Введение 5
1. Теоретические аспекты взаимосвязи компьютерных игр и суицида у
старшеклассников 10
1.1. Понятие, характеристика и особенности подросткового суицида 10
1.2. Влияние компьютерных игр на старшеклассников 15
1.3. Психологические характеристики «гемблинг-зависимых»
подростков 21
Выводы по главе 1 26
2. Эмпирическое исследование влияния компьютерных игр на суицид у
старшеклассников 28
2.1. Организация, этапы и методы исследования 28
2.2. Диагностика влияния компьютерных игр на суицид
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. Важной социальной проблемой национального масштаба Российской в Федерации является суицид. Уровень самоубийств в стране остается одним из самых высоких в мире. По общему числу самоубийств Россия находится на четвертом месте в мире - после Индии, Китая и США.
Крайне неблагоприятна ситуация в нашей стране с детскими и подростковыми самоубийствами. Согласно данным отдела ГНЦ имени В. П. Сербского Россия занимает одно из первых мест по частоте самоубийств среди детей и подростков. Врачи констатируют, что, если c 2012 года частота суицида взрослых в России постепенно снижается, то по аналогичному показателю для подростков положительных тенденций нет: из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет - 16,3. Среднемировая величина в три раза ниже. При среднем показателе в мире - 7 случаев на 100 тысяч, в последние 5 лет частота суицидов в России составляет 20 случаев на 100 тысяч подростков [].
По данным Следственного комитета РФ, за 9 месяцев 2014 года в России было совершено 611 суицидов несовершеннолетними. За два весенних месяца 2014 года только на территории Москвы было зарегистрировано более 200 попыток самоубийств несовершеннолетними (за аналогичный период 2013 года таких случаев было выявлено 150). По статистике, в день врачам поступает по 3-4 вызова, касающихся подростков, которые добровольно решили уйти из жизни [].
Согласно заключению ВОЗ, в России признано наличие чрезвычайной ситуации, поскольку в течение длительного времени количественный показатель самоубийств многократно превышает установленный критический уровень. Наиболее критическим является возраст подростков от 15 до 18 лет. Согласно статистике, каждый 12-й
подросток в России ежегодно совершает попытку самоубийства и большое их количество оказывается завершенными [].
В современном мире компьютерная индустрия набирает обороты в развитии, а компьютерные технологии становиться все более доступными для населения. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения противоречия между необходимостью использования компьютера в современном мире, в том числе старшеклассниками и высокими показателями суицида среди подростков.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проблема изучения влияния компьютерных игр на подростков в целом и на суицид, в частности, привлекла особое внимание психологов в последние годы. В научных трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов: П. Карлтон, В. Слуцки, Е. Холландер, С. Эйсен, А. В. Гоголева, А.Ю. Егоров, В.Л. Малыгин, В.Д. Менделевич, А.И. Серавин, Г.С. Хвостиков, Л.Н. Юрьева и др. описано влияние компьютерных игр на психику человека, дается анализ причин возникновения гемблинг-зависимости, представлена диагностика компьютерной зависимости подростков.
Старшеклассники являются группой, наиболее подверженной компьютерной зависимости, поэтому в исследованиях психологов (А.Г. Амрумова [], А.Н. Волкова [], О.П. Ворсина [], Е.М. Вроно [] и Н.А. Ратинова [], В.К. Хорошко []) наиболее часто рассматриваются вопросы влияния компьютерных игр на подростков, так как они являются основными пользователями, и в силу возрастных психологических особенностей неспособны самостоятельно справиться с формированием гемблинг-зависимости.
Тем не менее, влияние компьютерных игр на психологию подростка - проблема на сегодняшний день малоизученная и неоднозначная. Проведенные исследования показывают, что компьютерные игры определенно имеют влияние на формирование когнитивных установок подростков - тех оценочных суждений, которые являются причиной поведенческих и эмоциональных реакций индивида. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для формирования когнитивных установок. Исследователи (А.Г. Амбрумова, Е.М. Бруно, Н.Д. Кимбрик) в этой связи выделяют подростков в «группу суицидального риска» и отмечают принципиальное отличие суицида подростка от суицида взрослого человека.
В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии является исследование влияния компьютерных игр на старшеклассников, приводящее их к суициду.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что в современном мире компьютер является неотъемлемой частью жизни подростков. За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день []. Большую часть времени за компьютером у подростков занимают игры. Подростковый возраст (10-18 лет) - это период переходного возраста и активного психического развития. В этот период дети копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, в том числе, которые им предлагаются через компьютер, в частности в компьютерных играх. Для незрелых, внушаемых детей старшего школьного возраста увеличивается риск влияния компьютерных игр на формирование суицидального поведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут применяться в психологической и педагогической практике: консультирования
подростков и их родителей о влиянии компьютерных игр на психику старшеклассников, о возможностях профилактики и борьбы с гемблинг- зависимостью. Результаты данного исследования могут применяться в педагогической психологии, социальной психологии и организационном консультировании.
Объект исследования: суицид у старшеклассников.
Предмет исследования: влияние компьютерных игр на суицид у старшеклассников.
Целью работы является исследование взаимосвязи компьютерных игр и суицида у старшеклассников.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие предположения:
1. Чрезмерное увлечение компьютерными играми формирует гемблинг-зависимость, что приводит старшеклассников к негативному психическому состоянию.
2. Суицидальное поведение опосредовано психическим состоянием старшеклассников, которое формируется под воздействием компьютерных игр.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику и описать особенности подросткового суицида.
2. Определить влияние компьютерных игр на старшеклассников.
3. Выявить психологические особенности «гемблинг-зависимых» старшеклассников.
4. Провести эмпирическое исследование влияния компьютерных игр на суицид у старшеклассников.
Методы и методики исследования:
В соответствии с целями и задачами исследования в работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической
литературы и научно-практических работ по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование по методике К.Янга в адаптации к гемблинг-зависимости А.В. Гришиной, Опросник Г.Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный Н.В. Нерешенной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту, критерий Пирсона.
Опытно-экспериментальной базой явилась средняя
общеобразовательная школа № г. Казань, Республика Татарстан. Выборку составили 100 человек в возрасте 15-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, диагностика влияния компьютерных игр на суицид старшеклассников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: теоретической и практической. В первой главе дается сущностно-содержательная характеристика основных понятий предмета исследования и их взаимосвязь, описываются возрастные особенности старшеклассников, определяются современные формы и методы, направленные на формирование адекватного эмоционального состояния и поведения у старшеклассников.
Во второй главе приводится описание организации и методики исследования, анализ и интерпретация результатов исследования.
1. Алексеевец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции / О. Г. Алексеевец // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 5: Психология, социальная работа. - С. 185-189.
2. Бачило Е.В. Факторы риска развития суицидального поведения (обзор) / Е.В. Бачило //Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т. 8. - № 2. - С. 403-409.
3. Венгер А. Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития / А.Л. Венгер. - М.: АСТ, 2010. - C. 34.
4. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выгодский, собр. Соч. в 6-ти томах, том 4-й. - М.: Эксмо, 2010 . - 512 с.
5. Галицын С. В. Формирование оптимального уровня физического и психоэмоционального состояния «компьютерных аддиктов» путем совместного использования компьютерных и спортивных игр / С. В. Галицын // Адаптивная физическая культура. - 2014. - №1(21). - С. 27-31.
6. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 240 с.
7. Голосуем за жизнь вместе: о профилактике подросткового суицида // Школьный психолог (Прил. К газ. «Первое сентября»). - 2014. -№ 8. - С. 37-39.
8. Гранина Н. Смерть - это ведь конец всему. Почему по количеству детских суицидов Россия занимает первое место в мире [Электронный ресурс] / Н. Гранина // Lenta.ru. - 10 ноября 2014 г.
9. Друзин В.Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков / В. Н. Друзин // Инновации в образовании. - 2011. -
№ 5. - С. 75-82.
10. Дубровина О.В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией / О. В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 333-341.
11. Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) [Электронный ресурс] / А. Ю. Егоров. - Режим доступа: http: //www.narcom.ru/cabinet/online/88. html
12. Зимина К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков / К. И. Зимина // Современная психология: материалы II междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 43-45.
13. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. Иванов // URL: http://flogiston.ru/proj ects/articles/gameaddict2 .shtml
14. Каршибаева Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте / Г. А. Каршибаева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 663-665.
15. Кильдишова Е. В., Самсонкина Д. Д. Особенности проявления компьютерной зависимости подростков и старшеклассников / Е. В. Кильдишова, Д. Д. Самсонкина // Сборник научно-практической конференции ученых и студентов с дистанционным участием. - Новосибирск, 2014. - 184 с.
16. Максимов А.А. Особенности развития личности людей с компьютерно-игровой зависимостью / А. А. Максимов // Вестник РГГУ. -
2009. - № 7. - С. 85-96.
17. Малыгин В.Л., Антоненко А.А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к интернет-зависимому поведению / В.Л. Малыгин // Вопросы психологии. - 2012. - 311 с.
18. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А. Методологические подходы к раннему выявлению интернет- зависимого поведения Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. Учебное пособие / В.Л. Малыгин. - М.: МГМСМУ, 2011. - 210 с.
19. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии /В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2014. - 768 с.
20. Овчинников А. А., Короленко В. В. Современные тенденции суицидального поведения у лиц с компьютерной аддикцией / А. А. Овчинников // Сборник статей ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск). - Новосибирск, 2014. - 98 с.
21. Первова И.Л. Социальный аспект аддикций / И.Л. Первова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. 10, № 4. - С. 186-197.
22. Пигаев А.И. Гедонистическая магия против психологии аддиктивного поведения / Пигаев А.И. // Мир психологии. - 2008. - № 4. - С. 13-23.
23. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. Пособие; Рос. Акад. Образования, Моск. Психол.-соц. Ин-т. / И. А. Погодин. - М.: Флинта, 2013. - 336 с.
24. Посельская Л.Ю. Диагностика склонности к суициду у подростков / Л.Ю. Посельская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 37-2. - С. 16-21.
25. Серавин А. И. Виртуальная психология: определение предметной области и выявление методологический особенностей / А. И. Серавин. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 601 с.
26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007, 350 с.
27. Синягин Ю. В. Детский суицид: психол. Взгляд; Министерство образования и науки РФ, Науч. Программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании» / Ю. В. Синягин. - СПб.: КАРО, 2013. - 176 с.
28. Солдатов Д. Психологическая диагностика склонности подростков к аддиктивному поведению / Д. Солдатов // Социальная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 97-105.
29. Технологии профилактики аддиктивного (зависимого) поведения : учеб. -метод. Комплекс: учеб. -метод. Пособие для студ. Вузов, обуч. По направл. Пед. Образования / [кол. Авт.: Т. В. Маликова (отв. Ред.), Е. Л. Шевченко и др.] ; Рос. Гос. Пед. Ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 189 с.
30. Усова Б.Б. Психология девиантного поведения. Учебно-методический комплекс / Б.Б. Усова. - Мн.: Изд-во МИУ, 2010. - 179 с.
31. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС,
2010. - 351 с.
32. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии / М.В. Чумаков // дисс, 2007, 440 с.
33. Шкуричева Н. А. Педагогическая профилактика детского суицидального поведения / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 18-24.
34. Штейнберг Э. Линия жизни: профилактика суицидальных тенденций у подростков / Э. Штейнберг // Школьный психолог (Прил. К газ. «Первое сентября»). - 2014. - № 5 - С. 22-25; № 6. - С. 22-27.
35. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: «Пороги», 2010. - 196 с.
36. Епанчинцева Г.А., Методологические, теоретические, методические основания скрининговых исследований суицидальных намерений подростков / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 9). С. 2085-2089.
37. Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях/ Т.С. Павлова //
Современная зарубежная психология. - 2013. - № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65490.shtml
38. Церковникова Н.Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению / Н.Г. Церковникова // Суицидология. - 2011. - №2. - С. 12-14.