Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования гражданской идентичности у младших школьников 7
1.1 Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» 7
1.2 Формирование гражданственности у младших школьников как
социальная и психолого-педагогическая проблема 9
1.3 Роль внеурочной деятельности в процессе формирования гражданской
идентичности младших школьников 18
Выводы по I главе 26
Глава II. Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 28
2.2 Формирующий этап исследования 36
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 45
Выводы по II главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В современном обществе наблюдается потеря преемственности между поколениями, материальные ценности начинают преобладать над духовными, утрачиваются нравственные ценностные ориентиры. Поэтому крайне остро в 21 веке стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим появилась необходимость решения проблемы формирования гражданской идентичности на государственном уровне, начиная с дошкольного возраста с целью укрепления государства и объединения общества.
Актуальность темы: В современной ситуации развития общества, когда мы всё чаще и чаще замечаем различные проявление жестокости, замкнутости, агрессии со стороны общества, проблема развития духовно- нравственного развития и воспитания граждан России становится на сегодняшний день всё более актуальной. С целью формирования ответственной, высоконравственной, инициативной личности необходимо особо уделить внимание на начальной ступени образования, так как в зависимости от того, что педагог именно в этом возрасте вложил в душу ребенка, будет зависеть, чего он достигнет в будущем, и как он будет взаимодействовать в дальнейшем с окружающим его миром.
С первых дней пребывания младшего школьника у него постепенно формируются первые представления о своей стране, о своем родном языке. На уроках он приобретает знания об истории своей страны, о традициях, обычаях, и постепенно ребенок понимает, что она отличается от других стран, в результате возникает гордость за свою Родину. На формирование основ гражданской идентичности младшего школьника, как правило, оказывают влияние семья, сверстники, образовательные учреждения, окружающая среда. К сожалению, не всегда эти факторы способствуют эффективному формированию, особенно это чувствуется в неблагоприятных условиях воспитания. Одним из важнейших факторов являются неполные семьи, где родители либо развелись, либо ребенок пережил потерю одного или обоих родителей. Немаловажное влияние играют и неблагополучные семьи, где постоянно присутствует алкоголизм, наркомания, либо ведение аморального образа жизни членов семьи или оба родителя лишаются родительских прав. Поэтому необходимо создать правильно организованные педагогические условия воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской (гражданской) идентичности младшего школьника. Но при этом эффективное влияние окружающего мира на личность ребенка в образовательном учреждении будет зависеть прежде всего от педагога, которому необходимо будет организовать среду, где каждый компонент окружающего нас мира будет выступать в качестве воспитательных средств. Это произойдет лишь в процессе активного и живого общения с одноклассниками, сверстниками и взрослыми, в овладении младшими школьниками навыками позитивного и положительного стиля общения.
Таким образом, для того, чтобы сформировать новый тип личности, одной из главных проблем является проблема идентификации, построения системы своих идентичностей, которые наиболее присуще ему, и субъективно являвшиеся основанием своего внутреннего «я». Важное место среди них принадлежит гражданской идентичности.
Противоречие исследования состоит между необходимостью осуществления в начальной школе формирования гражданской идентичности обучающихся и невозможностью её системного и систематического проведения из-за неразработанности педагогических условий.
Цель исследования - изучить теоретические основы, определить и экспериментально апробировать практические подходы к формированию гражданской идентичности в начальной школе.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, способствующая формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Гипотеза эксперимента: формирования гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если разработана и реализована программа воспитания гражданской идентичности детей, которая включена во внеурочную деятельность.
В соответствии с гипотезой эксперимента были сформулированы следующие задачи эксперимента:
-разработать и реализовать программу формирования гражданской идентичности, которая включена во внеурочную деятельность.
-разработать содержание воспитательных мероприятий по формированию гражданской идентичности у младших школьников 4 класса.
-выявить и описать возможности учебных материалов отдельных предметов посредством которых можно формировать российскую идентичность у обучающихся в начальной школе.
-определить формы, методы и средства формирования гражданской идентичности.
-разработать и реализовать программу мониторинга воспитания гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе. Методологической основой исследования являются:
-положения культурологического, аксиологического, системного и синергетического подходов в формирование гражданской идентичности у младших школьников(В.А. Афанасьев, А.С. Ахиезер, Н.И. Бердяев, Ж.Ж. Руссо, Б.С. Гершунский, Л.Н. Гумилев, И. Г. Песталоцци, А. Кардингер, А.С. Кусжанова, Р. Линтон, Д. Локк, Я.А. Коменского, А.Дистервег, И.Ф. Гербарт, Г. Ф.Гегеля);
Теоретической основой исследования является:
-концепция личностно-ориентированного образования и личности как высшей ценности (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, С. В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С Якиманская и др.);
Методы исследования:
Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач используется комплекс научных методов:
1) изучение нормативных документов об образовании;
2) социологические методы(анкетирование, беседа, метод ранжирования, изучение продуктов деятельности);
3) наблюдение, экспериментальные методы(констатирующий и формирующий эксперимент);
4) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности .
5) изучение школьных учебников.
Теоретическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что систематизированы научно-методические материалы по формированию гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы данного исследования могут быть рекомендованы для использования учителями начальных классов образовательного учреждения в воспитательной работе по формированию гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.
Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны анкеты и тесты, направленные на выявление у младших школьников уровня сформированности у них гражданской идентичности.
Было проведено анкетирование и тестирование учащихся 4-х классов.
Изучение литературы и ознакомление с практикой воспитательной деятельности позволило установить, что эффективной формой является внеклассная работа (т. е. классные часы, интерактивные беседы, деловые игры).
В ходе работы использовались такие методы психологопедагогического исследования, как анкетирование и тестирование по теме и формирующая деятельность в области гражданской идентичности.
В рамках проводимого исследования был подобран ряд воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников гражданских чувств и гражданской идентичности.
В дальнейшем эти мероприятия были проведены в 4 классе «Б». После контрольного анкетирования и тестирования было выявлено, что уровень знаний младших школьников значительно повысился.
1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.
2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 22.
3. Богомаз, М. В. Педагогические условия формирования гражданской
позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.smolpedagog.ru
4. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003. - 234 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская,
А. А. Реан. - СПб: « Питер», 2000. - 304 с.
6. Борисова, Ю. Г. Становление гражданской компетентности
школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» / Ю. Г. Борисова. [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www.omgpu.ru
7. Волынчикова, Е. А. Деятельностный подход в формировании
патриотизма и гражданственности у младших школьников / Е. А. Волынчикова // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru
8. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах: учебно
практическое пособие / В. В. Воронов. - М: Педагогическое общество России,
2002. - 192 с.
9. Врублевская, Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214 - 216.
10. Вяземский, Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009.-№
8. - С. 4 - 13.
11. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Г аврилычева // Начальная школа - 2006. - № 12. - С. 10 - 16.
12. Гуляева, И. Л. Гражданином быть обязан: формирование
гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историкокультурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. - Вологда: Книжное наследие,
2007. - 686 с.
13. Давыдова, О. Г. Формирование лидерских качеств как фактор
успешной социализации школьников / О. Г. Давыдова // Передовой практический опыт учителей начальных классов: сборник статей. -
Новосибирск: ГЦРО, 2010. - 63 с. - С. 21 - 32.
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. И. Даль. Т. 1 - М.: Русский язык, 1978. - 925 с.
15. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
16. Дармодехин, С. В. Развитие воспитания в современной системе образования: национальные стратегические приоритеты и воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / С.
В. Дармодехин. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.niisv.ruwsection
17. Демков, М. И. История русской педагогики / М. И. Демков. - 5-е изд., испр. М.: Педагогика, 2004. - 255 с.
18. Долгих, И. Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества / И. Н. Долгих // Дополнительное образование и воспитание. - 2009.- № 4. - С. 7 - 13.
19. Дронов, В. П. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы / В. П. Дронов // Педагогика. -
2009. - № 4. - С. 22 - 26.
20. Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания / М. В. Ерхова // Директор школы. - 2008. - № 5. - С. 78 - 82.
21. Зыков М. Б. Чувство собственного достоинства как основа гражданственности / М. Б. Зыков // Воспитание гражданской позиции молодого поколения: сборник научных статей / Под редакцией д. п. н., проф. Е. И. Суховой. - М.: «Спутник + », 2009. - С. 43 - 51.
22. Казаева Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4 (68). - С. 154 - 163.
23. Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX в. / Г. Ф. Карпова. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пединститута, 1994. - 198 с.
24. Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. - 2006. - № 6. - С. 142-145.
25. Кондаков, А. М. Стандарт: инновационность и преемственность / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14 - 18.
26. Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 28 - 35.
27. Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 95 - 102.
28. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России / О.
В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 138 с.
29. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня /
В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.
30. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
31. Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112 - 119.
32. Никифоров, Ю. Н. О понятии «гражданственность. / Ю. Н. Никифоров, А. Н. Скалина // Известия АлтГУ. - 2007. - № 43. С. 34 - 46.
33. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
34. Овчинникова, О. Н. На пути к возрождению / О. Н. Овчинникова // По материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www. omgpu.ru
35. Педагогический Энциклопедический словарь/ гл. ред. Б. М. Бим- Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия,
2003. -528 с.
36. Показаньев, Д. А. Формирование гражданственности как основы нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы / Д. А. Показаньев, Червоткина Н. В // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», Т. 2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - С. 40 - 50.
37. Политический словарь. В 2 частях. Ч. 1. - М.: РАУ при Правительстве России, 1994. - 568 с.
38. Поляков, С. Д. Четыре аспекта современного воспитания. Материалы для школьного педагогического семинара / С. Д. Поляков // Классный руководитель. - 2007. - № 7. - С. 54 - 58.
39. Родина, М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы / М. С. Родина // Народное образование
РМ. - 2006. - № 3 - 6. - С. 126 - 135.
40. Российская педагогическая энциклопедия. В 4 частях. Ч. 2. М.: Большая Российская Энциклопедия / под ред. Б.М. Бим-Бад, 2002. - 647 с.
41. Семыкина Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы / Е Н. Семыкина // Материалы научнопрактической конференции «Гражданско-нравственное становление школьника - М.: Компания «Спутник+», 2007. - 125 с.
42. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. С. Селиванов/ под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
43. Следзевский, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С. 9 - 15.
44. Следзевский, И. В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2007. - № 1. - С. 25 - 28.
45. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
46. Сычёва, Т. Б. Гражданственность как психологический феномен / Т. Б. Сычёва, Ф. А Маркина // Сб. статей регионал. научно-практич. конференции / под ред. О. В. Лешер. - Магнитогорск: МГТУ, 2005. - 131 с.
47. Тоболкина, И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания / И. Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2009. - № 3. - С. 48 - 59.
48. Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания / Т. М. Толкачева / - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 20
с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
50. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия / Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 2001. - 81 с.
51. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников / М. И. Шилова. - М.: Педагогика, 1999. - 154 с.