СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающиеся учреждений среднего профессионального
образования как объект социальной поддержки
Социальная поддержка обучающихся в системе среднего 24
профессионального образования в Российской Федерации: содержание, нормативно-правовые основы
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диагностика проблем социальной поддержки обучающихся в
условиях учреждений среднего профессионального образования (по результатам социологического исследования)
Социальный проект «Центр социальной поддержки
обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающиеся учреждений среднего профессионального
образования как объект социальной поддержки
Социальная поддержка обучающихся в системе среднего 24
профессионального образования в Российской Федерации: содержание, нормативно-правовые основы
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диагностика проблем социальной поддержки обучающихся в
условиях учреждений среднего профессионального образования (по результатам социологического исследования)
Социальный проект «Центр социальной поддержки
обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Современная российская действительность, характеризующаяся общественно-экономической нестабильностью, обостряет проблемы особо уязвимых групп населения. Одной из таких социально-демографических групп является студенческая молодёжь, которая, обладая значительными внутренними ресурсами, не имеет достаточного опыта их реализации, поэтому остро нуждается в надежной системе социальной защиты и поддержки.
Исследователи рассматривают студенческую молодежь, во-первых, как объект, нуждающийся во всесторонней поддержке государства в объеме, необходимом для нормализации адаптивных процессов и достаточном для разрешения возникающих жизненных проблем; во-вторых, – как активный субъект, обладающий всеми характеристиками, позволяющими самостоятельно справляться с трудностями, и создавать условия для устойчивого и безопасного развития общества.
Однако в силу того, что ведущей деятельностью студенческой молодёжи является учебная деятельность, на которую направлена большая часть имеющихся у неё ресурсов и времени, студенческая молодежь, безусловно, является объектом социальной поддержки.
В современных условиях особую актуальность приобретает создание системы социальной поддержки студентов учреждений среднего профессионального образования (которые испытывают на себе все тяготы образовательной реформы), основными задачами которой является организация системы сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья молодых людей, помощь в сложных ситуациях, налаживание отношений в социуме, анализ конкретных социальных ситуаций, обеспечивающих саморазвитие личности студента, реализацию его творческого потенциала.
Такая система поддержки предполагает организацию работы по таким направлениям, как социально-правовое, социально-психологическое, социально-информационное, культурно-досуговое, валеологическое и др. В целом социальную поддержку студентов можно определить как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития обучающегося в процессе его социализации и последующего профессионального становления.
Однако анализ научной литературы по проблеме, нормативно- правовых актов, регулирующих деятельность по организации социальной поддержки, контент-анализ сайтов учреждений среднего профессионального образования позволяет нам констатировать, что, как правило, социальная поддержка в таких учреждениях сводится исключительно к стипендиальному обеспечению: назначение академической стипендии для студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично» на очной форме за счёт бюджетных ассигнований, социальной стипендии, назначаемой определенным категориям обучающихся (детям-сиротам, инвалидам 1, 2 группы, обучающимся, получающим социальную помощь, пострадавшим от радиационного воздействия и некоторым другим), а также материальной поддержке обучающихся.
Вне зоны внимания педагогов и администрации техникумов и колледжей остаются студенты, нуждающиеся во вторичной занятости в связи с низкими доходами семьи, студенты, имеющие личностные затруднения, студенты-первокурсники с низким адаптационным потенциалом и многие другие, испытывающие необходимость в социальной поддержке, но по разным причинам не получающие её.
Изучение и анализ форм и методов социальной поддержки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений в связи с этим приобретают особую актуальность.
На сегодняшний день существует объективная потребность в комплексном подходе к решению проблем студенческой молодежи, в определении концептуальных основ государственной политики в отношении студенчества, наконец, в принятии Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», закрепляющего направления и механизмы обеспечения жизнедеятельности студентов, их социальной защищенности и разностороннего развития.
Степень научной разработанности. Методологические подходы к изучению молодежи как отдельной социальной категории рассматривают в своих работах В.Н. Боряз, И.С. Кона, Н.А. Чистякова, Ф.Р. Филиппова и др. Основные характеристики молодежи как социально-демографической группы находятся в поле зрения П.И. Бабочкина, И.В. Бестужева-Лады, И.С. Болотина, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, С.Г. Спасибенко, В.Т. Шапко и др.
Социальные проблемы молодежи, обусловленные переходом к рыночным отношениям, раскрывают В.А. Богданов, Т.Ф. Горбей, Б.Ф. Кваша, В.Т. Лисовский, В.П. Мощняга, Т.В. Пелевин, Н.Э. Петрова, А.В. Ромашов, П. Савченко, М. Федоров.
Проблемы организации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи анализируют Э.В. Дубинина, Ж.В. Жираткова, М.В. Мирзоян, Г.В.Мухаметзянова, П.Д. Павленок, М.С. Петрова, В.И. Филоненко, Е.И. Холостова.
Механизмы социальной защиты и поддержки социально «уязвимых» групп населения, в том числе молодежи, описывают Б.Е. Бреева, Н.А. Волгин, В.И. Волох, Э.Л. Воробьева, А.А. Громова, Г.А. Добровольская, И.Г. Зайнышев, А.Г. Здравомыслов, Г.М. Иващенко, Э.Т. Комалдинова, Н.К. Малярова, Л.П. Сидорова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, К.П. Хромова, Д.М. Черненко, И.Б. Шабалина, Л.Я. Энтин, В.А. Ядов.
Социальная поддержка студентов в условиях образовательного учреждения предполагает по сути помощь в решении наиболее остро стоящих социальных проблем. Специфические социальные проблемы студенческой молодежи рассматривают К. Берггрен, А. Бернаскони, И.С. Кон, В.Н. Кузнецов, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, П.Д Павленок, М. Ллейд, М. Осборн, П. Питре, Е.И. Холостоваи др. Каждый ученый определял собственное видение проблем с позиции педагогики, социологии, психологии, а также социальной поддержки.
Вместе с тем, модернизация системы высшего и среднего профессионального образования, изменения, происходящие на рынке труда и образовательных услуг, оказывают детерминирующее влияние на социальное положение студенчества, которое нуждается в системном осмыслении и требует разработки эффективной системы социальной поддержки на федеральном, региональном и локальном уровнях.
Однако анализ научной литературы показывает, что в решении проблем социальной поддержки студентов доминирует скорее ситуативный подход, ориентированный на принятие частных решений, не связанных единой концепцией. Необходим поиск новых подходов к формированию системы социальной поддержки студентов.
Несмотря на многообразие исследований проблем студенчества, в отечественной науке до сих пор отсутствуют специальные исследования, раскрывающие направления, формы и технологии социальной поддержки обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, возникла объективная необходимость совершенствования системы социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования. Основное противоречие, вытекающее из анализа литературы и изучения опыта деятельности учебных заведений среднего профессионального образования, состоит между потребностью обучающихся быть защищенными в период обучения в образовательном учреждении в кризисный период развития нашего общества и неготовностью образовательного учреждения обеспечить комплексную, разностороннюю социальную поддержку обучающихся.
Данное противоречие стимулировало нас искать пути совершенствования форм, видов и направлений социальной поддержки студентов колледжа, которые бы максимально удовлетворяли потребности студентов в такой поддержке и способствовали бы успешному решению студентами своих жизненных затруднений в период обучения в учреждении среднего профессионального образования.
Актуальность проблемы исследования и анализ степени ее научной разработанности позволил нам сформулировать научный аппарат исследования.
Объект исследования – социальная поддержка обучающихся.
Предмет исследования – специфика социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования.
Цель исследования – раскрыть содержание социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования и разработать социальный проект «Центр социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж», направленный на совершенствование социальной поддержки.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические основы социальной поддержки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования;
выявить проблемы социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования;
разработать социальный проект «Центр социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж».
Гипотеза исследования: создание в структуре Белгородского педагогического колледжа «Центра социальной поддержки обучающихся» будет способствовать:
интеграции усилий всех субъектов, вовлечённых в деятельность по социальной поддержке обучающихся;
реализации индивидуально-личностного подхода в социальной поддержке, предполагающего активность, субъектную позицию обучающегося;
реализации всего комплекса форм, видов и направлений социальной поддержки обучающихся.
На наш взгляд, только комплексный подход к организации социальной поддержки обучающихся в рамках деятельности единого структурного подразделения колледжа – Центра социальной поддержки (материальные и нематериальные формы поддержки) позволит охватить весь спектр проблем, возникающих у студентов на протяжении всего периода обучения в колледже, в решении которых им нужна опора не только на внутренние, но и на внешние ресурсы: начиная от оптимизации адаптационного периода первокурсников, организации стипендиального обеспечения, заканчивая социально-педагогическим сопровождением выпускников на этапе первичной профессиональной адаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные положения о диалектическом характере социальных отношений, о гуманистических принципах организации взаимоотношений людей в обществе (Г. Гегель, М. Монтень, В.А. Розанов, Ж.Ж. Руссо); системный подход (Т. Парсонс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др.); структурно- функциональный подход (М. Вебер, Т. Парсонс и др.); социологическая концепция жизненных сил человека (С. Григорьев, Л. Гуслякова, Ю. Растов и др.); основные положения феноменологии А. Щюца, теории социального действия М. Вебера.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
методы общетеоретического исследования: анализ литературы по проблеме исследования, статистических, периодических источников, контент-анализ интернет-сайтов образовательных учреждений среднего профессионального образования; обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование социальной поддержки обучающихся учреждений среднего профессионального образования;
методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили выявить проблемы и специфику социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования;
методы обработки, интерпретации и анализа результатов эмпирических данных (статистическая обработка данных, полученных в исследовании, осуществлялась в программе SPSS.22.0).
Эмпирическую базу исследования составили:
нормативно-правовые документы федерального, регионального, локального уровней по вопросам социальной поддержки студентов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в ред. от 23.02.2013 г.); ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ;Социальный кодекс Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165; Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 31.10.2014 № 314, Положение «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов ОГАПОУ БПК» № 148 и др.);
отчёт о самообследовании областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Белгородский педагогический колледж» (по состоянию на 01.04.2017 года);
материалы проведенного автором социологического исследования
«Диагностика проблем социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования», проведенного автором в апреле 2017 года на базе областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Белгородский педагогический колледж» (n=130). В ходе исследования нами также был проведён экспертный опрос (n=21).
Научная новизна исследования заключается в выявлении проблем обучающихся учреждений среднего профессионального образования, конкретизации принципов, направлений, мер социальной поддержки обучающихся в зависимости от специфики их жизненных затруднений и проблем, уточнении понятия «социальная поддержка студентов», которое определяется как комплекс правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических, организационных, консультативных мер, осуществляемых в условиях образовательного учреждения высшего/среднего профессионального образования, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития личностного, профессионального, социального потенциала обучающихся этих учреждений.
На защиту выносится следующее положение: система социальной поддержки студентов в условиях учреждений среднего профессионального образования создает предпосылки для решения имеющихся у студентов различного рода проблем: личностных, социальных, медицинских и правовых, а также выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи.
Деятельность «Центра социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ
«Белгородский педагогический колледж» будет:
способствовать интеграции усилий всех субъектов, вовлечённых в деятельность по социальной поддержке обучающихся;
основана на реализации индивидуально-личностного подхода в социальной поддержке, предполагающего субъектную позицию обучающегося, получающего социальную поддержку; на принципах приоритета интересов и потребностей обучающихся, сотрудничества, активизации личностных ресурсов студентов, индивидуализации, опоры на имеющиеся ресурсы, актуальной информации, последовательности и преемственности, ответственности;
опираться на весь комплекс форм, видов средств социальной поддержки обучающихся, и тем самым, будет способствовать оптимизации жизнедеятельности обучающегося путем оказания ему социальной поддержки исходя из специфики жизненных затруднений.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования ее результатов, во-первых, в понимании самой сущности социальной поддержки студентов, во-вторых в выявлении оптимальных форм, видов и содержания социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования. Разработан социальный проект «Центр социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж». Создание данного структурного подразделения в Белгородском педагогическом колледже позволит систематизировать социальную поддержку обучающихся и реализовывать весь спектр форм и видов социальной поддержки в условиях колледжа.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблем социальной поддержки студентов.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлению Социальная работа, а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров социальных работников, социальных педагогов.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» (2017 г.).
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (30 ноября-1 декабря 2016 г.); 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения» (9 декабря 2016 г.); IV-международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития» (17-18 февраля 2017 г.); Международной научной конференции «Молодые исследователи – регионам» (Вологда, 18-19 апреля 2017 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 85 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 80 страницах и включает 4 приложения.
Исследователи рассматривают студенческую молодежь, во-первых, как объект, нуждающийся во всесторонней поддержке государства в объеме, необходимом для нормализации адаптивных процессов и достаточном для разрешения возникающих жизненных проблем; во-вторых, – как активный субъект, обладающий всеми характеристиками, позволяющими самостоятельно справляться с трудностями, и создавать условия для устойчивого и безопасного развития общества.
Однако в силу того, что ведущей деятельностью студенческой молодёжи является учебная деятельность, на которую направлена большая часть имеющихся у неё ресурсов и времени, студенческая молодежь, безусловно, является объектом социальной поддержки.
В современных условиях особую актуальность приобретает создание системы социальной поддержки студентов учреждений среднего профессионального образования (которые испытывают на себе все тяготы образовательной реформы), основными задачами которой является организация системы сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья молодых людей, помощь в сложных ситуациях, налаживание отношений в социуме, анализ конкретных социальных ситуаций, обеспечивающих саморазвитие личности студента, реализацию его творческого потенциала.
Такая система поддержки предполагает организацию работы по таким направлениям, как социально-правовое, социально-психологическое, социально-информационное, культурно-досуговое, валеологическое и др. В целом социальную поддержку студентов можно определить как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития обучающегося в процессе его социализации и последующего профессионального становления.
Однако анализ научной литературы по проблеме, нормативно- правовых актов, регулирующих деятельность по организации социальной поддержки, контент-анализ сайтов учреждений среднего профессионального образования позволяет нам констатировать, что, как правило, социальная поддержка в таких учреждениях сводится исключительно к стипендиальному обеспечению: назначение академической стипендии для студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично» на очной форме за счёт бюджетных ассигнований, социальной стипендии, назначаемой определенным категориям обучающихся (детям-сиротам, инвалидам 1, 2 группы, обучающимся, получающим социальную помощь, пострадавшим от радиационного воздействия и некоторым другим), а также материальной поддержке обучающихся.
Вне зоны внимания педагогов и администрации техникумов и колледжей остаются студенты, нуждающиеся во вторичной занятости в связи с низкими доходами семьи, студенты, имеющие личностные затруднения, студенты-первокурсники с низким адаптационным потенциалом и многие другие, испытывающие необходимость в социальной поддержке, но по разным причинам не получающие её.
Изучение и анализ форм и методов социальной поддержки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений в связи с этим приобретают особую актуальность.
На сегодняшний день существует объективная потребность в комплексном подходе к решению проблем студенческой молодежи, в определении концептуальных основ государственной политики в отношении студенчества, наконец, в принятии Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», закрепляющего направления и механизмы обеспечения жизнедеятельности студентов, их социальной защищенности и разностороннего развития.
Степень научной разработанности. Методологические подходы к изучению молодежи как отдельной социальной категории рассматривают в своих работах В.Н. Боряз, И.С. Кона, Н.А. Чистякова, Ф.Р. Филиппова и др. Основные характеристики молодежи как социально-демографической группы находятся в поле зрения П.И. Бабочкина, И.В. Бестужева-Лады, И.С. Болотина, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, С.Г. Спасибенко, В.Т. Шапко и др.
Социальные проблемы молодежи, обусловленные переходом к рыночным отношениям, раскрывают В.А. Богданов, Т.Ф. Горбей, Б.Ф. Кваша, В.Т. Лисовский, В.П. Мощняга, Т.В. Пелевин, Н.Э. Петрова, А.В. Ромашов, П. Савченко, М. Федоров.
Проблемы организации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи анализируют Э.В. Дубинина, Ж.В. Жираткова, М.В. Мирзоян, Г.В.Мухаметзянова, П.Д. Павленок, М.С. Петрова, В.И. Филоненко, Е.И. Холостова.
Механизмы социальной защиты и поддержки социально «уязвимых» групп населения, в том числе молодежи, описывают Б.Е. Бреева, Н.А. Волгин, В.И. Волох, Э.Л. Воробьева, А.А. Громова, Г.А. Добровольская, И.Г. Зайнышев, А.Г. Здравомыслов, Г.М. Иващенко, Э.Т. Комалдинова, Н.К. Малярова, Л.П. Сидорова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, К.П. Хромова, Д.М. Черненко, И.Б. Шабалина, Л.Я. Энтин, В.А. Ядов.
Социальная поддержка студентов в условиях образовательного учреждения предполагает по сути помощь в решении наиболее остро стоящих социальных проблем. Специфические социальные проблемы студенческой молодежи рассматривают К. Берггрен, А. Бернаскони, И.С. Кон, В.Н. Кузнецов, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, П.Д Павленок, М. Ллейд, М. Осборн, П. Питре, Е.И. Холостоваи др. Каждый ученый определял собственное видение проблем с позиции педагогики, социологии, психологии, а также социальной поддержки.
Вместе с тем, модернизация системы высшего и среднего профессионального образования, изменения, происходящие на рынке труда и образовательных услуг, оказывают детерминирующее влияние на социальное положение студенчества, которое нуждается в системном осмыслении и требует разработки эффективной системы социальной поддержки на федеральном, региональном и локальном уровнях.
Однако анализ научной литературы показывает, что в решении проблем социальной поддержки студентов доминирует скорее ситуативный подход, ориентированный на принятие частных решений, не связанных единой концепцией. Необходим поиск новых подходов к формированию системы социальной поддержки студентов.
Несмотря на многообразие исследований проблем студенчества, в отечественной науке до сих пор отсутствуют специальные исследования, раскрывающие направления, формы и технологии социальной поддержки обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, возникла объективная необходимость совершенствования системы социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования. Основное противоречие, вытекающее из анализа литературы и изучения опыта деятельности учебных заведений среднего профессионального образования, состоит между потребностью обучающихся быть защищенными в период обучения в образовательном учреждении в кризисный период развития нашего общества и неготовностью образовательного учреждения обеспечить комплексную, разностороннюю социальную поддержку обучающихся.
Данное противоречие стимулировало нас искать пути совершенствования форм, видов и направлений социальной поддержки студентов колледжа, которые бы максимально удовлетворяли потребности студентов в такой поддержке и способствовали бы успешному решению студентами своих жизненных затруднений в период обучения в учреждении среднего профессионального образования.
Актуальность проблемы исследования и анализ степени ее научной разработанности позволил нам сформулировать научный аппарат исследования.
Объект исследования – социальная поддержка обучающихся.
Предмет исследования – специфика социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования.
Цель исследования – раскрыть содержание социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования и разработать социальный проект «Центр социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж», направленный на совершенствование социальной поддержки.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические основы социальной поддержки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования;
выявить проблемы социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования;
разработать социальный проект «Центр социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж».
Гипотеза исследования: создание в структуре Белгородского педагогического колледжа «Центра социальной поддержки обучающихся» будет способствовать:
интеграции усилий всех субъектов, вовлечённых в деятельность по социальной поддержке обучающихся;
реализации индивидуально-личностного подхода в социальной поддержке, предполагающего активность, субъектную позицию обучающегося;
реализации всего комплекса форм, видов и направлений социальной поддержки обучающихся.
На наш взгляд, только комплексный подход к организации социальной поддержки обучающихся в рамках деятельности единого структурного подразделения колледжа – Центра социальной поддержки (материальные и нематериальные формы поддержки) позволит охватить весь спектр проблем, возникающих у студентов на протяжении всего периода обучения в колледже, в решении которых им нужна опора не только на внутренние, но и на внешние ресурсы: начиная от оптимизации адаптационного периода первокурсников, организации стипендиального обеспечения, заканчивая социально-педагогическим сопровождением выпускников на этапе первичной профессиональной адаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные положения о диалектическом характере социальных отношений, о гуманистических принципах организации взаимоотношений людей в обществе (Г. Гегель, М. Монтень, В.А. Розанов, Ж.Ж. Руссо); системный подход (Т. Парсонс, Н. Луман, Ю. Хабермас и др.); структурно- функциональный подход (М. Вебер, Т. Парсонс и др.); социологическая концепция жизненных сил человека (С. Григорьев, Л. Гуслякова, Ю. Растов и др.); основные положения феноменологии А. Щюца, теории социального действия М. Вебера.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
методы общетеоретического исследования: анализ литературы по проблеме исследования, статистических, периодических источников, контент-анализ интернет-сайтов образовательных учреждений среднего профессионального образования; обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование социальной поддержки обучающихся учреждений среднего профессионального образования;
методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили выявить проблемы и специфику социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования;
методы обработки, интерпретации и анализа результатов эмпирических данных (статистическая обработка данных, полученных в исследовании, осуществлялась в программе SPSS.22.0).
Эмпирическую базу исследования составили:
нормативно-правовые документы федерального, регионального, локального уровней по вопросам социальной поддержки студентов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в ред. от 23.02.2013 г.); ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ;Социальный кодекс Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165; Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 31.10.2014 № 314, Положение «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов ОГАПОУ БПК» № 148 и др.);
отчёт о самообследовании областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Белгородский педагогический колледж» (по состоянию на 01.04.2017 года);
материалы проведенного автором социологического исследования
«Диагностика проблем социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования», проведенного автором в апреле 2017 года на базе областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Белгородский педагогический колледж» (n=130). В ходе исследования нами также был проведён экспертный опрос (n=21).
Научная новизна исследования заключается в выявлении проблем обучающихся учреждений среднего профессионального образования, конкретизации принципов, направлений, мер социальной поддержки обучающихся в зависимости от специфики их жизненных затруднений и проблем, уточнении понятия «социальная поддержка студентов», которое определяется как комплекс правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических, организационных, консультативных мер, осуществляемых в условиях образовательного учреждения высшего/среднего профессионального образования, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития личностного, профессионального, социального потенциала обучающихся этих учреждений.
На защиту выносится следующее положение: система социальной поддержки студентов в условиях учреждений среднего профессионального образования создает предпосылки для решения имеющихся у студентов различного рода проблем: личностных, социальных, медицинских и правовых, а также выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи.
Деятельность «Центра социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ
«Белгородский педагогический колледж» будет:
способствовать интеграции усилий всех субъектов, вовлечённых в деятельность по социальной поддержке обучающихся;
основана на реализации индивидуально-личностного подхода в социальной поддержке, предполагающего субъектную позицию обучающегося, получающего социальную поддержку; на принципах приоритета интересов и потребностей обучающихся, сотрудничества, активизации личностных ресурсов студентов, индивидуализации, опоры на имеющиеся ресурсы, актуальной информации, последовательности и преемственности, ответственности;
опираться на весь комплекс форм, видов средств социальной поддержки обучающихся, и тем самым, будет способствовать оптимизации жизнедеятельности обучающегося путем оказания ему социальной поддержки исходя из специфики жизненных затруднений.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования ее результатов, во-первых, в понимании самой сущности социальной поддержки студентов, во-вторых в выявлении оптимальных форм, видов и содержания социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования. Разработан социальный проект «Центр социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж». Создание данного структурного подразделения в Белгородском педагогическом колледже позволит систематизировать социальную поддержку обучающихся и реализовывать весь спектр форм и видов социальной поддержки в условиях колледжа.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблем социальной поддержки студентов.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлению Социальная работа, а также в различных формах подготовки и переподготовки кадров социальных работников, социальных педагогов.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» (2017 г.).
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (30 ноября-1 декабря 2016 г.); 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения» (9 декабря 2016 г.); IV-международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития» (17-18 февраля 2017 г.); Международной научной конференции «Молодые исследователи – регионам» (Вологда, 18-19 апреля 2017 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 85 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 80 страницах и включает 4 приложения.
Главной целью среднего профессионального образования в России является формирование специалиста нового типа с ориентацией на творческую деятельность, стремлением к реализации своих знаний, способного работать в изменившихся социально-экономических условиях, в специфических организационных формах связи науки и производства. Важно отметить, что формирование такого специалиста невозможно без правильно выстроенной системы социальной поддержки.
Система социальной поддержки представляет собой комплекс организованных мер, реализуемых на федеральном, региональном, локальном уровнях и в конкретном учреждении и направленных на предупреждение, минимизацию или компенсацию социальных рисков студентов, приоритетными среди которых являются социально- экономические, социокультурные, индивидуальные и риски здоровья. Социальная поддержка студентов определяется как комплекс правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических, организационных, консультативных мер, осуществляемых в условиях образовательного учреждения высшего/среднего профессионального образования, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития личностного, профессионального, социального потенциала обучающихся этих учреждений.
Социальная поддержка учащейся молодежи всегда была важным направлением деятельности российского государства. Особое значение она приобрела сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса.
Установлено, что в качестве основных видов социальной поддержки студентов средних профессиональных учебных заведений, законодательно закрепленных, выступают стипендиальное обеспечение, адресная социальная поддержка нуждающихся студентов, культурно- массовая, физкультурная и оздоровительная работа, проживание в общежитии и трудоустройство.
Специфика организации социальной поддержки в учреждениях среднего профессионального образования заключается в том, что на сегодняшний день она практически сводится к организации социального обеспечения в виде академической и социальной стипендии, а также оказанию материальной помощи нуждающимся студентам.
На сегодняшний день формы и механизмы социальной поддержки обучающихся учреждений среднего профессионального образования требуют совершенствования.
Поиск наиболее оптимальных мер и форм социальной поддержки обучающихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения, направленных не только на стипендиальное обеспечение, материальную поддержку отдельных категорий студентов, но и на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, поддержания их социального здоровья, повышение уровня психического и физического здоровья обучающихся, требует научно обоснованных подходов к ее организации в условиях образовательного учреждения СПО, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.
Проведенный анализ результатов социологического исследования позволил нам сделать вывод, что существенным моментом, способным оказать положительное влияние на эффективность социальной поддержки студентов в условиях учреждения среднего профессионального образования, является создание в ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» «Центра социальной поддержки обучающихся», поскольку только комплексный подход к организации социальной поддержки обучающихся в рамках деятельности единого структурного подразделения колледжа –позволит охватить весь спектр проблем, возникающих у студентов на протяжении всего периода обучения в колледже, в решении которых им нужна опора не только на внутренние, но и на внешние ресурсы: начиная от оптимизации адаптационного периода первокурсников, организации стипендиального обеспечения, заканчивая социально-педагогическим сопровождением выпускников на этапе первичной профессиональной адаптации.
Деятельность «Центра социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» будет способствовать интеграции усилий всех субъектов, вовлечённых в деятельность по социальной поддержке обучающихся; основана на реализации индивидуально-личностного подхода в социальной поддержке, предполагающего субъектную позицию обучающегося, получающего социальную поддержку; на принципах приоритета интересов и потребностей обучающихся, сотрудничества, активизации личностных ресурсов студентов, индивидуализации, опоры на имеющиеся ресурсы, актуальной информации, последовательности и преемственности, ответственности; опираться на весь комплекс форм, видов средств социальной поддержки обучающихся, и тем самым, будет способствовать оптимизации жизнедеятельности обучающегося путем оказания ему социальной поддержки исходя из специфики жизненных затруднений.
Подводя итог работе, отметим, что данная тема далеко не исчерпана, поэтому дальнейшее проведение подобных исследований может послужить основой для более углубленного изучения заявленной проблемы. Это, в свою очередь, позволит продолжать корректировать и повышать эффективность социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования. Задача как государства, так и отдельного образовательного учреждения не только в предоставлении молодым людям равных возможностей и гарантий в получении образования, но и в решении проблем, сопровождающих студенческую жизнь.
Система социальной поддержки представляет собой комплекс организованных мер, реализуемых на федеральном, региональном, локальном уровнях и в конкретном учреждении и направленных на предупреждение, минимизацию или компенсацию социальных рисков студентов, приоритетными среди которых являются социально- экономические, социокультурные, индивидуальные и риски здоровья. Социальная поддержка студентов определяется как комплекс правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических, организационных, консультативных мер, осуществляемых в условиях образовательного учреждения высшего/среднего профессионального образования, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития личностного, профессионального, социального потенциала обучающихся этих учреждений.
Социальная поддержка учащейся молодежи всегда была важным направлением деятельности российского государства. Особое значение она приобрела сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса.
Установлено, что в качестве основных видов социальной поддержки студентов средних профессиональных учебных заведений, законодательно закрепленных, выступают стипендиальное обеспечение, адресная социальная поддержка нуждающихся студентов, культурно- массовая, физкультурная и оздоровительная работа, проживание в общежитии и трудоустройство.
Специфика организации социальной поддержки в учреждениях среднего профессионального образования заключается в том, что на сегодняшний день она практически сводится к организации социального обеспечения в виде академической и социальной стипендии, а также оказанию материальной помощи нуждающимся студентам.
На сегодняшний день формы и механизмы социальной поддержки обучающихся учреждений среднего профессионального образования требуют совершенствования.
Поиск наиболее оптимальных мер и форм социальной поддержки обучающихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения, направленных не только на стипендиальное обеспечение, материальную поддержку отдельных категорий студентов, но и на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, поддержания их социального здоровья, повышение уровня психического и физического здоровья обучающихся, требует научно обоснованных подходов к ее организации в условиях образовательного учреждения СПО, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.
Проведенный анализ результатов социологического исследования позволил нам сделать вывод, что существенным моментом, способным оказать положительное влияние на эффективность социальной поддержки студентов в условиях учреждения среднего профессионального образования, является создание в ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» «Центра социальной поддержки обучающихся», поскольку только комплексный подход к организации социальной поддержки обучающихся в рамках деятельности единого структурного подразделения колледжа –позволит охватить весь спектр проблем, возникающих у студентов на протяжении всего периода обучения в колледже, в решении которых им нужна опора не только на внутренние, но и на внешние ресурсы: начиная от оптимизации адаптационного периода первокурсников, организации стипендиального обеспечения, заканчивая социально-педагогическим сопровождением выпускников на этапе первичной профессиональной адаптации.
Деятельность «Центра социальной поддержки обучающихся ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж» будет способствовать интеграции усилий всех субъектов, вовлечённых в деятельность по социальной поддержке обучающихся; основана на реализации индивидуально-личностного подхода в социальной поддержке, предполагающего субъектную позицию обучающегося, получающего социальную поддержку; на принципах приоритета интересов и потребностей обучающихся, сотрудничества, активизации личностных ресурсов студентов, индивидуализации, опоры на имеющиеся ресурсы, актуальной информации, последовательности и преемственности, ответственности; опираться на весь комплекс форм, видов средств социальной поддержки обучающихся, и тем самым, будет способствовать оптимизации жизнедеятельности обучающегося путем оказания ему социальной поддержки исходя из специфики жизненных затруднений.
Подводя итог работе, отметим, что данная тема далеко не исчерпана, поэтому дальнейшее проведение подобных исследований может послужить основой для более углубленного изучения заявленной проблемы. Это, в свою очередь, позволит продолжать корректировать и повышать эффективность социальной поддержки обучающихся в условиях учреждений среднего профессионального образования. Задача как государства, так и отдельного образовательного учреждения не только в предоставлении молодым людям равных возможностей и гарантий в получении образования, но и в решении проблем, сопровождающих студенческую жизнь.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения
среднего профессионального образования (на примере города Горно-Алтайск)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Управление средним профессиональным образованием в России
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональная подготовка молодежи с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социальной активности старших подростков в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНТРОЛЬ СООТВЕТСТВИЯ КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, машиностроение. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



