятия, применяли наглядность, использовали специальные речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи, структурно-семантической организации текста и на развитие фонетической стороны речи.
Благодаря целенаправленной работе у дошкольников повысился уровень развития связной монологической речи.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня стали составлять развернутый рассказ, соблюдая временную и логическую последовательность. Предложения строили распространенные, используя разные части речи. Лишь у 26,7% детей остались нарушения в грамматическом оформлении высказывания. У детей отмечалось сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражалось в речи: дети с помощью языковых средств старались подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирали и использовали слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи была эффективной.
систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога, т.е. своеобразное развитие связной речи.
Специальное исследование связной речи дошкольников показало, что дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают трудности в монологической речи. Практически все дошкольники не умеют составлять рассказ по серии сюжетных картин, у них отмечаются ошибки при выявлении причинно-следственных отношений, ошибки в лексикограмматическом оформлении высказывания. Дошкольники с ОНР III составляют короткие, нераспространенные предложения. Мы пришли к выводу, что связная монологическая речь у этих детей не сформирована.
Развитие связной речи детей - одна из главных педагогических задач. Поэтому обучить дошкольников правильно составлять логичный рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, из личного опыта, пересказывать - это основные направление в развитии связной речи с дошкольниками пятилетнего возраста.
На основании констатирующего эксперимента мы раскрыли содержание и методику развития связной монологической речи у детей
старшей группы. Используя предложенные приемы, мы обучали дошкольников составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов. Мы проводили специально организованные занятия, применяли наглядность, использовали специальные речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи, структурно-семантической организации текста и на развитие фонетической стороны речи.
Благодаря целенаправленной работе у дошкольников повысился уровень развития связной монологической речи.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня стали составлять развернутый рассказ, соблюдая временную и логическую последовательность. Предложения строили распространенные, используя разные части речи. Лишь у 26,7% детей остались нарушения в грамматическом оформлении высказывания. У детей отмечалось сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражалось в речи: дети с помощью языковых средств старались подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирали и использовали слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи была эффективной.
Подобные работы
- Логопедическая работа по развитию умения составлять рассказы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021



