Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на формирование учебной мотивации 7
1.1 Общее понятие о мотивации учебной деятельности 7
1.2 Психологические особенности формирование учебной
мотивации в период подростничества 14
1.3 Формирование мотивации к учебной деятельности
у неуспевающих подростков через физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность 18
Выводы по I главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на формирование учебной мотивации подростков 29
2.1 Организация эмпирического исследования 29
2.2 Анализ результатов 34
2.3 Методические рекомендации по формированию мотивации
к занятиям физической культуры и спортом у подростков 38
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы
Актуальность. Значение физической культуры и спорта в нашей жизни переоценить трудно. Особенно важно физическое воспитание в период раннего онтогенеза и связано это с тем, что оно направлено на гармоничное развитие организма и сохранение хорошего физического состояния на всю жизнь. При этом, было бы не вполне правильным считать, что занятия физической культурой и спортом направлены только на совершенствование телосложения, на формирование качественной физической подготовленности и двигательной активности ребенка. Ошибочно связывать занятия оздоровительной культурой и спортом только с задачами двигательного характера. Очевидно, что такие занятия не служат изолированному развитию физических способностей, а направлены на их взаимодействие с духовным, эстетическим, интеллектуальным совершенствованием личности и являются важнейшим средством воспитания школьника и его интеллектуального развития.
Известный педагог двадцатого столетия В.А.Сухомлинский отмечал, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Следуя этой мысли мы можем заключить, что наличие у ребенка хорошего здоровья является бесспорным залогом успешной учебы. Это очевидно, т.к. сегодня, в эпоху искусственного интеллекта наши школьники часами просиживают перед монитором, заменяя свободное время, отведенное для прогулок на свежем воздухе и для занятий спортом или физической культурой на время за экраном компьютера. Необоснованное, неправильное, с позиции физиологии, чередование учебной нагрузки и «отдыха» за компьютером определенно влияет на полноценное физическое развитие учащегося и наносит больше вреда, чем пользы для неокрепшего организма ребенка. В связи с этим нужно говорить о разумном чередовании занятий физической культурой и спортом и учебной деятельности, которое, однозначно, поможет полноценному физическому и умственному развитию школьника. В связи с
этим, тема повышения эффективности физического обучающихся в сфере образования является очень актуальной и важной на сегодняшний день.
Однако, отмечая общее снижение здоровья обучающихся на всех ступенях образования, можно так же и отметить отсутствие у них потребности и снижение мотивации к физкультурно-спортивной активности. Неоднозначный подход спортивной педагогики к вопросам формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у подростков связан с поиском источников деятельности и сил, которые смогут побуждать учащегося к выполнению какой-либо деятельности, в том числе и учебной, а так же помогут определить направленность его поведения.
Следует отметить, что сегодня существует достаточное количество исследований по изучению механизмов формирования мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Хекхаузен). О важной роли движений в жизни ребенка написано в трудах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, М.П. Гамезо, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина. Кроме этого Е.П. Ильиным, Е.В. Егорычевой, С.В. Мусиной, М.К. Татарниковым, А. Ц. Пуни, В. А. Соколовым, В.Н. Приходько и др. исследовалась проблема мотивов занятий физической культурой и спортом. Однако работ, изучавших вопросы влияния спортивной активности на учебную деятельность все же недостаточно.
Целью нашего исследования является исследование влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на формирование учебной мотивации неуспевающих подростков.
Для достижения цели нашего исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. теоретически обосновать и проанализировать основные подходы к проблеме мотива и мотивации учебной деятельности;
2. изучить психологические особенности учащихся подросткового возраста;
3. рассмотреть вопрос взаимосвязи успешности в учебной деятельности и занятий спортом;
4. организовать и провести исследование по выявлению взаимосвязи мотивации к учебной деятельности и занятий физической культурой и спортом у подростков.
5. Определить рекомендации по формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования - физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность подростков.
Предметом исследования является влияние физкультурно¬
оздоровительной и спортивной деятельности на учебную мотивацию подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что занятия физической культурой и спортом влияют на учебную мотивацию учащихся подросткового возраста.
Методологические основы исследования составили теоретические положения о мотивах и мотивации А.А Реан, В.Г. Леонтьева, К.К. Платонова, В.К. Вилюнас, П.М. Якобсона , А. Маслоу.
Вопросы физического воспитания школьников раскрываются в трудах Е.П. Ильина, А.Н. Варламова, В.Х. Иванова, В.П. Кочнева, Н.Н. Курилова, М.И. Лыткина, М.С. Мартыновой, В.К. Павлова, И.И. Портнягина, Н.К. Шамаева, Н.А. Афанасьевой.
При проведении исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ литературы), эмпирические: наблюдение,
анкетирование, тестирование (опросники), а также методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» г. Набережные Челны.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении влияния спортивной активности на формирование учебной мотивацию у подростков.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе данной школы и других школ.
Период подростничества имеет определенные особенности и это время принято считать кризисным, когда происходит перестраивание эмоциональной, интеллектуальной, познавательной сфер подростка.
Одной из проблем этого периода является проблема сформированности у них учебной мотивации. Процесс формирования этого вида мотивации можно успешно проводить на занятиях физической культуры и на спортивных секциях, формируя при этом и спортивную мотивацию.
Спортивная деятельность наряду с развитием физических качеств подростка развивает у него такие личностные качества, как выносливость, воля, смелость, настойчивость, а так же ряд качеств самоорганизующейся личности: ответственность, планирование, целеполагание, коррекция своей деятельности. Сформированность этих качеств способствует формированию учебной мотивации, что сказывается на успешности в обучении.
Мотивация на успех, направленность на личностное развитие у подростка предопределяет, насколько успешным и эффективным будет человек в будущем. Согласно цели исследования нами была предпринята попытка определить взаимосвязь физкультурно -оздоровительной и спортивной деятельности и успешности в обучении, раскрыть влияние спортивной деятельности на формирование учебной мотивации. Теоретический обзор литературы по проблеме мотивационной сферы личности показал неоднозначность подходов к этому понятию. Сравнивая психолого-педагогические и психологические концепции в исследовании мотивации, мотивационной сферы личности, мы пришли к выводу, что есть определенное сближение различных научных школ на основе ориентации на личность и комплексность, многозначность способов положительного влияния на ее развитие. Кроме близкой направленности в исследовании мотивационной сферы личности, выявлены и различия в подходах в отечественной и зарубежной психологии. Для отечественной психологии характерна сильная направленность на фундаментальность исследований, в зарубежной - на конкретную практику.
При проведении исследования мы проанализировали литературу по проблеме исследования, сделали анализ успеваемости исследуемых подростков. Для эмпирического исследования мы применили Анкету для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой и опросник «Диагностика особенностей самоорганизации - 39» автора Ишкова А.Д.
Обследовав респондентов, нами были сделаны выводы, согласно которым подростки, занимающиеся спортивной деятельностью показывают развитые навыки самоорганизации процесса собственной деятельности и имеют высокий и хороший уровни учебной мотивации. Уроки физкультуры и тренировки должны осуществлять вспомогательную функцию в формировании учебных у учащихся. С этой целью нами были предложены рекомендации по формированию устойчивой спортивной мотивации. Это рекомендации включали в себя активизацию интереса к урокам физической культуры; активизацию навыков самоорганизации подростков через спортивную деятельность; постановку реальных целей перед ним и формирование навыков самостоятельной постановки целей; применение разнообразных видов физической активности и их отработку в виде умений и навыков для того, чтобы учащийся мог видеть улучшение своих физических качеств, что является очень важными именно в этот возрастной период. Примечательно, что формируя мотивацию к тренировочной деятельности учитель физической культуры (тренер) формирует у подростков интерес к другим учебным занятиям, используя элементы соревновательности, особенно для стимуляции слабоуспевающих. Рекомендуется использование просветительской работы с родителями и учителями-предметниками, а так же с подростками «группы риска».
Использование этих рекомендаций на уроках физической культуры и на тренировочных занятиях поможет, на наш взгляд, формированию у подростка положительной учебной мотивации.
1. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности /Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2015 - №2. - С. 60-61.
2. Болотова, А.И., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшая школа экономики, 2012. - 526 с.
3. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
4. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
5. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. —512 с.
6. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. - М. "Наука", 2012.-143 с.
7. Задворнов, К.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: «УРАО», 2002 - 360 с.
8. Иванников, В. А. Порождение деятельности и проблема мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -С.15-22
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
10. Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 11-15.
11. Лаврик, О.В. Мотивация выбора «любимый-нелюбимый учебный предмет» у отличников и слабоуспевающих школьников // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVI Междунар. науч.-практ. конф. № 8(33). - Новосибирск: СибАК, 2014.
12. Лаврик, О.В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. № 7 (14). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. — С. 40—44.
13. Леонтьев, Д.А. Психология выбора // Психологический журнал, 2014. Т. 35. № 5. С. 5—18; № 6. С. 56—67.
14. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: ФиС, 2006. -258 с.
15. Мандрикова. Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации
деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая
диагностика. 2010. № 2. - С.87-111.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
17. Мусина, С.В., Егорычева Е.В., Татарников М.К. Влияние
физкультурно-спортивной деятельности на учебу студентов в вузе и ее связь с профессиональным становлением // Современные проблемы науки и образования, 2010. - №2. - с. 71-73.
18. Приходько, В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни /В.Н. Приходько// Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2010. - № 2. - С. 105-109.
19. Роджерс, К. Актуализирующаяся личность: "мотивы" и сознание // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии / Пер. с англ. Е.В. Барзданиса, Ю.А. Менжерицкой. - Ростов н/Д, 1996. - 341 с.
20. Столяров, В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ). - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. - 268 с.
21. Тер-Ованесян А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 208 с.
22. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. / Под ред. Д И. Фельдштейна; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - Издательство: М.: Педагогика, 1987. —240 с.
23. Федулов И. С. Мотивация занятия спортом у спортсменов
подросткового возраста // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 136-141.
24. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - Т.1. - 240 с.
25. Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2011. - 144 с.
26. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ
самоорганизации личности на уроке физкультуры. - Липецк: ЛГУ, 2013 - 213 с.
27.Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.