Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки применения технологии драматизации как средства формирования коммуникативных компетенций в процессе обучения английскому языку на среднем этапе
1.1. Формирование коммуникативных компетенций как психолого-методическая проблема 5
1.2. Применение технологии драматизации в формировании
коммуникативных компетенций как психолого-методическая проблема 13
1.3. Возрастные особенности учащихся среднего этапа 21
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Дидактические условия применения драматизации как средства формирования коммуникативной компетенции в условиях внеклассной учебной деятельности
2.1. Подготовительный этап 29
2.2. Практическая реализация 35
2.3. Подведение итогов 40
Выводы по Главе 2 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Важнейшая задача современного школьного образования - формирование у ребенка желания и умения овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а также способность строить дальнейшее направление собственного образования.Основная цель занятий по английскому языку, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), — это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке[28, с. 102].
Практика показывает, что традиционные подходы в обучении иностранному языку не в полной мере отвечают требованиям коммуникативности. Для формирования благоприятного климата, который ориентирует обучающихся на коммуникацию, следует выбирать такие формы урока, которые бы стимулировали их работоспособность и интерес. Нетрадиционные формы проведения занятий, например, урок-спектакль, направлены на повышение эффективности деятельности обучающихся. Драматизация многофункциональна: она развивает детскую память,
воображение, мышление, способствует познавательной активности, формирует систему моральных ценностей, толерантности, самостоятельности, формирует культуру чувств. Но основное ее предназначение — формирование коммуникативной среды (условной или реальной), которая способна наиболее успешно вырабатывать коммуникативные компетенции учеников.
Элементы драматизации могут быть использованы на всех стадиях обучения[16,с. 58-60].
Драматизация более эффективна на среднем этапе обучения, так как дети в этом возрасте имеют уже достаточный словарный запас, но они все еще игривы, активны и легкие на подъем.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных компетенций на среднем этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования: драматизация как средство развития
коммуникативных компетенций на среднем этапе обучения английскому языку.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и практике обучения английскому языку;
2) изучить состояние проблемы применения технологии драматизации как средства формирования коммуникативных компетенций в теории и практике преподавания английского языка;
3) обосновать дидактические условия эффективности применения технологии драматизации.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании дидактических условий эффективности драматизации как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практике организации внеурочной работы на среднем этапе обучения английскому языку.
Методологическую основу работы образуют труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков.
В нашем исследовании мы рассмотрели драматизацию как средство развития коммуникативных компетенций на среднем этапе обучения английскому языку.
В ходе работы была достигнута поставленная цель. Мы теоретически обосновали и практически доказали эффективность драматизации на среднем этапе бучения английскому языку.
Драматизация позволяет развивать у школьников творческие умения и навыки; оказывать положительное нравственное и эстетическое воздействие; знакомит с содержанием повести, распределением ролей, работой над выбранной ролью; учит умениям изготавливать предметы декорации.
Без сомнения, совместное творчество усиливает личностную сопричастность и является прекрасным подспорьем в воспитательной работе, создает положительную внутреннюю мотивацию в изучении английского языка и приносит огромное удовлетворение ученикам и самому учителю, счастье увидеть продукт своего труда и творчества.
Именно применение драматизации во внеурочной деятельности и элементов драматизации на уроках английского языка позволяет более легко, незаметно для школьника, преодолевать языковые преграды, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Драматический метод позволяет не только продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией, но и показать ребёнку практическую значимость изучения иностранного языка.
Таким образом, процесс обучения иностранному языку средствами драматизации способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности ученика. Использование драматизации также мотивирует учителя на то, чтобы максимально считаться с интересами и потребностями учеников. Драматизация как ни какой другой приём, позволяет учителю наиболее полно осуществлять деятельностный личностно-ориентированный подход. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. Все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы. При наличии постоянной обратной связи учитель может более тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.
Драматизация требует хорошо спланированной подготовительной работы - это важнейшее условие успешной постановки, вовлечённости учащихся в деятельность, которая основана на применении изучаемого в условиях, моделирующих реальную коммуникацию.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2010. - 448 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды том 1. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
3. Белянко Е.А. Драматизация в обучении английскому языку. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 94 с.
4. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 160 с.
5. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. - М.: ВТО, 1979. - 296 с.
6. Голубкова О.Н. Драматизация в обучении иностранному языку. // Класс! Омск. - 2004. - №3-4 - С. 25-26.
7. Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. - М: Флинта, 2014. - 317 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ Высшее образование сегодня. -2003.- № 5.- С.34.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2004. - 248 с.
10. Кичигина Е.В., Поперекова Р.А., Финаева Т.В., Юртаева Ю.А. Английский язык: учебное пособие по фонетике. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. - 114с.
11. Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
12. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб: Каро, 2006. - 192 с.
13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
14. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.
15. Мальцева Е.О. Элементы драматизации как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 58-60.
16. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие. - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 1999. - 522 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
18. Никольская С.Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов). - М.: Знание, 1978. - 80 с.
19. Ожегов С.Ю., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП », 2006. - 944 с.
20. Пассов Е. И. Мастерство и личность учителя. - М.: Флинта Наука, 2001. - 240 с.
21. Практическая фонетика англ. языка: Учеб для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Владос, 2001. - 384 с.
22. Савина А.Д. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2003. - 233 с.
23. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке во внеурочной деятельности. - М.: АРКТвИ, 2007. - 129 с.
24. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - Спб.: Речь, 2003. - 208 с.
25. Солдатенко К. Ю. Приемы формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе обучения иностранному языку // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 58-61.
26. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
27. Современные теории и методики обучения иностранным языкам /Под ред. Федоровой Л.М., Рязанцевой Т.П. - М.: Экзамен, 2004. - 320 с.
28. Стандарт основного общего образования по иностранному языку. - М: Просвещение, 2010. - с. 102.
29. Фастовец Р.В. Игры по правилам: социальные технологии в практике обучения иностранным языкам./Р.В.Фастовец. - М.: 2002. - 310 с.
30. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/Мин-во образования и науки РФ. - М: Просвещение, 2011. - 48 с.
31. Хомский Н. Язык и мышление.- М.: Изд. МГУ, 1972. - 123 с.
32. Ibsen, I.B. The Double Role of Fiction in Foreign Language Learning: Towards a Creative Methodology [Текст] / I.B. Ibsen // Creative Classroom Activities. Selected Articles from their English Teaching Forum, 1989 - 1993. - p. 143-153.
33. Kuzmenrova, J., ELT Thearte - a New Approach to Drama Activities [Текст] /
J. Kuzmenrova, A. Kuzmenkov. // Вестник Московского университета. - Серия.
34. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2002. - №3. - с. 50-54.
35. Marks Jonathan. English pronunciation in use- Elementary. -- Cambridge University Press, 2007. - 166 р
36. Ганелин Е.Р. Школьный театр: программа обучения детей основам
сценического искусства: метод. пособие. - Спб.: 2002. - 30 с. [Электронный ресурс]. URL: