РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 11
1.1. Общая характеристика навыка синтетического чтения и методики его
формирования 11
1.2. Критическое мышление как проблема психолого-педагогического
исследования 20
1.3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо 31
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Практические аспекты развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 41
2.1 Сопоставительный анализ сборника «Английский язык- Домашнее чтение» .. 41
2.2. Модель развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 54
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 64
Выводы по Главе 2 77
Заключение 78
Источники литературы 82
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 11
1.1. Общая характеристика навыка синтетического чтения и методики его
формирования 11
1.2. Критическое мышление как проблема психолого-педагогического
исследования 20
1.3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо 31
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Практические аспекты развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 41
2.1 Сопоставительный анализ сборника «Английский язык- Домашнее чтение» .. 41
2.2. Модель развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 54
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение») 64
Выводы по Главе 2 77
Заключение 78
Источники литературы 82
Приложения
Современная система образования Российской Федерации отличается ориентацией не только на передачу определенного объема знаний, но и на когнитивное развитие учащихся. Это проявляется в стремлении развить у субъектов образовательного процесса креативное, аналитическое, логическое, критическое мышление. Такое смещение ориентиров характерно для системы как среднего, так и высшего образования. Так, например, Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), регламентирует необходимость формирования и развития, помимо прочих, следующих компетенций:
- способность анализировать основные этапы и законы исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). [108]
Все это является признаками высокого уровня развития критического мышления. Востребованность развития таких компетенций находит отражение в учебных программах различных дисциплин. Не стала исключением и программа дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3», в качестве одной из задач которых указано развитие у студентов научного критического мышления.
Развитие критического мышления является педагогической проблемой.
Ее исследование проводится как с психологической, так и с педагогической точки зрения: труды Д. Халперн, Р. Пауль, Д. Расселла, исследования Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, основанные на работах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Дж. Дьюи.
Несмотря на то, что основные достижения в данной области принадлежат зарубежным исследователям, отечественные ученые также уделяют внимание данной проблеме в своих трудах. Так, в период существования Советского Союза идеи критического мышления были отражены в работах по теории проблемного обучения. На нынешнем постсоветском пространстве исследованием данной области занимаются С. И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А. Смирнов, Г.В. Сорина - в аспекте педагогики, И. И. Ильясов, Ю.Ф. Гущин, Е.Н. Волков - в психологическом аспекте.
Небольшое количество исследований в данной области, в частности, методической направленности, предопределяет то, что проблема развития критического мышления является малоизученной как в теоретическом, так и в методическом плане.
Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы «Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение»), обусловленную существованием следующих противоречий:
- наличием потребности в развитии критического мышления членов общества и реализацией этой потребности в рамках образовательной программы ВУЗа,
- наличием потребности в понимании термина «Критическое мышление» и недостаточном уровне его научно-теоретического обоснования,
- наличием задачи развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» и отсутствием методических рекомендаций для ее реализации.
Объектом исследования является образовательный процесс по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3».
Предмет исследования - содержание критического мышления и его развитие в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» студентами.
Цель данного исследования - теоретически обосновать, разработать и провести апробацию модели развития критического мышления и соответствующего методического пособия в рамках дисциплины «Синтетическое чтение».
Гипотезой исследования является следующее положение:
развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» будет осуществляться успешно, если:
- при построении образовательного процесса учитываются содержание критического мышления, принципы и цели его формирования;
- учтены особенности, принципы и цели формирования навыка синтетического чтения;
- определен потенциал развития критического мышления в процессе развития навыка синтетического чтения;
- построена модель развития критического мышления, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также способы диагностики достигаемых результатов;
- в рамках такой модели разработано методическое пособие по формированию и развитию критического мышления у студентов педагогического направления подготовки.
В соответствии с поставленной целью исследования и выработанной гипотезой, были определены следующие задачи:
- рассмотреть содержание навыка синтетического чтения, цели, принципы и методические основы его формирования;
- провести анализ содержания критического мышления, выделить характеристики и признаки владения критическим мышлением;
- рассмотреть потенциал развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение», в связи с чем возникла необходимость провести анализ взаимосвязи процессов развития критического мышления и развития навыка синтетического чтения, а также изучить известные технологии развития критического мышления через чтение;
- провести анализ применяемых в рамках программы дисциплины методических пособий на предмет соответствия задачам программы, в целом, и задаче развития критического мышления, в частности, с целью выявления преимуществ и недостатков таких пособий в разрезе соответствия данным задачам;
- разработать и экспериментально проверить модель развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение», разработать в соответствии с такой моделью методическое пособие.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
- в аспекте развития критического мышления: труды Д. Халперн, Р. Пауль, Д. Расселла, Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, Норманн Дж. Унрау, Ж. Пиаже, Л.С. Выгостский и Дж. Дьюи, С. И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А. Смирнов, Г.В. Сорина, И. И. Ильясов, Ю.Ф. Гущин, Е.Н. Волков, И.А. Низовская, Т. М. Буйских, Н.П. Задорожная,
- в аспекте развития навыка синтетического чтения: работы З.И. Клычниковой, Е.А. Емельянова, В.В. Кускова, Р.А. Кузьминой, И.П. Коньковой, С.К. Фоломкиной, Р.Л. Итенберг, Н.В. Козиной, М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд; методические и учебные пособия И.И. Галимзянова, И.Г. Талановой, Н.З. Башировой.
Методы исследования определены на основе задачного подхода:
- на этапе теоретического изучения предмета и объекта исследования: анализ, сопоставление и концептуальный синтез исследовательских работ, методической и дидактической литературы, нормативно-правовых документов;
- на этапе разработки и реализации экспериментальной части: моделирование, беседы, тестирование, педагогический эксперимент, обобщение педагогического опыта;
- оценка и фиксация результатов производятся методом количественного измерения.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Отделение татарской филологии и культуры имени Габдулы Тукая. В исследовании приняли участие 41 обучающийся первого курса направления «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».
Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 г. по 2017 г.
На первом этапе проведена теоретическая часть исследования: изучен теоретический материал, диссертационные и выпускные квалификационные работы по теме исследования, статьи, учебники и методические пособия, мировой опыт решения педагогической проблемы развития критического мышления.
На втором этапе проведено планирование структуры практической части работы, разработан ход эксперимента, модель развития критического мышления, методическое пособие.
На третьей стадии реализован контрольный этап эксперимента, обобщены результаты, проведено оформление исследования, автореферата и методического пособия.
Научная значимость работы достигнута за счет формирования ее теоретической и практической значимости:
1. Уточнено определение понятия «Критическое мышление» и установлено содержание навыка мыслить критически.
2. Установлено определение понятия «Синтетическое чтение», содержание соответствующего навыка и задачи развития данного навыка.
3. Определен потенциал и обоснована возможность развития критического мышления в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение».
4. Разработана модель развития критического мышления студентов в процессе освоения ими дисциплины «Синтетическое чтение», учитывающая цели и задачи дисциплины, а также интегрированную цель, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также способы диагностики достигаемых результатов. В рамках такой модели разработано методическое пособие .
Теоретическая значимость работы заключается в:
- результатах историко-ретроспективного анализа становления понятия «Критическое мышление»,
- разностороннем исследовании содержания критического мышления, принципов его формирования, исследовании технологии развития критического мышления.
Практическая значимость исследования обусловлена предоставлением результатов в форме:
- модели развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение»,
- методического пособия по развитию критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение».
Разработанная модель и методическое пособие прошли апробацию путем проведения педагогического эксперимента с участием студентов первого курса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под синтетическим чтением понимается чтение и понимание текста без предварительного анализа лексических и грамматических форм, как это имеет место при аналитическом чтении. Синтетическое чтение, как навык речевой деятельности, характеризуется следующими умениями:
- умение учащегося выделить незнакомые слова и понять их на основе контекста или словообразовательного анализа;
- умение находить и использовать максимальное количество опор для понимания текста как в самом тексте, так и в своем жизненном опыте;
- умение опустить маловажные для понимания читаемого моменты;
- умение понимать целевое содержание после беглого прочтения.
2. Критическое мышление - это тип мышления, включающий мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Критическое мышление характеризуется следующими умениями:
- умение анализировать информацию с точки зрения логики, определять избыточную и релевантную;
- умение синтезировать различные точки зрения и информацию из разных источников;
- умение выстраивать, формулировать, доказывать и аргументировать собственную точку зрения, умение осуществлять проверку точности утверждений, ценности суждений (рефлексия);
- умение задавать вопросы к и и находить ответы на них;
- умение прогнозировать последовательность событий;
- умение делать обобщающие выводы.
3. Применение разработанной авторами модели и методического пособия обеспечивает успешное развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение».
- способность анализировать основные этапы и законы исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). [108]
Все это является признаками высокого уровня развития критического мышления. Востребованность развития таких компетенций находит отражение в учебных программах различных дисциплин. Не стала исключением и программа дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3», в качестве одной из задач которых указано развитие у студентов научного критического мышления.
Развитие критического мышления является педагогической проблемой.
Ее исследование проводится как с психологической, так и с педагогической точки зрения: труды Д. Халперн, Р. Пауль, Д. Расселла, исследования Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, основанные на работах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Дж. Дьюи.
Несмотря на то, что основные достижения в данной области принадлежат зарубежным исследователям, отечественные ученые также уделяют внимание данной проблеме в своих трудах. Так, в период существования Советского Союза идеи критического мышления были отражены в работах по теории проблемного обучения. На нынешнем постсоветском пространстве исследованием данной области занимаются С. И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А. Смирнов, Г.В. Сорина - в аспекте педагогики, И. И. Ильясов, Ю.Ф. Гущин, Е.Н. Волков - в психологическом аспекте.
Небольшое количество исследований в данной области, в частности, методической направленности, предопределяет то, что проблема развития критического мышления является малоизученной как в теоретическом, так и в методическом плане.
Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы «Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере дисциплины «Синтетическое чтение»), обусловленную существованием следующих противоречий:
- наличием потребности в развитии критического мышления членов общества и реализацией этой потребности в рамках образовательной программы ВУЗа,
- наличием потребности в понимании термина «Критическое мышление» и недостаточном уровне его научно-теоретического обоснования,
- наличием задачи развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» и отсутствием методических рекомендаций для ее реализации.
Объектом исследования является образовательный процесс по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3».
Предмет исследования - содержание критического мышления и его развитие в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» студентами.
Цель данного исследования - теоретически обосновать, разработать и провести апробацию модели развития критического мышления и соответствующего методического пособия в рамках дисциплины «Синтетическое чтение».
Гипотезой исследования является следующее положение:
развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» будет осуществляться успешно, если:
- при построении образовательного процесса учитываются содержание критического мышления, принципы и цели его формирования;
- учтены особенности, принципы и цели формирования навыка синтетического чтения;
- определен потенциал развития критического мышления в процессе развития навыка синтетического чтения;
- построена модель развития критического мышления, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также способы диагностики достигаемых результатов;
- в рамках такой модели разработано методическое пособие по формированию и развитию критического мышления у студентов педагогического направления подготовки.
В соответствии с поставленной целью исследования и выработанной гипотезой, были определены следующие задачи:
- рассмотреть содержание навыка синтетического чтения, цели, принципы и методические основы его формирования;
- провести анализ содержания критического мышления, выделить характеристики и признаки владения критическим мышлением;
- рассмотреть потенциал развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение», в связи с чем возникла необходимость провести анализ взаимосвязи процессов развития критического мышления и развития навыка синтетического чтения, а также изучить известные технологии развития критического мышления через чтение;
- провести анализ применяемых в рамках программы дисциплины методических пособий на предмет соответствия задачам программы, в целом, и задаче развития критического мышления, в частности, с целью выявления преимуществ и недостатков таких пособий в разрезе соответствия данным задачам;
- разработать и экспериментально проверить модель развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение», разработать в соответствии с такой моделью методическое пособие.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
- в аспекте развития критического мышления: труды Д. Халперн, Р. Пауль, Д. Расселла, Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, Норманн Дж. Унрау, Ж. Пиаже, Л.С. Выгостский и Дж. Дьюи, С. И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А. Смирнов, Г.В. Сорина, И. И. Ильясов, Ю.Ф. Гущин, Е.Н. Волков, И.А. Низовская, Т. М. Буйских, Н.П. Задорожная,
- в аспекте развития навыка синтетического чтения: работы З.И. Клычниковой, Е.А. Емельянова, В.В. Кускова, Р.А. Кузьминой, И.П. Коньковой, С.К. Фоломкиной, Р.Л. Итенберг, Н.В. Козиной, М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд; методические и учебные пособия И.И. Галимзянова, И.Г. Талановой, Н.З. Башировой.
Методы исследования определены на основе задачного подхода:
- на этапе теоретического изучения предмета и объекта исследования: анализ, сопоставление и концептуальный синтез исследовательских работ, методической и дидактической литературы, нормативно-правовых документов;
- на этапе разработки и реализации экспериментальной части: моделирование, беседы, тестирование, педагогический эксперимент, обобщение педагогического опыта;
- оценка и фиксация результатов производятся методом количественного измерения.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Отделение татарской филологии и культуры имени Габдулы Тукая. В исследовании приняли участие 41 обучающийся первого курса направления «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».
Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 г. по 2017 г.
На первом этапе проведена теоретическая часть исследования: изучен теоретический материал, диссертационные и выпускные квалификационные работы по теме исследования, статьи, учебники и методические пособия, мировой опыт решения педагогической проблемы развития критического мышления.
На втором этапе проведено планирование структуры практической части работы, разработан ход эксперимента, модель развития критического мышления, методическое пособие.
На третьей стадии реализован контрольный этап эксперимента, обобщены результаты, проведено оформление исследования, автореферата и методического пособия.
Научная значимость работы достигнута за счет формирования ее теоретической и практической значимости:
1. Уточнено определение понятия «Критическое мышление» и установлено содержание навыка мыслить критически.
2. Установлено определение понятия «Синтетическое чтение», содержание соответствующего навыка и задачи развития данного навыка.
3. Определен потенциал и обоснована возможность развития критического мышления в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение».
4. Разработана модель развития критического мышления студентов в процессе освоения ими дисциплины «Синтетическое чтение», учитывающая цели и задачи дисциплины, а также интегрированную цель, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также способы диагностики достигаемых результатов. В рамках такой модели разработано методическое пособие .
Теоретическая значимость работы заключается в:
- результатах историко-ретроспективного анализа становления понятия «Критическое мышление»,
- разностороннем исследовании содержания критического мышления, принципов его формирования, исследовании технологии развития критического мышления.
Практическая значимость исследования обусловлена предоставлением результатов в форме:
- модели развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение»,
- методического пособия по развитию критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение».
Разработанная модель и методическое пособие прошли апробацию путем проведения педагогического эксперимента с участием студентов первого курса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под синтетическим чтением понимается чтение и понимание текста без предварительного анализа лексических и грамматических форм, как это имеет место при аналитическом чтении. Синтетическое чтение, как навык речевой деятельности, характеризуется следующими умениями:
- умение учащегося выделить незнакомые слова и понять их на основе контекста или словообразовательного анализа;
- умение находить и использовать максимальное количество опор для понимания текста как в самом тексте, так и в своем жизненном опыте;
- умение опустить маловажные для понимания читаемого моменты;
- умение понимать целевое содержание после беглого прочтения.
2. Критическое мышление - это тип мышления, включающий мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Критическое мышление характеризуется следующими умениями:
- умение анализировать информацию с точки зрения логики, определять избыточную и релевантную;
- умение синтезировать различные точки зрения и информацию из разных источников;
- умение выстраивать, формулировать, доказывать и аргументировать собственную точку зрения, умение осуществлять проверку точности утверждений, ценности суждений (рефлексия);
- умение задавать вопросы к и и находить ответы на них;
- умение прогнозировать последовательность событий;
- умение делать обобщающие выводы.
3. Применение разработанной авторами модели и методического пособия обеспечивает успешное развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение».
Данное исследование посвящено изучению педагогической проблемы развития критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение», актуальность которой была обоснована на начальном этапе работы.
Объектом исследования являлся образовательный процесс по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3».
В качестве предмета исследования было установлено содержание критического мышления и его развитие у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Синтетическое чтение».
В основу работы положена гипотеза о том, что развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» будет осуществляться успешно, если:
- при построении образовательного процесса учитываются содержание критического мышления, принципы и цели его формирования;
- учтены особенности, принципы и цели формирования навыка синтетического чтения;
- определен потенциал развития критического мышления в процессе развития навыка синтетического чтения;
- построена модель развития критического мышления, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также критерии и способы оценки достигаемых результатов;
- в рамках такой модели разработано методическое пособие по формированию и развитию критического мышления студентов педагогического направления подготовки.
Положения построенной гипотезы определили задачи исследования. В рамках исполнения задач теоретической части была проанализирована научная, учебная и методическая литература. Так, было рассмотрено содержание навыка синтетического чтения, место синтетического чтения среди прочих видов, значимость владения таким навыком в современном мире. Раскрыты цели, задачи, принципы и методические основы развития навыка синтетического чтения.
Определено, что под синтетическим чтением понимается чтение и понимание текста без предварительного анализа лексических и грамматических форм, как это имеет место при аналитическом чтении. Синтетическое чтение, как навык речевой деятельности, характеризуется такими умениями, как выделить незнакомые слова и понять их на основе контекста или словообразовательного анализа; опустить маловажные для понимания читаемого моменты; понимать целевое содержание после беглого прочтения. Отсюда следует основная цель обучения синтетическому чтению - формирование и развитие умения находить и использовать максимальное количество опор, как лингвистического, так и экстралингвистического характера для понимания текста, как в самом тексте, так и в своем жизненном опыте.
В процессе решения второй задачи исследования был проведен историко- ретроспективный анализ развития концепции критического мышления, посредством которого доказана значимость владения навыком мыслить критически. Кроме того, данный анализ, а также ретроспективное рассмотрение формирования термина «Критическое мышление» позволило установить в качестве рабочего следующее определение: критическое мышление - это тип мышления, включающий
мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем.
На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа содержания навыка синтетического чтения и навыка мыслить критически сделан вывод об их взаимосвязи. Наличие данной взаимосвязи, на теоретическом уровне, позволяет сделать заключение о существовании высокого потенциала использования синтетического чтения для развития критического мышления студентов. Данный потенциал может быть реализован через применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», результаты исследования которой представлены в третьем параграфе теоретической части работы, являющейся средством исполнения третьей задачи исследования: «Рассмотреть потенциал развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение». Приведены теории, на которых базируется технология, рассмотрены методические и методологические основы ее применения.
Результаты работы, проведенной в теоретической части, стали основой для реализации опытно-экспериментальной части исследования и достижения соответствующих задач. Так, выявленные методические основы развития навыка синтетического чтения были использованы для проведения анализа заданий и материалов в пособии на соответствие принципам обучению синтетическому чтению; явились основой исследования степени охвата пособием всего спектра умений, составляющих содержание навыка. Кроме того, проведен анализ
соответствия используемого сборника задачам программы дисциплины «Синтетическое чтение». На базе теоретических сведений о феномене критического мышления, проведен сопоставительный анализ направленности предлагаемых в сборнике заданий на развитие данного вида мышления у студентов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что применение сборников «Домашнее чтение Английский клуб» в качестве основного пособия в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» не является достаточным для развития критического мышления студентов. Выявленные преимущества и недостатки используемого пособия, рассматриваемого в трех аспектах: предлагаемая структура занятия, задания и текстовые материалы, были учтены при разработке модели развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» и соответствующего методического пособия.
Авторами была выработана модель развития критического мышления студентов, состоящая из целевого, содержательного, организационно-методического, диагностического и результативного компонентов, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также критерии и способы диагностики достигаемых результатов. Также предложено методическое пособие, составленное на основе данной модели.
Предложенная модель и методическое пособие были апробированы на студентах первого курса Казанского федерального университета, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Результаты проведенного эксперимента отражают положительное влияние применения разработанной модели и методического пособия на уровень сформированности критического мышления студентов: на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе отмечен рост количества студентов со средним уровнем критического мышления на 14%, с высоким на 10%, что опережает аналогичные показатели в контрольной группе на 9% и 10% соответственно.
Таким образом, в ходе работы была доказана верность гипотезы данного исследования, результаты и материалы которого могут быть использованы преподавателями дисциплины «Синтетическое чтение», а также исследователями в области развития критического мышления студентов. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: выработка детальных критериев для оценки уровня сформированности критического мышления, развитие критического мышления в процессе освоения других дисциплин образовательной программы, оценка влияния уровня сформированности критического мышления на читательскую грамотность студентов и успешность освоения иностранного языка.
Объектом исследования являлся образовательный процесс по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплины «Синтетическое чтение Б1.В.ОД.20.3».
В качестве предмета исследования было установлено содержание критического мышления и его развитие у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Синтетическое чтение».
В основу работы положена гипотеза о том, что развитие критического мышления студентов в процессе освоения дисциплины «Синтетическое чтение» будет осуществляться успешно, если:
- при построении образовательного процесса учитываются содержание критического мышления, принципы и цели его формирования;
- учтены особенности, принципы и цели формирования навыка синтетического чтения;
- определен потенциал развития критического мышления в процессе развития навыка синтетического чтения;
- построена модель развития критического мышления, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также критерии и способы оценки достигаемых результатов;
- в рамках такой модели разработано методическое пособие по формированию и развитию критического мышления студентов педагогического направления подготовки.
Положения построенной гипотезы определили задачи исследования. В рамках исполнения задач теоретической части была проанализирована научная, учебная и методическая литература. Так, было рассмотрено содержание навыка синтетического чтения, место синтетического чтения среди прочих видов, значимость владения таким навыком в современном мире. Раскрыты цели, задачи, принципы и методические основы развития навыка синтетического чтения.
Определено, что под синтетическим чтением понимается чтение и понимание текста без предварительного анализа лексических и грамматических форм, как это имеет место при аналитическом чтении. Синтетическое чтение, как навык речевой деятельности, характеризуется такими умениями, как выделить незнакомые слова и понять их на основе контекста или словообразовательного анализа; опустить маловажные для понимания читаемого моменты; понимать целевое содержание после беглого прочтения. Отсюда следует основная цель обучения синтетическому чтению - формирование и развитие умения находить и использовать максимальное количество опор, как лингвистического, так и экстралингвистического характера для понимания текста, как в самом тексте, так и в своем жизненном опыте.
В процессе решения второй задачи исследования был проведен историко- ретроспективный анализ развития концепции критического мышления, посредством которого доказана значимость владения навыком мыслить критически. Кроме того, данный анализ, а также ретроспективное рассмотрение формирования термина «Критическое мышление» позволило установить в качестве рабочего следующее определение: критическое мышление - это тип мышления, включающий
мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем.
На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа содержания навыка синтетического чтения и навыка мыслить критически сделан вывод об их взаимосвязи. Наличие данной взаимосвязи, на теоретическом уровне, позволяет сделать заключение о существовании высокого потенциала использования синтетического чтения для развития критического мышления студентов. Данный потенциал может быть реализован через применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», результаты исследования которой представлены в третьем параграфе теоретической части работы, являющейся средством исполнения третьей задачи исследования: «Рассмотреть потенциал развития критического мышления в рамках дисциплины «Синтетическое чтение». Приведены теории, на которых базируется технология, рассмотрены методические и методологические основы ее применения.
Результаты работы, проведенной в теоретической части, стали основой для реализации опытно-экспериментальной части исследования и достижения соответствующих задач. Так, выявленные методические основы развития навыка синтетического чтения были использованы для проведения анализа заданий и материалов в пособии на соответствие принципам обучению синтетическому чтению; явились основой исследования степени охвата пособием всего спектра умений, составляющих содержание навыка. Кроме того, проведен анализ
соответствия используемого сборника задачам программы дисциплины «Синтетическое чтение». На базе теоретических сведений о феномене критического мышления, проведен сопоставительный анализ направленности предлагаемых в сборнике заданий на развитие данного вида мышления у студентов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что применение сборников «Домашнее чтение Английский клуб» в качестве основного пособия в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» не является достаточным для развития критического мышления студентов. Выявленные преимущества и недостатки используемого пособия, рассматриваемого в трех аспектах: предлагаемая структура занятия, задания и текстовые материалы, были учтены при разработке модели развития критического мышления студентов в рамках дисциплины «Синтетическое чтение» и соответствующего методического пособия.
Авторами была выработана модель развития критического мышления студентов, состоящая из целевого, содержательного, организационно-методического, диагностического и результативного компонентов, включающая цели, задачи, содержание программы «Синтетическое чтение» и интегрированные цели и задачи, формы и методы учебной деятельности, приемы их реализации, а также критерии и способы диагностики достигаемых результатов. Также предложено методическое пособие, составленное на основе данной модели.
Предложенная модель и методическое пособие были апробированы на студентах первого курса Казанского федерального университета, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Результаты проведенного эксперимента отражают положительное влияние применения разработанной модели и методического пособия на уровень сформированности критического мышления студентов: на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе отмечен рост количества студентов со средним уровнем критического мышления на 14%, с высоким на 10%, что опережает аналогичные показатели в контрольной группе на 9% и 10% соответственно.
Таким образом, в ходе работы была доказана верность гипотезы данного исследования, результаты и материалы которого могут быть использованы преподавателями дисциплины «Синтетическое чтение», а также исследователями в области развития критического мышления студентов. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: выработка детальных критериев для оценки уровня сформированности критического мышления, развитие критического мышления в процессе освоения других дисциплин образовательной программы, оценка влияния уровня сформированности критического мышления на читательскую грамотность студентов и успешность освоения иностранного языка.
Подобные работы
- Развитие критического мышления старшеклассников в контексте системно-деятельностного подхода
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



