Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕРНЕТ-СМИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ХАРАКТЕРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №62914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования эмоционально-оценочного отношения старших школьников к современным СМИ 7
1.1. Характеристика современных СМИ с точки зрения их
образовательной ценности для обучающихся старшего школьного возраста 7
1.2. Возрастные и психологические особенности старших
школьников 11
1.3 Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА II. Основы речевой манипуляции через СМИ 21
2.1. Феномен речевой манипуляции 21
2.2. СМИ как средство массового манипулирования сознанием 28
2.3. Приемы манипулирования в СМИ 30
Выводы по главе 2 38
ГЛАВА III. Практическая работа по формированию устойчивого эмоционально-оценочного отношения старших школьников к Интернет- СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка 39
3.1. Диагностика эмоционально-оценочного отношения старших
школьников к Интернет-СМИ 39
3.2. Методические рекомендации по выбору методов и приемов
работы с Интернет-СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка в старших классах 43
Выводы по главе 3 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


Деятельность современного человека невозможно представить без общения с окружающими его людьми. Но едва ли можно прожить хотя бы день, не сталкиваясь с людьми, которые пытаются нами манипулировать. Даже ненадолго включив телевизор или компьютер, мы уже рискуем попасть под влияние манипуляции. Любое общение - это по большому счету и есть манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию у собеседников. Не получая необходимой реакции, мы продолжаем задавать уточняющие и наводящие вопросы, то есть манипулировать. Таким образом, манипуляция - один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей.
Особую актуальность для теоретических разработок в настоящее время представляет изучение двойной роли средств массовой информации (СМИ) - образовательной и манипулятивной. В образовании СМИ представляют собой элемент системы - источники информации, а также специфические виды массовой коммуникации, выполняющие социальные функции, имеющие определенные структуры и видовые особенности, одну из активных форм развития информационной культуры как старшего поколения, так и учащейся молодежи. Всесторонне недостаточно исследуется влияние различных СМИ, используемых в учебное и внеучебное время, на расширение культурного кругозора учащихся школ, студентов, на организацию эффективного самообразования и самовоспитания, на приобретение навыков отбора той информации, которая способствует более глубокому познанию окружающего мира, тех требований, которые он предъявляет к подрастающему поколению. Отсутствие комплексных, целостных, обоснованных исследований в области манипулятивного воздействия современных СМИ диктует разобщенность попыток анализа ситуации «параллельной школы», феномена, к которому периодически возвращается внимание как ученых-исследователей, так и практиков образования.
Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального, духовного, нравственного развития детей, для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом школьнике потребностей в самообучении, самовоспитании и саморазвитии, для формирования у учеников широкого и гуманного взгляда на мир [Колядко, 2016].
Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся, обучение их аналитическому мышлению и интерпретации поступающей информации.
В старших классах на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения учащимися новой информации, которая могла бы расширить их информированность в различных областях знаний, раскрыть новые сферы их применения. И здесь немаловажную роль играют источники СМИ, с их реальной или мнимой ценностью в образовательном процессе.
Всё вышесказанное позволяет говорить об актуальности исследования.
Противоречие между наличием огромного количества сообщений СМИ, которые содержат как ценную для обучения и воспитания информацию, так и опасную с точки зрения ее манипулятивного характера, и отсутствием педагогического арсенала методов и приемов работы с данной информацией определяет проблему исследования, которая позволяет сформулировать объект и предмет нашего исследования.
Объект исследования - средства массовой информации как фактор развития детей старшего школьного возраста на уроках английского языка.
Предмет исследования - методы и приемы формирования эмоционально-оценочного отношения к Интернет-СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка в старших классах.
Цель исследования - изучить процесс формирования устойчивого эмоционально-оценочного отношения старших школьников к Интернет-СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка.
Задачи исследования:
- дать характеристику современных СМИ с точки зрения их образовательной ценности для обучающихся старшего школьного возраста;
- изучить возрастные и психологические особенности старших школьников, методы и приемы работы на уроках иностранного языка с Интернет-СМИ в старших классах, провести диагностику эмоционально-оценочного отношения старших школьников к Интернет-СМИ;
- провести анализ практического опыта по формированию эмоционально-оценочного отношения к Интернет-СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка в 10 классе;
- сформулировать методические рекомендации по выбору методов и приемов работы с Интернет-СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка в старших классах.
Методы исследования: анализ методико-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ практического опыта учителей практиков, синтез полученной информации.
Базой исследования послужили интернет-порталы и персональные сайты учителей-практиков, чья профессиональная деятельность связана с проблемой исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические основы формирования эмоционально-оценочного отношения старших школьников к современным СМИ» приводится характеристика современных СМИ с точки зрения их образовательной ценности для обучающихся старшего школьного возраста; рассматриваются возрастные и психологические особенности старших школьников; анализируются возможности использования информационно - коммуникационных технологий в современном образовательном процессе.
Во второй главе даётся понятие самого феномена речевой манипуляции, выделяются основные приемы манипулирования, рассматриваются сферы их употребления.
В третьей главе «Практическая работа по формированию устойчивого эмоционально-оценочного отношения старших школьников к Интернет-СМИ манипулятивного характера на уроках английского языка» приводится описание организации и проведения опытно-экспериментальной работы учителем-практиком кандидатом педагогических наук Бондаренко Е.А., проанализированы ее результаты, предложены методические рекомендации по работе с интернет-СМИ манипулятивного характера.
В заключении изложены выводы по результатам исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Средства массовой информации - это объект со сложной организацией. Несмотря на то, что СМИ разнообразны и отличаются друг от друга, они формируют для всех единое информационное пространство. Каждый член общества может взаимодействовать друг с другом и средой в этой информационной системе, с помощью закономерностей, которые присущи СМИ. Они обладают необходимым набором возможностей и функций, чтобы удовлетворить потребности как общества в целом, так и различных групп населения, и даже отдельной личности. Выполнению этих функций способствует структура, состоящая из различных газет, журналов, программ теле-радио, интернета и т.д. СМИ, несомненно, являются организованной системой, которая действует в соответствии с условиями жизни общества.
Обучение в старших классах общеобразовательной школы - возрастной период, считающийся старшим подростковым, также его иногда называют юностью или ранней юностью. И для становления личности, по мнению многих ученых, этот период играет важную роль. В это время ребенок взрослеет, стабилизируется, он решает много проблем, ищет своё место в мире и определяется с собственным я. В плане общения, акцент больше смещается в сторону своих сверстников. Становится важен социальный статус в коллективе ровесников, также важна их поддержка. Что касается учебной деятельности, то она отходит на второй план, и на первое место выдвигается интимно-личностное общение. Отличительной чертой данного возраста является поиск самоопределения, как личностного, так и профессионального.
С развитием технологий, возникают новые методы и форма преподавания, новые технические средства и подходы к обучению. Этому всему способствует внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.
Основная цель обучения иностранным языкам - это формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая, практическая) в процессе осуществления этой главной цели.
Отсюда вырисовывается ряд задач для учителя английского языка:
- создание условий, которые позволят каждому учащемуся овладеть иностранным языком;
- использование методов, позволяющих каждому ученику проявлять активность;
- мотивирование у учащихся познавательной деятельности в процессе обучения.
В решении поставленных задач можно и нужно использовать интернет. Возможности использования Интернет-ресурсов поистине огромны. Есть три области, в которых интернет может поспособствовать выводу процесса обучения иностранному языку на новый уровень:
- коммуникация (осуществляется с помощью электронной почты и Интернет- общения)
- информация (пласты информации заключены во всемирной паутине (World Wide Web))
- публикация (может осуществляться путем создания собственной странице в Интернет).
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Использование СМИ и интернет ресурсов на занятиях изучения иностранного языка позволяет сделать их интерактивными. Интерактивность - это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [Кытманова, 2005: 42-48]. СМИ помогают в формировании умений и навыков, а также в обучении лексике и грамматике, путём изучения подлинного языка, контакта с носителями и изучения культуры страны изучаемого языка. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
При всех неоспоримых преимуществах СМИ в образовательном процессе важно помнить о том, что к информации СМИ необходимо подходить аналитически и обдуманно, а у школьников формировать устойчивое эмоционально-ценностное отношение ко всему, что они читают или видят на экранах телевизоров и на мониторах компьютеров.



1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект ПРЕСС, 2010. - 368 с.
2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления [Текст] / Б.Н. Бессонов. - М., 2008. - 295 с.
3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального пер. с фр. П. Суслова [Текст] / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург,2000. - 72 с.
4. Бондаренко Е.А. Медиаобразование как основа для формирования культуры личности [Текст] // Интернет и образование. - Январь 2011. - № 27. - 57с.
5. Бондаренко Е.А. Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] / Е.А. Бондаренко, Ш. Маш. - 2015. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/rol-smi-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-v-rossii
6. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в формировании современной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века. Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой [Текст] / М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. - 230 с.
7. Брандис Е.П. Герберт Франке [Текст] / Е.П. Брандис // Зарубежная фантастика. - М.: Издательство «Мир», 2003. - 154 с.
8. Васильков А.В. Актуализация информации как сущность управления знаниями [Текст] / А.В. Васильков // Библиотековедение. - 2014. - № 2. - C. 32-36.
9. Владимирова М. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения) : монография [Текст] / М. Владимирова. - М., 2011. - 489 с.
10. Государственная программа по развитию образования в
ближайшие годы «Школа-2025» [Электронный ресурс] / 2017. - Режим
доступа: https://www.rektor.ru/articles/gosudarstvennaya-programma-po-
razvitiyu-obrazovaniya-v-blizhayshie-gody.html
11. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. - М.: Альфа, 2007. - 207 с.
12. Домон, Дж. Секреты менталиста: Как понять и противостоять техникам обмана и манипуляций [Текст] / Дж. Домон. - М.: Эксмо, 2012. - 256 с.
13. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной
аудитории [Текст] / И.В. Жилавская. - Томск: Изд-во Томск. ин-та информ. технологий, 2015. - 291 с.
14. Зелинский С.А. Информационно психологическое воздействие на массовое сознание [Текст] / С. А. Зелинский. - СПб.: Издательство «Скифия», 2008. - 71 с.
15. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик [Текст] / С.А. Зелинский. - СПб.: Издательство «Скифия», 2008. - С. 245.
16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
17. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Ichenko.phtml
18. Казанцева Г.Н. Психологические факторы формирования эмоциональной культуры личности. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Г.Н. Казанцева. - Екатеринбург , 2014 . - 20 с.
19. Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников [Электронный ресурс] / С.Я. Коблева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 1. - Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru/72006.1
20. Кожевникова Т. В. Компьютерные технологии в изучении иностранных языков / Т.В. Кожевникова // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. - М.: Экзамен, 2006. - 127 с.
21. Колядко С.В. Программа обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического бакалавриата. Отв. ред. О. И. Трубицина [Текст] / С.В. Колядко . - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 50 с.
22. Кортиева Д.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования: автореферат [Текст] / Д.В. Кортиева. - Пятигорск, 2015. - 440 с.
23. Кытманова О.А. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка[Текст] / О.А. Кытманова // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сборник научных статей - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 301 с.
24. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка [Текст] / А.Я. Миндель . - М., 2007. - 220 с.
25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Текст] /. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 378 с.
26. Пахомова Н. Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка[Электронный ресурс] / Н.Ю. Пахомова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/16197.htm
27. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
28. Соловьёв В. Р. Манипуляции: Атакуй и защищайся [Текст] / В.Р. Соловьев. - М.: Эксмо, 2002. - 352 с.
29. Сысоев П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе, 2008. - № 6. - 40 с.
30. Тенишева С. Б. Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы [Текст] / С.Б. Тенишева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - 320 с.
31. Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - М.: Азбука, 2012. - 480 с.
32. Фромм Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - Минск: Градиент, 2004. - 399 с.
33. Фромм Э. Здоровое общество (The Sane Society) [Текст] / Э. Фромм. - М.: Хранитель, 2006. - 544 с.
34. Шаповаленко И.П. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.П. Шаповаленко . - М.: Гардарики, 2015.- 345 с.
35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием [Текст] / Г. Шиллер. - М., 1980. - 72 с.
36. Thomas Y. Crowell Modern dictionary of sociology [Текст] / Y. Thomas. - New York. 1969. - 469 c.
37. Webster F. Theories of the Information Society [Текст] / F. Webster.
- Moscow, 2004. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ