Кочевники восточноевропейских степей в IX - начале XIII вв.: разработка урока истории в школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Появление печенегов в степях Восточной Европы 11
§ 1. Происхождение и расселение печенежских племен 11
§ 2. Памятники печенегов на территории Восточной Европе 18
ГЛАВА II. Торки в Восточной Европе 22
§ 1. Взгляды на происхождение торков 22
§ 2. Археологические памятники торков 27
ГЛАВА III. Кыпчаки в Восточной Европе 30
§ 1. История происхождения и расселения кыпчаков 30
§ 2. Основные памятники кыпчаков 37
ГЛАВА IV. Разработка урока истории в школе на тему «Кочевники
восточноевропейских степей в IX - XIII вв.» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА I. Появление печенегов в степях Восточной Европы 11
§ 1. Происхождение и расселение печенежских племен 11
§ 2. Памятники печенегов на территории Восточной Европе 18
ГЛАВА II. Торки в Восточной Европе 22
§ 1. Взгляды на происхождение торков 22
§ 2. Археологические памятники торков 27
ГЛАВА III. Кыпчаки в Восточной Европе 30
§ 1. История происхождения и расселения кыпчаков 30
§ 2. Основные памятники кыпчаков 37
ГЛАВА IV. Разработка урока истории в школе на тему «Кочевники
восточноевропейских степей в IX - XIII вв.» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Всю южную периферию большой Волго-Уральской области занимают степи и полупустыни, составляющие часть Великого пояса степей Евразии, и издревле ставшие местом формирования и расселения многочисленных народов, использовавших подвижные формы скотоводства, первоначально, индоиранских, а позднее - тюркоязычных и монголоязычных.
Евразийское пространство России и соседних стран было территорией формирования многих крупных средневековых этносов и этнических групп со своими антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и с письменностью, своей спецификой хозяйства и укладом жизни. Среди них наиболее крупнми были торки, печенеги и половцы. В большинстве своем они переживали период образования государственности, сопровождавшийся военными столкновениями, захватами земель, оформлением власти. В настоящее время на громадной территории восточноевропейской степи от приуральских и заволжских степей до Северного Кавказа, Приднепровья и далее до Приднестровья-Побужья известно уже около 2000 погребений XI-XIII вв., относимых исследователями к печенежским, гузским и половецким (кыпчакским), но затем постепенно ассимилировались и исчезли.
В настоящее время, когда в Росии усиливается тенденции к пересмотру своей идентичности и переоценки «восточной» составляющей истории государства и народа, данная работа имеет большую актуальность.
Объектом исследовательской работы является изучение этнополитической истории восточноевропейских степей в эпоху средневековья в школьном курсе по истории России.
Предмет исследования - формы и методы обучения в школе процессов расселения объединений кочевников в восточноевропейских степях в VIII - в нач. XIII вв.
Источниковую базу дипломной работы составили сообщения средневековых арабо-персидских географов, древнерусских летописей и византийских хроников.
В «Книге путей и стран» Ибн Хордадбеха имеются данные о восточноевропейских территориях, гидронимах, торговых путях.
Часть сохранившегося раздела книги Ибн Русте «Китаб ал-а‘лак ан- нафиса» содержит самые ранние в арабской географической литературе сведения о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах, русах, а также о печенежских землях.
Одним из арабских классических географов описавших историю
Северного Кавказа является Ибн ал-Факих. Именно он дает подробное описание комплектации хазарского войска, информацию о составе населения о повинностях и другие факты о Хазпрском каганате.
Помимо известных материалов из сочинений других авторов, ал Марвази приводит оригинальные известия о печенегах и кыпчаках. Упоминает об основных занятиях, социальном положении и внешней политике печенегов. Так же Ибн-Фадлан оставляет ценнейшие сведения о быте, культуре огузов, упоминает в своем сочинении и о печенегах.
Уникальный источник информации по средневековой истории тюркоязычных кочевников Восточной Европы представляют русские летописи. Так в Лаврентьевской летописи упоминаются печенеги, торки и половцы, их взаимоотношения с Русским государством.
Другим важнейшим источником является сведения византийского императора Константина Багрянародного , который в своей работе дает подробный анализ структуры печенежского общества. Где он не только перечисляет названия печенежских племен, но и определяет их месторасположение, разделяя на восточную и западную части.
В монографии В.А. Иванова, Г.Н. Гарустовича и Я.В. Пилипчука на основании комплексного анализа археологических и письменных источников рассматривается этнокультурная и этнополитическая история кочевников эпохи средневековья - огузов, печенегов, кыпчаков, половцев - в течение X - XIV вв., последовательно заселявших степи Заволжья и Южного Приуралья.
В другой монографии В.А. Иванова и Г.Н. Гарустовича рассматривается теория происхождения и расселения печенегов и огузов, их взаимоотношения с соседями. Авторы опираются на источники арабского и русского происхождения.
Книга Г.Н. Гарустовича, А.И. Ракушина, А.Ф. Яминова посвящена характеристике археологических источников по истории тюркоязычных кочевников - огузов, печенегов, половцев и кыпчаков конца IX - начала XV вв. Нижневолжского региона. Значительное место в работе уделено введению в научный оборот материалов из курганов, исследованных П.С. Рыковым, П.Д. Рау, Н.К. Арзютовым, А.А. Кротковым, Б.В. Зайковским.
О происхождении, расселении печенегов и торков говорится в статье В. Иванова . Исследователь опирается на сведения древнетюркских рунических памятников первой половины VIII века и сочинения, средневековых арабоперсидских авторов. Также дается характеристика внешнеполитическим связям печенегов и торков, печенегов и русских.
Работа С.А. Плетневой1 посвящена выявлению и исследованию закономерностей социально-экономических отношений кочевников. Автор опирается на сочинения средневековых писателей, историков и путешественников.
Многие народы давно перестали существовать как самостоятельные этнические образования, а их названия дошли до нас как «преданья старины глубокой» - в летописях упоминается о деяниях этих народов, а земля сохранила бесценные памятники их культуры. Желание воссоздать исторический контекст и природные условия, в которых происходила жизнь этих этнических образований, побудило С.А. Плетневу создать ряд материалов, посвященных половцам и печенегам.
В исследовании С.А. Плетневой «Половцы» посвящена истории одного из самых известных и сильных тюркоязычных этносов эпохи средневековья - половцам. Автор рассматривает письменные источники и археологические материалы об этом этническом образовании, поднимает и нередко по-новому решает многие вопросы происхождения, экономических и общественных отношений, мировоззрения и политической истории этого народа.
В монография С.А. Плетневой о половецких каменных статуях собраны сведения о 1323 изваяниях и около 300 статуй. Всестороннее исследование половецких изваяний позволило автору создать типологические и эволюционные ряды изваяний, а также сделать исторические выводы о передвижении половцев по восточноевропейским степям.
Монография Д. М. Исхакова и И. Л.Измайлова является комплексным изложением основных этапов этногенеза и этнополитической истории татарского народа в период с III по XVI вв. В работе предлагается предыстория татарского этноса и образование основных этнических компонентов татар - печенегов, торков и кыпчаков.
Происхождение кыпчаков рассматривается в работе С. Кляшторного . Ученый, опираясь на многочисленные источники разновременного происхождения, пытается объяснить происхождение этнонима «кыпчаки».
Информация о Кимакском каганате и формировании кыпчакской этнической общности содержится в статье Булата Кумекова . В другой статье рассматривается хозяйство, общественный строй и племенной состав кыпчаков.
О переселении кыпчаков в Восточную Европу детально говорится в статье В. Иванова.
Статья Е.В. Круглова посвящена переоценке роли и места огузов и печенегов в этнической карте степей Восточной Европы во второй половине IX - первой половине XI вв. Основной вывод автора состоит в том, что сложились условия для пересмотра известного положения С.А. Плетневой о том, что огузы сыграли в южнорусских степях менее значительную роль, чем печенеги.
В статье Е.С. Галкиной дается этимология происхождения печенегов и половцев. Также автор рассматривает тему «Кочевники средневековья» в контексте школьной программе.
В работе Г. А. Фёдоров-Давыдов учтены более тысячи комплексов из погребений кочевников X-XIV вв., материал из поселений, имеющий отношение к кочевым племенам Восточной Европы этого времени, и более 200 каменных изваяний половцев. Затрагиваются вопросы этногенеза, который протекал главным образом в степях Азии, и антропологии печенегов, торков и половцев.
Статьи сборника «Тюркские племена и государства Евразии в древности и в средние века» являются продолжением осмысления историками феномена кочевой цивилизации, межкультурных контактов на просторах Евразии с соседними народами. С учетом глобальности заявленной темы сборника, авторы рассматривают историю тюрков- кочевников в отдельно взятом регионе или по конкретной проблематике.
Другой, аналогичный сборник посвящен древностям степной и лесостепной зоны Восточной Европы: салтово-маяцкой культуре,
памятникам торков, половцев, ранних славян и других народов.
Целью дипломной работы является анализ процесса расселения тюркских кочевников в восточноевропейских степях в IX - XIII вв.
Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:
1) рассмотреть появление, расселение и основные археологические памятники печенежских племен;
2) описать появление и расселение торков (огузов);
3) показать своеобразие кыпчакских племен;
4) охарактеризовать археологические памятники торков и кыпчаков;
5) рассмотреть, как отражена тема «Кочевники восточноевропейских степей в IX - XIII вв.» в школьной программе.
Территориальные рамки исследования ограничены степными пространствами Восточной Европы - от Северо-Западного Причерноморья до Волго-Уральского междуречья в широтном направлении и от пограничья зоны лесостепи и степи до Предкавказья - в меридиональном.
Хронологические рамки работы охватывают IX - XIII века. Выбранная нижняя граница обоснована необходимостью рассмотреть происхождение и расселение трех основных кочевых групп - печенегов, торков, половцев. Верхняя хронологическая граница обоснована тем, что с середины XIII в. обширные степные просторы вошли в состав Улуса Джучи - Золотой Орды.
Научная новизна работы состоит в попытке комплексного изучения существовавших на территории Восточной Европы печенегов, торков и кыпчаков на основе обобщения доступных источников и литературы.
Практическая значимость заключается в том, что основные выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут служить базой для написания исследовательских работ, могут быть использованы в учебном процессе, а так же на практике в школе.
Для написания квалификационной работы были использованы метод историко-сравнительный и метод исторической реконструкции. При помощи историко-сравнительного метода в рамках нашего исследования, мы сравниваем сходства и различия между племенами кочевников. При помощи метода исторической реконструкции, мы глубже изучили основные памятники кочевников на территории восточноевропейских степей, рассмотрели происхождение печенегов, торков и кыпчаков, благодаря привлеченному кругу источников.
Рабочая гипотеза: изучение кочевников населяющих восточноевропейскую степь в XI - нач. XIII вв. в школьном курсе будет способствовать формированию познавательной деятельности учащихся.
Структура дипломной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Евразийское пространство России и соседних стран было территорией формирования многих крупных средневековых этносов и этнических групп со своими антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и с письменностью, своей спецификой хозяйства и укладом жизни. Среди них наиболее крупнми были торки, печенеги и половцы. В большинстве своем они переживали период образования государственности, сопровождавшийся военными столкновениями, захватами земель, оформлением власти. В настоящее время на громадной территории восточноевропейской степи от приуральских и заволжских степей до Северного Кавказа, Приднепровья и далее до Приднестровья-Побужья известно уже около 2000 погребений XI-XIII вв., относимых исследователями к печенежским, гузским и половецким (кыпчакским), но затем постепенно ассимилировались и исчезли.
В настоящее время, когда в Росии усиливается тенденции к пересмотру своей идентичности и переоценки «восточной» составляющей истории государства и народа, данная работа имеет большую актуальность.
Объектом исследовательской работы является изучение этнополитической истории восточноевропейских степей в эпоху средневековья в школьном курсе по истории России.
Предмет исследования - формы и методы обучения в школе процессов расселения объединений кочевников в восточноевропейских степях в VIII - в нач. XIII вв.
Источниковую базу дипломной работы составили сообщения средневековых арабо-персидских географов, древнерусских летописей и византийских хроников.
В «Книге путей и стран» Ибн Хордадбеха имеются данные о восточноевропейских территориях, гидронимах, торговых путях.
Часть сохранившегося раздела книги Ибн Русте «Китаб ал-а‘лак ан- нафиса» содержит самые ранние в арабской географической литературе сведения о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах, русах, а также о печенежских землях.
Одним из арабских классических географов описавших историю
Северного Кавказа является Ибн ал-Факих. Именно он дает подробное описание комплектации хазарского войска, информацию о составе населения о повинностях и другие факты о Хазпрском каганате.
Помимо известных материалов из сочинений других авторов, ал Марвази приводит оригинальные известия о печенегах и кыпчаках. Упоминает об основных занятиях, социальном положении и внешней политике печенегов. Так же Ибн-Фадлан оставляет ценнейшие сведения о быте, культуре огузов, упоминает в своем сочинении и о печенегах.
Уникальный источник информации по средневековой истории тюркоязычных кочевников Восточной Европы представляют русские летописи. Так в Лаврентьевской летописи упоминаются печенеги, торки и половцы, их взаимоотношения с Русским государством.
Другим важнейшим источником является сведения византийского императора Константина Багрянародного , который в своей работе дает подробный анализ структуры печенежского общества. Где он не только перечисляет названия печенежских племен, но и определяет их месторасположение, разделяя на восточную и западную части.
В монографии В.А. Иванова, Г.Н. Гарустовича и Я.В. Пилипчука на основании комплексного анализа археологических и письменных источников рассматривается этнокультурная и этнополитическая история кочевников эпохи средневековья - огузов, печенегов, кыпчаков, половцев - в течение X - XIV вв., последовательно заселявших степи Заволжья и Южного Приуралья.
В другой монографии В.А. Иванова и Г.Н. Гарустовича рассматривается теория происхождения и расселения печенегов и огузов, их взаимоотношения с соседями. Авторы опираются на источники арабского и русского происхождения.
Книга Г.Н. Гарустовича, А.И. Ракушина, А.Ф. Яминова посвящена характеристике археологических источников по истории тюркоязычных кочевников - огузов, печенегов, половцев и кыпчаков конца IX - начала XV вв. Нижневолжского региона. Значительное место в работе уделено введению в научный оборот материалов из курганов, исследованных П.С. Рыковым, П.Д. Рау, Н.К. Арзютовым, А.А. Кротковым, Б.В. Зайковским.
О происхождении, расселении печенегов и торков говорится в статье В. Иванова . Исследователь опирается на сведения древнетюркских рунических памятников первой половины VIII века и сочинения, средневековых арабоперсидских авторов. Также дается характеристика внешнеполитическим связям печенегов и торков, печенегов и русских.
Работа С.А. Плетневой1 посвящена выявлению и исследованию закономерностей социально-экономических отношений кочевников. Автор опирается на сочинения средневековых писателей, историков и путешественников.
Многие народы давно перестали существовать как самостоятельные этнические образования, а их названия дошли до нас как «преданья старины глубокой» - в летописях упоминается о деяниях этих народов, а земля сохранила бесценные памятники их культуры. Желание воссоздать исторический контекст и природные условия, в которых происходила жизнь этих этнических образований, побудило С.А. Плетневу создать ряд материалов, посвященных половцам и печенегам.
В исследовании С.А. Плетневой «Половцы» посвящена истории одного из самых известных и сильных тюркоязычных этносов эпохи средневековья - половцам. Автор рассматривает письменные источники и археологические материалы об этом этническом образовании, поднимает и нередко по-новому решает многие вопросы происхождения, экономических и общественных отношений, мировоззрения и политической истории этого народа.
В монография С.А. Плетневой о половецких каменных статуях собраны сведения о 1323 изваяниях и около 300 статуй. Всестороннее исследование половецких изваяний позволило автору создать типологические и эволюционные ряды изваяний, а также сделать исторические выводы о передвижении половцев по восточноевропейским степям.
Монография Д. М. Исхакова и И. Л.Измайлова является комплексным изложением основных этапов этногенеза и этнополитической истории татарского народа в период с III по XVI вв. В работе предлагается предыстория татарского этноса и образование основных этнических компонентов татар - печенегов, торков и кыпчаков.
Происхождение кыпчаков рассматривается в работе С. Кляшторного . Ученый, опираясь на многочисленные источники разновременного происхождения, пытается объяснить происхождение этнонима «кыпчаки».
Информация о Кимакском каганате и формировании кыпчакской этнической общности содержится в статье Булата Кумекова . В другой статье рассматривается хозяйство, общественный строй и племенной состав кыпчаков.
О переселении кыпчаков в Восточную Европу детально говорится в статье В. Иванова.
Статья Е.В. Круглова посвящена переоценке роли и места огузов и печенегов в этнической карте степей Восточной Европы во второй половине IX - первой половине XI вв. Основной вывод автора состоит в том, что сложились условия для пересмотра известного положения С.А. Плетневой о том, что огузы сыграли в южнорусских степях менее значительную роль, чем печенеги.
В статье Е.С. Галкиной дается этимология происхождения печенегов и половцев. Также автор рассматривает тему «Кочевники средневековья» в контексте школьной программе.
В работе Г. А. Фёдоров-Давыдов учтены более тысячи комплексов из погребений кочевников X-XIV вв., материал из поселений, имеющий отношение к кочевым племенам Восточной Европы этого времени, и более 200 каменных изваяний половцев. Затрагиваются вопросы этногенеза, который протекал главным образом в степях Азии, и антропологии печенегов, торков и половцев.
Статьи сборника «Тюркские племена и государства Евразии в древности и в средние века» являются продолжением осмысления историками феномена кочевой цивилизации, межкультурных контактов на просторах Евразии с соседними народами. С учетом глобальности заявленной темы сборника, авторы рассматривают историю тюрков- кочевников в отдельно взятом регионе или по конкретной проблематике.
Другой, аналогичный сборник посвящен древностям степной и лесостепной зоны Восточной Европы: салтово-маяцкой культуре,
памятникам торков, половцев, ранних славян и других народов.
Целью дипломной работы является анализ процесса расселения тюркских кочевников в восточноевропейских степях в IX - XIII вв.
Поставленная цель достигнута путем решения следующих задач:
1) рассмотреть появление, расселение и основные археологические памятники печенежских племен;
2) описать появление и расселение торков (огузов);
3) показать своеобразие кыпчакских племен;
4) охарактеризовать археологические памятники торков и кыпчаков;
5) рассмотреть, как отражена тема «Кочевники восточноевропейских степей в IX - XIII вв.» в школьной программе.
Территориальные рамки исследования ограничены степными пространствами Восточной Европы - от Северо-Западного Причерноморья до Волго-Уральского междуречья в широтном направлении и от пограничья зоны лесостепи и степи до Предкавказья - в меридиональном.
Хронологические рамки работы охватывают IX - XIII века. Выбранная нижняя граница обоснована необходимостью рассмотреть происхождение и расселение трех основных кочевых групп - печенегов, торков, половцев. Верхняя хронологическая граница обоснована тем, что с середины XIII в. обширные степные просторы вошли в состав Улуса Джучи - Золотой Орды.
Научная новизна работы состоит в попытке комплексного изучения существовавших на территории Восточной Европы печенегов, торков и кыпчаков на основе обобщения доступных источников и литературы.
Практическая значимость заключается в том, что основные выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут служить базой для написания исследовательских работ, могут быть использованы в учебном процессе, а так же на практике в школе.
Для написания квалификационной работы были использованы метод историко-сравнительный и метод исторической реконструкции. При помощи историко-сравнительного метода в рамках нашего исследования, мы сравниваем сходства и различия между племенами кочевников. При помощи метода исторической реконструкции, мы глубже изучили основные памятники кочевников на территории восточноевропейских степей, рассмотрели происхождение печенегов, торков и кыпчаков, благодаря привлеченному кругу источников.
Рабочая гипотеза: изучение кочевников населяющих восточноевропейскую степь в XI - нач. XIII вв. в школьном курсе будет способствовать формированию познавательной деятельности учащихся.
Структура дипломной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Опираясь на письменные и археологические источники, был дан анализ происхождению и расселению печенежских, огузских и кыпчакских племен. Разбирая печенежские и огузские памятники, следует отметить, что расселение их между Доном и Уралом доказывается не только письменными, но и археологическими данными. Множество курганов найденных в Волго - Донском междуречье, доказывают данные арабских авторов. И археологические и письменные источники дают нам основание говорить о наличии в X-XI вв. к востоку и к западу от Волги о двух этнических образований огузов и печенегов. Печенеги, ушедшие в результате огузо- печенежских войн конца 1Хв. на запад, установили этнокультурную доминанту к западу и к востоку от Волги. Будучи соседями Хазарского каганата, Волжской Болгарии и Руси и других стран, в силу своей многочисленности и военно-политической активности сохранили, практически, в целостности свой этнокультурный облик во всех превратностях военно-политической истории XI-XII вв.
Иной путь прошли огузы (торки), которые будучи будучи изгнанными в Европу половецко-кыпчакскими нашествиями, которые потом потерпели поражение от Византии и после не смогли обрести там своего места, растворились в печенежской среде, оставив только свое имя на страницах русских летописей.
В свою очередь, в погребальном обряде рассматриваемых народов, можно выделить следующие особенности:
Огузы - два погребения под одной курганной насыпью 21, помещение конской шкуры над человеком на засыпи или перекрытии, наличие в составе инвентаря уздечного украшения бляхи-решмы, подвесок-копоушек, птицевидных подвесок, перстня.
Печенеги - конская шкура, уложенная на дно могилы слева от человека, и наличие в составе инвентаря костяных подпружных пряжек.
Половцы/кыпчаки - целый остов коня, лежащий справа от человека, восточная и юго-восточная ориентировка погребенных, относительно частая встречаемость доспехов (шлем, кольчуга) в составе инвентаря, лазуритовые подвески, гривна (чаще разогнутая), костяное навершие нагайки.
На рассмотрение возникновения и расселение печенегов, торков и кыпчаков отводится всего один урок, что не позволяет полностью раскрыть основные вопросы данной темы. Поэтому желательно изучение темы «Кочевники восточноевропейских степей в IX - XIII вв.» начать на уроках по истории России и продолжить на уроках по истории Татарстана. При этом необходимо использовать не только традиционную форму урока, но и нетрадиционные формы, такие как урок-путешествие, урок-семинар и т.д. Это позволит рассмотреть влияние кочевников на историю всего народа на территории нашей страны.
Иной путь прошли огузы (торки), которые будучи будучи изгнанными в Европу половецко-кыпчакскими нашествиями, которые потом потерпели поражение от Византии и после не смогли обрести там своего места, растворились в печенежской среде, оставив только свое имя на страницах русских летописей.
В свою очередь, в погребальном обряде рассматриваемых народов, можно выделить следующие особенности:
Огузы - два погребения под одной курганной насыпью 21, помещение конской шкуры над человеком на засыпи или перекрытии, наличие в составе инвентаря уздечного украшения бляхи-решмы, подвесок-копоушек, птицевидных подвесок, перстня.
Печенеги - конская шкура, уложенная на дно могилы слева от человека, и наличие в составе инвентаря костяных подпружных пряжек.
Половцы/кыпчаки - целый остов коня, лежащий справа от человека, восточная и юго-восточная ориентировка погребенных, относительно частая встречаемость доспехов (шлем, кольчуга) в составе инвентаря, лазуритовые подвески, гривна (чаще разогнутая), костяное навершие нагайки.
На рассмотрение возникновения и расселение печенегов, торков и кыпчаков отводится всего один урок, что не позволяет полностью раскрыть основные вопросы данной темы. Поэтому желательно изучение темы «Кочевники восточноевропейских степей в IX - XIII вв.» начать на уроках по истории России и продолжить на уроках по истории Татарстана. При этом необходимо использовать не только традиционную форму урока, но и нетрадиционные формы, такие как урок-путешествие, урок-семинар и т.д. Это позволит рассмотреть влияние кочевников на историю всего народа на территории нашей страны.



