Возможности использования современных методов обучения на уроках права
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов обучения 7
1.1. Сущность методов обучения 7
1.2. Классификация методов обучения 18
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Использование методов обучения на уроках права 36
2.1. Традиционные методы обучения 36
2.2. Современные методы обучения на уроках права 47
2.3. Экспериментальная апробация использования современных
методов обучения 69
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы методов обучения 7
1.1. Сущность методов обучения 7
1.2. Классификация методов обучения 18
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Использование методов обучения на уроках права 36
2.1. Традиционные методы обучения 36
2.2. Современные методы обучения на уроках права 47
2.3. Экспериментальная апробация использования современных
методов обучения 69
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список использованной литературы
Актуальность темы обусловлена изменениями, происходящими в обществе, которые требуют от человека мобильности и адекватного ответа. В центре общественных отношений стоит личность и ее развитие. Для успешной социализации школьника (ребенка) правовая грамотность, культура является важной составляющей жизни. Правовую культуру, воспитание необходимо прививать со школы.
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".
Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" без участия учителя вообще. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Поэтому максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогавшие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов в последующий период приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Теперь побудить ребенка учиться должны были уже не розги, а заинтересованность в учебе и ее результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
В настоящее время, молодежь должна быть готова вступить в жизнь, нести социальную ответственность, как за личное благополучие, так и благополучие общества в рамках правовых и нравственных норм.
Для формирования законопослушного гражданина, знающего свои обязанности, и умеющего отстаивать свои права необходимо, чтобы в учебных заведениях учащиеся усваивали материал активно, что достигается применением эффективных методов обучения при преподавании права.
Методам обучения посвящен целый ряд фундаментальных исследований (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер в своей диссертационной работе на тему «Инновационные идеи в дидактических трудах И. Я. Лернера», М. Н. Скаткин и др.)
Вопросам методических приемов правового обучения свои работы посвятили такие ученые, как: Е. А. Певцова в работе «Теория и методика обучения праву»1, И. А. Ильин, А. В. Дружкина, Е. Л. Болотов, В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко, В. В. Спасская и др. обучения. В интерактивном методе обучения содержится и является приоритетным взаимодействие (П. Д. Г аджиева , Д. И. Кавтарадзе ), развитие навыков общения (Л. К. Г ейхман, Д.А. Махотин), передача социального опыта (Л. Н. Кулиеова). Болонина С. В., Егоров В. Е. рассматривали преподавание права студентам. Гаджиева П. Д., Давыдов П. П., Федорова И. Н. о специфике преподавания и воспитания в школах. На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современных учеников. Возникающие вопросы об эффективности тех или иных методов, приводят к разработке новых методов обучения праву. Все большую популярность приобретают активные методы. Проблемами разработки данных методов и приемов занимались С. Н. Володина, Г. А. Жигулина1, А. И. Ивонина и др.
Методической основой, соединяющей научную теорию с практикой, правопонимание с правоприменением, может стать использование активных и интерактивных методов обучения праву, такие как ролевые, деловые игры, кейс-метод, работа в малых группах, дискуссии и другие.
Нашей проблемой еще никто не занимался, поэтому остановимся на ее исследовании и, таким образом, определим цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и методы исследования.
Целью работы является исследование современных методов обучения и отбор наиболее эффективных для обучения праву.
Объектом исследования являются методы правового обучения.
Предметом являются непосредственно виды методических приемов.
Гипотеза - использование современных методов обучения эффективно влияет на развитие учащихся и способствует качественному усвоению преподаваемого материала.
Задачи:
- Дать характеристику методам обучения;
- Раскрыть понятие современные методы правового обучения;
- Рассмотреть наиболее популярные методики и приемы в современном правовом образовании, возможности их применения на уроках права.
Методы исследования.
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования;
- эмпирические: апробация метода диспута и метода казусов на уроке.
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".
Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" без участия учителя вообще. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Поэтому максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогавшие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов в последующий период приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Теперь побудить ребенка учиться должны были уже не розги, а заинтересованность в учебе и ее результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
В настоящее время, молодежь должна быть готова вступить в жизнь, нести социальную ответственность, как за личное благополучие, так и благополучие общества в рамках правовых и нравственных норм.
Для формирования законопослушного гражданина, знающего свои обязанности, и умеющего отстаивать свои права необходимо, чтобы в учебных заведениях учащиеся усваивали материал активно, что достигается применением эффективных методов обучения при преподавании права.
Методам обучения посвящен целый ряд фундаментальных исследований (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер в своей диссертационной работе на тему «Инновационные идеи в дидактических трудах И. Я. Лернера», М. Н. Скаткин и др.)
Вопросам методических приемов правового обучения свои работы посвятили такие ученые, как: Е. А. Певцова в работе «Теория и методика обучения праву»1, И. А. Ильин, А. В. Дружкина, Е. Л. Болотов, В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко, В. В. Спасская и др. обучения. В интерактивном методе обучения содержится и является приоритетным взаимодействие (П. Д. Г аджиева , Д. И. Кавтарадзе ), развитие навыков общения (Л. К. Г ейхман, Д.А. Махотин), передача социального опыта (Л. Н. Кулиеова). Болонина С. В., Егоров В. Е. рассматривали преподавание права студентам. Гаджиева П. Д., Давыдов П. П., Федорова И. Н. о специфике преподавания и воспитания в школах. На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современных учеников. Возникающие вопросы об эффективности тех или иных методов, приводят к разработке новых методов обучения праву. Все большую популярность приобретают активные методы. Проблемами разработки данных методов и приемов занимались С. Н. Володина, Г. А. Жигулина1, А. И. Ивонина и др.
Методической основой, соединяющей научную теорию с практикой, правопонимание с правоприменением, может стать использование активных и интерактивных методов обучения праву, такие как ролевые, деловые игры, кейс-метод, работа в малых группах, дискуссии и другие.
Нашей проблемой еще никто не занимался, поэтому остановимся на ее исследовании и, таким образом, определим цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и методы исследования.
Целью работы является исследование современных методов обучения и отбор наиболее эффективных для обучения праву.
Объектом исследования являются методы правового обучения.
Предметом являются непосредственно виды методических приемов.
Гипотеза - использование современных методов обучения эффективно влияет на развитие учащихся и способствует качественному усвоению преподаваемого материала.
Задачи:
- Дать характеристику методам обучения;
- Раскрыть понятие современные методы правового обучения;
- Рассмотреть наиболее популярные методики и приемы в современном правовом образовании, возможности их применения на уроках права.
Методы исследования.
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования;
- эмпирические: апробация метода диспута и метода казусов на уроке.
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы хорошо учитель не ориентировался в своем предмете, если он не сумеет заинтересовать и организовать творческую деятельность учащихся, он не сможет добиться большого успеха. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, т.е. способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву.
Важным является изучение теоретических основ права, но теория лучше понимается и осознается при помощи использования полученных знаний на практике. Включение практической деятельности на уроках права раскрывают цель и причины изучения правового материала.
Большинство школ г. Казани придерживается традиционных методов обучения. Однако педагоги постепенно начинают использовать и современные методы (активные и интерактивные) обучения. Преимущества современных методов видна как для учителя, так и для учащихся. В традиционных методах учитель выдает большой объем материала, но усвоение невысокое, а в современных - объем материала небольшой, но усвоение выше. Несмотря на то, что объем материала выдается небольшой, современные методы активизируют познавательную деятельность учащихся. В традиционных методах присутствует хороший контроль над процессом обучения, результаты предсказуемы, так как ученики являются пассивными, ведомыми, как правило, каждый шаг контролируется педагогом. В современных - контроль ниже, но ученики активны, выражают свою позицию, дискутируют, аргументируют. Одной из главных отличительных черт можно выделить то, что в традиционных методах источником мотивации обучения
являются оценки, педагог, родители, т.е. внешний источник, а в современных методах - внутренний, интерес самого обучающегося.
Разумное и целесообразное использование современных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
К. Д Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Исходя из слов К.Д. Ушинского, интерес и активность учащихся необходимо направлять в правильное русло, поддерживать, а не втискивать в определенные рамки. Современные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии учеников, способствуют активному осмыслению знаний, что подтверждается высокой мотивацией при использовании активных, интерактивных методов обучения. Активные методы обучения - это методы, соответствующие силам и возможностям школьников. Активные и интерактивные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на его умственное развитие.
При выборе современных методов создаются такие педагогические условия, которые способствуют самореализации учащихся, такие как, ориентированность на успех, работа в группах, выполнение проектов (творчески), усиление самостоятельности в учебной деятельности. Как было замечено П. Д. Гаджиевой, актуальной задачей интерактивных методов в процессе обучения является формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстро меняющихся социально-экономических и политических условиях .
Право - это такая учебная дисциплина, которая состоит из законов, статей, точных и сложных юридических понятий. Большинству учащихся преподавание права при помощи лишь традиционных методов не столь интересно и эффективно. Действительно, необходимо применять традиционные методы при объяснении нового материала, но следует традиционные методы комбинировать с интерактивными, так как изучение права влияет на поведение и деятельность человека: внедрение права в практику правового обучения приближает к реалиям жизни, где отражается право и правовые явления.
Систематическое использование на уроках современных методов обучения повышают уровень правовой обученности учащихся, поскольку применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию интеллектуальной сферы учеников.
Век быстро развивающихся технологий вынуждает детей и подростков быть активными. Учебные заведения должны подстраиваться под инновационные изменения общества. Поэтому для того, чтобы учащиеся получали и усваивали максимально эффективно как теоретические, так и практические знания, умения и навыки, педагогам следует тщательно выбирать методы, которые соответствуют современности.
Преподавание права в школах связано с построением правового государства и гражданского общества. Г осударству нужна активная молодежь с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. Знание права дает возможность ориентироваться в правовом пространстве. Поэтому необходимо внедрять современные методы обучения на уроке права, чтобы у учеников со школы была сформирована правовая грамотность.
Важным является изучение теоретических основ права, но теория лучше понимается и осознается при помощи использования полученных знаний на практике. Включение практической деятельности на уроках права раскрывают цель и причины изучения правового материала.
Большинство школ г. Казани придерживается традиционных методов обучения. Однако педагоги постепенно начинают использовать и современные методы (активные и интерактивные) обучения. Преимущества современных методов видна как для учителя, так и для учащихся. В традиционных методах учитель выдает большой объем материала, но усвоение невысокое, а в современных - объем материала небольшой, но усвоение выше. Несмотря на то, что объем материала выдается небольшой, современные методы активизируют познавательную деятельность учащихся. В традиционных методах присутствует хороший контроль над процессом обучения, результаты предсказуемы, так как ученики являются пассивными, ведомыми, как правило, каждый шаг контролируется педагогом. В современных - контроль ниже, но ученики активны, выражают свою позицию, дискутируют, аргументируют. Одной из главных отличительных черт можно выделить то, что в традиционных методах источником мотивации обучения
являются оценки, педагог, родители, т.е. внешний источник, а в современных методах - внутренний, интерес самого обучающегося.
Разумное и целесообразное использование современных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
К. Д Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Исходя из слов К.Д. Ушинского, интерес и активность учащихся необходимо направлять в правильное русло, поддерживать, а не втискивать в определенные рамки. Современные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии учеников, способствуют активному осмыслению знаний, что подтверждается высокой мотивацией при использовании активных, интерактивных методов обучения. Активные методы обучения - это методы, соответствующие силам и возможностям школьников. Активные и интерактивные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на его умственное развитие.
При выборе современных методов создаются такие педагогические условия, которые способствуют самореализации учащихся, такие как, ориентированность на успех, работа в группах, выполнение проектов (творчески), усиление самостоятельности в учебной деятельности. Как было замечено П. Д. Гаджиевой, актуальной задачей интерактивных методов в процессе обучения является формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстро меняющихся социально-экономических и политических условиях .
Право - это такая учебная дисциплина, которая состоит из законов, статей, точных и сложных юридических понятий. Большинству учащихся преподавание права при помощи лишь традиционных методов не столь интересно и эффективно. Действительно, необходимо применять традиционные методы при объяснении нового материала, но следует традиционные методы комбинировать с интерактивными, так как изучение права влияет на поведение и деятельность человека: внедрение права в практику правового обучения приближает к реалиям жизни, где отражается право и правовые явления.
Систематическое использование на уроках современных методов обучения повышают уровень правовой обученности учащихся, поскольку применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию интеллектуальной сферы учеников.
Век быстро развивающихся технологий вынуждает детей и подростков быть активными. Учебные заведения должны подстраиваться под инновационные изменения общества. Поэтому для того, чтобы учащиеся получали и усваивали максимально эффективно как теоретические, так и практические знания, умения и навыки, педагогам следует тщательно выбирать методы, которые соответствуют современности.
Преподавание права в школах связано с построением правового государства и гражданского общества. Г осударству нужна активная молодежь с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. Знание права дает возможность ориентироваться в правовом пространстве. Поэтому необходимо внедрять современные методы обучения на уроке права, чтобы у учеников со школы была сформирована правовая грамотность.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исследования влияния интерактивных методов на развитие познавательной активности старшеклассников при изучении обществознании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ раздела “Чрезвычайные ситуации техногенного характера“ (Методика обучения безопасности жизнедеятельности, Омский Государственный Педагогический Университет
Курсовые работы, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ “ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



