Введение 3
1. Теоретические основы управления товарной политикой предприятия 5
1.1 Цели, задачи и функции товарной политики предприятия 5
1.2 Факторы и этапы формирования товарной политики предприятия 11
1.3 Методы анализа товарной политики предприятия 23
2. Анализ управления товарной политикой в ООО «Фиссман-Клуб» 30
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Фиссман-Клуб» 30
2.2 Исследование системы управления ООО «Фиссман-Клуб» 36
2.3 Оценка управления товарной политикой ООО «Фиссман-Клуб» 41
3. Рекомендации по совершенствованию управления товарной
политикой в ООО «Фиссман-Клуб» 53
3.1 Рационализация состава и структуры товарного ассортимента 53
3.2 Мероприятия по совершенствованию стимулирования сбыта 58
3.3 Разработка рекламной программы 70
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики,
распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно - экономической обстановки в России оптовые торговые предприятия по - разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления товарной политикой предприятия.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Осветить теоретическую сторону товарной политики предприятия.
2. Дать характеристику предприятия ООО «Фиссман-Клуб» и осуществить анализ управления товарной политикой на данном предприятии.
3. На основе анализа разработать предложения по совершенствованию управления товарной политикой ООО «Фиссман-Клуб».
Объект исследования - ООО «Фиссман-Клуб», предмет исследования - товарная политика предприятия.
Методы исследования: анализ документальных источников;
интервьюирование; наблюдения; беседы.
Практическая значимость проведенного исследования создаст
возможность для повышения эффективности управления товарной политикой торгового предприятия.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам маркетинговых исследований и формирования товарной политики. Особое место среди них занимают работы ученых: Азоев Г.Л, Беляевский И.К., Голубков Е.П., Котлер Ф., Романов А.Н., Левшин Ф.М., Парсяк В.Н. и многие другие.
Объект, предмет, цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Товарная (продуктовая) политика представляет собой совокупность маркетинговых принципов, методов и мероприятий, связанных с формированием и управлением товарным (продуктовым) портфелем хозяйствующего субъекта.
Под товарным (продуктовым) портфелем (номенклатурой) понимается совокупность отдельных продуктов или групп продуктов, предлагаемая для продажи потребителям.
При управлении товарной политикой на предприятии необходимо соблюдать следующие принципы:
- разработка выгодного товарного ассортимента с учетом товаров- аналогов, уровня спроса, совокупных затрат;
- организация маркетинговых исследований в целях создания достоверного банка данных по конъюнктуре, ценам, конкурентам и потребительской панели;
- своевременное обновление товарного ассортимента за счет концепции нового товара.
Все методы управления товарной политикой делятся по количеству факторов и показателей, которыми они оперируют. Можно выделить однофакторные методики, двухфакторные и многофакторные модели и прочие методики.
Объектом исследования явилось ООО «Фиссман-Клуб», владеющая сетью оптовых и розничных торговых точек, предлагающих широкий ассортимент непродовольственных потребительских товаров.
ООО «Фиссман-Клуб» является субъектом малого бизнеса, имеет статус юридического лица и создано для осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли.
В ООО «Фиссман-Клуб» применяется линейно - функциональная структура организации, на базе которой и осуществляется управление предприятием. Организационная структура управления отражает логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей (планирование, мотивация, контроль и другие), построенных таким образом, чтобы эффективно достигать целей ООО «Фиссман-Клуб». Главной функцией организационной структуры является координация и контроль.
Сбытовая стратегия ООО «Фиссман-Клуб» нацеленная на конечный финансовый результат, а именно - увеличение объемов реализации продукции.
Торговое предприятие ООО «Фиссман-Клуб» занимает 16% рынка.
В настоящее время в ООО «Фиссман-Клуб» насчитывается более 150 наименований товаров. В ассортименте ООО «Фиссман-Клуб» товары для дома, в частности, одноразовая посуда, столовая посуда, столовые приборы и т.д.
ООО «Фиссман-Клуб» в целом в своей деятельности окупает затраты.
Полученные данные свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности в 2013 годах план перевыполнен на 4,8%, а в 2014 году на 3,2%. Перевыполнение плана произошло в 2013 году за счет повышения среднего уровня цен на 10,5%.
Проведенный SW^T - анализ предприятия ООО «Фиссман-Клуб» для выявления сильных и слабых сторон, выявил следующие задачи:
1. Оптимизировать продуктовый портфель.
2. Осуществить усилия по совершенствованию стимулирования сбыта.
В целях обоснования направлений совершенствования управления
товарной политикой в ООО «Фиссман-Клуб» мы воспользовались такими инструментами как АВС-анализ, исследование жизненного цикла товаров и портфельные подходы.
Нами были предприняты попытки разработки рекомендаций в совершенствовании рационализации состава и ассортиментной политики организации. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика ООО «Фиссман-Клуб» служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам ООО «Фиссман- Клуб» ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
Предложенные нами мероприятия считаем обоснованными, так как очень актуален правильный выбор ассортиментной политики торгового предприятия, так как если она будет максимальным образом удовлетворяться спрос потребителей, то в конечном итоге предприятие будет рентабельным, а также правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Для совершенствования системы стимулирования продаж на предприятии ООО «Фиссман-Клуб» необходимо:
- разработать дисконтную систему для мотивации покупателя. Стратегическая цель дисконтной системы заключается: в привлечении большого количества покупателей; увеличения объема товарооборота; ускорении оборота; увеличении прибыли.
-рассмотреть возможность дополнительной рекламы, направленной именно на розничных покупателей - создание интернет-сайта компании. Предложенные мероприятия эффективно повлияют на объем продаж.
1. «О рекламе» // Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 18.07.2013).
2. Акулич И.Л. Внутренняя и внешняя среда маркетинга / И.Л. Акулич. Минск: Март, 2009. 228 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2009.
164с.
4. Антипов А.К. Основы рекламы: учебник. М.: Дашков и К, 2012.
326 с.
5. Афанасьев М.П. Маркетинг стратегия и практика фирмы. М.: Инфра, 2008. 354 с.
6. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. М.:, Финансы и статистика, 2009. 297 с.
7. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 736 с.
8. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Басовский. М.: Дело, 2008. 628 с.
9. Баутов А. Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе// Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №3. - С.18 - 31.
10. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. М. : КНОРУС, 2012. 456 с.
11. Беляевский И.Д. Маркетинговое исследование: информация,
анализ, прогноз: учебное пособие / И.Д. Беляевский. М.: Дашков и К, 2010. 367с.
12. Березина Е.А. Эффективные технологии управления жизненным циклом товара // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Санкт-Петербург, 2009.
13. Блажнов Е.А. Учебное пособие для деловых людей. М.: ИМА- пресс, 2009. 397 с.
14. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 2010. 304 с.
15. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование. Теория и практика: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. 492 с.
16. Васильев Г.А. Концепции управления рекламной деятельностью // Маркетинг. 2008. №5. С.62-69.
17. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. 718 с.
18. Головлева Е.Л. Основы рекламы. М.: ОАО «Московские
учебники», 2012. 271 с.
19. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2009. 312 с.
20. Гольцов А. В. Стратегический маркетинг / А.В. Гольцов. М.: МАРТ, 2009. 319 с.
21. Григорьев М.Н. Маркетинг / М.Н. Григорьев. М.:Гардарики, 2006.
688с.
22. Дихтль Е, Хёршген Х. Практический маркетинг: учеб пособие. М.: Высш. Шк., 2005.- 255 с.
23. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха - маркетинг. М.: ИНФРА, 2009. 421.
24. Зайцева О.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.:Центр,2010.
432 с.
25. Зеленцова Л.С. Механизм развития управлением производством. М.: АУ, 2009. 336 с.
26. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: Учеб.-практ.
пособие. М.: Эксмо, 2006. 113 с.
27. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. 478 с.
28. Ковалёв А. И. , Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. 415 с.
29. Козлова О.В. Управление производством. М.: Вега, 2009. 211 с.
30. Колчина Н. В. , Поляк В. Г., Павлова Л. П. Финансы предприятий. М.: ЮНИТИ, 2010. 240 с.
31. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2010. 312 с.
32. Кретов И. Маркетинг на предприятии. М.:Статинформ, 2009. 302c.
33. Маркетинг: Общий курс: Учебное пособие / Под ред. Н.Я. Калюжниковой, А.Я. Якобсона.М.: Омега-Л, 2013. 795 с.
34. Мирзоев Р.Г. Методология эффективности в менеджменте и маркетинге: учебное пособие / Р.Г. Мирзоев. СПб, 2010. 228 с.
35. Ноздрева Н.Н. Маркетинг: учебник, методический комплекс по маркетингу / Н.Н. Ноздрева. СПб.: Питер, 2008. 416 с.
36. Океанова З.К. Маркетинг: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. 424 с.
37. Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничной торговле: учебное пособие / Т.Н. Парамонова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 412 с.
38. Рамазанов И.А. Маркетинг в розничной торговле: учебнопрактическое пособие / И.А. Рамазанов. М: ЮНИТИ, 2009. 526 с.
39. Романов А.И. Маркетинг / А.И. Романов. М.: Банки и маркетинг, ЮНИТИ, 2010. 452 с.
40. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп., М.: Финансы и статистика, 2010.- 421 с.
41. Стаханов В. Маркетинг сферы услуг: Учеб. пособие М.:
Экспертное бюро, 2009. 160 с.
42. Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Юрайт, 2009. 248с.
43. Уткин Э.В. Управление фирмой. М.: АКАЛИС, 2010. 235 с.
44. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. М.:
ИНФРА-М, 2010. 436 с.
45. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. М: Финансы и статистика, 2008. 364 с.
46. Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник. М.: Издательскоторговая корорация «Дашков и К»,2009. 416 с.
47. Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование / Д.О. Ямпольская. СПб: Питер. 2010. 407 с.
48. Материал ООО «Фиссман-Клуб», 2012 - 2014 г.