Введение 3
Глава 1. Секуляризация, теократия и ее экономика: общие теоретические положения 6
1.1. Понятие секуляризации и проблема временного ограничения исследования 6
1.2. Понятие теократии и экономические условия ее выбора религиозными властями 10
1.3. Виды теократии 14
1.4. Особенности экономики теократии 17
1.5. Модель оценки теократии на предмет нормативного регулирования экономики 22
Глава 2. Хозяйственная этика и практика в рамках христианских теократий 24
2.1. Христианская новозаветная экономическая этика 24
2.2. Хозяйственная этика в учениях Святых отцов неразделенной Церкви 27
2.3. Современная хозяйственная этика христианства 29
2.4. Взгляды на христианскую теократию 34
2.5. Иезуитское государство в Парагвае как исторический пример теократии 39
2.6. Проявление экономических свойств теократии в экономике Ватикана 43
2.7. Теократическое сообщество горы Афон 45
Глава 3. Хозяйственная этика и практика в рамках исламских теократий 52
3.1. Исламская хозяйственная этика в Коране и хадисах 52
3.2. Хозяйственная этика в трудах богословов и исследователей Ислама 55
3.3. Исламские модели теократии 57
3.4. Северо-Кавказский имамат - теократическое государство XIX века .61
3.5. Халифат Сокото как проявление теократизма в Африке 64
3.6. Проблема соответствия экономики Ирана исламским принципам 67
Заключение 70
Список литературы
В эпоху Нового времени мир вступил в стадию формирования капиталистической экономической системы, которая существует и поныне. За счет промышленных революций, технического прогресса и инноваций достигнуты огромные успехи в увеличении уровня жизни обществ.
Но еще с древних времен в сознании людей укоренились нравственные восприятия жизни, некоторые из которых оформились в форме религий. В каждой из них существовали определенные устои и догматы, которые определяли хозяйственную жизнь людей. В дальнейшем, с появлением государств, стали существовать такие, в основе которых лежали религиозные нормы. Это были теократии. Их расцвет пришелся на Средневековье, когда капитализма современного типа еще не было.
С появлением и развитием секулярного мышления, идеалов Нового времени число теократий значительно сократилось, а рыночная экономика как проявление капитализма современного типа вместе с появлением глобализации стала неизбежно распространяться по многим странам мира. Не могла она не затронуть и теократии.
Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что капитализм существует вне моральных норм и нравственных устоев. Более того, некоторые типы производства являются аморальными. Поэтому возникает проблема соответствия экономики теократии, которая, несомненно, оказалась подвержена влиянию рыночной экономики, тем высоким религиозным идеалам, которые она проповедует.
Западное общество еще в 80-х годах ХХ века обратило внимание на общества так называемого «третьего мира», которые не живут или не жили ни в рамках капиталистической, ни в рамках социалистической систем. Это внимание уделено с целью поиска структур, которые можно позаимствовать для преодоления кризиса. В этой связи теократии как раз и являются представителями «третьего мира», которые сохраняют стремление регулировать экономическую сферу в соответствии с религиозными нормами. Исследование их экономической системы позволит выявить внутренние противоречия и устойчивые хозяйственные практики.
Целью данной работы является выявление особенностей хозяйственной этики и экономического устройства теократий христианства и ислама, существующих после начала широкого распространения рыночных отношений и секуляризации.
В ходе работы будут решаться следующие задачи:
1. содержание и экономические следствия феномена секуляризации;
2. разобраться в содержании и экономических аспектах понятия «теократия» и в ее классификациях
3. определить общие отличия между светской рыночной экономикой и экономикой теократий
4. исследовать хозяйственную этику христианства
5. проанализировать хозяйственное устройство христианских теократий (иезуитское государство в Парагвае, Ватикан и Афон)
6. исследовать хозяйственную этику ислама и феномен исламской экономики
7. проанализировать хозяйственное устройство исламских теократий (Северо-Кавказский имамат, халифат Сокото и Иран)
Что касается предмета и объекта исследования, то в качестве объекта исследования выступает экономика монотеистической теократии, а предмет исследования - экономические явления, укладывающиеся в религиозные представления и явно им противоречащие.
В качестве теоретической основы использовалось множество различных источников. Для исследования теоретических аспектов в области экономики, в области религиозных хозяйственных моделей были проанализированы работы Т. Б. Коваль, Т. Б. Веблена, Людвига фон Мизеса, Р И. Беккина и других. В рамках изучения хозяйственной практики были почерпнуты сведения из работ Д. С. Тамбо, П. Ж. Шиа, М. Паганопулоса, Д. С. Павлова, Н. В. Сомина, В. В. Святловского и других. Для этой же цели исследовались нормативно-правовые акты теократий. Тема потребовала обращения к междисциплинарным вопросам в области политики, философии и социологии. В политической сфере были задействованы работы Е. Н. Салыгина, Н. Д. Кулюшина, М. С. Арсанукаевой. В философской сфере - труды Августина Блаженного, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева. Из социологических исследований Б. Р Уилсона, В. С. Голдштейна, Дж. Соммервилля и М. Чавеса были задействованы наработки на тему секуляризации. Так как работа выполнена на стыке религии и экономики, использовались такие религиозные первоисточники, как Библия, Коран, сборники хадисов.
Особенностью данной работы является то, что данное направление в экономических исследованиях не является распространенным и лишь немногие авторы занимаются изучением экономики теократий. Так, одной из самых известных работ в данном направлении является труд ученых Р Винтроуба и М. Ферреро «Политическая экономия теократии». Другие ученые, такие, как Д. С. Павлов, Р. И. Беккин, Н. В. Сомин, В. Ноннеман, Ф. Л. Приор и другие, занимаются практической стороной исследования теократий. Автором в этой связи была предпринята попытка соединить теоретические и практические аспекты изучения данной темы, в чем и заключается научная новизна выпускной квалификационной работы.
Практическое значение данного исследования заключается в том, что выявление противоречий в экономиках различных теократий позволяет взглянуть на несовершенство хозяйственного устройства с точки зрения религиозных взглядов и, таким образом, сформировать ряд положений для его изменения путем реформирования и модификации экономических институтов.
Структура обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав (восемнадцать параграфов), заключения и библиографического списка. В первой главе исследуются понятия секуляризации и теократии, их экономические аспекты, рассматриваются классификации, проводится сравнительный анализ светской рыночной экономики и теократической, приведена модель оценивания теократий. Вторая глава посвящена хозяйственной этике христианства и практической деятельности теократий с этой религией в качестве доминирующей (иезуитское государство в Парагвае, Ватикан и Афон). Третья глава имеет цель рассмотреть хозяйственную этику ислама и экономическое устройство исламских теократий (Северо-Кавказский имамат, халифат Сокото и Иран). В выпускной квалификационной работе общим объемом 78 страниц содержится двенадцать таблиц и три рисунка; библиография включает 60 наименований.
В качестве теоретических научных методов были задействованы анализ, экстраполяция, классификация, моделирование и идеализация.
Феномен секуляризации содержит в себе два аспекта: социокультурный и экономический. Закрепившись изначально в экономической сфере, данный термин постепенно перешел к рассмотрению преимущественно в социологических исследованиях, где и получил наибольшее распространение. Тем не менее, заимствование содержания для экономических исследований имеет место быть. Поэтому, используя понятие института, характерное для неоинституционализма, секуляризацию можно определить следующим образом: это трансформация институтов, в том числе и экономических, заключающаяся в освобождении деятельности данных институтов от контроля и регулирования религиозными нормами и взглядами.
Проблема определения временных рамок секулярного мира усугубляется теми фактами, что процессы секуляризации нелинейны и происходят на разных территориях в разное время. В этой связи наиболее простым способом выступает выбор одной эпохальной даты, имеющей отношение к секуляризации. В данной работе был предложен 1648 год как начало первого процесса изъятия церковных земель в пользу светской власти.
Взгляды на определение теократии чаще всего основываются на подчеркивании ее как формы правления. Это заслуживает внимания, но все же это узкий подход, не годящийся для экономических исследований. Теократия - это система религиозно-политических властеотношений, складывающихся в родоплеменных союзах на стадии их перехода к государству, в государствах и в теополитических сообществах, включающая в себя интеграцию политических и религиозных либо политических и «метафизических» властей. Современные теократии являются теократическими государствами или теополитическими сообществами, «дуалистическими» или чистыми, религиозными монотеистическими, представительными.
Важный факт, который стоит отметить, является ключевым для понимания модели экономики теократии. Эта форма правления не привносит в науку и практику кардинально новые модели хозяйственного устройства. Теократии могут лишь упростить формирование религиозной хозяйственной модели, поскольку предполагается, что во главе стоят верующие авторитеты, обладающие знанием этики. Но, тем не менее, теократии являются хорошим инструментом для воплощения и продвижения на практике определенных новых экономических идей и институтов, поскольку теоретических моделей организации религиозных институтов в сфере хозяйствования крайне мало.
Несмотря на то, что теократическая экономическая модель и рыночные модели не являются антиподами, между ними существуют различия в нормативных представлениях.
Так, в работе были проанализированы различия в цели и регулировании экономической деятельности, взглядах на налоговую систему, ссудный процент и собственность. Эти различия представлены в таблице 1. Стоит отметить, что некоторые отличия (цель экономической деятельности, отношение к ссудному проценту) являются диаметрально противоположными.
Чтобы понимать сущность экономики теократии, нужно понимать, на чем она строится. Строится же она на положениях хозяйственной этики, которые можно применить при создании институтов на практике. Так, резюмируя положения новозаветной христианской этики применительно к экономике теократии, нужно сказать, что она должна строиться на следующих принципах:
• Общественная собственность, желательное отсутствие частной собственности, государство лишь распоряжается собственностью по решению народа
• Богатства в идеальном строе в принципе быть не может, в неидеальной теократии в современных условиях всяческое ограничение богатства мерами налоговой политики и общественное его порицание
• Нестяжание является необходимым условием каждого гражданина
• Существование большого спектра возможностей для благотворительности и творения милостыни, способствование со стороны государства
Говоря о развитии хозяйственной этики христианства, стоит отметить, что в эпоху Святых отцов она почти не отличалась от новозаветной, лишь расширяя ее толкование. Современная этика уже претерпела значительные изменения. Социальное учение Католической церкви не является выразителем христианской хозяйственной этики в современном мире, а лишь подчеркивает не менее важную необходимость нравственной направленности экономики. Социальная концепция Русской Православной Церкви близка к новозаветной этике, но недостатком является то, что она не расширена для толкования многих современных явлений.
В разное время существовали разные модели теократий, изложенные, в том числе и Августином Блаженным, Ж. де Местром, В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым. Их модели строятся на политических и философских взглядах, не затрагивая хозяйственные. У двух последних, так или иначе, имеются взгляды на экономику, однако они излишне философские, более приближены к этике, в них почти нет места конкретным институтам. Моделей, описывающих подробно экономический строй, выявлено не было. Общие принципы построения были представлены выше.
Для исследования хозяйственной практики христианских теократий были отобраны государство иезуитов в Парагвае, Ватикан и Автономное монашество Святой горы Афон.
Экономика государства иезуитов представляла собой центрально планируемую экономику с основой в виде сельскохозяйственного и ремесленного производства, имеющей внутреннюю торговлю на плановых принципах и внешнюю торговлю на рыночных принципах. Хотя она была и недостаточно эффективной, но главная ее цель - удовлетворение потребностей племени в их христианской жизни - была выполнена. Жизнь иезуитского государства демонстрирует хороший пример организации христианской экономики.
Экономика Ватикана в общем смысле характеризуется следующими положениями:
• Собственность принадлежит Святому престолу, что является плюсом для теократии;
• Ватикан не соответствует библейским идеалам ввиду присутствия имущественного неравенства, ростовщичества, включенности в общемировую капиталистическую систему;
• Ватикан с большой долей вероятности не соответствует христианским теократическим идеям, используя финансовую сферу для коррупции и, таким образом, формируя несоответствие между высокими христианскими целями и низкими материальными делами в государстве.
В экономике Афона хозяйственная деятельность децентрализована, поэтому преимущественно она реализуется на уровне монастырей. Следует заключить, что Ватопедский монастырь связан со скандалом в обмене собственности и активно использует экономические связи с внешним миром. Тем не менее, там существует четкое разграничение внутренней и внешней жизни, с приоритетом во внутренней на избавление от страстей. Эсфигменский монастырь при наличии достаточно консервативной аграрной и общинной экономики является гораздо более фанатичным в вере и активно ведет свою политику сопротивления, в чем явно присутствует элемент греховности. Получается две противоположности: Ватопед со знаком минус в экономике и со знаком плюс во внутренней религиозной жизни и Эсфигмен со знаком плюс в экономике и со знаком плюс-минус во внутренней религиозной жизни.
Говоря обо всей экономике Афона, нужно сказать, что изолированность полуострова положительно повлияла на сохранение самобытности экономики, ее общинности, аграрного характера, но ввиду наличия связей с внешним, рыночно ориентированным миром, зараженным светским мышлением, это отчасти повлияло на некоторые аспекты жизни в отрицательную сторону.
Теперь необходимо перейти к заключениям в сфере исламской хозяйственной теории и практики. Хозяйственная этика дает следующие представления, которые должны быть в основе исламских теократий:
• Законная торговля - благое дело
• Необходимость справедливости в обмене
• Допустимость и правильность частной собственности при условии, что мусульманин понимает, что реально эта собственность принадлежит Аллаху
• Строгий запрет ссудного процента
• Поощрение беспроцентных кредитов для выполнения воли Аллаха
• Уплата закята обязательна, так как это один из столпов ислама
• Садака как добровольная милостыня поощряется
• Налоговая система по отношению к людям другой веры: джизья и харадж
• Допущение существования рабства
В настоящее время исламская хозяйственная этика заключена в нормах шариата. Также дальнейшее развитие и распространение эти взгляды получили в новом теоретическом направлении под названием «исламская экономика», которое занимается разработкой моделей и принципов построения конкретных экономических институтов на основе исламской этики.
Модели исламских теократий затрагивают исключительно политическое управление. Хотя отдельные взгляды на экономическое устройство государства присутствуют у разных исследователей, тем не менее, они не оформлены в модель. В данной работе были проанализированы эти модели и проранжированы в зависимости от возможной эффективности экономической политики следующим образом:
1. теократия Пророка Мухаммеда
2. теократия шиитских имамов
3. теократия «праведных» халифов (первый тип в суннизме)
4. теократия позднего халифата (второй и третий тип в суннизме)
В качестве примеров для изучения хозяйственной практики были взяты Северо-Кавказский имамат, халифат Сокото и Исламская республика Иран. Северо-Кавказский имамат в экономическом отношении не обладал хозяйством, присущем исламским теократиям, это были типичные феодальные отношения со всеми их нерелигиозными явлениями. Были разобщенные народности, между которыми велась слабая торговля, в государственной системе процветала коррупция. Имамат Шамиля был более нацелен на борьбу с царизмом, нежели на устроение теократии в соответствии с исламскими экономическими идеалами.
Экономика халифата Сокото имела практически идеальный тип исламской хозяйственной модели. Установленные нормы шариата распространялись на завоеванных землях, при этом подчеркивалось уважение к людям других религий. Очень хорошо были развиты сельское хозяйство и текстильная промышленность, в последней осуществлялись инновации. Недостаток связан с широким использованием рабского труда, однако он не слишком существенен.
Экономика Ирана после революции 1979 года имела все возможности стать полноценной теократической, реализуя концепцию тоухидной экономики. Тем не менее, эта попытка провалилась, позже наметилась тенденция к либерализации экономики. В современных условиях данная теократия сохраняет в нормативно-правовых актах и в применении норм шариата некую этическую составляющую экономики, но на практике она мало регулирует хозяйственную деятельность.
Проанализировав особенности хозяйственной практики во всех шести представленных теократиях, необходимо обратиться к таблице 12. Итоговые оценки религиозности экономик выстроены таким образом, что нет однозначной тенденции с ухудшением положения теократий с течением времени. Это зависит от опытности правителей, их знания этики, способности противостоять нерелигиозным тенденциям современного мира. Лучшими государствами, противостоящими светской экономике и успешно реализующими хозяйственные модели на основе религиозных норм, были халифат Сокото и государство иезуитов в Парагвае. Стоит подчеркнуть, что эти теократии были достаточно устойчивыми и процветающими, и лишь внешнее военное вмешательство заставило их прекратить свое существование. В современном мире хорошим примером устойчивости является Афон. Его некоторая автаркия пошла только на пользу экономическому развитию, которое далеко от эффективности, но стремиться к удовлетворению базовых потребностей.
Таким образом, проблема соответствия экономики теократии религиозным идеалам по-разному разрешается на практике, но в современных условиях это далеко не всегда успешно. Так экономика Ватикана и экономика Ирана требуют серьезного переосмысления деятельности и применения всего накопленного опыта в рамках теократий. Разрешение проблемы видится в широком привлечении экспертов и разработках ими моделей применительно к каждой стране, а также в консультировании лидеров теократий по поводу существующих концепций и возможностей их использования. Так, для Ватикана имеет смысл почерпнуть для организации территориальной экономики опыт государства иезуитов, а для Ирана попытаться возродить концепцию тоухидной экономики с заимствованием опыта халифата Сокото в части стремления к выделению отдельных отраслей и концентрации контроля на них. Что касается Афона, то там необходимо лишь осуществлять контроль над властью, дабы не допустить злоупотреблений.
В общем и целом теократии вполне заслуживают существования в современном секулярном мире, а также распространения в странах, где религиозная структура населения достаточно однородна. Это позволит многим людям, живущим по законам религии, лучше обустроить свою жизнь и обеспечить достойное экономическое развитие страны.
1. Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 года / URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/vatikan/va tikn-r.htm (дата обращения: 19.12.2015)
2. Конституция Исламской Республики Иран / URL: http://worldconstitutions.ru/?p=83(дата обращения: 21.12.2015)
3. Основной закон государства-града Ватикан / URL: http://vaticanstate.ru/osnovnoj- zakon-gosudarstva-grada-vatikan-26-noyabrya-2000-goda/(дата обращения: 19.12.2015)
4. Августин Блаженный «О граде Божием» / URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/(дата обращения: 23.05.2016)
5. Арсанукаева, М. С. Система органов центрального управления в имамате Шамиля / М. С. Арсанукаева // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2010. № 2-2. - с.100-108
6. Беккин, Р И. Тоухидная экономика как разновидность исламской экономической модели / Р И. Беккин // Проблемы современной экономики. - 2012. №2 (42). - С. 448-450
7. Беккин, Р И. Исламская экономическая модель и современность / Р И. Беккин // Учреждение Российской академии наук Ин-т Африки РАН. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. - 352 с.
8. Бердяев, Н. А. Демократия, социализм и теократия. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/demokratiya.html(дата обращения: 23.05.2016)
9. Бердяев, Н. А. Царство Божие и царство кесаря / Н. А. Бердяев // Путь. - 1925. №1.
- С. 31-51
10. БИБЛИЯ. — М.: Российское Библейское Общество, 1992.
11. Бушуев, С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля / С. К. Бушуев. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1939. - 182 с.
12. Веблен, Т. Б. Теория праздного класса / Т. Б. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
13. Годовой отчет Института религиозных дел / URL: http://www.ior.va/content/dam/ior/documenti/rapporto- annuale/IOR_AnnualReport_EN_2014.pdf(дата обращения: 19.12.2015)
14. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5713311686.html(дата обращения: 23.05.2016)
15. Журавский, А. В. Ислам / А. В. Журавский. - М.: Весь мир, 2004. - 223 с.
16. Иоанн Златоуст. Собрание сочинений - T. IX. / URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/1047(дата обращения: 29.03.2016)
17. Катасонов, В. Ю. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма / В. Ю. Катасонов. - М.: Кислород, 2013. - 408 с.
18. Компендиум социального учения Церкви 2004 года, глава 7. Экономическая жизнь / URL: http://www.rkcvo.ru/node/184(дата обращения: 28.03.2016)
19. Кулюшин, Н. Д. Шиитская модель теократии: от имамата к велайат-е факих / Н. Д. Кулюшин // Полития. - 2007. № 4(47). - С. 90-103
20. Мизес, Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. Мизес. - 2-е испр. изд. - Челябинск: Социум, 2005. - 878 с.
21. Моль, Р Энциклопедия государственных наук / Р Моль; Пер.: А. Попов. - С.-Пб; М.: М.О. Вольф, 1868. - 599 с.
22. Насиров, А. Д. Основы исламской экономики - правовые и экономические ценности в священном Коране / А. Д. Насиров // Молодой ученый. - 2010. №6. - С. 246-251
23. Осипов, И. Д. Социальная философия В. С. Соловьева / И. Д. Осипов // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьёва. Серия «Symposium», Выпуск 32 / Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - C.216-232
24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / URL: http://prav- vera.ortox.ru/data/documents/Osnovi_socialnoj_koncepcii_Russkoj_Pravoslavnoj_Cerkv i.pdf (дата обращения: 28.03.2016)
25. Павлов, Д. С. Опыт реализации исламской экономической модели в Иране / Д. С. Павлов // Альманах Центра исследований экономической культуры факультета свободных искусств и наук СПбГУ - М., СПб: Издательство Института Гайдара, 2016. - С. 130-138
26. Салыгин, Е. Н. Теократическое государство / Е. Н. Салыгин. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Sal/01.php(дата обращения: 07.12.2015)
27. Сборник хадисов Булуг аль-Марам / URL: http://hadith.islamnews.ru/7catM3491(дата обращения: 19.12.2015)
28. Сборник хадисов Сахих аль-Бухари / URL: https://xadis.wordpress.com/
%D 1%81%D0%B0%D 1%85%D0%B8%D 1%85-%D0%B0%D0%BB%D 1%8C- %D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B8/ (дата обращения: 29.03.2016)
29. Святловский, В. В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. / В. В. Святловский. URL: http://www.indiansworld.org/kommunisticheskoe- gosudarstvo-iezuitov-v-paragvae-v-xvii-i-xviii-st.html#.VyY9glaLTIX(дата обращения: 29.04.2016)
30. Священный Коран / URL: http://quran-online.ru/(дата обращения: 29.03.2016)
31. Соловьев, В. С. Еврейство и христианский вопрос / В. С. Соловьев. URL: http://www.odinblago.ru/soloviev_4/4(дата обращения: 09.12.2015)
32. Соловьев, В. С. Оправдание добра, нравственная философия / В. С. Соловьев. URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/16.html(дата обращения: 19.12.2015)
33. Сомин, Н. В. Государство иезуитов в Парагвае / Н. В. Сомин. URL: http://www.chri- soc.narod.ru/iesu.htm(дата обращения: 29.04.2016)
34. Сомин, Н. В. Лекция 10. Государство иезуитов в Парагвае. От 06.11.2013 / Н. В.
Сомин. URL: http://www.chri-soc.narod.ru/lecSV_10.htm(дата обращения: 29.04.2016)
35. Сомин, Н. В. Учебное пособие по курсу «Экономические категории в Священном Писании и церковном учении» / Н. В. Сомин. URL: http://www.chri- soc.narod.ru/posobie_2.htm(дата обращения: 21.12.2015)
36. Тощенко, Ж. Т Государство как субъект теократии / Ж. Т Тощенко // Социологические исследования. - 2007. № 2. - с. 3-14
37. Экземплярский, В. И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне / В. И. Экземплярский. - Краснодар: Текст, 2013. - 272 с.
38. Chaves, M. Secularization as Declining Religious Authority / M. Chaves // Social Forces. - 1994. Vol. 72, № 3. - P. 749-774
39. Co§gel, M. M. Miceli, T. J. ^eocracy / M. M. Co§gel, T. J. Miceli. URL: http://web2.uconn.edu/economics/working/2013-29.pdf(дата обращения: 24.05.2016)
40. Ferrero, M. The rise and demise of theocracy: theory and some evidence / M. Ferrero. URL: www.stat.unipg.it/aissec2009/Documents/papers/ferrero.pdf(дата обращения: 24.05.2016)
41. Fazlurrahman. Economic Principles of Islam / Fazlurrahman // Islamic Studies. - 1969. Vol. 8, № 1. - P. 1-8
42. Goldstein, W. S. Secularization Patterns in the Old Paradigm / W. S. Goldstein // Sociology of Religion. - 2009. Vol. 70, № 2. - P 157-178
43. Hogendorn, J. The Economics of Slave Use on Two "Plantations" in the Zaria Emirate of the Sokoto Caliphate / J. Hogendorn // The International Journal of African Historical Studies. - 1977. Vol. 10, № 3. - P 369-383
44. lossifides, М. Sisters in Christ: Metaphors of Kinship among Greek Nuns in Contested Identities: Gender and Kinship in Modern Greece / ed.: Loizos and Papataxiarchis. - New Jersey: Princeton UP, 1991. - P. 135-155
45. Lovejoy, P E. Plantations in the Economy of the Sokoto Caliphate / P E. Lovejoy // The Journal of African History. - 1978. Vol. 19, № 3. - P 341-368
46. Nonneman, W. On the Economics of the Socialist Theocracy of the Jesuits in Paraguay (1609-1767) / W. Nonneman. URL: http://www.ucsia.org/main.aspx? c=*UCSIA2&n=63713&pid=154081 (дата обращения: 29.04.2016)
47. Paganopoulos, M. The Double Economy of two monasteries of Mount Athos: Contemporary issues and moral dilemmas / M. Paganopoulos. URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObservatory/CMS %20pdf/Events/2011-5th%20PhD%20Symposium/Paganopoulos.pdf (дата обращения: 28.04.2016)
48. Paganopoulos, M. The Land of the Virgin: An ethnographic study of monastic life in two monasteries of Mount Athos / M. Paganopoulos. - Goldsmiths College, University of London, PhD Thesis, 2012. - 364 p.
49. Shea, P J. Big Is Sometimes Best: The Sokoto Caliphate and Economic Advantages of Size in the Textile Industry / P. J. Shea // African Economic History. - 2006. № 34. - P 5¬21
50. Sommerville, J. Secular Society/Religious Population: Our Tacit Rules for Using the Term 'Secularization'/ J. Sommerville // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1998. Vol. 37, № 2. - P 249-253
51. Spengler, J. J. Economic Thought of Islam: Ibn Khaldun / J. J. Spengler // Comparative Studies in Society and History. - 1964. Vol. 6, № 3. - P 268-306
52. Tambo, D. C. The Sokoto Caliphate Slave Trade in the Nineteenth Century / D. C. Tambo // The International Journal of African Historical Studies. - 1976. Vol. 9, № 2. - P 187¬217
53. Wilson, B. R. Secularization / B. R. Wilson // Encyclopedia of Religion. - 1987. Vol. 12.- P. 8214-8220
54. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/49412(дата обращения: 07.12.2015)
55. URL: http://vz.ru/opinions/2016/1/15/788757.html(дата обращения: 18.04.2016)
56. URL: http://vaticanstate.ru/2015/07/17/v-2014-godu-proficit-byudzheta-vatikana- uvelichilsya-vdvoe/(дата обращения: 19.12.2015)
57. URL: http://www.aif.ru/dontknows/eternal/chem_sunnity_otlichayutsya_ot_shiitov(дата обращения: 20.12.2015)
58. URL: http://goldenfront.ru/articles/view/ocherki-grecheskogo-krizisa-ili-kak-monahi-s- gory-afon-menyali-ozero-olimpijskij-stadion(дата обращения: 28.04.2016)
59. URL: https://www.1843magazine.com/content/places/tom-whipple/mount-athos(дата обращения: 28.04.2016)
60. URL: http://ec.europa.eu/environment/life/project/Projects/index.cfm?
fuseaction=home.showFile&rep=file&fil=LIFE03_NAT_GR_000093_AfterLIFEConser vationPlan.pdf (дата обращения: 28.04.2016)