Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности использования современных методов обучения на уроках права

Работа №63122

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов обучения 7
1.1. Сущность методов обучения 7
1.2. Классификация методов обучения 18
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Использование методов обучения на уроках права 36
2.1. Традиционные методы обучения 36
2.2. Современные методы обучения на уроках права 47
2.3. Экспериментальная апробация использования современных
методов обучения 69
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список использованной литературы

Актуальность темы обусловлена изменениями, происходящими в обществе, которые требуют от человека мобильности и адекватного ответа. В центре общественных отношений стоит личность и ее развитие. Для успешной социализации школьника (ребенка) правовая грамотность, культура является важной составляющей жизни. Правовую культуру, воспитание необходимо прививать со школы.
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".
Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" без участия учителя вообще. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Поэтому максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогавшие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов в последующий период приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Теперь побудить ребенка учиться должны были уже не розги, а заинтересованность в учебе и ее результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
В настоящее время, молодежь должна быть готова вступить в жизнь, нести социальную ответственность, как за личное благополучие, так и благополучие общества в рамках правовых и нравственных норм.
Для формирования законопослушного гражданина, знающего свои обязанности, и умеющего отстаивать свои права необходимо, чтобы в учебных заведениях учащиеся усваивали материал активно, что достигается применением эффективных методов обучения при преподавании права.
Методам обучения посвящен целый ряд фундаментальных исследований (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер в своей диссертационной работе на тему «Инновационные идеи в дидактических трудах И. Я. Лернера», М. Н. Скаткин и др.)
Вопросам методических приемов правового обучения свои работы посвятили такие ученые, как: Е. А. Певцова в работе «Теория и методика обучения праву»1, И. А. Ильин, А. В. Дружкина, Е. Л. Болотов, В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко, В. В. Спасская и др. обучения. В интерактивном методе обучения содержится и является приоритетным взаимодействие (П. Д. Г аджиева , Д. И. Кавтарадзе ), развитие навыков общения (Л. К. Г ейхман, Д.А. Махотин), передача социального опыта (Л. Н. Кулиеова). Болонина С. В., Егоров В. Е. рассматривали преподавание права студентам. Гаджиева П. Д., Давыдов П. П., Федорова И. Н. о специфике преподавания и воспитания в школах. На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современных учеников. Возникающие вопросы об эффективности тех или иных методов, приводят к разработке новых методов обучения праву. Все большую популярность приобретают активные методы. Проблемами разработки данных методов и приемов занимались С. Н. Володина, Г. А. Жигулина1, А. И. Ивонина и др.
Методической основой, соединяющей научную теорию с практикой, правопонимание с правоприменением, может стать использование активных и интерактивных методов обучения праву, такие как ролевые, деловые игры, кейс-метод, работа в малых группах, дискуссии и другие.
Нашей проблемой еще никто не занимался, поэтому остановимся на ее исследовании и, таким образом, определим цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и методы исследования.
Целью работы является исследование современных методов обучения и отбор наиболее эффективных для обучения праву.
Объектом исследования являются методы правового обучения.
Предметом являются непосредственно виды методических приемов.
Гипотеза - использование современных методов обучения эффективно влияет на развитие учащихся и способствует качественному усвоению преподаваемого материала.
Задачи:
- Дать характеристику методам обучения;
- Раскрыть понятие современные методы правового обучения;
- Рассмотреть наиболее популярные методики и приемы в современном правовом образовании, возможности их применения на уроках права.
Методы исследования.
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования;
- эмпирические: апробация метода диспута и метода казусов на уроке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы хорошо учитель не ориентировался в своем предмете, если он не сумеет заинтересовать и организовать творческую деятельность учащихся, он не сможет добиться большого успеха. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, т.е. способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву.
Важным является изучение теоретических основ права, но теория лучше понимается и осознается при помощи использования полученных знаний на практике. Включение практической деятельности на уроках права раскрывают цель и причины изучения правового материала.
Большинство школ г. Казани придерживается традиционных методов обучения. Однако педагоги постепенно начинают использовать и современные методы (активные и интерактивные) обучения. Преимущества современных методов видна как для учителя, так и для учащихся. В традиционных методах учитель выдает большой объем материала, но усвоение невысокое, а в современных - объем материала небольшой, но усвоение выше. Несмотря на то, что объем материала выдается небольшой, современные методы активизируют познавательную деятельность учащихся. В традиционных методах присутствует хороший контроль над процессом обучения, результаты предсказуемы, так как ученики являются пассивными, ведомыми, как правило, каждый шаг контролируется педагогом. В современных - контроль ниже, но ученики активны, выражают свою позицию, дискутируют, аргументируют. Одной из главных отличительных черт можно выделить то, что в традиционных методах источником мотивации обучения
являются оценки, педагог, родители, т.е. внешний источник, а в современных методах - внутренний, интерес самого обучающегося.
Разумное и целесообразное использование современных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
К. Д Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Исходя из слов К.Д. Ушинского, интерес и активность учащихся необходимо направлять в правильное русло, поддерживать, а не втискивать в определенные рамки. Современные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии учеников, способствуют активному осмыслению знаний, что подтверждается высокой мотивацией при использовании активных, интерактивных методов обучения. Активные методы обучения - это методы, соответствующие силам и возможностям школьников. Активные и интерактивные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на его умственное развитие.
При выборе современных методов создаются такие педагогические условия, которые способствуют самореализации учащихся, такие как, ориентированность на успех, работа в группах, выполнение проектов (творчески), усиление самостоятельности в учебной деятельности. Как было замечено П. Д. Гаджиевой, актуальной задачей интерактивных методов в процессе обучения является формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстро меняющихся социально-экономических и политических условиях .
Право - это такая учебная дисциплина, которая состоит из законов, статей, точных и сложных юридических понятий. Большинству учащихся преподавание права при помощи лишь традиционных методов не столь интересно и эффективно. Действительно, необходимо применять традиционные методы при объяснении нового материала, но следует традиционные методы комбинировать с интерактивными, так как изучение права влияет на поведение и деятельность человека: внедрение права в практику правового обучения приближает к реалиям жизни, где отражается право и правовые явления.
Систематическое использование на уроках современных методов обучения повышают уровень правовой обученности учащихся, поскольку применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию интеллектуальной сферы учеников.
Век быстро развивающихся технологий вынуждает детей и подростков быть активными. Учебные заведения должны подстраиваться под инновационные изменения общества. Поэтому для того, чтобы учащиеся получали и усваивали максимально эффективно как теоретические, так и практические знания, умения и навыки, педагогам следует тщательно выбирать методы, которые соответствуют современности.
Преподавание права в школах связано с построением правового государства и гражданского общества. Г осударству нужна активная молодежь с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. Знание права дает возможность ориентироваться в правовом пространстве. Поэтому необходимо внедрять современные методы обучения на уроке права, чтобы у учеников со школы была сформирована правовая грамотность.



1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля / Г. Н. Аквилева З. А. Клепинина. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983.
4. Бабанский Ю. К. О дидактических основах повышения
эффективности обучения / Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 2006.
5. Белянкова Е. И. Методические аспекты использования юридических документов на уроках права и обществознания // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 8 (26) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3440
6. Болотова Е. Л. Методика преподавания правовых дисциплин. Методические материалы по курсу «Методика преподавания правовых дисциплин» (рабочая программа курса) / Болотова Е. Л. - М.: Изд-во Прометей, 1999. - 35 с.
7. Борытко Н. М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 72 с.
8. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. 2-е изд., пе-раб. и доп. / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 239 с.
9. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) /Гаджиева Патимат Даитбеговна; Даг.ГПУ. - Махачкала, 2005. - 28 с.
10. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М., 1985. Стр.3-9.
11. Гладилина И. П. Гражданско-правовое воспитание студенческой молодежи: в помощь куратору учебной группы: методическое пособие / И. П. Гладилова, Г. М. Королева, Н. Д. Шафеева. - М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2010. - 76 с.
12. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская, С. Шехтера, А. Иоффе, Ч. Уайта. М., 2004.
13. Григорян В. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов [Текст] / В. Г. Григорян, П. Г. Химич // Высш. образование в России : науч. - пед. журн. М-ва образования и науки РФ. - 2009. - N 11. - С. 108-114.
14. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. С. 21.
15. Духавнева А. В. Интенсификация обучения и проблемное обучение / А.В. Духавнева // Педагогика и психология высшей школы. Ростов- на-Дону; Феникс, 1998. - С. 150-164.
16. Жигулина Г. А. «Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права». // Право в школе, №1, 2006, с. 22-28
17. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
18. Ивонина А. И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9
19. Кавтарадзе Д. Н. Интерактивные методы: обучение пониманию /Д.Н.Кавтарадзе// Психология в школе. 1998.- №3
20. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С. С. Кашлев. - Мн.: ТетраСистемс, 2011. - 224 с.
21. Качалова Л. П. Исследовательские задачи как средство воспитания образовательной самостоятельности студентов [Текст] / Л. П. Качалова // Современное образование: теория и практика: сб. науч. ст. - Шадринск: ШГПИ, 2007. - С. 125-129.
22. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1998.
23. Колотов А. Ф. Методика преподавания права: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» / А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - 288 с.
24. Коньков Д. С. Аудиовизуальные и интерактивные методы преподавания: достоинства и недостатки / Д. С. Коньков // Высшее образование в России. - № 8-9. - 2012. - С. 115-119.
25. Королёва Н. М. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета / Н. М. Королева, И. В. Костерина. - 2015. № 1 (33).
26. Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания // Российский юридический журнал. - 2010. - N 3 (май-июнь). - С. 194-201.
27. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского / Н. А. Краля. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
28. Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие / Е. М. Кропанева. - Екатеринбург: РГ1П1У, 2010. - 166 с.
29. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения / B. C. Кукушин.- Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 474 с.
30. Левина Т. Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности / Т. Ф. Левина. - М., 2002.
31. Лернер И. Н. Дидактические основы методов обучения / И. Н. Лернер. - М.: Педагогика, 1981.
32. Лившиц А. Л. Методические указания по классификации методов активного обучения / А. Л. Лившиц, Ю. М. Порховник, С. Р. Гидрович. - Л.: ЛИЭИ, 1986.
33. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2001.- 607с.
34. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
35. Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права: В 2-х ч. / Н. Г. Суворова, С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В. А. Вакуленко, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М., 1999.
36. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова. - М.: Новый учебник, 2002. - 224 с.
37. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. [Элект.
ресурс] - М.: Издательство «Эгвес», 2005.
(http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/novik/index.php - Дата
обращения - 11.04.2017).
38. Огородников И. Т. Педагогика. Учебник для учительских институтов / И. Т. Огородников, П. Н. Шимбирев - М.: Учпедгиз, 1950. - Стр.161-162.
39. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968.
40. Онищук В. А. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / В. А. Онищук. - К.: Рад.шк., 1987.
41. Пальчевский С. С. Педагогика: научное пособие / С. С. Пальчевский. - Киев: Каравелла, 2007.
42. Пальчевский С. С. Сугестопедагогика: новейшие образовательные технологии / С. С. Пальчевский. - К., 2005.
43. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 41.
44. Панфилова Т. В. Система образования в России как область столкновения классовых интересов / Т. В Панфилова // Конфликтология. -
2010. - № 2.
45. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ,2003. - 110 с.
46. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Певцова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
47. Пендюхова Г. К. Организация самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] / Г. К. Пендюхова // Мир образования - образование в мире: науч. метод. журн. - 2009. - N 3. - С. 136-139.
48. Петрусинский В. В. Игры для интенсификации процесса дистанционного обучения. Материалы VII Всероссийской конференции «Образовательная среда сегодня и завтра». Москва 2010 г.
49. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
50. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики./ Учеб. пособие / И. И. Прокопьев. - Мн.: ТетраСистем, 2002. - С.345-377.
51. Селевко Г. К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа / Г. К. Селевко. - 1962. - №2.
52. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.
53. Смолкин А. М. Методы активного обучения /А. М. Смолкин. - М., 1991.
54. Сосипатрова Н. Е. Case-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву / Н. Е. Сосипатрова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (4). - С. 196-199.
55. Тарасов А. А. Деловая игра “Учебный уголовный процесс”: Учебное пособие / А. А. Тарасов, А. С. Таран, С. В. Юношев. - Самара: Самарский университет, 2003. - 36 с.
56. Тарханов И. А. Юридический факультет Казанского университета: Два века образования и науки / И. А. Тарханов, Р. М. Валеев, Ф. Р. Сундуров, М. В. Талан, И. Ф. Сафина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 180 с.
57. Теория и методика обучения праву: учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т ; сост. И. Ю. Блясова. - Шадринск: ШГПИ, 2011. - 172 с.
58. Теория обучения. Учебное пособие: учебное пособие /
Г.И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Т. М. Андрианова. — Москва: Владос,
2011. — С. 174.
59. Фазлыева Е. И. Применяемые и перспективные инновационные методы обучения в процессе преподавания правовых дисциплин / Е. И. Фазлыева // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 8. №1. - С. 127-132.
60. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
61. Черемисина А. А. Реализация правового образования и воспитания старшеклассников на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал / А. А. Черемисина. - 2009. - № 5. - С. 202-211.
62. Шкарлупина Г. Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин: учебно-методическое пособие / Г. Д. Шкарлупина. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 359 с.
63. Щукина Г. И. Методы обучения как компонент учебного процесса / Г. И. Щукина // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - С. 22-26.
64. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитание гражданина России // Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: моногр. СПб.: Союз, 2006.
65. Якушева Н. М. О разработке дидактических принципов создания средств электронного обучения и реализации самоорганизованного обучения [Текст] / Н. М. Якушева // Информатика и образование. - 2011. - N 7. - С. 84¬89.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ