ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
(НА ПРИМЕРЕ ТРЕХФАЗНЫЕ ЦЕПИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности 5
1.1. Самостоятельная деятельность студента в обучении: анализ различных
подходов. Структура самостоятельной деятельности 5
1.2. Понятие “самостоятельная” работа и её функции 9
1.3. Управление самостоятельной деятельностью студентов среднего
профессионального образования 13
Глава 2. Организация самостоятельно работы студентов среднего профессионального образования 17
2.1 Виды и формы организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования 17
2.2. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе 19
2.3. Организация и формы самостоятельной работы студентов среднего
профессионального образования 20
2.4. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов среднего
профессионального образования 28
2.5 . Контроль и управление самостоятельной работой студентов среднего профессионального образования 31
Глава 3 Самостоятельная работа студентов по электротехнике 34
3.1.Общие положения о самостоятельной работе студентов по электротехнике и электронике 34
3.2. Требования к уровню освоения дисциплины «Электротехника» 36
3.3. Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала 42
3.4. Самостоятельная работа студентов при решении задач 43
3.5. Самостоятельная работа студентов при выполнении практических работ ..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Литература
Актуальность определяется объективной необходимостью общества и рынка труда в творческих личностях и реально низким уровнем развития творческих способностей учащихся, выпускников профессиональных учебных учреждений.
К современным специалистам общество предъявляет довольно широкий перечень требований, в котором очень важное значение имеет наличие у выпускников средних профессиональных образовательных учреждений (СПОУ) необходимых способностей и умений самостоятельно добывать знания, используя различные источники, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации и самостоятельно решать поставленные задачи. Формирование самостоятельности протекает в течение всего периода обучения через выполнение студентами СПОУ практических и контрольных заданий, тестов, написание курсовых и дипломных работ. При этом самостоятельная работа студентов СПОУ играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях СПОУ.
Предмет исследования: организация самостоятельной деятельности
студентов в технологическом образовании в условиях СПО.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в технологическом образовании в условиях СПО.
Гипотеза исследования: уровень самостоятельной деятельности студентов в технологическом образовании в условиях среднего профессионального образовательного учреждения будет повышаться, если:
- преподаватель ставит в основе учебного процесса и для нее выделяет специальное время на каждом занятии;
- будет учитываться интерес и способности самих обучающихся;
- в процесс обучения будет включена самостоятельная проектная деятельность.
Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной нами цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Самостоятельная деятельность студента в обучении: анализ
различных подходов. Структура самостоятельной деятельности.
2. Понятие “самостоятельная” работа и её функции.
3. Управление самостоятельной деятельностью студентов среднего профессионального образования.
4. Виды и формы организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
5. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
6. Контроль и управление самостоятельной работой студентов среднего профессионального образования
Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современных вузах, задача педагога заключается в том, чтобы на занятиях были созданы необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:
Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
Обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий;
Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
Ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
Оказание педагога в случае необходимости помощи в работе;
Обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;
Обязательность проверки преподавателем самостоятельных работ учащихся.
Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения, причём степень самостоятельности выполнения работ учащихся от класса к классу должна возрастать.
В результате целенаправленного использования самостоятельной деятельности учащихся:
1. развиваются мышление, внимание, память;
2. мобилизуется воля и внимание;
3. развиваются универсальные учебные умения;
4. создается ситуация успеха;
5. повышается качество знаний учащихся;
6. формируются ключевые компетенции;
Возможности совершенствования методики работы педагога
существенно зависят от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизируя её. Осуществлять такое управление можно, опираясь на психолого-педагогические знания, т.е. на систему закономерностей, концентрирующую методику применения этой системы при обучении. В этих закономерностях раскрываются взаимосвязи между внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся, и внешними, дидактическими условиями, в которых проходит учебная деятельность. Умелое применение самостоятельных работ на занятиях позволяет видоизменить внешние условия, координировать внутренние процессы, протекающие в сознании учащихся.
Таким образом, возникает возможность целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся. Тем самым можно выбирать методы обучения, наиболее подходящие к условиям своей работы, предвидеть, прогнозировать возможные последствия их применения, находить выходы из многочисленных затруднений, встречающихся на практике.
Самостоятельная работа занимает исключительное место в современном уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной работы. Умение управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия в жизни человека и в его трудовой деятельности.
Жизнь человека — это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология
человеческой судьбы. /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.
2. Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
3. Виштак О.В. Оржинская С.В. Система планирования самостоятельной работы студентов// профессиональное образование. Столица.2011. №1.
С. 41-42
4. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования от 17 марта 2000 г. Номер
государственной регистрации 234 экс/сп.
5. Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения /Новые ценности
образования: Десять концепций и эссе / Ред.Н.Б. Крылова. - М.:
Инноватор, 1996.
6. Заглавие с экрана //http://slovari.yandex.ru
7. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические указания /сост. А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ -Саранск.: Изд-во Морд. у-та, 2009. - 35 с.
8. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и
профессионализм государственной службы: контекст истории и
современность. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. - 256 с.
9. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента//Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С.114-115.толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. (Переиздавался в 1947¬1948 гг.) /Яндекс. Словари. [Электронный ресурс]
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
11. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.
12. Левченко И.Е. Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС// Научные исследования в образовании №4 2012 г С.33-41;
13. Пидкасистого П.И. "Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. (2006, 608с.; 1998, 640с.)
14. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. - Мн.: Изд- во БГУ, 1980. - 144 с.
15. Столяренко Л.Д. "Педагогика - Ростов, 2000
16. Теория и методика обучения. Кукушин В.С. (2005, 474с.)
17. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2004. - 72 с. - (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).
18. Фирсова И.А. Саморазвитие личности и современные технологии обучения /И.А. Фирсова, И.В. Непрокина //Личностно ориентированные технологии в обучении: Сб. науч. -метод работ. - Самара.: Самар. гос. пед.колледж, 2001. - С. 153 - 156.
19. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 □ теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. □ Ростов-н/Д, 2001. □ 23 с.