Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи 6
1.2 Обзор методик по развитию связной монологической речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
Выводы по первой главе 20
Глава II. Экспериментальное исследование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Организация исследования связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 22
2.2 Анализ результатов исследования связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 24
Выводы по второй главе 34
Г лава III. Коррекционная работа по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
3.1 Методы и приемы по развитию связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи 35
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной
монологической речи у детей с общим недоразвитием
речи 40
Выводы по третьей главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы
Актуальность исследования состоит в том, что развитие связной монологической речи у детей с ОНР III уровня приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
В настоящее время одной из актуальных тем логопедии является проблема развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня, о чем свидетельствуют труды Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.А. Мироновой, и др. [28].
В ряде научно-методических трудов по логопедии [26] указывается важность развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, приводятся различные виды и приемы работы. Однако вопросы методики исследования, подбор различных дидактических игр по развитию связной речи, разработка специальных занятий по обучению составлению рассказов, пересказыванию, с учетом специальных задач коррекционной работы, еще недостаточно освещены в литературе. Мало разработаны такие вопросы, как использование занятий по формированию связной речи для развития у детей навыков планирования развернутых высказываний, усвоения грамматических основ родного языка, вопросы дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и др.
Цель исследования - сформировать связную монологическую речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Объект исследования — особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования — у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются такие нарушения связной монологической речи как, нарушение последовательности и логичности высказывания, не умение составлять рассказы по серии картин и по сюжетной картине, затруднения при пересказывании сказок и рассказов. И только специальная работа по развитию данных навыков поможет более эффективно повысить развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР III уровня.
2. Обобщить методики обучения связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Охарактеризовать особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Проверить эффективность проведенной коррекционной работы по развитию связной монологической речи
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Математический анализ полученных данных.
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [19] об уровнях развития речи, идеи Л.С. Волковой [3,4] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [5] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [8,9,10] о развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, концепции Т.Б. Филичевой [28] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория Т.А. Воробьевой [6] о методике составления рассказов по серии сюжетных картин, концепции А.Г. Зикеева [14] о специфике построения
предложений у детей.
Практическая значимость исследования: подготовлены конспекты занятий для развития связной монологической речи дошкольников старшего возраста. Результаты проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями и психологами.
Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию;
систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога, т.е. своеобразное развитие связной речи.
Специальное исследование связной речи дошкольников показало, что дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают трудности в монологической речи. Практически все дошкольники не умеют составлять рассказ по серии сюжетных картин, у них отмечаются ошибки при выявлении причинно-следственных отношений, ошибки в лексикограмматическом оформлении высказывания. Дошкольники с ОНР III составляют короткие, нераспространенные предложения. Мы пришли к выводу, что связная монологическая речь у этих детей не сформирована.
Развитие связной речи детей - одна из главных педагогических задач. Поэтому обучить дошкольников правильно составлять логичный рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, из личного опыта, пересказывать - это основные направление в развитии связной речи с дошкольниками пятилетнего возраста.
На основании констатирующего эксперимента мы раскрыли содержание и методику развития связной монологической речи у детей
старшей группы. Используя предложенные приемы, мы обучали дошкольников составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов. Мы проводили специально организованные занятия, применяли наглядность, использовали специальные речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи, структурно-семантической организации текста и на развитие фонетической стороны речи.
Благодаря целенаправленной работе у дошкольников повысился уровень развития связной монологической речи.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня стали составлять развернутый рассказ, соблюдая временную и логическую последовательность. Предложения строили распространенные, используя разные части речи. Лишь у 26,7% детей остались нарушения в грамматическом оформлении высказывания. У детей отмечалось сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражалось в речи: дети с помощью языковых средств старались подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирали и использовали слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи была эффективной.
1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся с трудностями в обучении / Т.А. Алтухова— Белгород: КиМо, 1998. - 148с.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопедов / Н.Г. Андреева— М.: ВЛАДОС, 2006. - 156с.
3. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова — М.: ВЛАДОС, 1998. - 554с.
4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Ч. II. / Л.С. Волкова — М.: ВЛАДОС, 1997. - 448с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель, 2007. - 124с.
6. Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. / Т.А. Воробьева - СПб.: ЛИТЕРА, 2010. - 96с.
7. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд. РАО, 1994. - С. 104-108.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов— М.: АРКТИ, 2002. - 112с.
9. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
10. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Дефектология. — 1986. — № 6. — С. 11-16.
11. Г рибова О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с.
12. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль / Н.В. Ёлкина: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. - 76 с.
13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин — М.: Мысль, 1982. - 212с.
14. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений детей с нарушениями в развитии. // Дефектология №1. — 2004. — С.67-75.
15. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова — СПб.: КАРО, 2004. - 384с.
16. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко — М.: Сфера, 2008. - 267с.
17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 2009. - 127 с.
18. Лапшин В.А. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / В.А. Лапшин — М.: Просвещение, 1991. - 225с.
19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопеда / Р.Е. Левина — М.: Наука, 1968. - 157с.
20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия— М., 1973. - 290с.
21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: Академия, 2005. - 96с.
22. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина — М.: Мысль, 1973. - 445с.
23. Прищепова И.В. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Прищепова — СПб.: КАРО, 2005. - 233с.
24. Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. — 1988. — № 1. — С. 20-26.
25. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. - № 1. - С. 127— 140.
26. Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. Ч. I. / В.И. Селиверстов — М.: Академия, 1997. — 348с.
27. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки и развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 48с.
28. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 2004. — 278с.
29. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев — М.: Наука, 1959. — 358с.
30. Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи. // Дефектология. — 1971. — № 3. — С. 55-60.
31. Шаховская С.Н. Логопедия / С.Н. Шаховская — М.: ВЛАДОС, 1998. — 260с.
32. Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. психол. Наук / Г.Х. Юсупова — Н.Новгород, 2003. — 106с.