Национальные проблемы в Испании 1980-2010 гг.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛИЗМ В ИСПАНИИ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Предпосылки возникновения национал-сепаратизма в Испании 11
1.2. Национальный вопрос в контексте борьбы с авторитарным режимом Ф.Франко (1939-1975 гг.) 20
1.3. Отношение испанского правительства новых консерваторов к национализму, сепаратизму терроризму. 32
1.4. Конституционно - правовое решение вопросов сепаратизма, национализма и терроризма в Испании 38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ В СТРАНЕ БАСКОВ
2.1. Исторические, политические, экономические предпосылки и специфика национал-сепаратизма в Стране Басков 47
2.2. Деятельность националистических экстремистских организаций в Стране Басков 60
2.3. Политика испанских правительства и партий по отношению к сепаратистским организациям Страны Басков 73
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В КАТАЛОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.1. История и современное развитие национал-сепаратизма в Каталонии 79
3.2. Политические аспекты правомочий Каталонии в современном устройстве
Испании 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 102
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛИЗМ В ИСПАНИИ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Предпосылки возникновения национал-сепаратизма в Испании 11
1.2. Национальный вопрос в контексте борьбы с авторитарным режимом Ф.Франко (1939-1975 гг.) 20
1.3. Отношение испанского правительства новых консерваторов к национализму, сепаратизму терроризму. 32
1.4. Конституционно - правовое решение вопросов сепаратизма, национализма и терроризма в Испании 38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ В СТРАНЕ БАСКОВ
2.1. Исторические, политические, экономические предпосылки и специфика национал-сепаратизма в Стране Басков 47
2.2. Деятельность националистических экстремистских организаций в Стране Басков 60
2.3. Политика испанских правительства и партий по отношению к сепаратистским организациям Страны Басков 73
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В КАТАЛОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.1. История и современное развитие национал-сепаратизма в Каталонии 79
3.2. Политические аспекты правомочий Каталонии в современном устройстве
Испании 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 102
В начале XX века национальный вопрос в Испании приобрел уже общенациональное значение наряду с крупнейшими проблемами, стоявшими перед страной. В той или иной степени национальное движение охватывало почти треть населения страны, т. е. свыше 6 млн. человек, живших в Каталонии, Стране Басков и Галисии, которые играли ведущую роль в экономической жизни Испании.
Что же явилось предпосылками столь масштабного явления как национальные движения в регионах Испании? На первый взгляд ответ лежит на поверхности, но на самом деле все не так просто. Чтобы разобраться в событиях, происходивших в ХХ веке, нужно обратить свое внимание на более ранний период. Еще в средневековье, когда Испания не была централизованным государством, на территории Каталонии, Страны Басков и т.д. были свои государственные образования, со своим государственным, судебным и налоговым аппаратом. Уже после объединения Испании, начинаются различного рода конфликты регионов с центральной властью.
Чаще всего это были конфликты, связанные с отменой старинных привилегий областей. С годами противоречия на этой почве все нарастали.
В этой связи следует отметить, что и в ХХ веке каталонцы и баски все чаще в целях пропаганды своих идей использовали исторический факт независимости своих земель в средние века.
Другим немаловажным фактом стала бурная ассимиляция кастильцами каталонцев и басков. Этот факт привел к тому, что на протяжении пяти столетий каталанский и баскский языки вытеснялись из повседневного употребления, каталонская и баскская культуры ушли в небытие.
Указанные конфликты и противоречия явились предпосылкой к возникновению такого явления как сепаратизм в Испании.
Изучение испанского опыта борьбы с сепаратизмом имеет в последнее время особую актуальность для российской общественности, принимая во внимание не только открытый вооруженный сепаратизм (как, например, в Чечне), но и наличие общественных движений, которые могут привести к возникновению сепаратизма в других субъектах Российской Федерации.
В Испании особо ярко выделяются сепаратистские движения в Стране Басков и Каталонии. Существуют различные мнения и подходы к сепаратизму, которые мы попытаемся рассмотреть, проанализировать и выделить наиболее характерные аспекты на примере истории сепаратистского движения и поведенческой сепаратистской линии в вышеуказанных регионах, дабы выявить оптимальные методы и средства борьбы с данным явлением, у которого довольно много сторонников.
Однако образование современной системы государств, в том числе и на основе бывших колониальных империй, произошло не благодаря, а вопреки этническому сепаратизму. Каждый раз, когда политические активисты или вооруженные группировки начинали вести борьбу от имени этнических групп за выход из существующих государственных образований и создание новых государств, это заканчивалось кровавыми конфликтами и массовыми насильственными перемещениями населения. Примеров на протяжении всего XX века было более чем достаточно. Фактически ни один случай вооруженного сепаратизма не закончился достижением политической цели. Там, где сепаратизм существует только в политической форме, его сторонники также десятилетиями не могут добиться согласия большинства населения на разрушение общего государства. Свою долю в эскалацию сепаратистских конфликтов на уровень настоящих войн внесли сами государства и национализм шовинистического толка, а также оказавшиеся за пределами «исторической родины» местное население и армия.
Проблема сепаратизма в политике и в исторической науке имеет выраженный эмоциональный контекст, поскольку участники дискурса или
открытой борьбы имеют дело с фундаментальными ценностями, непосредственно затрагивающими большие массы людей. Проблема сепаратизма - одна из самых сложных в сфере этнополитических и конфликтологических исследований. Прежде всего, потому, что она прямо связана с вопросом о разделе или упразднении государства - одной из наиболее мощных и всеохватывающих форм социальных коалиций людей.
Проблема вышла на передний план исторических, философских, социологических, историко - культурологических исследований обществоведческих исследований в связи с ситуацией, сложившейся после распада коммунистических режимов в Восточной Европе, хотя сепаратизм имеет давние исторические корни и глобальную географию.
ряд государств, которые переживают одну, две или несколько внутренних войн и конфликтов сепаратистского (на этнической или региональной основе) характера, достиг уже нескольких десятков. Политический сепаратизм, как правило, представляет собою наиболее радикальную форму этнического национализма, так как основывается на коллективном мифе достижения «национального самоопределения» для этнически отличительной общности.
сепаратизм - это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории и это требование направлено против государственной власти страны проживания. современный сепаратизм как политическая программа и как насильственное действие основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию.
На самом деле, такого смысла нет ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) определять систему управления согласно демократически выраженной воле и ни в ущерб остальному населению.
Самоопределение, особенно для этнических групп, - это, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Наоборот, сепаратизм в его этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение - это всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение. Для оправдания сепаратистских проектов не существует правовых норм на национальном или на международном уровнях. Более того, международные нормы до сих пор основываются на принципе уважения территориальной целостности государств, как бы не было трудно соблюдать этот принцип в последнее десятилетие.
По этой причине вопрос о сепаратизме чаще всего переходит в сферу морали.
Моральные аргументы были столь явно использованы
геополитическими акторами для поддержки и поощрения распада этих государств, а затем - для новой вооруженной сецессии внутри «новых империй», что моральность вооруженного развода после Чечни и Косово оказалась очень сильно скомпрометированной. За моральным подходом стоит часто симпатия по отношению к тем, кто хочет отделиться. Для этого формулируют программу «национального самоопределения» и создают борцов за эту программу. Самый обычный аргумент в пользу программы сепаратизма - это переживаемые страдания и стремление избавиться от приниженного статуса меньшинства, который может характеризоваться как дискриминация, сверхэксплуатация, этноцид, колониальное угнетение и т.п.
Избавление от этого статуса объясняется также желанием сохранить и развивать целостность и отличительность малых культур, которые разрушаются доминирующей культурой. Ключевым моментом достижения этой цели считается выход из существующей системы и обретение «своего» государства или воссоединение территории с «исторической родиной». Эта, с точки зрения политической морали, казалось бы, легитимная позиция, однако не отражена в каком-либо правовом тексте.
Однако рассмотрение сепаратизма с точки зрения морального подхода наталкивается на ряд существенных проблем, как только переходим к анализу конкретных ситуаций. Во-первых, сепаратизм - это всегда серьезное перераспределение ресурсов и власти, которое не может не сопровождаться нанесением ущерба большому числу людей. Сепаратисты используют в качестве морального аргумента для образования отдельного государства установление гарантии сохранения этноса или этнонации. Этническое отличие становится, таким образом, основой для права на сецессию. Но субъектом образования государства этническая общность быть не может, ибо она нигде не имеет четких пространственных границ и членства. Г осударства образуют другие сообщества, а именно территориальные. Таким образом, этничность не работает в качестве аргумента сепаратизма, как, кстати, и государственной интеграции. Во-вторых, сторонники сепаратизма и внутренние сепаратисты используют в качестве аргумента факт дискриминации, когда последняя не существует или же она присутствует повсюду и касается представителей всех совместно проживающих в одном государстве групп. Именно с целью демонстрировать исключительную групповую дискриминацию прилагаются особые усилия, чтобы доказать положение неравенства и несправедливости.
Таким образом, актуальность изучения испанского опыта борьбы с сепаратизмом, всеми его разновидностями и формами проявления определяется сложившейся политико-экономической ситуацией, в которой находятся сегодня кроме Испании и многие другие страны мира (Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия и др.).
Степень разработанности темы исследования. Степень изученности исследуемой проблемы на наш взгляд в отечественной литературе является недостаточной, так как в советское время делался идеологический акцент на данной проблеме, а в настоящее время перечень публикаций посвященных исследуемой проблеме недостаточен.
Заслуживает внимания источник, в котором прослеживается роль и позиция ЭТА как террористической организации боровшейся за самоопределение Страны Басков. Так в заявлении террористической организации, опубликованном 15 января 2003 г. баскской газетой «Гара», говорилось, что, несмотря на грозящие кары, «задачи и стратегия ЭТА не претерпят никаких изменений до тех пор, пока не будет найдено решение конфликта, в основе которого лежит отказ Стране Басков в законных правах»1
Также интересен отчет комунистической партии Испании в котором знаменитая испанская революционерка Долорес Ибаррури в своем выступлении достаточно точно определила роль и значение государства в период правления Франсиско Франко и его иерархическую структуру: «...республика 1931 года была республикой больших речей и маленьких дел, республикой блестящих ораторов и посредственных политиков»2.
Проблеме испанского сепаратизма также посвящено значительное количество литературы.
Одна из наиболее обстоятельных работ, посвященных проблеме сепаратизма и вооруженного терроризма в Стране Басков, написана Г.И.Волковой «Баскский терроризм и политика регионального автономизма в Испании», Значительный вклад в выявлении исторических причин испанского регионализма и сепаратизма внесла Л.В .Пономарева. «К национальному вопросу в испанской буржуазно - демократической
1 По материалам сайта газеты Ufe-http ://www. life. com/Life/, 12.01.2003.
2 V Congresso del Partido Comunista de Espana. Informe del C.C. presentado por su secretario general D.Ibarruri.- Praga, 1954. p.114
революции», в котором она предложила оригинальную периодизацию автономистского движения в Испании. Также представляет интерес статья А.В. Баранова «Каталонский сепаратизм: факторы влияния на статус
автономного общества» в которой достаточно подробно определены ресурсы и стратегии сепаратистского движения в Каталонии 1990—2000-х гг., а также факторы его влияния на статус данного автономного сообщества Испании.
Достаточно уникальной в своем роде явлется статья С.М.Хенкина «ЭтА и испанская демократия» в которой подробно ииследована роль ЭтА занимающей особое место В ряду европейских радикально - националистических террористических организаций которая, более полувека вела борьбу за независимость Страны Басков.
Кратко рассматривает проблему сепаратизма И.В.Данилевич «Испытание властью. Испанская социалистическая рабочая партия в 80-е годы», которая отметила противоречивость в политике ИСРП по отношению к проблемам автономии провинций и сепаратизма до и после прихода к власти.
Отдельные аспекты истории движения за автономии изучены Р.М.Каплановым «У истоков национальных движений народов Испании // Проблемы испанской истории».
также значительный вклад в изучение проблемы испанского сепаратизма внесли такие авторы как С.В. Акимов Л.В. Пономарева, И.Л. Прохоренко, Н.Е. Аникеева, Р.М. Капланов, А.А. Орлов и др.
Целями и задачами исследования являются хронологический анализ развития сепаратистского движения в Испании (Страна Басков и Каталония) и обобщение накопленного за годы независимости опыта в деле борьбы с сепаратизмом, а также изучение возможности его применения в других странах.
Поэтому исходя из поставленной цели, автором определены и решаются следующие основные задачи:
- изучение исторических, социальных, экономических и политических предпосылок возникновения сепаратизма в Испании и его формирования на протяжении веков;
- анализ становления Испании как державы и первых концептуальных решений сепаратистов испанских провинций;
- определение объективных и субъективных факторов, влияющих на проявление сепаратистских тенденций;
- анализ особенностей авторитарного режима Франко и его идеологии, а также борьбы испанских провинций с диктатурой;
- исследование общих черт и специфических особенностей сепаратистских движений в Стране Басков и Каталонии;
- характеристика основных организаций и группировок сепаратистского толка, их идеологии и устремления.
Объектом исследования в данной работе является испанский сепаратизм, а точнее, хронология деятельности и особенности таких организаций и группировок, которые провозгласили своей целью отделение части территории и создание на ней независимых государств.
Предметом исследования в данной работе являются особенности проявления испанского сепаратизма применительно к территории Испании.
Методология исследования. Данная работа выполнена на основе методов исторического исследования, комплексное применение которых позволяет рассмотреть проблему сепаратизма с различных точек зрения.
Что же явилось предпосылками столь масштабного явления как национальные движения в регионах Испании? На первый взгляд ответ лежит на поверхности, но на самом деле все не так просто. Чтобы разобраться в событиях, происходивших в ХХ веке, нужно обратить свое внимание на более ранний период. Еще в средневековье, когда Испания не была централизованным государством, на территории Каталонии, Страны Басков и т.д. были свои государственные образования, со своим государственным, судебным и налоговым аппаратом. Уже после объединения Испании, начинаются различного рода конфликты регионов с центральной властью.
Чаще всего это были конфликты, связанные с отменой старинных привилегий областей. С годами противоречия на этой почве все нарастали.
В этой связи следует отметить, что и в ХХ веке каталонцы и баски все чаще в целях пропаганды своих идей использовали исторический факт независимости своих земель в средние века.
Другим немаловажным фактом стала бурная ассимиляция кастильцами каталонцев и басков. Этот факт привел к тому, что на протяжении пяти столетий каталанский и баскский языки вытеснялись из повседневного употребления, каталонская и баскская культуры ушли в небытие.
Указанные конфликты и противоречия явились предпосылкой к возникновению такого явления как сепаратизм в Испании.
Изучение испанского опыта борьбы с сепаратизмом имеет в последнее время особую актуальность для российской общественности, принимая во внимание не только открытый вооруженный сепаратизм (как, например, в Чечне), но и наличие общественных движений, которые могут привести к возникновению сепаратизма в других субъектах Российской Федерации.
В Испании особо ярко выделяются сепаратистские движения в Стране Басков и Каталонии. Существуют различные мнения и подходы к сепаратизму, которые мы попытаемся рассмотреть, проанализировать и выделить наиболее характерные аспекты на примере истории сепаратистского движения и поведенческой сепаратистской линии в вышеуказанных регионах, дабы выявить оптимальные методы и средства борьбы с данным явлением, у которого довольно много сторонников.
Однако образование современной системы государств, в том числе и на основе бывших колониальных империй, произошло не благодаря, а вопреки этническому сепаратизму. Каждый раз, когда политические активисты или вооруженные группировки начинали вести борьбу от имени этнических групп за выход из существующих государственных образований и создание новых государств, это заканчивалось кровавыми конфликтами и массовыми насильственными перемещениями населения. Примеров на протяжении всего XX века было более чем достаточно. Фактически ни один случай вооруженного сепаратизма не закончился достижением политической цели. Там, где сепаратизм существует только в политической форме, его сторонники также десятилетиями не могут добиться согласия большинства населения на разрушение общего государства. Свою долю в эскалацию сепаратистских конфликтов на уровень настоящих войн внесли сами государства и национализм шовинистического толка, а также оказавшиеся за пределами «исторической родины» местное население и армия.
Проблема сепаратизма в политике и в исторической науке имеет выраженный эмоциональный контекст, поскольку участники дискурса или
открытой борьбы имеют дело с фундаментальными ценностями, непосредственно затрагивающими большие массы людей. Проблема сепаратизма - одна из самых сложных в сфере этнополитических и конфликтологических исследований. Прежде всего, потому, что она прямо связана с вопросом о разделе или упразднении государства - одной из наиболее мощных и всеохватывающих форм социальных коалиций людей.
Проблема вышла на передний план исторических, философских, социологических, историко - культурологических исследований обществоведческих исследований в связи с ситуацией, сложившейся после распада коммунистических режимов в Восточной Европе, хотя сепаратизм имеет давние исторические корни и глобальную географию.
ряд государств, которые переживают одну, две или несколько внутренних войн и конфликтов сепаратистского (на этнической или региональной основе) характера, достиг уже нескольких десятков. Политический сепаратизм, как правило, представляет собою наиболее радикальную форму этнического национализма, так как основывается на коллективном мифе достижения «национального самоопределения» для этнически отличительной общности.
сепаратизм - это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории и это требование направлено против государственной власти страны проживания. современный сепаратизм как политическая программа и как насильственное действие основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию.
На самом деле, такого смысла нет ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) определять систему управления согласно демократически выраженной воле и ни в ущерб остальному населению.
Самоопределение, особенно для этнических групп, - это, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Наоборот, сепаратизм в его этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение - это всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение. Для оправдания сепаратистских проектов не существует правовых норм на национальном или на международном уровнях. Более того, международные нормы до сих пор основываются на принципе уважения территориальной целостности государств, как бы не было трудно соблюдать этот принцип в последнее десятилетие.
По этой причине вопрос о сепаратизме чаще всего переходит в сферу морали.
Моральные аргументы были столь явно использованы
геополитическими акторами для поддержки и поощрения распада этих государств, а затем - для новой вооруженной сецессии внутри «новых империй», что моральность вооруженного развода после Чечни и Косово оказалась очень сильно скомпрометированной. За моральным подходом стоит часто симпатия по отношению к тем, кто хочет отделиться. Для этого формулируют программу «национального самоопределения» и создают борцов за эту программу. Самый обычный аргумент в пользу программы сепаратизма - это переживаемые страдания и стремление избавиться от приниженного статуса меньшинства, который может характеризоваться как дискриминация, сверхэксплуатация, этноцид, колониальное угнетение и т.п.
Избавление от этого статуса объясняется также желанием сохранить и развивать целостность и отличительность малых культур, которые разрушаются доминирующей культурой. Ключевым моментом достижения этой цели считается выход из существующей системы и обретение «своего» государства или воссоединение территории с «исторической родиной». Эта, с точки зрения политической морали, казалось бы, легитимная позиция, однако не отражена в каком-либо правовом тексте.
Однако рассмотрение сепаратизма с точки зрения морального подхода наталкивается на ряд существенных проблем, как только переходим к анализу конкретных ситуаций. Во-первых, сепаратизм - это всегда серьезное перераспределение ресурсов и власти, которое не может не сопровождаться нанесением ущерба большому числу людей. Сепаратисты используют в качестве морального аргумента для образования отдельного государства установление гарантии сохранения этноса или этнонации. Этническое отличие становится, таким образом, основой для права на сецессию. Но субъектом образования государства этническая общность быть не может, ибо она нигде не имеет четких пространственных границ и членства. Г осударства образуют другие сообщества, а именно территориальные. Таким образом, этничность не работает в качестве аргумента сепаратизма, как, кстати, и государственной интеграции. Во-вторых, сторонники сепаратизма и внутренние сепаратисты используют в качестве аргумента факт дискриминации, когда последняя не существует или же она присутствует повсюду и касается представителей всех совместно проживающих в одном государстве групп. Именно с целью демонстрировать исключительную групповую дискриминацию прилагаются особые усилия, чтобы доказать положение неравенства и несправедливости.
Таким образом, актуальность изучения испанского опыта борьбы с сепаратизмом, всеми его разновидностями и формами проявления определяется сложившейся политико-экономической ситуацией, в которой находятся сегодня кроме Испании и многие другие страны мира (Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия и др.).
Степень разработанности темы исследования. Степень изученности исследуемой проблемы на наш взгляд в отечественной литературе является недостаточной, так как в советское время делался идеологический акцент на данной проблеме, а в настоящее время перечень публикаций посвященных исследуемой проблеме недостаточен.
Заслуживает внимания источник, в котором прослеживается роль и позиция ЭТА как террористической организации боровшейся за самоопределение Страны Басков. Так в заявлении террористической организации, опубликованном 15 января 2003 г. баскской газетой «Гара», говорилось, что, несмотря на грозящие кары, «задачи и стратегия ЭТА не претерпят никаких изменений до тех пор, пока не будет найдено решение конфликта, в основе которого лежит отказ Стране Басков в законных правах»1
Также интересен отчет комунистической партии Испании в котором знаменитая испанская революционерка Долорес Ибаррури в своем выступлении достаточно точно определила роль и значение государства в период правления Франсиско Франко и его иерархическую структуру: «...республика 1931 года была республикой больших речей и маленьких дел, республикой блестящих ораторов и посредственных политиков»2.
Проблеме испанского сепаратизма также посвящено значительное количество литературы.
Одна из наиболее обстоятельных работ, посвященных проблеме сепаратизма и вооруженного терроризма в Стране Басков, написана Г.И.Волковой «Баскский терроризм и политика регионального автономизма в Испании», Значительный вклад в выявлении исторических причин испанского регионализма и сепаратизма внесла Л.В .Пономарева. «К национальному вопросу в испанской буржуазно - демократической
1 По материалам сайта газеты Ufe-http ://www. life. com/Life/, 12.01.2003.
2 V Congresso del Partido Comunista de Espana. Informe del C.C. presentado por su secretario general D.Ibarruri.- Praga, 1954. p.114
революции», в котором она предложила оригинальную периодизацию автономистского движения в Испании. Также представляет интерес статья А.В. Баранова «Каталонский сепаратизм: факторы влияния на статус
автономного общества» в которой достаточно подробно определены ресурсы и стратегии сепаратистского движения в Каталонии 1990—2000-х гг., а также факторы его влияния на статус данного автономного сообщества Испании.
Достаточно уникальной в своем роде явлется статья С.М.Хенкина «ЭтА и испанская демократия» в которой подробно ииследована роль ЭтА занимающей особое место В ряду европейских радикально - националистических террористических организаций которая, более полувека вела борьбу за независимость Страны Басков.
Кратко рассматривает проблему сепаратизма И.В.Данилевич «Испытание властью. Испанская социалистическая рабочая партия в 80-е годы», которая отметила противоречивость в политике ИСРП по отношению к проблемам автономии провинций и сепаратизма до и после прихода к власти.
Отдельные аспекты истории движения за автономии изучены Р.М.Каплановым «У истоков национальных движений народов Испании // Проблемы испанской истории».
также значительный вклад в изучение проблемы испанского сепаратизма внесли такие авторы как С.В. Акимов Л.В. Пономарева, И.Л. Прохоренко, Н.Е. Аникеева, Р.М. Капланов, А.А. Орлов и др.
Целями и задачами исследования являются хронологический анализ развития сепаратистского движения в Испании (Страна Басков и Каталония) и обобщение накопленного за годы независимости опыта в деле борьбы с сепаратизмом, а также изучение возможности его применения в других странах.
Поэтому исходя из поставленной цели, автором определены и решаются следующие основные задачи:
- изучение исторических, социальных, экономических и политических предпосылок возникновения сепаратизма в Испании и его формирования на протяжении веков;
- анализ становления Испании как державы и первых концептуальных решений сепаратистов испанских провинций;
- определение объективных и субъективных факторов, влияющих на проявление сепаратистских тенденций;
- анализ особенностей авторитарного режима Франко и его идеологии, а также борьбы испанских провинций с диктатурой;
- исследование общих черт и специфических особенностей сепаратистских движений в Стране Басков и Каталонии;
- характеристика основных организаций и группировок сепаратистского толка, их идеологии и устремления.
Объектом исследования в данной работе является испанский сепаратизм, а точнее, хронология деятельности и особенности таких организаций и группировок, которые провозгласили своей целью отделение части территории и создание на ней независимых государств.
Предметом исследования в данной работе являются особенности проявления испанского сепаратизма применительно к территории Испании.
Методология исследования. Данная работа выполнена на основе методов исторического исследования, комплексное применение которых позволяет рассмотреть проблему сепаратизма с различных точек зрения.
Проведенное исследование показало, что одной из основных проблем в контексте национального вопроса в Испании последней трети XX — начала XXI века является проблема сепаратизма, особенно терроризма, как одной из форм его проявления.
Использование сепаратистами в борьбе за создание самостоятельного государства террористических методов оказывает постоянное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Создание «государства автономий» еще раз убедительно доказало, что в испанской истории периоды демократизации тесно связаны с увеличением степени самоуправления регионов, а авторитарные режимы - с жесткой централизацией всех сфер жизни страны. Опыт Испании показывает, что подавление стремления регионов к самостоятельности не дает положительного результата. Скорее наоборот, такая политика приводит к крайне негативным последствиям.
Отношение испанских властей к сепаратизму, национализму и терроризму и методы борьбы с ними неоднократно претерпевали существенные изменения в зависимости от политической конъюнктуры в стране и за рубежом.
На наш взгляд, важнейшим итогом противостояния нейтралистских и децентралистских факторов образования государственности на протяжении длительного периода времени в Испании следует признать не сами преобразования в сфере изменений формы государственного устройства, а то, что правящей элите страны удалось избежать столкновения сторонников и противников децентрализации.
В период перехода Испании к демократии после падения диктатуры Ф. Франко в стране имелось множество противоречий, которые легко
объясняются противоборством громадного опыта сепаратистских организаций, кристаллизировавшегося на протяжении многих лет, и централистских тенденций образования унитарного государства, имевших свое проявление в деятельности правых правительств, партий и организаций.
Однако поскольку в начальный период после смерти Франко было необходимо «расстаться с прошлым, не отказываясь от него», то эта общая цель помогла различным партиям, стоящим по разные стороны политического спектра, если не преодолеть противоречия, то хотя бы достичь компромисса в вопросе взаимоотношений центра и регионов.
Также следует обратить внимание на понимание сепаратистской политики регионов Испании и их характеристику не только как чисто национальной (особенно это касается Страны Басков и Каталонии в силу миграции в эти экономически развитые районы жителей других провинций): стремление к самоуправлению поддерживает не только коренной этнос, но и значительная часть граждан, не принадлежащих к нему. Поэтому в современный период истории необходимо учитывать и этот фактор, так как в Испании в таких регионах за повышение уровня самоуправления выступают весьма широкие слои «некоренного» населения.
Осуществив данное исследование, удалось проследить за динамикой взаимоотношений между полярными политическими силами, проанализировать их положительные и отрицательные моменты. На наш взгляд, следует указать второстепенность идеологической ориентации в такого рода отношениях, где примером может служить совместная борьба правых националистов Страны Басков и левых националистов Каталонии в парламенте Второй республики за предоставление автономии их регионам.
Исходя из практики Испании, можно с уверенностью утверждать о важности создания конкретной, непротиворечивой, демократичной и четкой юридической базы, закладывающей основы устройства государства, не ущемляя интересов регионов, ставя их в одинаковое положение, не допускающей и малейших проявлений сепаратизма. Но Конституция 1978 г. зафиксировала ряд положений, негативно воздействующих на весь процесс развития новой государственности.
В результате идеи солидарности регионов остаются только идеями. Кроме того, Каталония, Страна Басков и Галисия получили как «национальности» высший уровень самостоятельности. Естественно, что и остальные регионы, признающие свою уникальную этнокультурную самобытность, будут стремиться к применению соответствующих законов и положений к ним.
Можно сделать вывод также и о том, что новые сепаратистские движения могут аккумулироваться и начать интенсивно развиваться в дополнение к и без того шаткой политической ситуации в связи с деятельностью уже существующих сепаратистских организаций. Конечно же, подобные эксцессы приводили к ухудшению отношений как по линии Мадрид - регионы, так и между последними.
В разные периоды времени руководство, стоявшее на тот момент у руля государства, по-разному решало проблемы сепаратизма. Франко, опираясь на жёсткую вертикаль власти, пытался подавить сепаратизм и национал- сепаратистскиий терроризм, используя аресты и убийства.
Если брать пример баскской ЭТА, то эти действия со стороны правящей верхушки заставили ЭТА активизировать законные методы борьбы, что неизбежно привело к усилению влияния на политическую конъюнктуру Испании легального крыла ЭТА — Herri Batasuna. Причём левая часть политического спектра Испании поддерживала баскских повстанцев, так как ЭТА сражалась с режимом Франко. Следует отметить, что во время диктатуры Франко боевики ЭТА, как политические беженцы, имели право убежища во Франции, чем успешно пользовались.
Со смертью Франко в политической жизни страны наступили перемены: было введено новое административное управление — автономные регионы и правительства. В дополнение к этому были освобождены политзаключенные.
Однако сепаратисты не были удовлетворены уступками и продолжали террористическую деятельность. Почти все террористические акты в Испании с 1975 г. приписываются группе ЭТА. Этот факт повлиял на общественное мнение и «борцов с режимом Франко», как многие считали, стали называть просто террористами и сепаратистами. Официальный Мадрид прекратил диалог. Переломом в общественном мнении в пользу бесповоротных шагов правительства стало известие о покушении на любимого в народе короля Хуана Карлоса.
После изменения политического режима в Испании стало возможным тесное сотрудничество правоохранительных органов Испании и Франции, что привело к возможности ареста многих сепаратистов и террористов, в частности руководителей ЭТА, находивших ранее убежище на территории соседнего государства. Изолируя активных членов ЭТА, правительство пыталось прекратить террор. Этот шаг не привел к исчезновению проблемы.
Анализ действий испанского правительства в борьбе с терроризмом позволяет утверждать, что на протяжении длительного периода испанская власть пыталась ответить баскам их же оружием — террором. Так было и в период режима Франко, и позже, во времена демократической Испании.
Ошибки, допущенные в ходе борьбы со стороны ЭТА, привели к тому, что и среди басков также росло неприятие экстремистских методов борьбы за национальную самостоятельность, тем более что правительство Испании не раз заявляло о неприемлемости для себя выдвигаемых террористами политических условий в обмен на достижение мира.
Проблема сепаратизма на современном этапе осложняется еще и тем, что к руководству сепаратистских организаций пришло новое поколение лидеров, не приемлющих ничего, кроме террора. Новые лидеры- экстремисты не допускают ни малейшей возможности диалога с властями Мадрида. Они настолько фанатичны, что с недоверием и враждебностью относятся ко всем остальным националистам, считая их «буржуазными соглашателями», поскольку те предпочитают бороться мирными средствами. Большинство баскских политических организаций добиваются расширения самоуправления, надеясь на полную независимость, и только ЭТА категорически отрицает возможность использования политических методов борьбы.
Изучив также социально - экономические, этнолингвистические и культурные особенности развития сепаратизма в Испании, можно сделать следующие выводы:
- само понятие «сепаратизм» по-разному воспринимается в различных
автономных регионах Испании в зависимости от культурных традиций, хода исторического формирования этнического сообщества, статуса национального языка, социального развития, образовательного, экономического и политического уровней той или иной провинции;
- на примере Испании видно, что сепаратистское движение может
возникнуть в рамках одного государства как в регионах с высокими показателями экономического, социального, образовательного и промышленного роста (Страна Басков и Каталония).
В ряде других испанских провинций также прослеживается тенденция борьбы за автономию, однако, скорее всего, по причине отсутствия ярко
выраженной радикальной проэтнической основы этой борьбы эти регионы еще не смогли добиться той же степени автономии, которой сегодня располагают Страна Басков и Каталония. Таким образом, на сегодняшний день Испания становится самым ярким примером ассиметричной децентрализации в рамках одного государства в Европе;
- в регионах со смешанным этническим составом сепаратистское движение содержит сильный этнонациональный элемент, который, безусловно, надо учитывать, не забывая при этом, что это движение не является чисто этнонациональным. Недооценка роли «некоренного» населения в сепаратистском движении может привести и на практике приводит к преуменьшению возможностей данного движения со всеми вытекающими последствиями.
Использование сепаратистами в борьбе за создание самостоятельного государства террористических методов оказывает постоянное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Создание «государства автономий» еще раз убедительно доказало, что в испанской истории периоды демократизации тесно связаны с увеличением степени самоуправления регионов, а авторитарные режимы - с жесткой централизацией всех сфер жизни страны. Опыт Испании показывает, что подавление стремления регионов к самостоятельности не дает положительного результата. Скорее наоборот, такая политика приводит к крайне негативным последствиям.
Отношение испанских властей к сепаратизму, национализму и терроризму и методы борьбы с ними неоднократно претерпевали существенные изменения в зависимости от политической конъюнктуры в стране и за рубежом.
На наш взгляд, важнейшим итогом противостояния нейтралистских и децентралистских факторов образования государственности на протяжении длительного периода времени в Испании следует признать не сами преобразования в сфере изменений формы государственного устройства, а то, что правящей элите страны удалось избежать столкновения сторонников и противников децентрализации.
В период перехода Испании к демократии после падения диктатуры Ф. Франко в стране имелось множество противоречий, которые легко
объясняются противоборством громадного опыта сепаратистских организаций, кристаллизировавшегося на протяжении многих лет, и централистских тенденций образования унитарного государства, имевших свое проявление в деятельности правых правительств, партий и организаций.
Однако поскольку в начальный период после смерти Франко было необходимо «расстаться с прошлым, не отказываясь от него», то эта общая цель помогла различным партиям, стоящим по разные стороны политического спектра, если не преодолеть противоречия, то хотя бы достичь компромисса в вопросе взаимоотношений центра и регионов.
Также следует обратить внимание на понимание сепаратистской политики регионов Испании и их характеристику не только как чисто национальной (особенно это касается Страны Басков и Каталонии в силу миграции в эти экономически развитые районы жителей других провинций): стремление к самоуправлению поддерживает не только коренной этнос, но и значительная часть граждан, не принадлежащих к нему. Поэтому в современный период истории необходимо учитывать и этот фактор, так как в Испании в таких регионах за повышение уровня самоуправления выступают весьма широкие слои «некоренного» населения.
Осуществив данное исследование, удалось проследить за динамикой взаимоотношений между полярными политическими силами, проанализировать их положительные и отрицательные моменты. На наш взгляд, следует указать второстепенность идеологической ориентации в такого рода отношениях, где примером может служить совместная борьба правых националистов Страны Басков и левых националистов Каталонии в парламенте Второй республики за предоставление автономии их регионам.
Исходя из практики Испании, можно с уверенностью утверждать о важности создания конкретной, непротиворечивой, демократичной и четкой юридической базы, закладывающей основы устройства государства, не ущемляя интересов регионов, ставя их в одинаковое положение, не допускающей и малейших проявлений сепаратизма. Но Конституция 1978 г. зафиксировала ряд положений, негативно воздействующих на весь процесс развития новой государственности.
В результате идеи солидарности регионов остаются только идеями. Кроме того, Каталония, Страна Басков и Галисия получили как «национальности» высший уровень самостоятельности. Естественно, что и остальные регионы, признающие свою уникальную этнокультурную самобытность, будут стремиться к применению соответствующих законов и положений к ним.
Можно сделать вывод также и о том, что новые сепаратистские движения могут аккумулироваться и начать интенсивно развиваться в дополнение к и без того шаткой политической ситуации в связи с деятельностью уже существующих сепаратистских организаций. Конечно же, подобные эксцессы приводили к ухудшению отношений как по линии Мадрид - регионы, так и между последними.
В разные периоды времени руководство, стоявшее на тот момент у руля государства, по-разному решало проблемы сепаратизма. Франко, опираясь на жёсткую вертикаль власти, пытался подавить сепаратизм и национал- сепаратистскиий терроризм, используя аресты и убийства.
Если брать пример баскской ЭТА, то эти действия со стороны правящей верхушки заставили ЭТА активизировать законные методы борьбы, что неизбежно привело к усилению влияния на политическую конъюнктуру Испании легального крыла ЭТА — Herri Batasuna. Причём левая часть политического спектра Испании поддерживала баскских повстанцев, так как ЭТА сражалась с режимом Франко. Следует отметить, что во время диктатуры Франко боевики ЭТА, как политические беженцы, имели право убежища во Франции, чем успешно пользовались.
Со смертью Франко в политической жизни страны наступили перемены: было введено новое административное управление — автономные регионы и правительства. В дополнение к этому были освобождены политзаключенные.
Однако сепаратисты не были удовлетворены уступками и продолжали террористическую деятельность. Почти все террористические акты в Испании с 1975 г. приписываются группе ЭТА. Этот факт повлиял на общественное мнение и «борцов с режимом Франко», как многие считали, стали называть просто террористами и сепаратистами. Официальный Мадрид прекратил диалог. Переломом в общественном мнении в пользу бесповоротных шагов правительства стало известие о покушении на любимого в народе короля Хуана Карлоса.
После изменения политического режима в Испании стало возможным тесное сотрудничество правоохранительных органов Испании и Франции, что привело к возможности ареста многих сепаратистов и террористов, в частности руководителей ЭТА, находивших ранее убежище на территории соседнего государства. Изолируя активных членов ЭТА, правительство пыталось прекратить террор. Этот шаг не привел к исчезновению проблемы.
Анализ действий испанского правительства в борьбе с терроризмом позволяет утверждать, что на протяжении длительного периода испанская власть пыталась ответить баскам их же оружием — террором. Так было и в период режима Франко, и позже, во времена демократической Испании.
Ошибки, допущенные в ходе борьбы со стороны ЭТА, привели к тому, что и среди басков также росло неприятие экстремистских методов борьбы за национальную самостоятельность, тем более что правительство Испании не раз заявляло о неприемлемости для себя выдвигаемых террористами политических условий в обмен на достижение мира.
Проблема сепаратизма на современном этапе осложняется еще и тем, что к руководству сепаратистских организаций пришло новое поколение лидеров, не приемлющих ничего, кроме террора. Новые лидеры- экстремисты не допускают ни малейшей возможности диалога с властями Мадрида. Они настолько фанатичны, что с недоверием и враждебностью относятся ко всем остальным националистам, считая их «буржуазными соглашателями», поскольку те предпочитают бороться мирными средствами. Большинство баскских политических организаций добиваются расширения самоуправления, надеясь на полную независимость, и только ЭТА категорически отрицает возможность использования политических методов борьбы.
Изучив также социально - экономические, этнолингвистические и культурные особенности развития сепаратизма в Испании, можно сделать следующие выводы:
- само понятие «сепаратизм» по-разному воспринимается в различных
автономных регионах Испании в зависимости от культурных традиций, хода исторического формирования этнического сообщества, статуса национального языка, социального развития, образовательного, экономического и политического уровней той или иной провинции;
- на примере Испании видно, что сепаратистское движение может
возникнуть в рамках одного государства как в регионах с высокими показателями экономического, социального, образовательного и промышленного роста (Страна Басков и Каталония).
В ряде других испанских провинций также прослеживается тенденция борьбы за автономию, однако, скорее всего, по причине отсутствия ярко
выраженной радикальной проэтнической основы этой борьбы эти регионы еще не смогли добиться той же степени автономии, которой сегодня располагают Страна Басков и Каталония. Таким образом, на сегодняшний день Испания становится самым ярким примером ассиметричной децентрализации в рамках одного государства в Европе;
- в регионах со смешанным этническим составом сепаратистское движение содержит сильный этнонациональный элемент, который, безусловно, надо учитывать, не забывая при этом, что это движение не является чисто этнонациональным. Недооценка роли «некоренного» населения в сепаратистском движении может привести и на практике приводит к преуменьшению возможностей данного движения со всеми вытекающими последствиями.
Подобные работы
- Советские добровольцы в гражданской войне в Испании 1936-1939 гг.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Алексей Эйснер - участник и историк Гражданской войны в Испании (1936 -1939)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС НА ПРИМЕРЕ СТРАН «ЮЖНОГО
РАСШИРЕНИЯ» И ИТАЛИИ: 1980-Е ГГ. - СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя деятельность европейских этнонациональных регионов на примере Шотландии, Каталонии и Фландрии: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (1986-2010 гг.) SOCIAL DIMENSION OF EUROPEAN INTEGRATION (1986-2010)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТНИЧЕСКИЙ СЕПАРАТИЗМ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - «Еврейский вопрос» в годы Второй мировой войны и послевоенного урегулирования (1939 - 1948 гг.)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



