Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 10
1.1. Формирование у подростков познавательных универсальных учебных
действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов как актуальная психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Влияние процесса разработки и реализации исследовательских
проектов на формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий 14
1.3. Психолого-педагогические основы процесса формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов 19
1.4. Анализ опыта работы учителей по формированию у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и
реализации исследовательских проектов 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Процесс формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов 30
2.1. Психолого-педагогические условия эффективного формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 30
2.2. Задачи, содержание и методы формирования у подростков
познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 34
2.3. Моделирование процесса формирования познавательных
универсальных учебных действий у подростков в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов 41
2.4. Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и
реализации учебно-исследовательских проектов и анализ результатов 52
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 68
В настоящее время в российском обществе активно осуществляется модернизация образования на всех его уровнях. Это обусловлено тем, что страна нуждается в конкурентоспособной личности, умеющей приспосабливаться к быстро меняющимся условиям и решать самостоятельно усложняющиеся задачи в сфере своей деятельности. Следовательно, современному человеку необходимо обновлять имеющиеся у него знания, чтобы всегда быть востребованным и компетентным.
Исходя из этого, общеобразовательная школа ставит перед собой задачу активизировать индивидуальную работу учащихся. При этом делается акцент на формирование у учащихся универсальных учебных действий в образовательном и воспитательном процессе. В результате овладения ими, учащиеся будут способны самостоятельно овладевать и усваивать новые знания, умения и навыки. В силу этого, учитель должен ставить перед собой задачу формировать у учащихся умение учиться.
Для того, чтобы ученик был способен открывать для себя что-то новое изо дня в день, учителю необходимо формировать общеучебные и логические действия, которые в целом составляют познавательные универсальные учебные действия. В результате если учащиеся смогут устанавливать причинноследственные связи, самостоятельно выдвигать и формулировать цели, структурировать знания и др., мы воспитаем критически и нестандартно мыслящую личность, способную к непрерывному саморазвитию.
Следует учесть, что характер освоенных действий зависит от процесса протекания деятельности и ее конечного результата. В процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов деятельность учащихся носит поисковый, исследовательский и проектный характер, что влияет на качество знаний, умений и навыков, а также на уровень овладения познавательными универсальными учебными действиями. Важно и то, что результат процесса разработки и реализации учебно-исследовательских проектов материализован, осязаем, что влияет на качество и прочность знаний.
Актуальность данной проблемы обусловлена возникшими противоречиями между:
1) социальным заказом на гражданина, стремящегося заниматься постоянной познавательной деятельностью и пассивным отношением выпускников к данному виду деятельности;
2) необходимостью формирования у школьников стремления заниматься познавательной деятельностью и недостаточной компетентностью учителей в ее формировании.
Проблема исследования: какова модель процесса формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов.
Объектом данного исследования является процесс разработки и реализации исследовательских проектов во внеклассной воспитательной работе.
Предмет исследования: формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов.
Гипотеза исследования: процесс формирования у подростков
познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов будет более эффективным, если:
1) будет рассмотрена сущность понятий "познавательные универсальные учебные действия", "учебно-исследовательский проект";
2) в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов будут реализовываться эвристический, исследовательский и развивающий виды обучения;
3) будут выявлены психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков;
4) определены критерии, показатели и уровни сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий;
5) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеклассную работу модель и программа опытно-экспериментальной работы по формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Задачами исследования являются:
1) изучить психолого-педагогические основы процесса формирования у подростков универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов;
2) определить задачи, содержание и методы формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов;
3) выявить психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков;
4) разработать критерии, показатели, уровни сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий;
5) разработать модель процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, а также программу опытноэкспериментальной работы, направленную на выявление ее эффективности;
6) обобщить и проанализировать полученные данные, сделать выводы и оформить результаты исследования.
Методологическую базу исследования составляют научные труды:
- Ф.Г. Асмолова, В.В. Козлова, А.М. Кондакова, в которых освещены вопросы формирования универсальных учебных действий в основной школе;
- Ж.Пиаже, в которых раскрывается сущность психологии интеллекта;
- Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Шардакова в которых исследована мыслительная деятельность школьника;
- В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, внесших большой вклад в разработку теории развивающего обучения;
- А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Шадрикова, в работах которых глубоко изучена теория деятельности.
В данной работе для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез и систематизация;
- методы эмпирического исследования: тестирование, изучение и
обобщение передового педагогического опыта, констатирующий эксперимент, анкетирование.
База исследования: МБОУ «СОШ №3, №10» г. Елабуга. В качестве респондентов выступили 10 учителей и 12 учащихся УП-УШ классов. В формирующем эксперименте приняли участие 20 учеников.
Научная новизна работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении критериев, показателей и характеристике уровней сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий; в разработке модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использовании учителями средних общеобразовательных школ для совершенствования процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов.
Этапы выполнения исследования:
I этап (2015г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также практического состояния рассматриваемой проблемы, разработка программы исследования.
II этап (2015г.) - определение психолого-педагогических основ
формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, проведение констатирующего эксперимента, обработка его результатов и формулирование выводов.
III этап (2016г.) - разработка модели процесса формирования
познавательных универсальных учебных действий у подростков в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, а также программы опытно-экспериментальной работы.
IV этап (2017г.) - проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, обобщение и анализ полученных данных.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации основных результатов исследования.
1. Шакурова Л.Р. Влияние процесса разработки и реализации учебноисследовательского проекта на формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий // Материалы Международной научнопрактической конференции ""Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее". - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 236-239.
2. Шакурова Л.Р. Психолого-педагогические условия эффективного формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта // Материалы XXXII Международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки». - М., 2016. - С. 59-63.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-практическая конференция студентов ЕИ К(П)ФУ (апрель, 2015 г., г. Елабуга).
2. Итоговая научно-практическая конференция студентов ЕИ К(П)ФУ (апрель, 2017 г., г. Елабуга).
Участие в конкурсах:
1. Всероссийский молодежный конкурс научно-практических и исследовательских работ "Лестница наук" - Диплом лауреата заочного тура (2016 г.).
В век активного развития науки и информационных технологий, перед педагогами встает важнейшая задача: воспитать новое поколение, способное самостоятельно учиться и осваивать новые знания. Одним из путей осуществления данной задачи является формирование универсальных учебных действий, в частности познавательных.
Изучению специфики особенностям формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта посвящено мало статей и работ. В связи с этим, нами была сформулирована следующая тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта».
Формирование познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта является актуальной проблемой педагогической теории и практики. В подростковом возрасте интеллектуальные возможности учащегося выше, нежели у младшего школьника, что позволяет активно использовать их в процессе учебно-познавательной деятельности.
После проведения анализа данных, полученных в ходе проведения анкетирования среди учителей предметников и учащихся подростков, мы пришли к выводу, что все они убеждены, что занимаются деятельностью по разработке и реализации учебно-познавательного проекта, однако не владеют методологией ни проектной, ни исследовательской деятельности. Более того, одни учителя утверждают, что формируют у подростков познавательные универсальные учебные действия, а другие убеждены, что осуществляют познавательные действия в процессе данной деятельности, однако не способны четко и точно определить содержание этих действий.
Решением проблемы может стать овладение учителями методологией исследовательской и проектной деятельности, применение таких методов, как метод проектов, исследовательский метод, ситуационно поисковый метод.
Помимо реализации методов и форм обучения в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия. Психологические условия включают: учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростка; установление положительных взаимоотношений подростка и учителя; формирование внутренней мотивации к познанию; диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий. К педагогическим условиям относятся: профессиональная компетенция учителя; реализация личностно-ориентированного подхода; направленность на развитие мыслительных процессов; усвоение системы научных понятий; учебнопедагогическое сотрудничество; создание учителем ситуации успеха; обеспечение благоприятного психологического климата; открытость образовательно-воспитательной среды для внедрения инноваций; направленный отбор приемов и подходов, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебноисследовательского проекта; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий.
Учитывая выявленные методы, формы обучения, а также психологопедагогические условия, нами была разработана и реализована педагогическая модель, а также программа опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта (см.: Приложение 1, 2). Данная модель и программа стали основой формирующего эксперимента, который был проведен на базе МБОУ «СОШ №10», г. Елабуга. В нем приняли участие 20 учеников 9 класса. В процессе реализации эксперимента были разработаны 3 учебно-исследовательских проекта, а также проанализированы листы самооценки учащихся после каждого из них.
В результате, после разработки первого учебно-исследовательского проекта было выявлено, что высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий характерен для 10% учащихся; средний - для 25% школьников; низкий - 65% подростков. После разработки и реализации второго учебно-исследовательского проекта можно было наблюдать значительную динамику. Так, 15% учащихся показали высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий; 35% школьников - средний уровень; 50% подростков - низкий уровень. В результате третьего разработанного учебно-исследовательского проекта были получены следующие данные, а именно 25% учеников показали высокий уровень; 45% подростков - средний уровень; 30% школьников - низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования познавательных
универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта. Полученные данные
подтвердили эффективность применения процесса разработки и реализации учебно-исследовательского проекта для формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий, а также выявленных психолого-педагогических условий, форм, приемов и методов обучения, выдвинутой гипотезы исследования.
1. Анохина Г.М. Модель образовательного процесса, реализующего требования ФГОС и запросы личности ученика // Инновации в образовании. -
2014. - № 1. - С. 5-19.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения. Т.2 / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
5. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; [под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой]. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
6. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся: опыт системного проектирования // Исследовательская работа школьников. - 2010. - №1. - С. 78-89.
7. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 210.
8. Воровщиков С.Г., Шамова Т.И., Новожилова М.М., Орлова Е.В., и
др. Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся: опыт
проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. - 2-у изд. - М.: «5 за знания», 2010. - 402 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Парвинэ, 2003. - 672 с.
11. Дранишникова Л.И., Епифанова И.Г., Плотникова М.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках химии через решение учебных задач межпредметного содержания // Наука и школа. - 2012. - №5. - С. 77.
12. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 1989. - С. 9-12.
13. Есенжанова А.А. Проектная технология как эффективное средство развития продуктивного мышления современного подростка // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №3. - С. 159-161.
14. Ильинский И.М. «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №3. -
С. 3-23.
15. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с..
16. Коростелева А.А. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в курсе "Обществознания" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №7. - С.40-43.
17. Кузнецова Л.А. Проектная технология как средство развития познавательных интересов учащихся // VI Международные Стахеевские чтения. - 2013. - С. 280-282.
18. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном
учреждении. Практическое пособие для руководителей. - М.: Центр
педагогического образования, 2008. - 48 с.
19. Лазарев В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. - 2014. - №6. - С.3-12.
20. Ларионова С.В., Попова О.А. От урока к внеурочной проектной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015.
- №4. - С. 63-66.
21. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 781-784.
22. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины,
психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
23. Лушников И.Д., Ногтева Е.Ю. Формирование познавательных
универсальных учебных действий в технологиях проектной и учебноисследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителя. -
Вологда: ВИРО, 2013. - 176 с.
24. Марикова Ю.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 660-663.
25. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.
- М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 432 с.
27. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - С. 61-64.
28. Новожилова М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся: дидактическое сопровождение // Преподаватель 21 век. - 2008. - №1.
- С. 46-49.
29. Немерещенко Л.В. Актуальная тема: организация проектной
деятельности // Химия в школе. - 2005. - №4. - С. 2-5.
30. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - С. 61-64.
31. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
32. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельности: структура и цели // Школьные технологии. - 2007. - №5. - С. 111-114.
33. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. - М. : Просвещение, 2008. - 192 с.
34. Подлакова В.А. Активные методы обучения в процессе подготовки специалистов в вузе // Инновации в образовании. - 2013. - №2. - С. 124.
35. Савина Н.Н., Литвиненко Е.В. Моделирование процесса
формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности // Концепт. - 2015. - №03. - ART 15087. - URL: http://e- koncept.ru/2015/15087.htm. (дата обращения: 06.05.2017).
36. Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для
предпрофильного обучения. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2016. - 112с.
37. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
38. Славина Л.С. Трудные дети. - М.: Институт практической
психологии, 1998. - 440 с.
39. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей
школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
40. Фастова Е.И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностноразвивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе. - Волгоград: Учитель, 2015. - 79 с.
41. Хамидов Ж.А. Моделирование процесса формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий // Молодой ученый. - 2011. - №12. - С. 145-149.
42. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1980. - 46 с.
43. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 116 с.
44. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. - М., 1982. - 104 с.
45. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.: Наука, 1966. - 301 с.
46. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М., 1993. - 95с.
47. Эпштейн М.М., Юшков А.Н. Исследование и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты // Народное образование. - 2014. - №6. - С. 151-159.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 438 с.
49. Якиманская И.С. Знания и мышление школьников. - М.: Знание. - 1985. - 80 с.