РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ 7
1.1. Художественное восприятие: сущность понятия, структура 7
1.2. Особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ 30
2.1. Определение уровня развития основ художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ 7
1.1. Художественное восприятие: сущность понятия, структура 7
1.2. Особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ 30
2.1. Определение уровня развития основ художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Основу любого художественного творчества составляет художественное восприятие. Оно дает возможность человеку входить в мир художественной культуры, позволяет создавать новые художественные произведения на основе собственного мировосприятия. Наиболее успешно художественное восприятие развивается в области изобразительного искусства, так как представляет собой целостный способ отражения мира, органичный целостному мировосприятию дошкольника. Кроме того, по данным исследований психологов, развитие художественного восприятия происходит только на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок дошкольного возраста проявляет максимальную активность. Следовательно, дошкольный возраст является сензитивным для развития художественного восприятия. Если упустить возможность развития художественного восприятия в период дошкольного детства, то при взрослении ребенка это будет осуществить гораздо сложнее, а порой и невозможно.
Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в научных трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.В. Калинина, Н.В. Мороз, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.И. Смаковская, Ю.В. Стюарт, Т.Н. Томина, П.М. Якобсон и др. Ученые- исследователи подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка.
По мнению ряда исследователей (Т.А. Копцева, К.А. Курочкина, A.A. Мелик-Пашаев, Т.Н. Томина, Е. Флерина, Р.М. Чумичева и др.) развитию художественного восприятия ребенка-дошкольника способствует ознакомление с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства. Однако на практике, недостаточно внимания уделяется развитию основ художественного восприятия у детей. На наш взгляд, ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства и обучение декоративному рисованию являются эффективными средствами развития художественного восприятия дошкольников.
А.П. Усова отмечала, что естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития художественного восприятия у детей пятого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Гипотеза исследования: успешность в развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
1) обогащением предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации;
2) формированием эмоциональной отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства;
3) обеспечением активной позиции детей в создании собственных композиций узоров на основе элементов орнамента разных видов декоративной росписи.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «художественное восприятие», структуру художественного восприятия.
2. Рассмотреть особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
4. Обобщить методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
-теоретические методы: анализ научной литературы; сравнение, обобщение;
-эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование;
- методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г.) - Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования. Определение научного аппарата исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (ноябрь 2016 г.- апрель 2017 г.) - обобщение методических рекомендаций.
Третий этап ( май 2015 г.) - систематизация и обобщение результатов
6 исследования, формулирование выводов, оформление работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение
Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в научных трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.В. Калинина, Н.В. Мороз, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.И. Смаковская, Ю.В. Стюарт, Т.Н. Томина, П.М. Якобсон и др. Ученые- исследователи подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка.
По мнению ряда исследователей (Т.А. Копцева, К.А. Курочкина, A.A. Мелик-Пашаев, Т.Н. Томина, Е. Флерина, Р.М. Чумичева и др.) развитию художественного восприятия ребенка-дошкольника способствует ознакомление с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства. Однако на практике, недостаточно внимания уделяется развитию основ художественного восприятия у детей. На наш взгляд, ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства и обучение декоративному рисованию являются эффективными средствами развития художественного восприятия дошкольников.
А.П. Усова отмечала, что естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития художественного восприятия у детей пятого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Гипотеза исследования: успешность в развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
1) обогащением предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации;
2) формированием эмоциональной отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства;
3) обеспечением активной позиции детей в создании собственных композиций узоров на основе элементов орнамента разных видов декоративной росписи.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «художественное восприятие», структуру художественного восприятия.
2. Рассмотреть особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
4. Обобщить методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
-теоретические методы: анализ научной литературы; сравнение, обобщение;
-эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование;
- методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г.) - Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования. Определение научного аппарата исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (ноябрь 2016 г.- апрель 2017 г.) - обобщение методических рекомендаций.
Третий этап ( май 2015 г.) - систематизация и обобщение результатов
6 исследования, формулирование выводов, оформление работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение
Развитие художественного восприятия - актуальная проблема теории и практики художественного воспитания дошкольников. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего максимального развития в период профессиональной творческой деятельности. Тем не менее, развитие художественного восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, опредмеченного в материале языка искусства, осмысленного на уровне содержания («замысла-переживания») и формы (как источника переживания) образа мира.
В теоретической части исследования нами были изучены работы многих педагогов и психологов (JI.C. Выготский, Г.Н. Кудина, A.A. Мелик- Пашаев, Б.М. Неменский, П.М. Якобсон и др.), посвященных проблеме развития художественного восприятия детей дошкольного возраста.
Экспериментальная работа включала проведение констатирующего этапа и составление методических рекомендаций для педагогов.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой успешность в развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
1) обеспечением предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации;
2) формированием эмоциональной отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства;
3) обеспечением активной позиции детей в создании собственных композиций узоров на основе элементов орнамента разных видов декоративной росписи.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить положительную динамику в развитии художественного восприятия у дошкольников.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были решены следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «художественное восприятие», структуру художественного восприятия.
2. Рассмотреть особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
4. Обобщить методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Таким образом, задачи исследования решены , цель достигнута.
В теоретической части исследования нами были изучены работы многих педагогов и психологов (JI.C. Выготский, Г.Н. Кудина, A.A. Мелик- Пашаев, Б.М. Неменский, П.М. Якобсон и др.), посвященных проблеме развития художественного восприятия детей дошкольного возраста.
Экспериментальная работа включала проведение констатирующего этапа и составление методических рекомендаций для педагогов.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой успешность в развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
1) обеспечением предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации;
2) формированием эмоциональной отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства;
3) обеспечением активной позиции детей в создании собственных композиций узоров на основе элементов орнамента разных видов декоративной росписи.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить положительную динамику в развитии художественного восприятия у дошкольников.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были решены следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «художественное восприятие», структуру художественного восприятия.
2. Рассмотреть особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
4. Обобщить методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Таким образом, задачи исследования решены , цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ И
ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В
ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у третьеклассников творческого воображения в процессе реализации проекта «Пуговичная поляна» на материале декоративно-прикладного искусства (Организация детской проектной и исследовательской деятельности, Вятский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020



