Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы по данным литературных источников 6
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика подростков 6
1.2. Развитие физических качеств на уроках
лыжной подготовки 11
1.3. Содержание и методика проведения уроков
по лыжной подготовке в средних классах 20
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Анализ эффективности экспериментального комплекса
развития координационных способностей и выявление влияния его на техническую подготовленность учащихся 13-15 лет по лыжной подготовке 37
3.1. Характеристика экспериментального комплекса развития координационных способностей, направленного на совершенствование технической подготовленности учащихся 13 - 15 лет по лыжной подготовке 37
3.2. Исследование взаимосвязи координационных
способностей и технической подготовленности школьников 13 - 15 лет по лыжной подготовке 40
Выводы 46
Практические рекомендации 47
Список использованной литературы 48
Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями.
Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом "Лыжная подготовка" в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки предполагается решение следующих основных задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий и т.д.
Однако в ходе уроков лыжной подготовки в основном наблюдаются попытки решения двух задач: первая - обучение способам передвижения на лыжах и вторая - развитие физических качеств (средствами лыжного спорта).
Вполне понятно, что решение поставленных задач взаимосвязано: в процессе обучения и совершенствования способов передвижения на лыжах происходит и развитие физических качеств.
Кроме того, в каждом классе и на каждом уроке планируется изучение материала по развитию физических качеств.
В школьной программе на уроках лыжной подготовки предусмотрено развитие выносливости путем равномерного передвижения на лыжах. От класса к классу происходит механическое увеличение километража передвижения на лыжах: от 1,5 км во II классе, до 6 - 8 км в X - XI кассах.
По существу, программа односторонне ориентирует лыжную подготовку только на развитие выносливости. Очевидно, предполагается, что другие качества будут развиваться на уроках легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и т.д. Но двухмесячный период лыжной подготовки, ориентированный на развитие выносливости, несомненно, снизит уровень развития других качеств (быстроты, силы, ловкости).
Анализ литературы и практической деятельности по исследуемым вопросам, позволил выявить противоречие между необходимостью развития координационных способностей на уроках физической культуры по лыжной подготовке и недостаточным вниманием данному физическому качеству. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в целенаправленном развитии координации двигательных действий и выявлении влияния данных физических способностей на техническую подготовленность школьников по лыжной подготовке. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - выявить взаимосвязь технической подготовленности и координации двигательных действий в лыжной подготовке подростков 13 - 15 лет.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в средних классах.
Предмет исследования - занятия по лыжной подготовке со школьниками 13 - 15 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Разработать комплекс развития координационных способностей для учащихся 13 - 15 лет.
2. Выявить эффективность экспериментального комплекса.
3. Исследовать влияние координационных способностей школьников 13 - 15 лет на выполнение ими технических элементов по лыжной подготовке.
Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; контрольные испытания; экспертная оценка; педагогический эксперимент (формирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, обработан с помощью методов математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что целенаправленное развитие координационных способностей школьников 13-15 лет положительно повлияет на правильное выполнение ими технических элементов по лыжной подготовке.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о взаимосвязи технической подготовленности и координации двигательных действий в лыжной подготовке учащихся 13 - 15 лет.
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по совершенствованию технической подготовленности учащихся 13 - 15 лет по лыжной подготовке в условиях
общеобразовательной школы.
Результаты теоретической и экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Нами разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей учащихся 13 - 15 лет, имеющих различную направленность. Это, прежде всего упражнения на равновесие, упражнения с контролем мышечных усилий, времени, пространства; упражнения на развитие ритмических способностей, упражнения на произвольное расслабление мышц, упражнения на развитие координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.
2. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанного нами комплекса на развитие координационных способностей учащихся 13 - 15 лет. По всем тестам учащиеся экспериментальной группы имели достоверный прирост результатов (Р< 0,05). В контрольной группе в данных тестах также выявлена положительная динамика, но достоверный прирост обнаружен только в челночном беге 3*10 м.
3. Следует отметить, что корреляционный анализ координационных способностей и технической подготовленности учащихся выявил:
- высокий коэффициент корреляции динамического равновесия и результата прохождения дистанций. Координационных способностей, характеризующих дифференцирование различных параметров движения и правильного выполнения техники. Координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям и правильного выполнения техники.
1. Ахундов Р.А. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 220 с.: ил.; табл.; графики.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с., ил.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физ. культуры, 1995, №4.-с.2-4.
4. Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Т. Развитие быстроты и координации движений у детей 4 — 6 лет // Теория и практика физ. культуры. — 1986. — № 10. — С. 21 — 23
5. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. — М.: «Физкультура и спорт», 1987. — 144с.
6. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 192 с.: ил.
7. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической
деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
9. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и
спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В.
Судзиловского. - М.: Терра - Спорт, 2003. - 624 с.
10. Книга учителя физической культуры. / Под общ. ред. В.с. Каюрова. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 333 с.
11. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: Учебник для студентов пед. ин - тов. — М.: «Просвещение», 1986.—287с.
12. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: «Полымя», 1989.-159с.
13. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - Москва - 1998. - 272 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
15. Методика физического воспитания учащихся IV-XI классов: пос. для учителя / Под ред. В.И. Ляха. - М., 1997, - 288 с.
16. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. М., 1998.
17.Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Учебное пособие. Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 1999. - 342 с.
18. Пермяков А.А. Внешкольное физическое воспитание подростков: К.: Рад. шк., 1989. - 152 с.
19. Поляков М.И. О развитии физических качеств //Физическая культура в школе. - 2002. - №1. - С.18.
20. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта - СПб., 1999.-231с.
21. Спортивная физиология: учебник для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986 - 240 с., ил.
22. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03. «физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287.: ил.
23. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1986.- 304 с.
24. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
25. Уроки физической культуры в 7 - 8 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др.; Под ред. Г.П. Богданова. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
26. Физическая культура [Текст]: учеб для проф. тех. образования / под. ред. И.П. Залетаева, В.П. Шеянова, Б.И. Загорского - М.: Высшая школа, 1984. - 287с.
27. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др.; Под ред. М.Д. Рипы. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
28. Физическое воспитание в школе. Выпуск 5. Саратов, 1973.
29. Филин В.П. Воспитание физических качеств [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- 231 с.
30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.