Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Работа №63236

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Принципы международной охраны окружающей среды: понятие и
классификация 11
1.1. Понятие принципов права 11
1.2. Общие принципы международного права 14
1.3. Понятие специальных принципов международной охраны
окружающей среды 18
2. Специальные принципы международной охраны окружающей среды:
система и содержание 26
2.1. Система специальных принципов международной охраны
окружающей среды 26
2.2. Содержание специальных принципов международной охраны
окружающей среды 33
Заключение 70
Список использованных источников и литературы

Окружающая природная среда является условием и средством жизнедеятельности человека.
На пути развития человеческой цивилизации взаимодействие с окружающей природой обречено было приобрести форму конфликта: сильные познавательные моменты и в то же время потребительское отношение к природе не корреспондировались с ответственностью человечества перед ней, а значит, перед самим собой и перед будущими поколениями. Активное воздействие на окружающую среду не позволило человеку вовремя увидеть необходимость осуществления параллельной охраны окружающей среды, принятия защитных мер, чтобы смягчить удар завоевания природы.
Именно поэтому в процессе общественного развития неизбежно стали появляться проблемы, которые в силу своей значимости достигли уровня, когда начали пересекать национальные границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально -политические условия, существующие в различных странах. Они приобретают качество глобальных проблем. Проблема охраны окружающей среды как целостной системы с общими связями, отношениями и функциями в настоящее время объективно признана проблемой глобального характера. В 70-е годы, чтобы сгладить серьезные противоречия в процессе взаимодействия и преодолеть слишком нежелательный перерыв в общении, различные государства стали искать пока только функциональный предмет, вокруг которого возможно было объединение, хотя бы в смысле заинтересованности в разрешении проблемы. Таким предметом стала проблема охраны окружающей среды, которая в то же время не была искусственной. И вызвав серьезный интерес со стороны международного сообщества однажды, она до сих пор не потеряла своей актуальности. Сегодня в различной мере состояние окружающей среды волнует и государственную власть, и общественное сознание, и международное сообщество.
Государства должны осуществлять сотрудничество, взаимодействуя друг с другом не только в области охраны собственных и разделяемых природных ресурсов, но и направлять совместные усилия на охрану окружающей среды тех территорий и пространств, которые не находятся ни под чьей юрисдикцией, а также на решение проблем общего проникающего характера (например, проблемы изменения климата или сохранения биологического разнообразия). Следовательно, цель международного права окружающей среды состоит не только в регулировании отношений между государствами в области охраны окружающей среды, но и в объединении их усилий, стимулировании сотрудничества между ними в интересах всего международного сообщества. Именно оно призвано сыграть роль основного регулятора общественных отношений, тем более что в настоящее время проблемы охраны окружающей среды все сложнее разграничивать на международном и национальном уровнях. Хотя межгосударственное сотрудничество в области охраны окружающей среды еще не достигло той ступени развития, когда носители суверенитета были бы готовы безоговорочно принимать конкретные юридически обязательные правила, одновременно возросшие требования к международной охране окружающей среды все настойчивее обусловливают необходимость функционирования императивных норм поведения государств по отношению к окружающей среде в форме специальных принципов международного экологического права (далее МЭП). Эффект решения проблемы охраны окружающей среды, таким образом, зависит как от прямого воздействия МЭП, так и от его влияния на развитие национального права, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Право, как одна из форм общественного сознания и как эффективный регулятор общественных отношений, не могло остаться неиспользованным или оказаться бесполезным при осуществлении таких усилий. Поскольку проблема охраны окружающей среды может быть разрешена только при согласованных действиях различных государств, то становится понятным, сколь важное значение приобретает международно-правовое регулирование сотрудничества государств в области охраны окружающей среды.
Об актуальности выбранной темы, как самостоятельном аспекте проблемы международно-правового регулирования охраны окружающей среды, свидетельствует и общий интерес науки международного права к данной проблеме. Принципы, на которых государства строят свои отношения в области использования и охраны окружающей среды, права, которые имеют государства, и обязанности, которые они несут по охране окружающей среды, должны изучаться наукой международного права как с точки зрения эффективности, недискриминации и разумной дифференциации, так и перспектив международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Кроме того, снижение остроты проблемы охраны окружающей среды, больше чем любой другой международной проблемы глобального характера, зависит от реальности ее решения на внутригосударственном уровне, что доказывает необходимость рассмотрения особенностей механизма взаимодействия международного и внутригосударственного права.
На данном этапе развития общественных отношений создание норм регулятивного характера на международном уровне происходит в более широком объеме, что связано с необходимостью достижения баланса, пропорциональности и интеграции в области охраны окружающей среды. «Государства будут прилагать усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех государств и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития», - говорится в Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году1. Именно после этой конференции, одной из самых крупных в истории ООН, определившей основные проблемные вопросы в области окружающей среды и развития, в России был принят ряд законодательных актов, направленных на регулирование отношений в области использования и охраны окружающей среды с учетом тех изменений, которые произошли во взаимодействии общества и природы.
Таким образом, обращение к данной теме вызвано не только интересом к самому развитию системы специальных принципов МЭП, которая не достаточно изучена в науке международного права, но и тем, что существует тесная взаимосвязь проблем международно-правового и национально-правового регулирования охраны окружающей среды. Рассматривая вопросы охраны окружающей среды и особенностей регулирующего воздействия специальных принципов МЭП, невозможно обойти вниманием правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации, тем более, что в последнее время в экологическое законодательство - настойчиво требует своего совершенствования.
Именно правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды является наиболее важным способом такого решения, которое определяет параметры дозволенного поведения, допускает разумный риск, признает неизбежность причинения хотя бы минимального ущерба окружающей среде. Принципы же среди создаваемых правовых норм занимают высшую иерархическую ступень. Следовательно, важна их согласованность на международном и внутригосударственном уровнях, важным аспектом которой выступает осуществление специальных принципов международного экологического права во внутригосударственной сфере.
Целью представленной работы является характеристика системы специальных принципов МЭП как основы регулирования международных отношений в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решались следующие задачи:
- анализ международных конвенций, прямо или косвенно регулирующих вопросы охраны окружающей среды, на предмет закрепления специальных принципов МЭП;
- выявление существующих и формирующихся специальных принципов МЭП в контексте прогрессивного развития отрасли;
- оценка эффективности правового регулирования отношений по охране окружающей среды на международном и национальном уровнях через анализ особенностей правовых форм международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
Аспекты, в которых может рассматриваться проблема охраны окружающей среды в силу ее необходимости постоянных поисков решения полностью не изучены. С течением времени такие аспекты становятся все более разнообразными. В настоящей работе освещается ряд вопросов, которые еще не были предметом пристального внимания ученых, а именно - формирование системы специальных принципов новой отрасли международного права - МЭП, нормативное обеспечение существующих специальных принципов МЭП и выявление формирующихся специальных принципов.
В настоящей работе подробно анализируется система общих и специальных принципов МЭП и перспективы развития последних. Предпринимается попытка определения международно-правового оформления статуса специальных принципов МЭП, а также состояния доктрины и ее роли в освещении доказательств существования специальных принципов МЭП.
В процессе проведения теоретического исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания использовались также частно-научные методы: системный, логический, сравнительного правоведения и технико-юридический, позволяющие более корректно рассмотреть существо вопроса.
Работа строится на основе подробного анализа международно- правовых актов, прежде всего универсальных и региональных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, а также документов международных органов, в первую очередь Генеральной Ассамблеи ООН, и международных организаций.
Изучение системы специальных принципов МЭП могло рассматриваться только с учетом положений науки международного права относительно общих вопросов формирования и развития МЭП как отрасли международного права. Особый интерес в этой связи представляли статьи Игнатьевой И.А., Нестеренко Е.А., Виноградова С.В., Тимошенко Л.С., Петрова В.В., Шемшученко Ю.С., и ряда других .
Поскольку представленная тема касается рассмотрения системы специальных принципов МЭП как важной компоненты новой отрасли и в соответствии с тем значением, которое имеет для ее изучения целостный
анализ других отраслей международного права, то особый интерес в процессе исследования представляли, прежде всего, научные труды, ориентированные на анализ конкретных проблем в области охраны окружающей среды, рассматриваемые в научных работах как российских, так и зарубежных ученых: Бекяшева К.А., Бувье А., Колосова Ю.М., Кривчиковой Э.С., Марченко М.Н. и других.
Определенный интерес представляли работы зарубежных ученых, занимающихся проблемами охраны окружающей среды и использующих так называемую методику «фиксированного подхода», которая заключается в краткой характеристике отдельных действующих норм МЭП, применение которых подтверждено практическими примерами (например, Ф. Антуан, Д. Шелтон).
Вместе с тем нельзя не отметить авторов научных работ, которые стали методологической базой для проведения настоящего исследования. Среди них работы таких ученых, как Духно Н.А., Гулак Н.В., Хабиров Р.Ф., Соколова Н.А., Злотникова Т.В. и другие.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что положения, касающиеся типологии МЭП и развития системы специальных принципов, а также отдельные предложения, сформулированные в работе, могут быть применены: при формировании концепции экологического законодательства Российской Федерации и в правотворческой деятельности, направленной на его совершенствование; теории международного экологического права; в процессе преподавания курса международного права.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Специфика развития международной охраны окружающей среде экологического заключается в усилении влияния международного права на формирование внутригосударственного законодательства, для защиты окружающей среде на локальном, региональном, и на международном уровне. Кодификация и развитие международного права обозначены как единый процесс разработки международных правовых актов. Сегодня кодификация международного экологического права ведется по направлениям развития принципы имеющие основополагающие для отрасли характер и соответственно обеспечивающие экологическую безопасность, заключения соглашении в области глобальном регулировании охраны окружающей среде.
Результат взаимодействие международного и внутреннего законодательства доказывает что, существует приоритет международного права перед внутригосударственным.
Анализ международных актов в области охраны окружающей среды, показывает что институт принципов международной охране окружающей среде реально существует и позволяет делать следующие выводы:
1) В качестве общепризнанных и специальных нормативно закрепленных принципы МЭП относятся принципы:
- рационального использования природных ресурсов;
- предотвращения загрязнения окружающей среды;
- суверенитета государств над своими природными ресурсами;
- непричинения вреда окружающей среде за пределами национальной юрисдикции или запрещение причинение трансграничных ущерб;
- ответственности за причинение ущерба окружающей среде других государств и международных пространств;
- международного природоохранительного сотрудничества.
2) Также, следует отделять, специальных принципов МЭП, оформление правового статуса которых близко к завершению. Среди них принципы:
- предосторожного подхода или принятие меры предосторожности;
- права человека на благоприятную окружающую среду;
- экологической безопасности;
- общие но дифференцированные обязанности;
- оценки воздействия на окружающую среду.
В отношении постановленных задач, и в ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Отношения между человеком и окружающей средой постоянно растут. Достигнув такой степени взаимодействия, отношения охраны окружающей среды, настойчиво требуют международного правового регулирования.
2. В настоящее время активно развивается новая отрасль международного права - МЭП. Существуют особенности формирования МЭП в контексте опыта формирования и развития других отраслей международного права:
- качественная независимость, которая характеризуется
комплексностью объекта отрасли; наличием определенной группы правоотношений, необходимость в отдельном правовом регулировании которое признается государствами; значительным количеством нормативных актов, которые являются источниками отрасли; появлением специальных организационных механизмов;
- на развитие данной отрасли, значительное влияние оказывают другие отрасли международного права;
- Анализируя формирования международной охраны окружающие среды, наблюдаются сходства с другими отраслями международного права, например, международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право и т.д.
3. Наличие принципов является существенным доказательством в системе любого отрасли. Специальные принципы помогают гармонизации международных отношений в сфере МЭП, и формированию институтов МЭП, которые также включаются в системе охраны окружающей среде.
4. Нормативный материал по экологическим вопросам накоплен и продолжает постоянно обновляться. Международные договоры, являющиеся основным источником международного права, в том числе международной охраны окружающие среды, содержат специальные принципы. Международные договоры имеют определенные особенности, в том числе наличие специальных приложений, подробную разработку механизмов финансирования и рассмотрения споров, минимальным сроком между принятием международного договора и вступлением его в силу и др.
5. Деградация окружающей среды является одной из важнейших проблем современного мира. Эта неудовлетворительная ситуация в основном заключается в слабой реализации природоохранного законодательства. Существенной причиной, вызывающей неэффективное соблюдение экологического права, является искаженное познание людей о связи между человеком и окружающей средой. Необходимо критически рассмотреть такие экологические принципы, которые поддерживают постоянное воплощение устойчивого культурного понимания, что окружающая среда и ее защита не являются проблемой человечества, а скорее подчиняются суверенной воле государств.
6. Специальные принципы, в качестве важного элемента правового регулирование влияют на эффективность решения проблемы охраны окружающей среды, а правового регулирование охраны окружающей среде осуществляется во основном через нормы внутригосударственного законодательства.
Поэтому, снижение проблемы охраны окружающей среды, больше чем любой другой проблемы глобального характера, зависит от реальности ее решения на внутригосударственной уровне, что доказывает важность анализа в этом отношении, особенностей механизма взаимодействия между международным и внутригосударственным правом.
7. Внимание международного экологического права к экономическим и социальным соображениям при осуществлении правил или положений международного права окружающей среды сделало окружающую среду как важную часть процесса устойчивого развития и необходимость координации между " Развитие и окружающая среда »должны быть более подчеркнуты, чем прежде, в документах и декларациях Организации Объединенных Наций.
Международное право традиционно обращается к прошлому, опираясь на опыт, консолидируя сложившуюся практику. В настоящее же время необходимо уделить особое внимание прогнозированию
международных отношений и международного права. В этом смысле международное право должно быть ориентировано «на опережение», формирование специальные принципы МЭП, в качестве стандарт поведения государств в области охраны окружающей среды сегодня и в будущем.
Завершить свою диссертацию, хотелось бы цитатой: «Мы вступили в критический момент истории Земли в то время, когда человечество должно выбрать свое будущее. Так как мир становится все более взаимозависимым и хрупким, будущее таит в себе большую опасность и большую надежду. Для того чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Для этого необходимо чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, всемирным сообществом и будущими поколениями»



1.1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 года) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687 - 692.
1.2. Конвенция Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года // СПС Гарант.
1.3. Международная конвенция об обеспечении готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству от 30 ноября 1990 года // СПС Гарант.
1.4. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года // СПС Гарант.
1.5. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата 1992 года // Московский журнал международного права. 1993. №2.
1.6. Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 года // Бюллетень международных договоров. 1993. №7.
1.7. Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года // СЗ РФ. 1996. №19. ст. 2254.
1.8. Хельсинские решения СБСЕ (Приняты в г. Хельсинки 09.07.1992 -
10.07.1992) // Международное публичное право. Сборник
документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 540 - 546.
1.9. Хартия Земли, одобренная 14 марта 2000г. Международной комиссией по Декларации Земли (ЮНЕСКО, Париж) // Зелёный мир. 2002. № 13-14. с. 1.
1.10. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
II. Литература
2.23. Антуан Ф. Международное гуманитарное право и охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов. М.: МККК, 1995. 293 с.
2.24. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т.1. М.:
Юридическая литература, 1981. 342 с. Бабаев В.К. Теория
современного советского права. Н.Новгород: ИНГТ, 1991. 304 с.
2.25. Бекяшев К.А., Корельский В.Ф. Итоги второй сессии Конференции ООН по трансграничным рыбным запасам, запасам далеко мигрирующих рыб. // Московский журнал международного права. 1994. №3. с. 70-76.
2.26. Бекяшев К.А. Принципы международно-правовой охраны окружающей среды. Международное право. М.: Юридическая литература, 1987. 413 с.
2.27. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 1999. 248 с.
2.28. Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства. // Журнал российского права. 2004. № 5. с. 15-26.
2.29. Боголюбов С.А. Обеспечение стабильности и эффективности экологического законодательства // Законодательство и экономика. 2003. № 5. с.90-92.
2.30. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для ВУЗов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. 459 с.
2.31. Бринчук М.М. Развитие экологического права и Конституция РФ // Экологическое право. 2004. № 1. с. 9-13.
2.32. Бринчук М.М. Экологическое право: Право окружающей среды: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999. 544 с.
2.33. Бувье А. Защита природной среды во время вооруженных конфликтов. М.: МККК, 1995. 383 с.
2.34. Виноградов С.В. Источники и принципы международного права окружающей среды. М.: Юридическая литература, 1994. 524 с.
2.35. Воронцова А.А. Двусторонние международные договоры в области охраны окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 6. с. 31-34.
2.36. Геталова М.А. Роль договора в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2004. № 1. с. 52-54.
2.37. Гулак Н.В. Правовая охрана окружающей природной среды от загрязнения: Автореф. дисс....канд. юрид. наук. Уфа.: БГУ, 1998. 23 с.
2.38. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001. 328 с.
2.39. Данилов-Данильян В.И. Экология - главный пункт повестки дня мирового порядка. // Московский журнал международного права.
2000. № 3. С. 55-63.
2.40. Духно Н.А. Теоретические проблемы обеспечения экологического правопорядка: Автореф. дисс....д-ра юрид. наук. Уфа: БГУ, 2000. 51 с.
2.41. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для ВУЗов. М.: ЦПЛ, 2001. 712 с.
2.42. Злотникова Т.В. Проблемы развития Российского экологического законодательства на современном этапе: Автореф. дисс..д-ра юрид. наук. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения, 2000. 42 с.
2.43. Игнатьева И.А. Принципы экологического законодательства // Государство и право. 2003. №9. с.36-45.
2.44. Игнатьева И.А. Соотношение источников экологического права: экологическое законодательство и международные договоры // Государство и право. 2001. №2. с. 41-50.
2.45. Игнатьева И.А. Цели и задачи экологического законодательства //
Государство и право. 2002. № 7. с. 71-81.
2.46. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001. 252 с.
2.47. Кисс А., Шелтон Д. Международное право окружающей среды. М.: МККК, 1994. 445 с.
2.48. Коксев М.Е. Кодекс экологической этики и развития. // Московский журнал международного права. 1992. №4. с.200-207.
2.49. Косаренко Н.Н. Экологическое право России: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с.
2.50. Курс международного права. Т.5. Отрасли международного права. М.: Наука, 1992. 653 с.
2.51. Курумисава Й. Защита окружающей среды и общество. // Современное экологическое право в России и за рубежом: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН РАН, 2001. с.47
2.52. Лагунова А.И. Экологическая безопасность человека: (Международно-правовой аспект). Красноярск: КНЦ, 2003. 179 с.
2.53. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Проспект, 1994. 496 с.
2.54. Международное право: Учебник для ВУЗов. / Под ред. Игнатенко Г.В. М.: Норма, 1995. 592 с.
2.55. Международное право: Учебник. Отв. ред. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. М.: Международные отношения, 2000. 654 с.
2.56. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. Бекяшева К.А. М.: Проспект, 1999. 640 с.
2.57. Нестеренко Е.А. Источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды. / Международное право. М.: Международные отношения, 1994. 157 с.
2.58. Нимухаметова Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека. М.: УРСС, 2004. 223 с.
2.59. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т.2 / Под ред. Марченко М.Н. М.: Юристъ, 2000. 548 с.
2.60. Панкратов И.Ф. О законодательном обеспечении экологической безопасности // Государство и право. 1995. №2. с.110-117.
2.61. Петров В.В. Экологические преступления: понятия и составы // Государство и право. 1993. №8. с.90-96.
2.62. Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов 1992 года // Московский журнал международного права. 1992. №4. с. 22-25.
2.63. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992г. // Московский журнал международного права. 1993. №3. с. 64-71.
2.64. Проблемы развития российского экологического законодательства. // Государство и право. 1995. №2. с.53-66.
2.65. Региональные проблемы охраны окружающей среды // Государство и право. 1993. №4. с.71-77.
2.66. Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. № 3. с. 8-14.
2.67. СНГ в миропорядке на основе господства права // Московский журнал международного права. 1992. №4. с.2-7.
2.68. Соколова Н.А. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации: На примере законодательства Российской Федерации: Автореф. дисс....канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 1998. 30 с.
2.69. Соколова Н.А. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации: На примере законодательства Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 1998. 292 с.
2.70. Судавичюс В.В. Проблемы отражения экологических требований в праве: Автореф. дисс..канд. юрид. наук. М.: АН СССР. Ин-т гос- ва и права, 1988. 21 с.
2.71. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. 671 с.
2.72. Теория права и государства / Под ред. Манова Г.Н. М.: Юридическая литература, 1995. 304 с.
2.73. Тимошенко А.С. Глобальная экологическая безопасность - международно-правовой аспект // Советское государство и право. 1989. № 5. с.88-93.
2.74. Трофимцев Ю.И. Системные принципы: применения в экологии. Якутск: ЯГУ, 1994. 90 с.
2.75. Хабиров Р.Ф. Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в РФ.: Автореф. дисс....канд. юрид. наук. Уфа: БГУ, 1998. 24 с.
2.76. Хижняк В.С. Конституционные принципы взаимодействия
национального права России и международного права //
Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. с. 12-15.
2.77. Черемных И.Г. Кодификация международно-правовых норм регулирования морского рыболовства (1982-1985 гг.): Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М.: МГЮА, 1997. 28 с.
2.78. Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право. 1993. №10. с.120-125.
2.79. Шестерюк А.С. Основные тенденции и направления развития законодательства об охране окружающей среды РФ // Экологическое право. 2004. № 4. с. 20-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ