Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика основных видов и типов трудностей , испытываемых первоклассниками в период адаптации к школе

Работа №63273

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическое исследование особенностей адаптации первоклассников к
школе 8
1.1 Понятие адаптации, ее типы и особенности 8
1.2 Особенности адаптации первоклассников к школе 14
1.3 Проблема психологического сопровождения первоклассниками в
период адаптации к школе 22
2. Эмпирическое исследование основных видов и типов трудностей адаптации первоклассников к обучению в школе 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Результаты определения основных видов и типов трудностей адаптации
первоклассников к обучению в школе 40
2.3 Практические рекомендации, направленные на организацию процесса психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников . 44
2.4 Анализ эффективности преодоления основных видов и типов
трудностей адаптации первоклассников к обучению в школе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является актуальной как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку от того, как пройдет адаптация к школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждении, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка - игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно - организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности - это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы. (М.Г. Битянова, А.Я. Варламова, П.А. Просецкий, В.А. Сластенин ).
Развитие личности ребенка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе. От того, какой способ приспособления к требованиям новой социальной ситуации развития изберет первоклассник, зависит не только успешность обучения. Зачастую адаптивные или дезадаптивные формы реагирования, проявившиеся в начальной школе, фиксируются в виде устойчивых психостилевых характеристик мышления и поведения и определяют успешность или не успешность жизнедеятельности взрослого человека. (Л.И Божович, А.Л Венгер, Н.И Гуткин).
У большинства детей, в те или иные периоды развития, под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения.
Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно на должном научном уровне организовывать их психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая ребенка, в процессе школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности (Э.М. Александровская, М. Р.Битянова, Б. С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И. В. Дубровина, Е.И. Исаев).
Таким образом, существует проблема в недостаточности разработанности программ психолого-педагогического сопровождения первоклассников с учётом современных условий обучения, обязанных положениям Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить особенности диагностики основных видов и типов трудностей испытываемых первоклассниками в период адаптации к школе.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
Предмет исследования: программа преодоления трудностей
испытываемых первоклассниками в период адаптации к школе.
Гипотеза исследования: Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период, включающее комплекс мероприятий, направленных на развитие у обучающихся школьной мотивации, снижения школьной тревожности и на снятие эмоционального напряжения, будет эффективным, так как позволит нивелировать основные трудности и причины возникновения школьной дезадаптации первоклассников.
Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие адаптации, ее типы и особенности;
- описать особенности адаптации первоклассников к школе;
- рассмотреть проблему психологического сопровождения
первоклассниками в период адаптации к школе;
- организовать и провести экспериментальное исследование основных видов и типов трудностей адаптации первоклассников к обучению в школе;
- предложить практические рекомендации, направленные на организацию процесса психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников;
- проанализировать эффективность преодоления основных видов и типов трудностей адаптации первоклассников к обучению в школе.
Теоретическими основаниями исследования выступают:
- подход к изучению особенностей адаптации в процессе обучения (А.В. Сухарев, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, С.С. Луговский, Н.И.Халдеева);
- подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (А. Л. Венгер; В. Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; М.Г. Петровский и др.);
- подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р.Овчарова;)
- подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; М. Битянова; Б.С. Братусь; И. В. Дубровина; Е. И. Исаева и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная и апробированная нами программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников может быть использована в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период, можно сделать вывод о том, что понятие «адаптация» в психологических исследованиях трактуется по-разному, но один факт остается неизменным, большинство авторов отмечает «адаптацию», как процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
В словаре С.И.Ожегова адаптация определяется как приспособление организма к изменившимся условиям.
Симптомы «кризиса семи лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский, понятие «социальная адаптация» осветил Г.А Гусев, об особенностях адаптации первоклассников к новым условиям писали М.М. Безруких, Л.А Венгер, Н.Г.Лусканова, Р.В.Овчарова, Д.Б.Эльконин и другие.
Поступление в школу вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон. В школе все по-другому: работа в достаточно напряженном режиме, новая жесткая система требований. Ученые - психологи выявили, что адаптационный период первоклассников длится до восьми недель. Если процесс адаптации нарушается или слишком затягивается, наступает дезадаптация. Это ведет к затруднениям в обучении, нервным расстройствам, появлению тревожности, возникновению конфликтов.
Адаптация к школе - это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально - психологическая адаптация. Согласно М.М.Безруких процесс адаптации можно разделить на три этапа.
Первые три недели адаптации получили название «физиологическая буря». В этот период на все воздействия организм ребенка отвечает большим напряжением всех систем. Дети тратят огромную часть ресурсов своего организма. Это объясняет, что в конце сентября многие первоклассники болеют.
Следующий этап - «неустойчивое приспособление». Организм ребенка вырабатывает приемлемые варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на перегрузки уже с меньшим напряжением.
Анализ литературы выявил показатели успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, их можно определить по таким критериям как, школьная мотивация, т.к. от нее зависит развитие познавательных интересов. Первокласснику необходимо уметь произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов; школьная тревожность, особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия; уровень саморегуляции первоклассника является важным критерием, поскольку формируется новый тип его деятельности - активная познавательная деятельность, когда он не просто интересуется чем-то, а может исследовать этот вопрос и довести знания по нему до такого уровня, который требуется для реального осуществления деятельности.
В данной работе нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме, можно сделать вывод о том, что психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.
В соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы было проведено исследование видов и типов трудностей испытываемых первоклассниками в период адаптации к школе. Выборку составили 30 детей из двух первых классов.
В ходе констатирующего исследования было установлено, что в 1 классе присутствуют дети, имеющий различный уровень адаптации к школе.
Установлено, что основными трудностями процесса адаптации первоклассников является:
- низкий уровень произвольности поведения,
- недостаточный уровень сформированности отношения к школе и учению,
- недостаточный уровень сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом данных констатирующего эксперимента, а также на основе проведенного теоретического анализа, нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
На этапе контрольного эксперимента был реализован комплекс методов для оценки эффективности нашей программы. Для этого был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
По результатам повторной диагностики можно сказать, что уровень психологической адаптации у обучающихся существенно повысился в результате прохождения обучения по программе психолого-педагогического сопровождения первоклассников адаптационный период направленной на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, что говорит об ее эффективности. Большая часть определенных ранее трудностей адаптации была преодолена.
Таким образом, результаты проведенной программы по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, а эмпирическая гипотеза подтверждена.



1. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. - 2014. - №8. -С. 67-76.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2009.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014.
4. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе/ Издательство «Пеленг», г. Томск, 2011.
5. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В.
Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
6. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 с.
8. Артамонова Е.И. Аксиологические детерминанты воспитания и профессионального образования. Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы Международной научнопрактической конференции, 19-20 сентября 2014 года / отв. Ред. Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева; Ряз. Гос. Ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2014.
9. Архипова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации. дис... канд. пед. наук. - СПб., 2014. С. 25.
10. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 2011. 236 с.
11. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России. 2012.
12. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - АН СССР, Наука, Ленинградское отделение. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб., 2008. - 270 с.
13. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 2013г.
14. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе /М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 2008.
15. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013.
16. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.
17. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2012 - 208с.
18. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2011. - 425с.
19. Верейкина Л.В. Организация психологического сопровождения учебно-воспитательной работы педагогического вуза как среды формирования самоактуализировавшейся личности / Материалы межрегиональной научно-практической конференции Социальнопедагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования. - Соликамск, 2010.
20. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2013. - С. 3 - 129.
21. Галер М. В., Герасимова B. C. Возрастная психология. Личность от молодежи до старости. - М.: ПОР, 2011. - 270 с.
22. Г оловин С.Ю. Словарь практического психолога - СПб., 2008
23. Горянина В.А., Мухина В. С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования. М., 2014.
24. Данилова H.H. Д 17 Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
25. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2007.
26. Дорофеева Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Дисс...на соискание учёной степени кандидата психолог, наук. Ростов-на-Дону 2001.
27. Дрягалова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе. Дис. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2013.
28. Дубровинская Н. В. и др. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.: Владос, 2009.
29. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
30. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 2014.
31. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб.: Союз, 2013.
32. Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе. // Психологическая наука и образование. 2014, № 3, с.22.
33. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.
34. Иванов А.В. Социальная педагогика: традиции и инновации:
Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2012 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М.А. Галагузовой. - В 4-х ч.: Ч 1. С. 165.
35. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. Социальная адаптация малышей. М.: ТЦ Сфера, 2011.
36. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 2007. - С.14 - 20.
37. Казначеев В. П. Адаптация человека и среда. М., 2013.
38. Коган В.В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 2014. -№ 4
39. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная
психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.:
Академический проект, 2013.
40. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности
при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.
Петербургского университета, 2012.
41. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб: Питер. Серия: Учебник для вузов. 2-е издание, 2006.
42. Кузнецова Г.Н. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. Челябинск,
2012.
43. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. // Новые знания, 2011. - № 1. - С. 6-7
44. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы
предупреждения. // Народное образование. 2013, № 1, с. 111
45. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологи. - М.: Смысл, 2011. - 511 с.
46. Лимонцева Г. В. Общие особенности неврозов у детей // Психологические науки: теория ипрактика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 80-84.
47. Лобейко Ю. А., Шипилова Е. В. Социальная психология (профессиональная переподготовка): учебное пособие. - М.: Илекса, 2008. - 288 с.
48. Лукацкий М. А, Роненсон О. Д., Адаптация школьников к образовательному процессу: медицинские и психолого-педагогические аспекты. Тверь: Научная книга, 2006
49. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. 2013, №1, с. 16-24.
50. Микляева Н. В. Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.
51. Могильникова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития школьника в условиях воспитательной системы школы / Материалы межрегиональной научно-практической конференции Социальнопедагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования. - Соликамск, 2014.
52. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы - М.: Эксмо, 2009.
53. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе. И.Д.Зверева, А.М.Пышкало - М.: Педагогика, 2009. - 216с.
54. Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
55. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ,
2012. - 224с.
56. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 1 - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
57. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656 с
58. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия,
2012.
59. Пронина, А.Н. Исследование взаимосвязей между структурными компонентами социализации и индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Мир психологии. №1, 2010 (январь-март), 2010. - М.-Воронеж. - С.45-51.
60. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб // Вестник СПб. ГУ, сер.6, 1995, вып.3, №20, с. 74-79
61. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общей ред. А.А. РЕАНА. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
62. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. - М., 2009.
С. 168 -256.
64. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Новосибирск: Институт психологии личности. М.: Педагогика,
2006.
65. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.
66. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.: АРКТИ, 2014.
67. Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. С. 43.
68. Ткачёва М.С. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2014. 200 с.
69. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. - №7. С. 21-24.
70. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч. 1-4. Издательство «Генезис», 1998.
71. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам. - М.:Педагогика, 2013. - 326с.
72. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2001.
73. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «я»: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.,2001.
74. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: Генезис, 2011.
75. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 - 14.
76. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ