ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА И ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1. Исламский фундаментализм и радикализм как социально-
культурное явление
1.2. Проблема распространения радикализма и фундаментализма в
молодежной среде
II. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ БАЗЫ И ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ
ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И РАДИКАЛИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России
2.2. Анализ опыта профилактики исламского фундаментализма и
радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного научного осмысления сущности, специфики и теоретических проблем организации профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде в современной России. В свою очередь, необходимо отметить, что фундаментализм и радикализм в молодежной среде, - явления чрезвычайные, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления фундаментализма и радикализма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Фундаментализм, радикализм и экстремизм в молодежной среде стали в нашей стране массовым явлением, а количество преступлений экстремистской направленности в период с 2003 по 2016 годы возросло в 5,7 раз.
Одной из наиболее уязвимых для фундаментализма и радикализма социальных групп является молодежь. Широкое распространение молодежного фундаментализма и радикализма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. В настоящее время на территории России насчитывается около 150 молодежных фундаментализма и радикализма организаций с четкой иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами.
В современной молодежной среде, как правило, фундаментализм и радикализм проявляется в деформациях сознания, увлеченности исламистскими идеологиями, в участии в деятельности радикальных групп, например, ДАИШ (ИГИЛ) , совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими «религиозными» убеждениями.
Вместе с тем, анализ существующих государственных программ по профилактике исламского фундаментализма и радикализма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, совершенствования социально-культурной деятельности.
Особо остро эти проблемы ощущаются на региональном и муниципальном уровнях, поскольку осуществление конкретных мер по профилактике исламского фундаментализма и радикализма возложено на органы местного самоуправления, действующие на конкретной территории, которые зачастую находятся в отрыве от высших учебных заведений по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма.
Таким образом, несмотря на большое внимание исследователей к проблеме профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студен-ческой среде, до сих пор остается недостаточно изученным непосредственно сам механизм профилактики асоциальных явлений, в том числе исламского фундаментализма и радикализма, а также отсутствует целостный технологический подход к решению этой актуальной проблемы. Это определяет актуальность исследования темы профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде ВУЗа.
Состояние научной разработанности проблемы. Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания: теологов и религиоведов, юристов, педагогов, философов, социологов и культурологов.
Непосредственно изучению исламского фундаментализма и радикализма как социально-культурного явления посвящены работы таких исследователей, как Г.И. Мирски, Д.А. Нечитайло, А.А. Игнатенко , Тьерри Вольтон, Е.Г. Балагушкин, Садик Дж. Аль-Азм, Р. Силантьев, Р. Сулейманов , М.Ф. Гюлен, А. Гюнеш, Я. Курбанов, Абу Умар аль-Газзи и др.
Тема распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде отражена в работах В.В. Гладких, И.В. Годунова, И. Гофмана, В.П. Журавель, Н.В. Загладина, Ю.П. Зинченко, Н.А. Зырянова и др.
Исследование опыта профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений нашло отражение у П.Л. Мареева, С.А. Солодовникова, С.И. Чудинова, Д. Копыловой, а также в различных тематических сборниках .
Вместе с тем анализ литературы показывает, что тема профилактики исламского радикализма и фундаментализма в студенческой среде, по- прежнему остается мало освещенной. Таким образом, можно вполне обосновано констатировать как наличие значительных разработок по исследуемой проблеме, так и необходимость ее дальнейшего изучения, обобщения и раз-вития.
Кроме того, в отдельную группу документов по исследуемой теме следует выделить непосредственно источниковую базу исследования, в которую входят нормативно-правовые акты Российской Федерации и материалы официальных сайтов, содержащие локальные нормативные акты отечественных ВУЗов.
Объект исследования - профилактика религиозного фундаментализма и радикализма в современной молодежной среде.
Предмет исследования - теория и практика профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде учреждений высшего образования в современной России.
Цель исследования - осуществить социокультурный анализ профилактической деятельности современных российских ВУЗов по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде.
Для осуществления поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть исламский фундаментализм и радикализм как социально-культурное явление;
- исследовать проблему распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде;
- изучить правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России;
- проанализировать опыт профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и синтеза, а также цивилизационный, системный, структурно-функциональный, социо-культурный и сравнительно-исторический подходы. В качестве основного подхода был выбран цивилизационный подход, который, на наш взгляд, является оптимальным для нашего исследования. Причина этого заключается в том, что этот подход позволяет в наибольшей степени учесть характерные черты и особенности того или иного этноса и созданной им культуры, как единства духовного и материального начал. Также в данном научном исследовании в связи с выбранным цивилизационным подходом применялись также системный, предполагающий изучение явлений в тесной взаимосвязи друг с другом и без вырывания их из исторического потока, и антропологический подходы.
Сравнительно-исторический подход, применительно к нашему исследованию, заключается в том, что предмет исследования рассматривается в сопоставлении с основными этапами развития светско-религиозных отношений в мире и России. Работа опирается на социо-культурный подход, позволяющий рассмотреть исламский фундаментализм и радикализм в рамках единства социума и культуры. Структурно-функциональный подход предполагает выделение воззрений на проблему распространения радикализма и фундаментализма в молодежной среде. Применение данных методов и под-ходов позволяет не только провести анализ правовой базы профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России, а также опыта профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений, но и определить проблемы и эффективные меры в деятельности по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в выпускной квалификационной работе осуществлено комплексное исследование исламского фундаментализма и радикализма как социально-культурного явления, а также рассмотрены правовые аспекты профилактики исламского фундаментализма и радикализма в системе высшего образования в России, кроме того, проанализирован опыт профилактики исламского фундаментализма и радикализма в современной студенческой среде высших учебных заведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы изучения профилактики исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде. Полученные данные углубляют представление о механизмах по недопущению распространения проявлений и закрепления исламистских ценностей в студенческой среде. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы культурологами, религиоведами и историками для изучения рассматриваемой проблемы, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме изучения влияния деструктивного религиозного фактора на студенческую молодежь. Материалы работы могут быть использованы в целях создания электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Новые религиозные движения», а также в процессе преподавания таких курсов, как «Духовная безопасность личности», «Управление в сфере государственно-конфессиональных отношений», «История мировых религий» и различных спецкурсов.
Апробация выпускной квалификационной работы: ключевые идеи работы представлены автором в 5 докладах на научно-практических конференциях межвузовского, регионального, всероссийского и международного уровня.
По теме выпускной квалификационной работы автором опубликовано 5 статей в материалах научных конференций:
1. Колиенко П.В. Актуальность изучения феномена исламизма в современной России // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 233-237.
2. Колиенко П.В. К вопросу об источниковой базе исследования религиозной ситуации в отношении протестантских религиозных объединений на территории Белгородской области во второй половине ХХ века // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник мате-риалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергале- ва. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 195-196.
3. Колиенко П.В. К вопросу об определении термина «исламизм» в со¬
временном религиоведении // XII Всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Религия. Культура. Человек»: сборник материалов. [Электронный ресурс] http://www.vladivostok-
eparhia.ru/prisutstvie/seminar/?id=18288(дата обращения: 01.11.2017).
4. Колиенко П.В. Критика исламизма мусульманскими духовными деятелями и религиоведами // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 711-713.
5. Колиенко П.В. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы вузов России по профилактике религиозного экстремизма // Евангелие в кон-тексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 185-188.
Подводя итог, можно говорить о том, что ислам как идеологическая система исторически формировался и продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. В каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение возникающих проблем на базе предлагаемых ими концепций. Однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что единого для всех исламских стран, всех мусульман, одного исламского пути все же не существует, а в центре общественного внимания оказываются раз-личные, нередко противоречащие друг другу модели.
В свою очередь, «умеренное» и экстремистское крылья в современном радикальном исламском движении являются фактически двумя сторонами одной медали. Принципиальное отличие между ними на практике заключается лишь в тактике действий, которая может меняться в зависимости от складывающейся обстановки: вооруженная борьба против властей, либо отказ от нее и использование пропаганды в качестве основного метода. Те, кого западные наблюдатели называют «умеренными», также и те, кого они относят к «экстремистам» придерживаются одной и той же идеологии
Непосредственно феномен исламизма представляет огромную опасность для России и мирового сообщества в целом и комплексное профессиональное изучение этого феномена и выработка исламских правовых инструментов для борьбы с ним на идейном направлении является приоритетной задачей не только исламоведов, но и политологов, социологов и этнологов.
Кроме того, на сегодняшний день большую опасность представляет процесс вовлечения молодежи в деятельность различных деструктивных сект и нетрадиционных для России религиозных учений и культов. Идеологическая основа многих из них отличается крайним цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью государственным институтам, а практика социального поведения их последователей - неразборчивостью средств для достижения своих узкокорпоративных целей. Большинству из них чужды и неведомы такие понятия, как патриотизм, гражданский долг, моральные нормы и нравственные принципы.
Особенно активно негативные процессы и явления в среде молодежи начинают проявляться и развиваться в условиях социально-политической и экономической нестабильности, поскольку эта наиболее мобильная и активная часть общества наименее защищена от кризисных явлений, в первую очередь вследствие того, что, как правило, не располагает «подушкой безопасности» в виде накоплений и достаточной социальной поддержки государства.
Кроме того, обычно обусловленная кризисом нестабильность в обществе снижает действенность и авторитет существующих нормативных правовых механизмов и способов разрешения социальных противоречий. Негативные изменения в уровне жизни, социальном статусе людей и отсутствие позитивных перспектив порождает чувство безысходности и отчаяния, обиды и несправедливости, сближает и объединяет отдельные группы и слои населения на почве протестных настроений и негативного восприятия происходящего. В сложившейся ситуации, потерявшие веру в поддержку государства, становятся наиболее восприимчивыми к пропаганде идеологов фундаментализма и радикализма, которые предлагают простые и быстрые варианты выхода из сложившейся ситуации посредством беспощадного террора и уничтожения существующего общественно-политического строя. Поэтому доверчивые и наивные молодые люди, становясь на путь противоправной деятельности, легко находят моральное оправдание своим действиям. Это обычно наиболее ощутимо в «депрессивных» регионах, в многоконфессиональной и многонациональной среде, в мегаполисах и больших городах, где действуют различные неформальные молодежные объединения, сосредоточены большие массивы мигрантов.
Всем этим умело пользуются идеологи фундаментализма и радикализма, для которых кризис и социальные проблемы - самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников.
Со своей стороны современное российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие деятельность по профилактике и противодействию исламскому радикализму и фундаментализму. Так, положения статьи 13 Конституции Российской Феде-рации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы и профилактики исламского радикализма и фундаментализма, а также дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет право-вые и организационные основы противодействия и профилактики экстремистской деятельности.
В свою очередь, проведя сравнительный анализ нормативно-правовых актов ВУЗов по профилактике исламского радикализма и фундаментализма, необходимо отметить, что на сегодняшний день в большинстве отечественных ВУЗов имеются локальные нормативные документы, регламентирующие внутреннюю деятельность по профилактике исламского радикализма и фундаментализма. В качестве примеров подобных нормативных документов необходимо привести «Концепцию комплексной безопасности Университета» Северо-Кавказского федерального университета, целевую программу «Профилактика экстремизма, терроризма и национализма в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова на 2016-2020 годы» Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Кроме того, становится очевидно, что данные локальные правовые акты учреждений высшего образования практически идентичны в своем содержании и преследуют цель максимально эффективно защитить молодежь от проявлений религиозного экстремизма.
Однако, на сегодняшний день имеется ряд проблем в осуществлении деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма в студенческой среде. Наиболее значимыми из них являются такие, как отсутствие профилактики исламского фундаментализма и радикализма в качестве неотъемлемого компонента основной деятельности региональных органов управления образованием и молодежной политикой, руководителей образовательных организаций, невысокий уровень подготовки педагогов по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма, недостаточное количество и доступность для профессорско-преподавательского со-става вузов разработанных материалов антитеррористической направленности, отставание научного обеспечения деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма от потребностей практики.
В свою очередь, в качестве одной из мер для эффективного проведения деятельности по профилактике исламского фундаментализма и радикализма в высших учебных заведениях можно определить изучение имеющихся на местах программ и учебно-методических материалов по вопросам профилактики исламского фундаментализма и радикализма на предмет их корректировки для повышения эффективности проводимой профилактической работы. Кроме того, помимо профилактики, необходимо проводить просветительскую работу, формировать комплекс знаний о сути и разновидностях экстремизма и радикализма, их опасности для общества.
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.constitution.ru/(дата обращения: 01.11.2017).
2. Концепция комплексной безопасности Университета. Северо-Кавказский федеральный университет. [Электронный ресурс] URL: http://www.ncfu.ru/protivodeystvie-terrorizmu-i-ekstremizmu-pravovaya- informaciya.html(дата обращения: 01.11.2017).
3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653(дата обращения: 01.11.2017).
4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html(дата обращения: 01.11.2017).
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». [Электронный ресурс] URL: http://minjust.ru/ru/press/news/federalnyy-zakon-ot-25072002-no-114-fz-o- protivodeystvii-ekstremistskoy-deyatelnosti-1(дата обращения: 01.11.2017).
6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности». [Электронный ресурс]
http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102144301&rdk=&intelsearch= (дата обращения: 01.11.2017).
7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс]
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102170326&backlink=1&&nd=102105192 (дата обращения: 01.11.2017).
8. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный
ресурс] URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-
rf.html (дата обращения: 01.11.2017).
9. ФЗ «Об общественных объединениях». [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/(дата обращения: 01.11.2017).
10. ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38272(дата обращения: 01.11.2017).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 25
декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)». [Электронный ресурс] URL:
https://government.consultant.ru/documents/3609879?items=1&page=1(дата обращения: 01.11.2017).
12. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс] URL:
https://на.мвд.рф/upload/site128/document_file/Strategiya_protivodeystviya_ekstremizmu_v_Rossiyskoy_Federaci.pdf (дата обращения: 01.11.2017).
13. Целевая программа «Профилактика экстремизма, терроризма и национализма в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс] URL: chuvsu.ru/images/stories/novosty/flash/Экстремизм.doc (дата обращения: 01.11.2017).
Научные публикации
14. Абу Умар аль-Газзи Тяжкие последствия актов самоубийств и взрывов. [Электронный ресурс] http://www.svet- islama.com/statyi/tasfiya-ochishhenie/tyazhkie-posledstviya-aktov- samoubijstva-i-vzryvov-kniga(дата обращения: 01.11.2017).
15. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М.: изд-во ИФ РАН, 2002. 246с.
16. В Мордовии судят насильников из «Благородного ордена
дьявола»: 75 сектантов. [Электронный ресурс] http://www.newsru.com/crime/05feb2010/rapesatanordermord.html(дата об-ращения: 01.11.2017).
17. В полпредстве УрФО обсуждают способы борьбы с экстремизмом. [Электронный ресурс]
http://www.vesti.ru/doc.html?id=529008&cid=17 (дата обращения: 01.11.2017).
18. Вопросы профилактики радикализма в молодежной среде.
[Электронный ресурс] http://www.mirniy.ru/info/anti_terror/4821-voprosy- profilaktiki-radikalizma-v-molodezhnoy-srede.html (дата обращения: 01.11.2017).
19. Гладких В.В. Организация гражданско-патриотического воспитания молодежи на основе использования технологий социально-культурной деятельности: монограф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес- Наука- Общество», 2011. 186 с.
20. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия терроризму. М.: Наука: Высш. шк., 2006. 957 с.
21. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 304 с.
22. Гюлен М.Ф. Сомнения, порожденные веком. Пер. с турецкого. Измир, 1999. 254 с.
23. Гюнеш А. Некоторые размышления относительно войны в
исламском праве. [Электронный ресурс]
http://www.zapravakbr.ru/images/stories/X2011.pdf(дата обращения: 01.11.2017).
24. Деятельность Уральского государственного горного уни¬
верситета в противодействии вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации. [Электронный ресурс]
http: //activities. ursmu.ru/upload/doc/2016/09/22/dokument_na_sayt.pdf (дата обращения: 01.11.2017).
25. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Р.-н-Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 322 с.
26. Жить в мире. В Горном университете обсудили, как бороться с радикализмом в молодежной среде. [Электронный ресурс] http://mobile.ursmu.ru/news/3116(дата обращения: 01.11.2017).
27. Журавель В.П. Терроризм. Экстремизм. Сепаратизм: (в выступлениях и ст.). М.: МакБланш, 2005. 288 с.
28. Загладин Н.В. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия. М.: Рус.слово, 2006. 150 с.
29. Зинченко Ю.П. Мотивация террориста // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2007. № 2. С. 20-34.
30. Зырянов Н.А. Гносеологические корни терроризма / М.: Возрожденная Россия, 2005. 128 с.
31. Игнатенко А.А. Ислам и политика. М.: Изд-во Институт религии и политики, 2004. 62с.
32. Ильин А.А. Большая энциклопедия городского выживания М.: Эксмо, 2003. 574 с.
33. Ислам о терроре и акциях террористов смертников. Сост. Эргюн Чапан. перевод с турецкого. М.: ООО Издательство Новый Свет». 2005. 176 с.
34. Йонсон Л. Политический ислам и конфликты в Евразии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4(5). С. 18-22.
35. Кепель Ж.Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / [пер. с фр. В.Ф. Денисова]. М.: Ладомир, 2004. 466 с.
36. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999. 322 с.
37. Кива А.В. Анатомия терроризма // ОНС: Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 130-142.
38. Колиенко П.В. Актуальность изучения феномена исламизма в современной России // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 233-237.
39. Колиенко П.В. К вопросу об источниковой базе исследования религиозной ситуации в отношении протестантских религиозных объединений на территории Белгородской области во второй половине ХХ века // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 195-196.
40. Колиенко П.В. К вопросу об определении термина «исламизм» в современном религиоведении // XII Всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Религия. Культура. Человек»: сборник материалов. [Электронный ресурс] http://www.vladivostok- eparhia.ru/prisutstvie/seminar/?id=18288(дата обращения: 01.11.2017).
41. Колиенко П.В. Критика исламизма мусульманскими духовными деятелями и религиоведами // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ / отв. ред.: А.Г. Жихарев, К.А. Данилова. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 711-713.
42. Колиенко П.В. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы вузов России по профилактике религиозного экстремизма // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 185-188.
43. Копылова Д. Проблемы экстремизма и радикализма в современном обществе и их профилактика. [Электронный ресурс] http: //www.ceom.ru/problemy-ekstremizma-i-radikalizma-v- sovremennom- obshhestve-i-ix-profilaktika.html (дата обращения: 01.11.2017).
44. Курбанов Я. Ислам против терроризма. [Электронный ресурс] http://antiterrortoday.com/images/docs/Islam%20protiv%20Ter.pdf(дата обращения: 01.11.2017).
45. Ландабасо А.А. Терроризм и этнополитические конфликты. М.: Огни, 2004. 414 с.
46. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999. 342 с.
47. Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации / Государство и право. 2007. № 3. С. 43-49.
48. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: Изд-во Московский Центр Карнеги, Весь Мир, 2006. 224с.
49. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. 198 с.
50. Мареев П.Л. Проблемы предупреждения экстремистских проявлений в образовательных учреждениях государств-участников СНГ // Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе: Материалы Международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2016 года /под ред. В.Е. Быданова. СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2016. С. 160-163.
51. Мирский Г.И. Радикальный исламизм: идейно¬
политическая мотивация и влияние на мировое мусульманское сообщество // Международный дискуссионный клуб «Валдай». июль 2015. С. 52.
52. Молдалиев О. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 3 (21). С. 8-12.
53. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. - М.: Институт социологии РАН, 2007. 95 с.
54. Наука и образование против террора. [Электронный ресурс] URL: http://scienceport.ru(дата обращения: 01.11.2017).
55. Научно-образовательный центр противодействия экстремизму Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL:
https: //урюи .мвд.рф/Universitet/Rabota_s_lichnym_sostavom/Protivodejstvie_ j ekstremizmu_i_terrorizm/Protivodej stvie_j ekstremizmu (дата обращения: 01.11.2017).
56. Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. [Электронный ресурс] URL: http:/^mM^ (дата обращения: 01.11.2017).
57. Нечитайло Д.А. Современный радикальный исламизм. Стратегия и тактика. М.: Изд-во Наука, 2011. 464с.
58. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви: информ.-аналитич. вестник № 1. 3-е изд. перераб. и доп. Белгород, 2002. 422 с.
59. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: справочник. 3-е изд. доп. и перераб. - Восточно-мистические группы. / авт.-сост. И. Куликов. М.: «Паломник», 2000. Т.4. Ч. 1. 388 с.
60. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви: Информ.-аналитич. вестник №1. 2-е изд. перераб. и доп. Белгород, 1997. 312 с.
61. О сборнике «ИГИЛ - это не ислам». [Электронный ресурс] http://pravorf.org/index.php/news/1873-o-sbomike-igil-eto-ne-islam(дата об-ращения: 01.11.2017).
62. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация: полит. социология // СОЦИС: Социологические исследования. 2016. № 2. С. 52-57.
63. Ольшанский Д.В. Психология террора / М.: Академический проект: ОППЛ, 2002. 319 с.
64. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер,2002. 286 с.
65. Опыт по противодействию экстремизму в Свердловской области и практические рекомендации. [Электронный ресурс] https://урюи.мвд.рф/document/3421240 (дата обращения: 01.11.2017).
66. Ответы мусульманских богословов на вызовы современности. [Электронный ресурс] http://www.sawab.org/otvety-musulmanskikh- bogoslovov-na-vyzovy-sovremennosti/(дата обращения: 01.11.2017).
67. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // ОНС: Обществ. науки и современность. 2002. № 4. С. 113-124.
68. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 281 с.
69. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества Филос.-методол. Анализ. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. 145 с.
70. Почта Ю.М. К вопросу о европейских «истоках» исламского фундаментализма / // Актуальные проблемы гуманитарных наук. М., 1995. С. 53-56.
71. Плешов О.В. Ислам. Исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.: Институт востоковедения РАН. Издательство «Крафт+»,2003. 260 с.
72. Практические рекомендации по тематике, формам и методам проведения информационно-пропагандистских кампаний антитеррористической и антиэкстремистской направленности для различных групп и категорий населения. М.: Огни, 2010. 42 с.
73. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: стат. сб. М.: Статистика России, 2011. 87 с.
74. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма. Методическое пособие для пропагандистов / Под общей ред. Л.Н. Панковой, Ю.В. Таранухи. М., Университетская книга,2010. 312 с.
75. Профилактика религиозного экстремизма в Казахстане: теория и практика: Материалы круглого стола. Астана, 2017. 121 с.
76. Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных конфликтах. М.: РАГС, 1998. 100 с.
77. Ражбадинов М.З. Радикальный исламизм в Египте: На прим. деятельности орг. «Аль-Джихад» и «Аль-Гамаа аль-исламийя». М.: Ин¬т востоковедения РАН, 2003. 271 с.
78. Результаты социологического исследования по вопросам
противодействия идеологии терроризма в 2010 году / колл. авт.: Л.Н. Панкова, [и др.]. М.: Университетская книга, 2010. 129 с.
79. Религии и секты в современной России: справочник. Новосибирск, 2001. Версия 1.6;
80. Ростов Н.Д. Новейший словарь религиоведения. М.: Феникс, 2010. 248 с.
81. Ротарь И. Война и мир в исламе. М., 1999. 166 с.
82. Сагадеев А. «Исламский фундаментализм»: жизненный факт или пропагандистская фикция? // Россия и мусульм. мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. 1993. № 10. С. 34-39.
83. Садик Дж. Аль-Азм. Что такое Исламизм? [Электронный ресурс] http://world.lib.rU/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml(дата обращения: 01.11.2017).
84. Сажин В.И. Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятый). М.: ИИИиБВ, 1998. 347 с
85. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. М.: изд- во Алгоритм, 2007. 576 с.
86. Современные ереси и секты на Руси / под ред. Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. 2-е изд. доп. Житомир: «Ни-ка», 2001. 314 с.
87. Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступ-ность. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. 173 с.
88. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982. 244 с
89. Сулейманов Р. Мусульмане Поволжья в рядах Талибана и ИГИЛ: масштаб проблемы, механизм вербовки, последствия. [Электрон-ный ресурс] http://www.apn.ru/authors/author1090.htm(дата обращения: 01.11.2017).
90. Терроризм в современной России: состояние и тенденции («круглый стол») // СОЦИС: Социологическое исследование. 2014. № 5. С. 312-318.
91. Тьерри Вольтон. Исламизм - это вырождение ислама, его деградация. [Электронный ресурс] http://izvestia.ru/news/310517(дата об-ращения: 01.11.2017).
92. Умнов А.Ю. Религия возвращения // Ближний Восток и современность. М., 1996. С. 237-242.
93. Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений // Миссионерское обо-зрение. 2003. № 2. С. 11-17.
94. Хвыля-Олинтер А.И. Духовно-правовое пространство России и специфика миссионерской деятельности Православия // Миссионерское обозрение. 2001. № 3. С. 8-10.
95. Хвыля-Олинтер А.И. Конституция 1993 года - взгляд православного юриста // Миссионерское обозрение. 2003. № 12. С. 21-24.
96. Хвыля-Олинтер А.И. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. 58 с.
97. Хвыля-Олинтер А.И. Проблемы духовной безопасности общества и личности в миссионерской деятельности РПЦ // Миссионерское обозрение. 2002. № 12. С. 8-18.
98. Хвыля-Олинтер А.И. Специфика религиозных культов зла как источников преступности // Миссионерское обозрение. 2000. № 2. С. 5-9.
99. Хвыля-Олинтер А.И. Специфика преподавания сравнительного богословия и сектоведения в православных миссионерских учебных за-ведениях // Миссионерское обозрение. 2002. № 3. С. 12-15.
100. Чудинов С.И. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама). М.: Флинта: Наука, 2010. 312 с.
101. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] http://www.academia.edu/800250(дата обращения: 01.11.2017).
102. Little M. But Any Religious Extremists Have Their Roots.
[Электронный ресурс]
http://www.un.org/disarmament/HomePage/HR/docs/2000/2000Dec22_IHT.pd f (дата обращения: 01.11.2017).