ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования гражданской идентичности у младших школьников 7
1.1 Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» 7
1.2 Формирование гражданственности у младших школьников как
социальная и психолого-педагогическая проблема 9
1.3 Роль внеурочной деятельности в процессе формирования гражданской
идентичности младших школьников 18
Выводы по I главе 26
Глава II. Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 28
2.2 Формирующий этап исследования 36
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 45
Выводы по II главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования гражданской идентичности у младших школьников 7
1.1 Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» 7
1.2 Формирование гражданственности у младших школьников как
социальная и психолого-педагогическая проблема 9
1.3 Роль внеурочной деятельности в процессе формирования гражданской
идентичности младших школьников 18
Выводы по I главе 26
Глава II. Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 28
2.2 Формирующий этап исследования 36
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 45
Выводы по II главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В современном обществе наблюдается потеря преемственности между поколениями, материальные ценности начинают преобладать над духовными, утрачиваются нравственные ценностные ориентиры. Поэтому крайне остро в 21 веке стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим появилась необходимость решения проблемы формирования гражданской идентичности на государственном уровне, начиная с дошкольного возраста с целью укрепления государства и объединения общества.
Актуальность темы: В современной ситуации развития общества, когда мы всё чаще и чаще замечаем различные проявление жестокости, замкнутости, агрессии со стороны общества, проблема развития духовно- нравственного развития и воспитания граждан России становится на сегодняшний день всё более актуальной. С целью формирования ответственной, высоконравственной, инициативной личности необходимо особо уделить внимание на начальной ступени образования, так как в зависимости от того, что педагог именно в этом возрасте вложил в душу ребенка, будет зависеть, чего он достигнет в будущем, и как он будет взаимодействовать в дальнейшем с окружающим его миром.
С первых дней пребывания младшего школьника у него постепенно формируются первые представления о своей стране, о своем родном языке. На уроках он приобретает знания об истории своей страны, о традициях, обычаях, и постепенно ребенок понимает, что она отличается от других стран, в результате возникает гордость за свою Родину. На формирование основ гражданской идентичности младшего школьника, как правило, оказывают влияние семья, сверстники, образовательные учреждения, окружающая среда. К сожалению, не всегда эти факторы способствуют эффективному формированию, особенно это чувствуется в неблагоприятных условиях воспитания. Одним из важнейших факторов являются неполные семьи, где родители либо развелись, либо ребенок пережил потерю одного или обоих родителей. Немаловажное влияние играют и неблагополучные семьи, где постоянно присутствует алкоголизм, наркомания, либо ведение аморального образа жизни членов семьи или оба родителя лишаются родительских прав. Поэтому необходимо создать правильно организованные педагогические условия воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской (гражданской) идентичности младшего школьника. Но при этом эффективное влияние окружающего мира на личность ребенка в образовательном учреждении будет зависеть прежде всего от педагога, которому необходимо будет организовать среду, где каждый компонент окружающего нас мира будет выступать в качестве воспитательных средств. Это произойдет лишь в процессе активного и живого общения с одноклассниками, сверстниками и взрослыми, в овладении младшими школьниками навыками позитивного и положительного стиля общения.
Таким образом, для того, чтобы сформировать новый тип личности, одной из главных проблем является проблема идентификации, построения системы своих идентичностей, которые наиболее присуще ему, и субъективно являвшиеся основанием своего внутреннего «я». Важное место среди них принадлежит гражданской идентичности.
Противоречие исследования состоит между необходимостью осуществления в начальной школе формирования гражданской идентичности обучающихся и невозможностью её системного и систематического проведения из-за неразработанности педагогических условий.
Цель исследования - изучить теоретические основы, определить и экспериментально апробировать практические подходы к формированию гражданской идентичности в начальной школе.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, способствующая формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Гипотеза эксперимента: формирования гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если разработана и реализована программа воспитания гражданской идентичности детей, которая включена во внеурочную деятельность.
В соответствии с гипотезой эксперимента были сформулированы следующие задачи эксперимента:
-разработать и реализовать программу формирования гражданской идентичности, которая включена во внеурочную деятельность.
-разработать содержание воспитательных мероприятий по формированию гражданской идентичности у младших школьников 4 класса.
-выявить и описать возможности учебных материалов отдельных предметов посредством которых можно формировать российскую идентичность у обучающихся в начальной школе.
-определить формы, методы и средства формирования гражданской идентичности.
-разработать и реализовать программу мониторинга воспитания гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе. Методологической основой исследования являются:
-положения культурологического, аксиологического, системного и синергетического подходов в формирование гражданской идентичности у младших школьников(В.А. Афанасьев, А.С. Ахиезер, Н.И. Бердяев, Ж.Ж. Руссо, Б.С. Гершунский, Л.Н. Гумилев, И. Г. Песталоцци, А. Кардингер, А.С. Кусжанова, Р. Линтон, Д. Локк, Я.А. Коменского, А.Дистервег, И.Ф. Гербарт, Г. Ф.Гегеля);
Теоретической основой исследования является:
-концепция личностно-ориентированного образования и личности как высшей ценности (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, С. В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С Якиманская и др.);
Методы исследования:
Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач используется комплекс научных методов:
1) изучение нормативных документов об образовании;
2) социологические методы(анкетирование, беседа, метод ранжирования, изучение продуктов деятельности);
3) наблюдение, экспериментальные методы(констатирующий и формирующий эксперимент);
4) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности .
5) изучение школьных учебников.
Теоретическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что систематизированы научно-методические материалы по формированию гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы данного исследования могут быть рекомендованы для использования учителями начальных классов образовательного учреждения в воспитательной работе по формированию гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
Актуальность темы: В современной ситуации развития общества, когда мы всё чаще и чаще замечаем различные проявление жестокости, замкнутости, агрессии со стороны общества, проблема развития духовно- нравственного развития и воспитания граждан России становится на сегодняшний день всё более актуальной. С целью формирования ответственной, высоконравственной, инициативной личности необходимо особо уделить внимание на начальной ступени образования, так как в зависимости от того, что педагог именно в этом возрасте вложил в душу ребенка, будет зависеть, чего он достигнет в будущем, и как он будет взаимодействовать в дальнейшем с окружающим его миром.
С первых дней пребывания младшего школьника у него постепенно формируются первые представления о своей стране, о своем родном языке. На уроках он приобретает знания об истории своей страны, о традициях, обычаях, и постепенно ребенок понимает, что она отличается от других стран, в результате возникает гордость за свою Родину. На формирование основ гражданской идентичности младшего школьника, как правило, оказывают влияние семья, сверстники, образовательные учреждения, окружающая среда. К сожалению, не всегда эти факторы способствуют эффективному формированию, особенно это чувствуется в неблагоприятных условиях воспитания. Одним из важнейших факторов являются неполные семьи, где родители либо развелись, либо ребенок пережил потерю одного или обоих родителей. Немаловажное влияние играют и неблагополучные семьи, где постоянно присутствует алкоголизм, наркомания, либо ведение аморального образа жизни членов семьи или оба родителя лишаются родительских прав. Поэтому необходимо создать правильно организованные педагогические условия воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской (гражданской) идентичности младшего школьника. Но при этом эффективное влияние окружающего мира на личность ребенка в образовательном учреждении будет зависеть прежде всего от педагога, которому необходимо будет организовать среду, где каждый компонент окружающего нас мира будет выступать в качестве воспитательных средств. Это произойдет лишь в процессе активного и живого общения с одноклассниками, сверстниками и взрослыми, в овладении младшими школьниками навыками позитивного и положительного стиля общения.
Таким образом, для того, чтобы сформировать новый тип личности, одной из главных проблем является проблема идентификации, построения системы своих идентичностей, которые наиболее присуще ему, и субъективно являвшиеся основанием своего внутреннего «я». Важное место среди них принадлежит гражданской идентичности.
Противоречие исследования состоит между необходимостью осуществления в начальной школе формирования гражданской идентичности обучающихся и невозможностью её системного и систематического проведения из-за неразработанности педагогических условий.
Цель исследования - изучить теоретические основы, определить и экспериментально апробировать практические подходы к формированию гражданской идентичности в начальной школе.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность, способствующая формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Гипотеза эксперимента: формирования гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если разработана и реализована программа воспитания гражданской идентичности детей, которая включена во внеурочную деятельность.
В соответствии с гипотезой эксперимента были сформулированы следующие задачи эксперимента:
-разработать и реализовать программу формирования гражданской идентичности, которая включена во внеурочную деятельность.
-разработать содержание воспитательных мероприятий по формированию гражданской идентичности у младших школьников 4 класса.
-выявить и описать возможности учебных материалов отдельных предметов посредством которых можно формировать российскую идентичность у обучающихся в начальной школе.
-определить формы, методы и средства формирования гражданской идентичности.
-разработать и реализовать программу мониторинга воспитания гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе. Методологической основой исследования являются:
-положения культурологического, аксиологического, системного и синергетического подходов в формирование гражданской идентичности у младших школьников(В.А. Афанасьев, А.С. Ахиезер, Н.И. Бердяев, Ж.Ж. Руссо, Б.С. Гершунский, Л.Н. Гумилев, И. Г. Песталоцци, А. Кардингер, А.С. Кусжанова, Р. Линтон, Д. Локк, Я.А. Коменского, А.Дистервег, И.Ф. Гербарт, Г. Ф.Гегеля);
Теоретической основой исследования является:
-концепция личностно-ориентированного образования и личности как высшей ценности (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, С. В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С Якиманская и др.);
Методы исследования:
Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач используется комплекс научных методов:
1) изучение нормативных документов об образовании;
2) социологические методы(анкетирование, беседа, метод ранжирования, изучение продуктов деятельности);
3) наблюдение, экспериментальные методы(констатирующий и формирующий эксперимент);
4) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности .
5) изучение школьных учебников.
Теоретическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что систематизированы научно-методические материалы по формированию гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы данного исследования могут быть рекомендованы для использования учителями начальных классов образовательного учреждения в воспитательной работе по формированию гражданской идентичности у обучающихся в начальной школе.
В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.
Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны анкеты и тесты, направленные на выявление у младших школьников уровня сформированности у них гражданской идентичности.
Было проведено анкетирование и тестирование учащихся 4-х классов.
Изучение литературы и ознакомление с практикой воспитательной деятельности позволило установить, что эффективной формой является внеклассная работа (т. е. классные часы, интерактивные беседы, деловые игры).
В ходе работы использовались такие методы психологопедагогического исследования, как анкетирование и тестирование по теме и формирующая деятельность в области гражданской идентичности.
В рамках проводимого исследования был подобран ряд воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников гражданских чувств и гражданской идентичности.
В дальнейшем эти мероприятия были проведены в 4 классе «Б». После контрольного анкетирования и тестирования было выявлено, что уровень знаний младших школьников значительно повысился.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.
Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности.
В рамках констатирующего эксперимента были выбраны анкеты и тесты, направленные на выявление у младших школьников уровня сформированности у них гражданской идентичности.
Было проведено анкетирование и тестирование учащихся 4-х классов.
Изучение литературы и ознакомление с практикой воспитательной деятельности позволило установить, что эффективной формой является внеклассная работа (т. е. классные часы, интерактивные беседы, деловые игры).
В ходе работы использовались такие методы психологопедагогического исследования, как анкетирование и тестирование по теме и формирующая деятельность в области гражданской идентичности.
В рамках проводимого исследования был подобран ряд воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников гражданских чувств и гражданской идентичности.
В дальнейшем эти мероприятия были проведены в 4 классе «Б». После контрольного анкетирования и тестирования было выявлено, что уровень знаний младших школьников значительно повысился.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Становление гражданской идентичности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование гражданской идентичности младших школьников посредством виртуальных экскурсий
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



