Введение 3
I глава. Теоретические аспекты исследования омонимов в английском и
русском языках 5
§1.1 Общая характеристика понятия омонимии 5
§1.2 История возникновения омонимов в английском языке 7
§1.3 История возникновения омонимов в русском языке 19
Выводы по I главе 24
II глава. Сопоставительный анализ омонимии в английском и русском
языках 25
§2.1 Сравнение классификаций омонимов в английском и русском
языках 25
§2.2 Сопоставительный анализ омонимии в английском и русском
языках 30
§2.3 Комплекс упражнений и заданий на английскую омонимию по
учебникам «Millie» Азарова С. И., Дружинина Э. Н. и «English» Кузовлев В. П., Лапа Н. М 33
Выводы по II главе 45
Заключение 46
Список использованной литературы
Изучение языка как системы знаков предполагает особое внимание к явлению омонимии. Проблема омонимии является частью более общей проблемы соотношения формы и содержания в языке, что делает ее глубокое теоретическое изучение необходимым. Необходимость изучения омонимии вызывается также и потребностями прикладной лингвистики. Этой проблемой занимались многие ученые-языковеды. В отечественном языкознании ей уделяли внимание В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, И.С. Тышлер, О.С. Ахманова и многие другие. Из зарубежных авторов следует особо отметить Ш. Балли, Л. Блумфилда и Уильямз.
Целью является сопоставление омонимии в английском и русском языках и анализ данного явления. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
• Рассмотреть различные определения омонимии;
• выявить источники омонимии;
• проанализировать и сопоставить классификации омонимов в
английском и русском языках;
• составить комплекс упражнений, облегчающих усвоение омонимов учащимися.
Тема моей дипломной работы особенно актуальна, так как омонимия представляет собой определённую помеху в процессе коммуникации, во время общения на иностранном языке или при попытке перевода какого-то текста, когда необходимо определить, какое именно значение слова соответствует контексту речи. Также слова-омонимы являются проблемой и для говорящего, который вынужден подбирать слова с целью однозначности понимания его высказываний.
Объектом данной работы является омонимия английского языка.
Предметом рассмотрения являются омонимы, встречающиеся учащимся II - VII классов в учебниках по английскому языку «Millie» Азарова С. И., Дружинина Э. Н. и «English» Кузовлев В. П., Лапа Н. М.
Практическая ценность работы состоит в применении результатов работы в практике преподавания английского языка в школе, при составлении учебных пособий, подготовки лекций и семинаров, а также при дальнейшем, более глубоком, изучении данной темы.
Новизна работы заключается в разработке комплекса упражнений по учебникам «Millie» Азарова С. И., Дружинина Э. Н. и «English» Кузовлев В. П., Лапа Н. М., которые могут использоваться отдельно от учебников для закрепления, активизации и систематизации омонимичных явлений.
В настоящей работе была сделана попытка дать описание омонимии английского языка. В связи с противоречивостью описаний омонимики, имеющихся в лингвистической литературе, исследование пришлось начать с выявления понятий омонимии. Были сформулированы основные понятия омонимики: «Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему значению».
Кроме того были раскрыты причины и пути становления омонимии. Можно сделать вывод, что причины, лежащие у истоков омонимии, связаны в первую очередь с историческим развитием языковой системы, с теми фонетическими, фонологическими, морфологическими, семантическими и т.д. видоизменениями, которые претерпевает язык в процессе своего существования. Омонимы в ряде случаев возникают из полисемии, подвергнувшейся процессу разрушения. Но омонимы могут возникнуть и в результате случайных звуковых совпадений.
От омонимов нужно отличать омофоны и омографы. Омонимы различают лексические, морфологические, лексико-грамматические, которые создаются в результате конверсии, когда данное слово переходит в другую часть речи. Особенно много лексико-грамматических омонимов в английском языке.
Анализ учебников«Millie»(2-4 класс), « English» (5-7 класс) показал отсутствие заданий и упражнений на закрепление, активизацию и систематизацию омонимичных явлений. Поэтому нами был разработан примерный комплекс заданий и упражнений на формирование навыков и умений употребления омонимов и омоформ.
Упражнения помогут учащимся запомнить, активизировать и систематизировать достаточно большой объем омонистичных слов, а также будут полезны при составлении собственных заданий и упражнений.
Таким образом, мы достигли всех задач, которые были поставлены в начале исследования:
1) определено и описаноть понятие омонимия;
2) выявлено источники омонимии;
3) рассмотрены классификации омонимов в английском и русском языках;
4) сопоставлена омонимия в английском и русском языках;
5) составлены упражнения, облегчающие усвоение омонимов.
1. Абаев В.И. О подаче омонимов в словарях // Вопросы языкознания.- 1957.- №3.- с.34-38.
2. Азарова С. И., Дружинина Э. Н. Английский язык:
Милли/М1Ше:Учебник для 2-4 кл. общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010. - 238с.
3. Айбатов Л.Р. Англо-русский словарь фонетических омонимов / Л.Р. Айбатов. - М. : Рус. яз. - Медиа, 2008. - 345с.
4. Антрушина Г. Б. «EnglishLexicology», Москва: Издательский дом Дрофа 1999. - 288 с.
5. Аракин, В.Д. Омонимы в английском языке / Инфра-М - 2008. - 222 с.
6. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка ( на англ. языке). - М.,1973. - 304с.
7. Арсеньева М.Г. Многозначность и омонимия / М.Г. Арсеньева, Т.В. Строева, А.П. Хазанович. СПб. : Питер, 2009. - 189с
8. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы английского языка. М. : Прогресс, 2003. - 243с.
9. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 288-294.
10. Дубенец Э.М. Современный английский язык. Лексикология: Пособие для студентов гуманитарных вузов - М./СПб.:ГЛОССА/КАРО, 2004.- С.126-131
11. Евсеева И.В., Современный русский язык: Курс лекций / И. В. Евсеева, Т. А. Лузгина, И. А. Славкина; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с., 2007.
12.Зализняк А.А. Феномен многозначности и способы его описания. // Вопросы языкознания. - 2004, №2 с. 20-45.
13. Зыкова И. В. Практический курс английской лексикологии = A Practical Course in English Lexicology: Учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. ин. языков / Ирина Владимировна Зыкова.-М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
14. Кронгауз М.А. Семантика. - М.: Российский государственный
университет, 2011. - 412с.
15. Кузовлев В. П. Учебник для 5-7 классов общеобразовательных учреждений/ В. П. Кузовлев и др., базовый уровень, «Просвещение», 2014. - 377с.
16. Кузовлев В. П. Книга для учителя / В. П. Кузовлев и др., «Просвещение», 2014. - 87с.
17. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл.ред. В.Н.Ярцева.- М.:Книга,1990.- 345с.
18. Малаховский Л.В. Словарь английских омонимов и омоформ: ок. 9000 омонимических рядов - М.: Рус. яз., 1995. - 624 с.
19. Малаховский, Л.В. Теория лексической омонимии [Текст] /
Л.В. Малаховский. - Л., 1990. - С. 83.
20. Малаховский Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии. - М. : 2007. - 140с.
21. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов.- М.:Наука, 2006.- 826с.
22. Новый англо-русский словарь:Ок.160000 слов и словосочетаний/ В.К.
Мюллер, В.Л. Дашковская, В.А. Каплан и др.- 4-е изд., стер.-М.: Русский язык, 1997.- 880с.
23. Новый Большой англо-русский словарь: В 3т./ Ю.Д. Апресян, Э.М. Медникова, А.В. Петрова и др./ Под общ. рук. Ю.Д. Апресяна и Э.М. Медниковой.- 3-е изд., стер.- М.: Русский язык, 2012.- 832с.
24. Петров Т.И. Основы семасиологии. - Минск : Высшая школа, 2009с. - 450с.
25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
26. Розенталь Д.Э. Словарь справочник лингвистических терминов. М., 2000. - 150с.
27. Светлова О.М., Грамматическая омонимия в современном английском языке. необходимость изучения данного явления. - Пенза. 2000. - 32 с.
28. Словарь иностранных военных сокращений /Под ред.М.П. Егорова. - М.:-Военное издательство МОСССР, 1989.- 224с.
29. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М., 1956. - 330c.
30. Современный русский язык. Лексикология /Под ред. Л.А. Новикова. - М.:Высшая школа,2007.- 340с.
31. Супрун Н.И. Омонимы в речи // Учен.зап. Горьк.гос.пед.ин-та иностр.языков, 2013.- С.76-77.
32. Суюнов З.С. Омонимия ногайского языка : дис. . канд. филол. наук / З.С. Суюнов. - Махачкала, 2004. - 98с.
33. Тышлер И.С. Словарь лексических и лексико-грамматических
омонимов.- Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 2005.- 348с.
34. Тышлер И.С. Словарь омонимов современного английского языка.- Саратов: И-во Саратовского ун-та, 2003.- 200с.
35. Филин Ф.П. Выступление на дискуссии по вопросам омонимии // Лингвистический сборник. - М. : 2006. - с 34-37.
36. Шайкевич А.Я. О принципах классификации омонимов // Процессы развития в языке. - М. : Изд-во ВПШ и АОН, 2009. - 112с.
37. Шмелев Д.Н. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева // Большая Российская энциклопедия. - Изд. 2-е. - М., 2007. - 367с.
38. Ярцева И. В. Лингвистический энциклопедический словарь/Гл. ред. В.И. Ярцева, - М.6 Сов. энциклопедия, 2008. - 685 с.
39. Antrushina G.D.; Afanasyeva O.V.; Morozova N.N. English Lexicology. 2010. - 432p.
40. Bally Ch.Alb. Se'chehaye'. Actes du I Congres de linguistique a la Hay, 1928.- 308p.
41. Bloomfield L. Language, New-York, Holt, Rinehart and Winston. 1965. - 274p.
42. Cramer P. A Study of Homographs // Norms of Word Association, New York.2002. - 459p.
43.Skeat W.W. An Etymological Dictionary of the English Language, London: Wordsworth Editions Limited, W.W. Skeat. 2007. - 789p.
44.Skeat.W An Enymological Dictionary of the English Language. New ed.,Oxford. 1909. - 670p.
45. The Advanced Learner’s Dictionary of Current English by Horby A.S., Gatenby E.V., Wakefield H. Oxford, 1958. - 560p.
46. The Oxford English Dictionary. Oxford, 1933.- 924p.
47. Williams E.R. The Conflict of Homonums in Englisch. New Haven, 1944. - 342p.