ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УСПЕШНОСТЬЮ В ОБУЧЕНИИ 6
1.1 Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте 6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
подростков 13
1.3 Понятие и критерии успешности обучения школьников 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ШКОЛЬНОЙ
УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ПОДРОСТКОВ 27
2.1 Организация исследования, описание выборки и методик
исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 30
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Ценностные ориентации изучаются как одна из составляющих структуры личности в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии.
В своей работе под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.
Особая актуальность работы обусловлена тем, что в данном исследовании не просто констатировано наличие той или иной иерархии ценностных ориентаций личности, а проведено более глубокое изучение данной проблемы за счет рассмотрения связей ценностных ориентаций с успешностью в обучении. Полученные закономерности позволяют дать более полное описание психологических механизмов социального поведения личности. На наш взгляд, это открывает дополнительные возможности не только в изучении психологических механизмов формирования ценностных ориентаций, но и вносит дополнительный вклад в решение важной практической задачи - воспитание зрелой и гармоничной личности.
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязи ценностных ориентаций подростков с успешностью в обучении.
Объект исследования: ценностные ориентации личности в подростковом возрасте
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций подростков с успешностью в обучении.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) выявить особенности формирования ценностных ориентаций обучающихся подросткового возраста на основе анализа литературы;
2) обозначить критерии успешности в обучении детей подросткового возраста, проанализировав литературу по данному вопросу;
3) подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
5) проанализировать полученные результаты исследования, обобщить их.
Гипотеза исследования: Такие ключевые ценностные ориентации подростков как образованность, ответственность, аккуратность взаимосвязаны с успешностью в обучении.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.!. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов„В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов, которые рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по данной теме;
2. Эмпирические методы:
Для диагностики ценностных ориентаций нами были использованы следующие методики:
- Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича
- Анализ успеваемости за учебный год
- Анализ анкеты «Успешность в обучении»
3. Количественный и качественный анализ полученных данных, статистический анализ данных для подтверждения поставленной гипотезы.
Практическая значимость: полученные в ходе работы результаты и выводы могут быть применены в работе школьного психолога с подростками.
Базой для эмпирического исследования явилась группа подростков 14-15 лет (9 класс гимназии №8) в количестве 63 человека. Среди них 21 ученик имеет среднюю оценку «удовлетворительно», 39 учеников имеют среднюю оценку «хорошо», и 3 ученика имеют среднюю оценку «отлично».
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные - ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.
Успешность ученика - это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения, на наш взгляд, будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.
Одним из основных компонентов успешности в обучении является школьная успеваемость. Одной из главных задач психологии и педагогики является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Поэтому в нашей работе мы приняли «успешность» и «успеваемость» как тождественные понятия, так как и для учеников, и для учителей успеваемость является ведущим и основным показателем успешности обучения.
В нашей работе мы провели теоретический анализ и эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций подростков и их успешности в обучении. Нами была проведена диагностика иерархии ценностных ориентаций (М.Рокича), проанализирована успеваемость школьников по основным предметам и в целом по всем предметам, а также была проведена анкета для определения самооценки успешности учеников.
В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что поставленная в начале работы гипотеза о том, что такие ключевые ценностные ориентации подростков как образованность, ответственность, аккуратность взаимосвязаны с успешностью в обучении, была подтверждена. Цель исследования, которая была нами поставлена, достигнута, поставленные задачи решены.
Полученные в ходе данного исследования результаты имеют практическую значимость для педагогов-психологов, и могут использоваться для работы с детьми подросткового возраста.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности, в том числе и на успеваемость. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 2009. - 254 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева.
- Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект пресс, 2012. - 362 с.
3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 2009. - №4.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 2006. - 364 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
6. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - С. 438-443;
7. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. -2000. №6. - С. 132-135.
8. Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6.
9. Дубровина И.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2011.
- 464 с.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - Москва и др.: Питер, 2012. - 573 с.
11. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии
2009. - №6.
12. Кириллова Г.Д. Теория обучения: Курс лекций. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001,- 130 с.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984. - 380 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989¬248 с.
15. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Кн. Для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. - 104 с.
16. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 2006. - 220 с.
17. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 126 с.
18. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011, —С. 106-109.
19. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992 - 430 с.
20. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения // Вестник ТГПУ. 2007. №10 С.59-64.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 655 с.
22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., -2008. - 268 с.
23. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 1969- 520 с.
24. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1976. - 479 с.
25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2-х кн. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - КнЕ: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер, 2000. - 547 с.
27. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2010. - 176 с.
28. Радугин, А. А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. - М.: «Центр», 2009. - 346 с.
29. Репкин В. В. Развивающее обучение как система. - Томск: Пеленг, 2003. - 342 с.
30. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001,- 436 с.
31. Философский энциклопедический словарь. -М., 2009 - 468 с.
32. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. с англ. Т.В. Банкетовой, С.В. Карпушиной. -М.: Астрель, 2011. -446 с.
33. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. 2000. - №10. - С.95-102.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
35. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - Москва: Педагогика, 2009. - 367 с.
36. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
37. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека,- М.: Просвещение, 1969. - 290 с.
38. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 204 с.