Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования песенного и поэтического материала для формирования лексических навыков на иностранном языке 6
1.1. Говорение как вид речевой деятельности, способствующий
формированию лексических навыков 6
1.2. Роль использования песенного и поэтического материала на уроках
английского языка в младших классах 13
1.3. Применение песенного и поэтического материала на уроках английского
языка с учетом особенностей развития памяти и восприятия младших школьников 18
1.4. Приемы работы с песенным и поэтическим текстом на уроках
английского языка в младших классах 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния песенного и поэтического материала на формирование лексических навыков у младших
школьников 29
2.1. Диагностика учащихся на констатирующем этапе эксперимента 29
2.2. Методика использования песенного и поэтического материала для
формирования лексических навыков 34
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложения
Роль песен и стихов при обучении школьников английскому языку трудно переоценить. Отмечено, что исполнение песен приносит учащимся большое эстетическое удовольствие, а проговаривание коротких стишков, рифмовок, скороговорок позволяет развить память и вместе с тем сформировать устойчивые произносительные, лексические и грамматические навыки. Особенно актуально использование песенного и поэтического материала в младшем школьном возрасте, когда дети не могут долго сидеть и выполнять упражнения по учебнику.
Некоторые учителя обращаются только к стихам и песням, имеющимся в учебнике, считая, что иначе они не успеют пройти учебную программу. Отчасти они правы, так как детей нужно успеть научить читать, писать, выполнять грамматические задания, понимать транскрипцию, пользоваться словарем, понимать иностранную речь, говорить и т.д. Таким образом, на песни и стихи зачастую не остается времени, хотя потребность в них велика. Актуальность исследования определяется необходимость поиска эффективных путей обучения материалу на английском языке, а так же трудностями овладения младшими школьниками языковым материалом.
Гипотеза исследования. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без хорошо развитого навыка говорения. Учитывая сложность формирования данного навыка в младшем школьном возрасте и интерес, проявляемый учащимися к стишкам и песенкам, мы предположили, что систематическое использование песенного и поэтического материала уроках английского языка будет способствовать более успешному формированию навыка говорения у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования навыка говорения на уроках английского языка в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности применения песенного и поэтического материала в процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе.
Целью данной работы является изучение влияния песенного и поэтического материала на уроках английского языка на формирование лексических навыков у учащихся младших классов.
Цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть методику и особенности работы со стихотворным и песенным материалом при обучении английскому языку;
3. Разработать методические рекомендации по использованию песенного и поэтического материала на уроках английского языка в младших и средних классах.
4. Апробировать полученные данные рекомендации на практике.
Материалом исследования послужили песни: “This is a spider in the bathroom”, “The whale», «I can run”, “Twinkle, twinkle, little star”
Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов исследования:
1) изучение и анализ литературных источников;
2) наблюдение за учащимися в ходе проведения исследования;
3) анкетирование учащихся на начальном этапе проведения эксперимента
4) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании необходимости использования песенного и поэтического материала на уроках английского языка в младших и средних классах для успешного формирования лексических навыков.
Практическая значимость состоит в систематизации песенного и поэтического материала и разработке методических рекомендаций по использованию его3-х классах МБОУ №111 Советского района города Казани на уроках английского языка.
Научная новизна работы заключается в изучении и обобщении уровня заданной проблемы, а так же, в попытке представить собственное видение данной проблемы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определяется объект исследования, называется предмет, обосновывается актуальность, определяются цель и задачи, указываются теоретическая и практическая значимость, называются основные методы исследования.
В первой главе раскрывается теоретическая значимость и особенность использования песенного и поэтического материала на уроках английского языка. Так же рассматривается говорение как вид речевой деятельности и само понятие «говорение». Использование песенного и поэтического материала на уроках английского языка с учетом психических особенностей и памяти младших школьников. Так же в первой главе говорится о приемах работы с песенным и поэтическим материалом на уроках английского языка.
Во второй главе описан эксперимент, проведенный в третьих классах МБОУ 111 Советского района города Казани, а также приведены результаты данного эксперимента.
В заключении содержатся выводы и результаты проведенного исследования.
Приложения содержат фрагменты конспектов уроков, примеры песенного и поэтического материала, использованного на уроках в период эксперимента.
Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, благодаря которому осуществляется формирование лексических навыков и устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме.
Обучение говорению происходит благодаря общению в диалоге и монологе. Использование песенного и поэтического материала в обучении устной иноязычной речи является целесообразным для активизации лексических навыков, речевой деятельности учащихся, создания ситуаций для их общения и совершенствования умений и навыков в использовании иноязычной лексики в речи. Песни и рифмовки могут использоваться для изучения самых разнообразных тем - о личности, окружении человека, природе, об интересах и увлечениях человека,а также для развития навыков монологической и диалогической речи.
В данной работе было изучено влияние использования песенного и поэтического материала на формирование лексических навыков у учащихся 3-хклассов. При реализации педагогического эксперимента, проводившегося во время нашей преддипломной практики, нам удалось провести ряд уроков с применением песенного и поэтического материала в ЭГ.После проведения итогового опроса и с учетом работы учащихся за весь период прохождения нами преддипломной практики было выявлено, что подгруппа ЭГ проделала обширную работу, в отличие от учащихся КГ, в котором по завершении эксперимента больших изменений не выявлено. На уроках учащиеся ЭГ отвечали активнее, грамотнее и с большим интересом. Задания, которые были предложены сделать учащимся самостоятельно . в домашних условиях , выполнялись с огромным желанием, чувствовалась заинтересованность каждого ученика. Появилась дополнительная мотивация, у детей возникло большее желание учиться, приходить на уроки английского языка. Таким образом, можно сделать вывод, что применение песенного и поэтического материала на уроках английского положительно сказывается на формирование лексических навыков языка особенно эффективно в младшем возрасте.
Как было сказано ранее, развить лексические навыки и навыки говорения можно при помощи введения новой лексики, благодаря творческим заданиям, ролевым играм, при высказывании учащимися своего мнения, точки зрения, отношения к увиденным или сформулированным ситуациям в устной форме. Все это было учтено при разработке заданий к выбираемому нами материалу. Данные задания использовались на всех этапах работы. Результаты проведенной работы, на наш взгляд, были положительными.
На контрольном этапе эксперимента была отмечена положительная динамика в обучении учащихся ЭГ. Речь учеников на уроках стала более насыщенной, ответы - более развёрнутыми; учащиеся активно употребляли изученную лексику, их речевые навыки приобрели более развитый характер. Следует отметить, что и у «трудных» учеников увеличилась мотивированность к урокам, они стали чаще отвечать на уроках, высказывая свое мнение, используя изученную лексику, хотя и делали существенные ошибки в построении предложений. Таким образом, мы считаем, что сформулированная в начале данной работы гипотеза,о том, что при систематическом использовании на уроках английского языка песенного и поэтического материала, процесс формирования навыка говорения у младших школьников будет более успешным, подтверждена.
1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
2. Закон РФ «Об образовании». - СПб; АО "Гиппократ", 1996.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер.изд. - М.: Академия ИЦ, 2008. - 334 с.
4. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко// Педагогический вестник. - 2004. - №3. - с. 30-33.
5. Игнатова Т.Н. Английский язык. Интенсивный курс: Учебник. - М.: Высшая школа, 1992. - с. 37.
6. Каменецкая Н.П., Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2007. №8. - с. 18.
7. Каменецкая Н.П., Леонович Е.О. Об использовании некоторых традиционных норм обращения в английском языке.// Иностранные языки в школе, 2006. №5. - с. 87.
8. Кириллова Е.П., Лазарева Б.Т., Петрушин С.И. Хрестоматия по методике преподавания иностранных языков. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.
9. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Изд-во Московского университета, 2006. - 176 с.
10. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика
обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов
филологических специальностей высших педагогических учебных заведений, 2-е стер.изд. - М.: Академия ИЦ, 2004. - 259 с.
11. Колкова М.К. (отв.ред.). Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Пособие для учителей, аспирантов и студентов. - М.: Каро, 2001. - 240 с.
12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академия ИЦ, 2008. - 348 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - М., Академия, 2000.
14. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. (под ред.). Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Вышэйная школа, 2001. - 528 с.
15. Соколова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М.: АСТ Издательство, 2008. - 271 с.
16. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
17. Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка // иностранные языки в школе - 2002. - №1. - С.50-54.
18. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. - М.: Форум, 2007. - 335 с.
19 Рачок Т.П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №2. С.15-18.
20. Рогова Г.В. Английский язык за два года. - М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
21. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку (на анг.языке). -М.: Просвещение, 1983. - 351с.
22. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: EnglishPublication, 1986. - 224 с.
23. Филатов В.М., Белогрудова В.П., Исаева Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М.Филатова). - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
24. Шанский Н.М., Резниченко И.Л., Кудрявцева Т.С. и др. Что значит знать
язык и владеть им (Под ред. Н.М.Шанского). - Л.: Ленинградское
Отделение,1989. - 192 с.
25. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972. - 350 с.
26. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: Учебное пособие для студентов филологических факультетов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия ИЦ, 2003. - 151 с.
Интернет-источники
27. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку. - http://www.school.edu.ru
28 .http://dic.academic.ru
29. http://ru.wikipedia.org
30. http://www.lovelylanguage.ru/for-kids/english-songs
31. http://english4kids.russianblogger.ru/
32. http://pedsovet.su/publ/