ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие «технического интеллекта» в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Признаки технического интеллекта 12
1.3. Возрастная динамика развития технического
интеллекта 19
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 35
Вывод по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие «технического интеллекта» в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Признаки технического интеллекта 12
1.3. Возрастная динамика развития технического
интеллекта 19
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 35
Вывод по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Современное общество вступило в новый, информационный период развития глобальной цивилизации. Сложно себе представить жизнь современного человека без техноинтеллектуальных артефактов, что связанно со становлением в широком масштабе новых способов и форм деятельности, преобразованием общества (компьютерными технологиями, всемирной сетью Интернет, т. н. «виртуализацией реальности» и т. п.). На первый взгляд они дают возможность сделать нашу жизнь легче, удобней, в определенном смысле достойней, обеспечить экономическое процветание, способствовать научному прогрессу. Однако, происходящая постоянная технологизация не только в быту, но и на производстве, в том числе и в образовании, предъявляют все больше требований к практическому мышлению, высокому интеллекту и техническому интеллекту, в частности. Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, становится необходимой базой для современных школьников. Как происходит развитие технического интеллекта и какой промежуток времени обучения в школе может являться самым важным для его формирования мы и рассмотрим в данной работе.
Отечественные (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Д.Н.Дружинин) и зарубежные психологи (Ж.П.Пиаже, Т.Келли, Ч.Спирмен, Л. Терстоун) рассматривали интеллект как единую структуру взаимозависимых сил. И поэтому исследование технического интеллекта, исходя из этого положения, должно быть по возможности комплексным, охватывающим разные стороны интеллекта, разные функции. Однако, работ, осуществляющих такой подход по отношению к техническому интеллекту, недостаточно.
Достаточно большое количество исследований (И.С.Якиманской, Т.В.Кудрявцева, В.П.Захарова, Н.Д.Левитова, М.Г.Давлетшина) показали принципиально важную роль развития пространственно-образных компонентов мышления при формировании технического интеллекта. Поэтому в большинстве работ, посвященных изучению технического интеллекта, делается акцент на изучение именно этих функций.
Технический интеллект как сложное, многоуровневое образование остается во многом явлением неизученным. И понимание его природы, структуры, механизмов развития далеко от ясного и полного. Поэтому технический интеллект и сейчас, и в дальнейшем будет представлять интересное поле для психологических исследований.
Объект исследования учащиеся.
Предмет исследования технический интеллект младших школьников, подростков и старшеклассников.
Цель обосновать признаки и выявить возрастную динамику проявления технического интеллекта.
Для достижения цели исследования будут решаться следующие задачи:
1. Выявить характеристики технического интеллекта в трудах психологов;
2. Определить признаки технического интеллекта;
3. Рассмотреть развитие технического интеллекта в младшем школьном, подростковом и в старшем школьном возрасте;
4. Исследовать технический интеллект у младших школьников, у подростков и у старшеклассников;
5. Определить возрастную динамику развития технического интеллекта.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение и т.д.), изучение научной литературы, специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, тестовые опросы, методы математической обработки эмпирической информации t - Критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрены и обобщены признаки технического интеллекта у школьников, изучена возрастная динамика развития технического интеллекта. Анализирована различная литература по малоизученной теме, как развитие технического интеллекта.
Практическая значимость в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания технических дисциплин в частности, начертательной геометрии и технического черчения, также во внеурочной работе со школьниками с явными признаками развитой технической заинтересованностью. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в целях профориентации и профотбора.
Отечественные (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Д.Н.Дружинин) и зарубежные психологи (Ж.П.Пиаже, Т.Келли, Ч.Спирмен, Л. Терстоун) рассматривали интеллект как единую структуру взаимозависимых сил. И поэтому исследование технического интеллекта, исходя из этого положения, должно быть по возможности комплексным, охватывающим разные стороны интеллекта, разные функции. Однако, работ, осуществляющих такой подход по отношению к техническому интеллекту, недостаточно.
Достаточно большое количество исследований (И.С.Якиманской, Т.В.Кудрявцева, В.П.Захарова, Н.Д.Левитова, М.Г.Давлетшина) показали принципиально важную роль развития пространственно-образных компонентов мышления при формировании технического интеллекта. Поэтому в большинстве работ, посвященных изучению технического интеллекта, делается акцент на изучение именно этих функций.
Технический интеллект как сложное, многоуровневое образование остается во многом явлением неизученным. И понимание его природы, структуры, механизмов развития далеко от ясного и полного. Поэтому технический интеллект и сейчас, и в дальнейшем будет представлять интересное поле для психологических исследований.
Объект исследования учащиеся.
Предмет исследования технический интеллект младших школьников, подростков и старшеклассников.
Цель обосновать признаки и выявить возрастную динамику проявления технического интеллекта.
Для достижения цели исследования будут решаться следующие задачи:
1. Выявить характеристики технического интеллекта в трудах психологов;
2. Определить признаки технического интеллекта;
3. Рассмотреть развитие технического интеллекта в младшем школьном, подростковом и в старшем школьном возрасте;
4. Исследовать технический интеллект у младших школьников, у подростков и у старшеклассников;
5. Определить возрастную динамику развития технического интеллекта.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение и т.д.), изучение научной литературы, специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, тестовые опросы, методы математической обработки эмпирической информации t - Критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрены и обобщены признаки технического интеллекта у школьников, изучена возрастная динамика развития технического интеллекта. Анализирована различная литература по малоизученной теме, как развитие технического интеллекта.
Практическая значимость в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания технических дисциплин в частности, начертательной геометрии и технического черчения, также во внеурочной работе со школьниками с явными признаками развитой технической заинтересованностью. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в целях профориентации и профотбора.
Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:
1. Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, становится необходимой базой для современных школьников.Технический интеллект как сложное, многоуровневое образование остается во многом явлением неизученным. И понимание его природы, структуры, механизмов развития далеко от ясного и полного. Но исследованиями структуры технического интеллекта занимались: В.П.Захаров, М.Г.Давлетшин, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, по его мнению, для технического интеллекта характерна практическая, а не теоретическая направленность, достаточно развитое пространственное воображение, способности к комбинированию, а иногда и способности умело действовать руками (мануальная ловкость). Таким образом, несмотря на некоторые различия в структуре технического интеллекта, предлагаемой разными авторами, все они подтверждают, что одной из важных составляющих технического интеллекта является пространственное воображение, а другой - взаимосвязь понятийно-логического и практического мышления, его оперативность. Последняя проявляется в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений. Зарубежные психологи к интеллекту причисляли компоненты свойственные техническому интеллекту, например к главным факторам Т. Келли причислял:
- действия с пространственными соотношениями;
- действия с числами;
- действия с вербальным материалом;
- память;
- скорость.
Разделяя мнения авторов о структуре технического интеллекта и технических способностях, отметим, что для развития технического интеллекта в процессе обучения школьников необходимо средствами любой дисциплины способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий, выполнения ими реальных проектов, развивающих способности к принятию решений в различных ситуациях, способностей к предвидению, прогнозированию, программированию и т.д.
2. Рассмотрев структуру технического интеллекта у разных авторов, нами были выделены наиболее часто встречающиеся: развитое пространственное мышление, способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, способность к оперированию пространственными образами, механическая понятливость, способность к комбинированию.
3. Для развития технического интеллекта в процессе обучения школьников необходимо способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий. В младшем школьном возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решение задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительно фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемами. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
В подростковом возрасте детям доступна графическая передача на плоскости трехмерности объекта, глубины пространства. В изобразительной деятельности развивается способность подростка к условной передаче пространства на плоскости, его моделированию (изготовление объемных геометрических фигур из бумаги и др ). Эти два способа моделирования пространства на плоскости и в пространстве способствуют формированию пространственных представлений учащихся.
С возрастом по мере накопления знаний, умений и навыков обогащается запас пространственных образов. Они становятся богаче по содержанию и динамичнее. Старшеклассники активно оперируют не только двух-, но и трехмерными образами. Они используют как плоские геометрические фигуры, так и объемные тела, их различные изображения.
С возрастом изменяется отношение к использованию наглядных опор при осуществлении требуемых пространственных преобразований.
4. В экспериментальной части нашей работы нами исследован технический интеллект младших школьников, подростков и старшеклассников. С возрастом результаты улучшаются. Более сензитивным периодом развития технического интеллекта отметим подростковый возраст, так как со старшеклассниками у них результаты сильно не отличаются.
5. Статистическая обработка показала наличие различий в
показателях технического интеллекта у разных возрастов. Отсюда вывод, что возрастная динамика развития технического интеллекта наблюдается и она положительная, тем самым подтвердили рабочую гипотезу.
Таким образом, цель работы достигнута, а поставленные задачи решены.
1. Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, становится необходимой базой для современных школьников.Технический интеллект как сложное, многоуровневое образование остается во многом явлением неизученным. И понимание его природы, структуры, механизмов развития далеко от ясного и полного. Но исследованиями структуры технического интеллекта занимались: В.П.Захаров, М.Г.Давлетшин, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, по его мнению, для технического интеллекта характерна практическая, а не теоретическая направленность, достаточно развитое пространственное воображение, способности к комбинированию, а иногда и способности умело действовать руками (мануальная ловкость). Таким образом, несмотря на некоторые различия в структуре технического интеллекта, предлагаемой разными авторами, все они подтверждают, что одной из важных составляющих технического интеллекта является пространственное воображение, а другой - взаимосвязь понятийно-логического и практического мышления, его оперативность. Последняя проявляется в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений. Зарубежные психологи к интеллекту причисляли компоненты свойственные техническому интеллекту, например к главным факторам Т. Келли причислял:
- действия с пространственными соотношениями;
- действия с числами;
- действия с вербальным материалом;
- память;
- скорость.
Разделяя мнения авторов о структуре технического интеллекта и технических способностях, отметим, что для развития технического интеллекта в процессе обучения школьников необходимо средствами любой дисциплины способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий, выполнения ими реальных проектов, развивающих способности к принятию решений в различных ситуациях, способностей к предвидению, прогнозированию, программированию и т.д.
2. Рассмотрев структуру технического интеллекта у разных авторов, нами были выделены наиболее часто встречающиеся: развитое пространственное мышление, способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, способность к оперированию пространственными образами, механическая понятливость, способность к комбинированию.
3. Для развития технического интеллекта в процессе обучения школьников необходимо способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий. В младшем школьном возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решение задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительно фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемами. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
В подростковом возрасте детям доступна графическая передача на плоскости трехмерности объекта, глубины пространства. В изобразительной деятельности развивается способность подростка к условной передаче пространства на плоскости, его моделированию (изготовление объемных геометрических фигур из бумаги и др ). Эти два способа моделирования пространства на плоскости и в пространстве способствуют формированию пространственных представлений учащихся.
С возрастом по мере накопления знаний, умений и навыков обогащается запас пространственных образов. Они становятся богаче по содержанию и динамичнее. Старшеклассники активно оперируют не только двух-, но и трехмерными образами. Они используют как плоские геометрические фигуры, так и объемные тела, их различные изображения.
С возрастом изменяется отношение к использованию наглядных опор при осуществлении требуемых пространственных преобразований.
4. В экспериментальной части нашей работы нами исследован технический интеллект младших школьников, подростков и старшеклассников. С возрастом результаты улучшаются. Более сензитивным периодом развития технического интеллекта отметим подростковый возраст, так как со старшеклассниками у них результаты сильно не отличаются.
5. Статистическая обработка показала наличие различий в
показателях технического интеллекта у разных возрастов. Отсюда вывод, что возрастная динамика развития технического интеллекта наблюдается и она положительная, тем самым подтвердили рабочую гипотезу.
Таким образом, цель работы достигнута, а поставленные задачи решены.



