Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА И НОМИНАЦИЯ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ В ТРИЛОГИИ И.А.ГОНЧАРОВА

Работа №62986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОМИНАЦИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ АВТОРСКОГО СТИЛЯ В РОМАНАХ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ», «ОБРЫВ»,«ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» 7
1.1. Номинация как предмет изучения в художественной литературе 7
1.2. Выражение семантического значения имени в текстах «Обломов», «Обрыв»,
«Обыкновенная история» Гончарова И.А 16
1.3. Соотнесённость номинаций в романах Гончарова И.А. во внехудожественном
ономатологическом пространстве 26
1.4. Связь номинативной единицы языка в образной системе романов И. А. Гончарова 34
ГЛАВА 2. ВОССОЗДАНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АНТРОПОНИМИКИ В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА . 39
2.1. Идейная связь персонажей и их номинаций 39
2.2. Создание образов героев через мифологизированность имён 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66


Человеческое имя, или как его по-другому называют - антропоним, репрезентирует этнокультурную и ментальную характеристику номинации. Исследуя в русской филологии вопросы ономатологии, П.А. Флоренский пришел к заключению, что жизненные события и имя имеют секретную и неосознанную связь. По мнению автора, имя - детальное тело, с помощью которого определяется внутренняя сущность человека.
Под именами собственными вслед за О.И. Фоняковой, мы понимаем универсальную «функционально-семантическую категорию имён существительных, особый тип словесных знаков, предназначенный для выделения и идентификации единичных объектов (одушевлённых и неодушевлённых), выражающих единичные понятия и общее представление об этих объектах в языке, речи и культуре народа» [Фонякова: 1990, 34].
Функциональное и языковое своеобразие имён собственных привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.
Имена собственные обратили на себя внимание уже древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских учёных. Как особый класс слов они были выделены стоиками, однако и позднее, в эпоху Возрождения, в Новое время, в течение всего 19 столетия, продолжалось дискуссия об именах собственных, в ходе которой было высказано немало как однозначных (принимаемых многими учениями), так и совершенно противоположных суждений.
В настоящее время, когда ономастика выделилась в самостоятельную дисциплину, возросла необходимость её изучения.
Ономастика как лингвистическая наука изучает основные закономерности истории, развитие и функционирование имён собственных. Обладая своим материалом и методикой изучения, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной, и поскольку она возникла на стыке наук, она отличается комплектностью предмета исследования.
Как отмечает А.В. Суперанская, специфика изучаемого предмета состоит в том, что «лингвистический в своей основе, он включает также этнографический, исторический, социологический, литературоведческий компоненты, которые помогают лингвисту выделить специфику именуемых объектов и традиций, связанных с их именованием» [Суперанская: 2001, 26]. Кроме того, в ономастических исследованиях используются данные археологии, истории, материальной и духовной культуры, теологии, биологии, психологии, философии, логики. Всё это выводит ономастическую проблематику за рамки лингвистики и придаёт самостоятельность комплексу составляющих её компонентов.
Но доминирует в ономастике лингвистический компонент, потому что, с одной стороны, имя - это слово, развивающиеся по законам языка. С другой стороны, информация о каждом имени добывается с помощью лингвистических методов.
Сегодня имена собственные представляют собой своеобразную лексико-грамматическую категорию, которую можно исследовать в разных аспектах: в языке и речи, в диалектной и литературной сферах, за последнее время особенно усилился интерес к специфике ономастики разных родов литературы эпического, драматического, лирического. Это связанно с тем, что собственно имена в художественном тексте имею свою специфику. Подобно другим средствам языка, собственные имена, будучи использованными в контексте художественного произведения, начинают жить и восприниматься в «сложной и глубокой образной перспективе художественного целого» [Виноградов: 1963, 18].
Каждый из писателей употребляет собственные имена в соответствии со своим творческим методом и конкретными идейно-художественными задачами, стоящими в том или ином произведении. На употребление имён лежит печать определённой эпохи, литературного направления, классовой позиции автора, одно и то же имя может служить разным целям.
В связи с этим в пятидесятые-шестидесятые годы 20 века сформировалась особая отрасль знания - литературная ономастика, изучающая функционирование имён собственных в текстах художественной литературы.
Имена собственные в художественном тексте отличаются от общеязыковых и функционально, и семантически. Подчёркивается отсутствие у имён собственных лексического значения, их семантическая опустошенность. В противоположность именам нарицательным, они ограничиваются одной функцией - обозначением, что позволяет им только различать, опознавать обозначаемые объекты. Но в художественном произведении связь между именем и носителем вполне может быть установлена волею автора. «Имена собственные, не имеющие в языке своего предметно-логического или коннотативного значения, в художественном тексте приобретают семантический и эмоциональный потенциал, который накапливается в процессе разворота текста через авторские и персонажные характеристики обозначаемого объекта - носителя имени» [Бакастова: 1984, 23].
Взаимовлияние художественного текста имени собственного имеет двунаправленный характер: «с одной стороны, обозначая, единый денотат, имена собственные выполняют роль текстовой скрепы, и наделены, таким образом, текстообразующей функцией. С другой стороны, имя собственное, по мере продвижения в тексте имеет собственно-семантическую структуру» [Бакастова: 1984, 24].
В рамках решения этой задачи находится и данная работа.
Объектом нашего исследования является трилогия И.А. Гончарова, исследуемые нами романы были необыкновенно популярны в середине 19 века, трилогия Гончарова является предметом изучения классической прозы и в наши дни. И действительно, творчество писателя питалось самой жизнью - жизнью русского человека того времени. Именно из неё он черпал художественные образы, а также неповторимый, только ему присущий стиль.
Предметом исследования являются антропонимы в трилогии И.А. Гончарова.
Целью нашей работы является выяснение того, как система имён собственных в трилогии участвует в создании образов героев, в развёртывании его основных тем и мотивов, как имя собственное помогает выявлять скрытые смыслы.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:
1. Добыть и систематизировать ономастический материал для исследования.
2. Изучить специфику использования имён собственных, отражающую особенность авторского стиля.
3. Сравнить результаты известных языковедов, а также литературоведов, анализирующих художественные образы с результатами ономастического исследования имён собственных этих образов.
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
Методологической основой исследования являются труды по теории имени собственного (В.Д. Бондалетов, В.А. Никонов, А.А. Реформатский, Суперанская А.В.); по теории литературы (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман); по философии имени (А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский); по проблеме художественной номинации (Ю.А. Карпенко, В.Н. Михайлов, В.И. Фонякова). В основе исследования лежит единство сравнительно - сопоставительного и структурно-системного подходов к лингвистическому анализу в литературном тексте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование опирается на богатый опыт разработки концептуального подхода к имени. Лингвисты воспринимают имя как вершину природного развития, венец «эволюции смысла», также отмечают широкий спектр функционирования онимов в языке и речи. Особенно важным с точки зрения накопленного опыта обращения к имени как части художественного целого представляется интересный и достаточно обширный исследовательский материал, посвященный имятворчеству русских классиков, а также ранее осуществлённые наработки по описанию гончаровских именований в связи с освещением различных сторон творческой индивидуальности писателя. Рассмотрение факторов превращения имени собственного в средство поэтики сопряжено, прежде всего, с выявлением природы эстетического в художественном именовании. Последнее рассматривается в тесной связи и зависимости от законов номинации общеязыковой. В результате, становится очевидным, что природа языковой номинации, свидетельствующая о присутствии в имени смысловой первоосновы, воспринятая и преломленная художником с учётом системности создаваемого им творения, является основой для эстетического восприятия смыслового потенциала имени и проявляется в тех отношениях, которые устанавливаются именованием в произведении художественной литературы как реальном речевом акте, а именно: имя в произведении литературы - это элемент триединства (именующий субъект - имя - объект).
Определение признаков индивидуально-авторского стиля в работе И.А. Гончарова над эстетическим восприятием номинаций персонажей доказывает, прежде всего, тот факт, что эстетическая природа имени ясно осознавалась писателем и активно использовалась в качестве яркого художественно-изобразительного средства. К числу конкретных приёмов сообщения эмоционально экспрессивного содержания имени принадлежат:
1. Актуализация внутренней формы имени. Внимание сосредоточено на лексическом значении производящей основы (базы) и, таким образом, акцентируется на речевой информации имени, то есть на его эмоциональном восприятии прежде всего; использование такого приёма приводит к созданию откровенно «говорящих» фамилий, которые носят признаковый характер, показывают свойства, качества, состояния и тому подобное.
2. Проявление этимологического значения имени в контексте романов во всём многообразии своих смысловых оттенков, анализ которых показывает, что номинация конкретного персонажа оказывается связанной с другими, выходящими за рамки именованного образа, структурными уровнями текста - сквозными образами и мотивами повествования.
3. Включенность номинации во внехудожественное пространство проявляется в романах Гончарова с разной степенью и выражается в функционировании номинаций в соответствии с законами реального ономастикона, заимствовании и художественном переосмыслении имён известных исторических лиц, литературных персонажей, героев преданий и мифов, что наряду с другими средствами изобразительности позволяет воспринимать не только именованные объекты, но и творчество Гончарова в контексте культуры вообще.
4. Взаимодействие номинационных единиц в художественной структуре трилогии осуществляется на фонетическом, морфемном, лексическом и семантическом уровнях и проявляется в использовании различного рода повторов, а также в распространении характеризующей функции номинации не только на своего непосредственного носителя, но и на субъект речевой ситуации. Взаимосвязь именований и их вплетение в контекст трилогии и внехудожественное речевое пространство позволяет сделать вывод о системном характере имятворчества писателя: каждая из введённых в «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» номинаций существует не изолированно друг от друга, а тяготеет к определённому типу именования и, таким образом, включена в процесс реализации авторских идей. Имена центральных героев, второстепенных персонажей и лиц, упомянутых в текстах романов Гончарова, рассмотренные в смысловом аспекте, обнаруживают определённое сходство в составе разных типологических рядов. Центральное или периферийное место именованного объекта в архитектонике романов и внимание писателя к социальному статусу имени позволяет говорить о выделении следующих типов именований:
1. Номинации второстепенных персонажей и лиц, упомянутых в тексте - это
- эмоционально-нейтральные, составляющие весьма
немногочисленную группу;
- фамилии, восходящие в своей первооснове к названиям реалий быта, подчёркнуто приземлённого характера;
- фамилии, образованные (или созвучные) от названий животных, преимущественно комического содержания;
- фамилии, в качестве производящей базы (основы) которых употреблены глаголы и слова, заключающие в себе значение действия, что оказывается напрямую связанным с центральной темой трилогии - движение человека в конкретном историческом времени и времени в человеке.
2. Номинации центральных героев - это
- именования с мифологическим подтекстом, обозначающие своего рода образы-символы, которые, в свою очередь, складываются в своеобразную картину мира, основанную на глубинных истоках народного (мифологического) сознания;
- именования, отражающие реалии христианского именослова, обозначающие своеобразные нравственные ориентиры, что представляется особо важным в свете гончаровских исканий идеала и их воплощении на страницах «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва».
Таким образом, в ходе решения поставленных задач была достигнута цель дипломного исследования. Изучение и описание основных принципов имятворчества И.А. Гончарова показало, что имена персонажей являются важным элементом индивидуально-авторского стиля писателя и составляют определённую систему в рамках художественного целого трилогии. Смысловой анализ номинационных единиц обнаружил, что имя у Гончарова вместе с идентифицирующей функцией выполняет функцию эстетическую. Экспрессия часто присутствует в нём с такой степенью насыщенности, которая способствует восприятию имени не только как «формального признака», но и как образа метафорического содержания.



1. Автеньева, Л.А. Корреляция предметно-логического и назывного значения антономасии в оригинале и переводе / Л.А. Автеньева // Актуальные вопросы русской ономастики / Сост. Бакастова Т.В. - Киев: УМК ВО, 1988. - С. 162-168.
2. Алексеев, П.П. Ресурсы исторической репродуктивности гончаровского романа / П.П. Алексеев // И.А. Гончаров. Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Печатный двор, 1998. - С. 5¬
18.
3. Алексеев, П.П. Цивилизационный феномен романа И.А, Гончарова «Обрыв» / П.П. Алексеев // И.А. Гончаров. Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Печатный двор, 2003. - С. 124-146.
4. Бакастова, Т.В. Имя собственное в художественном тексте / Т.В. Бакастов // Русская ономастика. - СПБ.: Наука и жизнь, 1984. - С. 23-27.
5. Альтман, М.С. Из записной книжки филолога / М.С. Альтман // О некоторых фамилиях. - СПБ.: Наука и жизнь, 1971. - С. 150-157.
6. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья вторая / В.Г. Белинский // Избранные сочинения. - М.: ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, 1947. - С. 588-615.
7. Бестужев-Лада, И.В. Исторические тенденции развития антропонимов / И.В. Бестужев-Лада // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. - М.: Наука, 1970. - С. 24-33.
8. Болотов, В.И. К вопросу о значении имён собственных /
B. И. Болотов // Восточнославянская ономастика. - М.: Наука, 1972. -
C. 333-345.
9. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д. Бодналетов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
10. Буслаев, Ф.И. История русской литературы: лекции, читанные Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу (1859-1860 гг.) / Ф.И. Буслаев. - М.: 1904. - 375 с.
11. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. / В.В. Виноградов // - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. - 258 с.
12. Гачев, Г.Д. Жизнь художественного сознания / Г.Д. Гачев. - М.: Искусство, 1972. - 200 с.
13. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. - 222 с.
14. Гончаров, И.А. Собрание сочинений в 8 томах / И.А. Гончаров. - М.: Художественная литература, 1977- 1980.
15. Горбаневский, М.В. В мире имён и названий / М.В. Горбаневский. - М.: Знание, 1987. - 206 с.
16. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 736 с.
17. Ерёмина, В.И. Миф и народная песня / В.И. Ерёмина // Миф - Фольклор - Литература. - Л.: Наука, 1978. - С. 3-16.
18. Ермолаева, Н.Л. Солярно-лунарные мифы в контексте романа И.А. Гончарова «Обломов» / Н.Л. Ермолаева // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190- летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Печатный двор, 2003. - С. 73-82.
19. Звиняцковский, В.Я. Мифологема огня в романе «Обломов» / В.Я. Звиняцковский // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Печатный двор, 2003. - С 82¬92.
20. Зеленин, Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / Д.К. Зеленин. - Петроград, 1916. - 370 с.
21. Зинин, С.И. Имена персонажей в художественной литературе и фольклоре/ С.И. Зинин // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - С. 330-335.
22. Иванов, В.В., Топоров, В.Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1974. - 344 с.
23. Калинкин, В. М. Поэтика онима / В.М. Калинкин. - Донецк: Юго-Восток, 1999. - 408 с.
24. Карпенко, Ю.А. Топонимическая реконструкция географии и географическая реконструкция топонимии / Ю.А. Карпенко // XI Congress International des scones onomastiques, Sofia, 1974. - С. 468-473.
25. Карпенко, Ю.А. Пушкинский ономастикон. «Повести Белкина» / Ю.А. Карпенко // Русское языкознание. -1981. - № 2. - С. 80-87.
26. Кондратьева, Т.Н. Собственные имена в русском эпосе / Т.Н. Кондратьева. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1967. - 130 с.
27. Краснова, Е.В. «Материнская сфера» в романах И.А. Гончарова / Е.В. Краснова // Гончаров И.А. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Печатный двор, 2003. - С. 186-195.
28. Краснощекова, Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова / Е.А. Краснощекова. - М.: Художественная литература, 1970. - 95 с.
29. Краснощекова Е.А. Роман воспитания - Bildungsroman - на русской почве / Е.А. Краснощекова // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Печатный двор, 2003. - С. 7¬20.
30. Ларрингтон, К. Женщины в легендах и мифах / К. Ларрингтон. - М.: Крон-Пресс, 1998. -592 с.
31. Лотман, Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / Ю.М. Лотман// О русской литературе: Статьи и исследования (1958 - 1993). - СПб.: Искусство, 1997. - С. 712-730.
32. Магазаник, Э.Б. Имя собственное в художественной литературе / Э.Б. Магазаник // Русская речь. - 1968. - № 3. - С. 23-24.
33. Мелетинский, Е.М. Первобытные истоки славянского
искусства / Е.М. Мелетинский // Ранние формы искусства. - М.:
Искусство, 1972. - С. 149-191.
34. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Восточная литература, 2000. - 407 с.
35. Михайлов, В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имён в русской литературе / В.Н. Михайлов // Филологические науки. - 1966. - №2. - С. 56-59.
36. Мельник, В.И. Этический идеал Гончарова / В.И. Мельник. - Киев: Лыбидь, 1991. - 152 с.
37. Недзвецкий, В.А. «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова как «географический роман» / В.А. Недзвецкий // Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Стрежень, 1994. - С. 124-137.
38. Некрылова, А.Ф. Святые благоверные князья Борис и Глеб
в русском народном календаре / А.Ф. Некрылова // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2003. - С. 365-381.
39. Никонов, В.А. Словарь русских фамилий / В.А. Никонов. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 222 с.
40. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1995. - 928 с.
41. Потебня, А.А. Собрание трудов: Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.
42. Рымарь, Н.Т. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса / Н.Т. Рымарь. - М.: РГГУ, 2001. - 215 с.
43. Сапрыгина, Н.В. Авторское толкование собственных имен в художественном тексте / Н.В. Сапрыгина // Актуальные вопросы русской ономастики: Сборник научных трудов. - Киев: УМК ВО, 1988. - С. 142- 147.
44. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 томах / Под ред. Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. - 584 с.
45. Суперанская, A.B. Общая теория имени собственного / А.А. Суперанская. - М.: Просвещение, 1973. - 366 с.
46. Суперанская, А.В. Неофициальные формы русских имён / А.В. Суперанская // Русская речь. - 2001. - №1. - С. 26-28.
47. собственных имён в русской литературе / В.Н. Михайлов // Филологические науки. - 1966. - №2. - С. 56-59.
48. Суслова, А.В., Суперанская, А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. - Л.: Лениздат, 1991. - 220 с.
49. Тынянов, Ю.Н. Архаисты и новаторы / Ю.Н. Тынянов. - Л.: Прибой, 1929. - 532 с.
50. Унбегаун, Б.О. Русские фамилии / Б.О. Унбегаун. - М.: Прогресс, 1989. - 440 с.
51. Успенский, Л.В. Социальная жизнь русских фамилий (вместо послесловия) / Л.В. Успенский // Русские фамилии. - М.: Прогресс, 1989. - С. 336-365.
52. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4¬х т. / М. Фасмер. - Т. 4. - М.: Астрель, 1973. - 856 с.
53. Флоренский, П.А. Имена / П.А. Флоренский. - Кострома: Купина, 1993. - 316 с.
54. Фонякова, О.И. Имена собственные в художественном тексте / О.И. Фонякова. - Л.: Наука, 1990. - 326 с.
55. Щеблыкин, И.П. Мотив «греховности» и вины в романе И.А. Гончарова «Обрыв». / И.П. Щеблыкин // И.А. Гончаров.
Материалы Международной научной конференции, посвященной 180- летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Стрежень, 1994. - С. 204-212.
56. Щеблыкин, И.П. Эволюция женских образов в романах И.А. Гончарова / И.П. Щеблыкин // Гончаров И.А. Материалы международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. - С. 171-178.
57. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. - 428 с.
58. Щетинин, Л.М. Слова. Имена. Вещи. Очерки об именах / Л.М. Щетинин. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета,
1996. - 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ