Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Работа №63347

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-коммуникативного развития дошкольников 7
1.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» 7
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного
возраста 14
1.3. Возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном
развитии дошкольников 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Дифференцированный подход на основе учета темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников 32
2.1. Изучение уровней социально-коммуникативного развития старших
дошкольников исследуемых групп 32
2.2. Организация дифференцированного подхода на основе учета
темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников 43
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по повышению эффективности социально-коммуникативного развития старших
дошкольников 48
Выводы по главе 2 57
Заключение 60
Список литературы


Актуальность исследования. В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Становление системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДOУ. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств воспитания и обучения, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах дошкольного учреждения.
В дошкольном возрасте формируются основные качества личности: наиболее важные социальные навыки, социально-психологические особенности в порядке отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на познание традиций общества, культуры, окружения в котором растёт ребёнок. И именно поэтому дошкольный возраст является стартовым этапом социального развития ребёнка. А первый социально-коммуникативный опыт малыш приобретает в своём ближайшем окружении - в семье и детском саду.
Сегодняшнее дошкольное образование нацелено на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. И главным является обеспечение полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре [60]. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок
усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы повышения эффективности образовательной работы по социальному развитию ребенка дошкольника, которая позволит успешно адаптироваться малышу не только к школе, но и окружающему его миру. Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Такой деятельностью для маленьких детей является игра - наиболее доступный для дошкольников способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [55].
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством социально-коммуникативного развития ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные и коммуникативные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать [55].
Вместе с тем в детских садах развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, как средства направленного на процесс социально-коммуникативного развития ребенка используется недостаточно, а специальная работа в этом направлении проводится эпизодически. Для этого, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в детских садах, воспитателю необходимо подбирать содержание сюжетно-ролевых игр таким образом, чтобы они отражали содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил [65].
Таким образом, обозначенное противоречие определило проблему исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры будет успешно проходить социально-коммуникативное развитие дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путём определить эффективные условия социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом возрастных проявлений темперамента.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие
дошкольников.
Предмет исследования: возрастные проявления темперамента в
социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень социально-коммуникативного
развития дошкольников повысится, если учитывать возрастные проявления темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников и проводить дифференцированную работу, направленную на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта с учётом особенностей темперамента ребёнка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
3. Выявить возрастные проявления темперамента в социальнокоммуникативном развитии дошкольников.
4. Экспериментальным путём проверить дифференцированный подход на основе учета темперамента в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
Методологической основой нашего исследования являются концепции отечественных психологов - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Н.Н. Поддъякова, А.Л. Венгера, А.Н. Леонтьева об особенностях психического развития, формирования личности и обучения дошкольников; концепции Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, А.В. Мудрик,
B. С. Мухиной и др. о сущности социализации; положения М.И. Лисиной,
C. А. Козловой, О.А. Карабановой, Я.Л. Коломинского и др. о функциях и формах социальных коммуникаций и общения дошкольников; положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию внутренней жизни ребёнка и его мотивационной сферы; идеи педагогического сопровождения ребёнка и детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (Л.Н. Бережнов, В.А. Деркунская,
О.В. Солнцева и др.). А также научные исследования: Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцевой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, и др. о процессе развития содержания игры в дошкольном возрасте.
В процессе работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент; наблюдения; беседы; интервьюирование; методы математической обработки данных и др.
Научная новизна. Результаты исследования позволяют расширить представления об особенностях взаимосвязей между темпераментом и процессом социально-коммуникативного развития на ранних этапах онтогенеза.
Положения, выносимые на защиту: Темпераментальные свойства оказывают существенное влияние на процесс социально-коммуникативного развития способностей человека на ранних этапах его развития.
Активностные характеристики темперамента положительно влияют на успешность процесса социально-коммуникативного развития дошкольника.
Эмоциональные характеристики могут оказывать различное влияние на успешность процесса социально-коммуникативного развития в зависимости от возраста ребёнка.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, можно использовать как для организации образовательного процесса ДОО, так и для решения задач психологического консультирования. Разработанная система сюжетно-ролевых игр, направленная на социальнокоммуникативное развитие дошкольников может быть использована в педагогической деятельности дошкольных работников.
Объём и структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2016 г. по май месяц 2017 г. и проводилась на базе МАДОУ № 139 г. Казани.
В эксперименте принимали участие 50 детей от 6 до 7 лет и воспитатели дошкольного образовательного учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Китайская мудрость гласит: «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого». В данном случае её можно понимать в таком контексте: чем раньше мы научим своего ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
Свой первый социально-коммуникативный опыт ребёнок приобретает в семье и в дошкольном учрежении. Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познаёт мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.
Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Важную роль в социально-коммуникативном развитии играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Такой деятельностью для дошкольников является игра - наиболее доступный для детей способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. И именно в процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные и коммуникативные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, показало, что у большинства детей экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень (88%).
В большинстве своём, дети не проявляли инициативы в общении со взрослыми, а некоторые неохотно принимали участие в общих видах деятельности не только со взрослым, но и со сверстниками. Часто детьми нарушались общепринятые правила поведения, и некоторые дети при этом демонстрировали отрицательное отношение к соответствующим требованиям взрослого. Так же у большего количества детей оказались недостаточно сформированными элементарные трудовые умения и навыки, в связи с чем они не могли действовать самостоятельно и часто нуждались в указаниях и помощи воспитателя.
Наблюдения за играми детей показали, что игры детей обеих групп были бедны по содержанию и тематике. Игровые правила часто нарушались
и между детьми вспыхивали ссоры. Также недостаточно сформированы навыки сотрудничества и ролевого взаимодействия.
Использование в ходе формирующей работы специально организованных сюжетно-ролевых игр направленных на усвоение норм, и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта. А также обогащение игровой развивающей среды, привели, по нашему мнению, к развитию у большинства детей экспериментальной группы устойчивых социально-коммуникативных умений и навыков.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня социально-коммуникативного развития у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если со среднего уровня на высокий уровень в экспериментальной группе перешли 11 детей (44%), то в контрольной группе это всего 5 детей (20%). С низкого уровня на средний поднялось одинаковое количество детей в обеих группах - 1 ребёнок (4%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 13 детей (52%), в контрольной группе 8 детей (32%); на среднем уровне в экспериментальной группе 12 детей (48%), в контрольной группе 16 детей (64%); низкий уровень в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной группе 1 ребёнок (4%).
Приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в развитии у детей экспериментальной группы социально - коммуникативных умений и навыков. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: что уровень социально
коммуникативного развития дошкольников повыситься, если систематически применять специально организованные сюжетно-ролевые игры, направленные на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
развитие общения и взаимодействия детей между собой и со взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта.
Положительные результаты проведённого исследования могут послужить основанием для использования практических материалов данной работы в практике педагогов детских садов.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте. Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы.
Основные теоретические и практические позиции исследования базировались на проблеме становления индивидуальности ребенка, на концептуальной схеме структуры индивидуальности и личности, предложенной Э.А. Голубевой [13], в которых природное и социальное, организм и личность составляют единство. Такие компоненты, как мотивация, темперамент, способности и характер, объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью,
саморегуляцией и побуждениями. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, сочетающее индивидуальные особенности его организма и уникальные черты личности. В данной концепции темперамент выступает эволюционно необходимой составляющей индивидуальности, имеет природную основу и характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Индивидуальные различия по темпераментным свойствам проявляются на ранних этапах развития личности, традиционно признаются взаимосвязанными с социально-психологическими компонентами в структуре индивидуальности. Поскольку именно в старшем дошкольном возрасте устанавливаются важные социально-психологические явления, социально-коммуникативного развития, и они влияют на такие личностные новообразования как самооценка, образ себя, уровень притязаний, очевидна необходимость изучения взаимосвязи свойств темперамента и социальнокоммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте. Анализ существующих в литературе подходов к исследованию проблемы взаимосвязи темперамента и социально-коммуникативного развития позволил уточнить, что на ранних этапах становления индивидуальности темперамент, имеющий природную основу, отчетливо проявляется в характере межличностных отношений со сверстниками на фоне недостаточно сформированных социальных норм, мотивации, индивидуального стиля деятельности и характера.
Темперамент ребенка старшего дошкольного возраста, рассматриваемый как типичный стиль поведения, в качестве наиболее значимой основы индивидуальности проявляется в его социальнокоммуникативном развитии.
Для проверки гипотезы исследования проведено эмпирическое исследование, позволившее сделать следующие выводы: на ранних этапах становления индивидуальности темперамент, рассматриваемый как типичный стиль поведения, имеющий природную основу, отчетливо проявляется в социально-коммуникативном развитии в старшем
дошкольном возрасте, развитие которых обусловлено темпераментными свойствами, являются результатом общения и проявляются в социальном статусе, который определяет, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет; определенные характеристики межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте (социальный статус, интенсивность общения, содержание контактов, направленность контактов, эмоциональный фон контактов) обнаруживают зависимость от проявлений таких свойств темперамента, как активность, интенсивность, настроение; внешние взаимосвязи свойств темперамента и социально-коммуникативного развития дошкольников на ранних этапах становления индивидуальности являются многовариантными и обнаруживаются в различных вариациях. Первый вариант, «активный ребенок», характеризуется выраженностью двух темпераментных параметров (активность, интенсивность) с высоким факторным весом интенсивности общения. Второй вариант, «статусный
ребенок», объединяет три показателя межличностных отношений (социальный статус, направленность контактов, эмоциональный фон контактов) с выраженностью интенсивности как свойства темперамента. Третий вариант, «эмоционально положительный ребенок», обнаруживает сочетание настроения как индивидуальной характеристики темперамента и содержание контактов как показателя социально-коммуникативного развития дошкольников.
В целом задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Выпускная квалификационная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Её результаты могут найти применение в психологическом консультировании, педагогической деятельности и пр.



1. Авдулова, Т.П. Создание развивающего пространства социализации и
индивидуализации дошкольников/Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения - №8, 2014. - С. 7-11.
2. Авдулова, Т.П., Аксёнова, Е.Г., Захарова, Т.Н. Диагностика и развитие
моральной компетентности личности дошкольника. Психолого
педагогическая служба сопровождения ребёнка. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014. - 150 с.
3. Алтунина, И.Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата/И.Р. Алтунина; под ред. Р.С. Немова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 427 с.
4. Андреева, А.Д. Проблемма игровой мотивации современных детей//Журнал практического психолога. - № 5, 2008. - С. 101-114.
5. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие/А.Г. Арушанова --М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80 с.
6. Бабаева, Т.И., Деркунская, В.А., Римашевская, Л.С. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС - СПб: ДетствоПресс, 2016. - 384 с.
7. Безматерных, Т.В. Игра - ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста//Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь, 2014 г.) - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 135-137.
8. Белкина, В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспекты: монография. - Ярославль: ЯГПУ, 2010.
9. Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Г аленко - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 111 с.
10. Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 -123 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Головченко, И.А. Формирование коммуникативных умений в игровой деятельности детей дошкольного возраста// психология и педагогика: методика и проблемы практического применения-2012 -№ 26-С. 227-230.
13. Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева // Психологический журнал. - 1995. - №1, -с.64-74.
14. Горбунова, Г.П. Актуальность и проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников//Сборники конференций НЦК Социосфера - № 52, 2013. - С. 86-91.
15. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
16. Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников//Практический журнал//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -№ 5, 2010, г. Москва, ТЦ Сфера.
17. Громова, О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко, А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром: метод. пособие/ О.Е. Громова - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 224 с.
18. Гуткина, Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе//Психолог в детском саду. - № 4, 2007.
19. Деркунская, В.А., Рындина, А.Г. Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста - М.: Центр педагогического образования, 2012 - 112 с.
20. Деркунская, В.А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128 с.
21. Деркунская, В.А., Харчевникова, А.Н. Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре//Дошкольная педагогика - № 6 (101)/август/2014. - С. 11.
22. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб: Питер, 2004. - 592 с.
23. Загуменная, Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа/ авт.-сост. Л.А. Загуменная. - Волгоград: Учитель, 2013 - 144 с.
24. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных
образовательных учреждений России/сост. Т.Н. Доронова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2006. - 208 с.
25. Ильинова, К.В., Логвинова, О.Ю., Мещерякова, С.В., Кулько, И.Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка// Молодой учёный - № 17, 2014. - С. 487-489.
26. Ионова, Л.Ф. Роль сюжетно-ролевой игры в социально
коммуникативном развитии дошкольников - [электронный ресурс] - режим доступа: http://znanie.slovarik.org/rabota-s-doshkolnikami-18/data-id5365 (дата обращения: 27.01.2017).
27. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно
методическое пособие. - Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с.
28. Карелова, И.И. Познавательно-речевое и социально-личностное
развитие детей от года до 6 лет - Волгоград: Учитель, 2013 - 144 с.
29. Козлова, С.А. Я - человек: программа социального развития
ребёнка/С.А. Козлова - М.: Школьная пресса, 2004. - 45 с.
30. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
31. Козлова, С.А., Кожокарь С.В., Шукшина, С.Е., Шахманова, А.Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. - М.: НИЦ ИНФРА-М., 2016. - 146 с.
32. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа
социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2015 - 160 с.
33. Конкевич, С.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете - СПб: «Детство-пресс», 2013. - 80 с.
34. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации/В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2012. - 415
35. Краснощёкова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста - изд., 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011 - 250 с.
36. Кукушкина, Е.Ю., Самсонова, Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду: метод. пособие/Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Сомсонова - М.: ТЦ Сфера, 2013 - 128 с.
37. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка/ Под ред. Рузской А.Г. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
38. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб: Питер, 2009. - 320 с.
39. Логвинова, О.Ю., Мещерякова, С.В., Денисова, А.Б., Кеворкова, К.И. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста// Молодой учёный - № 20, 2015. - С. 468-472.
40. Мальгина, Е.В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста - [электронный ресурс] - режим доступа: https://www.proshkolu.ru/lib/id/13319 (дата обращения: 14.02.2017 г.)
41. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема// Молодой учёный - № 6, 2016. - С. 799-803.
42. Меремьянина, О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: позновательно-игровые занятия. - Волгоград: Учитель, 2013. - 142 с.
43. Мосалова, Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социальнонравственному воспитанию детей дошкольного возраста - СПб: ДетствоПресс, 2015 - 80 с.
44. Методическая разработка. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskay-razrabotkasocialnokommunikativnoe-razvitie- detey-doshkolnogo-vozrasta-1055259.html (дата обращения: 12.02.2017 г.)
45. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В.А. Сластенина - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. - [Электронный ресурс] - режим доступа: www.studflles.ru?/preview/2493246/ (дата обращения: 06.02.2017 г.)
46. Мухина, В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
47. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
48. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
49. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод. пособие/ авт.- сост.: Л.А. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева, С.В. Пыркова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010 - 126 с.
50. Римашевская, Л.Б. Социально-личностное развитие//Дошкольное воспитание - № 6, 2011. - С. 18-21.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000-712 с.
52. Сердюкова, Ю.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социальнокоммуникативного развития старших дошкольников - [электронный ресурс] - режим доступа: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2964 9дата обращения: 14.02.2017 г.)
53. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.
54. Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста. - [электронный ресурс] - режим доступа: https://fb.ru/article/194200/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe- sotsializatsiva-detev-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.02.2017 г.)
55. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер.- М.: Рус. яз., 1989.- 624 с.
56. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 160 с.
57. Смирнова, Е.О., Гуськова, Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками//Вопросы психологии - № 2, 1988. - С. 127-129.
58. Смирнова, Е.О., Рябкова, И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Вопросы психологии - № 2, 2013. - С. 15-24.
59. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр.
Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб: издательство «Речь», 2010. - 176 с.
60. Солнцева, О.В. Развитие субъективной позиции детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх// Детский сад: от А до Я - № 2, 2011.
61. Социально-нравственное воспитание дошкольников/Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 176 с.
62. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста - [электронный ресурс] - режим доступа: боо7.га/социально-коммуникативное развитие/(дата обращения: 06.02.2017 г.)
63. Тригуб, Л.М. Социально-коммуникативное и речевое развитие детей в условиях двуязычия и многоязычия// Воспитатель ДОУ - №1, 2015.- С.76-85.
64. Хузеева, Г.Р., Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника - М.: Прометей, 2013. - 140 с.
65. Хузеева, Г.Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО// Воспитатель ДОУ - № 2, 2015. - С. 46-56.
66. Церцвадзе, Р.Г., Крылова, В.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста//Молодой учёный. - 2016. - № 9.3. - С. 36-37.
67. Эльконин Даниил. Детская психология. М.: Издательство:
«Академия». - 2011.
68. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999 - 360 с.
69. Янге, Е. Ролевые игры для детей - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ