ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ И ПОДГОТОВКА ИГРОКА ЛИБЕРО В СОВРЕМЕННОМ
ВОЛЕЙБОЛЕ 6
1.1. Роль игрока либеро в волейболе 6
1.1.1. Задачи игрока либеро 9
1.1.2. Действия либеро в условиях соревновательной деятельности.. ..16
1.2. Подготовка игрока либеро 18
1.2.1. Специализация либеро 17
1.2.2. Примерный комплекс методов и средств подготовки либеро ..22
1.2.3. Физическая подготовка либеро 25
1.2.4. Техническая подготовка либеро 30
1.2.5. Тактические действия либеро в условиях соревновательной
деятельности 40
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1. Анализ игры либеро различной квалификации 30
3.3. Заключение 38
ВЫВОДЫ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность. Развитие волейбола на современном этапе характеризуется значительным усилением специализации игровых действий. Условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшую закономерность игровой деятельности. Эта закономерность обусловлена различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков. Отсюда при оценке уровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность, определяющая игровую функцию. При определении узкой специализации надо исходить не из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного использования в интересах команды его преимущественных способностей.
В конце 90-х годов в результате многочисленных соревнований различного уровня было внесено несколько существенных изменений в правила волейбола. Появление в игре спортсмена, который освобожден от игровых действий у сетки. Его прямая обязанность - увеличение времени розыгрыша игрового эпизода, повышение зрелищности игры за счет демонстрации высокой скорости, координации, акробатической подготовки.
Запрещение совершать игровой переход в линию нападения сразу отбрасывает исполнение таких технических элементов как: нападающий удар из зоны нападения, блокирование и подача. Нападение из зоны защиты по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки запрещено ему отдельным пунктом правил. Сужена его роль и как игрока, дающего передачи для атакующих действий партнеров. Верхняя передача для атаки своего игрока возможна для него только из зоны защиты [12].
Формально либеро - это тот, кто отвечает за защитные действия команды, после которых следует передача и атака. Игрок этого амплуа - оплот обороны команды, а также у него существует негласная обязанность быть заводилой, игроком, который может завести, взбодрить команду.
Либеро - это игрок с быстрой реакцией, умением быстро двигаться, доставать мяч в падении обеими руками, а также с умением принимать мощные атакующие удары. Это игрок с хорошим умением читать игру, предугадывать развитие атаки соперника и направление атакующего удара.
Таким образом «либеро» - это игрок, обеспечивающий наиболее качественный прием мяча после подачи противника и основные защитные действия, связанные с приемом нападающих и обманных ударов, а также с активной страховкой атакующих действий своей команды от противодействия блока соперника.
В связи с тем, что либеро появился не так давно, как другие виды амплуа в волейболе, данной теме посвящено мало литературы, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Объект исследования: соревновательная деятельность игроков либеро различного уровня квалификации в современном волейболе.
Предмет исследования: характеристики соревновательной деятельности игроков либеро различного уровня квалификации в современном волейболе, игровые действия, их количество и качество.
Цель: анализ соревновательной деятельности игроков либеро различного уровня квалификации в современном волейболе.
Гипотеза. Предполагалось, что знание количественных и качественных характеристик соревновательной деятельности либеро различного уровня квалификации даст тренерам информацию по оценке их соревновательной деятельности, а так же повысит эффективность игровых элементов игроков данного амплуа.
Задачи:
1. Проанализировать специализированную литературу;
2. Раскрыть принципы построения подготовки игроков либеро;
3. Провести запись соревновательной деятельности игроков либеро различного уровня подготовки;
4. Выявить эффективность игровых действий либеро различного уровня квалификации.
5. Систематизировать полученные результаты педагогических наблюдений для выявления динамики показателей результативности либеро различного уровня квалификации.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- анализ и оценка параметров соревновательной деятельности волейболистов - либеро;
- педагогическое наблюдение;
математическая статистика.
Изучение и анализ технике-тактических действий игроков либеро различного уровня квалификации в условиях соревновательной деятельности, проведение педагогического исследования в этом направлении позволили сделать следующие выводы:
1. Современный волейбол требует от игроков либеро высокого уровня технико-тактической подготовленности. В то же время в специальной литературе уделяется мало внимания данному вопросу. Анализ литературных источников выявил, нехватку информации о подготовки игроков либеро в волейболе. Имеющийся анализ соревновательной деятельности волейболистов данного амплуа не дает полного представления о специфике его соревновательной деятельности, что затрудняет организацию тренировочного продесса игроков либеро.
2. Так как основной функцией игрока либеро является «защита» команды на тренировках нужно оттачивать два основных элемента: прием подачи и доводка мяча. Но нельзя забывать, что понимание игры в защите складывается у игрока только в том случае, если он четко представляет сущность игровых действий как подающего игрока, так и пасующего, блокирующего и нападающего. Поэтому «либеро» при ограниченных игровых функциях обязан пройти всю школу фундаментальной подготовки волейболиста - освоить весь тактико-технический арсенал современного волейбола. Только тогда он сможет действовать вдогонку за действием нападающего противника, и предугадывать его замысел и интеллектуально переигрывать соперника
3. Анализ технико-тактических действий либеро показал различия между игроками различного уровня квалификации.
4. Наиболее эффективныие игровые действия наблюдаются у либеро Суперлиги, это говорит о разнице в уровне мастерства с либеро более низкого уровня квалификации.
5. Анализ игры либеро различного уровня квалификации показал, что наиболее стабильные результаты имеют игроки либеро средней и высокой квалификации (суперлига, первая лига), а игрок либеро СШОР недостаточно хорошо владеет техническими элементами игры либеро, что требуется для поддержания стабильности и хорошей результативности игры.
1. «Волейбол» А.Беляев, М.Савин , Москва, 2000г
2. «Игра связующего». Слупский Л.Н. Москва, 1984г.
3. «Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для вузов физической культуры». Губа В.П. М.: Физкультура и спорт, 2006г «Индивидуальная интегральная подготовка «Либеро» - специализированного защитника в волейболе». Исайкина М. С., Ерошенко И. А., Гладких А. С. Волгоград, 2013 г.
4. «Методические рекомендации по подготовке либеро», Фомин Е.В., Вербов А. , Москва 2011
5. «Методическое пособие по обучению игре Волейбол», Ю.Д.
Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин - Москва 2002.
6. «Методическое пособие по технико - тактической подготовке
волейболистов», Фомин Е.В, Булыкина Л.В, Суханов А.В. - Москва 2013
7. Основы научно-исследовательской деятельности (на примере физкультурного вуза): Учеб. Пособие. Пилоян Р.А. Москва, 1997.
8. «Основы психологии спорта и физической культуры», Р.Уэйнберг, Д.Гоулд, Москва,2001г
9. «Основы научно-методической деятельности в физичекой культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных зачедений». Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
10.Официальные волейбольные правила 2015-2016, утвержденные 34-м Конгрессом ФИВБ 2014
11. Психологическая, физическая и техническая подготовка игрока«либеро» в условиях ДЮСШ, СДЮШОР и Волейбольно -спортивных Клубов (ВСК). Кривошеин А. А. Ярославль, 2004г.
12. Роль «Либеро» в современном волейболе // Образование и воспитание. Сусова О. Н. — 2016.
13. «Совершенствование мастерства в волейболе» В.Хапко, М.Маслов, Киев 1990г
14. «Средста и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач». Романенко В.О., Фомин. Е.В. Москва, 2012
15. Статья "Защитные действия в современном волейболе". Комаров М.Ю. Москва, 2015 год.
16. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 3-е изд., стер.-Москва.: Издательский центр «Академия»,2004.
17. «Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы». Петров П.К.- Москва, 2002 г.
18. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол (Приказ Минспорта России №680 от 30.08.2013)
19.Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- Черепанов В.С. Москва.: 1989.
20. http://fb.ru
21. http: //www.dvorsportinfo .ru
22. http://cskavolley.ru
23. http: //allvolley.ru