ЖИЗНЬ И СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СЛУЖЕНИЕ ТИХОНА БЕЛЛАВИНА ДО ИЗБРАНИЯ ПАТРИАРХОМ
1.1. Биография будущего патриарха Тихона и его деятельность на
Московской кафедре 10
1.2. Участие митрополита Тихона (Беллавина) в Поместном Соборе
Российской православной церкви 1917-1918 гг. 24
II. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ПАТРИАРХЕ ТИХОНЕ 38
2.1. Взаимоотношение патриарха Тихона и Русской православной церкви
с советской властью 37
2.2. Разделения в церкви при патриархе Тихоне 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 66
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
I. СЛУЖЕНИЕ ТИХОНА БЕЛЛАВИНА ДО ИЗБРАНИЯ ПАТРИАРХОМ
1.1. Биография будущего патриарха Тихона и его деятельность на
Московской кафедре 10
1.2. Участие митрополита Тихона (Беллавина) в Поместном Соборе
Российской православной церкви 1917-1918 гг. 24
II. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ПАТРИАРХЕ ТИХОНЕ 38
2.1. Взаимоотношение патриарха Тихона и Русской православной церкви
с советской властью 37
2.2. Разделения в церкви при патриархе Тихоне 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 66
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Когда наступают трудные времена в жизни, каждый из нас начинает искать свое душевное и духовное исцеление в стенах церквей, храмов, монастырей. Это и неудивительно ведь в этом мире есть место чуду. Он дарует нам чудо появления жизни, и каждый раз вдыхает свою любовь в новоявленного хранителя души человеческой, которая с криком младенца появляется из лона матери. Крик боли матери и плач младенца напоминают нам о страданиях, через которые прошел сын его Иисус Христос и радости его воссоединения с Богом.
Бог посылает в нашу жизнь своих избранников, праведников, людей имеющих богатых дух, мужество и самоотвержение. Они являются подвижниками веры, любви. И подвиг таких святых людей, духовных наставников народа можно смело назвать самым трудным из всех подвигов. Одним из таких посланников является святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси.
Обращаясь к истории, вряд ли найдется среди всех московских святителей человека, который был бы призван к руководству церковной жизни в столь тяжелый период, как тот, что выпал на годы патриаршества Тихона. Сам необычайный масштаб трагических событий делает святителя Тихона, одного из великих участников оных, недопонятым для современников. Даже в наши дни необычайно тяжело оценить величие и красоту его святости, его подвига. Это подобно тому, как огромную гору можно окинуть взглядом только с очень большого расстояния, — вблизи не охватить всю ее грандиозность. Так и великие люди делаются видными и более понятными спустя некоторое время. И чем величественнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его разглядеть и оценить. И все же ни один патриарх Русской Церкви не привлекал к себе такого сострадательного, пристального и почтительного внимания всего мира, какое привлекал к себе Патриарх Тихон еще при жизни своей. Этот факт, указывающий на его глобальное значение, его неоспоримый авторитет, заставляет обратиться к его образу с особенной любовью и вниманием.
В последнее время история Русской Православной Церкви становится предметом активного обсуждения. Актуальность изучения этих вопросов определяется главенствующей ролью Церкви в жизни общества и социальных отношениях во все периоды отечественной истории. С 1918 по 1925 гг. складываются новые формы государственно-церковных отношений, Патриархом Тихоном была определена совершенно новая стратегия отношений Церкви и государства, которая во многом послужила основой для позиции Церкви в государственно-церковных отношениях на протяжении длительного периода времени. Этот период в истории отношений Церкви и государства является, на наш взгляд, ключевым, во многом определившим дальнейшее развитие таких отношений. Патриарх Тихон остается для Русской Православной Церкви образцом первоиерарха, его деятельность и жизненная позиция вызывают в обществе, как и в церковной среде, повышенный интерес.
Актуальность изучения политики Патриарха Тихона по отношению с государством проявляется в свете начавшегося несколько лет назад процесса сближения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Личность Патриарха Тихона является одинаково значимой для Русской Православной Церкви и для РПЦЗ, однако его отношение к политике государства оценивается сторонами по-разному. Авторы, принадлежащие к РПЦЗ, традиционно считают, что начало политике лояльности власти, которую они называют «сергианством», положил митрополит Сергий (Страгородский), а не Патриарх Тихон.
Современные государственно-церковные отношения складываются достаточно трудно: одним из источников случаев конфликтов и непонимания между структурами РПЦ и властными органами можно признать относительно слабую изученность различных аспектов церковной истории, приводящую к неверным её оценкам со стороны различных политических деятелей. Рассмотрение опыта деятельности государства по выстраиванию отношений с Церковью важно для формирования эффективного государственно-конфессиональных отношений. Необходимость современной модели отношений между государством и Церковью очень высока, так как речь идет о расширении социальной составляющей политического курса Президента РФ. В связи с этим исторический опыт и уроки взаимоотношений власти и Церкви приобретают практический характер.
Фигура патриарха Тихона (Беллавина) во многом является знаковой, ключевой в истории Российской православной церкви в XX веке. Для Патриарха Тихона было характерно глубокая кротость, смирение, тихость. Он был великим молитвенником и всегда предавал себя в волю Божию. Его службы отличались глубокой молитвенностью и торжественностью. В этом смысле его роль трудно переоценить, в связи с этим данная работа является актуальной.
Степень разработанности темы. Личность Тихона Беллавина и его отношение к государству вызывают различные споры среди ученых и историков. Неизученным остается огромная масса источников, связанных с государственно-церковными отношениями в годы его патриаршества, во многих случаях это приводит к неправильным представлениям о том, как складывались данные отношения в первой половине XX века, какой была его политика по отношению к государству.
Работы по избранной теме, носящие конкретно-исторический и, в редких случаях, источниковедческий характер, можно условно разделить на четыре основные группы.
Труды советских исследователей по данной теме, как правило, имеют очень общий, обзорный характер, к тому же несут идеологический отпечаток прежнего официального негативного отношения к религии. Церковь в них зачастую представляется реакционным антинародным институтом, а органы государственной власти показаны исключительно в положительном плане, кроме того, в силу недоступности большинства источников, эти работы бедны в источниковедческом плане, изучалась в основном лишь узкая группа источников: декреты советской власти, работы ведущих идеологов партии, официоз газетных статей.
Вторую группу составляют труды церковных исследователей. Особенно важен уникальный для своего времени архив, собранный М.Е. Губониным. Среди публикаций последних лет необходимо выделить работы иером. Дамаскина (Орловского), прот. Владислава Цыпина, М.И. Вострышева. прот. Георгия Митрофанова.
В период до 1990-х годов наибольший вклад в изучение темы внесли иностранная иноязычная и русская эмигрантская литература. Историками Д.В. Поспеловским, У. Флетчером и другими был создан ряд монографий, в целом реалистично освещавших церковную политику советского государства, жестокие антирелигиозные акции властей. Г. Штриккером был опубликован сборник документов «Русская православная церковь в советское время (1917-1991 )».
С начала 1990-х годов начала быстро расти новая историография темы. В числе первых разработок данной проблематики следует выделить работы О.Ю. Васильевой и В.А.. Алексеева. Среди наиболее заметных работ, хотелось бы отметить монографии и статьи М.И. Одинцова, который одним из первых изучил дело Патриарха Тихона и опубликовал из него целый ряд документов. В ряде своих работ он исследовал этапы создания этих документов, их редактирования, отсеивания информации, соотношения черновых и беловых копий.
Таким образом, в настоящее время государственно-церковные отношения в первые годы советской власти в значительной степени изучены в историографии. Однако количество неизученных вопросов еще велико. Это касается, прежде всего, вопросов, связанных с позицией Патриарха Тихона по отношению к власти, тактикой его поведения в отношениях с властными органами. 1920-х гг.
Объектом выпускной работы является история Русской православной церкви на рубеже XIX-XX вв.
Предметом исследования выступает жизнь и служение Патриарха Тихона.
Хронологическими рамками работы является период с 1865 по 1925 г. Данный период является одним из самых трагических для Церкви и очень драматичный в истории отношений Церкви и государственной власти.
Начало данного периода связано с появлением на свет Тихона Беллавина, будущего Патриарха Московского. Период с момента его рождения и до признания его Поместным собором раскрывает становление его личности в ходе его церковного служения в Троице-Сергиевой лавре. Последующий период характеризуется проявившимся с начала 1922 г. совершенно новым политическим курсом, по сути очередной попыткой большевиков дискредитировать и уничтожить Церковь. В этом периоде обостряется борьба Церкви за сохранение целостности своих структур и единства, а также за существование самой Церкви. Необходимо отметить, что исследуемый период был решающим для поиска новой модели отношений власти и Церкви. В апреле 1925 года после смерти Патриарха Тихона начинается новый этап в истории государственно-церковных отношений.
Целью написания данной работы является рассмотрение ключевых моментов жизни и служения патриарха Тихона.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть биографию и служение на Московской кафедре патриарха Тихона;
• проанализировать деятельность митрополита Тихона (Беллавина) в Поместном Соборе Российской православной церкви 1917-1918 гг.;
• выделить основные аспекты во взаимоотношении патриарха Тихона и Русской православной церкви с советской властью;
• охарактеризовать разделения в церкви при патриархе Тихоне.
Теоретико-методологическими основами работы являются принципы историзма, объективности, а также комплексности исторического исследования. Принцип историзма рассматривает отдельные факты и явления в их взаимосвязи, в конкретной исторической ситуации. Реализация принципа объективности проявляется в учете всех подходов и точек зрения к изучаемой проблеме. При исследовании различных документов, таких как «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского) и «завещательное послание» Патриарха Тихона в работе применяется метод комплексного источниковедческого анализа.
Источниковой базой выпускной работы являются документы и материалы, изученные в ходе исследования. Основную группу изучаемых источников составили - материалы церковного происхождения. Это, прежде всего, документы, написанные Патриархом Тихоном (воззвания, обращения, заявления); Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (в 4-х томах). И другие источники.
Научная новизна исследования заключается в актуализации изучения истории взаимоотношений между государством и Церковью в первой четверти ХХ века на примере служения Патриарха Тихона.
Научно-практическая значимость квалификационного исследования определяется тем, что выводы и материалы работы возможно использовать при написании специальных и обобщающих трудов, методических пособий и учебников по истории РПЦ, а также в процессе преподавания специальных и общих курсов по истории России XX в., истории и источниковедению РПЦ, истории государственно-конфессиональных отношений в России. Практическая значимость работы проявляется в том, что более глубокое понятие места и роли РПЦ и Патриарха Тихона позволяет сделать определенные выводы о характере взаимодействия властных структур и Церкви в современном периоде.
Апробации работы. Основные положения квалификационной работы были опубликованы в научно-практическом электронном журнале «Аллея Науки».
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, источников и литературы, а также приложений.
Бог посылает в нашу жизнь своих избранников, праведников, людей имеющих богатых дух, мужество и самоотвержение. Они являются подвижниками веры, любви. И подвиг таких святых людей, духовных наставников народа можно смело назвать самым трудным из всех подвигов. Одним из таких посланников является святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси.
Обращаясь к истории, вряд ли найдется среди всех московских святителей человека, который был бы призван к руководству церковной жизни в столь тяжелый период, как тот, что выпал на годы патриаршества Тихона. Сам необычайный масштаб трагических событий делает святителя Тихона, одного из великих участников оных, недопонятым для современников. Даже в наши дни необычайно тяжело оценить величие и красоту его святости, его подвига. Это подобно тому, как огромную гору можно окинуть взглядом только с очень большого расстояния, — вблизи не охватить всю ее грандиозность. Так и великие люди делаются видными и более понятными спустя некоторое время. И чем величественнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его разглядеть и оценить. И все же ни один патриарх Русской Церкви не привлекал к себе такого сострадательного, пристального и почтительного внимания всего мира, какое привлекал к себе Патриарх Тихон еще при жизни своей. Этот факт, указывающий на его глобальное значение, его неоспоримый авторитет, заставляет обратиться к его образу с особенной любовью и вниманием.
В последнее время история Русской Православной Церкви становится предметом активного обсуждения. Актуальность изучения этих вопросов определяется главенствующей ролью Церкви в жизни общества и социальных отношениях во все периоды отечественной истории. С 1918 по 1925 гг. складываются новые формы государственно-церковных отношений, Патриархом Тихоном была определена совершенно новая стратегия отношений Церкви и государства, которая во многом послужила основой для позиции Церкви в государственно-церковных отношениях на протяжении длительного периода времени. Этот период в истории отношений Церкви и государства является, на наш взгляд, ключевым, во многом определившим дальнейшее развитие таких отношений. Патриарх Тихон остается для Русской Православной Церкви образцом первоиерарха, его деятельность и жизненная позиция вызывают в обществе, как и в церковной среде, повышенный интерес.
Актуальность изучения политики Патриарха Тихона по отношению с государством проявляется в свете начавшегося несколько лет назад процесса сближения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Личность Патриарха Тихона является одинаково значимой для Русской Православной Церкви и для РПЦЗ, однако его отношение к политике государства оценивается сторонами по-разному. Авторы, принадлежащие к РПЦЗ, традиционно считают, что начало политике лояльности власти, которую они называют «сергианством», положил митрополит Сергий (Страгородский), а не Патриарх Тихон.
Современные государственно-церковные отношения складываются достаточно трудно: одним из источников случаев конфликтов и непонимания между структурами РПЦ и властными органами можно признать относительно слабую изученность различных аспектов церковной истории, приводящую к неверным её оценкам со стороны различных политических деятелей. Рассмотрение опыта деятельности государства по выстраиванию отношений с Церковью важно для формирования эффективного государственно-конфессиональных отношений. Необходимость современной модели отношений между государством и Церковью очень высока, так как речь идет о расширении социальной составляющей политического курса Президента РФ. В связи с этим исторический опыт и уроки взаимоотношений власти и Церкви приобретают практический характер.
Фигура патриарха Тихона (Беллавина) во многом является знаковой, ключевой в истории Российской православной церкви в XX веке. Для Патриарха Тихона было характерно глубокая кротость, смирение, тихость. Он был великим молитвенником и всегда предавал себя в волю Божию. Его службы отличались глубокой молитвенностью и торжественностью. В этом смысле его роль трудно переоценить, в связи с этим данная работа является актуальной.
Степень разработанности темы. Личность Тихона Беллавина и его отношение к государству вызывают различные споры среди ученых и историков. Неизученным остается огромная масса источников, связанных с государственно-церковными отношениями в годы его патриаршества, во многих случаях это приводит к неправильным представлениям о том, как складывались данные отношения в первой половине XX века, какой была его политика по отношению к государству.
Работы по избранной теме, носящие конкретно-исторический и, в редких случаях, источниковедческий характер, можно условно разделить на четыре основные группы.
Труды советских исследователей по данной теме, как правило, имеют очень общий, обзорный характер, к тому же несут идеологический отпечаток прежнего официального негативного отношения к религии. Церковь в них зачастую представляется реакционным антинародным институтом, а органы государственной власти показаны исключительно в положительном плане, кроме того, в силу недоступности большинства источников, эти работы бедны в источниковедческом плане, изучалась в основном лишь узкая группа источников: декреты советской власти, работы ведущих идеологов партии, официоз газетных статей.
Вторую группу составляют труды церковных исследователей. Особенно важен уникальный для своего времени архив, собранный М.Е. Губониным. Среди публикаций последних лет необходимо выделить работы иером. Дамаскина (Орловского), прот. Владислава Цыпина, М.И. Вострышева. прот. Георгия Митрофанова.
В период до 1990-х годов наибольший вклад в изучение темы внесли иностранная иноязычная и русская эмигрантская литература. Историками Д.В. Поспеловским, У. Флетчером и другими был создан ряд монографий, в целом реалистично освещавших церковную политику советского государства, жестокие антирелигиозные акции властей. Г. Штриккером был опубликован сборник документов «Русская православная церковь в советское время (1917-1991 )».
С начала 1990-х годов начала быстро расти новая историография темы. В числе первых разработок данной проблематики следует выделить работы О.Ю. Васильевой и В.А.. Алексеева. Среди наиболее заметных работ, хотелось бы отметить монографии и статьи М.И. Одинцова, который одним из первых изучил дело Патриарха Тихона и опубликовал из него целый ряд документов. В ряде своих работ он исследовал этапы создания этих документов, их редактирования, отсеивания информации, соотношения черновых и беловых копий.
Таким образом, в настоящее время государственно-церковные отношения в первые годы советской власти в значительной степени изучены в историографии. Однако количество неизученных вопросов еще велико. Это касается, прежде всего, вопросов, связанных с позицией Патриарха Тихона по отношению к власти, тактикой его поведения в отношениях с властными органами. 1920-х гг.
Объектом выпускной работы является история Русской православной церкви на рубеже XIX-XX вв.
Предметом исследования выступает жизнь и служение Патриарха Тихона.
Хронологическими рамками работы является период с 1865 по 1925 г. Данный период является одним из самых трагических для Церкви и очень драматичный в истории отношений Церкви и государственной власти.
Начало данного периода связано с появлением на свет Тихона Беллавина, будущего Патриарха Московского. Период с момента его рождения и до признания его Поместным собором раскрывает становление его личности в ходе его церковного служения в Троице-Сергиевой лавре. Последующий период характеризуется проявившимся с начала 1922 г. совершенно новым политическим курсом, по сути очередной попыткой большевиков дискредитировать и уничтожить Церковь. В этом периоде обостряется борьба Церкви за сохранение целостности своих структур и единства, а также за существование самой Церкви. Необходимо отметить, что исследуемый период был решающим для поиска новой модели отношений власти и Церкви. В апреле 1925 года после смерти Патриарха Тихона начинается новый этап в истории государственно-церковных отношений.
Целью написания данной работы является рассмотрение ключевых моментов жизни и служения патриарха Тихона.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть биографию и служение на Московской кафедре патриарха Тихона;
• проанализировать деятельность митрополита Тихона (Беллавина) в Поместном Соборе Российской православной церкви 1917-1918 гг.;
• выделить основные аспекты во взаимоотношении патриарха Тихона и Русской православной церкви с советской властью;
• охарактеризовать разделения в церкви при патриархе Тихоне.
Теоретико-методологическими основами работы являются принципы историзма, объективности, а также комплексности исторического исследования. Принцип историзма рассматривает отдельные факты и явления в их взаимосвязи, в конкретной исторической ситуации. Реализация принципа объективности проявляется в учете всех подходов и точек зрения к изучаемой проблеме. При исследовании различных документов, таких как «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского) и «завещательное послание» Патриарха Тихона в работе применяется метод комплексного источниковедческого анализа.
Источниковой базой выпускной работы являются документы и материалы, изученные в ходе исследования. Основную группу изучаемых источников составили - материалы церковного происхождения. Это, прежде всего, документы, написанные Патриархом Тихоном (воззвания, обращения, заявления); Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (в 4-х томах). И другие источники.
Научная новизна исследования заключается в актуализации изучения истории взаимоотношений между государством и Церковью в первой четверти ХХ века на примере служения Патриарха Тихона.
Научно-практическая значимость квалификационного исследования определяется тем, что выводы и материалы работы возможно использовать при написании специальных и обобщающих трудов, методических пособий и учебников по истории РПЦ, а также в процессе преподавания специальных и общих курсов по истории России XX в., истории и источниковедению РПЦ, истории государственно-конфессиональных отношений в России. Практическая значимость работы проявляется в том, что более глубокое понятие места и роли РПЦ и Патриарха Тихона позволяет сделать определенные выводы о характере взаимодействия властных структур и Церкви в современном периоде.
Апробации работы. Основные положения квалификационной работы были опубликованы в научно-практическом электронном журнале «Аллея Науки».
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, источников и литературы, а также приложений.
Изученный в выпускной работе период 1918-1925 гг. - наиболее полно обеспечен доступными исследователям источниками и является особым этапом в развитии отношений государства и Церкви, с характерной ему особенной смысловой целостностью. Факторами такой целостности являются:
- особое значение для православных верующих и для властей представляет личность и деятельность Патриарха Тихона, как символа православного вероисповедания в России;
- направленность государственных органов власти на активное подавление церковных устоев различными дискредитирующими Церковь методами;
- стремление к достижению непосредственного влияния на Патриарха и других иерархов с целью навязывания им выгодного властям образа действий.
Подготовка несостоявшегося процесса над Патриархом Тихоном, равно как и факт отмены этого процесса, показывает безосновательность утверждений об ослаблении влияния и авторитета Церкви в обществе. В сложное время Церковь оставалась самодостаточной и влиятельной, являясь важным фактором общественной жизни. Ее влияние было невозможно не учитывать, несмотря на искусственный обновленческий раскол, начавшиеся гонения против верующих и официальное утверждение политики государственного атеизма.
Положение Патриарха Тихона в этих условиях характеризуется некоторой двойственностью. Духовный образ Патриарха, отличающийся целеустремленностью и цельностью личности, являлся источником вдохновения для православных верующих. С другой стороны, Патриарх Тихон часто был вынужден действовать как опытный стратег, перед которым стоит трудная задача сохранения церковного бытия, и у которого нет возможности открытой конфронтации. Проанализированные в работе источники свидетельствуют о том, что значительное место во взаимоотношениях Патриарха с властью занимают ситуации, когда авторская воля при создании того или иного документа видоизменяется под воздействием внешних угроз, давления, шантажа, принуждения к компромиссу и т.п.. И если даже автору удавалось частично отстоять свой текст, то вносимые изменения и дополнения после редакции часто до неузнаваемости искажали начальный замысел и намерения Патриарха Тихона.
Исходя из вышесказанного отдельное внимание в работе уделено интерпретации источников, созданных под влиянием различных сложных обстоятельств. Отказ от учёта этих факторов делает совершенно неверным истолкование важных моментов в истории отношений государства и церкви и искажает образ и деятельность Патриарха Тихона.
Многие документы, проанализированные в выпускной работе, автором которых по традиции считается Патриарх Тихон, приписываются ему необоснованно, а различная дискредитирующая Патриарха информация, исходившая от органов власти, очень часто воспринимается некритически.
Показательным примером является история написания текста «Завещания» Патриарха, свидетельствующая о непосредственном искажении первоначального замысла Тихона внесением в его текст соответствующих правок, приведших к серьезному изменению смысла и акцентировки самого текста. Проведенный в исследовании комплексный анализ «Завещательного послания» дает основания утверждать, что незадолго до своей смерти Патриарх отвергает очередной вариант послания, навязанный ему Е. Тучковым. Но, тем не менее, он с небольшими изменениями публикуется под видом истинного послания Патриарха Тихона.
Проведенный анализ позволяет более конструктивно оценить деятельности Патриарха. Также в работе значительно уточнено и конкретизировано представление о целях, задачах, этапах и методах политики советской власти в отношении Церкви. Проведенный анализ способствует исторически взвешенной оценке церковно-государственных отношений, а также делает возможным отход от приблизительности позиций многих авторов.
Исследуемый в выпускной работе период стал временем создания принципов отношений государства и Церкви в СССР. Каждая из двух сторон этих отношений претерпевает определенные изменения. В июне 1923 года был достигнут компромисс. Власти поняли, что путем оказываемого давления, угрозы смерти и тюремного заключения от Патриарха Тихона нужных им действий не добиться. Поэтому властями была проведен целый ряд мероприятий направленных на раскол Церкви и дискредитацию Патриарха. Патриарх Тихон в свою очередь также изменил позицию и заявил о лояльности действующей власти.
Патриарха Тихона расценивался советскими властями как серьезная проблема, как огромное препятствие для эффективного выполнения поставленной задачи антирелигиозной политики. Ослабление Церкви напрямую связывалось властью с подрывом авторитета, дискредитацией или даже устранением Патриарха. Эта задача никогда не сходила с повестки дня, но разными были методы и приемы ее достижения, на разных этапах борьбы с Церковью власти отдавали предпочтение то одной, то другой тактике антицерковной работы.
Таким образом, в период 1922-1925 гг. в истории взаимоотношений Церкви и государства происходит складывание и закрепление основных принципов и методов государственной политики в отношении Церкви, а со стороны Церкви вырабатывается система modus vivendi, которая была направлена на сохранение Церкви в условиях ужесточающихся преследований. Те и другие принципы не только характеризуются историческим динамизмом и способностью к тактическим видоизменениям в зависимости от определенного этапа антицерковной политики государства, но и отличаются особой внутренней устойчивостью на протяжении последующий десятилетий, что позволяет говорить о «тихоновском» периоде в истории церковно-государственных отношений как об имеющем важное значение для дальнейшего их развития.
Основные научные результаты исследования заключаются в том, что:
- рассмотрена эволюция позиции Патриарха Тихона по отношению к советской власти;
- проведен источниковедческий анализ основных документов, характеризующих государственно-церковные отношения в 1922-1925 гг.
Принципы отношений с государством были установлены в Русской Православной Церкви именно в изучаемый период Патриархом Тихоном, впоследствии Патриархи Сергий, Алексий и Пимен применяли эти принципы в отношениях с государством, следуя линии, намеченной Патриархом Тихоном. Поэтому, нам представляется, что результаты, предпринятого в рамках данной работы изучения государственно-церковных отношений в 1922-1925 гг., приемов и тактики церковной политики Патриарха Тихона, могут плодотворно использоваться при анализе государственно-церковных отношений в последующий период истории советского государства.
Необходимо указать проблемы государственно-церковных отношений периода 1922-1925 гг., которые могут стать предметом дальнейших исследований. Это, на наш взгляд, - политика государственных властей по отношению к Церкви на местах, роль ГПУ в организации и деятельности обновленческого раскола, отношение священнослужителей РПЦ к политике Патриарха Тихона; внутренняя жизнь Церкви в эти годы и реакция верующих на антицерковную политику власти.
Именно через такого человека, исполненного терпения и смирения, Бог сохранил свою российскую паству. В тропаре святителю Тихону поется: «...во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя...». Говорится и о главной его заслуге: «.Церковь Русскую в тишине соблюди.».
- особое значение для православных верующих и для властей представляет личность и деятельность Патриарха Тихона, как символа православного вероисповедания в России;
- направленность государственных органов власти на активное подавление церковных устоев различными дискредитирующими Церковь методами;
- стремление к достижению непосредственного влияния на Патриарха и других иерархов с целью навязывания им выгодного властям образа действий.
Подготовка несостоявшегося процесса над Патриархом Тихоном, равно как и факт отмены этого процесса, показывает безосновательность утверждений об ослаблении влияния и авторитета Церкви в обществе. В сложное время Церковь оставалась самодостаточной и влиятельной, являясь важным фактором общественной жизни. Ее влияние было невозможно не учитывать, несмотря на искусственный обновленческий раскол, начавшиеся гонения против верующих и официальное утверждение политики государственного атеизма.
Положение Патриарха Тихона в этих условиях характеризуется некоторой двойственностью. Духовный образ Патриарха, отличающийся целеустремленностью и цельностью личности, являлся источником вдохновения для православных верующих. С другой стороны, Патриарх Тихон часто был вынужден действовать как опытный стратег, перед которым стоит трудная задача сохранения церковного бытия, и у которого нет возможности открытой конфронтации. Проанализированные в работе источники свидетельствуют о том, что значительное место во взаимоотношениях Патриарха с властью занимают ситуации, когда авторская воля при создании того или иного документа видоизменяется под воздействием внешних угроз, давления, шантажа, принуждения к компромиссу и т.п.. И если даже автору удавалось частично отстоять свой текст, то вносимые изменения и дополнения после редакции часто до неузнаваемости искажали начальный замысел и намерения Патриарха Тихона.
Исходя из вышесказанного отдельное внимание в работе уделено интерпретации источников, созданных под влиянием различных сложных обстоятельств. Отказ от учёта этих факторов делает совершенно неверным истолкование важных моментов в истории отношений государства и церкви и искажает образ и деятельность Патриарха Тихона.
Многие документы, проанализированные в выпускной работе, автором которых по традиции считается Патриарх Тихон, приписываются ему необоснованно, а различная дискредитирующая Патриарха информация, исходившая от органов власти, очень часто воспринимается некритически.
Показательным примером является история написания текста «Завещания» Патриарха, свидетельствующая о непосредственном искажении первоначального замысла Тихона внесением в его текст соответствующих правок, приведших к серьезному изменению смысла и акцентировки самого текста. Проведенный в исследовании комплексный анализ «Завещательного послания» дает основания утверждать, что незадолго до своей смерти Патриарх отвергает очередной вариант послания, навязанный ему Е. Тучковым. Но, тем не менее, он с небольшими изменениями публикуется под видом истинного послания Патриарха Тихона.
Проведенный анализ позволяет более конструктивно оценить деятельности Патриарха. Также в работе значительно уточнено и конкретизировано представление о целях, задачах, этапах и методах политики советской власти в отношении Церкви. Проведенный анализ способствует исторически взвешенной оценке церковно-государственных отношений, а также делает возможным отход от приблизительности позиций многих авторов.
Исследуемый в выпускной работе период стал временем создания принципов отношений государства и Церкви в СССР. Каждая из двух сторон этих отношений претерпевает определенные изменения. В июне 1923 года был достигнут компромисс. Власти поняли, что путем оказываемого давления, угрозы смерти и тюремного заключения от Патриарха Тихона нужных им действий не добиться. Поэтому властями была проведен целый ряд мероприятий направленных на раскол Церкви и дискредитацию Патриарха. Патриарх Тихон в свою очередь также изменил позицию и заявил о лояльности действующей власти.
Патриарха Тихона расценивался советскими властями как серьезная проблема, как огромное препятствие для эффективного выполнения поставленной задачи антирелигиозной политики. Ослабление Церкви напрямую связывалось властью с подрывом авторитета, дискредитацией или даже устранением Патриарха. Эта задача никогда не сходила с повестки дня, но разными были методы и приемы ее достижения, на разных этапах борьбы с Церковью власти отдавали предпочтение то одной, то другой тактике антицерковной работы.
Таким образом, в период 1922-1925 гг. в истории взаимоотношений Церкви и государства происходит складывание и закрепление основных принципов и методов государственной политики в отношении Церкви, а со стороны Церкви вырабатывается система modus vivendi, которая была направлена на сохранение Церкви в условиях ужесточающихся преследований. Те и другие принципы не только характеризуются историческим динамизмом и способностью к тактическим видоизменениям в зависимости от определенного этапа антицерковной политики государства, но и отличаются особой внутренней устойчивостью на протяжении последующий десятилетий, что позволяет говорить о «тихоновском» периоде в истории церковно-государственных отношений как об имеющем важное значение для дальнейшего их развития.
Основные научные результаты исследования заключаются в том, что:
- рассмотрена эволюция позиции Патриарха Тихона по отношению к советской власти;
- проведен источниковедческий анализ основных документов, характеризующих государственно-церковные отношения в 1922-1925 гг.
Принципы отношений с государством были установлены в Русской Православной Церкви именно в изучаемый период Патриархом Тихоном, впоследствии Патриархи Сергий, Алексий и Пимен применяли эти принципы в отношениях с государством, следуя линии, намеченной Патриархом Тихоном. Поэтому, нам представляется, что результаты, предпринятого в рамках данной работы изучения государственно-церковных отношений в 1922-1925 гг., приемов и тактики церковной политики Патриарха Тихона, могут плодотворно использоваться при анализе государственно-церковных отношений в последующий период истории советского государства.
Необходимо указать проблемы государственно-церковных отношений периода 1922-1925 гг., которые могут стать предметом дальнейших исследований. Это, на наш взгляд, - политика государственных властей по отношению к Церкви на местах, роль ГПУ в организации и деятельности обновленческого раскола, отношение священнослужителей РПЦ к политике Патриарха Тихона; внутренняя жизнь Церкви в эти годы и реакция верующих на антицерковную политику власти.
Именно через такого человека, исполненного терпения и смирения, Бог сохранил свою российскую паству. В тропаре святителю Тихону поется: «...во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя...». Говорится и о главной его заслуге: «.Церковь Русскую в тишине соблюди.».
Подобные работы
- Православная традиция русского города
в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - ОПЫТ НОВОМУЧЕНИЧЕСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОНУФРИЯ ГАГАЛЮКА И НИКОДИМА КОНОНОВА)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.П. СВЕНЦИЦКОГО (1881-1931 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - История политических репрессий в Нарымском крае в 1918 – 1953 гг. (Томская духовная семинария)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОСЛАВИЕ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Православные издания Белгородской и Старооскольской епархии (2012-2019 гг.): содержательно-типологический аспект
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - История Никольского прихода села Агинское Енисейской епархии (Томская Духовная Семинария)
Дипломные работы, ВКР, религия и мифология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ПРИЧИНЫ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Иконописное искусство и иконография: исторические, искусствоведческие и богословские основы
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



