Введение...............................................................................................................3
1. Сергия Радонежский — игумен земли Русской...........................................4
2. Троице-Сергиева лавра в XIV – XV вв........................................................11
3. Последователи игумена Сергия Радонежского..........................................20
Заключение.........................................................................................................25
Список используемой литературы...................................................................26
Актуальность исследования. В настоящее время, когда роль церкви в жизни общества становится все более активной и значительной, возникает потребность в осмыслении социально-политических событий и явлений прошлого, исторического опыта отношений церкви и церковных организаций с различными слоями общества. В этой ситуации актуальным становится изучение вопросов игуменства.
Основанный наиболее почитаемым русским святым Сергием Радонежским в середине XIV в., в начальный период борьбы за объединение русских земель и национальную независимость, Троицкий монастырь из крохотной, затерявшейся в подмосковных лесах обители превращается в XV в. в крупнейшую феодальную церковную корпорацию
Целью настоящей работы является исследование деятельности игуменов крупнейшего монастыря России Троице-Сергиевой лавры в XIV – XV вв.
Задачи исследования:
1) анализ деятельности Сергия Радонежского — игумена земли Русско;
2) исследования устройства и быта в в Троице-Сергиевой лавре в XIV – XV вв.
3) характеристика деятельности последователей игумена Сергия Радонежского в XIV – XV вв.
Выдающаяся роль основателя Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского как церковно-политического деятеля и инициатора движения монастырского строительства в Северо-Восточной Руси определила особое положение созданной им обители уже в конце XIV в. Благодаря развитию общерусского почитания преподобного Сергия, росла известность Троицкого монастыря, формировался его неоспоримый авторитет и преимущественное положение среди других монастырей, что объясняло предпочтение, которое отдавали Сергиевой обители представители всех слоев древнерусского общества в важнейшем для средневекового человека деле "устроения" своей души и душ своих предков и родственников, которое обеспечивала церковь и, в частности, монастыри "во возврат" за вклады. На протяжении всего последующего существования монастыря это стало важнейшим фактором возникновения и увеличения его земельного и денежного богатства. Неиссякаемый даже в самые тяжелые для населения страны годы поток вкладов стал главным источником экономического могущества Троице-Сергиева монастыря, поставившего его уже в XV в. на уровень крупнейших феодальных собственников, не сравнимый с уровнем хозяйственного развития ни одного из монастырей в стране.
1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997.
2. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2009.
3. Знаменский Е.П. Учебное пособие по истории Русской Церкви. М., 2009.
4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. М., 2009.
5. Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000.
6. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. Изд. 4. М.: Общество любителей церковной истории: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000.
7. Малков Ю.Г. Русь Святая: Очерк истории православия в России.— М.: Правило веры, 2002.
8. Муравьев А.Н. История Российской Церкви. М.: Паломник, 2002.
9. Платон (Левшин), митр. Краткая российская церковная история. Сергиев Посад: СТСЛ, 2010.
10. Цыпин В. прот. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2011.