Факультативные занятия по английской литературе как средство
формирования межкультурной компетенции (на материале романа
Кадзуо Ишигуро «Не отпускай меня»
Введение 3
Глава 1. Нормативные основы обучения английскому языку 8
1.1. Требования ФГОС к уровню владения английским языком к учащимся
старших классов 8
1.2. Понятие факультативного курса. Нормативные документы,
регулирующие факультативные занятия в СОШ 15
1.3. Понятия межкультурной компетенции и межкультурной коммуникации 23
1.4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком как
критерии оценки знаний учащихся 27
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Формирование межкультурной компетенции во внеурочной
деятельности по английскому языку 34
2.1. Жизнь и творчество Кадзуо Ишигуро. Проблематика романа «Не
отпускай меня» 34
2.2. Факультативные занятия по английской литературе, цели и задачи 42
2.3. Комплекс упражнений на формирование межкультурной компетенции на
основе материалов романа Кадзуо Ишигуро «Не отпускай меня» 48
Заключение 55
Библиография
Несмотря на то, что современная школьная программа направлена на всестороннее развитие учащихся, формирование у них представления о школьных предметах, как части общечеловеческой культуры, она не отвечает требованиям современного общества к выпускнику общеобразовательной школы. Объем знаний, необходимый школьнику, как будущему специалисту, возрастает, в то время как количество учебных часов, отводимых для изучения программы сокращается. Особо остро перед выпускником стоит вопрос владения иностранным языком, что является основным требованием работодателей.
Одним из средств решения возникающих проблем являются факультативные занятия. Факультативный курс - это массовая форма работы с учащимися, направленная на повышение качества образования, наиболее доступная для всех школьников. Кроме того, факультативные занятия позволяют успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся, раскрывая внутренний потенциал, создавая условия для самореализации и самоопределения.
Г оворя о современных факультативных курсах, стоит упомянуть, что направлены они в основном не только на формирование у учащихся культуры мышления и развития устойчивого интереса к изучаемому предмету, но и на ознакомление учащихся с исследовательской и научной деятельностью, давая представление о современных научных достижениях.
Требования современного работодателя высоки, как высока и конкуренция за престижную должность. В эпоху глобализации не обойтись без постоянного обмена информацией, происходит постоянное взаимопроникновение и взаимообогащение культур, что порождает необходимость понимания неразрывности иностранного языка и культуры носителей этого языка. Чтобы отвечать требованиям работодателя уже недостаточно просто владеть иностранным языком - выпускник должен уметь реагировать в коммуникативной ситуации с носителем языка так, чтобы коммуникация считалась успешной всеми участниками диалога. Однако, с 2022 года единый государственный экзамен по иностранному языку станет обязательным для всех школьников, и, как показывает практика, все основное учебное время уделяется подготовке к экзамену, то есть решению и разбору типовых заданий на отработку грамматических, лексических навыков и навыков чтения и письма, что, к сожалению, не способствует формированию у школьников межкультурной компетенции, либо способствует, косвенно.
Совокупность всех вышеприведенных фактов обусловливает важность наличия факультативного курса по иностранному языку в общеобразовательной школе. Также можно утверждать, что факультативный курс по английскому языку может заинтересовать не только учащихся с ярко выраженными способностями к предметам гуманитарного цикла, но и «технарей». Для первой категории школьников факультативные занятия по английскому языку важны как один из способов углубить знания языка, расширить их и вывести за пределы школьной программы. Для другой группы учащихся изучение иностранного языка носит прикладной характер; знание английского языка дает возможность обращаться к иностранной литературе. Кроме того, можно выделить и группу учащихся, которые рассматривают знание иностранного языка, как способ интеграции с другой культурой. В эпоху развития туристической отрасли, технологий, сети Интернет и глобализации, общение с представителями других культур становится неизбежным - музыка, фильмы, книги, общение в социальных сетях, заграничные поездки являются неотъемлемой частью жизни современного школьника. Следовательно, факультативный курс, направленный на формирование межкультурной компетенции у школьников, это не только своеобразный вклад в будущее выпускника, но и основа дляформирования уважения к другим народам и их культуре, принятие чужих особенностей и ценностей и самого явления «инокультурия».
Содержание факультативного курса всегда вариативно, подбор программы производится учителем самостоятельно или совместно с другими педагогами и руководством школы. Слово «факультативный» подчеркивает отличительную особенность данного вида учебной деятельности от других. Таким образом, учитель выбирает направление курса, которое наиболее эффективно поспособствует усвоению иностранного языка и лингвострановедческих и лингвокультурологических особенностей страны изучаемого языка.
На наш взгляд, изучение художественной литературы на иностранном языке не только способствует изучению грамматических и лексических особенностей языка, но и содержит лингвострановедческий и лингвокультуроведческий компонент, необходимый учащимся для знакомства учащихся с иностранной культурой и реалиями, получения дополнительных знаний в области истории, географии и культуры. Таким образом, изучение литературы на иностранном языке может являться ключевым компонентом учебной программы факультативного курса по иностранному языку и важным фактором, оказывающим влияние на формирование межкультурной компетенции.
В данной работе мы рассмотрим изучение английской литературы на факультативных занятиях как одно из средств формирования межкультурной компетенции учащихся.
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточным изучением условий формирования межкультурной компетенции у учащихся и возникшими противоречиями между:
1. Социальным заказом на гражданина, стремящегося заниматься постоянной познавательной деятельностью и пассивным отношением выпускников к данному виду деятельности;
2. Требованиями общества к уровню владения выпускником иностранным языком и уровнем преподавания английского языка в общеобразовательной школе;
3. Необходимостью наличия у выпускника межкультурной компетенции и низким воспитательным потенциалом уроков по английскому языку.
Проблема исследования, методические условия формирования у школьников межкультурной компетенции в условиях факультативного курса по английскому языку;
Объектом исследования являются способы формирования межкультурной компетенции на факультативных курсах по английскому языку/ литературе;
Предметом исследования является реализация целей и задач факультативного курса по английскому языку на материале романов Кадзуо Ишигуро «Не отпускай меня» и «На исходе дня»;
Цель исследования: выявление и обоснование методических условий формирования у учащихся межкультурной компетенции на факультативных занятиях по английскому языку;
Задачи исследования:
1) Рассмотреть и описать нормативные требования к уровню владения иностранным языком ФГОС и Общеевропейские компетенции владения иностранным языком;
2) Дать определение понятию «факультативный курс»;
3) Рассмотреть различные подходы к классификации
факультативных курсов;
4) Выявить управленческие и дидактические принципы, способствующие успешной реализации факультативных курсов;
5) Определить задачи факультативного курса;
6) Определить требования, предъявляемые к программе
факультативного курса;
7) Дать определение понятию «межкультурная компетенция»;
8) Выявить условия и способы формирования межкультурной компетенции у учащихся на факультативных занятиях по английской литературе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения и списка литературы. Работа была апробирована на Итоговой конференции студентов КФУ 18 апреля 2017 года в секции «Актуальные вопросы лингводидактики».
Несмотря на то, что современные УМК дают обширные знания во всех аспектах иностранного языка, практика показывает, что уроков иностранного языка недостаточно для формирования у учащихся межкультурной компетенции на уровне достаточном для успешной коммуникации с носителем языка. Факультативные курсы по английской литературе являются одним из средств решения данной проблемы. Факультативный курс - это, прежде всего, возможность для учителя создать свою собственную программу, которая позволяла бы дополнить основную программу в соответствии с потребностями учащихся.
Факультативный курс по английской литературе направлен, прежде всего, на учащихся, нацеленных на дальнейшее изучение английского языка и на его практическое применение в своей профессиональной деятельности.
Нами был разработан комплекс упражнений для факультативного курса по английской литературе, которые направлены на формирование межкультурной компетенции у учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка. Комплекс включает в себя не только анализ отрывков из романа Кадзуо Ишигуро «Не отпускай меня», но и несколько универсальных упражнений, которые могут быть использованы учителем иностранного языка как на уроке, так и не дополнительных занятиях.
Кроме того, факультативный курс по английской литературе на основе материалов романа «Не отпускай меня» имеет практическую значимость не только с точки зрения формирования межкультурной компетенции, но и с точки зрения практического использования английского языка в бытовом общении. Роман современный и диалоги персонажей как можно больше приближены к современным реалиям английской разговорной речи.
В дальнейшем может быть разработана программа факультативного курса на основе двух романов Кадзуо Ишигуро - «Не отпускай меня» и «На исходе дня». На наш взгляд, эти романы отличаются не только увлекательным сюжетом, но и освещением актуальных социальных проблем британского общества, что несомненно является неотъемлемой частью национальной культуры.