Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №63288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
863
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Диалог как форма общения 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 20
1.4. Игра как ведущая деятельность в становлении диалога 26
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методы исследования особенностей диалогического
высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Логопедическая работа по развитию диалоговой речи у старших
дошкольников сообщим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.
Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Л. П.Якубинский, М.М.Бахтин, М.М.Лисина,О.А.Капитовская, М.Г.Плохотнюк и многие другие.
Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.
Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность данной темы.
Проблема: формирование диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи.
Объект: диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет: условия развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: совершенствование коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико - методологическая база: Л.П.Якубинский, М.М.Бахтин, М.М.Лисина, О.А.Капитовская, М.Г.Плохотнюк,Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева.
Гипотеза: успешное развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи возможно, при соблюдении следующих условий:
1. Использование специальных упражнений по коррекции развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений.
3. Организация ролевых игр для развития диалогической речи.
4. Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по развитию диалогической речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть особенности использования условно-речевых и речевых упражнений для формирования диалогической речи у дошкольников.
3. Изучить особенности коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
4. Разработать методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Социолого-педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).
3. Экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента).
4. Количественный и качественный анализ полученных данных и их интерпретация.
База исследования: частный центр дошкольного развития «Солнечный мир» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие дети старшей группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.
Структура исследования. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с задачами исследования, в дипломной работе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы:
В 1 главе мы попытались раскрыть понятие диалог и рассмотрели различные определения данного термина. В результате пришли к выводу, что однозначного понимания диалога не существует. Диалогическая речь активно изучается, поэтому появляются новые определения.
Рассмотрели различные подходы к изучению диалогической речи. Наибольший интерес для нас представляет лингвистический. Лингвистическое изучение диалога - новое исследовательское начинание, но его предпосылки можно найти в более ранних трудах.
Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ - «О диалогической речи» Л.П. Якубинского. Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий.
Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки этого взаимопонимания находятся в детстве, а значит и истоки диалога - в детстве.
Рассмотрели закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Нарушения диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а многие вопросы, связанные с выявлением особенностей диалогической речи и причин, обуславливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи.
Во 2 главе мы провели собственное обследование диалогической речи дошкольников 5-6 лет, которое показало, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у детей из экспериментальной группы. Что видно при рассмотрении как речевой деятельности, так и речевого поведения. Реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается.
Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы. Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом).
Особенности активности участника: дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик. Рассматривая реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу можно отметить следующее:
Если партнер по диалогу - это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе - положительные, доверительные отношения.
Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе.
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался.
Задачи выпускной квалифицированной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.



1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родного языка дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008.
2. Алмазова А. А. Характеристика диалогической речи детей с речевым недоразвитием// Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. Сборник статей. - Ижевск, 2008.
3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - с. 51-61.
4. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 232с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. - 255с.
7. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2008. - 94с.
8. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 2005. - 154с.
9. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. - М.: АСТ, 2006.
10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 2003. - 127с.
11. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2009. - №3. - с. 78-80.
12. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2008. - 221с.
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004.
14. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - с. 91-93.
15. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6. - с. 54-56.
16. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 1989. - 109с.
17. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психологии общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Посвящение, 2007.
18. Елисеева М.Б. От 2 до 5: речь для других и речь для себя.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2001.
19. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 2009. - 363с.
20. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников.-М., 2004.
21. Истоки диалога: Книга для воспитатей/ Под ред. А.Г. Арушановой.
- М.: Мозаика-синтез, 2003.
22. Казаковская В. В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство Мозаика - синтез, 2003.
23. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. - Л., 1998.
24. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 416с.
25. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в
детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для
руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - 32с.
26. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.201-202.
27. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.204-208.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2007.
29. Леонтьев А. Н. Функции и формы речи //Основы теории речевой деятельности. - М.,2009.
30. Ли Н. М. Приобретение коммуникативных навыков в возрасте 1.3 - 2.8// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство Мозаика- синтез, 2003.
31. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001.
32. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2006.
33. Лурия А. Р. Роль речи в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. -2008., №5.
34. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.49¬52.
35. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.:Просвещение, 2008. - 157с.
36. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2005. - 236с.
37. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2004. - 148с.
38. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - С. 13-17.
39. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 223с.
40. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 2004. - 63с.
41. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. - М.: АПН СССР, 1987. - 120с.
42. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.221-229.
43. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф. А. Сохина - М., 1994.
44. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 2000. - 137с.
45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2000.
46. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 175с.
47. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - №3. - с. 21-24.
50. Спирова Л.Ф. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1992. - 280с.
51. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.
52. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.210-115.
53. Цейтлин С. Н. Некоторые особенности диалога взрослый-ребенок: функции реплик -повторов.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство Мозаика - синтез, 2003.
54. Эльконин Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 2004.
55. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его
функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 2006. С. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ