Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №63047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие «технического интеллекта» в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Признаки технического интеллекта 12
1.3. Возрастная динамика развития технического
интеллекта 19
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 35
Вывод по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Современное общество вступило в новый, информационный период развития глобальной цивилизации. Сложно себе представить жизнь современного человека без техноинтеллектуальных артефактов, что связанно со становлением в широком масштабе новых способов и форм деятельности, преобразованием общества (компьютерными технологиями, всемирной сетью Интернет, т. н. «виртуализацией реальности» и т. п.). На первый взгляд они дают возможность сделать нашу жизнь легче, удобней, в определенном смысле достойней, обеспечить экономическое процветание, способствовать научному прогрессу. Однако, происходящая постоянная технологизация не только в быту, но и на производстве, в том числе и в образовании, предъявляют все больше требований к практическому мышлению, высокому интеллекту и техническому интеллекту, в частности. Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, становится необходимой базой для современных школьников. Как происходит развитие технического интеллекта и какой промежуток времени обучения в школе может являться самым важным для его формирования мы и рассмотрим в данной работе.
Отечественные (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Д.Н.Дружинин) и зарубежные психологи (Ж.П.Пиаже, Т.Келли, Ч.Спирмен, Л. Терстоун) рассматривали интеллект как единую структуру взаимозависимых сил. И поэтому исследование технического интеллекта, исходя из этого положения, должно быть по возможности комплексным, охватывающим разные стороны интеллекта, разные функции. Однако, работ, осуществляющих такой подход по отношению к техническому интеллекту, недостаточно.
Достаточно большое количество исследований (И.С.Якиманской, Т.В.Кудрявцева, В.П.Захарова, Н.Д.Левитова, М.Г.Давлетшина) показали принципиально важную роль развития пространственно-образных компонентов мышления при формировании технического интеллекта. Поэтому в большинстве работ, посвященных изучению технического интеллекта, делается акцент на изучение именно этих функций.
Технический интеллект как сложное, многоуровневое образование остается во многом явлением неизученным. И понимание его природы, структуры, механизмов развития далеко от ясного и полного. Поэтому технический интеллект и сейчас, и в дальнейшем будет представлять интересное поле для психологических исследований.
Объект исследования учащиеся.
Предмет исследования технический интеллект младших школьников, подростков и старшеклассников.
Цель обосновать признаки и выявить возрастную динамику проявления технического интеллекта.
Для достижения цели исследования будут решаться следующие задачи:
1. Выявить характеристики технического интеллекта в трудах психологов;
2. Определить признаки технического интеллекта;
3. Рассмотреть развитие технического интеллекта в младшем школьном, подростковом и в старшем школьном возрасте;
4. Исследовать технический интеллект у младших школьников, у подростков и у старшеклассников;
5. Определить возрастную динамику развития технического интеллекта.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение и т.д.), изучение научной литературы, специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, тестовые опросы, методы математической обработки эмпирической информации t - Критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрены и обобщены признаки технического интеллекта у школьников, изучена возрастная динамика развития технического интеллекта. Анализирована различная литература по малоизученной теме, как развитие технического интеллекта.
Практическая значимость в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания технических дисциплин в частности, начертательной геометрии и технического черчения, также во внеурочной работе со школьниками с явными признаками развитой технической заинтересованностью. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в целях профориентации и профотбора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:
1. Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, становится необходимой базой для современных школьников.Технический интеллект как сложное, многоуровневое образование остается во многом явлением неизученным. И понимание его природы, структуры, механизмов развития далеко от ясного и полного. Но исследованиями структуры технического интеллекта занимались: В.П.Захаров, М.Г.Давлетшин, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, по его мнению, для технического интеллекта характерна практическая, а не теоретическая направленность, достаточно развитое пространственное воображение, способности к комбинированию, а иногда и способности умело действовать руками (мануальная ловкость). Таким образом, несмотря на некоторые различия в структуре технического интеллекта, предлагаемой разными авторами, все они подтверждают, что одной из важных составляющих технического интеллекта является пространственное воображение, а другой - взаимосвязь понятийно-логического и практического мышления, его оперативность. Последняя проявляется в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений. Зарубежные психологи к интеллекту причисляли компоненты свойственные техническому интеллекту, например к главным факторам Т. Келли причислял:
- действия с пространственными соотношениями;
- действия с числами;
- действия с вербальным материалом;
- память;
- скорость.
Разделяя мнения авторов о структуре технического интеллекта и технических способностях, отметим, что для развития технического интеллекта в процессе обучения школьников необходимо средствами любой дисциплины способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий, выполнения ими реальных проектов, развивающих способности к принятию решений в различных ситуациях, способностей к предвидению, прогнозированию, программированию и т.д.
2. Рассмотрев структуру технического интеллекта у разных авторов, нами были выделены наиболее часто встречающиеся: развитое пространственное мышление, способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, способность к оперированию пространственными образами, механическая понятливость, способность к комбинированию.
3. Для развития технического интеллекта в процессе обучения школьников необходимо способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий. В младшем школьном возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решение задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительно фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемами. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
В подростковом возрасте детям доступна графическая передача на плоскости трехмерности объекта, глубины пространства. В изобразительной деятельности развивается способность подростка к условной передаче пространства на плоскости, его моделированию (изготовление объемных геометрических фигур из бумаги и др ). Эти два способа моделирования пространства на плоскости и в пространстве способствуют формированию пространственных представлений учащихся.
С возрастом по мере накопления знаний, умений и навыков обогащается запас пространственных образов. Они становятся богаче по содержанию и динамичнее. Старшеклассники активно оперируют не только двух-, но и трехмерными образами. Они используют как плоские геометрические фигуры, так и объемные тела, их различные изображения.
С возрастом изменяется отношение к использованию наглядных опор при осуществлении требуемых пространственных преобразований.
4. В экспериментальной части нашей работы нами исследован технический интеллект младших школьников, подростков и старшеклассников. С возрастом результаты улучшаются. Более сензитивным периодом развития технического интеллекта отметим подростковый возраст, так как со старшеклассниками у них результаты сильно не отличаются.
5. Статистическая обработка показала наличие различий в
показателях технического интеллекта у разных возрастов. Отсюда вывод, что возрастная динамика развития технического интеллекта наблюдается и она положительная, тем самым подтвердили рабочую гипотезу.
Таким образом, цель работы достигнута, а поставленные задачи решены.



1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. - 303 с.
2. Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003.
3. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. М. Просвещение, 1964. 304 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
5. Андрюшина Т.В. Психологические условия и средства развития пространственного мышления личности автореф. дне. д-ра пед. наук Т.В. Андрюшина. Новосибирск, 2000. 25 с.
6. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 421с.
7. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 223с.
8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128с.
9. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия.//Вопросы психологии, 1964. № 6. С. 121 - 126.
10. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1991. 290 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: педагогическое общество России, 2003 г. - 245с.
12. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 2006. -104 с.
13. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
14. Давлетшин М.Д. Психология технических способностей:
Автореферат дис... докт. психол. наук. /ЛГУ, 1971.- 84 с.
15. Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей. //Психологическая наука и образование. 1996. №1. 20-30.
16. Далингер В.А. Методика формирования пространственных
представлений у учащихся при обучении геометрии. - Омск, 2004.¬95 с.
17. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. и др. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464с.
18. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1986. № 2., С. 56 - 66.
19. Каплунович И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1987. № 6., С. 115 -- 122.
20. Калмыкова З.И. Показатели развития пространственного мышления. М.: Знание, 1984. 136 с.
21. Карпенко В.Е. Методология философии в техноинтеллектуальном обществе: универсализм и герменевтический круг / В. Е. Карпенко, С.В. Кондратенко // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: материалы XXVI международной заочной научно-практической конференции (15 июля 2013 г.). Новосибирск: СибАК, 2013. — С. 101—112.
22. Когнитивная психология. /Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. М.: 2002. -480 с.
23. Козубовский В. М. Общая психология: личность. - Мн., 2008.—345
с.
24. Кременецкая И. Формирование пространственных представлений у младших школьников автореф. дис. кан. пед. наук И. Кременецкая, М.: 1999.-25 с.
25. Кудрявцев Т.В., Концевой Ю.А. К вопросу изучения структурных компонентов технического мышления //Вопросы психол., 1976. - № 1. - С. 55-64.
26. Левитов Н.Д.Психология труда ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР. М.: 1963 - 437с.
27. Линькова Н.П. К вопросу о развитии пространственного мышления / Н.П. Линькова. - М.: Просвещение, 1991. - 127с.
28. Ломов Б.Ф.Человек и техника: Очерки инженерной психологии / Б.Ф. Ломов - М.: Книга по Требованию, 2012. - 464 с.
29. Методика обучения геометрии /Под ред. В. А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 125 с.
30. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии
(практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115с.
31.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковкин, 1999. - 944с.
32. Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
33. Пиаже Ж. Структура интеллекта: Избр. психол. труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. С. 55 - 231.
34. Поддьяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 265с.
35. Поддъяков А.Н. Развитие комбинаторных способностей // Дошкольное воспитание, 2001, №10.
36. Подходова Н.С. Развитие пространственного мышления учащихся 5¬6 классов /Н.С. Подходова/ Математика в школе. 1997. 2. 2934.
37. Подходова Н.С, Формирование пространственных представлений младших школьников при изучении геометрического материала дис. канд. пед. наук Н.С. Подходова. СПб., 1992. - 152 с.
38. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций
старшеклассников Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. М.: Педагогика, 1989. 98 с.
39. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной профпригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А.Бодрова. - М.: ПЕР СЭ. 2003 - 768 с. С. 289-294.
40. Практическая психология: Учебник / Авторы: М. К. Тутушкина (введение, гл.1, 2, 3, ч.1; гл.1, 2, 3, ч. 2; гл.1, 2, ч. 4); В. А. Артемьева (гл. 3, ч. 1); С. А. Волков (гл. 2, ч. 3); О. Б. Годлиник (гл. 3, ч. 2; гл. 3, 5, ч. 3); М. А. Гулина (гл. 2, ч. 1; гл. 4, 5, ч. 4); Е. С. Ермак (гл. 2, ч. 1); И. М. Лущихина (гл. 2, ч. 1; гл. 6, ч. 3); Ю. И. Лобанова (гл. 2, ч. 1); В. П. Мальцев (гл. 2, ч. 2; гл. 3, ч. 4); Е. А. Соловьева (гл. 2, ч. 1, гл. 1, ч. 3); И. В. Троицкая (гл. 4, ч. 3). Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной — 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
41. Ридецкая О.Г., Психология одаренности. Учебно-практическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 374 с.
42. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000. - 720 с.
43. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста: прак. пособие / Н.Я Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
44. Сластенин В.А. Педагогика учеб. пособие под ред. В.А. Сластенина]. 2-е изд. М. Академия, 2003. 576 с.
45. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии учеб. пособие А.Г. Смирнов. М. Ин-т психотерапии, 2001. - 224 с.
46. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов:
Учебник длятех.вузов/Л.Д.Столяренко,В.Е.Столяренко. -Ростов-на-
Дону: Феникс,2001. -511с.
47. Толковый словарь русского языка / Д.Н.Ушакова. - М.: Славянский дом книги, 2009. - 960 с.
48. Холодная М.А. Психология интеллекта : парадоксы исследования. СПб., 2006. - 209 с.
49.Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. - Л.: Изд. ЛГУ, 1991. - 181 с.
50. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьника. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ