ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 7
§ 1. Понятие и история института миротворчества 7
§ 2. Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности 15
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 22
§ 1. Стадии миротворческих операций 22
§ 2. Правовое положение Департамента операций по поддержанию мира . 27
§ 3. Проблемы модернизации в миротворческих операциях Организации Объединённых Наций 31
Глава III. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
§ 1. Взаимодействие Российской Федерации и Организации Объединённых
Наций в сфере миротворчества 47
§ 2. Особенности участия Российской Федерации в миротворческих операциях в рамках региональных организаций 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В современных условиях взаимозависимости проблемы международного миротворчества играют особую роль. Фактически, миротворческий процесс на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных политических объединений. К последним следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и юридических норм применительно к стратегии и тактике поддержания мира.
В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах «третьего мира», претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических систем во многих из этих государств не исключают возможности развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии. Неразрешённые споры и противоречия, а также возникающие на их основе вооружённые конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности. В ходе конфликтов, нередко переходящих в гражданские войны, совершаются массовые тяжкие преступления в отношении мирных жителей, уничтожение сел и разрушение городов, являющиеся грубейшим нарушением международных конвенций.
Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество столкнулось с серьёзной опасностью быть втянутым в стихию многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооружённых конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несёт угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.
Объектом исследования являются операции по поддержанию мира (ОПМ), осуществляемые ООН на протяжении всего срока своего существования.
Предмет исследования - механизм международно-правового регулирования миротворческих операций ООН по поддержанию мира (ОПМ).
Целью выпускной квалификационной работы являются исследование механизма международно-правового регулирования миротворческих операций.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить миротворческую деятельность ООН;
2. Рассмотреть этапы реформирования миротворческой деятельности ООН;
3. Рассмотреть организационно-правовой механизм осуществления миротворческих операций
4. Проанализировать эволюцию миротворческой деятельности России под эгидой ООН;
5. Определить проблемы и перспективы российского миротворчества в рамках региональных организаций на современном этапе.
Хронологические рамки исследования: 1945 - 2017 гг. Этот выбор обусловлен тем, что в работе был рассмотрен миротворческий опыт с момента создания ООН.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Метод политического анализа - при изучении процесса формирования и развития миротворческой деятельности ООН, а также российского миротворчества под эгидой ООН;
2. Структурно-функциональный метод - при изучении системы Департамента ООН по поддержанию мира;
3. Нормативный метод - при анализе положений международно-правовых документов, таких как Устав ООН, резолюции Совета Безопасности ООН, документы и рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, а также российских правовых документов, таких как Конституция РФ, Военная доктрина РФ от 2014 г., Стратегия национальной безопасности РФ от 2009 г., Концепция внешней политики РФ 2016 г. и др.
В качестве нормативно-правовой базы исследования использованы следующие источники: Устав ООН, резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи ООН, доклады Генерального секретаря, нормативные источники РФ, а также выступления представителей РФ в ООН, статистические данные и данные из архива ООН, монографии и статьи российских и зарубежных учёных.
В научно-исследовательской среде тема ооновского миротворчества и миротворчества РФ в частности является весьма актуальной. В 1990-х - 2000¬х гг. ей был посвящён ряд диссертаций, монографий, научных статей. Среди работ отечественных исследователей можно выделить труды В. Заемского, В. Зверева, А. Криворучко, А. Никитина, О. Хохлышевой, В. Федорова, С. Романчука. Зарубежные исследования представлены работами Е. Луарда, Т.
Вайсса, Б. Бутроса-Гали, К. Аннана, Й. Купса, Н. Маккуина, Т. Тарди, П. Вильямса и др.
Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.
При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:
1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
2. Проверка соблюдения договорённости о прекращении огня;
3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;
4. Предоставление гуманитарной помощи;
5. Наблюдение за ситуацией.
Правовое обеспечение миротворческих операций ООН вытекает из подразумеваемых полномочий ООН, направленных на достижение их главной цели: поддержания международного мира и безопасности посредством принятия эффективных коллективных мер. Тот факт, что Устав ООН прямо предусматривает в главе VII определённые меры, представляющие собой принудительную акцию, направленную против агрессора, не может означать исключения или запрещения других действий, предназначенных для того, чтобы обеспечить в иной форме достижения основных целей ООН.
Деятельность ООН по поддержанию мира является выражением коллективной воли государств-членов по оказанию содействия нуждающимся обществам в переходе от состояния вооружённого конфликта к устойчивому миру.
Обязательства стран-членов, касающиеся осуществления данной цели, стали причиной создания Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ).
Осуществление миротворческой деятельности государствами - членами ОДКБ носит исключительно добровольный характер. Состав, задачи и функции оперативной рабочей группы по подготовке миротворческой операции ОДКБ, комплектование коллективных миротворческих сил, их структура, задачи, функции, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности, а также статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельными положениями, утверждаемыми Советом коллективной безопасности.
Анализ практики участия специалистов РФ в миротворческих миссиях в рамках ООН и региональных организаций свидетельствует о значительном кадровом потенциале России для участия в операциях по поддержанию мира
В то же время целесообразна дальнейшая работа по наращиванию в Содружестве потенциала оперативного антикризисного реагирования, включая повышение готовности к превентивным действиям по предотвращению конфликтов и развёртыванию миротворческих операции. Этому могут способствовать совершенствование систем анализа обстановки и прогнозирования её развития, обучения и подготовки военного, полицейского и гражданского персонала для участия в миротворческих миссиях, более интенсивное проведение совместных мероприятии оперативной и боевой подготовки миротворческой направленности.
Миротворческие операции - систематизированная и организованная деятельность государств и международных организаций, в том числе с участием военного и гражданского персонала, по вмешательству в локальные и региональные конфликты с целью их предотвращения или прекращения и урегулирования, осуществляемая в соответствии с Уставом ООН, решениями региональных организаций либо в рамках региональных организаций или соглашений, либо на основании двусторонних или многосторонних договоров; миротворческие операции охватывают операции по поддержанию мира, операции по (принудительному) установлению мира и операции по постконфликтному восстановлению мира (миростроительство).
При организации сложных по своему характеру миссий, предусматривающих ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, ООН использует опыт, накопленный при проведении «традиционных» операций по поддержанию мира. Эти операции, как правило, были нацелены, главным образом, на решение военных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон.
В последние десятилетия к выполняющим функции миротворцев ООН военнослужащим присоединились сотрудники гражданской полиции, наблюдатели за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие гражданские специалисты. Диапазон их задач широк - от обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи и самой её доставки до оказания бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений.
1. Статут Лиги Наций от 28 июня 1919 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hist. msu. ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm,режим доступа: свободный (дата обращения: 14.04.2018)
2. Устав ООН от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. -URL:http://www.un.org/ru/documents/charter/,режим доступа: свободный(дата обращения: 22.04.2018)
3. Аннан, К. Общая судьба - новая решимость. Годовой доклад о
работе Организации за 2000 год // К. Аннан. - Государство и право, 2001 - №
1. ; Доклад Генерального секретаря «Повестка дня для мира: превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» от 1993 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/315/01/IMG/ N9331501 .pdf?OpenElement,
режим доступа: свободный (дата обращения: 11.04.2018
4. Доклад Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира:
превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» от 1993 г. [Электронный ресурс]. URL:http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/315/01/IMG/N9331501.pdf?OpenElementрежим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2018)
5. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/743(1992) - S/23592
от 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/012/50/IMG/NR001250.pdi2OpenElement (дата обращения: 30.04.2018)
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности
ООН А/55/305 - S/2000/809 от 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://daccessddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/594/72/PDF/N0059472.pdf?OpenElement (дата обращения: 22.04.2018)
7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/59/710 от 2005 г.
[Электронный ресурс]. URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/247/92/PDF/N0524792.pdf?OpenElement (дата обращения: 25.12.2018)
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/61/858 от 2007 г.
[Электронный ресурс]. URL:http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N07/307/68/PDF/N0730768.pdf?OpenElement (дата обращения: 21.04.2018)
9. Новая программа партнерства: открывая новые горизонты
деятельности ООН по поддержанию мира от 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. un. org/en/peacekeeping/documents/newhorizon.pdf (дата
обращения: 2.02.2018)
10. О миротворческой деятельности: Соглашение Организации
Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 г. [Электронный ресурс]// Официальный сайт ОДКБ. - URL: http://www.odkb-
csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=1679 (дата обращения
28.04.2018)
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/64/633 от 2010 г.
[Электронный ресурс]. URL: http://daccess-dds-
ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N10/219/60/PDF/N1021960.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.04.2018)
12. «Новые горизонты»: доклад № 1 от 2010 г.[Электронный ресурс]. URL: http: //www. un. org/en/peacekeeping/documents/newhorizon_update01. pdf(дата обращения: 2.12.2015)
13. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/2098 от 28 марта
2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://daccess-dds-
ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N13/273/81/PDF/N1327381 .pdf?OpenElement (дата обращения: 12.03.2018)
14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/С.5/69/24 от 2015 г.
[Электронный ресурс]. URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/198/90/ PDF/N1519890.pdf?OpenElement,
(дата обращения: 12.03.2018)
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности
ООН А/70/95 - S/2015/446 от 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL:
http://daccess-
ddsny.un.org/doc/NDOC/GEN/N 15/181/47/PDF/N1518147.pdf?OpenElement(дата обращения: 15.03.2018)
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, 30.12.2008, 05.02.2014 , 21.07.2014) //Российская газета. 2014, 23 июля.
2. ФЗ № 93 «О порядке предоставления Российской Федерацией
военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»: принят Государственной Думой 23 июня 1995 года. [Электронный ресурс] URL: http :/www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_37093html
(дата обращения: 25.04.2018)
3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)31 декабря 2015 г. (дата обращения 29.03.2018).
4. Военная доктрина Российской Федерации: от 25 декабря 2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/461 (дата обращения: 12.04.2018)
5. Указ Президента РФ «О мерах по реализации
внешнеполитического курса» от 7 мая 2012 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента РФ. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/15256 режим доступа: свободный(дата обращения: 24.04.2018)
6. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2016 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1033095/(дата обращения: 5.04.2018)
Литература и Интернет-ресурсы
1. Большаков, А.Г. «Замороженные конфликты» постсоветского пространства: тупики международного миротворчества / А.Г. Большаков // Анализ. Хроника. Прогноз. -2008. -№1. -С. 27-37.
2. В Нью-Йорке прошел Саммит по миротворчеству ООН [Электронный ресурс] // Центр новостей ООН - URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=24575#.Vx2r-tSLTIU (дата обращения: 12.04.2018)
3. Гришаева, Л. Кризис миротворчества ООН / Л. Гришаева // Обозреватель - Observer. —2008. —№4. —С. 47-58.
4. Дудин, П.В. Миротворческая операция в Абхазии (1994 - 2008 гг.): основные задачи коллективных сил по поддержанию мира в зоне межнационального конфликта / П.В. Дудин // Вестник Военного университета. - 2009. - №4 (20). - С.31 - 35.
5. Женщины и миротворчество [Электронный ресурс]
//Официальный сайт ООН. URL:
http://www.un.org./ru/peacekeeping/issues/women/womeninpk.shtml (дата
обращения: 27.04.2018)
6. Заемский, В.Ф. Ключевые вопросы реформы ООН / В. Ф. Заемский // Мировая экономика и международные отношения. -2008. -№7. - С. 3-13.
7. Заемский, В.Ф. Новейшая история реформы ООН / В.Ф. Заемский. - М.: МГИМО, 2008. - 208 с.
8. Заемский, В.Ф. ООН и миротворчество. Курс лекций / В.Ф. Заемский. - М.: Международные отношения, 2008. - 320 с.
9. Заемский В.Ф. Теория и практика миротворческой деятельности ООН: монография / В.Ф. Заемский. - М.: МГИМО-Университет, 2008. -219 с.
10. Зверев П.Г. Опыт и перспективы участия России в международном миротворчестве ООН / П.Г. Зверев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013.- №8 - С.13 - 16.
11. Игнатенко, Г.В. Международное право// Г.В. Игнатенко. - М.: Право и Экономика, 2005. -624 с.
12. ИКМООН [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН.
URL: http:// www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/unikom/ (дата
обращения: 10.04.2018)
13. Какие учения ожидают российскую армию в 2016 году [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС.URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/2621999 (дата обращения: 24.05.2018)
14. Клепацкий, Л. Опыт СНГ/Л. Клепацкий // Международная жизнь. -2008. -№6. -С. 31-37.
15. Криворучко, А.А. Международные операции по поддержанию мира и опыт участия в них РФ (СССР) / А.А. Криворучко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - №635 - С.25.
16. Крылов, Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций/ Н.Б. Крылов. - М.: Высшая школа, 1988. -170 с.
17. Лукашук, И.И. Международное право/И.И. Лукашук. - М.:
Издательство БЭК, 1999. -371 с.
18. Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов/ Г.М. Мелков. - М.: Издательство БЭК, 2006. -880 с.
19. Миротворческая деятельность России в Южной Осетии. Справка
[Электронный ресурс] Российское агентство международной информации. - URL: https://ria.ru/politics/20080827/150715465.html (дата обращения
28.05.2018)
20. Никитин, А.И. Миротворческие операции: концепция и практика / А.И. Никитин. - М.: Международные отношения, 2000. - 98 с.
21. Оперативно-стратегические учения «Центр - 2008»
[Электронный ресурс]. URL: http://www.coldwar.ru/rvo/092008/centr-2008.php(дата обращения: 17.04.2018)
22. Операции по поддержанию мира [Электронный ресурс] //
Официальный сайт ООН. URL:
http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml (дата
обращения: 20.04.2018)
23. Операции по поддержанию мира. Архив [Электронный ресурс] //
Официальный сайт ООН. URL:
http://www.un.org/en/peacekeeping/resources/statistics/factsheet_archive.shtml(дата обращения: 29.03.2018)
24. Пан Ги Мун призвал государства поддержать полномасштабную
реформу миротворческих операций ООН [Электронный ресурс] // Центр новостей ООН. URL:
http: //www. un. org/russian/news/story. asp?NewsID=24701#.Vl1 HBNLhDIU (дата обращения: 8.03.2018)
25. Романчук, С.И. Миротворческие операции на постсоветском
пространстве: концептуальные подходы: дисс.канд.полит.наук / С.И.
Романчук. - М., 2014. -177с.
26. Реформа миротворческой деятельности [Электронный ресурс]
//Официальный сайт ООН. - URL:
http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/reform. shtml (дата обращения: 11.03.2018)
27. Россия в рамках миссии ООН направляет в Чад группу своих миротворцев [Электронный ресурс] Российское агентство международной информации. - URL: https://ria.ru/defense_safety/20100228/211301019.html(дата обращения 28.05.2018)
28. СООНО [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. -
URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm (дата
обращения: 14.04.2018)
29. Фёдоров, В.Н. Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке / В.Н. Федоров. - М.: Логос, 2005. - 906 с.
30. Хохлышева, О.О. Динамика миротворческих процессов XX века: дисс.д-ра истор.наук / О.О. Хохлышева. - М., 2005. - 186 с.
31. Цыганков, П.А. Теория международных отношений / П.А. Цыганков. - М.: Гардарики, 2004 - 590 с.
32. Что известно о российских военных миротворцах [Электронный ресурс] // Информационное агентство России; - URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/3811438 (дата обращения 28.04.2018)
Иностранная литература
1. Koops, J.A. The Oxford Handbook of United Nations Peacekeeping Operations /J.A. Koops, N. MacQeen, T. Tardy, P.D. Williams. - Oxford University Press, 2015. -865 p. 50 Luard, E.A History of the United Nations / E. Luard. - Macmillan,1998. - 404 p.