РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВОЛЕЙБОЛЕ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования 8
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта 8
1.2. Методика развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного
совершенствования элементами тяжелой атлетики 18
Выводы по главе 28
Глава 2. Развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования 29
2.1. Результаты предварительной диагностики 29
2.2. Содержание формирующего воздействия 35
2.3. Результаты контрольной диагностики 40
Выводы по главе 47
Заключение 48
Список литературных источников 51
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования 8
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта 8
1.2. Методика развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного
совершенствования элементами тяжелой атлетики 18
Выводы по главе 28
Глава 2. Развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования 29
2.1. Результаты предварительной диагностики 29
2.2. Содержание формирующего воздействия 35
2.3. Результаты контрольной диагностики 40
Выводы по главе 47
Заключение 48
Список литературных источников 51
Приложения
Актуальность. В последние годы особое внимание специалистов привлекает проблема совершенствования форм физического воспитания и содержания предмета «Физическая культура» в части обеспечения высокого уровня физической подготовленности как признака здоровья подрастающего поколения.
Совершенствование уровня физической подготовленности,
сформированности скоростно-силовых способностей может основываться на взаимопроникновении, обобщении и упорядочивании разнородных средств. В связи с этим разработка и научное обоснование, подтвержденное экспериментальным путем, программы разносторонней физической подготовки и развития скоростно-силовых способностей на этапе спортивного совершенствования имеет большое значение.
Многие исследователи отмечают значительные возможности решения проблемы физической подготовки при помощи методик и технологий спортивной тренировки [10, 12, 31].
Значительный опыт развития физических качеств у юных спортсменов аккумулирован при подготовке спортивных резервов [10, 27]. Специалисты предлагают расширить возможности физической подготовки детей и молодежи посредством занятий избранным видом спорта. При этом они не ставят вопрос о целесообразности увязывать преемственность развивающих воздействий тренировочных занятий и уроков физической культуры.
Очевидно, в системе урочных (обязательных) и внеурочных (дополнительных) форм занятий важно привести в соответствие воздействия физкультурной и спортивной деятельности на основе объединения (интегрирования) содержания программ по физической культуре и волейболу в условиях общеобразовательной школы.
Степень разработанности темы исследования. Волейбол относится к числу наиболее популярных видов спорта, которые культивируются в Российской Федерации [19, 28] Элементы волейбола включены в программы по физической культуре для образовательных учреждений разных уровней, начиная со второго класса. Занятия волейболом способствуют всестороннему развитию ребёнка, в том числе основных физических и психических качеств. В настоящее время особенный интерес имеет поиск новых путей развития скоростно-силовых качеств у спортсменов-волейболистов. В качестве одного из наиболее эффективных средств развития скоростно-силовых качеств выступает тяжелая атлетика. Данный вид спорта относится к скоростно¬силовым, вместе с тем, возможности анаэробных упражнений зачастую не используются в подготовке волейболистов. Поиск новых путей и способов развития скоростно-силовых качеств обуславливает выбор темы «Развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе».
Цель исследования - определить особенности развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Объект исследования - развитие скоростно-силовых качеств.
Предмет исследования - развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Гипотеза: научно обоснованная и разработанная технология скоростно¬силовой подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования при рациональном соотношении упражнений тяжелоатлетической направленности, а также с учётом основных педагогических условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий уровень скоростно-силовых качеств.
Задачи исследования:
1. Определить специфику волейбола как вида спорта.
2. Охарактеризовать возможности тяжелой атлетики в развитии скоростно-силовых качеств.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что:
• Обоснована технология объединения средств тяжелой атлетики в развитии скоростно-силовых способностей.
• Экспериментально обоснована методика развития скоростно-силовых способностей спортсменов-волейболистов средствами тяжелой атлетики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- полученные научные результаты дополняют теорию и методику подготовки спортсменов-волейболистов
- обобщены и систематизированы теоретические посылки и практические представления о направлениях: базовой, углубленной и начальной специализированной физической подготовки, определяющих сущность интегральной физической подготовки волейболистов.
Практическая значимость работы заключается в использовании методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов- волейболистов в возрасте от 17 до 18 лет.
Разработанная технология комплексного развития скоростно-силовых способностей могут быть применены на занятиях при подготовке команд к соревнованиям по волейболу.
Результаты исследований предназначены для использования в практической деятельности преподавателей физической культуры, а также при составлении программно-нормативных документов, регламентирующих работу образовательных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельности и её дидактические аспекты (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, В.Б. Коренберг); теория системного подхода (Б.Г. Юдин, В.П. Зинченко, В.Н. Сагатовский); теория и методика физического воспитания (В .К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, В.С. Кузнецов, В.И. Лях, А. А. Зданевич, А.П. Матвеев, Ю.Д. Железняк, А.М. Максименко, В.П. Щербаков, Ю.В. Менхин, Г.Н. Германов, Ч.Т. Иванков, Н.Н. Каргин); теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.Н. Платонов, Ю.Д. Железняк); теория и технология игровой деятельности (П.Ф. Лесгафт, Ю.Д. Железняк, И.М. Коротков, Ю.М. Портнов, О.П. Топышев, В.В. Костюков, В.А. Усков). При разработке изучаемой проблемы существенное значение имели работы в области волейбола.
Степень достоверности и обоснованности результатов обеспечивалась исходным теоретическим обоснованием проблемы исследования, методами, адекватными объекту, предмету и задачам исследования, этапным характером экспериментальной работы, репрезентативностью эмпирического материала и корректной статистической обработкой полученных результатов.
Совершенствование уровня физической подготовленности,
сформированности скоростно-силовых способностей может основываться на взаимопроникновении, обобщении и упорядочивании разнородных средств. В связи с этим разработка и научное обоснование, подтвержденное экспериментальным путем, программы разносторонней физической подготовки и развития скоростно-силовых способностей на этапе спортивного совершенствования имеет большое значение.
Многие исследователи отмечают значительные возможности решения проблемы физической подготовки при помощи методик и технологий спортивной тренировки [10, 12, 31].
Значительный опыт развития физических качеств у юных спортсменов аккумулирован при подготовке спортивных резервов [10, 27]. Специалисты предлагают расширить возможности физической подготовки детей и молодежи посредством занятий избранным видом спорта. При этом они не ставят вопрос о целесообразности увязывать преемственность развивающих воздействий тренировочных занятий и уроков физической культуры.
Очевидно, в системе урочных (обязательных) и внеурочных (дополнительных) форм занятий важно привести в соответствие воздействия физкультурной и спортивной деятельности на основе объединения (интегрирования) содержания программ по физической культуре и волейболу в условиях общеобразовательной школы.
Степень разработанности темы исследования. Волейбол относится к числу наиболее популярных видов спорта, которые культивируются в Российской Федерации [19, 28] Элементы волейбола включены в программы по физической культуре для образовательных учреждений разных уровней, начиная со второго класса. Занятия волейболом способствуют всестороннему развитию ребёнка, в том числе основных физических и психических качеств. В настоящее время особенный интерес имеет поиск новых путей развития скоростно-силовых качеств у спортсменов-волейболистов. В качестве одного из наиболее эффективных средств развития скоростно-силовых качеств выступает тяжелая атлетика. Данный вид спорта относится к скоростно¬силовым, вместе с тем, возможности анаэробных упражнений зачастую не используются в подготовке волейболистов. Поиск новых путей и способов развития скоростно-силовых качеств обуславливает выбор темы «Развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе».
Цель исследования - определить особенности развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Объект исследования - развитие скоростно-силовых качеств.
Предмет исследования - развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Гипотеза: научно обоснованная и разработанная технология скоростно¬силовой подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования при рациональном соотношении упражнений тяжелоатлетической направленности, а также с учётом основных педагогических условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий уровень скоростно-силовых качеств.
Задачи исследования:
1. Определить специфику волейбола как вида спорта.
2. Охарактеризовать возможности тяжелой атлетики в развитии скоростно-силовых качеств.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на развитие скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе средствами тяжелой атлетики.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что:
• Обоснована технология объединения средств тяжелой атлетики в развитии скоростно-силовых способностей.
• Экспериментально обоснована методика развития скоростно-силовых способностей спортсменов-волейболистов средствами тяжелой атлетики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- полученные научные результаты дополняют теорию и методику подготовки спортсменов-волейболистов
- обобщены и систематизированы теоретические посылки и практические представления о направлениях: базовой, углубленной и начальной специализированной физической подготовки, определяющих сущность интегральной физической подготовки волейболистов.
Практическая значимость работы заключается в использовании методики развития скоростно-силовых способностей спортсменов- волейболистов в возрасте от 17 до 18 лет.
Разработанная технология комплексного развития скоростно-силовых способностей могут быть применены на занятиях при подготовке команд к соревнованиям по волейболу.
Результаты исследований предназначены для использования в практической деятельности преподавателей физической культуры, а также при составлении программно-нормативных документов, регламентирующих работу образовательных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельности и её дидактические аспекты (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, В.Б. Коренберг); теория системного подхода (Б.Г. Юдин, В.П. Зинченко, В.Н. Сагатовский); теория и методика физического воспитания (В .К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, В.С. Кузнецов, В.И. Лях, А. А. Зданевич, А.П. Матвеев, Ю.Д. Железняк, А.М. Максименко, В.П. Щербаков, Ю.В. Менхин, Г.Н. Германов, Ч.Т. Иванков, Н.Н. Каргин); теория физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.Н. Платонов, Ю.Д. Железняк); теория и технология игровой деятельности (П.Ф. Лесгафт, Ю.Д. Железняк, И.М. Коротков, Ю.М. Портнов, О.П. Топышев, В.В. Костюков, В.А. Усков). При разработке изучаемой проблемы существенное значение имели работы в области волейбола.
Степень достоверности и обоснованности результатов обеспечивалась исходным теоретическим обоснованием проблемы исследования, методами, адекватными объекту, предмету и задачам исследования, этапным характером экспериментальной работы, репрезентативностью эмпирического материала и корректной статистической обработкой полученных результатов.
В рамках анализа научных источников было определено, что волейбол относится к игровым видам физической активности, которая используется на уроках физической культуры со 2-го класса, с 9 лет разрешен набор детей в ДЮСШ по волейболу. Определено соотношение средств технической и физической подготовки, приводятся показатели уровня развития физических качеств начинающих волейболистов. Для развития скоростно-силовых способностей и функциональных возможностей организма спортсменов, для развития скоростно-силовых качеств используются подготовительные упражнения, которые относятся к разновидности специальных упражнений.
Скоростно-силовые качества относятся к силовым качествам. Они обусловлены способностью нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. Кроме того, они характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью.
Скоростно-силовые качества характеризуют: взрывная сила, стартовая сила, ускоряющая сила. Взрывная сила - это общая качественная характеристика, оценивающая способность к быстроте наращивания рабочего усилия до максимума. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию усилия в начальный момент их напряжения .
При развитии скоростно-силовых способностей на этапе спортивного совершенствования используются практические методы физического воспитания, предусматривающие использование разнообразных средств в виде общеразвивающих, специальных и собственно спортивных упражнений, а также подвижных игр с их применением. Тяжелая атлетика характеризуется широкими возможностями для развития скоростно-силовых качеств.
Для исследования возможностей развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе было спланировано и выполнено экспериментальное исследование, которое включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Участниками исследования стало 24 спортсмена-волейболиста в возрасте от 17 до 18 лет, составляющие экспериментальную и контрольную группы.
В ходе исследования на констатирующем этапе было определено, что для спортсменов-волейболистов, находящихся на этапе спортивного совершенствования характерен высокий уровень результативности выполнения тестовых заданий на определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств. Также, в ходе математико-статистического анализа результатов констатирующей диагностики было выявлено, что две группы исследования - экспериментальная и контрольная на достоверном уровне не различаются по изучаемым показателям.
Для развития скоростно-силовых качеств у спортсменов-волейболистов было выполнено формирующее воздействие в экспериментальной группе. По окончании чего была выполнена процедура контрольной диагностики, в рамках которой было установлено, что существуют достоверные изменения в выраженности показателей скоростно-силовых качеств у спортсменов- волейболистов - участников экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной группы. Определяются достоверные сдвиги по показателям тестов определения скоростно-силовых способностей только в экспериментальной группе, что при отсутствии сдвигов в контрольной группе указывает на эффективность целенаправленного формирующего воздействия на скоростно-силовые качества спортсменов.
Основная гипотеза исследования по результатам экспериментального исследования получила полное подтверждение, то есть научно обоснованная и разработанная технология скоростно-силовой подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования при рациональном соотношении упражнений тяжелоатлетической направленности, а также с учётом основных педагогических условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий уровень скоростно-силовых качеств.
Скоростно-силовые качества относятся к силовым качествам. Они обусловлены способностью нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. Кроме того, они характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью.
Скоростно-силовые качества характеризуют: взрывная сила, стартовая сила, ускоряющая сила. Взрывная сила - это общая качественная характеристика, оценивающая способность к быстроте наращивания рабочего усилия до максимума. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию усилия в начальный момент их напряжения .
При развитии скоростно-силовых способностей на этапе спортивного совершенствования используются практические методы физического воспитания, предусматривающие использование разнообразных средств в виде общеразвивающих, специальных и собственно спортивных упражнений, а также подвижных игр с их применением. Тяжелая атлетика характеризуется широкими возможностями для развития скоростно-силовых качеств.
Для исследования возможностей развития скоростно-силовых качеств на этапе спортивного совершенствования в волейболе было спланировано и выполнено экспериментальное исследование, которое включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Участниками исследования стало 24 спортсмена-волейболиста в возрасте от 17 до 18 лет, составляющие экспериментальную и контрольную группы.
В ходе исследования на констатирующем этапе было определено, что для спортсменов-волейболистов, находящихся на этапе спортивного совершенствования характерен высокий уровень результативности выполнения тестовых заданий на определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств. Также, в ходе математико-статистического анализа результатов констатирующей диагностики было выявлено, что две группы исследования - экспериментальная и контрольная на достоверном уровне не различаются по изучаемым показателям.
Для развития скоростно-силовых качеств у спортсменов-волейболистов было выполнено формирующее воздействие в экспериментальной группе. По окончании чего была выполнена процедура контрольной диагностики, в рамках которой было установлено, что существуют достоверные изменения в выраженности показателей скоростно-силовых качеств у спортсменов- волейболистов - участников экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной группы. Определяются достоверные сдвиги по показателям тестов определения скоростно-силовых способностей только в экспериментальной группе, что при отсутствии сдвигов в контрольной группе указывает на эффективность целенаправленного формирующего воздействия на скоростно-силовые качества спортсменов.
Основная гипотеза исследования по результатам экспериментального исследования получила полное подтверждение, то есть научно обоснованная и разработанная технология скоростно-силовой подготовки волейболистов на этапе спортивного совершенствования при рациональном соотношении упражнений тяжелоатлетической направленности, а также с учётом основных педагогических условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий уровень скоростно-силовых качеств.
Подобные работы
- Совершенствование скоростно-силовых качеств обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15
ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития скоростно-силовых качеств у юных волейболистов 13- 14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Развитие скоростно-силовых способностей у девочек 11-12 лет, занимающихся в секции по волейболу
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ШКОЛЬНИКОВ 14 - 15 ЛЕТ.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



