Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы в психологии к изучению мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей среднего школьного возраста 7
1.1 Общее понятие мотива и мотивации в психологии 7
1.2 Психолого-физиологическая характеристика детей среднего
школьного возраста 12
1.3 Формирование мотивации к занятиям спортом у детей среднего
школьного возраста 15
Выводы по I главе 24
Глава 2 . Эмпирическое исследование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей среднего школьного возраста 26
2.1 Организация и методы исследования мотивации к занятиям спортом 26
2.2 Анализ результатов 29
2.3 Методические рекомендации по формированию мотивации к занятиям физической культуры и спортом у детей среднего
школьного возраста 34
Выводы по II главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы
Актуальность. Одной из самых важных составляющих жизни российских граждан сегодня являются физическая культура и воспитание. Особое значение физическая культура приобретает в период обучения в школе. Это можно объяснить тем, что учебная нагрузка обучающихся растет с каждым годом, особенно в последние десять-пятнадцать лет. Объем учебной нагрузки приводит школьников к малоподвижности, утомляемости, ограниченности мышечных усилий. Это, безусловно, приводит к различным заболеваниям нервной системы, двигательного аппарата, сердечно¬сосудистым заболеваниям и др. Статистические данные подтверждают, что за весь период обучения в школе от I до XI класса количество больных детей возрастает в 2-3 раза, детей с нарушениями осанки - 80-90% от общего количества школьников. Это подводит нас к мысли, что для полноценного психического и физического развития школьников необходимы активные занятия физкультурой и спортом. Задача родителей и учителей мотивировать их к активному образу жизни, занятиям спортом и просто физической культурой. Такая мотивация служит основанием для всестороннего физического развития, укрепляет здоровье школьников, помогает улучшению их работоспособности и снижает утомляемость и формирует разные двигательные умения и навыки. Одновременно активные физические упражнения повышают сопротивляемость детского организма к различным заболеваниям при этом создавая объективные предпосылки для гармоничного развития личности.
Бесспорным является тот факт, что систематические и целенаправленные занятия физическими упражнениями и соблюдение развивающего тренировочного режима эффективно служит улучшению как физического, так и психического здоровья современных школьников. Этим целям служат школьные уроки физкультуры, занятия в различных секциях и самостоятельные физические упражнения, выполняемые в домашних условиях. Сегодня, констатируя то, что количество детей, занимающихся
физической культурой и спортом увеличивается, все же цифры остаются недостаточно высокими. Это только 20-25% от всех учеников. Это нас подводит к мысли о том, что нужно заниматься вопросами повышения мотивации учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.
Однако, можно отметить, неоднозначный подход спортивной педагогики к вопросам формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В настоящее время в школах отмечается ослабление воспитательных функций, при этом именно на уроках физической культуры и при посещении спортивных секций реально осуществляется воспитательное воздействие на учащихся. В связи с этим, проблема формирования мотивации школьников к занятиям физической культурой является одной из наиболее сложных проблем и заслуживает особого внимания. Исследование мотивационных факторов связано с поиском источников деятельности и сил, которые побуждают человека к выполнению какой-либо деятельности и определяют его направленность поведения.
Следует отметить, что сегодня существует недостаточное количество работ, исследующих механизмы формирования мотивационных факторов к ведению здорового образа жизни и занятия физической культурой. Проблемой изучения мотивов занятий физическими упражнениями и спортом занимались Е.П. Ильин, А. Ц. Пуни, В. А. Соколов, И.А. Юров и др.
В связи с этим, вопрос содержательных характеристик мотивации при занятиях физической культурой и спортом предстает как один из наиболее актуальных вопросов в психологии. Разрешение данной проблемы подразумевает изучение элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимосвязи, установление роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Цель исследования - теоретически обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой учащихся среднего школьного возраста (подростков).
Объект исследования - мотивация при занятиях спортом у подростков.
Предметом исследования является развитие мотивационных основ к занятиям физической культурой у подростков, формирование мотивации к этим занятиям.
В работе нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Дать определение понятиям «мотив» и «мотивация» с позиции психолого-педагогической науки.
3. Дать психолого-физиологическую характеристику подростков.
4. Определить мотивы занятий спортом у подростков.
5. Экспериментально обосновать эффективность форм и средств, которые способствуют формированию мотивации к занятиям физической культурой у подростков.
6. Определить рекомендации по формированию мотивации к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что возрастные особенности влияют на мотивацию к занятиям физической культурой и спортом и зависят от организационно-педагогических условий.
Методологические основы исследования составили теоретические положения о мотивах и мотивации В.Н. Мясищева; В.Г. Леонтьева, Ж. Годфруа, К.К. Платонова, П.М. Якобсона, Дж. Аткинсона, А. Маслоу.
Вопросы физического воспитания школьников раскрываются в трудах Е.П. Ильина, А.Н. Варламова, В.Х. Иванова, В.П. Кочнева, Н.Н. Курилова, М.И. Лыткина, М.С. Мартыновой, В.К. Павлова, И.И. Портнягина, Н.К. Шамаева.
При проведении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, методика «Мотивы занятий спортом» (автор Шаболтас А. В.).
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя
общеобразовательная школа № 3, г. Альметьевск.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении мотивов к занятиям физической культуры у подростков, а также в определении влияния возрастных особенностей школьников среднего возраста на занятия физической культурой.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования в реальном учебном процессе, и на уроках физической культуры, и на спортивных тренировках.
Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что проблема мотивации в спорте остается актуальной.
Мотивационная сфера личности представляет интерес в связи с проникновением в процессе исследования во внутренний план действий развивающегося человека, его приобщения к пониманию своего внутреннего мира и отработки умений в саморегуляции, самовоспитании и самоуправлении своим поведением. Формирование мотивационной сферы зависит от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально-психологических контактов самопознания и
самосовершенствования.
Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день в науке нет однозначного понимания таких понятий, как "мотив", "мотивация", "мотивационная сфера личности". Это связано с тем, что ученые стоят на разных теоретических позициях, являются представителями различных психологических школ. Они используют эти понятия и включают в них различное содержание. При этом очевидно, что все ученые соглашаются с тем, что мотивация предполагает целенаправленность и устойчивость деятельности и направлена на достижении определенной цели.
В силу возрастных особенностей подросткового возраста основными мотивами занятиями спортом (помимо интереса к самому виду спорта) на начальном этапе являются общение с товарищами, вне тренировочные факторы (игровая деятельность).
Нами был проведен теоретический анализ литературных источников по теме исследования; определены особенности мотивационной сферы подростков; выявлены основные виды мотивов занятием спортом и условия формирования мотивов занятием спортом. Кроме этого был предложен комплекс рекомендаций направленных на организацию и повышение мотивации подростков к занятиям спортом.
Этот комплекс предполагает использование на занятиях по физической культуре использование определенных принципов, способствующих формированию мотивации занятий спортом у школьников среднего возраста.
1. Принцип дифференцированного обучения, предполагающего оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
2. Эмоциональный настрой. Поднять эмоциональный фон учащихся среднего школьного возраста рекомендуется путем введения игровых, так и силовых методов.
3. Принцип разнообразия используемых на средств и методов проведения занятий по физической культуре. Однообразная физическая деятельность может привести учащихся к образованию таких негативных психических состояний, как монотония, психическое пресыщение и т.
4. Принцип сотрудничества, который помогает организовать обучение в совместной развивающей деятельности, основанной на взаимопонимании.
5. Организация тематических бесед и работ проектно-исследовательской направленности. Это поможет подростку выстроить самостоятельную деятельность, в соответствии с его личными интересами.
6. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Такие технологии помогают осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся.
7. Формирование положительного отношения к учителю физкультуры (тренеру). Для формирования такого отношения учителю следует уделять больше внимания эффективному общению с ребятами, развивать у себя коммуникативные способности, проявлять доброту и уважение к детям, справедливость и т д.
8. Проведение экскурсий, походов, коллективных спортивных праздников.
9. Организация работы по вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность школьников с отклоняющимся поведением и ограничениями здоровья.
Предложенные нами организационные спортивные мероприятия по методы проведения занятий по физической культуре помогут сформировать у подростков новое понимание смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности: учеб. - метод, пособие / В.Г. Асеев - М.: Мысль, 2006. -158 с.
2. Баранова, О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и её развитие у студентов педагогического колледжа: учеб. - метод, пособие / О.В. Баранова Иркутск, 2012. - 154 с.
3. Безверхняя, Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом: учеб. - метод, пособие / Г.В. Безверхняя - М.: Логос, 2012. - 118 с.
4. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 479 с..
5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. - метод, пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М.; Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2012.-800 с.
7. Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности: учеб. пособие/ И.А. Джидарьян - М. «Наука», 2012.-143с.
8. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно - методической
деятельности в физической культуре и спорте. М.: Фи^ 2003.- 425 с.
9. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности: учеб. пособие/ А.Г. Здравомыслов - М., 2010. - 221 с.
10.Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов - И. А. Зимняя - М., 2009.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие/ Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2012. - 508 с.
12. Круцевич, Т.Ю. Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи: учеб. пособие/ Т.Ю Круцевич. - М.: Дело, 2011.
13. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах: учеб. пособие/ А.Н. Леонтьев - М.: Педагогика, 2013.-Т. 1.-329 с.-Т. 2.¬320 с.
14. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с. с.583.
15. Маркова, А.К. Психология профессионализма: учеб. пособие/ А.К. Маркова- М.: Просвещение, 2011. - 308 с.
16. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных
спортсменов: учеб. пособие/ под об. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 280 с.
17. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии: учеб. для вузов/ Р.С Немов - М.: Просвещение: Владос, 2013. - 512 с.
18. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.-256 с.
19. Реан, А.А., Педагогика: учеб. для вузов/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, СПб: Издательство «Питер»,2009. 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. для вузов/ С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2013 - 712 с.:
21. Сафин, В.Ф., Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал / Г.П. Ников, В.Ф. Сафин 2014. - №4. - С. 65-73., с. 73
22. Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление [Текст]: учеб. пособие/ Н.Д. Творогова - М.: Смысл, 2002. -246 с.
23. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ: учеб. пособие - М: Физкультура и спорт, 2011. - С. 104-109.
24. Тер-Ованесян, А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание: учеб. пособие / А.А.Тер-Ованесян - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 208 с.
25. Филин, В.П. Основы юношеского спорта: учеб. пособие / В.П. Филин, Н.А. Фомин - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 348 с.
26. Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие - М.: Академия, 2011. - 144 с.
27. Шуткин, С.Н. Педагогические условия воспитания основ
самоорганизации личности на уроке физкультуры: учеб. пособие/ С.Н. Шуткин - Липецк: ЛГУ, 2013.-215 с.
28. Р. Уэйнберг, Д. Гоулд Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.
29. Юров И.А. Мотивация спортсменов: гендерный и квалификационный аспекты. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3 / том 18 / 2012. - С.186-189.
30. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0% B2%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F.