ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие «занимательная математика» для детей дошкольного возраста .. 7
1.2. История использования занимательного материала по математике в
детском саду 19
1.3. Сущность математического развития детей дошкольного возраста 30
1.4.. Представление занимательной математики в предметно -развивающей среде образовательного пространства группы 34
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 43
2.1. Диагностика уровня развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в ДОО №88 г. Казани 43
2.2. Мероприятия, направленные на повышение уровня развития
математических представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством занимательной математики 49
2.3. Заключительная диагностика уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие «занимательная математика» для детей дошкольного возраста .. 7
1.2. История использования занимательного материала по математике в
детском саду 19
1.3. Сущность математического развития детей дошкольного возраста 30
1.4.. Представление занимательной математики в предметно -развивающей среде образовательного пространства группы 34
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 43
2.1. Диагностика уровня развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в ДОО №88 г. Казани 43
2.2. Мероприятия, направленные на повышение уровня развития
математических представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством занимательной математики 49
2.3. Заключительная диагностика уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [1, С.3].
Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка - дошкольника является изучение математики в детском саду. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Наука математика - это точная наука, наука цифр и знаков. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно сформировать у ребенка основы математических представлений. Но нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков. А те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что -то новое.
«Сухой» математический язык для детей дошкольного возраста неинтересен, поэтому необходима другая форма обучения детей - дошкольников математическим представлениям. А так как основным видом деятельности дошкольников является игра, которая делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным, именно в игровой занимательной форме следует обучать детей математическим представлениям. Если с самого начала предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Таким образом, успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, причем таких, которые бы способствовали выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка. Такими методами являются занимательные математические задачи, игры и игровые упражнения, так как элемент занимательности облегчает процесс обучения. Не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. С другой стороны элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.
Анализ работы ДОО №88 показывает, что воспитатели используют занимательный материал в своей работе, но делают это стихийно, бессистемно, без учета современных требований Федерального государственного образовательного стандарта. Такое использование занимательной математики снижает ее развивающий потенциал, не позволяет повысить уровень математического развития детей. Возникает противоречие между необходимостью использования занимательного материала в новых условиях развития дошкольного образования и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каковы методические особенности использования занимательного материала для математического развития детей старшего дошкольного возраста в современных условиях дошкольного образования.
Цель исследования: разработка методического обеспечения
использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования («Программы математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики», перспективного плана работы с детьми на год, перспективного плана работы с родителями на год, тестов по разделу «Занимательная математика») и экспериментальная проверка ее эффективности.
Объект исследования: процесс развития математических
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования.
Была выдвинута гипотеза: уровень развития математических
представлений детей старшего дошкольного возраста можно существенно повысить, если разработать методическое обеспечение использования занимательной математики в соответствии с современными требованиями.
На основе цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования.
3. Изучение исходного уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка методического обеспечения использования занимательного материала («Программы математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики», перспективного плана работы с детьми на год, перспективного плана работы с родителями на год, тестов по разделу «Занимательная математика») и проверка его эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую основу исследования составили: педагогические и психологические исследования Е.И.Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер, З.А.Михайловой, Л.С. Выгодского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость опытно-экспериментального
исследования заключается в том, что методическое обеспечение использования занимательной математики : разработанные и апробированные «Программа математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики»; перспективный план работы с детьми на год; перспективный план работы с родителями на год; тесты по разделу «Занимательная математика» в дальнейшем могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в практике работы с детьми.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главам, заключения, списка литературы, который содержит 54 наименования, и приложения.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ № 203 Ново - Савиновского района г. Казани и длилось с сентября 2016 г. по май 2017 г. В исследовании принимали участие 44 ребенка в возрасте от 6 до 7 лет и воспитатели детского сада.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка - дошкольника является изучение математики в детском саду. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Наука математика - это точная наука, наука цифр и знаков. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно сформировать у ребенка основы математических представлений. Но нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков. А те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что -то новое.
«Сухой» математический язык для детей дошкольного возраста неинтересен, поэтому необходима другая форма обучения детей - дошкольников математическим представлениям. А так как основным видом деятельности дошкольников является игра, которая делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным, именно в игровой занимательной форме следует обучать детей математическим представлениям. Если с самого начала предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Таким образом, успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, причем таких, которые бы способствовали выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка. Такими методами являются занимательные математические задачи, игры и игровые упражнения, так как элемент занимательности облегчает процесс обучения. Не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. С другой стороны элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.
Анализ работы ДОО №88 показывает, что воспитатели используют занимательный материал в своей работе, но делают это стихийно, бессистемно, без учета современных требований Федерального государственного образовательного стандарта. Такое использование занимательной математики снижает ее развивающий потенциал, не позволяет повысить уровень математического развития детей. Возникает противоречие между необходимостью использования занимательного материала в новых условиях развития дошкольного образования и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каковы методические особенности использования занимательного материала для математического развития детей старшего дошкольного возраста в современных условиях дошкольного образования.
Цель исследования: разработка методического обеспечения
использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования («Программы математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики», перспективного плана работы с детьми на год, перспективного плана работы с родителями на год, тестов по разделу «Занимательная математика») и экспериментальная проверка ее эффективности.
Объект исследования: процесс развития математических
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования.
Была выдвинута гипотеза: уровень развития математических
представлений детей старшего дошкольного возраста можно существенно повысить, если разработать методическое обеспечение использования занимательной математики в соответствии с современными требованиями.
На основе цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования.
3. Изучение исходного уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка методического обеспечения использования занимательного материала («Программы математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики», перспективного плана работы с детьми на год, перспективного плана работы с родителями на год, тестов по разделу «Занимательная математика») и проверка его эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую основу исследования составили: педагогические и психологические исследования Е.И.Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер, З.А.Михайловой, Л.С. Выгодского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость опытно-экспериментального
исследования заключается в том, что методическое обеспечение использования занимательной математики : разработанные и апробированные «Программа математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики»; перспективный план работы с детьми на год; перспективный план работы с родителями на год; тесты по разделу «Занимательная математика» в дальнейшем могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в практике работы с детьми.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главам, заключения, списка литературы, который содержит 54 наименования, и приложения.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ № 203 Ново - Савиновского района г. Казани и длилось с сентября 2016 г. по май 2017 г. В исследовании принимали участие 44 ребенка в возрасте от 6 до 7 лет и воспитатели детского сада.
Проведя анализ методической и педагогической литературы, нами было установлено, что проблемой использования занимательного материала в развитии математических представлений у детей занимались уже на первом этапе становления методики развития математических
представлений у детей дошкольного возраста. Уже в то время наблюдался интерес к занимательной математике как средству развития детских интересов, приобщения детей к осуществлению умственных усилий, к сообразительности, умению думать. Большое влияние на разработку игровых методов и подходов к их реализации оказали труды Е.И. Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер и другие.
Также нами были выявлены особенности использования занимательного материала в современных условиях развития дошкольного образования. Во-первых, это обогащенная предметно-пространственная среда, которая позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия со сверстниками. Также она позволяет решать конкретные образовательные задачи, привлекая детей к процессу познания и усвоения навыков и умений, развивая любознательность, творчество. Во-вторых, занимательная математика интегрируется в разные виды деятельности. Педагог может использовать занимательную математику в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, показало, что знания детей характеризуются неполнотой, а отношение неустойчивостью в проявлении интереса, неосознанностью. Разработка методического обеспечения и активное использование в ходе формирующей работы занимательного материала (дидактических игр, ребусов, головоломок, загадок, задач-шуток, задач в стихотворной форме) привело, по нашему мнению, к формированию у большинства детей экспериментальной группы полных математических представлений. Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня математических представлений у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 7 детей (32%), то в контрольной группе это всего 4 ребенка (18%). И если со среднего уровня на высокий поднялись 10 детей (45%) экспериментальной группы, то в контрольной группе этот показатель составил -5 детей (23%).Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (55%), в контрольной группе 6 детей (27%). На среднем уровне в экспериментальной группе 10 детей (45%), в контрольной группе 12 детей (55%); уровень ниже среднего в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной группе его показали 4 ребёнка (18%).
Таким образом, приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в освоении детьми экспериментальной группы математических представлений. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: целенаправленное и систематическое использование занимательного материала по математике может существенно повысить уровень математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, использование занимательного математического материала в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста делает процесс познания интересным, а значит и успешным.
представлений у детей дошкольного возраста. Уже в то время наблюдался интерес к занимательной математике как средству развития детских интересов, приобщения детей к осуществлению умственных усилий, к сообразительности, умению думать. Большое влияние на разработку игровых методов и подходов к их реализации оказали труды Е.И. Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер и другие.
Также нами были выявлены особенности использования занимательного материала в современных условиях развития дошкольного образования. Во-первых, это обогащенная предметно-пространственная среда, которая позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия со сверстниками. Также она позволяет решать конкретные образовательные задачи, привлекая детей к процессу познания и усвоения навыков и умений, развивая любознательность, творчество. Во-вторых, занимательная математика интегрируется в разные виды деятельности. Педагог может использовать занимательную математику в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, показало, что знания детей характеризуются неполнотой, а отношение неустойчивостью в проявлении интереса, неосознанностью. Разработка методического обеспечения и активное использование в ходе формирующей работы занимательного материала (дидактических игр, ребусов, головоломок, загадок, задач-шуток, задач в стихотворной форме) привело, по нашему мнению, к формированию у большинства детей экспериментальной группы полных математических представлений. Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня математических представлений у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 7 детей (32%), то в контрольной группе это всего 4 ребенка (18%). И если со среднего уровня на высокий поднялись 10 детей (45%) экспериментальной группы, то в контрольной группе этот показатель составил -5 детей (23%).Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (55%), в контрольной группе 6 детей (27%). На среднем уровне в экспериментальной группе 10 детей (45%), в контрольной группе 12 детей (55%); уровень ниже среднего в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной группе его показали 4 ребёнка (18%).
Таким образом, приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в освоении детьми экспериментальной группы математических представлений. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: целенаправленное и систематическое использование занимательного материала по математике может существенно повысить уровень математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, использование занимательного математического материала в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста делает процесс познания интересным, а значит и успешным.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование современных мультфильмов в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020



