ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ 13 - 15 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы по данным литературных источников 6
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика подростков 6
1.2. Развитие физических качеств на уроках
лыжной подготовки 11
1.3. Содержание и методика проведения уроков
по лыжной подготовке в средних классах 20
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Анализ эффективности экспериментального комплекса
развития координационных способностей и выявление влияния его на техническую подготовленность учащихся 13-15 лет по лыжной подготовке 37
3.1. Характеристика экспериментального комплекса развития координационных способностей, направленного на совершенствование технической подготовленности учащихся 13 - 15 лет по лыжной подготовке 37
3.2. Исследование взаимосвязи координационных
способностей и технической подготовленности школьников 13 - 15 лет по лыжной подготовке 40
Выводы 46
Практические рекомендации 47
Список использованной литературы 48
Глава 1. Состояние проблемы по данным литературных источников 6
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика подростков 6
1.2. Развитие физических качеств на уроках
лыжной подготовки 11
1.3. Содержание и методика проведения уроков
по лыжной подготовке в средних классах 20
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Анализ эффективности экспериментального комплекса
развития координационных способностей и выявление влияния его на техническую подготовленность учащихся 13-15 лет по лыжной подготовке 37
3.1. Характеристика экспериментального комплекса развития координационных способностей, направленного на совершенствование технической подготовленности учащихся 13 - 15 лет по лыжной подготовке 37
3.2. Исследование взаимосвязи координационных
способностей и технической подготовленности школьников 13 - 15 лет по лыжной подготовке 40
Выводы 46
Практические рекомендации 47
Список использованной литературы 48
Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями.
Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом "Лыжная подготовка" в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки предполагается решение следующих основных задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий и т.д.
Однако в ходе уроков лыжной подготовки в основном наблюдаются попытки решения двух задач: первая - обучение способам передвижения на лыжах и вторая - развитие физических качеств (средствами лыжного спорта).
Вполне понятно, что решение поставленных задач взаимосвязано: в процессе обучения и совершенствования способов передвижения на лыжах происходит и развитие физических качеств.
Кроме того, в каждом классе и на каждом уроке планируется изучение материала по развитию физических качеств.
В школьной программе на уроках лыжной подготовки предусмотрено развитие выносливости путем равномерного передвижения на лыжах. От класса к классу происходит механическое увеличение километража передвижения на лыжах: от 1,5 км во II классе, до 6 - 8 км в X - XI кассах.
По существу, программа односторонне ориентирует лыжную подготовку только на развитие выносливости. Очевидно, предполагается, что другие качества будут развиваться на уроках легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и т.д. Но двухмесячный период лыжной подготовки, ориентированный на развитие выносливости, несомненно, снизит уровень развития других качеств (быстроты, силы, ловкости).
Анализ литературы и практической деятельности по исследуемым вопросам, позволил выявить противоречие между необходимостью развития координационных способностей на уроках физической культуры по лыжной подготовке и недостаточным вниманием данному физическому качеству. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в целенаправленном развитии координации двигательных действий и выявлении влияния данных физических способностей на техническую подготовленность школьников по лыжной подготовке. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - выявить взаимосвязь технической подготовленности и координации двигательных действий в лыжной подготовке подростков 13 - 15 лет.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в средних классах.
Предмет исследования - занятия по лыжной подготовке со школьниками 13 - 15 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Разработать комплекс развития координационных способностей для учащихся 13 - 15 лет.
2. Выявить эффективность экспериментального комплекса.
3. Исследовать влияние координационных способностей школьников 13 - 15 лет на выполнение ими технических элементов по лыжной подготовке.
Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; контрольные испытания; экспертная оценка; педагогический эксперимент (формирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, обработан с помощью методов математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что целенаправленное развитие координационных способностей школьников 13-15 лет положительно повлияет на правильное выполнение ими технических элементов по лыжной подготовке.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о взаимосвязи технической подготовленности и координации двигательных действий в лыжной подготовке учащихся 13 - 15 лет.
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по совершенствованию технической подготовленности учащихся 13 - 15 лет по лыжной подготовке в условиях
общеобразовательной школы.
Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом "Лыжная подготовка" в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки предполагается решение следующих основных задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий и т.д.
Однако в ходе уроков лыжной подготовки в основном наблюдаются попытки решения двух задач: первая - обучение способам передвижения на лыжах и вторая - развитие физических качеств (средствами лыжного спорта).
Вполне понятно, что решение поставленных задач взаимосвязано: в процессе обучения и совершенствования способов передвижения на лыжах происходит и развитие физических качеств.
Кроме того, в каждом классе и на каждом уроке планируется изучение материала по развитию физических качеств.
В школьной программе на уроках лыжной подготовки предусмотрено развитие выносливости путем равномерного передвижения на лыжах. От класса к классу происходит механическое увеличение километража передвижения на лыжах: от 1,5 км во II классе, до 6 - 8 км в X - XI кассах.
По существу, программа односторонне ориентирует лыжную подготовку только на развитие выносливости. Очевидно, предполагается, что другие качества будут развиваться на уроках легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и т.д. Но двухмесячный период лыжной подготовки, ориентированный на развитие выносливости, несомненно, снизит уровень развития других качеств (быстроты, силы, ловкости).
Анализ литературы и практической деятельности по исследуемым вопросам, позволил выявить противоречие между необходимостью развития координационных способностей на уроках физической культуры по лыжной подготовке и недостаточным вниманием данному физическому качеству. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в целенаправленном развитии координации двигательных действий и выявлении влияния данных физических способностей на техническую подготовленность школьников по лыжной подготовке. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - выявить взаимосвязь технической подготовленности и координации двигательных действий в лыжной подготовке подростков 13 - 15 лет.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в средних классах.
Предмет исследования - занятия по лыжной подготовке со школьниками 13 - 15 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Разработать комплекс развития координационных способностей для учащихся 13 - 15 лет.
2. Выявить эффективность экспериментального комплекса.
3. Исследовать влияние координационных способностей школьников 13 - 15 лет на выполнение ими технических элементов по лыжной подготовке.
Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; контрольные испытания; экспертная оценка; педагогический эксперимент (формирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, обработан с помощью методов математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что целенаправленное развитие координационных способностей школьников 13-15 лет положительно повлияет на правильное выполнение ими технических элементов по лыжной подготовке.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о взаимосвязи технической подготовленности и координации двигательных действий в лыжной подготовке учащихся 13 - 15 лет.
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по совершенствованию технической подготовленности учащихся 13 - 15 лет по лыжной подготовке в условиях
общеобразовательной школы.
Результаты теоретической и экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Нами разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей учащихся 13 - 15 лет, имеющих различную направленность. Это, прежде всего упражнения на равновесие, упражнения с контролем мышечных усилий, времени, пространства; упражнения на развитие ритмических способностей, упражнения на произвольное расслабление мышц, упражнения на развитие координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.
2. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанного нами комплекса на развитие координационных способностей учащихся 13 - 15 лет. По всем тестам учащиеся экспериментальной группы имели достоверный прирост результатов (Р< 0,05). В контрольной группе в данных тестах также выявлена положительная динамика, но достоверный прирост обнаружен только в челночном беге 3*10 м.
3. Следует отметить, что корреляционный анализ координационных способностей и технической подготовленности учащихся выявил:
- высокий коэффициент корреляции динамического равновесия и результата прохождения дистанций. Координационных способностей, характеризующих дифференцирование различных параметров движения и правильного выполнения техники. Координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям и правильного выполнения техники.
1. Нами разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей учащихся 13 - 15 лет, имеющих различную направленность. Это, прежде всего упражнения на равновесие, упражнения с контролем мышечных усилий, времени, пространства; упражнения на развитие ритмических способностей, упражнения на произвольное расслабление мышц, упражнения на развитие координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.
2. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанного нами комплекса на развитие координационных способностей учащихся 13 - 15 лет. По всем тестам учащиеся экспериментальной группы имели достоверный прирост результатов (Р< 0,05). В контрольной группе в данных тестах также выявлена положительная динамика, но достоверный прирост обнаружен только в челночном беге 3*10 м.
3. Следует отметить, что корреляционный анализ координационных способностей и технической подготовленности учащихся выявил:
- высокий коэффициент корреляции динамического равновесия и результата прохождения дистанций. Координационных способностей, характеризующих дифференцирование различных параметров движения и правильного выполнения техники. Координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям и правильного выполнения техники.
Подобные работы
- МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-15 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Развитие быстроты у обучающихся 13-14 лет во внеурочной деятельности в подготовительный период.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В
ВОЗРАСТЕ 16-17 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
И НАПРЯЖЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ЮНЫХ
КОНЬКОБЕЖЦЕВ
Главы к дипломным работам, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



