Введение 3
Глава 1. Теоретические основы репрезентации психологизма в художественном произведении 6
1.1. Традиции психологизма в викторианской английской литературе 6
1.2. Способы и средства раскрытия психологии героев в художественной
литературе 17
Выводы 28
Глава 2. Особенности репрезентации психологизма в романе Шарлоты Бронте «Джейн Эйр» 30
2.1. Семантика художественных деталей в романе Шарлоты Бронте «Джейн
Эйр» 30
2.2. Время и пространство как способы репрезентации психологизма в романе
Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»
2.3. Содержание внутреннего конфликта в романе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Литература викторианской эпохи представляет собой весьма ценный для изучения феномен. Художественные произведения литературы английского викторианства представляют для читателя ценнейший источник информации о специфике культуры, жизненного уклада, психологии, философии культуры Англии.
Содержание произведений художественной литературы находится в постоянной трансформации под влиянием какой-либо конкретной эпохи. Читая литературное произведение, мы соприкасаемся не только с культурной составляющей художественного произведения, но и с пространственным наполнением действительности той или иной исторической эпохи.
К одной из фундаментальных характеристик окружающей реальности, которая, в силу своей универсальности, всегда так или иначе воспроизводится в тексте художественного произведения любого жанра, направления и стиля можно отнести психологизм произведения. Психологизм представляет собой важнейшее свойство художественного произведения, которое позволяет глубже понять человеческую душу, вникнуть в смысл поступков персонажей.
В данной работе представлена попытка рассмотреть особенности психологизма романа Ш. Бронте «Джейн Эйр».
Объект исследования - психологизм в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
Предмет исследования - средства репрезентации психологизма в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр.
Цель данного исследования состоит в анализе особенностей психологизма романа Ш. Бронте «Джейн Эйр», а также изучении особенностей, которые проявляются при актуализации структурного компонента, выраженного в уникальной композиции произведения и архитектонике текста.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть традиции психологизма в викторианской английской
литературе;
- выделить основные способы и средства раскрытия психологии героев в художественной литературе;
- осуществить анализ семантики художественных деталей в романе Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»;
- рассмотреть особенности репрезентации хронотопа как способа репрезентации психологизма в романе Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»;
- изучить специфику содержания внутреннего конфликта в романе.
Цели и задачи работы определили выбор следующих методов анализа:
• общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, интерпретация;
• частно-научные методы: семантический; стилистический; описательный; дефиниционный анализ;
• метод сплошной выборки.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях творчества Ш. Бронте, в частности в изучение проблемы психологизма романа «Джейн Эйр».
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в работе теоретический и практический материал может быть использован при подготовке к семинарским занятиям по аналитическому чтению, интерпретации, в спецкурсах и семинарах, посвященных углубленному изучению викторианского романа, творчеству Ш. Бронте. Работа также может быть использованной для проведения аналогичного исследования по другим произведениям английской литературы.
На основании вышеизложенного были сделаны следующие выводы.
Полагаем, что психологизм представляет собой освоение и изображение внутреннего мира героя средствами художественной литературы. На ранних этапах развития литературы о психологизме говорить нельзя. Преимущественно авторы пишут о поступках и совсем кратко - об их мотивах. В изображении даются лишь внешние симптомы чувств, не происходит вторжения в сознание. Даётся патетическая картина чувств, предельных в своей силе и яркости. Важен ритуальный характер проявления чувств.
В качестве основных приемов раскрытия психологизма героя
художественного произведения можно выделить следующее:
- форму повествования от первого лица. Такая форма изображения чувств имеет силу воздействия и художественной убедительности. Но внутренний мир других героев остаётся недостаточно раскрытым. Создаётся монотонное психологическое изображение;
- форму повествования от третьего лица снимает многие условности первого приёма. Этот приём психологизма позволяет без ограничений ввести читателя во внутренний мир героя, объясняет причины, мотивы происходящего. Этот приём расширяет возможности психологического изображения;
- внутренний монолог - непосредственная рефлексия героя, имитация психологических законов внутренней речи;
- сны героя - раскрывают подсознательное, иррациональное;
- детали, приобретающие психологический характер, вещный мир, пейзаж и интерьер;
- наличие героев-двойников - воплощение раздвоенности материального сознания героя.
Были изучены художественные задачи психологизма, его место в системе произведения, его внутренняя структура. Были рассмотрены общие черты психологизма в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр» вышел в свет под мужским псевдонимом Каррер Белл (следуя традиции любимой писательницы Жорж Санд), но был отклонен многими издательствами: необычность его поэтики не вызывала коммерческого доверия издателей. Наконец, в августе 1847 года его прочел У. Уильямс, редактор издательства «Смит, Элдер и Ко».
Он, согласно свидетельству писательницы Элизабет Гаскелл, первому биографу Шарлотты Бронте, был поражен его оригинальностью. Лишь немногие современники сразу угадали, что за мужским именем прячется женщина. Роман быстро завоевал любовь читателей, став одной из самых популярных книг в Англии наряду с книгами Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея.
По сей день это, на первый взгляд, незамысловатое произведение пользуется большим успехом читателей, подкупая неподдельной искренностью, теплотой чувства и обещанием заслуженной награды в череде жизненных испытаний.
Стоит отметить, что в романе Ш. Бронте доминирующим способом изображения психологических особенностей героев романа служит косвенный психологизм, т.е. процесс передачи психологических состояний в их внешних выражениях, жестах, характерах речи, мимике.
В данном случае особенности психологических переживаний героев лишены прямого анализа, сам психологический подтекст остается ввнутри произведения. Тем не менее, данный метод подачи психологизма романа служит большему уплотнению повествования и придает узнаваемость, запоминаемость персонажам.
Также Ш. Бронте предпочитает изображать героев посредством создания психологических портретов. Такого рода психологические портреты связывают внешние характеристики персонажей с особенностями их внутреннего мира, указывают на состояние их душ, сосредотачивая внимание читателей на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях персонажа.
В ходе исследования были выделены два способа изображения психологического портрета в романе Ш. Бронте:
- внутренний мир героя соответствует его внешнему описанию; в портретном описании внешность героя соответствует его внутреннему миру;
- соотношение внешности персонажа и его внутреннего мира основано на принципе контраста.
В основе первого способа психологической портретной характеристики положено убеждение автора (а вслед за ним и читателя) в том, что внешность человека - «зеркало его души». Именно портрет данного типа является доминирующим в романе Джейн Эйр.
Психологическую деталь достаточно трудно отделить от портретной, т. к. они очень взаимосвязаны между собой. У Ш. Бронте психологическая деталь является как бы продолжением портретной детали, дает нам более полное представление о герое.
Таким образом, портреты-характеристики в романе Джейн Эйр обладают существенной смысловой нагрузкой в процессе создания законченных, личностных, цельных структур.
Внешние характеристики героев не только помогают писательнице при воплощении чисто иллюстративной канвы рассказов, но и имеют большое функциональное значение для раскрытия сложного внутреннего мира главных героев романа.
Проделанный анализ позволяет сделать вывод о том, что в образах- характерах, созданных Ш. Бронте весьма продуктивно взаимодействует опыт Бронте-психолога и Бронте-писателя.
В результате проведенного анализа функций пейзажа можно сделать вывод о том, что у Ш. Бронте он очень ярок, неповторим и способствует созданию художественного пространства, придает индивидуальный оттенок произведению и служит глубокому раскрытию психологизма произведения.
Был сделан вывод о том, что автор в процессе изображения внутреннего конфликта героев в романе «Джейн Эйр» словно обращается непосредственно к читателю в лице своей героини. Для более яркого изображения характера главной героини Бронте рисует ее образ через призму конфликта, который постоянно присутствует в повествовании в той или иной форме: в противопоставлении персонажей, во внутренних переживаниях героини, в ее поступках и отношениях с окружающими.
В изображении конфликтных ситуаций автору способствует даже описание пейзажа. Конфликт и конфликтная ситуация используются в романе как художественное средство, помогающее понять позицию автора, которая неизменно принимает сторону своей главной героини. Выбор языковых средств и формы повествования позволяет также в образе главной героини увидеть личность самой Шарлотты Бронте. Романтичные описания природы, готические очертания усадьбы Торнхилл, мрачное обаяние ее хозяина выдают эмоциональную натуру писательницы, а ее сильный дух и твердые убеждения демонстрирует главная героиня - такая бесстрашная и такая ранимая Джейн Эйр.
«Джейн Эйр» - одно из самых известных произведений в мире. Книга, которая с годами не потеряла своего обаяния и актуальности. Роман, на котором выросло не одно поколение, был экранизирован множество раз, но ни один фильм не сможет передать всю его силу и прелесть. Бессмертное произведение Шарлотты Бронте перечитывают снова и снова. В юношеском возрасте роман учит благоразумию, в зрелом - искренней и всепрощающей любви. До сих пор «Джейн Эйр» по праву занимает самые высокие позиции в рейтингах мировой литературы.
Данная работа в рамках рассмотрения психологизма может быть
использована для проведения аналогичного исследования по другим
произведениям англоязычной литературы.
1. Введение в литературоведение / Под. ред. Г.Н. Поспелова. - М.: Высшая школа, 2010. - 456 с.
2. Гурова И.Г. Роман «Джейн Эйр». - М.: «Московский Дом книги», 2007. - 192 с.
3. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. - М.: Академия естествознания, 2010. - 248 с.
4. Гинсбург Л.Я. О психологической прозе. - М.: Художественная
литература, 2010. - 321 с.
5. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. - СПб.: Питер, 2013. - 456 с.
6. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.:
Просвещение, 2011. - 345 с.
7. Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Уральского государственного университета. - 2012. - № 35. С. 28-44.
8. Иванова И.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филологические науки. - 1994. - № 5-6. С. 25.
9. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Питер, 2009. С. 47-48.
10. Михайловский Б. Урбанизм // Литературная энциклопедия. - М.:
Художественная литература, 1939. Т.11. С. 606-609.
11. Проскурин Б. Художественный психологизм до и после Фрейда (русский и зарубежный опыт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologicalstudies/org/dokumenti/2008/vol1/3/5.pdf. (дата обращения: 10.02.2016).
12. Семенов Н.А. К проблеме конфликта художественного текста // Вестник Югорского гос. ун-та. - 2011. - Вып. 1 (20). С. 101-106.
13. Соколова Н.И. Романы Шарлотты Бронте. Концепция личности // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М.: АСТ, 2009. С. 86-95.
14. Соколова Н.И. Шарлотта Бронте: эстетика, концепция личности в творчестве: автореф. дис. канд. филол. наук; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М., 1990. - 116 с.
15. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте: очерк жизни и творчества. - М.:
ЭКСМО, 2009. - 103 с.
16. Тахо-Годи М.Л. Стилевые функции пейзажа в «Жан-Кристофе» Р. Роллана // Филологические науки. - 1973. - № 3.
17. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: АСТ, 2012. С. 34.
18. Шамина Н.В. Роль английских женщин-писателей 19 века в становлении реалистической эстетики// Социальные и гуманитарные исследования: межвуз. сб. науч. тр. - Саранск, 2012. С. 356-358.
19. Alexander Ch., Smith M. The Oxford Companion to the Brontes. - USA: Oxford University Press, 2011. - 640 p.
20. Case A. A. Plotting Women. Gender and Narration in the Eighteenth- and Nineteenth-Century British Novel. London: University of Virginia Press, 1999. - 240 p.
21. Chapman R. Forms of Speech in Victorian Fiction. London: Longman, 1994. - 263 p.
22. Charlotte B. Jane Eyre [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://liteka.ru/library/read/33/1 (дата обращения: 14.02.2016).
23. Cohen M. Professional Domesticity in the Victorian Novel: Women, Work and Home. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 216 p.
24. Foster Sh. Victorian Women's Fiction: Marriage, Freedom, and the Individual. S. 1. : Croom Helm Ltd., 1985. - 240 p.
25. Gaskell E. The Life of Charlotte Bronte / Ed. by E. Jay. London: Penguin Books, 1997. - 494 p.
26. Gender Roles and Sexuality in Victorian Literature / ed. by Ch. Parker. Al-dershot: Scolar Press, 1995. - 194 p.
27. Ingham P. The Brontes. - Oxford University Press, 2012. - 304 p.
28. James W. The Stream of Consciousness // Modernism: Critical Concepts in Literary and Cultural Studies. / ed. T. Middleton. - London and N.Y: Routlage, 2011. P. 27-36.
29. Letissier G. The Crimson Petal and the White: a Neo-Victorian Classic // Colloque Rewriting / Reprising - La reprise en literature (Lyon, France, 13-14 octobre 2006). - Nantes: University of Nantes, 2014. P. 1-8.
30. May K.M. Out of the Maelstrom. Psychology and the novel in the Twentieth Century. - London: Unwin Brothers Limited, 2010. P. 23.
31. The Cambridge Guide to Women's Writing in English / ed. by L. Sage. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 704 p.
32. Valenine K. Psychoanalysis, Psychiatry and Modernist Literature. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. - 345 p.