РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО ВНИМАНИЯ У МАЛЬЧИКОВ 10-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 8
1.1. Внимание и его роль в игровой деятельности баскетболистов 8
1.2. Психологические особенности игровой деятельности баскетболистов 17
1.3. Методы, средства развития и совершенствования внимания,
применяемые в игровых видах спорта
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
Глава 3 Анализ эффективности экспериментальной методики 32
3.1. Характеристика методики развития игрового внимания у мальчиков 10¬12 лет в процессе дополнительных занятий баскетболом 32
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы 41
Практические рекомендации 43
Список использованной литературы
Приложение
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 8
1.1. Внимание и его роль в игровой деятельности баскетболистов 8
1.2. Психологические особенности игровой деятельности баскетболистов 17
1.3. Методы, средства развития и совершенствования внимания,
применяемые в игровых видах спорта
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
Глава 3 Анализ эффективности экспериментальной методики 32
3.1. Характеристика методики развития игрового внимания у мальчиков 10¬12 лет в процессе дополнительных занятий баскетболом 32
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы 41
Практические рекомендации 43
Список использованной литературы
Приложение
Внимание - одно из самых сложных психических проявлений человека, которое занимает первостепенную роль в процессе его жизнедеятельности. В настоящее время в научной теории и практики накопилось достаточное количество работ, посвященных изучению функции внимания, его видов и свойств. Многими авторами изучены вопросы, касающиеся физиологии внимания, его структуры, онтогенетических особенностей и закономерностей.
В теории спорта вопросами психологической подготовки спортсменов занимаются многие исследователи, в частности, разработаны методические рекомендации по развитию внимания и различных его свойств в отдельных видах спорта [23, 25, 28]. Однако специалисты во многих видах спорта в большей степени отмечают значимость функции внимания и его свойств в специфической спортивной деятельности.
Также существует ряд научных работ по психологической подготовке баскетболистов, в которых авторами дается ряд методических рекомендаций по развитию и совершенствованию функции внимания [28, 36].
В целом анализ научной литературы показал, что в настоящее время в теории и практике спорта, в частности в баскетболе, существует минимальное количество сведений о формировании психических процессов у юных баскетболистов.
Как известно, современный баскетбол изобилует разнообразием сложнейших игровых ситуаций и в поле внимания игрока помимо мяча должны быть действия партнеров и соперников, причем не только происходящие в данный момент, но и те, которые могут совершиться в развитии текущего игрового эпизода и после него. На наш взгляд, проблема игрового внимания особенно значима при подготовке детей занимающихся баскетболом, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы функции внимания, необходимые для дальнейшего роста спортивного мастерства. Поэтому развитие внимания и методика его совершенствования в настоящее время, в условиях постоянно растущих требований к психическим качествам спортсменов в связи с повышением динамики игры, а также роста популярности баскетбола в целом, вызывает интерес у специалистов и тренеров во всем мире.
Объект исследования - процесс психологической подготовки юных баскетболистов.
Предмет исследования - методика формирования внимания у мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом.
Цель исследования - определение особенностей функции внимания у мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом для совершенствования методики формирования у них игрового внимания.
Гипотеза исследования - методика развития игрового внимания, включающая выполнение упражнений в усложненных условиях, позволит наиболее эффективно развивать внимание мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом и будет способствовать повышению результативности их игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
2. Разработать методику развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом и экспериментально проверить ее эффективность.
3. Разработать практические рекомендации для эффективного развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом
Практическая значимость состоит в разработке методики, позволяющей целенаправленно формировать игровое внимание у юных баскетболистов и может использоваться в процессе дополнительных занятий по баскетболу в условиях общеобразовательной школы, в процессе тренировочных занятий в ДЮСШ, а также в различных спортивных детских клубах
В теории спорта вопросами психологической подготовки спортсменов занимаются многие исследователи, в частности, разработаны методические рекомендации по развитию внимания и различных его свойств в отдельных видах спорта [23, 25, 28]. Однако специалисты во многих видах спорта в большей степени отмечают значимость функции внимания и его свойств в специфической спортивной деятельности.
Также существует ряд научных работ по психологической подготовке баскетболистов, в которых авторами дается ряд методических рекомендаций по развитию и совершенствованию функции внимания [28, 36].
В целом анализ научной литературы показал, что в настоящее время в теории и практике спорта, в частности в баскетболе, существует минимальное количество сведений о формировании психических процессов у юных баскетболистов.
Как известно, современный баскетбол изобилует разнообразием сложнейших игровых ситуаций и в поле внимания игрока помимо мяча должны быть действия партнеров и соперников, причем не только происходящие в данный момент, но и те, которые могут совершиться в развитии текущего игрового эпизода и после него. На наш взгляд, проблема игрового внимания особенно значима при подготовке детей занимающихся баскетболом, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы функции внимания, необходимые для дальнейшего роста спортивного мастерства. Поэтому развитие внимания и методика его совершенствования в настоящее время, в условиях постоянно растущих требований к психическим качествам спортсменов в связи с повышением динамики игры, а также роста популярности баскетбола в целом, вызывает интерес у специалистов и тренеров во всем мире.
Объект исследования - процесс психологической подготовки юных баскетболистов.
Предмет исследования - методика формирования внимания у мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом.
Цель исследования - определение особенностей функции внимания у мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом для совершенствования методики формирования у них игрового внимания.
Гипотеза исследования - методика развития игрового внимания, включающая выполнение упражнений в усложненных условиях, позволит наиболее эффективно развивать внимание мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом и будет способствовать повышению результативности их игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
2. Разработать методику развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом и экспериментально проверить ее эффективность.
3. Разработать практические рекомендации для эффективного развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом
Практическая значимость состоит в разработке методики, позволяющей целенаправленно формировать игровое внимание у юных баскетболистов и может использоваться в процессе дополнительных занятий по баскетболу в условиях общеобразовательной школы, в процессе тренировочных занятий в ДЮСШ, а также в различных спортивных детских клубах
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования, мы пришли к выводу, что внимание является одним из главных компонентов психики человека. От степени и уровня развития внимания зависит результат его деятельности, будь то трудовая, умственная или игровая. Изучение научно-методической литературы позволяет нам утверждать, что в психологической подготовке спортсмена очень важным является развитие внимания. Существующая практика развития и совершенствования функции внимания в баскетболе говорит о том, что формирование внимания, специфичного для данного вида игровой деятельности, как целостной системы отсутствует.
2. Разработана методика развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом включающая выполнение упражнений в усложненных условиях.
3. Разработанная методика развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом включающая выполнение упражнений в усложненных условиях, позволила улучшить результаты в показателях: объем, избирательность, произвольность внимания. Однако достоверный прирост произошел в показателе концентрация, распределение и переключение внимания. Так в тесте изучение объема внимания в экспериментальной группе прирост показателен выше, чем в контрольной на 0,4%. При анализе концентрации внимания прирост показателей в экспериментальной группе на 17% выше, чем в контрольной. По результатам избирательности внимания так же произошли изменения, но менее значительные. Улучшения в экспериментальной группе составили 8,6% по сравнению с контрольной. Произвольность внимания в экспериментальной группе также оказалась выше, чем в контрольной на 10,7%, внутригрупповой прирост составил 15,7% - в экспериментальной и 5% в контрольной. Наибольший прирост наблюдается в тесте на распределение и переключение внимания, в экспериментальной группе он составил 28,1%, а в контрольной - 8%, при этом, результаты являются статистически значимыми (р<0.05).
2. Разработана методика развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом включающая выполнение упражнений в усложненных условиях.
3. Разработанная методика развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом включающая выполнение упражнений в усложненных условиях, позволила улучшить результаты в показателях: объем, избирательность, произвольность внимания. Однако достоверный прирост произошел в показателе концентрация, распределение и переключение внимания. Так в тесте изучение объема внимания в экспериментальной группе прирост показателен выше, чем в контрольной на 0,4%. При анализе концентрации внимания прирост показателей в экспериментальной группе на 17% выше, чем в контрольной. По результатам избирательности внимания так же произошли изменения, но менее значительные. Улучшения в экспериментальной группе составили 8,6% по сравнению с контрольной. Произвольность внимания в экспериментальной группе также оказалась выше, чем в контрольной на 10,7%, внутригрупповой прирост составил 15,7% - в экспериментальной и 5% в контрольной. Наибольший прирост наблюдается в тесте на распределение и переключение внимания, в экспериментальной группе он составил 28,1%, а в контрольной - 8%, при этом, результаты являются статистически значимыми (р<0.05).
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОДАЧИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - Подвижные игры как средство развития быстроты у школьников 10-11 лет на уроках физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ
ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Методика развития скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - Развитие ловкости детей 10-11 лет посредством реализации национально-регионального компонента «Спортивная борьба» школьного курса по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Разработка технологии физической подготовки учащихся начальной школы на занятиях пионерболом в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-15 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



