Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности механизмов соморегуляции подростков с девиантным поведением

Работа №63176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 9
1.1 Понятие саморегуляции в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Проблема девиации, ее особенности в подростковом возрасте 15
1.3 Особенности механизма саморегуляции подростков с девиантным
поведением 24
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 35
2.1 Организация исследования. Этапы исследования 35
2.2 Методики изучения саморегуляции подростков с девиантным поведением 36
2.3. Анализ состояния механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением 37
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 54
3.1 Особенности работы по развитию механизмов саморегуляции подростков с
девиантным поведением 54
3.2 Рекомендации по развитию механизмов саморегуляции подростков с
девиантным поведением 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современном обществе место подрастающего поколения не является однозначным. С одной стороны, предпринимаются попытки возродить те общественные институты, которые способствовали воспитанию взрослеющего человека через коллектив и в коллективе (молодежные организации, движения, трудовые отряды, профильные лагеря и пр.), но с другой стороны, уже выросло поколение индивидуумов, которые не считают, что в условиях современной реальности, нужно вести социально одобряемый образ жизни и стремиться к личностному самоутверждению и самоопределению в русле социальных ценностей и норм поведения.
Известно, что личностные проявления в поведении подростка, складываются непроизвольно и выступают результатом сложного процесса воздействия социальных условий, в которых подросток существует и действует.
К сожалению, невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних, нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели поведения в «стихийном социуме» и активно апробируя их в своей жизнедеятельности, не имея знаний и социальных навыков, необходимых для позитивного взаимодействия с социумом, становятся жертвами выбранной модели поведения (изолируются от общества, становятся инвалидами, некоторые погибают).
К сожалению, в настоящее время отмечается тенденция увеличения девиантного, делинквентного и преступного поведения несовершеннолетних. Частой причиной отклоняющегося поведения является неблагополучие в семьях, отсутствие должного внимания и контроля со стороны родителей.
В психолого-педагогической практике проблемы работы с девиантными подростками в новых социально-экономических условиях приобретают особую актуальность. Это обусловлено динамизмом социальных и экономических преобразований в России, которые отличаются сложностью и неоднозначностью. С психолого-педагогической точки зрения данный период характеризуется двумя тенденциями. Первая проявляется в развитии социальных сил, вызывающих активность личности в различных жизненных сферах. Вторая тенденция связана с отрицательными социальными явлениями, такими как социальное сиротство, бродяжничество, преступность, наркомания, алкоголизм детей и молодёжи. Эти тенденции обусловили разнообразие нарушений, с которыми приходится сталкиваться молодому поколению, в частности подросткам.
Подростковый возраст как период активного физического, психического и социального развития сопряжен с присвоением как позитивных, так и негативных личностных качеств. Присущая подростковому возрасту высокая сензитивность к социальным условиям, содействует активному присвоению общественного сознания ценностей социально-нормативного пространства и ценностей аморализма.
В настоящее время успех человека определяется его личностными особенностями. Он сам принимает решения, стремится к саморазвитию. Важную роль играет способность к саморегуляции своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Способность к саморегуляции определяется возрастными особенностями и сенситивным периодом. Наиболее важным периодом для развития саморегуляции является подростковый возраст, т.к. в это время у подростка формируются произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решение мыслительных задач.
Проблеме саморегуляции посвящены работы многих психологов (К.Бернер, И.Ч. Шеррингтон, Л.С. Выготский, В.К. Калин, В. Мишель, О.А. Конопкин и др).
Для девиантных подростков свойственно придавать своему поведению особое значение, что отражается на особенностях их саморегуляции и поведения. Высокая тревожность, неуверенность в себе и слабость внутренней позиции, присущие подростковому возрасту качества, которые в сочетании с показной смелостью, стремлением получать острые ощущения и самоутверждаться в глазах сверстников через нарушение общественных норм, неблагоприятными условиями в семье, участием в асоциальных группах зачастую приводят к ориентации на ценности девиаций .
Изучение особенностей саморегуляции девиантных подростков отдельная проблема психолого-педагогического развития.
Игнорирование ценностей послушания, запретов и долженствования может деиндивидуализировать подростка, и привести к формированию личности будущего преступника. Известно, что многие корыстные и насильственные преступники в подростковый период вели асоциальный, аморальный образ жизни.
Исходя из сказанного, актуальность исследования обусловлена слабыми рефлексивными способностями девиантных подростков обуславливающими неразвитость механизмов саморегуляции и выраженными асоциальными ориентациями, проявляющимися в поведении в общественных местах, школе, во дворах, в разное время суток.
Существующие представления о психолого-педагогических особенностях девиантного подростка в период становления саморегуляции носят в основном описательный, констатирующий характер. При этом, некоторые феномены, свойственные только подростковому периоду, такие как идеализация, преданность и поклонение кумирам остаются без должного объяснения. Поэтому представляется актуальным выявить психолого-педагогические особенности механизмов саморегуляции, свойственные собственно девиантным подросткам и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается.
Таким образом, обнаруживаются противоречие между объективной потребностью общества в исследовании механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением и недостаточным уровнем исследования саомосознания в психологической и педагогической литературе;
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы особенности механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением?
Актуальность и проблема исследовании определили тему исследования «Особенности механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением».
Объект исследования — процесс формирования механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования — психолого-педагогические особенности механизмов саморегуляции и поведения подростков с девиантным поведением.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и эмпирически определить особенности механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением.
Гипотеза - предполагается, что механизмы саморегуляции подростков с девиантным поведением характеризуется специфическими особенностями Задачи исследования:
- определить понятие саморегуляции в психолого-педагогических исследованиях
- описать проблему девиации, ее особенности в подростковом возрасте
- рассмотреть особенности механизма саморегуляции подростков с девиантным поведением
- организовать и провести эмпирическое исследование механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением
- проанализировать состояние механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением
- предложить практические рекомендации, направленные на развитие механизмов саморегуляции подростков с девиантным поведением.
Теоретическо-методологической базой исследования послужили работы специалистов в области психологии и педагогике и, в частности, посвященные проблемам формирования девиантного поведения подростков (Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, В.В. Гульдан, С.Н. Ениколопов, П.Н. Ермаков, В.Ф. Пирожков,
A. Р. Ратинов, А.А. Реан, В.В. Романов, Ф.С. Сафуанов, О.А. Ситковская и др.), сущностные подходы к проблеме девиантного поведения (Г. Беккер; С.А. Беличева; Ю.А.Клейберг; М.А.Ковальчук; А.Коэн; В.Н.Кудрявцев; Р.К. Мертон; Дж. Смелзер); философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу саморегуляции как предмета междисциплинарного исследования (А. О. Прохоров, O. A. Конопкин,
B. И. Моросанова).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Новизна и теоретическая значимость исследования. Выявлено: понятие саморегуляции в психолого-педагогических исследованиях. Описаны проблемы девиации, ее особенности в подростковом возрасте. Рассмотрены особенности механизма саморегуляции подростков с девиантным поведением
Практическая значимость исследования. Практическая значимость
исследования определяется возможностями использования результатов исследования в программах направленных на ресоциализацию и адаптацию девиантных подростков в рамках специальных образовательных учреждений для детей с девиантным поведением и в массовых школах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время исследователи все чаще отмечают рост негативных явлений среди несовершеннолетних: употребление психоактивных веществ, склонность к азартным играм и неоправданным рискам, нарушение общественных норм и многое другое. Среди причин девиантного поведения подростков, ученые отмечают конфликтные отношения супругов в семье, педагогическая несостоятельность родителей, влияние асоциальных групп, деформация системы ценностных ориентаций и многое другое.
Девиантное поведение подростков является одной из самых сложных и в то же время самых распространенных проблем нашего общества, что подчеркивает актуальность исследования.
Анализ литературных источников показал, что девиантным считается поведение личности, которое не соответствует официально установленным социальным нормам и ролям, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Авторы, рассматривающие девиантное поведение, называют множество причин, способствующих его формированию, особо отмечая, что подростковый возраст в связи с его кризисностью может способствовать реализации девиантного поведения. У девиантных подростков отмечаются особенности эмоциональной сферы, проявляющиеся в повышенной агрессивности, раздражительности, эмоциональной несдержанности, тревожности и повышенной депрессивности.
Анализ теоретических источников показал, что в структурные компоненты саморегуляции входят личностные образования, традиционно относимые к новообразованиям подросткового возраста, а именно чувство социальной ответственности, самоопределение (Д.И.Фельдштейн); личностная рефлексия, ценностно-мотивационная сфера (Л.И.Божович); самосознание
(Л.С.Выготский); волевая регуляция, саморуководство (А.С.Шаров), поэтому изучение особенностей процесса их становления в в процессе приобретения
профессии приобретает особую значимость для возрастной психологии;
Саморегуляция - процесс, который призван управлять, налаживать, приводить в порядок собственные психические и физиологические процессы.
В зависимости от стиля и развитости саморегуляции зависит успешность личности в обществе. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социальнодезадаптиро-ванном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии (осознании собственных поступков и программировании поведения) и высоком уровне самостоятельности.
Проблема состоит в том, что в современной научной литературе достаточно полно описаны особенности саморегуляции здоровых подростков, но остается не до конца, изучен вопрос саморегуляции подростков с девиантным поведением. А это необходимо для успешной диагностики и коррекции личностных механизмов саморегуляции подростков данной категории. Данная группа подростков особо нуждается в развитии навыков саморегуляции (моделировании и прогнозировании собственного поведения), что в дальнейшем позволит повысить уровень регуляторных процессов.
В ходе эмпирического исследования было установлено следующее.
У девиантных подростков потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Они предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.
У девиантных подростков возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Потребности девиантных подростков продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ развиты на среднем уровне.
У девиантные подростки значимо чаще присутствует развитость и адекватность самооценки, сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов, в то время как у подростков с нормальным поведением значимо чаще их субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.
Девиантные подростки значимо чаще не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции.
Девиантные подростки, имеют средние результаты саморегуляции. Они на среднем уровне проявляют самостоятельность, гибкость и адекватную реакцию на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно в равной степени.
Девиантные подростки в своих неудачах склонны обвинять окружающих. Свои действия девиантные подростки не считают значительным фактором организации собственной производственной деятельности; в межличностных отношениях полагаются на окружающих.
Для девиантных подростков характерен средний уровень волевой саморегуляции.
Для девиантных подростков характерен низкий уровень настойчивости. Такие подростки быстро отвлекаются от работы, часто склонны менять свои планы.
Для девиантных подростков характерен низкий уровень самообладания. Такие подростки не могут сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, не стремятся доводить начатое дело до конца, их терпение и дотошность имеют низкий порог преодоления.
Данный вывод подтверждает гипотезу работы о том, что механизмы саморегуляции подростков с девиантным поведением характеризуется специфическими особенностями.



1. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011 - 89 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания, / Г.М. Андреева - М., 2007 - 304 с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1998
5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб: Прайм - Еврознак, М.: Олма - Пресс, 2005. - 666 с.
6. Быков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М: Изд-во УРАО, 1999
7. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / Вингендер // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, / Л.С. Выготский - M., 2009 - 479 с.
10. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков // Известия Российской Академии Образования. - 2014. - № 2. - С. 124-134.
11. Гилинский Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. - СПб.: СПбФ РАН, 1999. - С. 12-27.
12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - с. 43 - 53
13. Грановская Р.М. Защита личности (психологические механизмы). - СПб.: Знание, 1998
14. Гримак, Л. П. Общение с собой / Л. П. Гримак. - М.: Издательство политической литературы, 2001. - 205 с.
15. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. - М., 1996. - 147 с.
16. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие /Е.В. Змановская. М., 2003.
17. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / под ред. В.А. Базарова. СПб.: Н.П. Карбасников, 1912.
18. Забродин Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения [Текст] / Ю.М. Забродин. - М.: Магистр, 1997.
19. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособ. для студ. вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Мир, 2006.
20. Зернов Д.Н. Критический очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо// Криминология. - М., 1991. - С.52.
21. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 288 с.
22. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. - С. 61-74.
23. Кириченко Т.В. Психологические механизмы саморегуляции поведения подростков - К., 2001. - 20 с.
24. Киселевская, Н.А Стили саморегуляции учебной деятельности и их
формирование у студентов вуза [Текст]: автореферат канд. дис.
психологических наук: 19.00.07 / Н.А. Киселевская / Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2005
25. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - МПСИ, 2008. - 304 с.
26. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.. 2001.
27. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 1989. - 255 с.
28. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 336с.
29. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. - Мн.: Беларусь, 1988. - 204 с.
30. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст] / Конопкин О. А. // Вопросы психологии, 1995, № 1
31. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 128-135.
32. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. / А.И. Кочетов - М., 1972 - 34 с.
33. Крутельницкая, О.Б. Помочь ребенку не стать наркоманом [Текст] / О.И. Крутельницкая, А.Н. Третьякова // Биология в школе. - 1996. - №2. - С.17-20.
34. Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
35. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя. / М.Кун, Макпартленд Т. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М: МГУ, 1984 - С. 180-187.
36. Левшин, С.В Студент как субъект осознанной саморегуляции учебной деятельности [Текст] / С.В. Левшин // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - №54. С. 25-30.
37. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 1993 - 35 с.
38. Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): монография. - М.: АПК и НПРО, 2009. - 316 с.
39. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1995. - С. 33 - 35.
40. Маклаков А. Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2000 - 452 с..
41. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. / В.Г. Маралов - М., 2002 - 392 с.
42. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. [Текст] / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010
43. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.
44. Моросанова В.И. Саморегуляция и самосознание субъекта [Текст] / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №1. - С. 14-22.
45. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. — 14-е изд., стереотип. / В.С. Мухина - М., 2012 - 608 с.
46. Мухина B.C. Отчужденные: Абсолют отчуждения. / В.С. Мухина - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. - С. 78-79, 81, 95, 156-162, 167,221,403.
47. Никитин A.B. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. к. психол. н. / А.В.
Никитин - М., 2006. - С. 23-26.
48. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - М., 1996. - №1. - С. 5-19.
49. Отт, Т.О. Оценка уровня саморегуляции как способа достижения самореализации студенческой молодежи с помощью метода анализа иерархий [Текст] / Т.О. Отт, Е.С. Каган // Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности: коллективная монография под ред. И. С. Морозовой. - Омск: СТИВЭС, 2011. - 358 с.
50. Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. - М.: АПКиПРО, 2001. - 150 с.
51. Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиант
ных подростков / Л.С.
Печникова // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. —
2005. — № 9. — С. 7—8.
52. Плотников, В.В. Оценка параметров саморегуляции функциональных систем психологического уровня: Методические рекомендации. [Текст] / В.В. Плотников, Д.В. Бердников и др. - Курск: КГМУ, 2005. -24с.
53. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подростков
ого возраста : учеб. пособие. - / А.М. Прихожан -
М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
54. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб. посби е. / А.А. Реан - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010. — 651 с.
55. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 383 с.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 2-е изд., / С.Л. Рубинштейн - М, 2006 - 583 с.
57. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 2000.
58. Селезнева Г.Н. Организационно-педагогические условия развития системы профилактики девиантного поведения подростков / Ю.Н. Гут, Г.Н. Селезнева // В сборнике: Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления. Материалы международной научно-практической конференции. Отв.ред. Ю.А. Зубок. 2015. С. 367-371.
59. Селезнева Г.Н. Самоотношение у лиц с алкогольной зависимостью /
Научный альманах 2016. N 1-3(15). С. 348-350
60. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
61. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - Т. 1. - 568 с.
62. Фрейд А. Невротические защиты. М., 1990.
63. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. / О.В. Хухлаева - М., 2002 - 372 с.
64. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.:
Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
65. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1997.
66. Ярошевский М.Г. Психология. / М.Г. Ярошевский, Петровский А.В. - М., Академия. 1998 - 431 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ