РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ «ЛЮБОВЬ» В БРИТАНСКОЙ ПОЭЗИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Понятие «концептуальная метафора» в лингвистике 6
1.1 Метафора в стилистике художественной речи 6
1.2. Понятие «концептуальная метафора» в лингвистике 14
1.3. Концептуальная метафора в отечественных и зарубежных
исследованиях 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
Глава II. Языковая реализация концептуальной «любовной» метафоры в англоязычных произведениях 27
2.1 Определение концепта «Любовь», его возникновение 27
2.2 Способы актуализации концептуальной «любовной» метафоры в
контексте художественной литературы XVIII века 32
2.3 Способы актуализации концептуальной «любовной» метафоры в
контексте художественной литературы XIX века 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
Список источников фактического материала
Глава I. Понятие «концептуальная метафора» в лингвистике 6
1.1 Метафора в стилистике художественной речи 6
1.2. Понятие «концептуальная метафора» в лингвистике 14
1.3. Концептуальная метафора в отечественных и зарубежных
исследованиях 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
Глава II. Языковая реализация концептуальной «любовной» метафоры в англоязычных произведениях 27
2.1 Определение концепта «Любовь», его возникновение 27
2.2 Способы актуализации концептуальной «любовной» метафоры в
контексте художественной литературы XVIII века 32
2.3 Способы актуализации концептуальной «любовной» метафоры в
контексте художественной литературы XIX века 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
Список источников фактического материала
Носитель языка является носителем определенных концептуальных систем. В свою очередь, концептуальная система человека играет важную роль в становлении реалий повседневной жизни, поэтому она может быть рассмотрена как особая проблема.
Языковую картину мира необходимо постоянно описывать, поэтому в современности огромное внимание уделяется исследованиям метафоры в рамках когнитивного подхода.
Языковая форма является отражением когнитивных структур. В когнитивном подходе метафора изучается в качестве механизма, с помощью которого становится возможным изучение явлений, которые происходят в сознании человека, отражают окружающую действительность.
Актуальность работы заключается повышением внимания к изучению когнитивной (концептуальной) метафоры. Необходимо отметить, что процесс метафоризации является одним из ключевых в лингвистике. Поэтому заинтересованность подразумевает рассмотрение определения концептуальной метафоры, её функций, проведение анализа.
Изучение метафоры является актуальным не только в аспекте функционирования как языковой единицы, но и в качестве изучения механизмов ее порождения. Исследованием метафоры занимаются не только литературоведы и лингвисты, но и социологи, философы, психологи. Это связано, прежде всего, с тем, что метафора является объектом исследований разработок в разных областях.
Объектом исследования выступает «любовная» концептуальная метафора в англоязычных поэтических текстах. Предметом исследования в данной работе являются языковые средства объективации данной концептуальной метафоры.
Цель данной работы состоит в определении особенностей концептуальной метафоры, рассмотрении её функций в теоретическом и практическом аспектах.
Для решения поставленной цели формируются задачи:
1. Рассмотреть общетеоретические положения, особенности, функции концептуальной метафоры;
2. Рассмотреть отечественные и зарубежные теории, точки зрения исследователей по данному вопросу;
3. Проанализировать особенности концептуальных метафор на примере англоязычных произведений;
^Продемонстрировать функции концептуальной метафор в английских авторов;
Методы исследования были определены, прежде всего, характером изучаемого явления. Используемые методы исследования: метод наблюдения; метод анализа литературы; интерпретационный метод.
Теоретическая значимость заключается в том, что работа раскрывает общие положения концептуальной метафоры. Кроме того, концептуальные метафоры, которые были рассмотрены в работе, были систематизированы и обобщены.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала на занятиях по стилистике, лексикологии, литературоведению, лингвопоэтике. Также, полученные знания могут способствовать пониманию особенностей англоязычного произведения, более глубокому его анализу.
Структура работы сформирована из поставленных целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, список источников фактического материала.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяется объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования, обосновываются теоретическая и практическая значимости.
В первой главе описаны теоретические основы концептуальной метафоры, основные отечественные и зарубежные научные труды по данной проблеме.
Во второй главе показана языковая реализация концептуальной метафоры на примерах англоязычных произведений.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Библиографический список содержит литературу по основным вопросам работы. Список источников фактического материала содержит источники примеров.
Языковую картину мира необходимо постоянно описывать, поэтому в современности огромное внимание уделяется исследованиям метафоры в рамках когнитивного подхода.
Языковая форма является отражением когнитивных структур. В когнитивном подходе метафора изучается в качестве механизма, с помощью которого становится возможным изучение явлений, которые происходят в сознании человека, отражают окружающую действительность.
Актуальность работы заключается повышением внимания к изучению когнитивной (концептуальной) метафоры. Необходимо отметить, что процесс метафоризации является одним из ключевых в лингвистике. Поэтому заинтересованность подразумевает рассмотрение определения концептуальной метафоры, её функций, проведение анализа.
Изучение метафоры является актуальным не только в аспекте функционирования как языковой единицы, но и в качестве изучения механизмов ее порождения. Исследованием метафоры занимаются не только литературоведы и лингвисты, но и социологи, философы, психологи. Это связано, прежде всего, с тем, что метафора является объектом исследований разработок в разных областях.
Объектом исследования выступает «любовная» концептуальная метафора в англоязычных поэтических текстах. Предметом исследования в данной работе являются языковые средства объективации данной концептуальной метафоры.
Цель данной работы состоит в определении особенностей концептуальной метафоры, рассмотрении её функций в теоретическом и практическом аспектах.
Для решения поставленной цели формируются задачи:
1. Рассмотреть общетеоретические положения, особенности, функции концептуальной метафоры;
2. Рассмотреть отечественные и зарубежные теории, точки зрения исследователей по данному вопросу;
3. Проанализировать особенности концептуальных метафор на примере англоязычных произведений;
^Продемонстрировать функции концептуальной метафор в английских авторов;
Методы исследования были определены, прежде всего, характером изучаемого явления. Используемые методы исследования: метод наблюдения; метод анализа литературы; интерпретационный метод.
Теоретическая значимость заключается в том, что работа раскрывает общие положения концептуальной метафоры. Кроме того, концептуальные метафоры, которые были рассмотрены в работе, были систематизированы и обобщены.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала на занятиях по стилистике, лексикологии, литературоведению, лингвопоэтике. Также, полученные знания могут способствовать пониманию особенностей англоязычного произведения, более глубокому его анализу.
Структура работы сформирована из поставленных целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, список источников фактического материала.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяется объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования, обосновываются теоретическая и практическая значимости.
В первой главе описаны теоретические основы концептуальной метафоры, основные отечественные и зарубежные научные труды по данной проблеме.
Во второй главе показана языковая реализация концептуальной метафоры на примерах англоязычных произведений.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Библиографический список содержит литературу по основным вопросам работы. Список источников фактического материала содержит источники примеров.
В процессе исследования была рассмотрена языковая реализация концептуальной «любовной» метафоры в художественных произведениях англоязычных авторов.
В данной работе были приведены теоретические основания, на которых базировался анализ концептуальных метафор. В ходе анализа было выявлено, что авторы проанализированных произведений уделяют внимание различным человеческим ценностям при описании любви.
Важно отметить, что влияние на творчество, стиль письма оказывают различные факторы (социальные, индивидуально-психологические, эстетические). Так, говоря о XVIII веке в Англии, стоит сказать о том, что этот век стал веком перемен для многих жителей, например, женщины смогли получать образование наравне с мужчинами, в том числе, заниматься поэзией. Безусловно, это отразилось в их творчестве, они пытались говорить о важных для них проблемах, интересующих вопросах.
Основными темами поэтических произведений XVIII века являлись тема любви к партнеру; описание любви к родине, родным местам; тема любви к другу; описание любви к окружающему миру.
В XIX веке большее внимание заслуживала тема любви к партнеру. Поэты-женщины меньше писали о дружбе, затрагивая тему любви к возлюбленному. Если в XVIII веке поэты-женщины писали о недостатках своих возлюбленных, боли и печали, то в XIX веке они уделяли большее внимание описанию романтических чувств. Поэты-мужчины продолжали писать о чувствах к возлюбленной, они стали уделять больше внимания написанию поэтических произведений с описанием душевных переживаний.
В XIX веке тема родительской любви становится популярной. Поэты- мужчины писали о данном виде любви, описывая радостные события, чувства. При написании поэтических произведений на данную тему, поэты- женщины описывали настоящие или вымышленные печальные события.
Говоря о теме любви к родине, родным местам, поэты-мужчины писали больше, чем поэты-женщины. Также, в XIX веке писали на религиозную тематику.
В процессе проведения анализа художественных англоязычных поэтических произведений было выяснено, что любовь может быть репрезентирована как определенными лексемами, которые помогают изобразить переживаемые эмоции, связанные с любовными переживаниями, так и отдельными поэтическими фигурами, которые являются описательными.
Наличие различных мнений на одни проблемы любви может говорить о том, что любовь является одним из основных понятий. Концепт «любовь» можно назвать важной частью концептуальной картины мира различных народов.
Феномен концепта любви уникален. Он существует «вне времени», в глобальности. Концепт «любви» является сложным, многогранным понятием, поэтому для его анализа необходимо исследовать специфику его восприятия.
Чувства и мысли реализуются в слове, именно поэтому язык чувств и язык любви является предметом глубокого анализа различных исследований.
Результаты проведенного следования могут способствовать совершенствованию навыков понимания особенностей англоязычного произведения, более глубокому его анализу.
В данной работе были приведены теоретические основания, на которых базировался анализ концептуальных метафор. В ходе анализа было выявлено, что авторы проанализированных произведений уделяют внимание различным человеческим ценностям при описании любви.
Важно отметить, что влияние на творчество, стиль письма оказывают различные факторы (социальные, индивидуально-психологические, эстетические). Так, говоря о XVIII веке в Англии, стоит сказать о том, что этот век стал веком перемен для многих жителей, например, женщины смогли получать образование наравне с мужчинами, в том числе, заниматься поэзией. Безусловно, это отразилось в их творчестве, они пытались говорить о важных для них проблемах, интересующих вопросах.
Основными темами поэтических произведений XVIII века являлись тема любви к партнеру; описание любви к родине, родным местам; тема любви к другу; описание любви к окружающему миру.
В XIX веке большее внимание заслуживала тема любви к партнеру. Поэты-женщины меньше писали о дружбе, затрагивая тему любви к возлюбленному. Если в XVIII веке поэты-женщины писали о недостатках своих возлюбленных, боли и печали, то в XIX веке они уделяли большее внимание описанию романтических чувств. Поэты-мужчины продолжали писать о чувствах к возлюбленной, они стали уделять больше внимания написанию поэтических произведений с описанием душевных переживаний.
В XIX веке тема родительской любви становится популярной. Поэты- мужчины писали о данном виде любви, описывая радостные события, чувства. При написании поэтических произведений на данную тему, поэты- женщины описывали настоящие или вымышленные печальные события.
Говоря о теме любви к родине, родным местам, поэты-мужчины писали больше, чем поэты-женщины. Также, в XIX веке писали на религиозную тематику.
В процессе проведения анализа художественных англоязычных поэтических произведений было выяснено, что любовь может быть репрезентирована как определенными лексемами, которые помогают изобразить переживаемые эмоции, связанные с любовными переживаниями, так и отдельными поэтическими фигурами, которые являются описательными.
Наличие различных мнений на одни проблемы любви может говорить о том, что любовь является одним из основных понятий. Концепт «любовь» можно назвать важной частью концептуальной картины мира различных народов.
Феномен концепта любви уникален. Он существует «вне времени», в глобальности. Концепт «любви» является сложным, многогранным понятием, поэтому для его анализа необходимо исследовать специфику его восприятия.
Чувства и мысли реализуются в слове, именно поэтому язык чувств и язык любви является предметом глубокого анализа различных исследований.
Результаты проведенного следования могут способствовать совершенствованию навыков понимания особенностей англоязычного произведения, более глубокому его анализу.
Подобные работы
- Темпоральная концептуальная метафора в американской поэзии
первой половины XX века
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ “ЛЮБОВЬ” В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ(10.02.20 )
Диссертации (РГБ), языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2002 - Лингвистические особенности современного песенного текста (на примере направлений рэпа)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



