ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 10
1.1. Формирование у подростков познавательных универсальных учебных
действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов как актуальная психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Влияние процесса разработки и реализации исследовательских
проектов на формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий 14
1.3. Психолого-педагогические основы процесса формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов 19
1.4. Анализ опыта работы учителей по формированию у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и
реализации исследовательских проектов 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Процесс формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов 30
2.1. Психолого-педагогические условия эффективного формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 30
2.2. Задачи, содержание и методы формирования у подростков
познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 34
2.3. Моделирование процесса формирования познавательных
универсальных учебных действий у подростков в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов 41
2.4. Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и
реализации учебно-исследовательских проектов и анализ результатов 52
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 68
Глава I. Теоретические основы формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 10
1.1. Формирование у подростков познавательных универсальных учебных
действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов как актуальная психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Влияние процесса разработки и реализации исследовательских
проектов на формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий 14
1.3. Психолого-педагогические основы процесса формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов 19
1.4. Анализ опыта работы учителей по формированию у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и
реализации исследовательских проектов 24
Выводы по I главе 28
Глава II. Процесс формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов 30
2.1. Психолого-педагогические условия эффективного формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 30
2.2. Задачи, содержание и методы формирования у подростков
познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов 34
2.3. Моделирование процесса формирования познавательных
универсальных учебных действий у подростков в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов 41
2.4. Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и
реализации учебно-исследовательских проектов и анализ результатов 52
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 68
В настоящее время в российском обществе активно осуществляется модернизация образования на всех его уровнях. Это обусловлено тем, что страна нуждается в конкурентоспособной личности, умеющей приспосабливаться к быстро меняющимся условиям и решать самостоятельно усложняющиеся задачи в сфере своей деятельности. Следовательно, современному человеку необходимо обновлять имеющиеся у него знания, чтобы всегда быть востребованным и компетентным.
Исходя из этого, общеобразовательная школа ставит перед собой задачу активизировать индивидуальную работу учащихся. При этом делается акцент на формирование у учащихся универсальных учебных действий в образовательном и воспитательном процессе. В результате овладения ими, учащиеся будут способны самостоятельно овладевать и усваивать новые знания, умения и навыки. В силу этого, учитель должен ставить перед собой задачу формировать у учащихся умение учиться.
Для того, чтобы ученик был способен открывать для себя что-то новое изо дня в день, учителю необходимо формировать общеучебные и логические действия, которые в целом составляют познавательные универсальные учебные действия. В результате если учащиеся смогут устанавливать причинноследственные связи, самостоятельно выдвигать и формулировать цели, структурировать знания и др., мы воспитаем критически и нестандартно мыслящую личность, способную к непрерывному саморазвитию.
Следует учесть, что характер освоенных действий зависит от процесса протекания деятельности и ее конечного результата. В процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов деятельность учащихся носит поисковый, исследовательский и проектный характер, что влияет на качество знаний, умений и навыков, а также на уровень овладения познавательными универсальными учебными действиями. Важно и то, что результат процесса разработки и реализации учебно-исследовательских проектов материализован, осязаем, что влияет на качество и прочность знаний.
Актуальность данной проблемы обусловлена возникшими противоречиями между:
1) социальным заказом на гражданина, стремящегося заниматься постоянной познавательной деятельностью и пассивным отношением выпускников к данному виду деятельности;
2) необходимостью формирования у школьников стремления заниматься познавательной деятельностью и недостаточной компетентностью учителей в ее формировании.
Проблема исследования: какова модель процесса формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов.
Объектом данного исследования является процесс разработки и реализации исследовательских проектов во внеклассной воспитательной работе.
Предмет исследования: формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов.
Гипотеза исследования: процесс формирования у подростков
познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов будет более эффективным, если:
1) будет рассмотрена сущность понятий "познавательные универсальные учебные действия", "учебно-исследовательский проект";
2) в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов будут реализовываться эвристический, исследовательский и развивающий виды обучения;
3) будут выявлены психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков;
4) определены критерии, показатели и уровни сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий;
5) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеклассную работу модель и программа опытно-экспериментальной работы по формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Задачами исследования являются:
1) изучить психолого-педагогические основы процесса формирования у подростков универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов;
2) определить задачи, содержание и методы формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов;
3) выявить психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков;
4) разработать критерии, показатели, уровни сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий;
5) разработать модель процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, а также программу опытноэкспериментальной работы, направленную на выявление ее эффективности;
6) обобщить и проанализировать полученные данные, сделать выводы и оформить результаты исследования.
Методологическую базу исследования составляют научные труды:
- Ф.Г. Асмолова, В.В. Козлова, А.М. Кондакова, в которых освещены вопросы формирования универсальных учебных действий в основной школе;
- Ж.Пиаже, в которых раскрывается сущность психологии интеллекта;
- Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Шардакова в которых исследована мыслительная деятельность школьника;
- В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, внесших большой вклад в разработку теории развивающего обучения;
- А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Шадрикова, в работах которых глубоко изучена теория деятельности.
В данной работе для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез и систематизация;
- методы эмпирического исследования: тестирование, изучение и
обобщение передового педагогического опыта, констатирующий эксперимент, анкетирование.
База исследования: МБОУ «СОШ №3, №10» г. Елабуга. В качестве респондентов выступили 10 учителей и 12 учащихся УП-УШ классов. В формирующем эксперименте приняли участие 20 учеников.
Научная новизна работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении критериев, показателей и характеристике уровней сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий; в разработке модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использовании учителями средних общеобразовательных школ для совершенствования процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов.
Этапы выполнения исследования:
I этап (2015г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также практического состояния рассматриваемой проблемы, разработка программы исследования.
II этап (2015г.) - определение психолого-педагогических основ
формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, проведение констатирующего эксперимента, обработка его результатов и формулирование выводов.
III этап (2016г.) - разработка модели процесса формирования
познавательных универсальных учебных действий у подростков в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, а также программы опытно-экспериментальной работы.
IV этап (2017г.) - проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, обобщение и анализ полученных данных.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации основных результатов исследования.
1. Шакурова Л.Р. Влияние процесса разработки и реализации учебноисследовательского проекта на формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий // Материалы Международной научнопрактической конференции ""Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее". - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 236-239.
2. Шакурова Л.Р. Психолого-педагогические условия эффективного формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта // Материалы XXXII Международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки». - М., 2016. - С. 59-63.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-практическая конференция студентов ЕИ К(П)ФУ (апрель, 2015 г., г. Елабуга).
2. Итоговая научно-практическая конференция студентов ЕИ К(П)ФУ (апрель, 2017 г., г. Елабуга).
Участие в конкурсах:
1. Всероссийский молодежный конкурс научно-практических и исследовательских работ "Лестница наук" - Диплом лауреата заочного тура (2016 г.).
Исходя из этого, общеобразовательная школа ставит перед собой задачу активизировать индивидуальную работу учащихся. При этом делается акцент на формирование у учащихся универсальных учебных действий в образовательном и воспитательном процессе. В результате овладения ими, учащиеся будут способны самостоятельно овладевать и усваивать новые знания, умения и навыки. В силу этого, учитель должен ставить перед собой задачу формировать у учащихся умение учиться.
Для того, чтобы ученик был способен открывать для себя что-то новое изо дня в день, учителю необходимо формировать общеучебные и логические действия, которые в целом составляют познавательные универсальные учебные действия. В результате если учащиеся смогут устанавливать причинноследственные связи, самостоятельно выдвигать и формулировать цели, структурировать знания и др., мы воспитаем критически и нестандартно мыслящую личность, способную к непрерывному саморазвитию.
Следует учесть, что характер освоенных действий зависит от процесса протекания деятельности и ее конечного результата. В процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов деятельность учащихся носит поисковый, исследовательский и проектный характер, что влияет на качество знаний, умений и навыков, а также на уровень овладения познавательными универсальными учебными действиями. Важно и то, что результат процесса разработки и реализации учебно-исследовательских проектов материализован, осязаем, что влияет на качество и прочность знаний.
Актуальность данной проблемы обусловлена возникшими противоречиями между:
1) социальным заказом на гражданина, стремящегося заниматься постоянной познавательной деятельностью и пассивным отношением выпускников к данному виду деятельности;
2) необходимостью формирования у школьников стремления заниматься познавательной деятельностью и недостаточной компетентностью учителей в ее формировании.
Проблема исследования: какова модель процесса формирования у
подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов.
Объектом данного исследования является процесс разработки и реализации исследовательских проектов во внеклассной воспитательной работе.
Предмет исследования: формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации исследовательских проектов
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов.
Гипотеза исследования: процесс формирования у подростков
познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов будет более эффективным, если:
1) будет рассмотрена сущность понятий "познавательные универсальные учебные действия", "учебно-исследовательский проект";
2) в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов будут реализовываться эвристический, исследовательский и развивающий виды обучения;
3) будут выявлены психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков;
4) определены критерии, показатели и уровни сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий;
5) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеклассную работу модель и программа опытно-экспериментальной работы по формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Задачами исследования являются:
1) изучить психолого-педагогические основы процесса формирования у подростков универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов;
2) определить задачи, содержание и методы формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов;
3) выявить психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков;
4) разработать критерии, показатели, уровни сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий;
5) разработать модель процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, а также программу опытноэкспериментальной работы, направленную на выявление ее эффективности;
6) обобщить и проанализировать полученные данные, сделать выводы и оформить результаты исследования.
Методологическую базу исследования составляют научные труды:
- Ф.Г. Асмолова, В.В. Козлова, А.М. Кондакова, в которых освещены вопросы формирования универсальных учебных действий в основной школе;
- Ж.Пиаже, в которых раскрывается сущность психологии интеллекта;
- Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Шардакова в которых исследована мыслительная деятельность школьника;
- В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, внесших большой вклад в разработку теории развивающего обучения;
- А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Шадрикова, в работах которых глубоко изучена теория деятельности.
В данной работе для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез и систематизация;
- методы эмпирического исследования: тестирование, изучение и
обобщение передового педагогического опыта, констатирующий эксперимент, анкетирование.
База исследования: МБОУ «СОШ №3, №10» г. Елабуга. В качестве респондентов выступили 10 учителей и 12 учащихся УП-УШ классов. В формирующем эксперименте приняли участие 20 учеников.
Научная новизна работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении критериев, показателей и характеристике уровней сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий; в разработке модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использовании учителями средних общеобразовательных школ для совершенствования процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации исследовательских проектов.
Этапы выполнения исследования:
I этап (2015г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также практического состояния рассматриваемой проблемы, разработка программы исследования.
II этап (2015г.) - определение психолого-педагогических основ
формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, проведение констатирующего эксперимента, обработка его результатов и формулирование выводов.
III этап (2016г.) - разработка модели процесса формирования
познавательных универсальных учебных действий у подростков в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, а также программы опытно-экспериментальной работы.
IV этап (2017г.) - проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в ходе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, обобщение и анализ полученных данных.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации основных результатов исследования.
1. Шакурова Л.Р. Влияние процесса разработки и реализации учебноисследовательского проекта на формирование у подростков познавательных универсальных учебных действий // Материалы Международной научнопрактической конференции ""Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее". - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 236-239.
2. Шакурова Л.Р. Психолого-педагогические условия эффективного формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта // Материалы XXXII Международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки». - М., 2016. - С. 59-63.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-практическая конференция студентов ЕИ К(П)ФУ (апрель, 2015 г., г. Елабуга).
2. Итоговая научно-практическая конференция студентов ЕИ К(П)ФУ (апрель, 2017 г., г. Елабуга).
Участие в конкурсах:
1. Всероссийский молодежный конкурс научно-практических и исследовательских работ "Лестница наук" - Диплом лауреата заочного тура (2016 г.).
В век активного развития науки и информационных технологий, перед педагогами встает важнейшая задача: воспитать новое поколение, способное самостоятельно учиться и осваивать новые знания. Одним из путей осуществления данной задачи является формирование универсальных учебных действий, в частности познавательных.
Изучению специфики особенностям формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта посвящено мало статей и работ. В связи с этим, нами была сформулирована следующая тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта».
Формирование познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта является актуальной проблемой педагогической теории и практики. В подростковом возрасте интеллектуальные возможности учащегося выше, нежели у младшего школьника, что позволяет активно использовать их в процессе учебно-познавательной деятельности.
После проведения анализа данных, полученных в ходе проведения анкетирования среди учителей предметников и учащихся подростков, мы пришли к выводу, что все они убеждены, что занимаются деятельностью по разработке и реализации учебно-познавательного проекта, однако не владеют методологией ни проектной, ни исследовательской деятельности. Более того, одни учителя утверждают, что формируют у подростков познавательные универсальные учебные действия, а другие убеждены, что осуществляют познавательные действия в процессе данной деятельности, однако не способны четко и точно определить содержание этих действий.
Решением проблемы может стать овладение учителями методологией исследовательской и проектной деятельности, применение таких методов, как метод проектов, исследовательский метод, ситуационно поисковый метод.
Помимо реализации методов и форм обучения в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия. Психологические условия включают: учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростка; установление положительных взаимоотношений подростка и учителя; формирование внутренней мотивации к познанию; диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий. К педагогическим условиям относятся: профессиональная компетенция учителя; реализация личностно-ориентированного подхода; направленность на развитие мыслительных процессов; усвоение системы научных понятий; учебнопедагогическое сотрудничество; создание учителем ситуации успеха; обеспечение благоприятного психологического климата; открытость образовательно-воспитательной среды для внедрения инноваций; направленный отбор приемов и подходов, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебноисследовательского проекта; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий.
Учитывая выявленные методы, формы обучения, а также психологопедагогические условия, нами была разработана и реализована педагогическая модель, а также программа опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта (см.: Приложение 1, 2). Данная модель и программа стали основой формирующего эксперимента, который был проведен на базе МБОУ «СОШ №10», г. Елабуга. В нем приняли участие 20 учеников 9 класса. В процессе реализации эксперимента были разработаны 3 учебно-исследовательских проекта, а также проанализированы листы самооценки учащихся после каждого из них.
В результате, после разработки первого учебно-исследовательского проекта было выявлено, что высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий характерен для 10% учащихся; средний - для 25% школьников; низкий - 65% подростков. После разработки и реализации второго учебно-исследовательского проекта можно было наблюдать значительную динамику. Так, 15% учащихся показали высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий; 35% школьников - средний уровень; 50% подростков - низкий уровень. В результате третьего разработанного учебно-исследовательского проекта были получены следующие данные, а именно 25% учеников показали высокий уровень; 45% подростков - средний уровень; 30% школьников - низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования познавательных
универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта. Полученные данные
подтвердили эффективность применения процесса разработки и реализации учебно-исследовательского проекта для формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий, а также выявленных психолого-педагогических условий, форм, приемов и методов обучения, выдвинутой гипотезы исследования.
Изучению специфики особенностям формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта посвящено мало статей и работ. В связи с этим, нами была сформулирована следующая тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта».
Формирование познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта является актуальной проблемой педагогической теории и практики. В подростковом возрасте интеллектуальные возможности учащегося выше, нежели у младшего школьника, что позволяет активно использовать их в процессе учебно-познавательной деятельности.
После проведения анализа данных, полученных в ходе проведения анкетирования среди учителей предметников и учащихся подростков, мы пришли к выводу, что все они убеждены, что занимаются деятельностью по разработке и реализации учебно-познавательного проекта, однако не владеют методологией ни проектной, ни исследовательской деятельности. Более того, одни учителя утверждают, что формируют у подростков познавательные универсальные учебные действия, а другие убеждены, что осуществляют познавательные действия в процессе данной деятельности, однако не способны четко и точно определить содержание этих действий.
Решением проблемы может стать овладение учителями методологией исследовательской и проектной деятельности, применение таких методов, как метод проектов, исследовательский метод, ситуационно поисковый метод.
Помимо реализации методов и форм обучения в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия. Психологические условия включают: учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростка; установление положительных взаимоотношений подростка и учителя; формирование внутренней мотивации к познанию; диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий. К педагогическим условиям относятся: профессиональная компетенция учителя; реализация личностно-ориентированного подхода; направленность на развитие мыслительных процессов; усвоение системы научных понятий; учебнопедагогическое сотрудничество; создание учителем ситуации успеха; обеспечение благоприятного психологического климата; открытость образовательно-воспитательной среды для внедрения инноваций; направленный отбор приемов и подходов, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий в процессе разработки и реализации учебноисследовательского проекта; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у подростков познавательных универсальных учебных действий.
Учитывая выявленные методы, формы обучения, а также психологопедагогические условия, нами была разработана и реализована педагогическая модель, а также программа опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта (см.: Приложение 1, 2). Данная модель и программа стали основой формирующего эксперимента, который был проведен на базе МБОУ «СОШ №10», г. Елабуга. В нем приняли участие 20 учеников 9 класса. В процессе реализации эксперимента были разработаны 3 учебно-исследовательских проекта, а также проанализированы листы самооценки учащихся после каждого из них.
В результате, после разработки первого учебно-исследовательского проекта было выявлено, что высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий характерен для 10% учащихся; средний - для 25% школьников; низкий - 65% подростков. После разработки и реализации второго учебно-исследовательского проекта можно было наблюдать значительную динамику. Так, 15% учащихся показали высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий; 35% школьников - средний уровень; 50% подростков - низкий уровень. В результате третьего разработанного учебно-исследовательского проекта были получены следующие данные, а именно 25% учеников показали высокий уровень; 45% подростков - средний уровень; 30% школьников - низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования познавательных
универсальных учебных действий у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта. Полученные данные
подтвердили эффективность применения процесса разработки и реализации учебно-исследовательского проекта для формирования у подростков познавательных универсальных учебных действий, а также выявленных психолого-педагогических условий, форм, приемов и методов обучения, выдвинутой гипотезы исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 7-х КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



