ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН СЕКТАНТСТВА В СОВРЕМЕННОМ 9
ОТЕЧЕСТВЕННОМ СЕКТОВЕДЕНИИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ
МИССИОНЕРСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЕКТАМ В РОССИИ
1.1. Феноменология деструктивной религиозности в современном 9
православном религиоведении
1.2. Исторический опыт методологии и практики миссионерского 20
противодействия сектам в дореволюционной России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ 34
АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИМ И НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Методологические и практические особенности миссионерской 34
работы с экстремистскими религиозными объединениями (на примере «Свидетелей Иеговы»)
2.2. Методологические и практические особенности миссионерской 46
работы с новыми религиозными объединениями (на примере «Церкви Объединения»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Современная Россия представляет собой поликонфессиональное государство, в связи с чем на территории наше страны действует огромное количество религиозных организаций и групп. Следует отметить, что большую часть из этих религиозных объединений составляют так называемые секты, новые религиозные объединения, тоталитарные секты или деструктивные культы. Деятельность подобных религиозных объединений за-частую носит разрушающий по отношению к личности, обществу и государству характер. Со своей стороны, российское государство делает многое, чтобы противостоять данному религиозному деструктиву.
Однако, основная нагрузка по недопущению распространения деструктивной духовности в нашем Отечестве лежит на традиционных культурообразующих религиях, одной из которых является Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В свою очередь миссионеры нашей Церкви ведут на этом поприще настоящую духовную войну. Но, к сожалению, на сегодняшний день в России при всём многообразии методик и практических рекомендаций по обличению сектантства, фактически отсутствуют методологии и практические рекомендации противодействия новым религиозным объединениям в миссионерской деятельности.
Таким образом, исследование, посвящённое методологическим и практическим аспектам миссионерской деятельности по противодействию сектам в современной России, является актуальным.
Степень разработанности проблемы. Тема противодействия секта в России на сегодняшний день получила достаточно широкое распространение в работах отечественных сектоведов и религиоведов.
Но прежде чем говорить о современном состоянии разработанности темы противодействия сетам, необходимо отметить, что ещё в дореволюционной России возникает ряд исследований, которые проводят отечественные историки, богословы и даже юристы, которые не только изучают историю формирования основных понятий о сектантстве, но и полностью раскрывают их генезис и эволюцию. В итоге в Российской Империи складывается достаточно мощная богословско-историческая база, которая не только позволяет изучать сами секты, но и способствует противодействию религиозной деструкции с их стороны.
К плюсам дореволюционного отечественного исследования нетрадиционной религиозности можно отнести существенные теоретические разработки методологии исследования отечественного религиозного радикализма и фундаментализма. В отличие от западной философской мысли, сектантство в Рос-сии воспринималось не как норма противопоставления официальной Право-славной Церкви, а напротив, как «болезнь» общества, которую необходимо искоренять без помощи репрессивного государственного аппарата.
Переходя непосредственно к рассмотрению современного состояния степени разработанности проблемы противодействия сектам, необходимо от-метить, что на сегодняшний день по данному научному направлению существует достаточно большое количество работ, ставших уже классическими. К числу подобных работ можно отнести труды таких авторов, как Дворкина
содержится в справочных пособиях Куликова И.В. и Таевского Д.А..
А также можно отметить работы Стивена Хассена, Дж. Макдауэлла, Дона Стюарта, Д. Рида, Ф.В. Кондратьева, Е.Н. Волкова, которые свои-ми исследованиями пытаются привлечь общество, правительство и различных специалистов к широкому спектру проблем, которые порождает деятельность мноточисленных сект. С другой стороны, их исследования вносят значительный вклад в области разработки методов и форм помощи жертвам сектантского насилия. Огромное значение в сфере реабилитации бывших адептов новых религиозных объединений имеет исследовательская деятельность Олега Стеняева.
Однако, при всём многообразии работ, посвящённых противодействию сектам в современной России, сфера именно миссионерского противодействия, а, тем более, методологические и практические аспекты подобного противодействия, достаточного освящения в научной литературе ещё не получили.
Объект исследования: миссионерская деятельность Русской Право-славной Церкви Московского Патриархата: история и современное состояние.
Предмет исследования: теория и практика миссионерской деятельности Русской Православной Церкви Московского Патриархата по противодействию новым религиозным объединениям в современной России.
Целью исследования является анализ исторического опыта противодействия сектам в истории Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а также разработка методологических и практических рекомендаций для миссионерской деятельности по противодействию экстремистским и новым религиозным объединениям в современной России.
Для осуществления поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- проанализировать феноменологию деструктивной религиозности в современном православном религиоведении;
- охарактеризовать исторический опыт методологии и практики миссионерского противодействия сектам в дореволюционной России (вторая половина XIX - начало ХХ вв.);
- рассмотреть методологические и практические особенности миссионерской работы с экстремистскими религиозными объединениями (на примере «Свидетелей Иеговы»);
- исследовать методологические и практические особенности миссионерской работы с новыми религиозными объединениями (на примере «Церкви Объединения»).
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе обобщены и уточнены признаки современного феномена деструктивной религиозности, а также произведён анализ исторического опыта миссионерского противодействия Русской Православной Церкви Московского Патриархата сектантству в дореволюционной России на основании исследования новых современных для того времени исторических источников и литературы. Кроме того, в работе определён ряд практических рекомендаций для миссионеров по противодействию наиболее распространённым и многочисленным сектам, активно действующим на сегодняшний день на территории Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа исследования. В ходе проведения исследования было применено несколько методов, а именно систематизации, сравнения и интерпретации. В свою очередь, метод систематизации позволил систематизировать и обобщить разные подходы к определению признаков новых религиозных объединений, с целью выявления наиболее общих отличительных особенностей современных сект. Метод интерпретации позволил проанализировать и интерпретировать исторический опыт миссионерского противодействия сектам в дореволюционной России применительно к современной религиозной ситуации. Метод сравнения позволил провести сравнительный анализ догматики новых религиозных объединений с православным вероучением для, а также культовых практик современных сект с влиянием их на адептов с целью обоснования методологических и практических рекомендаций для миссионерской деятельности по против-действию деструктивной духовности.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке памяток и сборников практических рекомендаций для миссионеров по противодействию современны сектам. В образовательном процессе материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании следующих дисциплин: «Сектоведение», «Принципы и методы миссионерской деятельности», «Сравнительное богословие», «История Русской Православной Церкви», «Новые религиозные движения».
Структура исследования обусловлена его целью, задачами и используемой методологией. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы.
Также следует отметить, что первая глава работы является в первую очередь методологической, позволяющей проанализировать феноменологию деструктивной религиозности в современном православном религиоведении, а также охарактеризовать исторический опыт методологии и практики миссионерского противодействия сектам в дореволюционной России (вторая поло-вина XIX - начало ХХ вв.). В свою очередь, вторая глава нашего исследования на конкретных примерах позволяет рассмотреть методологические и практические особенности миссионерской работы с экстремистскими религиозными объединениями (на примере «Свидетелей Иеговы»), что является без-условным отражением наиболее актуальной для нашего региона миссионерско-сектоведческой тематики, а также исследовать методологические и практические особенности миссионерской работы с новыми религиозными объединениями (на примере «Церкви Объединения»), что является отражением наиболее актуальной для нашего государства миссионерско-сектоведческой тематики.
Подводя итоги, можно говорить о том, что на сегодняшний день существуют религиозные объединения, которые можно назвать сектами или новыми религиозными объединениями. Для того, чтобы их определить в качестве сект необходимо пользоваться наиболее общими признаками подобной религиозной деструкции, выделенными современными исследователями данной проблематики. В целом к подобным признакам современного сектантства относятся: люди в сектах всегда подчинены организации или лидеру-гуру, которые делают их своими рабами; современные сектантские религиозные объединения повсеместно практикуют финансовую эксплуатацию своих адептов; отрицание истинности всех других религий; синкретический характер догматики; лидер секты, утверждающий, что он - Мессия; выделение одних мест Священного Писания и полное игнорирование других мест Библии; секта не может выжить без небиблейского откровения; человек не может спастись, если он не является членом именно этого нового религиозного объединения; секты не дают твёрдой надежды и веры; нечистота и неясность их догматики; секты покланяются Господу Иисусу Христу только устами, но не сердцем и душой; однозначно ложный пусть к спасению.
Однако необходимо помнить следующее. Есть течения, которые можно назвать близкими к переходу в статус секты. Это религиозные течения, имеющие только несколько сектантских характеристик. Возможно, в дальнейшем развитии каждой группы все определяется личностью лидера, который четко формулирует основные положения своего учения, причем в догматике данного учения огромную роль играет сама личность лидера. Такое вероучение неотделимо от требований полного подчинения этому человеку, принятия его откровений, его образа мыслей, в результате чего его последователи теряют независимость мышления. На определенном этапе влияние учения лидера становится не меньше, чем влияние Писания. Положение становится опасным, возникает проблема.
Следует отметить, что с подобными проблемами распространения и деятельности сектантства Россия сталкивалась достаточно часто, особенно в дореволюционный период своей истории. Во второй половине XIX века в Российской Империи количество сект и их адептов было огромным. На это обращало своё пристальное внимание государство в лице Министерства Внутренних Дел, а также представители светской науки. Однако основную часть работы по противодействию сектам оказывала именно Русская Православная Церковь посредствам своей активной миссионерской деятельности.
Более того, поднятие на должную высоту церковной дисциплины и строгое применение её к сектантам при вышеуказанных мерах воздействия на них Церкви и её миссии, значительно подняло религиозную настроенность православного русского народа, ослабило вредное, разлагающее влияние на него сектантов и возвратить в лоно спасающей Церкви более благоразумных из них.
В целом же, изучение и обобщение исторического опыта противодействия сектам в миссионерской деятельности Русской православной Церкви, позволяет на сегодняшний день выявить наиболее эффективные методологические и практические аспекты противодействия сектантству, а также не до-пустить повторения тех методологических и практических ошибок в миссионерской деятельности по противодействию современным сектам. Однако, данная тема на сегодняшний день мало изучена, так, как только недавно стали доступны для анализа некоторые источники и документы исследуемого периода времени. Именно поэтому изучение отечественной истории противодействия Церкви сектам требует дальнейшего более глубокого изучения.
Переходя непосредственно к современности, можно говорить о том, что современный православный миссионер должен знать ряд методологических и практических рекомендаций и использовать их в своей деятельности по противодействию сектам. В методологическом плане конкретно в работе с сектой «Свидетели Иеговы», особый интерес представляет знание сравни-тельного анализа догматических положений выше обозначенной секты с православным вероучением. В практическом плане наибольший интерес для противодействия «Свидетелям Иеговы» представляют те рекомендации, которые ориентированы на знание и практическое применение особенностей культовой практики, повседневной жизни рядовых последователей и психологической обработки адептов в новом религиозном объединении «Свидетели Иеговы».
Также необходимо отметить, что даже после их признания в отдельных регионах России экстремистским религиозным объединением, они достаточно активно продолжают свою деятельность в данных регионах, не останавливаясь не перед чем. Они ищут самые различные пути обхода российского законодательства для продолжения своей деятельности. То есть «Свидетели Иеговы» могут достаточно быстро адаптироваться к любым методам и формам миссионерской работы по противодействию им. Поэтому выделенные и предложенные нами методологические и практические рекомендации по противодействию «Свидетелям Иеговы» могут быть достаточно быстро переосмыслены представителями данной секты и потерять свою эффективность. В виду чего, данная тема требует постоянного изучения и совершенствования.
В отличие от «Свидетелей Иеговы», в секте «Церковь Объединения» главный упор воздействия на человека отводится правилам и дисциплине. Постепенно выполнение правил и дисциплина завораживают неофита и пре-вращают его в адепта. Он всё больше вовлекается в этот процесс, не замечая, как правила и дисциплина становятся всё более и более жёсткими. Именно от этого в первую очередь должен отталкиваться миссионер в своей работе по противодействию данному новому религиозному объединению.
Кроме того, при проведении миссионерской деятельности с адептами «Церкви Объединения», также, как и со «Свидетелями Иеговы», миссионеру необходимо чёткое знание сравнительного богословия, чтобы видеть, а также указывать на теологические различия между Православием и «Церковью Объединения», проповедующей объединение всех религий и «не видящих» в них различия.
Однако, при всей, кажущейся тривиальной, методологии и практики миссионерского противодействия данной секте, необходимо помнить, что именно «Церковь Объединения» является одной из передовых сект в разработке новых методов воздействия на своих адептов, поэтому постоянное исследование её методик является одной из важнейших задач для современного миссионерства.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 1999. - 1372 с.
Монографии:
2. Адливанкин, И.А. Нашествие в окружении сект и оккультизма / И.А.Адливанкин. - Минск: Лучи Софии, 2003. - 368 с.
3. Андерсон, В. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия / В. Андерсон. - СПб.: Издание В.И. Губинского, 1904. - 470 с.
4. Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада / Е.Г. Балагушкин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 286 с.
5. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. / Е. Г. Балагушкин. - М.: Институт философии, 2002. - 249 с.
6. Буткевич, Т.И. Обзор русских сект и их толков / Т.И. Буткевич. - Харьков: Типография Губернского правления. 1910. - 637 с.
7. Васильев, В.Н. Наша вера / В.Н. Васильев, С. М.Смирнов, И. Г.Федоров. - М.: Ковчег, 2003. - 292 с.
8. Введенский, А.А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов / А.А. Введенский. - Одесса: Типография Одесских Новостей, 1912. - 205 с.
9. Гессен, Ю.И. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о жительстве евреев в России / Ю.И Гессен. - СПб.: Типография А. Г. Розена, 1911. - 175 с.
10. Дворкин, А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным / А.Л. Дворкин.
- М.: Русская Православная Церковь: Московский Патриархат, 2000. - 48 с.
11. Егорцев, А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести: статьи, документы, журналистские расследования деятельности нетрадиционных религиозных организаций в современной России /А.Ю. Егорцев. - М.: Информационно-миссионерский центр «Сектор», Московское Подворье Свято-Троицко-Сергиевой Лавры, 1997. - 107 с.
12. Иванов, В.Ф. Православный мир и масонство / В.Ф.Иванов.
- М.: ТРИМ, 1993. - 96 с.
13. Кондратьев, Ф. В. Современные культовые новообразования (“секты”) как психолого-психиатрическая проблема / Ф. В. Кондратьев. - Белгород: Миссионерский отдел МП РПЦ, 1999. - 55 с.
14. Конь, Р.М. Введение в сектоведение / Р.М. Конь. - Нижегородск: изд-во «Холдинговая компания ИНТЕРРОС», 2008. - 496 с.
15. Кураев, А. Уроки сектоведения: Как узнать секту. На при-мере движения рериховцев / А.Кураев. - СПб.: Формика, 2002. - 448 с.
16. Лири, Т. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Т. Лири, М. Стюарт. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 112 с.
17. Макдауэлл, Дж. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей / Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. - М.: Протестант, 1993. - 224 с.
18. Маркелов, О. Держава смерти / О. Маркелов. - Киев.: Оран- та, 2004.-192 с.
19. Мартинович, В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения / В.А. Мартинович. - Минск.: БГУ, 2007. - 104 с.
20. Осипов, А.И. Тоталитарные секты: технология обмана / А.И. Осипов. - Минск: Белорусский Экзархат, 2004 - 192 с.
21. Пургавин, А.С. О необходимости и способах всестороннего изучения русского сектантства / А.С. Пургавин. - СПб.: Типография В. Безобразова и Комп., 1880. - 48 с.
22. Рейснер, М.А. Государство и верующая личность. Сборник статей / М.А. Рейснер. - СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1905. - 427 с.
23. Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Сост. А. Л. Дворкин. - М.: Изд. Московской Патриархии, 2000. - 736 с.
24. Скворцов, В.М. Существенные признаки и степень вредность мистических и рационалистических сект / В.М. Скворцов. - Киев: Типография С.В. Кульженко, 1896. - 38 с.
25. Скоров, А.Ф. Законы о раскольниках и сектантах. Изд. II / А.Ф. Скоров. - М.: Самотечная Садовая, дом Дукмасова, собственное Издание, 1903. - 238 с.
26. Современные ереси и секты на Руси; Под ред. митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. - 2-е изд., доп. - Житомир: НИ-КА, 2001. - 312 с.
27. Современные секты в России. Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения. - М. - СПб.: С нами Бог, 1995. - 77 с.
28. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, массоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Подгот. текста Н.И. Макаровой. - М.: Литература, 1996. - 624 с.
29. Таевский, Д. А. Синкретические религии и секты: словарь- справочник / Д. А. Таевский. - М.: Интрада, 2001. - 160 с.
30. Хассен, Стивен. Освобождение от психологического насилия / Стивен Хассен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Изд-ский дом Нева, 2001. - 400 с.
31. Хвыля-Олинтер, А.И. Опасные тоталитарные формы религиозных сект/ А.И. Хвыля-Олинтер, С. А. Лукьянов. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. - 83 с.
32. Чернышев, В.М. Меч обоюдоострый: противосектант. по- лемич. сб. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.М. Чернышев. - Херсон: Изд. Херсоно-Таврич. епархии УПЦ, 1998. - 287 с.
Статьи:
33. Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах/ Е.Н. Волков // Журнал практического психолога.
- 1996.- № 3.- С. 76-82.
34. Итоговое заявление Международного христианского семи-нара «Тоталитарные секты в России» // Альфа и Омега. - 1994. - № 2. - С.31-35
35. Мартинович, В.А. К вопросу о православном сектоведении в современном мире / В.А. Мартинович // Минские Епархиальные Ве-домости. - 2005.- №3.- С. 55-59.
36. Мартинович, В.А. О миссии Церкви и «миссии» секты / В.А. Мартинович // Ступени. - 2002.- №3. - С. 36-37.
37. Николаев, П.А./ О понятии «секта» /П.А. Николаев// Религия и право. - 1999. - №2. - С.23.
38. Романова, Е.Г. Религия и терминология / Е.Г. Романова // Религия и право. - 1999. - № 3. - С.16.
39. Свящ. Олег Стеняев, Учение Иисуса Христа об отношении к сектантам / Свящ. Олег Стеняев // Миссионерское обозрение. - 2005.-№ 1. - С. 16-20.
40. Хвыля-Олинтер, А.И. Специфика религиозных культов зла как источников преступности / А.И. Хвыля-Олинтер // Миссионерское обозрение. - 2000. - № 2. - С. 5-9.
41. Хвыля-Олинтер, А. И. Специфика преподавания сравни-тельного богословия и сектоведения в православных миссионерских учебных заведениях / А. И. Хвыля-Олинтер // Миссионерское обозре¬ние. - 2002. - № 3. - С. 12-15.
42. Хвыля-Олинтер, А. И. Проблемы духовной безопасности общества и личности в миссионерской деятельности РПЦ / А. И. Хвыля-Олинтер // Миссионерское обозрение. - 2002. - № 12. - С. 8-18.
43. Хвыля-Олинтер, А. И. Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений / А. И. Хвыля- Олинтер // Миссионерское обозрение. - 2003. - № 2. - С. 11-17.
Энциклопедии, словари, справочники, хрестоматии, учебники:
44. Возьмитель А.А. Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности) / Иоанн (Попов) архиепископ, А.А., Возьмитель, А.И., Хвыля-Олинтер. - М., 2005. - 109 с.
45. Дворкин, А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. - Н. Новгород: Братство во имя св. князя Александра Невского, 2002 - 816 с.
46. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. - Белгород, 1996. - 80 с.
47. Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века». Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 года: Сборник; Печатается по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. - Н. Новгород: Братство во имя св. князя Александра Невского, 2001. - 293 с.
48. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви Информационно-аналитический вестник № 1 Изд-е 3-е, переработ, и дополн. Белгород, 2002. - 459 с.
49. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: справочник. - 3-е изд. доп. и перераб. - Восточно-мистические группы. / авт.-сост. И. Куликов. - М.: «Паломник», 2000. - Т.4. - Ч. 1. - 388 с.
50. Религии и секты в современной России: справочник. - Новосибирск, 2001. - Версия 1.6.
51. Таевский, Д.А. Христианские ереси и секты I-XXI веков: Словарь / Д.А. Таевский. - М.: Intrada, 2003. - 320 с.
52. Хвыля-Олинтер, А.И. Проблемы религиозно - духовной безопасности в России на современном историческом этапе (методическое пособие для служащих органов государственной власти и местно¬го самоуправления) / А.И. Хвыля-Олинтер. — Москва, 2005. - 84 с.
Интернет-ресурсы:
53. Питанов, В.Ю. Введение в сектоведение / В.Ю. Питанов. - Режим доступа:http://apologet.narod.ru
54. Рид, Д. Как обыкновенные люди попадают под контроль
культа / Д. Рид. - Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bo goslov Buks/sekta