Образование неологизмов в медиа-политическом дискурсе современного английского языка (с апробацией в СОШ)
|
Введение 3
I глава. Теоретические аспекты изучения неологизмов в медиа-политическом
дискурсе 7
§ 1.1 .Понятие неологизма и его характеристика 7
§1.2. Различные подходы в изучении неологизмов 12
§1.3.Основные признаки медиа-политического дискурса 15
§1.4.Влияние экстралингвистических факторов на образование
неологизмов в английском языке 20
Выводы по I главе 25
II глава. Функционирование неологизмов в медиа-политическом дискурсе . 27
§2.1.Диагностический этап по выявлению неологизмов в медиаполитическом дискурсе 27
§2.2.Неологизмы, образованные аффиксальным путем 31
§2.3.Неологизмы, образованные с помощью словосложения 39
§2.4.Неологизмы, образованные методом сращения 43
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 51
Приложение 56
I глава. Теоретические аспекты изучения неологизмов в медиа-политическом
дискурсе 7
§ 1.1 .Понятие неологизма и его характеристика 7
§1.2. Различные подходы в изучении неологизмов 12
§1.3.Основные признаки медиа-политического дискурса 15
§1.4.Влияние экстралингвистических факторов на образование
неологизмов в английском языке 20
Выводы по I главе 25
II глава. Функционирование неологизмов в медиа-политическом дискурсе . 27
§2.1.Диагностический этап по выявлению неологизмов в медиаполитическом дискурсе 27
§2.2.Неологизмы, образованные аффиксальным путем 31
§2.3.Неологизмы, образованные с помощью словосложения 39
§2.4.Неологизмы, образованные методом сращения 43
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 51
Приложение 56
В связи с постоянными процессами обновления лексики, многие слова выходят из употребления и исчезают, в то время как другие наоборот появляются и начинают активно использоваться носителями языка. Огромный приток новых слов и необходимость их описания побудили создание особой отрасли лексикологии - неологии - науки о неологизмах. Повышенный интерес к данной науке связан с тем, что неологизмы являются зеркалом языкового развития, которое отражает приспособление языка к изменяющимся под влиянием внешних факторов условиям его функционирования.
Так же как и другие языки, английский язык сегодня переживает «неологический бум». Этому способствуют различные экстралингвистические факторы как, например, стремительное развитие науки и техники, развитие экономики, ускорение темпа жизни, смена ценностей и, особенно, смена политических реалий. В связи с этим, область изучаемой лексики в нашем исследовании мы ограничили именно медиаполитическим дискурсом. Изучение вопросов о появлении и функционировании медиа-политических неологизмов представляет огромный интерес по причине возрастающей роли средств массовой информации как посредника между властью и обществом и как средства формирования политической культуры.
Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена потребностью в изучении новой лексики и способов её образования как средств отражающих изменения, происходящих в современном мире.
Теоретической базой исследования являются работы Е. В. Сенько Г. Я. Солганика, Т. А. ван Дейка, В. В. Лопатина, Ю. А. Зацного, О. Мартинцовой, характеризующие неологизацию и основные подходы в её исследовании, Н. Д. Арутюновой, Е. И. Шейгал, В. И. Карасика, посвященные изучению дискурса и особенностей медиа-политического дискурса, Р. А. Будагова, Т.
А. Расторгуева, С. Я. Гельберга, описывающие роль экстралингвистических факторов в обогащении и развитии языка.
Источниками исследовательского материала явились современные крупнейшие англоязычные печатные издания как «The Guardian», «The New York Times», «The Washington Post», новостная служба «BBC News» и российский международный многоязычный информационный телеканал «RT» (Russia Today).
Объектом данной работы послужили неологизмы английского языка в медиа-политическом дискурсе.
Предметной областью исследования является медиа-политический дискурс английского языка.
Цель исследования - определить наиболее продуктивные способы образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка и выявить экстралингвистические факторы, оказавшие влияние на их образование в 2016-ом году.
В процессе выполнения данной работы ставились следующие задачи:
• раскрыть теоретические аспекты образования неологизмов в современном английском языке;
• уточнить понятие дискурс и определить основные признаки медиаполитического дискурса;
• изучить влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в английском языке;
• выявить наиболее продуктивные способы образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка и их переводы на русский язык;
• разработать задания для урока по английскому языку для апробации избранной темы в СОШ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы (методы теоретического
анализа научной литературы, наблюдения, синтеза и умозаключения), метод частичной выборки, функциональный анализ, метод лексикографического описания, интерпретационно-описательные методы (таблицы, диаграммы).
Научная новизна работы заключается в том, что в работе предпринята попытка структурного анализа неологизмов в современном медиаполитическом дискурсе английского языка под влиянием соответствующих экстралингвистических факторов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней раскрыты теоретические аспекты образования неологизмов в современном английском языке и основные подходы в их изучении, уточнено понятие дискурс и определены основные признаки медиа-политического дискурса, изучено влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в английском языке, представлено исследование влияния внеязыковых факторов на образование политических неологизмов в современном английском языке и выявлены наиболее продуктивные способы образования данных неологизмов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала и результатов исследования при работе в области лексикографии и при дальнейшем изучении проблем неологии, а также на практических занятиях английского языка.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы и приложение. Во введении раскрыта актуальность исследования, определены предметная область и объект работы, поставлены цель и задачи, освещаются методы и история вопроса, описаны материалы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и структура исследовательской работы. Первая глава «Теоретические аспекты изучения неологизмов в медиа-политическом дискурсе» раскрывает понятие неологизма и дискурса и дает их общую характеристику и основные признаки. Также в этой главе рассматриваются экстралингвистические факторы и их влияние на развитие английского языка. Во второй главе «Функционирование неологизмов в медиа-политическом дискурсе» проводится структурный анализ образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка. Каждая глава сопровождается выводами. В заключении показаны основные результаты исследования. Список использованной литературы включает в себя 51 источник. В приложении представлены задания по избранной теме для урока по английскому языку.
Апробация работы. Материалы данной работы были освещены в докладе и тезисах на тему «Влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в медиа-политическом дискурсе» на IV международной студенческой научно-практической конференции «Русский язык в ХХ! веке: исследования молодых» в Астане, на тему«Продуктивные способы образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка» на III Республиканской студенческой научнопрактической конференции «Современная молодежь и духовные ценности народов России» в Казанском исламском университете, на тему «Словосложение и сращение как основные способы образования неологизмов в медиа-политическом дискурсе (на материале английского языка)» на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в 2017 году. Также данная работа стала победителем в номинации «Актуальное исследование неологизмов в современном английском языке» конкурса на лучшую научную работу студентов КФУ по социогуманитарному направлению.
Так же как и другие языки, английский язык сегодня переживает «неологический бум». Этому способствуют различные экстралингвистические факторы как, например, стремительное развитие науки и техники, развитие экономики, ускорение темпа жизни, смена ценностей и, особенно, смена политических реалий. В связи с этим, область изучаемой лексики в нашем исследовании мы ограничили именно медиаполитическим дискурсом. Изучение вопросов о появлении и функционировании медиа-политических неологизмов представляет огромный интерес по причине возрастающей роли средств массовой информации как посредника между властью и обществом и как средства формирования политической культуры.
Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена потребностью в изучении новой лексики и способов её образования как средств отражающих изменения, происходящих в современном мире.
Теоретической базой исследования являются работы Е. В. Сенько Г. Я. Солганика, Т. А. ван Дейка, В. В. Лопатина, Ю. А. Зацного, О. Мартинцовой, характеризующие неологизацию и основные подходы в её исследовании, Н. Д. Арутюновой, Е. И. Шейгал, В. И. Карасика, посвященные изучению дискурса и особенностей медиа-политического дискурса, Р. А. Будагова, Т.
А. Расторгуева, С. Я. Гельберга, описывающие роль экстралингвистических факторов в обогащении и развитии языка.
Источниками исследовательского материала явились современные крупнейшие англоязычные печатные издания как «The Guardian», «The New York Times», «The Washington Post», новостная служба «BBC News» и российский международный многоязычный информационный телеканал «RT» (Russia Today).
Объектом данной работы послужили неологизмы английского языка в медиа-политическом дискурсе.
Предметной областью исследования является медиа-политический дискурс английского языка.
Цель исследования - определить наиболее продуктивные способы образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка и выявить экстралингвистические факторы, оказавшие влияние на их образование в 2016-ом году.
В процессе выполнения данной работы ставились следующие задачи:
• раскрыть теоретические аспекты образования неологизмов в современном английском языке;
• уточнить понятие дискурс и определить основные признаки медиаполитического дискурса;
• изучить влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в английском языке;
• выявить наиболее продуктивные способы образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка и их переводы на русский язык;
• разработать задания для урока по английскому языку для апробации избранной темы в СОШ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы (методы теоретического
анализа научной литературы, наблюдения, синтеза и умозаключения), метод частичной выборки, функциональный анализ, метод лексикографического описания, интерпретационно-описательные методы (таблицы, диаграммы).
Научная новизна работы заключается в том, что в работе предпринята попытка структурного анализа неологизмов в современном медиаполитическом дискурсе английского языка под влиянием соответствующих экстралингвистических факторов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней раскрыты теоретические аспекты образования неологизмов в современном английском языке и основные подходы в их изучении, уточнено понятие дискурс и определены основные признаки медиа-политического дискурса, изучено влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в английском языке, представлено исследование влияния внеязыковых факторов на образование политических неологизмов в современном английском языке и выявлены наиболее продуктивные способы образования данных неологизмов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала и результатов исследования при работе в области лексикографии и при дальнейшем изучении проблем неологии, а также на практических занятиях английского языка.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы и приложение. Во введении раскрыта актуальность исследования, определены предметная область и объект работы, поставлены цель и задачи, освещаются методы и история вопроса, описаны материалы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и структура исследовательской работы. Первая глава «Теоретические аспекты изучения неологизмов в медиа-политическом дискурсе» раскрывает понятие неологизма и дискурса и дает их общую характеристику и основные признаки. Также в этой главе рассматриваются экстралингвистические факторы и их влияние на развитие английского языка. Во второй главе «Функционирование неологизмов в медиа-политическом дискурсе» проводится структурный анализ образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка. Каждая глава сопровождается выводами. В заключении показаны основные результаты исследования. Список использованной литературы включает в себя 51 источник. В приложении представлены задания по избранной теме для урока по английскому языку.
Апробация работы. Материалы данной работы были освещены в докладе и тезисах на тему «Влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в медиа-политическом дискурсе» на IV международной студенческой научно-практической конференции «Русский язык в ХХ! веке: исследования молодых» в Астане, на тему«Продуктивные способы образования неологизмов в современном медиа-политическом дискурсе английского языка» на III Республиканской студенческой научнопрактической конференции «Современная молодежь и духовные ценности народов России» в Казанском исламском университете, на тему «Словосложение и сращение как основные способы образования неологизмов в медиа-политическом дискурсе (на материале английского языка)» на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в 2017 году. Также данная работа стала победителем в номинации «Актуальное исследование неологизмов в современном английском языке» конкурса на лучшую научную работу студентов КФУ по социогуманитарному направлению.
Итак, в данной работе мы раскрыли теоретические аспекты образования неологизмов в современном английском языке. Неологизм - это новое слово или языковое новшество (оборот речи), появившееся в языке. Причины появления неологизмов напрямую связаны с экстралингвистическими факторами. Признаком неологизма является абсолютная новизна слова для большинства носителей языка. Слово является неологизмом очень непродолжительное время. Как только слово начинает активно употребляться, оно теряет признак новизны и становится общеупотребительным. Таким образом, понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну. Наиболее частыми способами образования неологизмов являются: аффиксальный способ, словосложение, конверсия, сокращение (аббревиатуры, акронимы, усечения и сращения) и обратная деривация.
Стоит также отметить, что проблематика неологизмов является актуальным вопросом современной лингвистики. На сегодняшний день в ней существует множество различных подходов исследования новых слов. Например, выделяются такие подходы, как синхронический и диахронический, ономасиологический и семантический, генетический и функциональный. Функциональный подход также может включать в себя функционирование неологизмов на уровне языка и на уровне речи и с этой точки зрения классифицируются их разнообразные функции. Особому вниманию подвергается и перевод неологизмов, так как в связи с особенностями перевода новых слов, специалисты сталкиваются с некоторыми трудностями при работе с ними. Так, выделяются четыре основных переводческих приема: транскрипция, транслитерация,
калькирование и описательный перевод.
В нашем исследовании мы ограничились образованием неологизмов именно в медиа-политическом дискурсе. Мы рассмотрели понятие дискурс и определили основные признаки медиа-политического дискурса. Дискурс - это речь, которая несет в себе определенную информацию, мнение и позицию говорящего по отношению к определенному объекту или ситуации общения. Что касается медиа-политического дискурса, он занимает особое место в жанровой классификации дискурсов, поскольку отличается масштабным охватом аудитории и своим воздействующим потенциалом. Именно благодаря данному виду дискурса осуществляется ежедневное общение политиков с массами и формируется общественное мнение. Интертекстуальность и временной фактор отличают медиа-политический дискурс от других жанров внутри политического дискурса.
Далее в данной работе было изучено влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в английском языке. Мы определили, что факторы, вызывающие изменения в языке, условно делят на две группы: экстралингвистические и лингвистические. Под экстралингвистическими факторами ученые понимают те явления внеязыковой действительности, в которых протекает непосредственное речевое общение и под влиянием которых происходят изменения в языке, то есть они связаны с социальными изменениями в обществе. Под лингвистическими факторами они описывают факторы, непосредственно связанные с процессами, происходящими внутри системы самого языка как, например, изменение семантической структуры слова или её стилистической принадлежности. Основными экстралингвистическими факторами являются: развитие науки и общества, смена социо-политических реалий, изменение образа жизни и развитие экономики. Другие экстралингвистические факторы - это: влияние культуры одного народа на культуру другого народа (в результате чего образуются заимствования), стандартизация и упрощение языка (высокий уровень сокращений в языке), стремление к образному высказыванию (эвфемизмы) и многие другие. Все эти факторы зачастую вызывают потребность в наименовании или специализации нового понятия или предмета, что отражается в виде огромного числа неологизмов.
В практической части данной исследовательской работы мы исследовали какие именно экстралингвистические факторы оказали наибольшее влияние на образование неологизмов в медиа-политическом дискурсе. В результате нам удалось выяснить, что из выбранных нами политических событий 2016-го года, именно президентские выборы в США оказались самыми продуктивными с точки зрения образования неологизмов - 50,9 %.
Также в результате нашего практического исследования мы классифицировали выявленные нами политические неологизмы в соответствии со способами их словообразования и таким образом выявили наиболее продуктивные способы образования политических неологизмов в современном английском языке: аффиксация, словосложение и сращение. Так, можно сделать вывод, что данные способы словообразования являются наиболее продуктивными на сегодняшний день. Наиболее продуктивным способом образования политических неологизмов среди них оказался аффиксальный метод - 57,9 %.
В данной работе нам также удалось обнаружить, что создание новых слов может быть многоступенчатым, то есть словообразование проходит не в один, а в два или даже более этапов. Более того, такое многоступенчатое словообразование является весьма продуктивным (от 1-го неологизма было образовано 5 однокоренных).
Плюс ко всему, в результате нашего исследования мы обнаружили, что практически все англоязычные неологизмы находят эквиваленты в российском СМИ и практически все они переводятся на русский язык методом транскрибирования (передача русскими буквами звуков английского языка). Более того, необходимо отметить, что больше всего эквивалентов в русском языке находят неологизмы, образованные именно методом сращения - 71, 4 %.
Итак, мы видим, что экстралингвистические факторы довольно сильно влияют на лексический состав языка, а именно способствуют пополнению и обновлению лексики. Также хотелось бы отметить, что данное исследование доказывает высокую продуктивность таких способов словообразования как сращение и словосложение. Продуктивность именно этих способов образования новых слов отражает тенденцию к рационализации языка и к экономии языковых усилий на современном этапе развития общества. Таким образом, важность исследования заключается в том, что оно доказывает существенное влияние экстралингвистических факторов на развитие современного английского языка.
Стоит также отметить, что проблематика неологизмов является актуальным вопросом современной лингвистики. На сегодняшний день в ней существует множество различных подходов исследования новых слов. Например, выделяются такие подходы, как синхронический и диахронический, ономасиологический и семантический, генетический и функциональный. Функциональный подход также может включать в себя функционирование неологизмов на уровне языка и на уровне речи и с этой точки зрения классифицируются их разнообразные функции. Особому вниманию подвергается и перевод неологизмов, так как в связи с особенностями перевода новых слов, специалисты сталкиваются с некоторыми трудностями при работе с ними. Так, выделяются четыре основных переводческих приема: транскрипция, транслитерация,
калькирование и описательный перевод.
В нашем исследовании мы ограничились образованием неологизмов именно в медиа-политическом дискурсе. Мы рассмотрели понятие дискурс и определили основные признаки медиа-политического дискурса. Дискурс - это речь, которая несет в себе определенную информацию, мнение и позицию говорящего по отношению к определенному объекту или ситуации общения. Что касается медиа-политического дискурса, он занимает особое место в жанровой классификации дискурсов, поскольку отличается масштабным охватом аудитории и своим воздействующим потенциалом. Именно благодаря данному виду дискурса осуществляется ежедневное общение политиков с массами и формируется общественное мнение. Интертекстуальность и временной фактор отличают медиа-политический дискурс от других жанров внутри политического дискурса.
Далее в данной работе было изучено влияние экстралингвистических факторов на образование неологизмов в английском языке. Мы определили, что факторы, вызывающие изменения в языке, условно делят на две группы: экстралингвистические и лингвистические. Под экстралингвистическими факторами ученые понимают те явления внеязыковой действительности, в которых протекает непосредственное речевое общение и под влиянием которых происходят изменения в языке, то есть они связаны с социальными изменениями в обществе. Под лингвистическими факторами они описывают факторы, непосредственно связанные с процессами, происходящими внутри системы самого языка как, например, изменение семантической структуры слова или её стилистической принадлежности. Основными экстралингвистическими факторами являются: развитие науки и общества, смена социо-политических реалий, изменение образа жизни и развитие экономики. Другие экстралингвистические факторы - это: влияние культуры одного народа на культуру другого народа (в результате чего образуются заимствования), стандартизация и упрощение языка (высокий уровень сокращений в языке), стремление к образному высказыванию (эвфемизмы) и многие другие. Все эти факторы зачастую вызывают потребность в наименовании или специализации нового понятия или предмета, что отражается в виде огромного числа неологизмов.
В практической части данной исследовательской работы мы исследовали какие именно экстралингвистические факторы оказали наибольшее влияние на образование неологизмов в медиа-политическом дискурсе. В результате нам удалось выяснить, что из выбранных нами политических событий 2016-го года, именно президентские выборы в США оказались самыми продуктивными с точки зрения образования неологизмов - 50,9 %.
Также в результате нашего практического исследования мы классифицировали выявленные нами политические неологизмы в соответствии со способами их словообразования и таким образом выявили наиболее продуктивные способы образования политических неологизмов в современном английском языке: аффиксация, словосложение и сращение. Так, можно сделать вывод, что данные способы словообразования являются наиболее продуктивными на сегодняшний день. Наиболее продуктивным способом образования политических неологизмов среди них оказался аффиксальный метод - 57,9 %.
В данной работе нам также удалось обнаружить, что создание новых слов может быть многоступенчатым, то есть словообразование проходит не в один, а в два или даже более этапов. Более того, такое многоступенчатое словообразование является весьма продуктивным (от 1-го неологизма было образовано 5 однокоренных).
Плюс ко всему, в результате нашего исследования мы обнаружили, что практически все англоязычные неологизмы находят эквиваленты в российском СМИ и практически все они переводятся на русский язык методом транскрибирования (передача русскими буквами звуков английского языка). Более того, необходимо отметить, что больше всего эквивалентов в русском языке находят неологизмы, образованные именно методом сращения - 71, 4 %.
Итак, мы видим, что экстралингвистические факторы довольно сильно влияют на лексический состав языка, а именно способствуют пополнению и обновлению лексики. Также хотелось бы отметить, что данное исследование доказывает высокую продуктивность таких способов словообразования как сращение и словосложение. Продуктивность именно этих способов образования новых слов отражает тенденцию к рационализации языка и к экономии языковых усилий на современном этапе развития общества. Таким образом, важность исследования заключается в том, что оно доказывает существенное влияние экстралингвистических факторов на развитие современного английского языка.



