Влияние плана BEPS ОЭСР на современный международный бизнес
|
Введение
1. МЕРОПРИЯТИЯ ПЛАНА И ПРЕДПОСЫЛКИ К ЕГО СОЗДАНИЮ 7
1.1. Инициатива ОЭСР и создание плана BEPS 7
1.2. Содержание мероприятий плана BEPS (15 мероприятий) 13
2. ПОСЛЕДСТВИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСИЛЕНИЮ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 25
2.1. Особенности внедрения плана BEPS в международное и
национальное законодательство 25
2.2. Регламентированный обмен налоговой информацией как
центральное новшество международного бизнеса 34
2.3. Реакция мнп на введение плана BEPS 40
3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ ОЭСР В РОССИИ 52
3.1. Особенности имплементации плана BEPS в российское
законодательство 52
3.2. Особенности адаптации зарубежных периметров групп к
новому законодательству России 57
3.3. Возможности оптимизации налогообложения при
соблюдении рекомендаций ОЭСР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
1. МЕРОПРИЯТИЯ ПЛАНА И ПРЕДПОСЫЛКИ К ЕГО СОЗДАНИЮ 7
1.1. Инициатива ОЭСР и создание плана BEPS 7
1.2. Содержание мероприятий плана BEPS (15 мероприятий) 13
2. ПОСЛЕДСТВИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСИЛЕНИЮ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 25
2.1. Особенности внедрения плана BEPS в международное и
национальное законодательство 25
2.2. Регламентированный обмен налоговой информацией как
центральное новшество международного бизнеса 34
2.3. Реакция мнп на введение плана BEPS 40
3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ ОЭСР В РОССИИ 52
3.1. Особенности имплементации плана BEPS в российское
законодательство 52
3.2. Особенности адаптации зарубежных периметров групп к
новому законодательству России 57
3.3. Возможности оптимизации налогообложения при
соблюдении рекомендаций ОЭСР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Актуальность темы исследования. Сегодня стоит говорить о том, что глобализация способствует росту торговли и инвестиций во многих странах по всему миру. Она также стимулирует предприятия к созданию новых рабочих мест, инновациям и росту экономии. С начала ХХ века международное сообщество определило, что взаимодействие внутренней налоговой системы может привести к двойному налогообложению с негативными последствиями для национального экономического роста и глобального процветания. Ввиду этого страны по всему миру договорились ликвидировать двойное налогообложение и сделать налоговую систему более предсказуемой и надежной в соответствии с общими принципами международного налогового права. Таким образом, экономика стала более глобально интегрированной, как и бизнес, являющийся главной её частью. Глобализация привела к снижению издержек многонациональных предприятий (МНП) путем реструктуризации бизнес-модели, перестройки управленческой организации, ряда поставок или перераспределения других функций, а также к формированию активов в странах с низкими налогами или, наоборот, распределению издержек в странах с высокими налогами.
Таким образом, налоговое планирование обеспечило МНП большую уверенность в принятии агрессивных налоговых решений. Этот вид агрессивного налогового планирования создает значительные потери для национальной экономики и доходов из бюджета стран.
Поэтому начиная с 2008 года ОЭСР активизировала свои действия в направлении устранения агрессивного налогового планирования. В результате ОЭСР в тесном сотрудничестве с экспертами из других стран разработала план действий против «эрозии базы и смещения прибыли» (BEPS).
Обзор проведенных научных исследований по теме. Например, Кевин Маркл прогнозирует, что переход от глобальной системы к территориальной будет сопровождаться увеличением смещения доходов, которое включает в себя материнскую страну, но никаких изменений в смещении между иностранными филиалами и никакого увеличения в любом измерении фирмами, которые последовательно реинвестировали иностранные доходы за рубежом. Согласно исследованию Лизы Де Симоне, средний обязательный МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) партнер-усыновитель сдвигает на 11,5% больше дохода по сравнению с предыдущими и не - усыновительскими партнерскими годами (в Европе). Эти результаты свидетельствуют о важной новой связи между финансовым учетом и налоговым планированием, предполагая, что унифицированный стандарт бухгалтерского учета в разных юрисдикциях на уровне филиалов повышает гибкость МНП в плане перераспределения доходов.
Майкл П. Деверо и Джон Велла считают, что система является манипулируемой, искажающей, часто бессвязной и беспринципной и поощряет страны конкурировать друг с другом. Также следует отметить, что рамочная программа BEPS приводит к рассмотрению вопросов существа, таких как трансфертное ценообразование и постоянное представительство, вопросов согласованности, т. е. к тому, чтобы сделать материально-правовые нормы взаимосвязанными, а также вопросов прозрачности корпоративного бизнеса для налоговых администраций.
Поэтому целью данной работы является комплексное рассмотрение разностороннего влияния плана BEPS на современный многонациональный бизнес.
Поставленная цель формирует следующие задачи:
1) Изучить предпосылки и план мероприятий, мотивирующих ОЭСР к созданию плана BEPS;
2) Проанализировать последствия данной программы для многонациональных субъектов налогообложения;
3) Выявить особенности и охарактеризовать ход внедрения мероприятий плана в национальное и международное законодательство;
4) Выделить и обосновать главные, центральные мероприятия плана, которым следуют современные МНП;
5) Сопоставить инициативу ОЭСР с возможностью имплементации плана BEPS в российское законодательство;
6) Выработать конкретные рекомендации по оптимизации налогообложения после ужесточения мер контроля за налоговыми схемами
Объектом исследования является законодательная система налогообложения стран участников для современного многонационального бизнеса.
Предметом исследования выступают мероприятия плана BEPS, его первые результаты интеграции в национальные законодательства, включая российское.
Методологической основой исследования являются сравнительный, дескриптивный, логический методы, которые соотносятся к общенаучным методам. Также важно отметить, что в рамках эмпирической части представленного исследования превалируют методы синтеза и анализа. Большое значение для работы имеет контент-анализ плана BEPS.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автор анализирует и сопоставляет последствия мероприятий для международных субъектов налогообложения, также рассматривает актуальные итоги применения плана и его имплементации, анализируя его эффективность для МНП.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования данного исследования для более детального понимания применения инициативы в ОЭСР, рассмотрению особенностей адаптации зарубежных периметров групп к новому законодательству и их последующей оптимизации при соблюдений рекомендаций ОЭСР.
Структура работы определена основными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, налоговое планирование обеспечило МНП большую уверенность в принятии агрессивных налоговых решений. Этот вид агрессивного налогового планирования создает значительные потери для национальной экономики и доходов из бюджета стран.
Поэтому начиная с 2008 года ОЭСР активизировала свои действия в направлении устранения агрессивного налогового планирования. В результате ОЭСР в тесном сотрудничестве с экспертами из других стран разработала план действий против «эрозии базы и смещения прибыли» (BEPS).
Обзор проведенных научных исследований по теме. Например, Кевин Маркл прогнозирует, что переход от глобальной системы к территориальной будет сопровождаться увеличением смещения доходов, которое включает в себя материнскую страну, но никаких изменений в смещении между иностранными филиалами и никакого увеличения в любом измерении фирмами, которые последовательно реинвестировали иностранные доходы за рубежом. Согласно исследованию Лизы Де Симоне, средний обязательный МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) партнер-усыновитель сдвигает на 11,5% больше дохода по сравнению с предыдущими и не - усыновительскими партнерскими годами (в Европе). Эти результаты свидетельствуют о важной новой связи между финансовым учетом и налоговым планированием, предполагая, что унифицированный стандарт бухгалтерского учета в разных юрисдикциях на уровне филиалов повышает гибкость МНП в плане перераспределения доходов.
Майкл П. Деверо и Джон Велла считают, что система является манипулируемой, искажающей, часто бессвязной и беспринципной и поощряет страны конкурировать друг с другом. Также следует отметить, что рамочная программа BEPS приводит к рассмотрению вопросов существа, таких как трансфертное ценообразование и постоянное представительство, вопросов согласованности, т. е. к тому, чтобы сделать материально-правовые нормы взаимосвязанными, а также вопросов прозрачности корпоративного бизнеса для налоговых администраций.
Поэтому целью данной работы является комплексное рассмотрение разностороннего влияния плана BEPS на современный многонациональный бизнес.
Поставленная цель формирует следующие задачи:
1) Изучить предпосылки и план мероприятий, мотивирующих ОЭСР к созданию плана BEPS;
2) Проанализировать последствия данной программы для многонациональных субъектов налогообложения;
3) Выявить особенности и охарактеризовать ход внедрения мероприятий плана в национальное и международное законодательство;
4) Выделить и обосновать главные, центральные мероприятия плана, которым следуют современные МНП;
5) Сопоставить инициативу ОЭСР с возможностью имплементации плана BEPS в российское законодательство;
6) Выработать конкретные рекомендации по оптимизации налогообложения после ужесточения мер контроля за налоговыми схемами
Объектом исследования является законодательная система налогообложения стран участников для современного многонационального бизнеса.
Предметом исследования выступают мероприятия плана BEPS, его первые результаты интеграции в национальные законодательства, включая российское.
Методологической основой исследования являются сравнительный, дескриптивный, логический методы, которые соотносятся к общенаучным методам. Также важно отметить, что в рамках эмпирической части представленного исследования превалируют методы синтеза и анализа. Большое значение для работы имеет контент-анализ плана BEPS.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автор анализирует и сопоставляет последствия мероприятий для международных субъектов налогообложения, также рассматривает актуальные итоги применения плана и его имплементации, анализируя его эффективность для МНП.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования данного исследования для более детального понимания применения инициативы в ОЭСР, рассмотрению особенностей адаптации зарубежных периметров групп к новому законодательству и их последующей оптимизации при соблюдений рекомендаций ОЭСР.
Структура работы определена основными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Представленное исследование показывает, что эрозия внутренней налоговой базы и смещение прибыли (BEPS) по причине того, что многонациональные предприятия эксплуатируют пробелы и несоответствия между налоговыми системами разных стран, затрагивают все страны в мире, что формирует серьёзную проблему современной действительности. Наблюдаемая сегодня высокая зависимость развивающихся стран от подоходного налога сигнализирует об их непропорциональных потерях ввиду имплементации и последующего влияния BEPS.
Современный интернациональный бизнес сегодня является «общей сферой коммуникации», что определяется острой необходимостью со стороны правительства формировать общие действия с целью решения проблемы BEPS, а также восстановления общего доверия к существующим сегодня внутренним и международным налоговым системам.
Говоря о финансовой составляющей, следует заметить, что практика BEPS ежегодно обходится странам в 100-240 миллиардов долларов потерянных доходов, что эквивалентно 4-10% от общемировых доходов от корпоративного подоходного налога.
Работая вместе в рамках инклюзивной Рамочной программы ОЭСР/С20 по BEPS, более 135 стран осуществляют 15 мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, повышению согласованности международных налоговых правил и обеспечению более прозрачной налоговой среды.
BEPS - налоговая стратегиям, использующая пробелы и несоответствия в налоговых правилах, чтобы искусственно перевести прибыль в места с низким или нулевым уровнем налогообложения, где мало или вообще нет экономической деятельности, или для подрыва налоговой базы за счет вычитаемых платежей, таких как проценты или роялти. Хотя некоторые из используемых схем являются незаконными, большинство из них таковыми не являются. Это подрывает справедливость и целостность налоговых систем, поскольку предприятия, работающие через границы, могут использовать BEPS для получения конкурентного преимущества перед предприятиями, работающими на внутреннем уровне. Более того, когда налогоплательщики видят, что мультинациональные предприятия законно уклоняются от уплаты подоходного налога, это подрывает добровольное соблюдение всеми налогоплательщиками своих обязательств.
В целом, возможно говорить о том, что BEPS играет ключевую роль именно для развивающихся стран по причине их большой зависимости от корпоративного подоходного налога (в особенности от МНП). Вовлечение развивающихся стран в международную налоговую повестку дня имеет важное значение для обеспечения того, чтобы они получали поддержку для удовлетворения своих конкретных потребностей и могли эффективно участвовать в процессе установления стандартов в области международного налогообложения.
Многие страны уже приняли большую часть рекомендаций ОЭСР, но некоторые страны только присоединяются к плану BEPS и им предстоит еще много работы. Поэтому, в настоящее время мы находимся в середине этапа внедрения BEPS. Кроме того, страны также принимают индивидуальные меры по осуществлению рекомендаций, в частности минимальных стандартов.
Также план BEPS может привести к всплеску ряда споров в налоговой сфере, которые непосредственно связаны с внедрением действий данного плана (в том числе и обмен информацией, которая содержится в отчетах различных международных налоговых администраций).
Предпринимателям и налоговым администрациям следует подготовиться к этим проблемам. ОЭСР и G20, осознавая это, в настоящее время предпринимают усилия по повышению налоговой определенности для бизнеса.
Контроль большей части вопросов международного сотрудничества в сфере налогообложения и обмена налоговой информацией, в целях повышения прозрачности с каждым днем растет и прогрессирует. Благодаря этому можно положительно охарактеризовать то, как Российская Федерация использует передовые налоговые практики. Таким образом, на мой взгляд, появление общего комплексного подхода к противодействию против различного рода злоупотреблений в сфере налоговых выплат позволит включить в Налоговый кодекс ряд механизмов международного налогового права. Более того, данный подход создаст кардинально новый подход к реализации зарубежных программных документов и в российском налоговом законодательстве.
Присоединение Российской Федерации к инклюзивной программе плана BEPS также значительно изменило национальное законодательство в налоговой сфере. Благодаря этому, Федеральной Налоговой Службе стало гораздо проще разбираться в сфере налоговых отношений между многонациональными предприятиями. Стоит также отметить формирование в России судебной практики в сфере международных споров. А с постепенным развитием CbCR, эта практика становится еще более эффективной. По данным ФНС, только за 2019 год многонациональные компании заплатили на 7,9 млрд рублей больше в виде налогов. Очевидно, такое существенное увеличение налоговых поступлений вызвано, в первую очередь, уменьшением злоупотреблений трансфертными ценами сырьевыми компаниями.
Учитывая эти новые условия, предприятия должны быть постоянно информированы и учитывать операционные и финансовые структуры, определять коммуникационные стратегии и оценивать свою налоговую стратегию, и все это с целью разработки устойчивой налоговой базы.
Таким образом, задачи данной научной работы, поставленные в начале (а именно: изучение предпосылок и плана мероприятий, мотивирующих ОЭСР к созданию плана BEPS; анализ последствий данной программы для многонациональных субъектов налогообложения; выявление особенностей и описание хода внедрения мероприятий плана в национальное и международное законодательство; выделение и обоснование главных центральных мероприятий плана, которым следуют современные МНП; сопоставление инициативы ОЭСР с возможностью имплементации плана BEPS в российское законодательство; формирование конкретных рекомендаций по оптимизации налогообложения после ужесточения мер контроля за налоговыми схемами) выполнены успешно, а следовательно и основная цель работы - комплексное рассмотрение влияния плана BEPS на современный многонациональный бизнес - также выполнена.
Современный интернациональный бизнес сегодня является «общей сферой коммуникации», что определяется острой необходимостью со стороны правительства формировать общие действия с целью решения проблемы BEPS, а также восстановления общего доверия к существующим сегодня внутренним и международным налоговым системам.
Говоря о финансовой составляющей, следует заметить, что практика BEPS ежегодно обходится странам в 100-240 миллиардов долларов потерянных доходов, что эквивалентно 4-10% от общемировых доходов от корпоративного подоходного налога.
Работая вместе в рамках инклюзивной Рамочной программы ОЭСР/С20 по BEPS, более 135 стран осуществляют 15 мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, повышению согласованности международных налоговых правил и обеспечению более прозрачной налоговой среды.
BEPS - налоговая стратегиям, использующая пробелы и несоответствия в налоговых правилах, чтобы искусственно перевести прибыль в места с низким или нулевым уровнем налогообложения, где мало или вообще нет экономической деятельности, или для подрыва налоговой базы за счет вычитаемых платежей, таких как проценты или роялти. Хотя некоторые из используемых схем являются незаконными, большинство из них таковыми не являются. Это подрывает справедливость и целостность налоговых систем, поскольку предприятия, работающие через границы, могут использовать BEPS для получения конкурентного преимущества перед предприятиями, работающими на внутреннем уровне. Более того, когда налогоплательщики видят, что мультинациональные предприятия законно уклоняются от уплаты подоходного налога, это подрывает добровольное соблюдение всеми налогоплательщиками своих обязательств.
В целом, возможно говорить о том, что BEPS играет ключевую роль именно для развивающихся стран по причине их большой зависимости от корпоративного подоходного налога (в особенности от МНП). Вовлечение развивающихся стран в международную налоговую повестку дня имеет важное значение для обеспечения того, чтобы они получали поддержку для удовлетворения своих конкретных потребностей и могли эффективно участвовать в процессе установления стандартов в области международного налогообложения.
Многие страны уже приняли большую часть рекомендаций ОЭСР, но некоторые страны только присоединяются к плану BEPS и им предстоит еще много работы. Поэтому, в настоящее время мы находимся в середине этапа внедрения BEPS. Кроме того, страны также принимают индивидуальные меры по осуществлению рекомендаций, в частности минимальных стандартов.
Также план BEPS может привести к всплеску ряда споров в налоговой сфере, которые непосредственно связаны с внедрением действий данного плана (в том числе и обмен информацией, которая содержится в отчетах различных международных налоговых администраций).
Предпринимателям и налоговым администрациям следует подготовиться к этим проблемам. ОЭСР и G20, осознавая это, в настоящее время предпринимают усилия по повышению налоговой определенности для бизнеса.
Контроль большей части вопросов международного сотрудничества в сфере налогообложения и обмена налоговой информацией, в целях повышения прозрачности с каждым днем растет и прогрессирует. Благодаря этому можно положительно охарактеризовать то, как Российская Федерация использует передовые налоговые практики. Таким образом, на мой взгляд, появление общего комплексного подхода к противодействию против различного рода злоупотреблений в сфере налоговых выплат позволит включить в Налоговый кодекс ряд механизмов международного налогового права. Более того, данный подход создаст кардинально новый подход к реализации зарубежных программных документов и в российском налоговом законодательстве.
Присоединение Российской Федерации к инклюзивной программе плана BEPS также значительно изменило национальное законодательство в налоговой сфере. Благодаря этому, Федеральной Налоговой Службе стало гораздо проще разбираться в сфере налоговых отношений между многонациональными предприятиями. Стоит также отметить формирование в России судебной практики в сфере международных споров. А с постепенным развитием CbCR, эта практика становится еще более эффективной. По данным ФНС, только за 2019 год многонациональные компании заплатили на 7,9 млрд рублей больше в виде налогов. Очевидно, такое существенное увеличение налоговых поступлений вызвано, в первую очередь, уменьшением злоупотреблений трансфертными ценами сырьевыми компаниями.
Учитывая эти новые условия, предприятия должны быть постоянно информированы и учитывать операционные и финансовые структуры, определять коммуникационные стратегии и оценивать свою налоговую стратегию, и все это с целью разработки устойчивой налоговой базы.
Таким образом, задачи данной научной работы, поставленные в начале (а именно: изучение предпосылок и плана мероприятий, мотивирующих ОЭСР к созданию плана BEPS; анализ последствий данной программы для многонациональных субъектов налогообложения; выявление особенностей и описание хода внедрения мероприятий плана в национальное и международное законодательство; выделение и обоснование главных центральных мероприятий плана, которым следуют современные МНП; сопоставление инициативы ОЭСР с возможностью имплементации плана BEPS в российское законодательство; формирование конкретных рекомендаций по оптимизации налогообложения после ужесточения мер контроля за налоговыми схемами) выполнены успешно, а следовательно и основная цель работы - комплексное рассмотрение влияния плана BEPS на современный многонациональный бизнес - также выполнена.
Подобные работы
- ДЕОФШОРИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Глобализация и иностранные инвестиции в Россию
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА МАСШТАБОВ И ВЛИЯНИЯ «ТЕНЕВОГО» СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2021 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 13900 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 12700 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 8700 р. Год сдачи: 2015 - Снижение корпоративного налога в рамках политики привлечения инвестиций как определяющий фактор экономического положения и политического развития Ирландской Республики в Европейском Союзе с 2003 года по настоящее время
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021



