Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ

Работа №63014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Психологические аспекты семейных взаимоотношений людей являющихся инвалидами по зрению
1. Обзор подходов к вопросам реабилитации инвалидов по зрению
1.2. Основные факторы, влияющие на общую деятельность слепых
1.3. Специфика межличностных отношений при глубоких нарушениях зрения и вопрос социально-психологической адаптации
1.5. Теория семейных взаимоотношений
Глава 2. Характеристика материалов и методов исследования
2.1. Материал и методы исследования
2.2. Методическая база исследования
Глава 4. Результаты исследования
4.1. Сравнительная оценка показателей по методике «Индикатор стратегий преодоления стресса» в семьях с инвалидами по зрению и здоровых испытуемых
4.2. Сравнительное изучение уровня выраженности депрессии в семьях с инвалидами по зрению и здоровых испытуемых
4.3. Сравнительное изучение семейных взаимоотношений с детьми, по методике «Анализ семейных взаимоотношений» в семьях с инвалидами по зрению и здоровых семьях
4.4. Сравнительное изучение семейных взаимоотношений по методике «Индивидуально-типологический опросник» в семьях с инвалидами по зрению и здоровых семьях
4.5. Сравнительный анализ значений по методике «Шкала семейного окружения» в семьях с инвалидами по зрению и здоровых семьях
4.6. Сравнительный анализ значений отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни по методике «Parental Attitude Research Instrument» в семьях с инвалидами по зрению и здоровых семьях
4.7. Анализ структурированно интервью
Выводы
Список литературы

Актуальность темы исследования. В наши дни, вопрос создания семьи является очень важным. Посмотрев на статистику переписи населения, можно сразу увидеть, что по сравнению с 1988 годом, где в зарегистрированном браке состояло более 80% населения, к 2015 году процент упал до 56. Это официальные данные федеральной государственной статистики (Федеральная служба государственной статистики, 2016). Сегодня многие задаются вопросом, почему молодые, здоровые люди не хотят вступать в брак, но мало кто думает о том, как этот вопрос обстоит у людей с разными дефектами, по зрению в том числе. Как себя чувствуют семьи инвалидов по зрению, которые уже находятся в браке не первый год и имеют ребенка, а то и двух?
Ученые активно исследуют семейные взаимоотношения здоровых людей (Гоголева Т. И., 2015, Борисова Е.Ю., Исаева Т.Б., 2016, Обозов Н.Н. 2007, Эйдемиллер Э.Г., 2009) и больных разными заболеваниями (психические расстройства и соматические нарушения разной формы и этиологии) (Левченко И.Ю., 2008, Миронова М.В., 2009, Набойченко Е.С., 2009, Галасюк И.Н., 2011, Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В., 2007). За последнее 10 лет в России издавалось очень мало научной литературы, которая приводит актуальные данные об исследованиях в области тифлопсихологии вообще, и особенностей семейных отношений слепых в частности (Янковская Ю.И., 2016, Шинина Т.В., 2011). Большая часть исследований в данной области приходится на 90-ые годы 20 века. Меняющиеся условия жизни и научный прогресс, который уже давно проникнул во все дома, очень сильно повлияли на всю жизнь инвалидов по зрению.
Исходя из выше представленного, изучение особенностей семейных взаимоотношений людей, являющихся инвалидами по зрению, в условиях современного мира является актуальным и значимым. На ряду с изучением вышеупомянутой темы, актуальным является так же проведение новых исследований в области тифлопсихологии, которые позволят более подробно изучить данную категорию людей и их проблемы в современном мире.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: комплексный подход к исследованию человека (Ананьев Б.Г., 1968, 1980); психологическая парадигма в понимании концепции семейных отношений.
Научная новизна исследования. Настоящая работа является комплексным клинико - психологическим и экспериментально - психологическим исследованием, направленным на выявление особенностей отношения слепых к их семейной жизни. В первые, за многие годы, в России описана специфика индивидуально-типологических особенностей, стратегии преодоления стресса, аффективно-эмоциональной сферы слепых и инвалидов по зрению. Выявлены и проанализированы особенности влияния членов семи друг на друга, при выполнениях ролей в семье. Описаны отношения супругов к разным странам семейной жизни и проведена оценка климата в семьях инвалидов по зрению.
Целью исследования является, изучение особенностей отношения слепых к их семейной жизни, а также индивидуально-типологических особенностей, стратегии преодоления стресса, аффективно-эмоциональной сферы, особенностей влияния членов семи друг на друга при выполнении семейных ролей, описание специфики эмоциональной стороны отношения родителей к ребенку (оптимальный эмоциональный контакт и излишняя концентрация на ребенке), и оценка социального климата в семьях инвалидов по зрению.
Задачи исследования:
1. Изучение структуры и степени выраженности индивидуально-типологических особенностей инвалидов по зрению и здоровых лиц.
2. Выявление стратегий преодоления стресса инвалидами по зрению и здоровыми испытуемыми.
3. Изучение аффективно - эмоциональной сферы у супругов, являющихся инвалидами по зрению здоровых.
4. Выявление особенности нежелательного, некорректного влияния членов семи друг на друга, и нарушений, при выполнениях ролей в семьях инвалидов по зрению и здоровых.
5. Выделение аспектов разных сторон отношений родителей (супругов) к ребенку и жизни в семье.
6. Оценка социального климата в семьях инвалидов по зрению и здоровых.
Объект исследования: отношения супругов, имеющих инвалидность по зрению к разным аспектам семейной жизни.
Предмет исследования: индивидуально-типологические и аффективно-эмоциональные особенности супругов, и социальный климат в семье слепых.
Гипотеза исследования:
1. Индивидуально-типологические и аффективно-эмоциональные особенности супругов, являющихся инвалидами по зрению, влияют на структуру и аспекты - эмоциональные отношения с ребенком и социальный климат в семье - на взаимоотношения и отношение к семейной жизни.
2. В отличие от семей со здоровыми супругами, существуют особенности семейных взаимоотношений в семьях инвалидов по зрению.
Для решения задач исследования использовались следующие методики:
1. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик
2. Индикатор стратегий преодоления стресса
3. Опросник Бека
4. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для детей 3-10 лет
5. PARI (parental attitude research instrument)
6. Шкала семейного окружения
7. Структурированное интервью
Всего было обследованных 17 семей, того 34 человека, которые составили экспериментальную (11 семей) и контрольную (14 семей) группы. Исследование проводилось при сотрудничестве Санкт-Петербургской Региональной Организации ВОС (Всероссийское общество слепых Санкт- Петербург).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Семейные пары, принявшие участие в нашем исследовании отличаются индивидуально - типологическими и аффективно - эмоциональными особенностями, такими как: тревога, сенситивность, уровень депрессии, коппинг-стратегии совладения со стрессом («Разрешение проблем», «Поиск социальной поддержки» и «Избегание проблем»).
2. Семи с инвалидами по зрению отличаются от семьей без инвалидов по зрению, такими аспектами семейной жизни как: взаимоотношение с детьми (в семьях инвалидов детям дано больше свободы, но при этом к ним предъявляются высокие требования а в семьях без инвалидов родители больше контролируют своих детей и чаще применяют к ним наказания), родительская роль в воспитании детей, наличие семейных конфликтов.
3. Сравнительный анализ оценки микросоциального климата в семьях с инвалидами по зрению и здоровых семьях использовалась методика по методике «Шкала семейного окружения». На основе полученных результатов продемонстрировано, что все семьи, принявшие участие в исследовании показывают высокий уровень сплоченности.
На основе многомерного однофакторного дисперсионного анализа, обнаружено статистически достоверные отличия между уровнем конфликтов и ориентацией на достижения в изучаемых семьях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в семьях без инвалидов по зрению уровень конфликтов выше, чем в семьях с инвалидами. Члены здоровых семей так же больше ориентированы на соревнование в достижениях различных целей.
4. Для выявления удовлетворенности на участие других родственников в семейной жизни испытуемых и уровень их вовлеченности в нее, в семьях с инвалидами по зрению и здоровых семьях использовалась структурированное интервью. В ходе сравнительного анализа можно предположить подтверждено, что в группе, где в семьях есть инвалиды по зрению, бабушки и дедушки незначительно больше вовлечены в семейную жизнь своих детей, показатели 1,94 ± 0,42 для семей с инвалидами и 2,24 ± 0,43 для здоровых лиц. По шкалам, которые отражают удовлетворенность участием бабушек и дедушек в обучении и уходе ребенком, можно с уверенностью сказать, что уровень неудовлетворенности в семьях не имеющих инвалидов по зрению незначительно выше, ежели в семья с инвалидами по зрению.



1. Бюрклен К. Психология слепых: Пер. с нем. / Под ред. В. А. Гандера. М. , 1934. 264 с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., I960, С.53.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
4Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.—1973.—Гл. III.
5. Методические рекомендации реабилитологам по фор мированию коллективов предприятий ВОС.ЗМ.: Изд-во ВОС, 1983.
6. Практикум по тифлопсихологии : учебное пособие / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. - Москва : Просвещение, 1989. - 110 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов)
7. Коваленко Б. И. Возвращение ослепших к трудо-вой жизни.ЗМ.: Учпедгиз, 1946.
8. Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 164.
9. Бубнова Т. В. Особенности формирования простращ ственных представлений у учащихся школ для слепых слабовидящих детей//Дефектология.З1970.З№ 4.-С. 13З20.
10. Литвак А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение! 1985.ЗГл.
11. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.)
12. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-sotsiokulturnaya- reabilitatsiya-invalidov-po-zreniyu-v-regionalnoy-biblioteke
13. http://www.referatik.com.ua/subject/50/22785/?page=4
14. http://psychology_pedagogy.academic.ru/999/Абилитация 
15. Клиническая психология: учебник для вузов ,4-е издание./под ред. карвасарского.- спб.:питер, 2010.-864с.: ил.- (серия "учебник для вузов")
16. чепурышкин и. к вопросу о сущности понятия «абилитация» как педагогический феномен // личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть IV. - Новосибирск: СибАК, 2010.
16. Amirkhan J. H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategy indicator // J. Personal. Soc. Psychol. 1990. V. 59. P. 1066-1074.
17. http://psychok.net/testy/592-shkala-test-oprosnik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depressii
18. Гоголева Т. И. Взаимоотношения супругов как фактор семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 19. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95189.htm.
1. Е.Ю. Борисова, Т.Б. Исаева С 83 Семья и семейные взаимоотношения. Family and Family Relationship: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 72 с
2. Обозов Н.Н. Диагностика супружеских затруднений. -М., 2007. -196с.
3. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2009. -656с.
4. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклоне- ниями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвеще- ние, 2008.
5. [5] Миронова М.В. Влияние семьи на жизненный путь ребенка- инвалида: Дис. ...канд. социол. наук., Екатеринбург 2009.
6. [6] Набойченко Е.С. Психологическое сопровождение развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности: Дис. .канд. пед. наук, Екатеринбург 2009 
7. Галасюк И. Н., Краснова О. В. Введение в психологию инвалидности: учебник /Под ред. О.В. Красновой. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011
8. Янковская Ю.И. Инновационные образовательные технологии. 2016. № 4 (48). С. 43-46.
9. Шинина Т.В. Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 1. С. 87-93.
10. Федюкович Н. И. Ф 32 Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.).
11. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т М.: Педагогика, 1989. Т П. С. 190-200
12. Скребицкий А.И. Воспитание и обучение слепых и их призрение на Западе. -СПб., 1903. С. 106.
13. Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934, С. 231.)
14. Величковский Б. Б., Козловский С. А. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения // Интеграл. — 2013. — Т 68, № 6. — С. 14-16. НИЦ «Курчатовский институт» ( г. Москва); МГУ им. М.В. Ломоносова)
15. Земцова М.Й. Пути компенсации слепоты. - М., 1956. С. 419.
16. Thomas J. Carroll Blindness: what it is, what it does, and how to live with it., Little, Brown 1961 pg.30
17. London, Baker, 1971. Blank, H.R.: Psychoanalysis and blindness. Psychoanalytic Quarterly, 26:1-24, 1957.
18. Вахромов Е.Е. Психологические концепции раз- вития человека: теория самоактуализации: учебное по- собие / Е.Е. Вахромов. - М., 2001 
19. КРИВОДОНОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, ДЕНИСОВА ОКСАНА ПЕТРОВНА Адаптивные механизмы социализации личности в ходе её реабилитации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №3. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/adaptivnye-mehanizmy-sotsializatsii-lichnosti-v- hode-eyo-reabilitatsii(дата обращения: 16.05.2017).
20. Позднякова О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak- stadiya-sotsializatsii-lichnosti(дата обращения: 16.05.2017).
21. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. С. 5.
22. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1980. С. 164-165.
23. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2008.
24. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. С. 9.
25. Тел ешева С. В. О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №14. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/o-metodologicheskih-osnovaniyah-problemy-professionalnogo- samoopredeleniya(дата обращения: 16.05.2017).
26. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Я77 Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, пере- работанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. 316 с.:
27. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журн. ВШЭ. 2006. № 2.
28. Amer. Psychologist. 1977. Vol. 32. P. 329-338. Hoge D, McCarthy J. Influence of individual and group identity salience in the global self-esteem of youth // J. Pers. and Soc. Psychol. 1984. Vol. 47. N 3.
29. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-50. 
30. Гапоненко Марина Николаевна Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2012. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya- samootsenki-motivatsii-uspeha-i-samokontrolya-v-yunosheskom-vozraste(дата обращения: 16.05.2017).
31. Психология семейных отношений с основами семейного П 86 консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе- ний / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.)
32. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 672 с. - (Мастера психологии).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ