ТЕМА ПЕЙЗАЖА РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЯТЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения темы «Пейзажа» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе 7
1.1 История методов обучения пейзажу от академии художеств царской
школы до сегодняшних дней 7
1.2 Изучение природы родного края на уроках изобразительного искусства
как источник развития творческой личности ребёнка 19
Глава 2. Методические основы обучения учащихся пятого класса изображению пейзажа родного края 26
2.1 Изучения пейзажа на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе в рамках современных образовательных стандартов 26
2.2 Методы и приёмы обучения школьников изображению пейзажа 28
2.3 Элементы и техника выполнения пейзажа на уроках изобразительного
искусства в общеобразовательной школе 34
Глава 3. Этапы выполнения пейзажной композиции
3.1 Выбор темы 43
3.2 Методика и последовательность выполнения пейзажной композиции
"Родные просторы" 43
Заключение 466
Библиографический список 509
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения темы «Пейзажа» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе 7
1.1 История методов обучения пейзажу от академии художеств царской
школы до сегодняшних дней 7
1.2 Изучение природы родного края на уроках изобразительного искусства
как источник развития творческой личности ребёнка 19
Глава 2. Методические основы обучения учащихся пятого класса изображению пейзажа родного края 26
2.1 Изучения пейзажа на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе в рамках современных образовательных стандартов 26
2.2 Методы и приёмы обучения школьников изображению пейзажа 28
2.3 Элементы и техника выполнения пейзажа на уроках изобразительного
искусства в общеобразовательной школе 34
Глава 3. Этапы выполнения пейзажной композиции
3.1 Выбор темы 43
3.2 Методика и последовательность выполнения пейзажной композиции
"Родные просторы" 43
Заключение 466
Библиографический список 509
Приложение
Актуальность исследования. В процессе становления и развития личности значительная роль принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир, морально-нравственные убеждения, определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Изобразительная деятельность влияет на развитие духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение.
Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях духовно-нравственные качества личности, что является важной задачей в условиях современного общества. В наше время обилие информации обрушивается на подрастающее поколение огромным потоком и целью педагогической деятельности становится систематизирование знаний, накопленных поколениями, обучение ориентированию в источниках информации, определение главных направлений развития, активизирование умственной деятельности, развитие пространственного мышления, умения анализировать и применять полученные знания. Изобразительное искусство - это учебный предмет, который способствует эстетическому воспитанию личности.
Пейзаж - один из наиболее популярных жанров в истории живописи, который привлекает художников своей простотой и неограниченными возможностями.
Изучая пейзаж, дети получают понятия о поэтичности родной природы, явлениях природы. Получают знания о композиции, линейной и воздушной перспективе, цветовых отношениях и колорите картины. На данных уроках у детей формируется восприятие разнообразия красок природы в картинах выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины XIX в. (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, С. Ю. Жуковского, современного художника Д. А. Холина), в пейзажах, выполненных в технике монотипии (Е. С Кругликова).
Таким образом, школьники знакомятся с произведениями русских пейзажистов XIX в. и воплощением художественного образа природы в русской живописи и графике.
Немаловажную роль играет и формирование художественной компетентности зрителя, ученики приобретают умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
Тема пейзажа широко представлена в программах по изобразительному искусству, также в программах одобренных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Тема интересна, и ее можно изучать в разных классах. Тему: «Пейзаж» можно адаптировать для разных возрастных групп, для разных форм проведения уроков и внеурочных занятий.
В соответствии с требованиями нового стандарта при изучении темы «Пейзаж» у школьников формируются универсальные учебные действия (УУД), например, такие как:
• Научатся принимать и сохранить учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.
• Научатся находить необходимую информацию в учебных
пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.
• Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
• Научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов и имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности,
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление необходимости изучения темы «Пейзаж родного края» на уроках изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
• Изучить историю методов обучения пейзажу;
• Определить особенности изучения природы родного края на уроках изобразительного искусства как источник развития творческой личности ребёнка;
• Выявить методические основы обучения учащихся пятого класса изображению пейзажу родного края;
• Разработать конспекты уроков на тему «Пейзаж родного края».
Объектом исследования является процесс обучении детей рисованию пейзажа.
Предметом исследования - педагогические формы и методы учебной работы по теме «Пейзаж» на уроках по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках изобразительного искусства в 5 классе применить методы игрового и интерактивного обучения, то это может способствовать формированию у учащихся умения рисовать пейзаж.
Методы исследования: беседа, изучение литературы по теме исследования, наблюдение.
Методологическая база исследования: работа базировалась на трудах: Кузина В.С., Ростовцева Н.Н., Волкова Н.Н., Шорохова Е.В., Ломова С.П., Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Сокольниковой Н.М., Беда Г.В., Неменского Б.М., Выготского Л.С., Ревякина П.П., Зайцева Н.А., Ковалева Ф.В., Визер В.В., Федорова-Давыдова А.А., и Других.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях духовно-нравственные качества личности, что является важной задачей в условиях современного общества. В наше время обилие информации обрушивается на подрастающее поколение огромным потоком и целью педагогической деятельности становится систематизирование знаний, накопленных поколениями, обучение ориентированию в источниках информации, определение главных направлений развития, активизирование умственной деятельности, развитие пространственного мышления, умения анализировать и применять полученные знания. Изобразительное искусство - это учебный предмет, который способствует эстетическому воспитанию личности.
Пейзаж - один из наиболее популярных жанров в истории живописи, который привлекает художников своей простотой и неограниченными возможностями.
Изучая пейзаж, дети получают понятия о поэтичности родной природы, явлениях природы. Получают знания о композиции, линейной и воздушной перспективе, цветовых отношениях и колорите картины. На данных уроках у детей формируется восприятие разнообразия красок природы в картинах выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины XIX в. (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, С. Ю. Жуковского, современного художника Д. А. Холина), в пейзажах, выполненных в технике монотипии (Е. С Кругликова).
Таким образом, школьники знакомятся с произведениями русских пейзажистов XIX в. и воплощением художественного образа природы в русской живописи и графике.
Немаловажную роль играет и формирование художественной компетентности зрителя, ученики приобретают умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
Тема пейзажа широко представлена в программах по изобразительному искусству, также в программах одобренных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Тема интересна, и ее можно изучать в разных классах. Тему: «Пейзаж» можно адаптировать для разных возрастных групп, для разных форм проведения уроков и внеурочных занятий.
В соответствии с требованиями нового стандарта при изучении темы «Пейзаж» у школьников формируются универсальные учебные действия (УУД), например, такие как:
• Научатся принимать и сохранить учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.
• Научатся находить необходимую информацию в учебных
пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.
• Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
• Научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов и имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности,
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление необходимости изучения темы «Пейзаж родного края» на уроках изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
• Изучить историю методов обучения пейзажу;
• Определить особенности изучения природы родного края на уроках изобразительного искусства как источник развития творческой личности ребёнка;
• Выявить методические основы обучения учащихся пятого класса изображению пейзажу родного края;
• Разработать конспекты уроков на тему «Пейзаж родного края».
Объектом исследования является процесс обучении детей рисованию пейзажа.
Предметом исследования - педагогические формы и методы учебной работы по теме «Пейзаж» на уроках по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках изобразительного искусства в 5 классе применить методы игрового и интерактивного обучения, то это может способствовать формированию у учащихся умения рисовать пейзаж.
Методы исследования: беседа, изучение литературы по теме исследования, наблюдение.
Методологическая база исследования: работа базировалась на трудах: Кузина В.С., Ростовцева Н.Н., Волкова Н.Н., Шорохова Е.В., Ломова С.П., Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Сокольниковой Н.М., Беда Г.В., Неменского Б.М., Выготского Л.С., Ревякина П.П., Зайцева Н.А., Ковалева Ф.В., Визер В.В., Федорова-Давыдова А.А., и Других.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Пейзажная живопись, а в особенности русская пейзажная живопись, является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства.
И поэтому по своей гармоничности пейзажную живопись можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине всю гамму чувств художника, его мировоззрение, его любовь к Родине, его отношение к окружающему миру. Довольно часто для человека становится дорогим и вызывает множество воспоминаний все то, что окружает его с детства, что имеет значение для обыденной жизни, истории и культуры народа.
Пейзажная живопись, пройдя долгий путь своего развития, продолжает и сегодня развиваться в лучших традициях русской и мировой культуры, неся людям добро, любовь, положительные эмоции, восхищение окружающим миром. Она несет в себе и огромную воспитательную и просветительную функцию, формируя духовный мир человека, чувство гордости и любви к своей родине, к ее красоте.
В современной художественной педагогике утвердились концептуальные положения о том, что детям недоступно пространственное рисование, а накопленный в теории материал по рисованию пейзажа недостаточно внедряется в практику обучения школьников.
Тема «пейзаж» проходит параллельно по всей школьной программе, поэтому ей уделяется такое большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства.
Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. В школьных программах наиболее углубленно предлагается изучения пейзажа с 5-6 классов.
Нами были проанализированы УМК и сделан вывод, что в программе под редакцией Неменского Б. М. так же предусмотрены уроки по теме «Пейзаж» и беседы на эту тему. Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах). Дальнейшая работа строилась на основании данного УМК.
Работа над проблемой обучение рисованию пейзажа в 5 классе была построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа строится на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, что является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления ребенка.
Нам хотелось проследить, как они смогут изобразить в своих работах по заданной теме то или иное состояние погоды и природы, а также передать свои мироощущения, впечатления и эмоции.
Были разработаны следующие уроки: Тема урока: «Изображение природы в различных состояниях»; Тема урока: «Контрасты и нюансы в живописи пейзажа»; Тема урока: «Осенний пейзаж».
Успех в обучении школьников пейзажному рисованию зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а так же, какие методы и приемы, нацеленные на формирование у школьников знаний, умений, навыков, использует педагог в процессе обучения.
Педагог изобразительного искусства использует различные методы обучения пейзажной живописи. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Занятия пейзажной живописью - это непосредственная, практическая возможность общения детей с натурой - окружающей средой. Поэтому в системе образования изобразительное искусство должно являться одним из важнейших факторов духовно-нравственного развития ребенка.
Большая роль в создании оптимальных условий для обучения принадлежит учителю изобразительного искусства. Только профессионально подготовленный и компетентный учитель, применив в процессе обучения правильно организованную структуру занятий по пейзажной живописи, может развить у школьников способность восприятия изобразительного искусства; любовь, интерес и потребность в общении с ним; дать школьникам начальный опыт полноценного художественного творчества.
Считаем, что цель работы была достигнута, задачи решены.
И поэтому по своей гармоничности пейзажную живопись можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине всю гамму чувств художника, его мировоззрение, его любовь к Родине, его отношение к окружающему миру. Довольно часто для человека становится дорогим и вызывает множество воспоминаний все то, что окружает его с детства, что имеет значение для обыденной жизни, истории и культуры народа.
Пейзажная живопись, пройдя долгий путь своего развития, продолжает и сегодня развиваться в лучших традициях русской и мировой культуры, неся людям добро, любовь, положительные эмоции, восхищение окружающим миром. Она несет в себе и огромную воспитательную и просветительную функцию, формируя духовный мир человека, чувство гордости и любви к своей родине, к ее красоте.
В современной художественной педагогике утвердились концептуальные положения о том, что детям недоступно пространственное рисование, а накопленный в теории материал по рисованию пейзажа недостаточно внедряется в практику обучения школьников.
Тема «пейзаж» проходит параллельно по всей школьной программе, поэтому ей уделяется такое большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства.
Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. В школьных программах наиболее углубленно предлагается изучения пейзажа с 5-6 классов.
Нами были проанализированы УМК и сделан вывод, что в программе под редакцией Неменского Б. М. так же предусмотрены уроки по теме «Пейзаж» и беседы на эту тему. Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах). Дальнейшая работа строилась на основании данного УМК.
Работа над проблемой обучение рисованию пейзажа в 5 классе была построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа строится на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, что является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления ребенка.
Нам хотелось проследить, как они смогут изобразить в своих работах по заданной теме то или иное состояние погоды и природы, а также передать свои мироощущения, впечатления и эмоции.
Были разработаны следующие уроки: Тема урока: «Изображение природы в различных состояниях»; Тема урока: «Контрасты и нюансы в живописи пейзажа»; Тема урока: «Осенний пейзаж».
Успех в обучении школьников пейзажному рисованию зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а так же, какие методы и приемы, нацеленные на формирование у школьников знаний, умений, навыков, использует педагог в процессе обучения.
Педагог изобразительного искусства использует различные методы обучения пейзажной живописи. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Занятия пейзажной живописью - это непосредственная, практическая возможность общения детей с натурой - окружающей средой. Поэтому в системе образования изобразительное искусство должно являться одним из важнейших факторов духовно-нравственного развития ребенка.
Большая роль в создании оптимальных условий для обучения принадлежит учителю изобразительного искусства. Только профессионально подготовленный и компетентный учитель, применив в процессе обучения правильно организованную структуру занятий по пейзажной живописи, может развить у школьников способность восприятия изобразительного искусства; любовь, интерес и потребность в общении с ним; дать школьникам начальный опыт полноценного художественного творчества.
Считаем, что цель работы была достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ «ЕДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



