Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»)

Работа №63114

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
609
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 11
1.1. Общая характеристика навыка синтетического чтения и методики его
формирования 11
1.2. Критическое мышление как проблема психолого-педагогического
исследования 20
1.3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо 31
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Практические аспекты развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 41
2.1 Сопоставительный анализ сборника «Английский язык- Домашнее чтение» .. 41
2.2. Модель развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 54
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 64
Выводы по Главе 2 77
Заключение 78
Источники литературы 82
Приложения

Современная система образования Российской Федерации отличается ориентацией не только на передачу определенного объема знаний, но и на когнитивное развитие учащихся. Это проявляется в стремлении развить у субъектов образовательного процесса креативное, аналитическое, логическое, критическое мышление. Такое смещение ориентиров характерно для системы как среднего, так и высшего образования. Так, например, Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), регламентирует необходимость формирования и развития, помимо прочих, следующих компетенций:
- способность анализировать основные этапы и законы исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). [108]
Все это является признаками высокого уровня развития критического мышления. Востребованность развития таких компетенций находит отражение в учебных программах различных дисциплин. Не стала исключением и программа дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3», в качестве одной из задач которых указано развитие у студентов научного критического мышления.
Развитие критического мышления является педагогической проблемой.
Ее исследование проводится как с психологической, так и с педагогической точки зрения: труды Д. Халперн, Р. Пауль, Д. Расселла, исследования Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, основанные на работах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Дж. Дьюи.
Несмотря на то, что основные достижения в данной области принадлежат зарубежным исследователям, отечественные ученые также уделяют внимание данной проблеме в своих трудах. Так, в период существования Советского Союза идеи критического мышления были отражены в работах по теории проблемного обучения. На нынешнем постсоветском пространстве исследованием данной области занимаются С. И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А. Смирнов, Г.В. Сорина - в аспекте педагогики, И. И. Ильясов, Ю.Ф. Гущин, Е.Н. Волков - в психологическом аспекте.
Небольшое количество исследований в данной области, в частности, методической направленности, предопределяет то, что проблема развития критического мышления является малоизученной как в теоретическом, так и в методическом плане.
Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы «Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение»), обусловленную существованием следующих противоречий:
- наличием потребности в развитии критического мышления членов общества и реализацией этой потребности в рамках образовательной программы ВУЗа,
- наличием потребности в понимании термина «Критическое мышление» и недостаточном уровне его научно-теоретического обоснования,
- наличием задачи развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» и отсутствием методических рекомендаций для ее реализации.
Объектом исследования является образовательный процесс по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3».
Предмет исследования - содержание критического мышления и его развитие в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» студентами.
Цель данного исследования - теоретически обосновать, разработать и провести апробацию модели развития критического мышления и соответствующего методического пособия в рамках дисциплины «Синтетическое чтение».
Гипотезой исследования является следующее положение:
развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» будет осуществляться успешно, если:
- при построении образовательного процесса учитываются содержание критического мышления, принципы и цели его формирования;
- учтены особенности, принципы и цели формирования навыка синтетического чтения;
- определен потенциал развития критического мышления в процессе развития навыка синтетического чтения;
- построена модель развития критического мышления, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также способы диагностики достигаемых результатов;
- в рамках такой модели разработано методическое пособие по формированию и развитию критического мышления у студентов педагогического направления подготовки.
В соответствии с поставленной целью исследования и выработанной гипотезой, были определены следующие задачи:
- рассмотреть содержание навыка синтетического чтения, цели, принципы и методические основы его формирования;
- провести анализ содержания критического мышления, выделить характеристики и признаки владения критическим мышлением;
- рассмотреть потенциал развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение», в связи с чем возникла необходимость провести анализ взаимосвязи процессов развития критического мышления и развития навыка синтетического чтения, а также изучить известные технологии развития критического мышления через чтение;
- провести анализ применяемых в рамках программы дисциплины методических пособий на предмет соответствия задачам программы, в целом, и задаче развития критического мышления, в частности, с целью выявления преимуществ и недостатков таких пособий в разрезе соответствия данным задачам;
- разработать и экспериментально проверить модель развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение», разработать в соответствии с такой моделью методическое пособие.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
- в аспекте развития критического мышления: труды Д. Халперн, Р. Пауль, Д. Расселла, Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, Норманн Дж. Унрау, Ж. Пиаже, Л.С. Выгостский и Дж. Дьюи, С. И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А. Смирнов, Г.В. Сорина, И. И. Ильясов, Ю.Ф. Гущин, Е.Н. Волков, И.А. Низовская, Т. М. Буйских, Н.П. Задорожная,
- в аспекте развития навыка синтетического чтения: работы З.И. Клычниковой, Е.А. Емельянова, В.В. Кускова, Р.А. Кузьминой, И.П. Коньковой, С.К. Фоломкиной, Р.Л. Итенберг, Н.В. Козиной, М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд; методические и учебные пособия И.И. Галимзянова, И.Г. Талановой, Н.З. Башировой.
Методы исследования определены на основе задачного подхода:
- на этапе теоретического изучения предмета и объекта исследования: анализ, сопоставление и концептуальный синтез исследовательских работ, методической и дидактической литературы, нормативно-правовых документов;
- на этапе разработки и реализации экспериментальной части: моделирование, беседы, тестирование, педагогический эксперимент, обобщение педагогического опыта;
- оценка и фиксация результатов производятся методом количественного измерения.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Отделение татарской филологии и культуры имени Габдулы Тукая. В исследовании приняли участие 41 обучающийся первого курса направления «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».
Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 г. по 2017 г.
На первом этапе проведена теоретическая часть исследования: изучен теоретический материал, диссертационные и выпускные квалификационные работы по теме исследования, статьи, учебники и методические пособия, мировой опыт решения педагогической проблемы развития критического мышления.
На втором этапе проведено планирование структуры практической части работы, разработан ход эксперимента, модель развития критического мышления, методическое пособие.
На третьей стадии реализован контрольный этап эксперимента, обобщены результаты, проведено оформление исследования, автореферата и методического пособия.
Научная значимость работы достигнута за счет формирования ее теоретической и практической значимости:
1. Уточнено определение понятия «Критическое мышление» и установлено содержание навыка мыслить критически.
2. Установлено определение понятия «Синтетическое чтение», содержание соответствующего навыка и задачи развития данного навыка.
3. Определен потенциал и обоснована возможность развития критического мышления в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение».
4. Разработана модель развития критического мышления студентов в процессе освоения ими дисциплины «Синтетическое чтение», учитывающая цели и задачи дисциплины, а также интегрированную цель, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также способы диагностики достигаемых результатов. В рамках такой модели разработано методическое пособие .
Теоретическая значимость работы заключается в:
- результатах историко-ретроспективного анализа становления понятия «Критическое мышление»,
- разностороннем исследовании содержания критического мышления, принципов его формирования, исследовании технологии развития критического мышления.
Практическая значимость исследования обусловлена предоставлением результатов в форме:
- модели развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение»,
- методического пособия по развитию критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение».
Разработанная модель и методическое пособие прошли апробацию путем проведения педагогического эксперимента с участием студентов первого курса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под синтетическим чтением понимается чтение и понимание текста без предварительного анализа лексических и грамматических форм, как это имеет место при аналитическом чтении. Синтетическое чтение, как навык речевой деятельности, характеризуется следующими умениями:
- умение учащегося выделить незнакомые слова и понять их на основе контекста или словообразовательного анализа;
- умение находить и использовать максимальное количество опор для понимания текста как в самом тексте, так и в своем жизненном опыте;
- умение опустить маловажные для понимания читаемого моменты;
- умение понимать целевое содержание после беглого прочтения.
2. Критическое мышление - это тип мышления, включающий мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Критическое мышление характеризуется следующими умениями:
- умение анализировать информацию с точки зрения логики, определять избыточную и релевантную;
- умение синтезировать различные точки зрения и информацию из разных источников;
- умение выстраивать, формулировать, доказывать и аргументировать собственную точку зрения, умение осуществлять проверку точности утверждений, ценности суждений (рефлексия);
- умение задавать вопросы к и и находить ответы на них;
- умение прогнозировать последовательность событий;
- умение делать обобщающие выводы.
3. Применение разработанной авторами модели и методического пособия обеспечивает успешное развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению педагогической проблемы развития критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение», актуальность которой была обоснована на начальном этапе работы.
Объектом исследования являлся образовательный процесс по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3».
В качестве предмета исследования было установлено содержание критического мышления и его развитие у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Синтетическое чтение».
В основу работы положена гипотеза о том, что развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» будет осуществляться успешно, если:
- при построении образовательного процесса учитываются содержание критического мышления, принципы и цели его формирования;
- учтены особенности, принципы и цели формирования навыка синтетического чтения;
- определен потенциал развития критического мышления в процессе развития навыка синтетического чтения;
- построена модель развития критического мышления, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также критерии и способы оценки достигаемых результатов;
- в рамках такой модели разработано методическое пособие по формированию и развитию критического мышления студентов педагогического направления подготовки.
Положения построенной гипотезы определили задачи исследования. В рамках исполнения задач теоретической части была проанализирована научная, учебная и методическая литература. Так, было рассмотрено содержание навыка синтетического чтения, место синтетического чтения среди прочих видов, значимость владения таким навыком в современном мире. Раскрыты цели, задачи, принципы и методические основы развития навыка синтетического чтения.
Определено, что под синтетическим чтением понимается чтение и понимание текста без предварительного анализа лексических и грамматических форм, как это имеет место при аналитическом чтении. Синтетическое чтение, как навык речевой деятельности, характеризуется такими умениями, как выделить незнакомые слова и понять их на основе контекста или словообразовательного анализа; опустить маловажные для понимания читаемого моменты; понимать целевое содержание после беглого прочтения. Отсюда следует основная цель обучения синтетическому чтению - формирование и развитие умения находить и использовать максимальное количество опор, как лингвистического, так и экстралингвистического характера для понимания текста, как в самом тексте, так и в своем жизненном опыте.
В процессе решения второй задачи исследования был проведен историко- ретроспективный анализ развития концепции критического мышления, посредством которого доказана значимость владения навыком мыслить критически. Кроме того, данный анализ, а также ретроспективное рассмотрение формирования термина «Критическое мышление» позволило установить в качестве рабочего следующее определение: критическое мышление - это тип мышления, включающий
мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем.
На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа содержания навыка синтетического чтения и навыка мыслить критически сделан вывод об их взаимосвязи. Наличие данной взаимосвязи, на теоретическом уровне, позволяет сделать заключение о существовании высокого потенциала использования синтетического чтения для развития критического мышления студентов. Данный потенциал может быть реализован через применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», результаты исследования которой представлены в третьем параграфе теоретической части работы, являющейся средством исполнения третьей задачи исследования: «Рассмотреть потенциал развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение». Приведены теории, на которых базируется технология, рассмотрены методические и методологические основы ее применения.
Результаты работы, проведенной в теоретической части, стали основой для реализации опытно-экспериментальной части исследования и достижения соответствующих задач. Так, выявленные методические основы развития навыка синтетического чтения были использованы для проведения анализа заданий и материалов в пособии на соответствие принципам обучению синтетическому чтению; явились основой исследования степени охвата пособием всего спектра умений, составляющих содержание навыка. Кроме того, проведен анализ
соответствия используемого сборника задачам программы дисциплины «Синтетическое чтение». На базе теоретических сведений о феномене критического мышления, проведен сопоставительный анализ направленности предлагаемых в сборнике заданий на развитие данного вида мышления у студентов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что применение сборников «Домашнее чтение Английский клуб» в качестве основного пособия в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» не является достаточным для развития критического мышления студентов. Выявленные преимущества и недостатки используемого пособия, рассматриваемого в трех аспектах: предлагаемая структура занятия, задания и текстовые материалы, были учтены при разработке модели развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» и соответствующего методического пособия.
Авторами была выработана модель развития критического мышления студентов, состоящая из целевого, содержательного, организационно-методического, диагностического и результативного компонентов, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также критерии и способы диагностики достигаемых результатов. Также предложено методическое пособие, составленное на основе данной модели.
Предложенная модель и методическое пособие были апробированы на студентах первого курса Казанского федерального университета, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Результаты проведенного эксперимента отражают положительное влияние применения разработанной модели и методического пособия на уровень сформированности критического мышления студентов: на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе отмечен рост количества студентов со средним уровнем критического мышления на 14%, с высоким на 10%, что опережает аналогичные показатели в контрольной группе на 9% и 10% соответственно.
Таким образом, в ходе работы была доказана верность гипотезы данного исследования, результаты и материалы которого могут быть использованы преподавателями дисциплины «Синтетическое чтение», а также исследователями в области развития критического мышления студентов. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: выработка детальных критериев для оценки уровня сформированности критического мышления, развитие критического мышления в процессе освоения других дисциплин образовательной программы, оценка влияния уровня сформированности критического мышления на читательскую грамотность студентов и успешность освоения иностранного языка.



1. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Ярославль. 2010. 245 с.
2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова. - М. 1981. С. 3-19.
3. Асадуллин Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности [Текст]: дисс. д-ра. пед. наук. - М. 2000. 389с.
4. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / Автореф. докт. дис. - Баку. 1968. 128с.
5. Балакирева М. Использование книги для чтения на уроках английского языка [Текст]/ М.Балакирева // Английский язык. № 8. - 1998. 15с.
6. Балакирева М. Использование книги для чтения на уроках иностранного языка [Текст]/ М.Балакирева // Первое сентября. - 1998. 28с.
7. Баширова Н.З. Speech practice through text analysis [Текст]. Учебное пособие. Казань: ТГГПУ. - 2009. 128с.
8. Бердникова И. А. Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления [Текст] // Автореф. дис. канд. педагог. наук. - Челябинск. 2009. 165 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - М.,: Просвещение, 1989. 192с.
10. Беспальчикова Е.В. Обучение анализу текста [Текст] / Е.В. Беспальчикова // ИЯШ. № 2. - 2002. С. 13-17.
11. Блонский П.П. Развитие мышления школьника [Текст] / П.П. Блонский // Избранные психологические произведения. - М. 1964. 283c.
12. Богатенкова Н. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения [Текст] / Н.В. Богатенкова, И.В. Муштавинская; СПб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб. 2001. 79с.
13. Болотов В.А. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы [Текст] / В. Болотов, Д. Спиро // Директор школы. - 1995. N 1. 67-73с.
14. Болотова У.В. Критическое мышление в жизни современного общества [Текст]: дис. ... канд. филос. наук. - Пятигорск. 2007. 149с.
15. Браус Дж. Инвайроментальное образование в школах [Текст] /Дж. Браус, Д. Вуд // Пер. с англ. NAAEE. - 1994. 103с.
16. Брунер Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. 413с.
17. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация. Критическое мышление, логика, аргументация [Текст] / В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та. 2003. С. 29-34.
18. Буйских Т.М., Критическое мышление в преподавании общественных дисциплин [Текст] / Т.М. Буйских, Н.П. Задорожная. - Б.: ОФЦИР. 2003. 190с.
19. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]: учеб.-метод. Пособие / А.В.Бутенко, Е.А.Ходос. - М.: Мирос, 2002. 176с.
20. Вальсбурд М.Л. Синтетическое чтение на иностранном языке в V-VII классах средней школы [Текст] / М.Л. Вальсбурд. - М.: Просвещение. 1969. 128с.
21. Варлакова М. Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике [Текст] / М.Л. Варлакова // На правах рукописи. 120c.
22. Волков Е.В. Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе [Текст] / Е.В. Волков // Тренинг. - 2005.
23. Володина Е.В. Педагогические условия развития творческого мышления у школьников в процессе преподавания математик и[Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары. 2004. 252с.
24. Выготский Л.С. История развития высших психических функций[Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Т.1. 3. - М. 1983. 329с.
25. Выготский Л.С. Мышление и речь[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2005. 352с.
26. Галимзянова И.И. Учебно-методическое пособие по обучению чтению текстов на английском языке для инженеров [Текст] / И.И. Галимзянова, А.Г. Буянова. - Казань: КГТУ. 2009. 128с.
27. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. 1966.
28. Гальперин П.Я. Введение в психологию[Текст]: учеб. пособие для вузов./ П.Я. Гальперин - М.:КДУ.2005. 336с.
29. Гальская Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальская, Н.И. Гез. - М.: ACADEMA. 2005. 336с.
30. Гильдина К.А. Прагматика текста и его восприятие [Текст] / К.А. Гильдина. - Челябинск. 1989. С. 3-8.
31. Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М.Н. Грабарь, К.А. Краснянская. - М.: Педагогика. 1977. 136с.
32. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка [Текст] / И.А. Грузинская. - М. 1947. 223с.
33. Джонсон Д.Х. Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению [Текст] / Т.Х. Джонсон // КМ Новости. Т.4. №1. - 1985. 210с.
34. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта». 2003. 284с.
35. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически[ Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - СПб: Альянс «Дельта». 2003. 197с.
36. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособ. для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. 173 с.
37. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы [Текст] / С.И. Заир-Бек // Директор школы. № 4. - 2005. 66-72с.
38. Ивенская Д.С. Иностранные языки в школе. Проведение и контроль синтетического чтения [Текст] / Д.С. Ивенская // ИЯШ. №8. - 2008. С. 25-32.
39. Итенберг Р.Л. Некоторые пути повышения эффективности обучения иностранному языку на основе учебных текстов [Текст] / Р.Л. Итенберг. - 22с
40. Калистра И.Д. Чтение с предварительно снятыми трудностями понимания. Вопросы обучению устной речи и чтению на иностранном языке [Текст] / И.Д. Калистра. - 2003. 232с.
41. Кисилева З.И. Урок физики для всех (или как преодолеть трудности в понимании научной информации) [Текст] / З.И. Киселева, Н.У. Гатуллина // На правах рукописи. - Бишкек. 2009. 21с.
42. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. 80с.
43. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. № 2. - 2004. С. 3-10.
44. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность [Текст] / М.В. Кларин. - Рига: Эксперимент. 1999. 462 с.
45. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер
//Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ. 2005. С. 5-13.
46. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер
//Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». - 2001. № 4.
47. Клычникова З.И. Психологические особенности обучению чтению на иностранном языке [Текст] / З.И. Клычникова. - М.: Просвещение. 1983. 207с.
48. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд.центр «Академия». 2003. 176с.
49. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Как формировать критическое мышление? [Текст] / А.В. Коржуева, В.А. Попкова, Е.Л. Рязанова // Высшее образование в России. № 5. - 2001. С. 55-58.
50. Котенко В.В., Шаров Д.А. Методика развития критического мышления школьников в процессе обучения базовому курсу информатики[Текст] / В.В. Котенко, Д.А. Шаров // Математика и информатика. Наука и образование. Омск. Вып 1. - 2001. 241с.
51. Критическое мышление, логика, аргументация [Текст] / Ред. В.Н.Брюшинкин [и др.]. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та. 2003. 173с.
52. Крупник К.И. Об обучении беспереводному чтению, Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке [Текст] / К.И. Крупник. - М.: Просвещение. 1965. 214с.
53. Кукушкина Ю. А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере программистов) [Текст]: дисс... канд. психол. наук. - М.2008. 147с.
54. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика. 1981. 216с.
55. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей [Текст] / И.Я. Лернер.- М.: Просвещение, 1982. 191с.
56. Лисицин М.К. Обучение в целостном педагогическом процессе. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.К. Лисицин. - Курган: Изд- во Курганского государственного университета. 2006. 197с.
57. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение. 1990. 104с.
58. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика. 1972. С. 170-186.
59. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории[Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика. 1975. 156с.
60. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English teaching methology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа. 2005. 253с.
61. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческих дисциплин) [Текст]: дис. . канд. пед. наук. - Казань. 2000. 166с.
62. Монахова С.В. Приключения Оливера Твиста. Чарльз Диккенс [Текст] / С.В. Монахова. - М. Айрис-пресс. 2013. 208с.
63. Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург. 2004. 159с.
64. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно - методическое осмысление [Текст] / И.В. Муштавинская. - Методист. 2002. N 2. 35с.
65. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е.А. Маслыко [и др.]. - Мн.: «Вышэйшая школа». 1996. 522с.
66. Национальная психологическая энциклопедия. Мышление [Электронный ресурс]. - (http://vocabulary.ru/termin/myshlenie.html)
67. Низовская И.А. Словарь Программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Низовская. - Б.: ОФЦИР. 2003.148с.
68. Низовская И.А. Учимся мыслить критически [Текст] / И.А. Низовская, Н.П. Задорожная, Т.А. Матохина. - Б.: Maxprint. 2011. 136 с.
69. Николаева А.Е. Формирование диалектического мышления будущих педагогов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов. 2001. 464с.
70. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новикова. - М.: МЗ-Пресс. 2004. 67с.
71. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA 2000 [Текст] / А.Г. Каспаржак [и др.] // Университетская книга. - М.: 2005. 128с.
72. Основы критического мышления: междисциплинарная программа [Текст] / Сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. - М. 1997-1999.
73. Панов А.И. Урок проверки домашнего чтения [Текст] / А.И. Панов // ИЯШ. №6. - 1967
74. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев; под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд.,,перераб. и доп. - М.: Нальчик, 1996. 212с.
75. Педагогическая психология [Текст] / Л.С Выготский [и др.]; под ред. В.В. Давыдова. - М. 1991
76. Попков В.А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы [Текст]: дис. . д-ра пед. наук. - М.: 2002
77. Попков В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования [Текст] / В.А.Попков, А.В,Коржуев, Е.Л.Рязанова. - М.: Изд-во МГУ. 166с.
78. Психология и методология образования. Опыт разработки теста оценки
критического мышления школьников [Электронный ресурс]. -
(http://psyhoinfo.ru/opyt-razrabotki-testa-ocenki-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov)
79. Рабинович Ф.М. К вопросу о месте аналитического чтения в средней школе. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке [Текст] / Ф.М. Рабинович. - 225с
80. Рабинович Ф.М. К вопросу о месте аналитического чтения в средней школе. Вопросы обучения устной речи и чтения на иностранном языке [Текст] / Ф.М. Рабинович. - М.:1995. 224с
81. Рапопорт А.С. Летающая лошадь [Текст] / А.С. Рапопорт, Н.И. Кролик. - М.: Айрис-пресс. 2006. 160с.
82. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер. 2001. 720с.
83. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование. 1998. 256с.
84. Селиванова Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения [Текст] / Н.А. Селиванов // ИЯШ. №1. - 1991. С. 61-64.
85. Селиванова Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения[Текст] / Н.А. Селиванов // ИЯШ. № 4. - 2004. С. 21-26.
86. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь. 2006. 350с.
87. Сказкив Г.Г. Приемы проверки домашнего чтения в 8-м классе [Текст] / Г.Г. Сказкив // ИЯШ. №4. - 1982.
88. Скаткин М. Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В.Краевский. - М. 1981.
89. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: 2 т. [Текст] / А. А. Смирнов - М. 1987. 151с.
90. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово. 2001. 924с.
91. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Текст] / Е.Н. Соловова. - СПб.: 2008. 240с.
92. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение. 2003. 239 с.
93. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. - 2003. 463с.
94. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г.В. Сорина //Вестник Московского университета, серия 7. 97-110. - 2003.
95. Стил Дж. Л. Основы критического мышления. Пос. 1.[Текст] / Дж. Л. Стил, К.С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер // Изд-во ин-та «Открытое общество». - М.: 1997. 463с.
96. Столбникова Е.А. Медиаобразование: проблема воспитания критического мышления. Проблемы научной и учебно-методической работы в вузе [Текст] / Е.А. Столбникова // под ред. Р.М. Чумичева. - Волгодонск: Полиграфобъединение. 2001. 155с.
97. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования [Текст] / Е.А. Столбникова. - Таганрог: Изд-во Кучма. 2006. 160с.
98. Таланова И.Г. Read and Discuss: Учебное пособие [Текст] / И.Г. Таланова. - Казань: ЗАО «Новое знание». 2005. 72с.
99. Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ [Текст] / Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. - М.: Изд-во ин-та «Открытое общество». 1997.
100. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность. Перемена [Текст] / Ч. Темпл. - 2005. № 2. С. 15-20.
101. Темпл Ч. Критическое мышление углубленная методика. Пос. 4 [Текст] / Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Л.Стил // Изд-во Ин-та «Открытое общество». - 1998.
102. Терлецкая Л. П. Критическое мышление как средство развития умений учащихся анализировать и применять информацию [Текст] / Л.П. Терлецкая // Материалы международной научно-практической конференции «Развитие навыков критического мышления».
103. Унрау Н. Дж. Думающие учителя, думающие ученики. Руководство по развитию критического мышления подростков [Текст] / Н.Дж. Унрау. - Б.: Фонд «Сорос-Кыргызстан». 1999. 204с.
104. Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия [Текст] / Сост. А.А. Леонтьев [и др.]. - М.:1991. 360с.
105. Учебный текст в методике преподавания иностранных языков: межвузовский сборник научных трудов [Текст] / под ред. Черногоровой Г.П. - Челябинск: ЧГПИ. 1989. 104с.
106. Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и приемы контроля [Текст] / В.М. Фадеев // ИЯШ. №6. - 1979. 28с
107. Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля [Текст] / В.М. Фадеев // ИЯШ. №6. - 1979. 30с
108. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 22.03.05 (с двумя профилями подготовки) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №91 от 09 февраля 2016 г.
109. Фоломкина С.А. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе [Текст] / С.К. Фоломкина. - М.: Высшая школа. 1987. 205с.
110. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Питер. 2000. 512с.
111. Чтение на иностранном языке в неязыковом вузе: виды чтения и методические приемы обучения [Текст] / Т. Ахматов [и др.]. - Куляб. 1972. 116с.
112. Чтение. Перевод. Устная речь. Методика и лингвистика [Текст] / Е.А. Рейман [и др.]. - Ленинград: Наука. 1977. 331с.
113. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов [Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис. 2004. 416с.
114. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Education Goals [Текст] / B.S. Bloom. - N.Y. 1971. 211p.
115. Elder L. Critical thinking: Content is thinking/ thinking is content [Текст] / L. Elder, R. Paul // Journal of Developmental Educating. - 1995. Vol.19. 36p.
116. Elder L. Critical Thinking: How to Prepare Students for a Rapidly Changing World [Текст] / L. Elder, R. Paul // Binker Publisher: Foundation for Critical Thinking. - 1995. 572p.
117. Ishcuk N. The Manual on the Home Reading for the Senior Students of the Secondary School [Текст] | N. Ishcuk // Английский язык. № 41. - 1998
118. Paul R., Elder L. The Critical Thinking Reading and Writing Test Publisher: Foundation for Critical Thinking [Текст] / L. Elder, R. Paul. - 2006. 68p.
119. The critical thinking community. Defining Critical Thinking. [Электронный ресурс] / - (http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ