Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование авторитарной риторики в аспекте
жанра фэнтези
1.1. Понятие феномена власти. Язык и власть
1.2 Авторитарность. Понятие авторитарной личности.
1.3 Риторика. Критерии отнесения риторики к авторитарному типу
1.4 Специфика и генезис жанра фэнтези
Выводы по главе 1
Глава 2. Лингвистическая специфика авторитарной риторики речи
художественных персонажей (на примере произведений Т. Пратчетта, Н.
Геймана, Дж. Страуда)
2.1. Анализ лексических средств выразительности в речи
художественных персонажей произведений жанра фэнтези
2.2 Анализ синтактико-грамматических средств выразительности в речи
художественных персонажей произведений жанра фэнтези
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению и анализу риторических средств и приемов, применяемых авторитарной личностью для достижения поставленных целей.
Понятие «авторитарность», являясь сложным многоуровневым феноменом, связанным с социальным и психическим измерениями личности, представляет несомненный интерес для общепсихологического понимания организации личности, ее поведения, деятельности и общения, что, несомненно, имеет отражение в ее речи. Психологический феномен авторитарной личности неразрывно связан с ее лингвистической, риторической репрезентацией, осуществляемой в рамках авторитарной риторики, что наиболее явно проявляется в художественном тексте.
Нам представилось интересным исследовать проявление авторитарности в речи художественных персонажей произведений жанра фэнтези, и сделать акцент на тех риторических средствах, которые используются ими в общении для достижения целей и поставленных задач в рамках иерархических отношений, которые выстраивают авторитарные персонажи с окружающими. В качестве ключевых источников риторических средств были отобраны, во-первых, персонажи, наделенные фантастическими свойствами, которым, однако, приходится вступать с окружающими в диалог, несмотря на всю доступную им силу, таким образом, происходит противопоставление обычных людей и сверх-существ; во-вторых, персонажи без фантастических черт, однако наделенные властью, такие как короли, королевы, чиновники и люди, занимающие высокое социальное положение.
Таким образом, объектом исследования выступает речь фэнтезийного персонажа, главной чертой личности которого является авторитарность.
Предметом исследования являются языковые средства репрезентации авторитарной риторики, отраженные в речи персонажей англоязычных произведений жанра фэнтези.
Актуальность научного исследования связана с все возрастающим интересом к литературе жанра фэнтези, увеличением числа произведений данного жанра, а также обусловлена необходимостью детального изучения лингвистических средств авторитарной риторики, применяемых в речи персонажей произведений жанра фэнтези для лучшего раскрытия такого комплексного понятия, как авторитарная личность.
Теоретической основой исследования послужили классические теории авторитарности и авторитарной личности (А. Адлер, Т. Адорно, Э. Фромм, Р.В. Меркель), основные положения концепций жанра фэнтези (Дж. Р.Р. Толкиен, С.Н. Мэнлав, Дж. Тиммерман, Э. Рабкин), работы по политологии (Н. Луман, Б.И. Краснов, Р.Т. Мухаев, А.А. Дегтярев и т.д.), работы по лингвистике (М.М. Бахтин, Е.И. Варгина, А. И. Варшавская, Меньщикова Е. В и т.д.)
Цель работы заключается в рассмотрении и анализе риторических средств, которые применяются в речи авторитарных персонажей в англоязычных произведениях жанра фэнтези.
В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи:
1. В целях теоретического обоснования предпринятого исследования осуществить анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме авторитарности личности
2. Выявить степень выраженности авторитарности в речи персонажей с авторитарной доминантой как главного свойства личности.
3. Выявить критерии отнесения риторики к авторитарному типу.
4. Выделить и описать риторические средства и приемы, с помощью которых авторитарно сть проявляется в речи персонажей англоязычного фэнтези в русле лексико - семантического и коммуникативно-синтаксического анализов.
Материалом исследования послужили работы:
Терри Пратчетта: Lords and Ladies, Witches Abroad, Hogfather;
Нила Геймана: American Gods;
Джонатана Страуда: Trilogy of Bartimaeus.
При решении поставленных задач в ходе исследования применялись следующие методы и приемы лингвистического анализа:
1) метод лексико-семантического анализа для выявления и описания структуры всего комплекса лингвистических средств авторитарной риторики;
2) метод стилистического анализа, позволяющий проанализировать выбранные фрагменты в единстве с текстом;
3) метод контекстологического анализа, позволяющий изучить найденную языковую в рамках предложения, если это развернутый контекст, и в рамках текстового фрагмента, если это расширенный контекст.
4) метод графической репрезентации результатов анализа.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые на материале художественных источников рассмотрены средства авторитарной риторики, проанализирована общепсихологическая составляющая авторитарности как комплексного личностного свойства на примере речи художественных персонажей с такой превалирующей личностной чертой, как авторитарность.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом не только в развитие психологии личности, ведь при рассмотрении личности, как целостного образования, свойство авторитарности становится базовым для характеристики понятия «авторитарная личность», но и развитие теории риторики.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее результатов в подготовке лекционных курсов по риторики, психологии. Результаты и материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий, при написании курсовых работ и рефератов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторитарность связана не только с отрицательными свойствами человеческой психики, но и с рядом положительных свойств, таких как самоконтроль, сознательность, уверенность в себе.
2. Знание законов риторики возможно применить для создания достоверного вымышленного мира, в котором художественные персонажи могут выступать в роли ораторов.
3. Речи авторитарной личности присущ монологизм.
4. Художественные персонажи применяют широкий спектр лексических, синтаксических и грамматических риторических приемов, с помощью которых происходит выражение их авторитарности.
Объем и структура диссертации. Настоящее исследование общим объемом 81 страница печатного текста (из них 76 основного текста) состоит из введения, двух глав и заключения. Описание проведенного исследования в работе иллюстрируется 2 диаграммами. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 35 наименования на русском и 8 на иностранных языках, список использованных словарей, список источников примеров и принятых сокращений, а также приложение.
В современных реалиях, когда зачастую общение между индивидуумами приобретает иерархический характер, в ход идут различные средства авторитарной риторики.
В зависимости от коммуникативной интенции, применяются соответствующие риторические приемы и средства для наилучшего достижения цели. При этом на слушающего оказывается определенное воздействие, которое может быть убеждением, если говорящему важно поддержание дружеских взаимоотношений, а может и прямым приказом, когда становится понятно, что отсутствует заинтересованность в понимании, а целью ставится подчинение.
Феномен авторитарной личности тесно связан с риторикой авторитарного типа, именно в ее речи наиболее ярко проявляются механизмы авторитарной риторики. Отличаясь комплексной структурой, сочетающая в себе диаметрально противоположные качества, такие как ответственность и упрямство, самоотдача и тревожность и т.д., авторитарная личность обладает особого рода поведением в обществе, в результате которого выстраивает с окружающими людьми иерархическую систему отношений и в этой системе стремится занять доминирующее положение.
Авторитарность как психическое измерение личности влияет на язык, используемый индивидуумом. При этом наилучшую языковую репрезентацию можно обнаружить у персонажей произведений жанра фэнтези благодаря тому, что данный жанр открыто и «чисто» изображает многие социальные и личностные явления, а, благодаря элементу фантастического, наделяет персонажей сверх-силой и властью, в результате чего в подобных произведениях иерархия изначально задана противопоставлением обычных, не обладающих сверх-силой людей, и сверх-существ.
Однако, несмотря на всю сосредоточенную в их руках власть, даже таким персонажам приходится отходить от монологизма, потому что никакая власть не бывает абсолютной, и так или иначе приходится вступать в диалог со стоящими на нижней ступени иерархической лестницы, чтобы убеждать их, выслушивать, влиять.
Для усиления подобного эмоционально-психологического воздействия персонажам приходится использовать широкий спектр стилистических средств и приемов лексического и грамматико-синтаксического уровней.
Зачастую для дополнительного психологического воздействия и лучшей манипуляции в такие тропы, как эпитет, метафора, сравнение персонажи вкладывают заведомо негативную семантику.
Часты случаи комбинирования различных риторических средств для достижения более комплексного психико-эмоционального воздействия. Благодаря комбинации таких синтаксических стилистических фигур, как анафора и синтаксический параллелизм, персонажи могли реализовывать прием «отражение», копируя манеру речи и, таким образом, подстроиться под собеседника и исполнить поставленную коммуникативную интенцию.
Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что, благодаря проведенному анализу как зарубежных, так и отечественных исследований по проблеме авторитарной личности, так и в результате анализа речи художественных персонажей жанра фэнтези, авторитарная личность реализуется через язык, и благодаря широкому ряду использованных риторических средств и приемов можно судить и о степени выраженности такой психической личностной черты, как авторитарность.
1. Адорно Т. В. Исследование авторитарной личности. - СПб.: Астрель, 2012. - 480 с.
2. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 393 с.
3. Аристотель. Риторика // Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Изд-во Московского университета, 1978. - 15-164 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
5. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. - М: Наука, 1991. - 216 с.
6. Бочкова О.С. К вопросу о лексико-стилистических особенностях научно-фантастических произведений // Эколингвистика: теория, проблемы, методы: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Научная книга, 2003.
7. Варгина Е.И., Монологизм Властного дискурса. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет, 2014. - 251-255 с.
8. Варшавская А. И. Говорящий как творец монолога. Риторика монолога. Сб. под ред. А. И. Варшавской. Спб.: Химера трейд, 2002. - 24-48 с.
9. Вебер М. Избранные произведения. - М. Прогресс, 1990. - 805 с.
10. Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной деятельности. - М.: Норма, 2004. - 106 с.
11. Дегтярев А. А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 1998. - 239 с
12. Дрозд Е.А. Фэнтези: пробуждение спящих богов // Журнал «Всемирная литература». 1997. №11. 12-17 с.
13. Иваненко Г. С. Оскорбление как полидискурсивный и полифункциональный феномен // Метеор-Сити. 2016. №1 . [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/oskorblenie-kak-polidiskursivnyy-i-polifunktsionalnyy-fenomen (дата обращения: 08.05.2017).
14. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. - М. Эксмо, 2004. - 864 с.
15. Кара-Мурза С.Г. Язык и власть // Правда России. 2001. Апрель. URL: http://situation.ru/app/rs/books/articles/prjazik.htm(дата обращения: 20.05.2017).
16. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. — М.: Приор, 1998. — 224 с.
17. Конфисахор А. Г. Психология власти. - СПб.: Питер, 2004. - 235 с.
18. Краснов Б. И. Власть как общественное явление. - М.: Социально-политический журнал, 1994. №7. - 45-56 с.
19. Кузнецова Н. А. Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием // Власть. 2011. № 11.
20. Кульжанова Г. Язык политики как социолингвистический феномен. URL: http://policy03.narod.ru/29.doc(дата обращения: 16.05.2017).
21. Кутявина Е.Е. Язык и власть // Вестник Нижегородского университета. Серия "Социальные науки". Выпуск 1(2). - Н. Новгород, 2002. - 157 с.
22. Лассвелл Г. Язык власти. Политическая лингвистика. - Выпуск 20. - Екатеринбург, 2006. - 264-279 с.
23. Луман Н. Власть. — М.: Праксис, 2001. — 256 с.
24. Марченко С. И. Язык как власть // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: Материалы научной конференции. 26 -27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб., 2000. - 93-97 с.
25. Меньщикова Е. В. Отражение и заражение как приемы коммуникативной стратегии убеждения. - Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (43):. - 154-156 с.
26. Меньщикова Е. В. Псевдодиалог как манипулятивный прием. - Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (43): в 2-х ч. Ч. I. - 116-119 с.
27. Меркель Р В., Взаимосвязь авторитарности с регулятивными и коммуникативными свойствами личности. Автореф. дис. канд. филол. Наук. - Казань, 2011. - 23 с.
28. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «Приор», 2000. - 400 с.
29. Райт Д.Л. Чудесные приключения Сэма и Фродо: мотивы путешествия у Толкиена. Екатеринбург: У-Фактория, 2005
30. Рацибурская Л, Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. - Флинта, Наука, 2011. - 246 с.
31. Сидоренко Л. П. Риторика как философская наука (история и современность) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №2 (30). [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http:// cyberleninka.ru/article/n/ritorika-kak-filosofskaya-nauka-istoriya-i- sovremennost(дата обращения: 09.04.2017).
32. Соловьёв, В. С. Сочинения. В 2 Т. - М., 1990. - Т. 1. - 458-530 с.
33. Стернин И. А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2010. — 272 с.
34. Толкиен Дж.Р.Р. О волшебных сказках. М.: Прогресс, 1991. - 178 с.
35. Шепелев А. Н. Язык как инструмент власти //Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юридическая периодика, 2014. - № 4. - 10-15 с.
36. Farnsworth W. Farnsworth's Classical English Rhetoric. - New Hapshire: David R. Godine, 2010. - 256 p.
37. Manlove C. N. Modern Fantasy: Five Studies. New York: Cambridge University Press, 1975.
38. Manlove C. N. Science Fiction: Ten Explorations. Kent: Kent State University Press, 1986.
39. Rabkin E.S. The Fantastic in Literature [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]: http://www.unbsj.ca/ arts/ English/ jones/ pages/ texts/ others/ Bechtel.html, (дата обращения: 15.05.2017).
40. Slusser G. E. Introduction: The Concept of Mindscape. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1989.
41. Timmerman J. H. Other Worlds: The Fantasy Genre. Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1983.
42. Todorov T. The Fantastic: A Structural Approach to a Literary Genre. Cleveland: Press of Case Western Reserve University, 1973.
43. Tolkien, J.R.R. Tree and Leaf. London: Harper Collins Publishers, 2001
Список словарей и принятые сокращения
1. WBE - The World Book Encyclopedia. London: World Book Inc., 1992.
2. Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
3. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. - [Режим доступа]:http://bse.sci-lib.com/(дата обращения: 29.04.2017)
4. Губский Е. Ф. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 569 с.
5. ЛЭС - Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1990. - 685 с.
6. Немов Р С. Психология: словарь-справочник: в 2-х т. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. Т 2. - 352 с
7. Осипов Г. В. Социологический словарь. - М. : Норма, 2008. — 608 с.
8. ФЭС - Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 569 с.
Список источников примеров и принятые сокращения
1. LAL - Pratchett T. Lords and Ladies. - New York: Harper Torch, 2002. - 400 p.
2. WA - Pratchett T. Witches Abroad. - London: Random House, 2005. - 289 p.
3. H - Pratchett T. Hogfather. - London: Corgi Books, 2006. - 445 p.
4. AG - Gaiman N. - New York: HarperCollins Publishers, 2001. - 592 p.
5. AOS - Stroud J. The Amulet of Samarkand. - New York City: Disney - Hyperion, 2004. - 462 p.
6. GE - Stroud J. The Golem's Eye. - New York City: Miramax, 2005. - 576 p.
7. PG - Stroud J. Ptolemy's Gate. - New York City: Disney - Hyperion,
2007. - 512 p.