ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Диалог как форма общения 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 20
1.4. Игра как ведущая деятельность в становлении диалога 26
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методы исследования особенностей диалогического
высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Логопедическая работа по развитию диалоговой речи у старших
дошкольников сообщим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Диалог как форма общения 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 20
1.4. Игра как ведущая деятельность в становлении диалога 26
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методы исследования особенностей диалогического
высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Логопедическая работа по развитию диалоговой речи у старших
дошкольников сообщим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.
Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Л. П.Якубинский, М.М.Бахтин, М.М.Лисина,О.А.Капитовская, М.Г.Плохотнюк и многие другие.
Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.
Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность данной темы.
Проблема: формирование диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи.
Объект: диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет: условия развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: совершенствование коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико - методологическая база: Л.П.Якубинский, М.М.Бахтин, М.М.Лисина, О.А.Капитовская, М.Г.Плохотнюк,Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева.
Гипотеза: успешное развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи возможно, при соблюдении следующих условий:
1. Использование специальных упражнений по коррекции развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений.
3. Организация ролевых игр для развития диалогической речи.
4. Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по развитию диалогической речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть особенности использования условно-речевых и речевых упражнений для формирования диалогической речи у дошкольников.
3. Изучить особенности коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
4. Разработать методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Социолого-педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).
3. Экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента).
4. Количественный и качественный анализ полученных данных и их интерпретация.
База исследования: частный центр дошкольного развития «Солнечный мир» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие дети старшей группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.
Структура исследования. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из источников, приложения.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.
Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Л. П.Якубинский, М.М.Бахтин, М.М.Лисина,О.А.Капитовская, М.Г.Плохотнюк и многие другие.
Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.
Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность данной темы.
Проблема: формирование диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи.
Объект: диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет: условия развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: совершенствование коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико - методологическая база: Л.П.Якубинский, М.М.Бахтин, М.М.Лисина, О.А.Капитовская, М.Г.Плохотнюк,Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева.
Гипотеза: успешное развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи возможно, при соблюдении следующих условий:
1. Использование специальных упражнений по коррекции развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений.
3. Организация ролевых игр для развития диалогической речи.
4. Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по развитию диалогической речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть особенности использования условно-речевых и речевых упражнений для формирования диалогической речи у дошкольников.
3. Изучить особенности коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
4. Разработать методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Социолого-педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).
3. Экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента).
4. Количественный и качественный анализ полученных данных и их интерпретация.
База исследования: частный центр дошкольного развития «Солнечный мир» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие дети старшей группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.
Структура исследования. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из источников, приложения.
В соответствии с задачами исследования, в дипломной работе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы:
В 1 главе мы попытались раскрыть понятие диалог и рассмотрели различные определения данного термина. В результате пришли к выводу, что однозначного понимания диалога не существует. Диалогическая речь активно изучается, поэтому появляются новые определения.
Рассмотрели различные подходы к изучению диалогической речи. Наибольший интерес для нас представляет лингвистический. Лингвистическое изучение диалога - новое исследовательское начинание, но его предпосылки можно найти в более ранних трудах.
Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ - «О диалогической речи» Л.П. Якубинского. Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий.
Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки этого взаимопонимания находятся в детстве, а значит и истоки диалога - в детстве.
Рассмотрели закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Нарушения диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а многие вопросы, связанные с выявлением особенностей диалогической речи и причин, обуславливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи.
Во 2 главе мы провели собственное обследование диалогической речи дошкольников 5-6 лет, которое показало, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у детей из экспериментальной группы. Что видно при рассмотрении как речевой деятельности, так и речевого поведения. Реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается.
Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы. Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом).
Особенности активности участника: дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик. Рассматривая реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу можно отметить следующее:
Если партнер по диалогу - это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе - положительные, доверительные отношения.
Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе.
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался.
Задачи выпускной квалифицированной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.
В 1 главе мы попытались раскрыть понятие диалог и рассмотрели различные определения данного термина. В результате пришли к выводу, что однозначного понимания диалога не существует. Диалогическая речь активно изучается, поэтому появляются новые определения.
Рассмотрели различные подходы к изучению диалогической речи. Наибольший интерес для нас представляет лингвистический. Лингвистическое изучение диалога - новое исследовательское начинание, но его предпосылки можно найти в более ранних трудах.
Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ - «О диалогической речи» Л.П. Якубинского. Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий.
Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки этого взаимопонимания находятся в детстве, а значит и истоки диалога - в детстве.
Рассмотрели закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Нарушения диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а многие вопросы, связанные с выявлением особенностей диалогической речи и причин, обуславливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи.
Во 2 главе мы провели собственное обследование диалогической речи дошкольников 5-6 лет, которое показало, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у детей из экспериментальной группы. Что видно при рассмотрении как речевой деятельности, так и речевого поведения. Реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается.
Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы. Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом).
Особенности активности участника: дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик. Рассматривая реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу можно отметить следующее:
Если партнер по диалогу - это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе - положительные, доверительные отношения.
Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе.
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался.
Задачи выпускной квалифицированной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевых игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Программа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



