Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 8
1.1. Внимание и его роль в игровой деятельности баскетболистов 8
1.2. Психологические особенности игровой деятельности баскетболистов 17
1.3. Методы, средства развития и совершенствования внимания,
применяемые в игровых видах спорта
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
Глава 3 Анализ эффективности экспериментальной методики 32
3.1. Характеристика методики развития игрового внимания у мальчиков 10¬12 лет в процессе дополнительных занятий баскетболом 32
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы 41
Практические рекомендации 43
Список использованной литературы
Приложение
Внимание - одно из самых сложных психических проявлений человека, которое занимает первостепенную роль в процессе его жизнедеятельности. В настоящее время в научной теории и практики накопилось достаточное количество работ, посвященных изучению функции внимания, его видов и свойств. Многими авторами изучены вопросы, касающиеся физиологии внимания, его структуры, онтогенетических особенностей и закономерностей.
В теории спорта вопросами психологической подготовки спортсменов занимаются многие исследователи, в частности, разработаны методические рекомендации по развитию внимания и различных его свойств в отдельных видах спорта [23, 25, 28]. Однако специалисты во многих видах спорта в большей степени отмечают значимость функции внимания и его свойств в специфической спортивной деятельности.
Также существует ряд научных работ по психологической подготовке баскетболистов, в которых авторами дается ряд методических рекомендаций по развитию и совершенствованию функции внимания [28, 36].
В целом анализ научной литературы показал, что в настоящее время в теории и практике спорта, в частности в баскетболе, существует минимальное количество сведений о формировании психических процессов у юных баскетболистов.
Как известно, современный баскетбол изобилует разнообразием сложнейших игровых ситуаций и в поле внимания игрока помимо мяча должны быть действия партнеров и соперников, причем не только происходящие в данный момент, но и те, которые могут совершиться в развитии текущего игрового эпизода и после него. На наш взгляд, проблема игрового внимания особенно значима при подготовке детей занимающихся баскетболом, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы функции внимания, необходимые для дальнейшего роста спортивного мастерства. Поэтому развитие внимания и методика его совершенствования в настоящее время, в условиях постоянно растущих требований к психическим качествам спортсменов в связи с повышением динамики игры, а также роста популярности баскетбола в целом, вызывает интерес у специалистов и тренеров во всем мире.
Объект исследования - процесс психологической подготовки юных баскетболистов.
Предмет исследования - методика формирования внимания у мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом.
Цель исследования - определение особенностей функции внимания у мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом для совершенствования методики формирования у них игрового внимания.
Гипотеза исследования - методика развития игрового внимания, включающая выполнение упражнений в усложненных условиях, позволит наиболее эффективно развивать внимание мальчиков 10-12 лет в процессе занятий баскетболом и будет способствовать повышению результативности их игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
2. Разработать методику развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом и экспериментально проверить ее эффективность.
3. Разработать практические рекомендации для эффективного развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом
Практическая значимость состоит в разработке методики, позволяющей целенаправленно формировать игровое внимание у юных баскетболистов и может использоваться в процессе дополнительных занятий по баскетболу в условиях общеобразовательной школы, в процессе тренировочных занятий в ДЮСШ, а также в различных спортивных детских клубах
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования, мы пришли к выводу, что внимание является одним из главных компонентов психики человека. От степени и уровня развития внимания зависит результат его деятельности, будь то трудовая, умственная или игровая. Изучение научно-методической литературы позволяет нам утверждать, что в психологической подготовке спортсмена очень важным является развитие внимания. Существующая практика развития и совершенствования функции внимания в баскетболе говорит о том, что формирование внимания, специфичного для данного вида игровой деятельности, как целостной системы отсутствует.
2. Разработана методика развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом включающая выполнение упражнений в усложненных условиях.
3. Разработанная методика развития функции внимания у мальчиков 10-12 лет на занятиях баскетболом включающая выполнение упражнений в усложненных условиях, позволила улучшить результаты в показателях: объем, избирательность, произвольность внимания. Однако достоверный прирост произошел в показателе концентрация, распределение и переключение внимания. Так в тесте изучение объема внимания в экспериментальной группе прирост показателен выше, чем в контрольной на 0,4%. При анализе концентрации внимания прирост показателей в экспериментальной группе на 17% выше, чем в контрольной. По результатам избирательности внимания так же произошли изменения, но менее значительные. Улучшения в экспериментальной группе составили 8,6% по сравнению с контрольной. Произвольность внимания в экспериментальной группе также оказалась выше, чем в контрольной на 10,7%, внутригрупповой прирост составил 15,7% - в экспериментальной и 5% в контрольной. Наибольший прирост наблюдается в тесте на распределение и переключение внимания, в экспериментальной группе он составил 28,1%, а в контрольной - 8%, при этом, результаты являются статистически значимыми (р<0.05).
1. Андреев,С. Н. Играй в футбол [Текст]/ С. Н. Андреев - М.:Поматур, 1999.-142 с.
2. Андрющенко, О.Н. Баскетбол [Текст] : учебное пособие / Андрющенко О. Н., Андрющенко Л. Б.- Москва :, 2015. - 88 с.
3. Афонский, В. И. Организация и содержание тренировочного процесса на этапах годичного цикла подготовки квалифицированных футболистов: [Текст]/ автореф. дис. ... канд.пед.наук / В. И. Афонский. - Тула, 2004. - 24 с.
4. Бабушкин, Г. Д. Психология - спорту : науч.-попул.изд. для учащихся спорт, пед. классов и студентов физкульт. учеб. заведений [Текст]/ / Г. Д. Бабушкин. - Омск : [б.и.], 1998. - 83 с.
5. Бабушкин, Г. Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» [Текст]/ Г. Д. Бабушкин. - Омск : [б.и.], 1996. - 81 с.
6. Беляев, М.А. Возрастная динамика внимания, импульсивности и познавательная устойчивость у детей 7-10 лет : автореф. дис. ... канд. биол. наук [Текст]/ М.А. Беляев, - Краснодар, 2003.-23 с.
7. .Бриль, М.С. Критерии модельных характеристик
высококвалифицированных хоккеистов [Текст]/ М.С. Бриль,
С.А.Самойлов / / Хоккей, 1984: ежегодник. - М., 1984.-С. 53-56.
8. Выготский, JI. С. Педагогическая психология : науч. изд. [Текст]/ Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 534 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ACT: Астрель : Люкс, 2005. - 670 с.
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]/ П. Я.Гальперин. - М.: Кн.дом. Ун-т; Ростов н/Д.: Феникс,1999. - 330 с.
11. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 101с.
12. Гогунов, E.H. Психология физического воспитания и спорта [Текст]/ Е. Н. Гогунов, Б. И .Мартьянов. - М. : Академия, 2000. - 288 с.
13. Голомазов, C.B. Футбол. В 15 вып. Вып.6. Быстрота и точность действий с мячом [Текст]/ С .В. Голомазов, Б. Г. Чирва. М. - Пески : [б. и. ] -1998.¬51 с.
14. Грасис, A.M. Специальные упражнения баскетболистов [Текст]/ A.M. Грасис. — М.: Физкультура и спорт, 1967. - 112 с.
15. Гуткина, Е.М. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н.И. Гуткина. - 4-е изд. - М.; СПб.: Питер, 2004. - 207 с.
16. Данилова, H.H. Психофизиология [Текст] / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект- Пресс, 1998.-373 с.
17. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Дормашев. - М. : Тривола, 1995.-347 с.
18. Кайл, Р. Тайны психики ребенка: детская психология [Текст] / Р.Кайл. - 3¬е междунар. изд. - СПб.: Прайм - Еврознак : Нева; М.: Олма - Пресс, 2002. -413 с.
19. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол [Текст] / пособие для учителей и методистов / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - Москва : Просвещение, 2013. - 111 с.
20. Кожевникова, З.Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста: специальные упражнения [Текст] / З.Я. Кожевникова. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-96 с.
21. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие и память [Текст]/ А.Д. Логвиненко - М.: Просвещение, 1967.-150 с.
22. Мельникова, Л. Ю. Баскетбол для начинающих [Текст]: программа внеурочной деятельности / Л. Ю. Мельникова. - Самара : Офорт, 2016. - 34 с.
23. Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена [Текст]/ Р. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
24. Поляков, М.И. Развиваем внимание: 1-9 классы [Текст]/ М. И. Поляков // Физическая культура в школе. - 1997. - №2. - С.42-46.
25. Попов, A.JI. Спортивная психология [Текст]/ A.T. Попов. - М.: Флинт, 1998. - 152 с.
26. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001.- 142 с.
27. Родионов, A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат [Текст]/ А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 115 с.
28. Родионов, A.B. Психологическая подготовка баскетболиста : метод, рек. [Текст]/ А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт,1988. - 56 с.
29. Родионов, A.B. Психофизическая тренировка [Текст]/ A.B. Родионов. - М.: Дар, 1995 .- 64 с.
30. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст]/ C.JI. Рубинштейн. - Спб.; М.; Харьков; Минск : Питер, 1999. - 712 с.
31. Сиккут, Т.К. Динамика и взаимосвязь двигательных способностей, свойств внимания и оперативного мышления у борцов в процессе многолетней тренировки : атореф.дис. ... канд. пед. наук [Текст]/ Т. К. Сиккут. - М., 1987.-20 с.
32. Соловьев, О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников [Текст]/ О.В. Соловьев // Вопросы психологии. - 2003. - №3 (май - июнь). - С.22-34.
33. Судат, М.И. Внимание как действие контроля и его формирование в хоккее [Текст]/ М.И. Судат, Н.П. Филатова // Сибирская акад. Физ. культуры. Научные труды: ежегодник. - Омск, 2001. - с. 119-121.
34. Уэйнберг, P.C. Основы психологии спорта и физической культуры [Текст]/ P.C. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимп, лит., 2001. - 335 с.
35. Хромина Т.В. Психологические основы развития игрового мышления у баскетболистов [Текст] / Т.В. Хромина, В.Н., Сопов // Монография. - Хабаровск, ДВГАФК, 2013. - 137 с.
36. Хитайленко, H.A. Для развития внимания: (организация урока
физической культуры) [Текст]/ H.A. Хитайленко // Физическая культура в школе.-2003,- №7.-С.37-38.