Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования 8
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта 8
1.2. Методика развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного
совершенствования элементами тяжелой атлетики 18
Выводы по главе 28
Глава 2. Развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования 29
2.1. Результаты предварительной диагностики 29
2.2. Содержание формирующего воздействия 35
2.3. Результаты контрольной диагностики 40
Выводы по главе 47
Заключение 48
Список литературных источников 51
Приложения
Актуальность. В последние годы особое внимание специалистов привлекает проблема совершенствования форм физического воспитания и содержания предмета «Физическая культура» в части обеспечения высокого уровня физической подготовленности как признака здоровья подрастающего поколения.
Совершенствование уровня физической подготовленности,
сформированности скоростно-силовых способностей может основываться на взаимопроникновении, обобщении и упорядочивании разнородных средств. В связи с этим разработка и научное обоснование, подтвержденное экспериментальным путем, программы разносторонней физической подготовки и развития скоростно-силовых способностей на этапе спортивного совершенствования имеет большое значение.
Многие исследователи отмечают значительные возможности решения проблемы физической подготовки при помощи методик и технологий спортивной тренировки [10, 12, 31].
Значительный опыт развития физических качеств у юных спортсменов аккумулирован при подготовке спортивных резервов [10, 27]. Специалисты предлагают расширить возможности физической подготовки детей и молодежи посредством занятий избранным видом спорта. При этом они не ставят вопрос о целесообразности увязывать преемственность развивающих воздействий тренировочных занятий и уроков физической культуры.
Очевидно, в системе урочных (обязательных) и внеурочных (дополнительных) форм занятий важно привести в соответствие воздействия физкультурной и спортивной деятельности на основе объединения (интегрирования) содержания программ по физической культуре и волейболу в условиях общеобразовательной школы.
Степень разработанности темы исследования. Волейбол относится к числу наиболее популярных видов спорта, которые культивируются в Российской Федерации [19, 28] Элементы волейбола включены в программы по физической культуре для образовательных учреждений разных уровней, начиная со второго класса. Занятия волейболом способствуют всестороннему развитию ребёнка, в том числе основных физических и психических качеств. В настоящее время особенный интерес имеет поиск новых путей развития скоростно-силовых качеств у спортсменов-волейболистов. В качестве одного из наиболее эффективных средств развития скоростно-силовых качеств выступает тяжелая атлетика. Данный вид спорта относится к скоростно¬силовым, вместе с тем, возможности анаэробных упражнений зачастую не используются в подготовке волейболистов. Поиск новых путей и способов развития скоростно-силовых качеств обуславливает выбор темы «Развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе».
Цель исследования - определить особенности развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Объект исследования - развитие скоростно-силовых качеств.
Предмет исследования - развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Гипотеза: научно обоснованная и разработанная технология скоростно¬силовой подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования при рациональном соотношении упражнений тяжелоатлетической направленности, а также с учётом основных педагогических условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий уровень скоростно-силовых качеств.
Задачи исследования:
1. Определить специфику волейбола как вида спорта.
2. Охарактеризовать возможности тяжелой атлетики в развитии скоростно-силовых качеств.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что:
• Обоснована технология объединения средств тяжелой атлетики в развитии скоростно-силовых способностей.
• Экспериментально обоснована методика развития скоростно-силовых способностей спортсменов-волейболистов средствами тяжелой атлетики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- полученные научные результаты дополняют теорию и методику подготовки спортсменов-волейболистов
- обобщены и систематизированы теоретические посылки и практические представления о направлениях: базовой, углубленной и начальной специализированной физической подготовки, определяющих сущность интегральной физической подготовки волейболистов.
Практическая значимость работы заключается в использовании методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов- волейболистов в возрасте от 17 до 18 лет.
Разработанная технология комплексного развития скоростно-силовых способностей могут быть применены на занятиях при подготовке команд к соревнованиям по волейболу.
Результаты исследований предназначены для использования в практической деятельности преподавателей физической культуры, а также при составлении программно-нормативных документов, регламентирующих работу образовательных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельности и её дидактические аспекты (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, В.Б. Коренберг); теория системного подхода (Б.Г. Юдин, В.П. Зинченко, В.Н. Сагатовский); теория и методика физического воспитания (В .К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, В.С. Кузнецов, В.И. Лях, А. А. Зданевич, А.П. Матвеев, Ю.Д. Железняк, А.М. Максименко, В.П. Щербаков, Ю.В. Менхин, Г.Н. Германов, Ч.Т. Иванков, Н.Н. Каргин); теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.Н. Платонов, Ю.Д. Железняк); теория и технология игровой деятельности (П.Ф. Лесгафт, Ю.Д. Железняк, И.М. Коротков, Ю.М. Портнов, О.П. Топышев, В.В. Костюков, В.А. Усков). При разработке изучаемой проблемы существенное значение имели работы в области волейбола.
Степень достоверности и обоснованности результатов обеспечивалась исходным теоретическим обоснованием проблемы исследования, методами, адекватными объекту, предмету и задачам исследования, этапным характером экспериментальной работы, репрезентативностью эмпирического материала и корректной статистической обработкой полученных результатов.
В рамках анализа научных источников было определено, что волейбол относится к игровым видам физической активности, которая используется на уроках физической культуры со 2-го класса, с 9 лет разрешен набор детей в ДЮСШ по волейболу. Определено соотношение средств технической и физической подготовки, приводятся показатели уровня развития физических качеств начинающих волейболистов. Для развития скоростно-силовых способностей и функциональных возможностей организма спортсменов, для развития скоростно-силовых качеств используются подготовительные упражнения, которые относятся к разновидности специальных упражнений.
Скоростно-силовые качества относятся к силовым качествам. Они обусловлены способностью нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. Кроме того, они характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью.
Скоростно-силовые качества характеризуют: взрывная сила, стартовая сила, ускоряющая сила. Взрывная сила - это общая качественная характеристика, оценивающая способность к быстроте наращивания рабочего усилия до максимума. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию усилия в начальный момент их напряжения .
При развитии скоростно-силовых способностей на этапе спортивного совершенствования используются практические методы физического воспитания, предусматривающие использование разнообразных средств в виде общеразвивающих, специальных и собственно спортивных упражнений, а также подвижных игр с их применением. Тяжелая атлетика характеризуется широкими возможностями для развития скоростно-силовых качеств.
Для исследования возможностей развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе было спланировано и выполнено экспериментальное исследование, которое включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Участниками исследования стало 24 спортсмена-волейболиста в возрасте от 17 до 18 лет, составляющие экспериментальную и контрольную группы.
В ходе исследования на констатирующем этапе было определено, что для спортсменов-волейболистов, находящихся на этапе спортивного совершенствования характерен высокий уровень результативности выполнения тестовых заданий на определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств. Также, в ходе математико-статистического анализа результатов констатирующей диагностики было выявлено, что две группы исследования - экспериментальная и контрольная на достоверном уровне не различаются по изучаемым показателям.
Для развития скоростно-силовых качеств у спортсменов-волейболистов было выполнено формирующее воздействие в экспериментальной группе. По окончании чего была выполнена процедура контрольной диагностики, в рамках которой было установлено, что существуют достоверные изменения в выраженности показателей скоростно-силовых качеств у спортсменов- волейболистов - участников экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной группы. Определяются достоверные сдвиги по показателям тестов определения скоростно-силовых способностей только в экспериментальной группе, что при отсутствии сдвигов в контрольной группе указывает на эффективность целенаправленного формирующего воздействия на скоростно-силовые качества спортсменов.
Основная гипотеза исследования по результатам экспериментального исследования получила полное подтверждение, то есть научно обоснованная и разработанная технология скоростно-силовой подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования при рациональном соотношении упражнений тяжелоатлетической направленности, а также с учётом основных педагогических условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий уровень скоростно-силовых качеств.
1. Абдель С.Х. Методика комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук, / Абдель Салам Хусейн. - Краснодар, КГАФК, 2001. - 23 с.
2. Абдель С.Х. Особенности планирования развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов на этапе начальной подготовки к соревновательной деятельности / Абдель Салам Хуссейн, Е.П. Волков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХХПИ. - Харьков, 2001. - № 2. - С. 22-28.
3. Акопян, А.О. Скоростно-силовая подготовка в видах единоборств / А.О. Акопян, В.А. Панков, С.А. Астахов. - М.: Советский спорт, 2003. - C. 12
4. Акопян, А.О. Современные подходы к скоростно-силовой подготовке единоборцев / А.О. Акопян // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке : Сборник научных трудов. - Волгоград: ВГУ, 2004. - С 12
5. Акопян, А.О. Специальная физическая подготовка в видах единоборств. / А.О. Акопян, В.А. Панков // Теория и практика физической культуры -2004.-№ 4. -С 52
6. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе / Э.К. Ахмеров, Э.Г. Канзас. - Минск: Нар. асвета, 1981. - 72 с.
7. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №6. - С.9
8. Баранец П.А. Специальная физическая подготовка студентов- новичков в волейболе с применением разносторонних технических средств обучения / П.А. Баранец, В.И. Довбыш // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / [под ред. С.С. Ермакова]; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож. - пром. ин-т). -Харьков, 2008. - № 1. - С. 55-59.
9. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. А.В. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
10. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры: [учеб.-
метод. пособие] / А.В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт:
СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.
11. Беспалько И. Г. Факторно-аналитическая типология телосложения / Науч.-информ. кооператив "Спортинформ. - Сер.5. Новости спортивной и медицинской антропологии. - М., 1991. - Вып.З. - С. 39 - 40.
12. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. / А.П. Бондарчук - Киев, изд-во НУФВСУ «Олимпийская литература», 2005. - 303 с.
13. Бушаров Е.В., Киселев O.B., Киселева E.E. Методологический подход к совершенствованию спортивного отбора // Новости спорт. и мед. антропологии: ежеквартальный науч.-информ. сб. - М., 1990. - Вып. I. - С. 67 - 68.
14. Быховская И.М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия "Homo somatis" и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 2 - 5.
15. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 2009.-244 с.
16. Вертель А.В. Факторная структура физической подготовленности юных волейболистов 10-14 лет на этапе начальной и предварительной базовой подготовки / А.В. Вертель, В.А. Градусов // Физическое воспитание студентов. -2011. - № 1. - С. 25-28.
17. Верхошанский, Ю.В. Динамика техники ударных движений и скоростно-силовых качеств у боксеров-юношей / Ю.В.Верхошанский, В.Н.Филимонов, Э.М. Хусяйнов, А.Д. Гаракян // Теория и практика физической культуры. -1988. - № 11. - С. 23-24.
18. Волейбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализированных) / Сост. Ю.Д. Железняк, О.С. Чехов. -М.: КФКС при Совете министров СССР, 1971. - 66 с.
19. Волейбол. Примерная программа для системы дополнительного
образования детей: детско-юношеских спортивных школ и
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) / Сост. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.
20. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивного совершенствования) / Сост. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. - М.: Советский спорт, 2004. - 96 с.
21. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт: очерки по физиологии спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.
22. Волейбол: учебник для ин-тов и акад. физ. культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: ФОН, 2010. - 368 с.
23. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2-З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.-368 с.
24. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М: «Физкультура и спорт», 1980.- С. 6, 32, 40.
25. Дегтярева О.С. Формирование навыков игры в волейбол и баскетбол школьников 4-5 классов на основе применения подвижных игр: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.С. Дегтярева; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта]. - М., 2008. - 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/117.
26. Добрев П. Исследование зависимости между степенью подвижности плечевого пояса тяжелоатлета и результатами в классических упражнениях: докл. на конф. тренеров по тяж. атл. соц. стран. - Болгария, 1968. - С. 12 - 13.
27. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис. ...докт. пед. наук, - М. 1981. - 48 с.
28. Ивойлов А.В. Волейбол для всех / А.В. Ивойлов - М.:
Физкультура и спорт, 1987. - 32 с.
29. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы).- ОАО «Издательство «Советский спорт».- М.: 2008. - 242 с.
30. Левшунов Н.П. Техника толчка штанги в зависимости от морфологических особенностей тяжелоатлетов: автореф. ... канд. пед. наук: - Малаховка, 1982.-31 с.
31. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
32. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография/ В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 240 с.
33. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев - М.: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2005. - 384 с.
34. Сермеев Б.В. Спортсменам о гибкости. - М.: ФиС, 2009. - С.61.
35. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Тр. по социологии образования. / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова. Т. X. Вып. XVII / под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2005. - 359 с.
36. Специальная выносливость спортсмена / под ред. М.Я. Набатниковой, М.: ФиС, 1972. - 264 с.
37. Туманян Г.С, Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. - М., ФиС, 1976. - 239 с.
38. Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П. Итоги мониторинга физической подготовленности детей и обучающихся в учреждениях образования Москвы (по системе общероссийского мониторинга)/ Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования: Сб. № 6//Серия «Инструктивно - методическое обеспечение содержания образования в Москве»/ А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - С. 90-102.
39. Тяпин А.Н., Щербаков В.П., Созинова Н.А., Базикин А.С., Пузырь
Ю. П. Результаты мониторинга физической подготовленности детей и обучающихся в учреждениях образования Москвы / Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования: Сб. № 4 // Серия
«Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / А.Н. Тяпин, В.П. Щербаков, Н.А. Созинова, А.С. Базикин, Ю.П. Пузырь /Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - С. 125-139.
40. Чтецов В.П. Морфология человека. - М.: МГУ, 1983. - С. 78 -107.
41. Чудинов В.И. Абсолютная и относительная сила спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 13-15.
42. Шевченко Н.С. Комплексная оценка технического мастерства тяжелоатлетов в связи с особенностями пространственного изменения конфигурации позвоночника: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.04. -
Малаховка, 1984.