ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА И ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1. Исламский фундаментализм и радикализм как социально-
культурное явление
1.2. Проблема распространения радикализма и фундаментализма в
молодежной среде
II. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ БАЗЫ И ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ
ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И РАДИКАЛИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России
2.2. Анализ опыта профилактики исламского фундаментализма и
радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА И ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1. Исламский фундаментализм и радикализм как социально-
культурное явление
1.2. Проблема распространения радикализма и фундаментализма в
молодежной среде
II. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ БАЗЫ И ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ
ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И РАДИКАЛИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России
2.2. Анализ опыта профилактики исламского фундаментализма и
радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного научного осмысления сущности, специфики и теоретических проблем организации профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде в современной России. В свою очередь, необходимо отметить, что фундаментализм и радикализм в молодежной среде, - явления чрезвычайные, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления фундаментализма и радикализма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Фундаментализм, радикализм и экстремизм в молодежной среде стали в нашей стране массовым явлением, а количество преступлений экстремистской направленности в период с 2003 по 2016 годы возросло в 5,7 раз.
Одной из наиболее уязвимых для фундаментализма и радикализма социальных групп является молодежь. Широкое распространение молодежного фундаментализма и радикализма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. В настоящее время на территории России насчитывается около 150 молодежных фундаментализма и радикализма организаций с четкой иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами.
В современной молодежной среде, как правило, фундаментализм и радикализм проявляется в деформациях сознания, увлеченности исламистскими идеологиями, в участии в деятельности радикальных групп, например, ДАИШ (ИГИЛ) , совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими «религиозными» убеждениями.
Вместе с тем, анализ существующих государственных программ по профилактике исламского фундаментализма и радикализма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, совершенствования социально-культурной деятельности.
Особо остро эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по профилактике исламского фундаментализма и радикализма возложено на органы местного самоуправления, действующие на конкретной территории, которые зачастую находятся в отрыве от высших учебных заведений по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма.
Таким образом, несмотря на большое внимание исследователей к проблеме профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студен-ческой среде, до сих пор остается недостаточно изученным непосредственно сам механизм профилактики асоциальных явлений, в том числе исламского фундаментализма и радикализма, а также отсутствует целостный технологический подход к решению этой актуальной проблемы. Это определяет актуальность исследования темы профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде ВУЗа.
Состояние научной разработанности проблемы. Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания: теологов и религиоведов, юристов, педагогов, философов, социологов и культурологов.
Непосредственно изучению исламского фундаментализма и радикализма как социально-культурного явления посвящены работы таких исследователей, как Г.И. Мирски, Д.А. Нечитайло, А.А. Игнатенко , Тьерри Вольтон, Е.Г. Балагушкин, Садик Дж. Аль-Азм, Р. Силантьев, Р. Сулейманов , М.Ф. Гюлен, А. Гюнеш, Я. Курбанов, Абу Умар аль-Газзи и др.
Тема распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде отражена в работах В.В. Гладких, И.В. Годунова, И. Гофмана, В.П. Журавель, Н.В. Загладина, Ю.П. Зинченко, Н.А. Зырянова и др.
Исследование опыта профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений нашло отражение у П.Л. Мареева, С.А. Солодовникова, С.И. Чудинова, Д. Копыловой, а также в различных тематических сборниках .
Вместе с тем анализ литературы показывает, что тема профилактики исламского радикализма и фундаментализма в студенческой среде, по- прежнему остается мало освещенной. Таким образом, можно вполне обосновано констатировать как наличие значительных разработок по исследуемой проблеме, так и необходимость ее дальнейшего изучения, обобщения и раз-вития.
Кроме того, в отдельную группу документов по исследуемой теме следует выделить непосредственно источниковую базу исследования, в которую входят нормативно-правовые акты Российской Федерации и материалы официальных сайтов, содержащие локальные нормативные акты отечественных ВУЗов.
Объект исследования - профилактика религиозного фундаментализма и радикализма в современной молодежной среде.
Предмет исследования - теория и практика профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде учреждений высшего образования в современной России.
Цель исследования - осуществить социокультурный анализ профилактической деятельности современных российских ВУЗов по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде.
Для осуществления поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть исламский фундаментализм и радикализм как социально-культурное явление;
- исследовать проблему распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде;
- изучить правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России;
- проанализировать опыт профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также цивилизационный, системный, структурно-функциональный, социо-культурный и сравнительно-исторический подходы. В качестве основного подхода был выбран цивилизационный подход, который, на наш взгляд, является оптимальным для нашего исследования. Причина этого заключается в том, что этот подход позволяет в наибольшей степени учесть характерные черты и особенности того или иного этноса и созданной им культуры, как единства духовного и материального начал. Также в данном научном исследовании в связи с выбранным цивилизационным подходом применялись также системный, предполагающий изучение явлений в тесной взаимосвязи друг с другом и без вырывания их из исторического потока, и антропологический подходы.
Сравнительно-исторический подход, применительно к нашему исследованию, заключается в том, что предмет исследования рассматривается в сопоставлении с основными этапами развития светско-религиозных отношений в мире и России. Работа опирается на социо-культурный подход, позволяющий рассмотреть исламский фундаментализм и радикализм в рамках единства социума и культуры. Структурно-функциональный подход предполагает выделение воззрений на проблему распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде. Применение данных методов и под-ходов позволяет не только провести анализ правовой базы профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России, а также опыта профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений, но и определить проблемы и эффективные меры в деятельности по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в выпускной квалификационной работе осуществлено комплексное исследование исламского фундаментализма и радикализма как социально-культурного явления, а также рассмотрены правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России, кроме того, проанализирован опыт профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы изучения профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде. Полученные данные углубляют представление о механизмах по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы культурологами, религиоведами и историками для изучения рассматриваемой проблемы, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме изучения влияния деструктивного религиозного фактора на студенческую молодежь. Материалы работы могут быть использованы в целях создания электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Новые религиозные движения», а также в процессе преподавания таких курсов, как «Духовная безопасность личности», «Управление в сфере государственно-конфессиональных отношений», «История мировых религий» и различных спецкурсов.
Апробация выпускной квалификационной работы: ключевые идеи работы представлены автором в 5 докладах на научно-практических конференциях межвузовского, регионального, всероссийского и международного уровня.
По теме выпускной квалификационной работы автором опубликовано 5 статей в материалах научных конференций:
1. Колиенко П.В. Актуальность изучения феномена исламизма в современной России // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 233-237.
2. Колиенко П.В. К вопросу об источниковой базе исследования религиозной ситуации в отношении протестантских религиозных объединений на территории Белгородской области во второй половине ХХ века // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник мате-риалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергале- ва. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 195-196.
3. Колиенко П.В. К вопросу об определении термина «исламизм» в со¬
временном религиоведении // XII Всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Религия. Культура. Человек»: сборник материалов. [Электронный ресурс] http://www.vladivostok-
eparhia.ru/prisutstvie/seminar/?id=18288(дата обращения: 01.11.2017).
4. Колиенко П.В. Критика исламизма мусульманскими духовными деятелями и религиоведами // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 711-713.
5. Колиенко П.В. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы вузов России по профилактике религиозного экстремизма // Евангелие в кон-тексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 185-188.
Одной из наиболее уязвимых для фундаментализма и радикализма социальных групп является молодежь. Широкое распространение молодежного фундаментализма и радикализма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. В настоящее время на территории России насчитывается около 150 молодежных фундаментализма и радикализма организаций с четкой иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами.
В современной молодежной среде, как правило, фундаментализм и радикализм проявляется в деформациях сознания, увлеченности исламистскими идеологиями, в участии в деятельности радикальных групп, например, ДАИШ (ИГИЛ) , совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими «религиозными» убеждениями.
Вместе с тем, анализ существующих государственных программ по профилактике исламского фундаментализма и радикализма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, совершенствования социально-культурной деятельности.
Особо остро эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по профилактике исламского фундаментализма и радикализма возложено на органы местного самоуправления, действующие на конкретной территории, которые зачастую находятся в отрыве от высших учебных заведений по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма.
Таким образом, несмотря на большое внимание исследователей к проблеме профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студен-ческой среде, до сих пор остается недостаточно изученным непосредственно сам механизм профилактики асоциальных явлений, в том числе исламского фундаментализма и радикализма, а также отсутствует целостный технологический подход к решению этой актуальной проблемы. Это определяет актуальность исследования темы профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде ВУЗа.
Состояние научной разработанности проблемы. Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания: теологов и религиоведов, юристов, педагогов, философов, социологов и культурологов.
Непосредственно изучению исламского фундаментализма и радикализма как социально-культурного явления посвящены работы таких исследователей, как Г.И. Мирски, Д.А. Нечитайло, А.А. Игнатенко , Тьерри Вольтон, Е.Г. Балагушкин, Садик Дж. Аль-Азм, Р. Силантьев, Р. Сулейманов , М.Ф. Гюлен, А. Гюнеш, Я. Курбанов, Абу Умар аль-Газзи и др.
Тема распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде отражена в работах В.В. Гладких, И.В. Годунова, И. Гофмана, В.П. Журавель, Н.В. Загладина, Ю.П. Зинченко, Н.А. Зырянова и др.
Исследование опыта профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений нашло отражение у П.Л. Мареева, С.А. Солодовникова, С.И. Чудинова, Д. Копыловой, а также в различных тематических сборниках .
Вместе с тем анализ литературы показывает, что тема профилактики исламского радикализма и фундаментализма в студенческой среде, по- прежнему остается мало освещенной. Таким образом, можно вполне обосновано констатировать как наличие значительных разработок по исследуемой проблеме, так и необходимость ее дальнейшего изучения, обобщения и раз-вития.
Кроме того, в отдельную группу документов по исследуемой теме следует выделить непосредственно источниковую базу исследования, в которую входят нормативно-правовые акты Российской Федерации и материалы официальных сайтов, содержащие локальные нормативные акты отечественных ВУЗов.
Объект исследования - профилактика религиозного фундаментализма и радикализма в современной молодежной среде.
Предмет исследования - теория и практика профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде учреждений высшего образования в современной России.
Цель исследования - осуществить социокультурный анализ профилактической деятельности современных российских ВУЗов по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде.
Для осуществления поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть исламский фундаментализм и радикализм как социально-культурное явление;
- исследовать проблему распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде;
- изучить правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России;
- проанализировать опыт профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также цивилизационный, системный, структурно-функциональный, социо-культурный и сравнительно-исторический подходы. В качестве основного подхода был выбран цивилизационный подход, который, на наш взгляд, является оптимальным для нашего исследования. Причина этого заключается в том, что этот подход позволяет в наибольшей степени учесть характерные черты и особенности того или иного этноса и созданной им культуры, как единства духовного и материального начал. Также в данном научном исследовании в связи с выбранным цивилизационным подходом применялись также системный, предполагающий изучение явлений в тесной взаимосвязи друг с другом и без вырывания их из исторического потока, и антропологический подходы.
Сравнительно-исторический подход, применительно к нашему исследованию, заключается в том, что предмет исследования рассматривается в сопоставлении с основными этапами развития светско-религиозных отношений в мире и России. Работа опирается на социо-культурный подход, позволяющий рассмотреть исламский фундаментализм и радикализм в рамках единства социума и культуры. Структурно-функциональный подход предполагает выделение воззрений на проблему распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде. Применение данных методов и под-ходов позволяет не только провести анализ правовой базы профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России, а также опыта профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений, но и определить проблемы и эффективные меры в деятельности по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в выпускной квалификационной работе осуществлено комплексное исследование исламского фундаментализма и радикализма как социально-культурного явления, а также рассмотрены правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России, кроме того, проанализирован опыт профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы изучения профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде. Полученные данные углубляют представление о механизмах по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы культурологами, религиоведами и историками для изучения рассматриваемой проблемы, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме изучения влияния деструктивного религиозного фактора на студенческую молодежь. Материалы работы могут быть использованы в целях создания электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Новые религиозные движения», а также в процессе преподавания таких курсов, как «Духовная безопасность личности», «Управление в сфере государственно-конфессиональных отношений», «История мировых религий» и различных спецкурсов.
Апробация выпускной квалификационной работы: ключевые идеи работы представлены автором в 5 докладах на научно-практических конференциях межвузовского, регионального, всероссийского и международного уровня.
По теме выпускной квалификационной работы автором опубликовано 5 статей в материалах научных конференций:
1. Колиенко П.В. Актуальность изучения феномена исламизма в современной России // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 233-237.
2. Колиенко П.В. К вопросу об источниковой базе исследования религиозной ситуации в отношении протестантских религиозных объединений на территории Белгородской области во второй половине ХХ века // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник мате-риалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергале- ва. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 195-196.
3. Колиенко П.В. К вопросу об определении термина «исламизм» в со¬
временном религиоведении // XII Всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Религия. Культура. Человек»: сборник материалов. [Электронный ресурс] http://www.vladivostok-
eparhia.ru/prisutstvie/seminar/?id=18288(дата обращения: 01.11.2017).
4. Колиенко П.В. Критика исламизма мусульманскими духовными деятелями и религиоведами // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 711-713.
5. Колиенко П.В. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы вузов России по профилактике религиозного экстремизма // Евангелие в кон-тексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 185-188.
Подводя итог, можно говорить о том, что ислам как идеологическая система исторически формировался и продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. В каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение возникающих проблем на базе предлагаемых ими концепций. Однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что единого для всех исламских стран, всех мусульман, одного исламского пути все же не существует, а в центре общественного внимания оказываются раз-личные, нередко противоречащие друг другу модели.
В свою очередь, «умеренное» и экстремистское крылья в современном радикальном исламском движении являются фактически двумя сторонами одной медали. Принципиальное отличие между ними на практике заключается лишь в тактике действий, которая может меняться в зависимости от складывающейся обстановки: вооруженная борьба против властей, либо отказ от нее и использование пропаганды в качестве основного метода. Те, кого западные наблюдатели называют «умеренными», также и те, кого они относят к «экстремистам» придерживаются одной и той же идеологии
Непосредственно феномен исламизма представляет огромную опасность для России и мирового сообщества в целом и комплексное профессиональное изучение этого феномена и выработка исламских правовых инструментов для борьбы с ним на идейном направлении является приоритетной задачей не только исламоведов, но и политологов, социологов и этнологов.
Кроме того, на сегодняшний день большую опасность представляет процесс вовлечения молодежи в деятельность различных деструктивных сект и нетрадиционных для России религиозных учений и культов. Идеологическая основа многих из них отличается крайним цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью государственным институтам, а практика социального поведения их последователей - неразборчивостью средств для достижения своих узкокорпоративных целей. Большинству из них чужды и неведомы такие понятия, как патриотизм, гражданский долг, моральные нормы и нравственные принципы.
Особенно активно негативные процессы и явления в среде молодежи начинают проявляться и развиваться в условиях социально-политической и экономической нестабильности, поскольку эта наиболее мобильная и активная часть общества наименее защищена от кризисных явлений, в первую очередь вследствие того, что, как правило, не располагает «подушкой безопасности» в виде накоплений и достаточной социальной поддержки государства.
Кроме того, обычно обусловленная кризисом нестабильность в обществе снижает действенность и авторитет существующих нормативных правовых механизмов и способов разрешения социальных противоречий. Негативные изменения в уровне жизни, социальном статусе людей и отсутствие позитивных перспектив порождает чувство безысходности и отчаяния, обиды и несправедливости, сближает и объединяет отдельные группы и слои населения на почве протестных настроений и негативного восприятия происходящего. В сложившейся ситуации, потерявшие веру в поддержку государства, становятся наиболее восприимчивыми к пропаганде идеологов фундаментализма и радикализма, которые предлагают простые и быстрые варианты выхода из сложившейся ситуации посредством беспощадного террора и уничтожения существующего общественно-политического строя. Поэтому доверчивые и наивные молодые люди, становясь на путь противоправной деятельности, легко находят моральное оправдание своим действиям. Это обычно наиболее ощутимо в «депрессивных» регионах, в многоконфессиональной и многонациональной среде, в мегаполисах и больших городах, где действуют различные неформальные молодежные объединения, сосредоточены большие массивы мигрантов.
Всем этим умело пользуются идеологи фундаментализма и радикализма, для которых кризис и социальные проблемы - самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников.
Со своей стороны современное российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие деятельность по профилактике и противодействию исламскому радикализму и фундаментализму. Так, положения статьи 13 Конституции Российской Феде-рации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы и профилактики исламского радикализма и фундаментализма, а также дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет право-вые и организационные основы противодействия и профилактики экстремистской деятельности.
В свою очередь, проведя сравнительный анализ нормативно-правовых актов ВУЗов по профилактике исламского радикализма и фундаментализма, необходимо отметить, что на сегодняшний день в большинстве отечественных ВУЗов имеются локальные нормативные документы, регламентирующие внутреннюю деятельность по профилактике исламского радикализма и фундаментализма. В качестве примеров подобных нормативных документов необходимо привести «Концепцию комплексной безопасности Университета» Северо-Кавказского федерального университета, целевую программу «Профилактика экстремизма, терроризма и национализма в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова на 2016-2020 годы» Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Кроме того, становится очевидно, что данные локальные правовые акты учреждений высшего образования практически идентичны в своем содержании и преследуют цель максимально эффективно защитить молодежь от проявлений религиозного экстремизма.
Однако, на сегодняшний день имеется ряд проблем в осуществлении деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде. Наиболее значимыми из них являются такие, как отсутствие профилактики исламского фундаментализма и радикализма в качестве неотъемлемого компонента основной деятельности региональных органов управления образованием и молодежной политикой, руководителей образовательных организаций, невысокий уровень подготовки педагогов по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма, недостаточное количество и доступность для профессорско-преподавательского со-става вузов разработанных материалов антитеррористической направленности, отставание научного обеспечения деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма от потребностей практики.
В свою очередь, в качестве одной из мер для эффективного проведения деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма в высших учебных заведениях можно определить изучение имеющихся на местах программ и учебно-методических материалов по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма на предмет их корректировки для повышения эффективности проводимой профилактической работы. Кроме того, помимо профилактики, необходимо проводить просветительскую работу, формировать комплекс знаний о сути и разновидностях экстремизма и радикализма, их опасности для общества.
В свою очередь, «умеренное» и экстремистское крылья в современном радикальном исламском движении являются фактически двумя сторонами одной медали. Принципиальное отличие между ними на практике заключается лишь в тактике действий, которая может меняться в зависимости от складывающейся обстановки: вооруженная борьба против властей, либо отказ от нее и использование пропаганды в качестве основного метода. Те, кого западные наблюдатели называют «умеренными», также и те, кого они относят к «экстремистам» придерживаются одной и той же идеологии
Непосредственно феномен исламизма представляет огромную опасность для России и мирового сообщества в целом и комплексное профессиональное изучение этого феномена и выработка исламских правовых инструментов для борьбы с ним на идейном направлении является приоритетной задачей не только исламоведов, но и политологов, социологов и этнологов.
Кроме того, на сегодняшний день большую опасность представляет процесс вовлечения молодежи в деятельность различных деструктивных сект и нетрадиционных для России религиозных учений и культов. Идеологическая основа многих из них отличается крайним цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью государственным институтам, а практика социального поведения их последователей - неразборчивостью средств для достижения своих узкокорпоративных целей. Большинству из них чужды и неведомы такие понятия, как патриотизм, гражданский долг, моральные нормы и нравственные принципы.
Особенно активно негативные процессы и явления в среде молодежи начинают проявляться и развиваться в условиях социально-политической и экономической нестабильности, поскольку эта наиболее мобильная и активная часть общества наименее защищена от кризисных явлений, в первую очередь вследствие того, что, как правило, не располагает «подушкой безопасности» в виде накоплений и достаточной социальной поддержки государства.
Кроме того, обычно обусловленная кризисом нестабильность в обществе снижает действенность и авторитет существующих нормативных правовых механизмов и способов разрешения социальных противоречий. Негативные изменения в уровне жизни, социальном статусе людей и отсутствие позитивных перспектив порождает чувство безысходности и отчаяния, обиды и несправедливости, сближает и объединяет отдельные группы и слои населения на почве протестных настроений и негативного восприятия происходящего. В сложившейся ситуации, потерявшие веру в поддержку государства, становятся наиболее восприимчивыми к пропаганде идеологов фундаментализма и радикализма, которые предлагают простые и быстрые варианты выхода из сложившейся ситуации посредством беспощадного террора и уничтожения существующего общественно-политического строя. Поэтому доверчивые и наивные молодые люди, становясь на путь противоправной деятельности, легко находят моральное оправдание своим действиям. Это обычно наиболее ощутимо в «депрессивных» регионах, в многоконфессиональной и многонациональной среде, в мегаполисах и больших городах, где действуют различные неформальные молодежные объединения, сосредоточены большие массивы мигрантов.
Всем этим умело пользуются идеологи фундаментализма и радикализма, для которых кризис и социальные проблемы - самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников.
Со своей стороны современное российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие деятельность по профилактике и противодействию исламскому радикализму и фундаментализму. Так, положения статьи 13 Конституции Российской Феде-рации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы и профилактики исламского радикализма и фундаментализма, а также дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет право-вые и организационные основы противодействия и профилактики экстремистской деятельности.
В свою очередь, проведя сравнительный анализ нормативно-правовых актов ВУЗов по профилактике исламского радикализма и фундаментализма, необходимо отметить, что на сегодняшний день в большинстве отечественных ВУЗов имеются локальные нормативные документы, регламентирующие внутреннюю деятельность по профилактике исламского радикализма и фундаментализма. В качестве примеров подобных нормативных документов необходимо привести «Концепцию комплексной безопасности Университета» Северо-Кавказского федерального университета, целевую программу «Профилактика экстремизма, терроризма и национализма в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова на 2016-2020 годы» Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Кроме того, становится очевидно, что данные локальные правовые акты учреждений высшего образования практически идентичны в своем содержании и преследуют цель максимально эффективно защитить молодежь от проявлений религиозного экстремизма.
Однако, на сегодняшний день имеется ряд проблем в осуществлении деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде. Наиболее значимыми из них являются такие, как отсутствие профилактики исламского фундаментализма и радикализма в качестве неотъемлемого компонента основной деятельности региональных органов управления образованием и молодежной политикой, руководителей образовательных организаций, невысокий уровень подготовки педагогов по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма, недостаточное количество и доступность для профессорско-преподавательского со-става вузов разработанных материалов антитеррористической направленности, отставание научного обеспечения деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма от потребностей практики.
В свою очередь, в качестве одной из мер для эффективного проведения деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма в высших учебных заведениях можно определить изучение имеющихся на местах программ и учебно-методических материалов по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма на предмет их корректировки для повышения эффективности проводимой профилактической работы. Кроме того, помимо профилактики, необходимо проводить просветительскую работу, формировать комплекс знаний о сути и разновидностях экстремизма и радикализма, их опасности для общества.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



